Курс внеурочной деятельности "Опыты и эксперименты" 2 класс
Занятие № 8
Раздел: Химия повсюду.
Тема занятия: Где ещё прячется крахмал?
Предметная область: Обществознание и естествознание (окружающий мир).
Цель: узнать способ определения содержания крахмала в продукте, определить, есть ли крахмал в исследуемых продуктах.
Задачи:
1. Научиться выдвигать гипотезы и проверять их с помощью опытов.
2. Вяснить, каким образом можно выявить крахмал в продуктах.
3. Проверить какие продукты содержат крахмал.
Материалы и оборудование.
Вещества для опыта: разбавленная настойка йода, сухой крахмал
Тела для опыта: яблоко, хлеб, колбаса/сосиска, сыр, банан (чем зеленее, тем лучше, потому что в спелом банане крахмал уже преобразовался в сахар), огурец.
Лабораторное оборудование: в каждой группе шприц с 1 млл раствора йода (или аптечные флаконы с раствором йода и стеклянные палочки), 1 пробирка для изготовления взвеси крахмала, штатив для установки пробирки, ложечки (картонные полоски) для насывания крахмала в пробирку, влажные салфетки, сухие салфетки, одноразовые тарелочки для продуктов, клеёнки для защиты парт.
Правило безопасности: быть осторожным при обращении с йодом
Форма работы: групповая.
Этапы. Цель. |
Описание |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Выводы |
1 этап экспериментально-диагностический. Определение темы занятия с помощью опыта.
|
Определение учащимися вещества и для опытов.
Проводят опыт. Делают вывод по результатам опыта, что происходит с жидкостью, содержащей крахмал, после добавления йода.
Формулировка и запись темы на рабочем листе.
|
- Ребята, узнаёте ли вы вещество в чашечке? (крахмал) - Где мы на прошлом занятии обнаружили крахмал? (в картошке) - А кто узнаёт жидкость, которая в шприцах (флаконах)? - Где её применяют? -Ребята, ваша задача пронаблюдать, что произойдет при взаимодействии настойки йода с крахмалом.
- Проведите опыт №1, соблюдая правила безопасности (в рабочем листе). - Что у вас получилось в результате опыта? - Запишите способ определения крахмала в продуктах в рабочем листе.
-А можем ли узнать, в каких продуктах ещё прячется крахмал? Как определить есть ли крахмал в продуктах?
- Так какая тема нашего сегодняшнего занятия, кто догадался? - Запишите тему на рабочем листе. (Где прячется крахмал? В каких продуктах есть крахмал? Как обнаружить крахмал? и другие похожие формулировки) |
Припоминают, отвечают.
Отвечают, руководствуясь жизненным опытом.
Проводят опыт №1. Делают выводы по результатам опыта. Записывают способ определения крахмала.
Предлагают способ, руководствуясь результатом опыта.
Предлагают формулировку темы. Записывают тему. |
Крахмал содержится в картофеле.
При взаимодействии настойки йода с крахмалом жидкость изменяется цвет, синеет (становится фиолетовой). Это называется химическая реакция.
|
2 этап Экспериментально-практический. Расширение представлений о содержании в различных продуктах крахмала. |
Узнают продукты. Выдвигают гипотезы: содержится ли крахмал в предложенных продуктах.
Проводят опыты по определению наличия крахмала в исследуемых продуктах. |
- У вас на столах в тарелочках набор продуктов для изучения. Рассмотрите внимательно, определите, что это за продукты? Запишите названия в таблицу. - Что вы сейчас будете определять? (есть ли в них крахмал). - Как вы определите это? - Прежде, чем провести опыт, предположите, в каких продуктах есть крахмал, а в каких его нет. Заполните таблицу.
- Теперь проведите опыты, запишите выводы в таблицу.
- Совпали ли ваши предположения с результатами опыта? |
Определяют продукты на ощупь, по внешнему виду, на вкус и запах. Высказывают мнения. Записывают гипотезу в рабочем листе.
Проговаривают, какие действия будут выполнять.
Проводят опыты, записывают выводы. |
Чтобы узнать, есть ли в продукте крахмал, нужно нанести каплю йода. Если появится синий или фиолетовый цвет, значит, крахмал в продукте есть, если цвет йода не изменится, останется коричневым, значит, крахмала в продукте нет. Крахмал содержится в хлебе, банане. (Возможно, дети обнаружат крахмал и в сосисках, сделать соответствующий вывод) |
4 этап. Рефлексия.
|
Задаёт вопросы. |
- Где еще прячется крахмал? -Дома вы можете провести свои исследования с продуктами питания и познакомить нас с результатом. |
Отвечают, сравнивают выводы по группам. |
|
Рабочий лист
Группа № ____ Тема: Где ещё прячется крахмал?
Правила безопасности при работе с настойкой йода: -не отвлекаться -выполнять действия четко, точно, не капать на кожу, парту, на одежду |
Опыт №1. Проведите опыт, соблюдая правила безопасности при работе с йодом.
1. Насыпьте в пробирку немного крахмала (примерно, 1 см. в высоту).
2. Налейте воды до половины пробирки.
3. Хорошо взболтайте.
4. Накапайте по одной капле несколько капель йода, наблюдая за жидкостью в пробирке после каждой капли.
5. Сделайте вывод: ________________________________________________________________________________.
Опыт №2.
1. Предположите, есть ли крахмал в исследуемых продуктах? Запишите свои гипотезы в таблицу + или - (+ есть крахмал; – (нет крахмала). Проверьте свои гипотезы с помощью опыта.
Участники опыта продукты |
Имена членов группы |
Результаты опыта №2 |
|||||
|
|
|
|
|
|
Обнаружен ли крахмал? Отметь знаком «+» или «-» |
|
Яблоко |
|
|
|
|
|
|
|
Хлеб |
|
|
|
|
|
|
|
Колбаса/сосиски |
|
|
|
|
|
|
|
Сыр |
|
|
|
|
|
|
|
Банан |
|
|
|
|
|
|
|
Огурец |
|
|
|
|
|
|
|
2. Нанесите каплю настойки йода на каждый из исследуемых продуктов. По ходу работы заполняйте таблицу.
3. Сделайте вывод: мы обнаружили крахмал в______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.