Культурные традиции различных религий. Искусство в религиозной культуре.
Оценка 4.8

Культурные традиции различных религий. Искусство в религиозной культуре.

Оценка 4.8
doc
22.08.2022
Культурные традиции различных религий. Искусство в религиозной культуре.
Конспект урока ОРКСЭИскусство в религиозной культуре.doc

Урок №14 модуля «Основы мировых религиозных культур»

Тема: Культурные традиции различных религий.

Искусство в религиозной культуре.

     Роль и место раздела в курсе: 4 класс, четвёртая четверть, 14 и 15 уроки проводятся в конце учебного года, перед обобщением полученных знаний о религиях в России.

     Урок комбинированный: Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний.

      Форма работы на уроках: групповая, индивидуальная.

      Цели урока:

     - определить роль искусства в различных религиях (христианство, иудаизм, ислам и буддизм);

     -  выявить формы искусства, характерные для традиционных религий России;

     -  формировать умения и навыки живописной и декоративно- прикладной деятельности учащихся.

      Задачи урока:

      - приобщать учащихся к декоративно- прикладному искусству, как части религиозной культуры христианства, иудаизма, ислама и буддизма;

      - развивать способности целостного восприятия образа предметов, анализа, вычленения и индивидуального синтеза декора;

      - развивать образное, логическое мышление и конструкторские способности;

      -   обучить приёмам и навыкам создания орнамента на основе знаний классической декоративной композиции.

       Оборудование учителя: демонстрационный проектор, 4ноутбука, оформленная доска, учебная таблица, презентация.

      Оборудование учащихся: учебники, альбомы, краски, фломастеры, карандаши.

       План урока:

1.     Организационная часть урока.

2.     Тема и цель урока.

3.     Актуализация знаний через повторение ранее изученного, подготовка к восприятию нового материала.

4.     Изучение новых знаний, необходимых для формирования ЗУН.

5.     Первичное закрепление нового материала.

6.     Самостоятельная работа.

7.     Обобщение, проверка усвоения.

Ход урока.

На доске тема урока: «Искусство в религиозной культуре»

и эпиграф «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него научаемся, а в том, какими мы благодаря нему становимся.»

( О.Уальд )

1.     Вступление

В иудаизме и христианстве последователи религии верят в Бога Творца всего мира. По мнению верующих, творческий потенциал, который Бог даёт людям, раскрывается в художественном творчестве верующих. В каждом культовом здании (синагоге, храме, мечети) можно увидеть множество выполненных руками человека красивых вещей.

2.     Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играет искусство в религии, и какие формы искусства характерны для мировых религий.

3.     Изучение нового материала

-Сегодня вы побываете в качестве журналистов печатных изданий в разных странах мира. Сейчас вы выберете редакционное задание, для его выполнения вам придётся посетить одну из стран мира. Итак, в этих конвертах задание и билет для всех сотрудников вашей редакции в страну, в которую вам и предстоит отправиться. Выберете, кто будет главным редактором вашего издания. Этот человек будет отчитываться за поездку и рассказывать обо всём, что узнают его сотрудники, на пресс конференции. А сейчас я приглашаю по одному представителю от печатных изданий для выбора конверта.

(по одному представителю от печатных изданий выбирают конверт, возвращаются в свою редакцию, отправляются к ноутбуку, где заранее установлены презентации)

-Итак, отправляйтесь в командировку. Не забудьте взять с собой фотокорреспондента, чтобы сделать фотографии для своих изданий.

(группы распределяются около ноутбуков, просматривают презентацию, записывают сведения в блокноты, возвращаются в редакцию. Если нет ноутбуков, текст можно взять из учебника стр.34,35,36,37)

- прошу главных редакторов занять место за столом у доски. Мы начинаем журналистскую пресс-конференцию. Члены- корреспонденты редакционных изданий могут задавать вам вопросы. Но сначала вы сами расскажете, где побывали, и о чём узнали в этой стране.

