Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)
Оценка 4.6

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
7 кл—9 кл
26.04.2017
Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)
Предлагаю вниманию коллег сценарий культурно-образовательного собы-тия, разработанный совместно с учащимися 7 и 8 классов к празднику Победы. Это культурно-образовательное событие посвящено памяти павших героев: командира партизанской бригады А. А. Германа, прадеда одного из учащихся, татарского поэта Мусы Джалиля, героев-молодогвардейцев. По опыту известно, что такое мероприятие эффективно воздействует на учащихся, формирует в их душах активное неприятие войны, воспитывает в них чувство гордости за защитников Отечества и уважения к ним. На уроке применяется технология интеграции: взаимодействуют два предмета – русский язык и литература. Мероприятие можно провести в форме устного журнала.Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" переносит школьников в прошлое нашей страны времён Великой Отечественной войны и знакомит их с героями, написавшими последние в своей жизни письма-послания близким людям, поэтому они звучат очень достоверно. Это событие носит интегрированный характер предметов "русский язык" и "литература".
Культурно-образовательное событие.docx
Культурно­образовательное событие Посвящается героям Великой Отечественной войны, павшим смертью храбрых  за Родину Цели: 1. Знакомство с письмами­посланиями героев Великой Отечественной  войны;             2. Знакомство с произведениями писателей, погибших на войне; Задачи:  Закрепить знания о видах и особенностях письма;  Определять виды письма и уметь находить особенности разных видов писем (личных и официальных);  Уметь анализировать стихотворное произведение. Воспитательные ­   Воспитание любви к Родине  Воспитание уважения к памяти павших героев на основе знакомства  школьников с посланиями героев, погибших за Родину в годы Великой  Отечественной войны Оборудование:  Победы»;  презентация к уроку;  аудиозапись песен «Вставай, страна огромная!», «В землянке», «День   тексты писем: личного, официального;   текст  стихотворения М. Джалиля  книги:  «Говорят погибшие герои», Муса Джалиль «Стихотворения», «Молодая  гвардия А. Фадеева Ход Учитель. Добрый день, дорогие друзья. Совсем недавно наша страна отпраздновала 65 лет  со дня Великой победы нашего народа над фашистской Германией. Приближается  скорбная дата – 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны – 22 июня. Эта дата –  ещё один повод вспомнить тех, кто отдал свои жизни ради мира на земле. Сегодня нам с  вами предстоит познакомиться с героической судьбой героев Великой Отечественной  войны и их посланиями родным и близким, узнать, о чем думали, мечтали те, кто знал, что  погибнет, защищая нашу страну от фашистских завоевателей. В конце встречи с  героическим прошлым нашей страны я предлагаю вам высказать свои впечатления и  возникшие у вас мысли о том, что вы услышите, а также принять участие во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» и написать письмо в 1941­й год. В ходе урока вы должны оценить выступления одноклассников и зафиксировать их в  экспертной карте. I ЧАСТЬ КОМАНДИР ПАРТИЗАНСКОЙ БРИГАДЫ А. В. ГЕРМАН На слайде копия письма А. В. Германа, его портрет. Тихо звучит мелодия песни «В землянке» Ученик (на фоне тихой музыки к песне «Землянка»). Письмо командира партизанской бригады А. В. Германа жене:  ­ Дорогая Фаинушка! Сейчас наша страна переживает тяжёлые дни своей истории.  Каждый гражданин обязан отдать всё, что он может, вплоть до своей жизни, если она  потребуется. Я на протяжение почти года был в тылу у немцев. Прошёл много районов. Я видел  фашиста в звериной шкуре, …когда он издевается над мирным населением – детьми и  стариками, видел, как изверг убивает ребёнка пред глазами обезумевшей матери… В селе  Санники Новосокольнического района гитлеровцы сожгли и истерзали 480 человек. Видел  фашиста в роли овечки, кода он попадает в руки партизан, когда он бежит, как заяц, от  частей Красной Армии. Я помнил, что у меня есть жена, есть ребёнок, за моей спиной  советские честные люди, я должен их защищать. И я их защищал.  