Курс лекций для дисциплины "Русский язык" (2 семестр)
Оценка 4.9

Курс лекций для дисциплины "Русский язык" (2 семестр)

Оценка 4.9
docx
04.02.2023
Курс лекций для дисциплины "Русский язык" (2 семестр)
30 Лекция.docx

РАЗДЕЛ 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

 

ЛЕКЦИЯ №30

Тема:  ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА

 

План

1. Словосочетание

2. Предложение

 

1.Словосочетание

Синтаксис — это раздел русского языка, в котором представле­ны правила грамматического оформления словосочетания и пред­ложения.

В синтаксисе выделяются две части: 1) учение о словосочета­нии и 2) учение о предложении.

Главное понятие данного раздела — это типы связи компонен­тов в синтаксических единицах: словосочетании и предложении. Выделяют два основных типа связи — сочинение и подчинение.

Сочинительная связь характеризуется равноправными отноше­ниями между структурными элементами конструкций. Например, части сложного предложения могут быть независимы друг от дру­га — такие предложения называются сложносочиненными и бес­союзными сложными.

Подчинительная связь показывает, как один компонент син­таксической единицы подчиняет себе другой (или другие) компо­ненты, т.е. требует от зависимого изменения грамматической фор мы, особого выражения в виде подчинительных союзов, служеб­ных слов.

В учении о словосочетании анализируются разновидности сло­восочетания, синтаксические отношения между их компонента­ми, типы подчинительной связи в словосочетании.

Словосочетание — единица синтаксиса, которая представляет собой соединение по смыслу и грамматически двух или более зна­менательных слов, называющих явления объективной действитель­ности.

Словосочетание, так же как и слово, обозначает предмет (явле­ние), действие, признак, но в отличие от слова словосочетание называет более точно, конкретно: не просто идти, а идти быстро (по улице, с другом и т.д.), не просто книга, а интересная книга или книга о приключениях (о вкусной и здоровой пище и т. п.).

Словосочетание не является, как предложение, средством об­щения. поскольку оно не имеет смысловой и интонационной за­конченности. В то же время это целостная по смыслу единица языка, которая участвует в построении предложения.

Словосочетания выделяются в составе предложения; как само­стоятельная единица языка, они в речи не употребляются.

Слова в словосочетании могут соединяться свободно, напри­мер: читать книгу, читать медленно, читать с другом; городские улицы, строящийся дом, необыкновенный оркестр и т. п. Такие сло­восочетания называются свободными. Каждое слово в свободном словосочетании является отдельным членом предложения. Сло­восочетания могут быть и несвободными, т.е. цельными. В пред­ложении такие члены предложения выступают как один член пред­ложения. К цельным словосочетаниям относятся следующие син­таксически и семантически неделимые словосочетания:

1.   словосочетания с главным словом числительным: трое дру­зей, восемь часов, несколько дней (в эту группу входят словосочета­ния со словами большинство,  меньшинство, часть и т. п.: большин­ство студентов. часть книг);

2.   словосочетания, в которых зависимое слово употреблено с предлогом из со значением избирательности: каждый из нас, трое из ребят, любой из присутствующих;

3.   словосочетания, в которых зависимое слово употреблено с предлогом с, имеющим общее значение совместности: отец с ма­терью, мы с тобой.

Не являются словосочетаниями:

подлежащее и сказуемое, так как это грамматическая основа предложения: Город спит. Лед тронулся. Леса таинственны;

1.          однородные члены предложения: мороз и солнце, близкий и далекий, идет и рассказывает;

2.           словоформа с предлогом: вдоль дороги. «а озере, в течение дня, напротив дома.

2. Предложение

Учение о предложении рассматривает состав простого и слож­ного предложения.

Предложение — основная единица речи и языка, служащая для оформления и выражения мысли. Функция предложения — ком­муникативная, т.е. функция общения и сообщения. Каждое пред­ложение имеет грамматическую основу и характеризуется смыс­ловой и интонационной законченностью. В зависимости от коли­чества грамматических основ — по структуре — различают про­стые и сложные предложения.