- Позвольте мне на правах ведущего, начать нашу пресс-конференцию и задать вопрос всем главным редакторам: в какой стране вы побывали, и какая религия исповедуется в ней?

(ответы детей)

- Какие произведения искусства применяются в ритуалах христианства, иудаизма, ислама и буддизма?

(Дети по очереди рассказывают, показывая таблицы, которые были в задании в конверте)

Ислам

 
 

 

 


                                             Графика             Архитектура    Декоративно- прикладное   

                                 (Каллиграфия)                   (мечети)                       искусство

                                                                                                                    (Арабески)

 

Буддизм

 
 

 

 


                                        Живопись     Скульптура      Декоративно- прикладное   

                                                 Картины              Статуэтки                  искусство

 

УЧИТ.- А теперь мне бы хотелось обратиться с вопросом  к вашим журналистам. Сейчас на экране появятся фотографии культовых предметов разных религий. Кто узнает их, расскажите, пожалуйста, всем присутствующим, что это?

(На экране появляются фотографии)

 

 

 

 

 

4.     Первичное закрепление знаний

На доске- примеры иконы, меноры, креста, короны Торы, мандалы, арабески, каллиграфия, статуэтки. (Предлагает задать вопросы журналистам)

      Где используются арабески? (для украшения мечетей)

      Для чего создаются мандалы? (способ медитации для достижения нирваны)

      Чем служит статуя Будды в буддизме? (объект поклонения)

       Почему в исламе нет икон? (Ислам запрещает изображение живых существ)

       Что заменило изображение живых существ? (каллиграфия. Ею написаны выдержки из Корана)

     - Кстати, в Японии искусство каллиграфии носит не только религиозный характер. При поступлении на работу, например, могут попросить нарисовать несколько иероглифов. Если каллиграфия не понравится, могут на работу не принять. Японцы считают: кто не умеет рисовать иероглифы, тот не может хорошо работать.

  5. Практическая творческая работа.

        На выбор учащиеся изображают каллиграфические иероглифы или арабеску.

   6.Подведение итога урока.

- Какую роль играет искусство в религии?

- Какая из культовых вещей вам запомнилась больше всего?

- А к какой религии эта вещь относится?

- Что означает слово икона?

- Какие правила существуют при чтении Торы?

- Какая религия распространена в Японии?

- Почему среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии?

- Какой образ является главным в религиозной культуре буддизма? (статуя Будды)

-   А вот теперь я хочу вас попросить внимательно прочитать эпиграф к сегодняшнему уроку, который написан у нас на доске. Попробуйте объяснить мне слова писателя Оскара Уальда: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него научаемся, а в том, какими мы благодаря нему становимся.»

(ответы детей)                                                                                                                                  УЧИТ.-  Как вы думаете, о чем высказался Александр Пушкин в своем стихотворении “Возрождение”:                                                                                                                      Художник- варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
На ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые с летами
Спадают ветхой чешуей;
Создание гения пред нами
Выходит с прежней красотой. (Ответы детей)

УЧИТ.- Кстати, и икона А.Рублева “Троица” была очищена от последующих наслоений только в XIXв. Но об этом вы сами можете получить информацию через книги и «Интернет».

7.Домашнее задание. Узнать, какие ещё предметы используются в изучаемых религиях, которые можно отнести к предметам искусства?


Урок №14 модуля «Основы мировых религиозных культур»

Урок №14 модуля «Основы мировых религиозных культур»

Сообщение целей урока. Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играет искусство в религии, и какие формы искусства характерны для мировых религий

Сообщение целей урока. Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играет искусство в религии, и какие формы искусства характерны для мировых религий

Ислам

Ислам

Культурные традиции различных религий. Искусство в религиозной культуре.

Культурные традиции различных религий. Искусство в религиозной культуре.

Первичное закрепление знаний

Первичное закрепление знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2022