По пройденному пути разгромлены десятки гарнизонов, 17 волостных управ, уничтожено  много техники и живой силы врага. Мы заставили фашистов трепетать при упоминании  слова «партизан». …Жизнь я люблю безумно…но если придётся умереть, то знай, что умру честно,  самоотверженно. Я не посрамлю земли русской, не посрамлю своей семьи; сыну будет что  вспомнить об отце его, и если когда­либо повторится сей грозный час, то будет с кого взять пример…          Ну, пока. Крепко прижимаю к сердцу тебя и Алюську (сына Альберта).                                                                                                      Ваш Шура. Ученик. Александр Герман! Неувядаемой славой овеяно это имя. Это о нём, о  бесстрашном партизанском комбриге, поют песни, рассказывают детям старожилы  древнего Пскова и седого Новгорода. Александр Викторович Герман родился и вырос в городе на Неве. Ленинградский  комсомол дал ему путёвку в армию. В 1937 году окончил бронетанковое училище в Орле и  служил в танковых войсках.        В первую суровую осень А. В. стал партизаном. Рейд по тылам врага 2­й особой   партизанской бригады продолжался несколько месяцев. Всю зиму 1942 года и весну 1943­ го провели партизаны в непрерывных походах, базируясь не в лесах, а в деревнях, из  которых с боями изгонялись оккупанты.  Девиз Германа был таков: «Искать, преследовать и истреблять врага!»     В начале сентября 1943 г. Фашистам удалось окружить Ленинградскую партизанскую  бригаду. В ночь на 6 сентября Герман повёл бригаду на прорыв. Бригада прорвалась, но в  этом ночном бою фашистская пуля сразила бесстрашного комбрига, который сдержал свои честные слова: «Я не посрамлю земли русской…»     Александр Герман похоронен на Валдае Новгородской области. В 1944 г. ему присвоено  звание Героя Советского Союза. На экране – изображение звезды Героя Советского Союза  Ученик (продолжает). Подлинники писем Германа хранятся в семье героя. Сын  Александра Викторовича Альберт стал офицером Советской Армии. Учитель. Скажите, ребята, с каким видом письма вы познакомились? (Это личное  письмо). Давайте вспомним особенности личных писем.  Слайд с надписью: «Особенности личных писем» разговорная лексика    непринуждённость тона эмоциональность       образность Следуют ответы учащихся  Ещё раз обратимся к письму Александра Германа и постараемся увидеть эти особенности.   Учащиеся работают с текстом письма и находят особенности личных писем в письме А. Германа Приметы разговорной лексики: обращение Фаинушка, имя сына Алюська, слово прощания  пока; эмоциональность прослеживается в употреблении высокой лексики и  фразеологизмов: Я видел фашиста в звериной шкуре, видел фашиста в роли овечки,  бежит, как заяц; …за моей спиной советские честные люди; жизнь я люблю  безумно; я не посрамлю земли русской… и др. Образность также видна в тех же  фразеологизмах, сравнениях. Общая же особенность именно этого письма – особая торжественная приподнятость тона и лексики, так как пишущий это письмо партизан знал, что погибнет и хотел передать  эстафету мужества своему сыну. II ЧАСТЬ ОН МЕЧТАЛ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ… Ученик. Письмо и человек, о котором мы узнали, ­ жил и воевал на Западе России. Письма  во время войны были тонкой, но крепкой нитью, связывавшей бойцов и их дорогих близких: В семье вашего одноклассника Димы тоже был солдат, воевавший и героически погибший в огне войны. Его звали Раднажаб. Рос он в большой семье, которая проживала в  Баргузинском районе.  У Раднажаба , кроме него, было 7 сестёр. Несмотря на трудное  детство, он всё же окончил среднюю школу, сначала работал в родном колхозе  бухгалтером, затем закончил кяхтинское педучилище: мечтал стать учителем. Раднажаб  рассказывал: «С нетерпением ждал начала учебного года. Мечтал: войду в класс, где когда­ то сам учился, и скажу: «Здравствуйте, дети!» Но этим светлым мечтам не суждено было  сбыться: нагрянула война…  Ученик. Раднажаб Эрдыниев сражался отважно, был тяжело ранен, но после госпиталя  вернулся на передовую в стрелковую часть и командовал стрелковым взводом. Бойцы  привыкли видеть впереди атакующих цепей своего лейтенанта, слышать его призывающий и ободряющий голос. Он был неразлучен с бойцами, находился на самых опасных участках.  