![]() |
П/№ Содержание Стр.
I. Пояснительная записка…………………………………………………… 3
1.1. Ведение………………………………………………………………. 3
1.2. Актуальность проблемы…………………………………………….. 3
II. Методическое пособие ……………………………… 5
2.1. Цель……………………………………………………………………. 5
2.2. Задачи………………………………………………………………… 5
2.3. Адресат………………………………………………………………. 5
2.4. Преимущества уроков с использованием медиа презентаций………. 5-6 III. Методическое пособие ……………………........................................... 7 3.1.
Цель……………………………………………………………………… 7 3.2. Задачи…………………………………………………………………… 7
3.3. Сценарии и медиа презентации……………………………………….. 7
3.4. Разработки проектов…………………………………………………… 7
IV. Методическое пособие «Экология – наука XXI века»……………… 8
4.1. Цель…………………………………………………………………….. 8
4.2. Задачи…………………………………………………………………… 8
4.3. Адресат…………………………………………………………………. 8
V. Структура тем……………………………………………………………. 9
5.1. Экосистемы…………………………………………………………….. 9
5.2. Сообщества экосистемы……………………………………………….. 9
5.3. Экология и космос……………………………………………………… 9
5.4. Биосфера. Охрана биосферы…………………………………………… 9
5.5. Экология Томской области……………………………………………. 9
VI. Используемые технологии……………………………………………… 10
VII. Виды деятельности учащихся…………………………………………… 10
VIII. Система оценивания………………………………………………………. 10-12 Приложение 1……………………………………………………………….. 13
Приложение 2………………………………………………………………. 14
Приложение 3……………………………………………………………….. 15
Приложение 4……………………………………………………………….. 16
Приложение 5……………………………………………………………….. 17
Приложение 6……………………………………………………………….. 18
Приложение 7……………………………………………………………….. 19
Приложение 8………………………………………………………………. 20
Приложение 9………………………………………………………………. 21
Приложение 10……………………………………………………………… 22 Приложение 11………………………………………………………………. 23
Приложение 12………………………………………………………………. 24
Приложение 13………………………………………………………………. 25-26
Литература………………………………………………………………….. 27
В последние годы в
России значительно вырос интерес к интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательную среду.
В основных документах, определяющих направления реформирования специального образования, отмечается «… дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».
Одно из направлений этой работы – интегрированное образование, совместное обучение детей с разным уровнем развития в одном коллективе в учреждениях основного и дополнительного образования, культуры и спорта.
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) в массовую школу – задача сложная. Педагоги, обучающие детей с ОВЗ, подтверждают, что включающее образование возможно и теоретически, и практически. Но «включение» не означает простое зачисление ребенка с особыми потребностями в класс или школу, это лишь маленький элемент «головоломки», собрать которую – значит ответить, можем ли мы иметь дело с многообразием человеческого материала, справляемся ли с существующими отличиями и как соблюдаем права человека. Как свидетельствуют статистика и опыт, интеграция не может быть тотальной. Не все особые образовательные потребности может удовлетворить массовая школа.
Школа столкнулась с определенными трудностями: выбор программ обучения; обучение специалистов; материальное и учебно-методическое оснащение учебновоспитательного процесса; неоднозначное отношение коллектива школы к детям с ОВЗ.
Интеграция предполагает право каждого школьника участвовать в образовательном процессе вместе с другими. Разные психофизические способности, расовые и половые различия не влияют на это право.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию.
Для учителя это означает, что он должен разработать и воплотить в жизнь такие методы обучения и практические приемы, которые направлены на развитие соответствующей культуры в классе, в основе которой лежат следующие принципы:- каждый ребенок имеет право учиться в обычном классе;- у каждого ребенка свои индивидуальные способности и потребности, которые необходимо учитывать;- все дети обучаемы;- в образовательном процессе учитель и ученики действуют как коллеги.
Необходимо признать, что каждый ребенок является уникальной личностью, и каждого необходимо поддерживать при выполнении всех заданий и упражнений.
Сегодня общество более лояльно относится к идее совместного обучения детей независимо от их возможностей, характера нарушений и способностей к усвоению знаний и навыков. Но не все зависит от учителя. Есть общество, социальные проблемы, сложные семьи, разное влияние, да и сама природа далека от совершенства. И, к сожалению, детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом становится все больше.
Практика интегрированного обучения перестает быть исключительной.
