Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Калачинска
«Гимназия № 1»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по ВР: Руководитель УМС: Директор:
Приказ № ____от _____
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Это интересное - программирование»
для обучающихся 8 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
Сорокина Е.А., учитель математики
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный сайт, или Создание web-сайта класса» разработана на основе:
- примерной программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Социальное направление /отв. ред. И.П.Сухарева. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012г.
- программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Программирование» автор: Галиева А.М., Челябинск, 2016г.
- авторской программы курса по выбору «Творческие задания в среде программирования Scratch» Ю.В. Пашковской – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. Просвещение 2015.
Рабочая программа реализует следующие направления внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, общекультурное.
Рабочая программа предназначена для учащихся 8 классов и рассчитана на 17 часов в год.
За основу обучения учащихся по данному курсу взято программирование с максимальным использованием компьютера на занятиях. Оновной методический принцип курса по программированию – все познается через труд, через преодоление собственных ошибок, через процесс решения задач. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Выполнение заданий в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.
Конкретная среда языка программирования Паскаль рассматривается с позиции приобретения учащимися навыков программирования. Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера среде языка программирования Паскаль.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей;
- определять проблемные ситуации;
- определять пути решения проблемы, прогнозировать результат;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- составлять план деятельности;
- планировать пути достижения целей, поиска информации;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
- распределять время и контролировать его умение осуществлять контроль;
- понимания необходимости учения;
- ставить учебные цели;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение;
- определять необходимые ресурсы для решения проблемы;
- осуществлять сравнение, выбирать основания и критерии;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать информацию решения задач;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- структурировать тексты, выражать главную идею;
- представлять, доносить информацию до других.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- задавать вопросы;
- аргументировать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- работать в группе, устанавливать рабочие отношения;
- планировать сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции участников;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- высказывать собственное мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения;
- использовать речь для планирования своей деятельности;
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- сравнивать разные точки зрения;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
- Первый уровень результатов — приобретение учащимся социальных знаний (необходимость языков программирования в окружающем мире, профессии связаные с программированием их необходимость и востребованность.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта создания элементарных программ по имеющимся образцам (понимание различия между операторами языка, чтение и исправление блок схем ), написание программ на основе разработанной блок схемы начального уровня сложности.
- Третий уровень результатов — получение обучающимися опыта самостоятельного действия (создание авторских программ по собственным условиям)
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности.
Виды деятельности: учебно-исследовательская, познавательная, проектная деятельности.
Форма занятий: беседы, лекции, практические занятия, самостоятельная работа, игры, викторины и проекты.
Содержание учебного курса
Тема 1: Введение в Паскаль.
Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерной техникой и оргтехникой.
Учащиеся должны знать и уметь:
Место языка Паскаль среди языков. Умение войти в среду ТР. Знание основных компонентов среды ТР. Умение набирать программу, вводить в память компьютера и работать с ней.
Тема 1: Организация ввода – вывода данных .
Учащиеся должны знать и уметь:
Знания команд ввода – вывода. Умение использовать команды ввода – вывода. Знание видов операторов. Владение понятием оператора. Умение использовать операторы: присваивания; составной.
Тема 3: Алгоритмы.
Учащиеся должны знать и уметь:
Знать определение и свойства алгоритма. Уметь строить блок-схемы на изученные типы алгоритмов.
Тема 4: Выражения.
Учащиеся должны знать и уметь:
Что такое величина и чем она характеризуется. Арифметические выражения. Что может входить в состав арифметического выражения. Владение понятиями констант и переменной. Умение составлять имя величин.
Тема 5: Алгоритмы линейной структуры.
Учащиеся должны знать и уметь:
Знание основных элементов программирования. Знание структуры программы. Правила записи арифметических выражений. Уметь составлять программы для линейной алгоритмической конструкции. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов.
Тема 6: Алгоритмы разветвляющейся структуры.
Учащиеся должны знать и уметь:
Владение понятием ветвления. Условный оператор. Умение использовать конструкцию ветвления при решении задач на языке PASCAL. Умение составить комментарий.
Тема 7: Алгоритмы циклической структуры
Учащиеся должны знать и уметь:
Владение понятием цикла. Умение использовать конструкцию цикла с постусловием при решении задач на языке PASCAL.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Дата |
1 |
Техника безопасности. Кто такой программист. |
|
2 |
История создания языков программирования. Компьютер. Компилятор |
|
3 |
Запуск и настройка Pascal |
|
4 |
Из чего состоит программа . Отладка и сохранение программы |
|
5 |
Структурирование повседневных действий |
|
6 |
Алгоритмы. Блок-схемы |
|
7 |
Идентификаторы |
|
8 |
Постоянные и переменные |
|
9 |
Ввод и вывод данных |
|
10 |
Присваивание. Арифметические выражения |
|
11 |
Условный оператор |
|
12 |
Неполный условный оператор. Операторные скобки |
|
13 |
Отладка программ. Комментарии |
|
14 |
Цикл с проверкой в конце |
|
15 |
Досрочный выход из цикла |
|
16 |
Практикум по решению задач |
|
17 |
Представление авторской задачи |
|
Всего: |
17 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.