И бойцы любили его, готовы были идти за ним и в огонь, и в воду. Он писал домой письма,  которые с нетерпением ждали. В октябре 1944 г. наши войска с боями ворвались в пределы Восточной Пруссии. Война  подходила к концу. В бою за местечко Дронут , что в 14­ти км от Кенигсберга, лейтенант  Раднажаб Эрдыниев был насмерть сражён вражеским осколком. Недолог, но славен был  путь Раднажаба Эрдыниева. ОН награждён орденом Красной Звезды, медалями «За  отвагу», «За боевые заслуги», «З взятие Кенигсберга». Слайд с наградами Ученик. Однажды в семью погибшего Раднажаба пришло письмо из Ленинграда. Писал  гвардии полковник в отставке, военный журналист Бачурин. Он просил отправить  документы, письма Раднажаба, чтобы написать о нём статью, а затем книгу. Родственники  отправили все документы. Чуть позже пришло ещё одно письмо. Слайд с письмом  Но случилось непредвиденное: неожиданно гвардии полковник умер, и все  документы затерялись… В семье осталась память о герое и статья из газеты «Баргузинская правда», и ни одной фотографии… Учитель. Скажите, с каким видом письма вы познакомились в этот раз? Докажите это,  назвав признаки официального письма. Официальное обращение  Слайд с записью Особенности официальных писем  Официальное обращение  Нейтральный тон изложения  Точность и определённость  Лаконичность, краткость изложения текста  Преобладание простых распространённых  предложений III ЧАСТЬ ЗАВЕЩАНИЕ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ На экране – фотография татарского поэта Мусы  Джалиля Ученик.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Земля!.. Отдохнуть бы от плена, На вольном побыть сквозняке…  Но стынут над стонами стены, Тяжёлая дверь – на замке. О небо с душою крылатой! Я столько бы отдал за взмах!.. Но тело на дне каземата И пленные руки – в цепях. Как плещет дождями свобода В счастливые лица цветов! Но гаснет под каменным сводом Дыханье слабеющих слов. Я знаю – в объятиях света Так сладостен миг бытия! Но я умираю… И это –                                             Август 1943  Последняя песня моя. Ученик. Эти стихи сочинил в фашистском плену Муса Джалиль (Муса Мустафович  Залилов), известный татарский поэт. Он родился в 1906 г. В деревне Мустафино, Оренбургской губернии, в бедной крестьянской семье. В 1920 г. вступил в комсомол и уже  в те годы начал писать стихи. По окончании рабфака был на комсомольской работе,  занимался одновременно литературным творчеством. На его либретто была поставлена  известная татарская опера «Алтынчэч». В 1939 г. был избран председателем Союза  писателей Татарии.        В самом начале войны Муса Джалиль стал воином. Был направлен на Волховский  фронт, во 2­ю ударную армию. В июне 1942 г. Под Мясным Бором, попав в окружение,  тяжело раненный, он был взят в плен и помещён в лагерь под Халмом, в Польше. Весной 1943 г. Мусу Джалиля отправили в Германию, в лагерь Вустрау, недалеко от  Берлина. Здесь по заданию подпольной группы он принял предложение работать в  комитете, который занимался вербовкой гитлеровских легионеров среди татар, башкир и  других народностей, населяющих восточные районы СССР. Джалиль наладил связь с  подпольными группами. Подпольщики готовили восстание, но в ночь на 12 августа 1943 г.  по доносу провокаторов все были арестованы. Арестованных отправили в берлинскую  тюрьму Моабит. Полгода длилось следствие, и в марте 1944 г. состоялся суд. Приговор  был приведён в исполнение 25 августа 1944 г. Муса Джалиль был гильотинирован.  Учитель. Послания Мусы Джалиля  под общим названием «Моабитская тетрадь» по  просьбе поэта прибыли в страну разными путями: в основном их отправили и привезли  бывшие заключённые Моабита, чудом оставшиеся в живых. Это были люди разных  национальностей: татарин, бельгиец, турецкий подданный. Не все тетради сохранились. Но  благодаря тем, которые всё же попали на родину, с Мусы Джалиля сняли тяжкое  обвинение в государственной измене… посмертно. Стихи из «Моабитских тетрадей» были  впервые опубликованы в «Литературной газете» в 1953 г. после смерти Сталина благодаря  главному редактору Константину Симонову. На экране изображение звезды Героя Советского Союза        Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а его творчество отмечено высокой наградой – Ленинской премией.        