«Путешествие в страну вежливости и доброты»
Цель: Знакомство с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами.
Задачи:
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оформление: на доске плакаты «Вежливые слова».
Играет музыка о доброте «Дорогою добра»
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Ребята, давайте подарим капельку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
II. Вступительное слово.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
- Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.
- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.
А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.
– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
Дети: Страна Вежливости и Доброты. СЛАЙД № 1.
- Первый пункт, который, мы должны посетить – это «Аллея Приветствий». Слайд 2
– Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?
Дети: Со слова «Здравствуйте».
- Правильно, люди начинают со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
– А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?
- У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: СЛАЙД № 3
у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.
“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении. СЛАЙД № 4
- А какие еще слова приветствия вы знаете? (доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, салют, здравствуй.) СЛАЙД № 5
- Ребята, а вы знаете, что разных людей мы приветствуем по-разному?
- Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:
· С другом или подругой
· С учителем и воспитателем
· С любимой бабушкой
· С тем, кого рады видеть
- А теперь скажем все вместе: «Здравствуйте все!» и поапплодируем друг другу.
– А дальше мы должны переплыть – «Море Доброты». СЛАЙД № 6
- Дети, а что же такое доброта? (Ответы детей)
- Доброта - это Слайд №7
Добро начинается с любви ко всему живому.
Добрый человек — тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
- Ребята, вы знаете пословицы о доброте?
- Как вы можете объяснить эти пословицы?
- Ребята, а сейчас вам задание: нужно заменить злые и нехорошие слова, которые я буду называть противоположными по смыслу словами.
· ГРУБОСТЬ - ВЕЖЛИВОСТЬ
· ЗЛО – ДОБРО
· ВРАГ – ДРУГ
· ЖАДНОСТЬ - ЩЕДРОСТЬ
· БЕДА - РАДОСТЬ
- Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте? Дети рассказывают стихотворение «Доброта»:
- А нам пора двигаться дальше.
Впереди нас ждет – «Город Вежливости». СЛАЙД № 8
- А как вы думаете, что такое вежливость?
- Давайте, прочитаем СЛАЙД № 9
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
- Ребята, а всегда ли вы в общении с людьми пользуетесь «Вежливыми словами, по - другому - волшебными словами»?
Поговорим о словах – ключиках, которыми открываются сердца. СЛАЙД № 10
игра «Словарь вежливых слов».
- Ребята вы должны добавить подходящие слова по смыслу.
Растает
даже ледяная глыба,
От слова теплого - Спасибо.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит - Добрый день.
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, - Здравствуйте.
Когда нас ругают за шалости,
Говорим - Простите, пожалуйста.
И в России, и в Дании,
На прощанье говорят - До
свидания!
Воспитатель: Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами».
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду зачитывать задачу-ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет, были действия в ней. И как правильно поступать в данной ситуации.
Ситуация 1.
Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама.
“Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2.
Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”
Какие ошибки допустил мальчик?
1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить «который час», а не «сколько время».
Ситуация 3.
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка? (Надо было сказать общее “Здравствуйте”).
- А вас когда-нибудь выручала вежливость?
- А может ли вежливый человек быть злым? Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная! И значит она всегда с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.
- А сейчас, ребята, проведем физминутку. Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Физкультминутка. Игра “Будь внимателен”
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в
ладоши!
Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места. СЛАЙД № 11
Игра “Вежливо — невежливо” СЛАЙД № 12
- Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.
- Молодцы, ребята, ваши правильные ответы помогли нам побывать в Городе Вежливости.
Мы продолжаем наше путешествие и следующее место, куда мы отправимся это «Дворец Извинений». СЛАЙД № 13
- Какие слова извинений вы знаете?
Извините, пожалуйста
Я не хотел Вас обидеть
Простите меня
Дети читают стихи:
Малыша обидел Саша,
Но пред школою в строю,
Саша просит
«Извините, я ошибку признаю!»
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал!»
Воспитатель: Будьте ласковыми, добрыми, внимательными ДЕТЬМИ. Проявляйте любовь ко всему живому, а особенно к тем, кто с вами работает здесь в центре и в школе, заботится о вас. Наша группа – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Остается надеяться, что вы будете себя вести так, как мы сегодня учились.
Воспитатель: Давайте закончим наше путешествие, ПРОЧИТАВ ПРАВИЛА ДОБРЫХ И ВЕЖЛИВЫХ ПОСТУПКОВ: СЛАЙД № 14
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути. СЛАЙД № 15
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
И в заключение нашего занятия, давайте споем песню:
Песня «Если добрый ты!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.