Дуэт педагогов
«Учитель, будь солнцем,
излучающим человеческое тепло,
будь почвой, богатой ферментами
человеческих чувств,
и сей знания не только в памяти
и сознании твоих учеников,
но и в их душах и сердцах...»
(Ш. Амонашвили)
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку педагога-наставника, готового оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.
Я часто рассказываю эту притчу своему коллллеге:
« Наставник Спокойных часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но никак не мог понять, как отличить, что является и что не является необходимым, а наставник никогда не объяснял ему этого, ссылаясь на то, что жизнь сама этому научит. Однажды, когда Учитель и ученик гуляли в горах, на них неожиданно напал разъяренный тигр. Учитель спокойно сошел с тропы, а тигр погнался за учеником. Ученик бросил свой меч и священные амулеты, разорвал в клочья одежду, продираясь через кусты, но все-таки сумел спастись, взобравшись на высокое дерево. Через некоторое время тигр ушел, но ученик боялся спуститься вниз, пока не заметил, что к дереву приближается наставник. Учитель, посмотрев на испуганного ученика, рассмеялся и сказал:
- Вот ты и научился отбрасывать все, что не является необходимым для достижения цели и это спасло тебя.
- Учитель, - возразил ученик, - но ты не потерял ни меча, ни одежды и даже не попытался убежать, а тигр тебя не тронул. Почему так случилось?
- Я отбросил свой страх, и тигр просто не заметил меня, так как это и было моей целью, - ответил наставник.
- Вот и тебе следует научиться прежде всего правильно выбирать цель, а потом уже что-то отбрасывать для ее достижения, если это вообще окажется нужным.»
Моя задача, как педагога-наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Для решения поставленной задачи мною разработана следующая система наставничества.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя три этапа:
1-й этап – адаптационный. Педагог-наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста на:
требования к организации учебного процесса;
требования к ведению школьной документации;
формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся;
ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.
Задача педагога-наставника – обеспечить поддержку молодому педагогу в области:
практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
разработки программы собственного профессионального роста;
выбора приоритетной методической темы для самообразования;
подготовки к первичному повышению квалификации;
освоения инновационных тенденций в педагогике;
подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение квалификации.
На данном этапе педагог-наставник выявляет трудности, проблемы и неудачи в деятельности молодого педагога. С этой целью проводится вводное анкетирование или собеседование, где начинающий специалист расскажет о своих трудностях, проблемах и неудачах. На данном этапе педагог-наставник должен помнить, что наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Таким образом, педагогу-наставнику необходимо помнить о терпении и целеустремлѐнности.
2-й этап – основной (проектировочный). Педагог-наставник вместе с молодым педагогом разрабатывают и реализуют индивидуальный план профессионального развития молодого педагога. Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
Данная программа даѐт возможность:
дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого педагога;
повышать профессиональный уровень педагога с учѐтом его потребностей, затруднений, достижений;
развивать творческий потенциал молодого педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности педагога;
повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении;
создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого педагога.
На данном этапе используются информационные и творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы и методы: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя.
Работа с молодым специалистом будет более эффективной, если педагог-наставник подготовит для него различные «Памятки»:
обязанности классного руководителя;
организация работы с неуспевающими учащимися;
анализ и самоанализ урока;
как правильно организовать работу с родителями;
методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.
3-й этап – контрольно-оценочный. Педагог-наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Усилия педагога-наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.
Свою работу как педагог-наставник с молодым специалистом Частяковой О.Н. я осуществляю по изложенной выше системе с 2019-2020 учебного года. Стаж работы Оксаны Адыгезаловны как учителя начальных классов –2 года. За этот период эффективно осуществлена работа по первым двум этапам.На первом этапе (адаптационном) , была проведена работа по
введению в должность молодого педагога: анкетирование (выявление трудностей, проблем в работе молодого педагога), ознакомление молодого специалиста с условиями и содержанием его профессиональной деятельности, требованиями к работе, разработан индивидуальный план развития молодого педагога . По истечении первого года работы проанализированы результаты адаптации молодого педагога Частяковой О.Н. и внесены коррективы в индивидуальный план профессионального развития.
На втором этапе проводилась работа по развитию профессиональных знаний и умений молодого специалиста, необходимых для качественного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей. Работа строилась в соответствии с индивидуальным планом развития. В конце учебного года были подведены итоги данного этапа.
План работы с молодым учителем
Направления работы |
Тематика мероприятий |
Формы работы |
1.Разработка индивидуальной программы работы педагога по самообразованию |
«Основные проблемы молодого педагога, пути их решения» |
Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы (сентябрь); Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей (октябрь) |
Составление плана работы по самообразованию |
Практическое занятие (ноябрь) |
|
2.Взаимопосещение уроков. |
«Основные требования к современному уроку» |
Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 4 -5 раз в четверть) |
«Факторы, которые влияют на качество преподавания» |
||
«Конспект и технологическая карта урока» |
||
«Слагаемые успешности урока» |
||
«Самоанализ урока» |
||
«Типы и формы уроков» |
||
«Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке» |
||
3. Воспитательная работа. |
Составление плана воспитательной работы в классе. Организация взаимодействия с родителями. |
Знакомство с воспитательными системами (из опыта работы) сентябрь-октябрь |
Проведение социометрии в классе |
Практическое занятие ноябрь |
|
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ, неуспевающих, «трудных» и одаренных детей |
Проведение анкетирования учащихся, родителей; (I полугодие) Составление характеристик; Организация взаимодействия молодого педагога со школьным психологом, соц.педагогом, руководителями секций и кружков; Отслеживание результатов в течение уч.года |
|
«Методика составления портфолио учащихся» |
Практическое занятие; мастер-класс декабрь |
|
«Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха» |
Индивидуальная беседа; Взаимопосещение внеклассных мероприятий (2 раза в четверть) |
|
4. Проектная деятельность в начальной школе |
«Организация проектной деятельности в начальной школе. Основные направления работы» |
Работа молодого педагога в составе творческой группы в рамках проектной деятельности в течение уч.года |
«Метод проектов на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности». |
Индивидуальная беседа |
Памятки молодому педагогу
Семь золотых правил для учителя.
1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
Памятка начинающему учителю.
Советы опытных коллег молодому учителю.
Принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ: -во-первых, наставничество помогает увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности; -во-вторых, я, как наставник, всегда должна стремиться к самосовершенствованию; -в-третьих, наставничество способствует росту доверия ко мне в педагогическом коллективе;
-в – четвертых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, я могу не только делиться собственным опытом с более молодым коллегой, но также и учиться у него, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения.
Главное – быть открытым для педагогических инноваций!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.