В тюрьме поэт писал свои стихотворения на разной бумаге, видимо, подобранной в  лагерях, тюрьмах, нарезанной из газетных полей. Эти тетради настолько малы, что  свободно умещаются на ладони. Тетради Мусы Джалиля – своеобразные письма на волю,  их бережно сохранили друзья поэта. На экране – фотографии «Моабитских тетрадей» и  текст письма­завещания Мусы Джалиля, написанного на обложке первой тетради в декабре 1943 г. Ученик (читает). Другу, который умеет читать по­татарски и прочтёт эту тетрадку. Это написал известный татарскому народу поэт Муса Джалиль. Испытав все ужасы  фашистского концлагеря, не покорившись страху сорока смертей,  …привезён в Берлин.  Его присудят к смертной казни. Он умрёт. Но у него останется 115 стихов, написанных в  заточении.  Если эта книжка попадёт в твои руки, … перепиши их набело и после войны … выпусти их в свет, как стихи погибшего поэта татарского народа. Это моё завещание.                                    Муса Джалиль. 1943. декабрь. Ученик.                                                Палачу                                                               Нет, врёшь, палач, не встану на колени, Хоть брось в застенки, хоть продай в рабы! Умру я стоя, не прося прощенья, Хоть голову мне топором руби! Мне жаль, что я тех, кто с тобою сроден,                                                               Не тысячу – лишь сотню истребил.                                        За это бы у своего народа                                        Прощенья на коленях я просил. Ученик.  Мои песни                                 Песни, в душе я взрастил ваши всходы, Ныне в Отчизне цветите в тепле. Сколько дано вам огня и свободы, Столько дано вам прожить на земле!  Вам я поверил своё вдохновенье, Жаркие чувства и слёз чистоту. Если умрёте – умру я в забвенье, Будете жить – с вами жизнь обрету. Пел я, весеннюю свежесть почуя,             Пел я, вступая за родину в бой.             Вот и последнюю песню пишу я,              Видя топор палача над собой.            Песня меня научила свободе,            Песня борцом умереть мне велит.            Жизнь моя песней звенела в народе,            Смерть моя песней борьбы прозвучит.  IV ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ УЧАСТНИКОВ КОМСОМОЛЬСКОЙ ПОДПОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»   г. Краснодон Ученик. Наш народ свято хранит память о молодогвардейцах Краснодона. Их подвиг стал  символом беспредельной преданности нашей Родине.  Ещё до оккупации города фашистами Луганский обком партии создал подполье. 20  июля 1942 года гитлеровцы вошли в Краснодон, начались массовые аресты. Многие  подпольщики были схвачены и расстреляны, но разрушить полностью подполье фашисты не смогли. Подпольщики наладили связь с оставшимися в городе комсомольцами. Стали  создаватьcя подпольные комсомольские группы. В центре города молодёжь возглавили  Олег Кошевой  Иван Земнухов, на одной из окраин – Сергей Тюленин, в посёлке  Первомайка – Анатолий Попов, Ульяна Громова и Майя Пегливанова. С созданием  «Молодой гвардии» подпольщиками велась работа по сбору оружия, по выпуску и  распространению нелегальных листовок, призывавших краснодонцев к сопротивлению,  сообщавших правду о положении на фронтах.  Молодогвардейцы призывали к срыву  заготовок сельхозпродуктов, уничтожению складов, саботажу на шахтах, организовали  побег красноармейцев из первомайской больницы и освободили более 70 бойцов и  командиров  из лагеря на хуторе Волчанск.  5 декабря, в день Конституции, спалив биржу  труда, они спасли несколько тысяч людей от угона на фашистскую каторгу. «Молодая  гвардия» готовилась к вооружённому выступлению против оккупантов в момент  приближения советских войск. Ученик. Провал наступил неожиданно. Полиция начала арестовывать молодогвардейцев  из­за предательства Геннадия Почепцова, который, желая выслужиться перед  гитлеровцами, написал донос. 4 камеры городской полиции были забиты до отказа.  Начались пытки. Подпольщиков подвешивали за шею к оконной раме, давили дверью  пальцы на руках, били паками и плетьми, загоняли под ногти иголки. Сознавая, что живыми вырваться из плена гестапо не удастся, молодогвардейцы стали  делать надписи на стенах тюремных камер. С большим трудом им удавалось отправить  небольшие записки родным и близким. На слайде надписи на стенах тюремных камер, ведущие попеременно читают надписи, портрет Клавы Ковалёвой Ученица. Записка К. П. Ковалёвой: ­ Дорогая мамочка! Если папа будет жив, то пусть отомстит… по лозунгу: «Кровь за кровь, жизнь за жизнь».  