РАЗДЕЛ 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
ЛЕКЦИЯ №30
Тема: ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА
План
1. Словосочетание
2. Предложение
1.Словосочетание
Синтаксис — это раздел русского языка, в котором представлены правила грамматического оформления словосочетания и предложения.
В синтаксисе выделяются две части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.
Главное понятие данного раздела — это типы связи компонентов в синтаксических единицах: словосочетании и предложении. Выделяют два основных типа связи — сочинение и подчинение.
Сочинительная связь характеризуется равноправными отношениями между структурными элементами конструкций. Например, части сложного предложения могут быть независимы друг от друга — такие предложения называются сложносочиненными и бессоюзными сложными.
Подчинительная связь показывает, как один компонент синтаксической единицы подчиняет себе другой (или другие) компоненты, т.е. требует от зависимого изменения грамматической фор мы, особого выражения в виде подчинительных союзов, служебных слов.
В учении о словосочетании анализируются разновидности словосочетания, синтаксические отношения между их компонентами, типы подчинительной связи в словосочетании.
Словосочетание — единица синтаксиса, которая представляет собой соединение по смыслу и грамматически двух или более знаменательных слов, называющих явления объективной действительности.
Словосочетание, так же как и слово, обозначает предмет (явление), действие, признак, но в отличие от слова словосочетание называет более точно, конкретно: не просто идти, а идти быстро (по улице, с другом и т.д.), не просто книга, а интересная книга или книга о приключениях (о вкусной и здоровой пище и т. п.).
Словосочетание не является, как предложение, средством общения. поскольку оно не имеет смысловой и интонационной законченности. В то же время это целостная по смыслу единица языка, которая участвует в построении предложения.
Словосочетания выделяются в составе предложения; как самостоятельная единица языка, они в речи не употребляются.
Слова в словосочетании могут соединяться свободно, например: читать книгу, читать медленно, читать с другом; городские улицы, строящийся дом, необыкновенный оркестр и т. п. Такие словосочетания называются свободными. Каждое слово в свободном словосочетании является отдельным членом предложения. Словосочетания могут быть и несвободными, т.е. цельными. В предложении такие члены предложения выступают как один член предложения. К цельным словосочетаниям относятся следующие синтаксически и семантически неделимые словосочетания:
1. словосочетания с главным словом числительным: трое друзей, восемь часов, несколько дней (в эту группу входят словосочетания со словами большинство, меньшинство, часть и т. п.: большинство студентов. часть книг);
2. словосочетания, в которых зависимое слово употреблено с предлогом из со значением избирательности: каждый из нас, трое из ребят, любой из присутствующих;
3. словосочетания, в которых зависимое слово употреблено с предлогом с, имеющим общее значение совместности: отец с матерью, мы с тобой.
Не являются словосочетаниями:
подлежащее и сказуемое, так как это грамматическая основа предложения: Город спит. Лед тронулся. Леса таинственны;
1. однородные члены предложения: мороз и солнце, близкий и далекий, идет и рассказывает;
2. словоформа с предлогом: вдоль дороги. «а озере, в течение дня, напротив дома.
2. Предложение
Учение о предложении рассматривает состав простого и сложного предложения.
Предложение — основная единица речи и языка, служащая для оформления и выражения мысли. Функция предложения — коммуникативная, т.е. функция общения и сообщения. Каждое предложение имеет грамматическую основу и характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В зависимости от количества грамматических основ — по структуре — различают простые и сложные предложения.
Обратимся к уже хорошо нам известному отрывку из повести А. Чехова «Каштанка».
Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Шел крупный пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики...
Целодневное путешествие с Лукой Александровичем утомило ее, уши и лапы ее озябли, и к тому же еще она была ужасно голодна. За весь день ей приходилось жевать только два раза: покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и все.
Из каких предложений состоит данный отрывок? Чем объясняется выбор писателем разных по составу синтаксических конструкций? Как это отражается на понимании читателем замысла автора?
Мы уже обсуждали этот отрывок с точки зрения лексики, теперь посмотрим на него с точки зрения синтаксиса: помогает ли построение предложений лучше понять автора произведения?
Обратите внимание: здесь в основном сложные предложения, есть и одно простое. В первом предложении две части оправданы разными темами: одна часть сложного предложения о Каштанке, другая — о том, что ее окружает. Два следующих предложения тоже сложные, потому что автор расширяет картину окружающего Каштанку мира и разными словосочетаниями показывает детали вечеряющей улицы, на которой оказалась собака. Сложная конструкция неторопливо разворачивает перед нами подробности этого зимнего вечера. А следующее простое предложение, наоборот, сужает наше обозрение и фокусирует внимание на Каштанке: один глагол проходили — сказуемое, остальные сворачиваются в осложнение в виде деепричастных оборотов, тем самым подчеркивая их добавочность (заслоняя и толкая), т.е. незначительность. Проходили безостановочно, проходили мимо, проходили взад и вперед — сказуемое вступает с зависимыми словами в данных словосочетаниях в смысловую обстоятельственную связь: нагромождение наречий, относящихся к сказуемому, усугубляет тяжесть обстоятельств, сложившихся вокруг несчастной героини. Не так важно, оказывается, что се «толкают» и «заслоняют поле зрения», как невыносимо это мельтешение «незнакомых заказчиков».
После развернутых сложных конструкций в начале отрывка, раскрывающих простор читателю для воображения (...красота тихо падающего снега, приятный свет фонарей, уютные, освещенные окна и т.п.), возникает короткое, но емкое за счет большого распространения и осложнения второстепенными членами простое предложение с ядром грамматической основы — заказчики проходили. Да еще — незнакомые, да еще — безостановочно, да еще — мимо, да еще — взад и вперед... Чувствуете, как нарастает тревога? Теперь вы видите, что не только лексическое значение слов играет важную роль в произведении. Контраст между состоянием Каштанки и обстановкой, в которую она попала, создастся и построением самих предложений, их структурой и наполняющими их словосочетаниями.
Два последних предложения снова сложные, и это понятно: рассказчик опять пускается в подробности. Мы узнаем, как долго, с кем и что делала Каштанка перед тем, как оказалась в таком затруднительном положении. Целодневное путешествие — это вам не просто прогулка возле дома! И холодно, и голодно... В последнем предложении мы как бы слышим жалобу самой Каштанки — тут простым предложением не обойтись. Чтобы читатель лучше представил, как ей худо, автор опять прибегает к подробным развернутым конструкциям. Благодаря этому и возникает у нас сочувствие к потерявшейся собачке.
Знание лексических, морфологических и синтаксических способов выражения мыслей и чувств позволяет нам глубже проникнуть в суть текста, т.е. в замысел писателя, идею художественного произведения. Это имеет значение и для понимания текстов научного, учебного, публицистического и научно-популярного характера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.