 

Обратимся к уже хорошо нам известному отрывку из повести А. Чехова «Каштанка».

Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Шел круп­ный пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спи­ны, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зре­ния и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики...

Целодневное путешествие с Лукой Александровичем утомило ее, уши и лапы ее озябли, и к тому же еще она была ужасно голодна. За весь день ей приходилось жевать только два раза: по­кушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трак­тиров около прилавка нашла колбасную кожицу — вот и все.

 

Из каких предложений состоит данный отрывок? Чем объясняется выбор писателем разных по составу синтаксических конструкций? Как это отражается на понимании читателем замысла автора?

Мы уже обсуждали этот отрывок с точки зрения лексики, те­перь посмотрим на него с точки зрения синтаксиса: помогает ли построение предложений лучше понять автора произведения?

Обратите внимание: здесь в основном сложные предложения, есть и одно простое. В первом предложении две части оправданы разными темами: одна часть сложного предложения о Каштанке, другая — о том, что ее окружает. Два следующих предложения тоже сложные, потому что автор расширяет картину окружающе­го Каштанку мира и разными словосочетаниями показывает дета­ли вечеряющей улицы, на которой оказалась собака. Сложная кон­струкция неторопливо разворачивает перед нами подробности этого зимнего вечера. А следующее простое предложение, наоборот, сужает наше обозрение и фокусирует внимание на Каштанке: один глагол проходили — сказуемое, остальные сворачиваются в ослож­нение в виде деепричастных оборотов, тем самым подчеркивая их добавочность (заслоняя и толкая), т.е. незначительность. Прохо­дили безостановочно, проходили мимо, проходили взад и вперед — сказуемое вступает с зависимыми словами в данных словосочета­ниях в смысловую обстоятельственную связь: нагромождение на­речий, относящихся к сказуемому, усугубляет тяжесть обстоя­тельств, сложившихся вокруг несчастной героини. Не так важно, оказывается, что се «толкают» и «заслоняют поле зрения», как невыносимо это мельтешение «незнакомых заказчиков».

После развернутых сложных конструкций в начале отрывка, раскрывающих простор читателю для воображения (...красота тихо падающего снега, приятный свет фонарей, уютные, освещенные окна и т.п.), возникает короткое, но емкое за счет большого распрост­ранения и осложнения второстепенными членами простое пред­ложение с ядром грамматической основы — заказчики проходили. Да еще — незнакомые, да еще — безостановочно, да еще — мимо, да еще — взад и вперед... Чувствуете, как нарастает тревога? Те­перь вы видите, что не только лексическое значение слов играет важную роль в произведении. Контраст между состоянием Каш­танки и обстановкой, в которую она попала, создастся и постро­ением самих предложений, их структурой и наполняющими их словосочетаниями.

Два последних предложения снова сложные, и это понятно: рассказчик опять пускается в подробности. Мы узнаем, как дол­го, с кем и что делала Каштанка перед тем, как оказалась в таком затруднительном положении. Целодневное  путешествие — это вам не просто прогулка возле дома! И холодно, и голодно... В послед­нем предложении мы как бы слышим жалобу самой Каштанки — тут простым предложением не обойтись. Чтобы читатель лучше представил, как ей худо, автор опять прибегает к подробным раз­вернутым конструкциям. Благодаря этому и возникает у нас со­чувствие к потерявшейся собачке.

Знание лексических, морфологических и синтаксических спо­собов выражения мыслей и чувств позволяет нам глубже проник­нуть в суть текста, т.е. в замысел писателя, идею художественного произведения. Это имеет значение и для понимания текстов на­учного, учебного, публицистического и научно-популярного ха­рактера.

 

 


 

РАЗДЕЛ 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

РАЗДЕЛ 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Не являются словосочетаниями: подлежащее и сказуемое, так как это грамматическая основа предложения:

Не являются словосочетаниями: подлежащее и сказуемое, так как это грамматическая основа предложения:

Да еще — незнакомые , да еще — безостановочно , да еще — мимо , да еще — взад и вперед

Да еще — незнакомые , да еще — безостановочно , да еще — мимо , да еще — взад и вперед
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2023