Домой не вернусь, спрячьте дневник.  С приветом 14 января 1943 г. На экране портрет Анатолия Попова, его предсмертная записка матери Ученик. Записка А. В. Попова  15 января 1943 г. Поздравь меня, мама, с днём рождения. Не плачь, утри слёзы. На экране  портреты Олега Кошевого, Ульяны Громовой, её предсмертная записка родным Ученица. Письмо У. М. Громовой на стене тюремной камеры. Прощайте, папа, Прощайте, мама, Прощайте, вся моя родня. Прощай, мой брат любимый Еля, Больше не увидишь ты меня. Твои моторы во сне мне снятся, Твой стан в глазах всегда стоит, Мой брат любимый, я погибаю, Крепче стой за Родину свою. До свиданья.                                    С приветом, Громова Уля. 15 января 1943 г. На экране  портрет Любови Шевцовой, предсмертные послания матери Ученица. Записка Л. Г. Шевцовой. Январь 1943 г. Здравствуйте, мамочка и Михайловна! Мамочка, вам уже известно, где я нахожусь… Прости меня за всё, может быть, я тебя вижу в последний раз, а отца уже, наверно, не  увижу. Ученица. Надписи Л. Г. Шевцовой 7 февраля 1943 г. Мама, я тебя сейчас вспомнила. Твоя Любаша. Прошу простить меня. Взяли навеки.                                                                 Шевцова. Не позднее 7 февраля 1943 г. Прощай, мама, твоя дочь Люба уходит в сырую землю. Ученик. Люба Шевцова погибла одной из последних. «Её мучили до седьмого февраля,  надеясь добыть у неё шифр и радиопередатчик. …Когда Любу вывели на расстрел, она  запела одну из самых своих любимых песен:  На широких московских просторах….  Ротенфюрер СС, ведший её на расстрел, хотел поставить её на колени и выстрелить в  затылок, но Люба не стала на колени и приняла пулю в лицо» (из романа А. Фадеева  «Молодая гвардия»). Слайд с надписями  молодогвардейцев на стене одной из камер фашистской тюрьмы г. Краснодона Учитель. В ночь на 16 января 1943 года у шурфа шахты № 5 были казнены несколько  человек, и среди них – Виктор Третьякевич, Иван Земнухов, Ульяна Громова, Анатолий  Попов. Анатолию 16 января должно было исполниться 19 лет…  Несколько дней фашисты  возили подпольщиков группами на расстрел и тела их сбрасывали в 80­метровый ствол  шахты № 5. После освобождения Краснодона из шахты было извлечено более 70  изуродованных до неузнаваемости трупов. А было им всего 18 – 20 лет…        Советский писатель XX века Александр Фадеев в конце войны буквально по горячим  следам написал о героях ­ комсомольцах роман под названием «Молодая гвардия».   На экране портреты героев­краснодонцев и изображение звезд  Героя Советского Союза Ученик (торжественно). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября  1943 года руководителям организации «Молодая гвардия»  У. Громовой, И. Земнухову, О. Кошевому, С. Тюленину, Л. Шевцовой присвоено звание  Героя Советского Союза.  Звучит отрывок из «Первого концерта для фортепиано с оркестром» С. Рахманинова, величавая и трагически­оптимистическая, постепенно становится тише Ученица. О героях­молодогвардейцах можно сказать словами М. Горького: «Пускай ты  умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом  гордым к свободе, к свету. Безумству храбрых поём мы песню!» Наш народ всегда будет  помнить, какой ценой был завоёван мир – ценой отданных жизней героев­патриотов. Все ведущие. Вечная слава героям! Слайд «Вечная слава героям!» Вновь громко звучит музыка, стихает Учитель. Письма героев войны…  Солдатские, партизанские письма, записки на клочках  газет, серой бумаги, надписи на стенах тюремных камер. Их писали разные люди: партизан, поэт, юноши и девушки. Эти послания все разные, но всё же в них есть что­то общее, то,  что объединяет их. Как вы думаете, ребята, что же в них общего?  Учащиеся дают ответы  Примерные ответы:  ­Эти письма объединяет то, что люди, которые их писали, горячо любили нашу Родину и,  осознавая, что погибнут, не трусили перед лицом смерти. ­ Все, с кем мы познакомились сегодня на уроке письма, отдали свои жизни во имя Победы. ­ Они очень любили жизнь, но сознательно пошли на смерть во имя победы (и т. д.) Звучит фрагмент песни «День Победы»

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)

Культурно-образовательное событие "Письма-послания павших героев" (посвящается Дню Победы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2017