Но научных работ, посвященных вопросам изменения системы специального образования, иного ее структурного построения, новых
педагогических, коррекционных, реабилитационных
технологий, органично вписанных в единый образовательный комплекс, явно
недостаточно, что делает актуальным внедрение
инновационных образовательных программ и технологий,
ориентированных на совершенствование процесса социализации лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Осложняет работу учителей недостаток методической литературы, дидактических и учебных пособий, отсутствие необходимых учебных программ коррекционных курсов. Обычно учебные материалы рассчитаны на учеников без особых проблем обучения. Поэтому некоторые из них не подходят для учащихся с
ОВЗ, что послужит своего рода барьером, препятствующим их полноценному участию в классной работе. Для таких детей материалы необходимо подбирать в соответствии с уровнем их понятийного и познавательного развития и с навыками общения.
Актуальная проблема, с которой столкнулись все общеобразовательные учреждения, работающие с детьми с ОВЗ – недостаточная компетентность педагогов в вопросах специальной педагогики, по причине недостаточного финансирования курсовой подготовки педагогов и отсутствие необходимого количества специалистов: педагогов-психологов, дефектологов, логопедов.
Государством сформулирован заказ на разработку механизмов сопровождения участников интегрированного образовательного процесса.
Еще одна труднейшая задача – воспитание экологической культуры ребенка, именно школьные учителя могут многое сделать для ее формирования.
Испытывая на себе негативные последствия климатических и геоэкологических катаклизмов (потепления, тайфунов, засух, наводнений), связанных с многолетним вмешательством человека в естественно-природные процессы, человечество начинает осознавать, что выживание возможно только в случае нахождения некоего компромисса. В системе «человек – общество – природа» как компромисс должна выступать экологическая безопасность.
При этом необходимо избегать преобладания негативной информации. Если постоянно будет звучать мысль, что количество отходов непрерывно растет, ресурсы вотвот иссякнут, чистой воды на Земле практически не осталось, это вызовет у детей угнетенное состояние, чувство безысходности и нежелание что-либо делать, так как от них ничего не зависит.
На основе активной деятельности в ходе экологических экскурсий, практических занятий, необходимо формировать активную жизненную позицию, воспитывать человека, обладающего гражданской и профессиональной ответственностью, способного реализовать свою индивидуальность в коллективной деятельности, преобразовывать и улучшать существующие условия, не нанося вреда природе.
Однако в школах остро ощущается нехватка методических материалов экологической направленности. Педагоги коррекционных общеобразовательных учреждений имеют реальную возможность оказания практической помощи педагогам общеобразовательных школ при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как есть большой опыт работы с детьми с ОВЗ и специальное высшее образование.
Страница 4
В методическое
пособие включены медиауроки, разработки внеклассных мероприятий и
мультимедийное пособие «Экология – наука XXI века». Пособие имеет практическую
значимость: оказание помощи в виде готового продукта при проведении уроков ОЗМ,
природоведения, биологии, экологии в общеобразовательных школах, классах КО и
ЗПР, при организации самостоятельной работы ребенка, выступая в роли
«домашнего репетитора».
развитие специальных профессиональных компетенций
педагогов общеобразовательных школ при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. Задачи:
- дать понятие о погоде в различные времена года; положении Солнца в различное время суток и время года;
- привить навыки ухода за комнатными растениями, домашними животными;
- показать влияние природы, ее гармонии, красоты на образ жизни человека;
- развивать творческие способности, познавательный интерес и двигательную активность школьников;
- прививать навыки здорового образа жизни.
Возможно использование медиауроков и мультимедийного пособия «Экология» при организации дистанционного обучения детей с ОВЗ.
Многим современным детям легче и интереснее общаться с компьютером, чем с книгой, дети с ограниченными возможностями здоровья – не исключения.
Для детей с ОВЗ характерна пониженная активность мышления, низкий уровень речевого развития, преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления над словесно-логическим. Дети предпочитают привычные способы действия, которые легко воспроизвести по памяти; как правило, они лучше запоминают наглядный материал, чем словесные объяснения, поэтому учебный процесс построен на широком использовании наглядности, способствующей развитию воображения, яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирующей познавательный интерес к изучаемому предмету. При объяснении и повторении учебного материала широко используются внешние опоры. Дети отвечают на вопросы по составленному плану, пользуются схемами, плакатами, образцами моделей речевых высказываний.
Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся. Эта задача значительно облегчается при проведении уроков с помощью медиапрезентаций. Учащиеся вместе с учителем следят за экраном, читают вслух и проговаривают по одному и хором новые слова и выражения, сами делают выводы. Нет необходимости вести записи на доске, учитель во время объяснения всегда обращен лицом к детям, имеет возможность постоянно наблюдать за ними и удерживать их внимание. При необходимости можно вернуться в любой момент объяснения, так как записи «не стираются».
Учитель имеет
возможность ещё и ещё раз объяснить новый материал индивидуально, сидя с
ребенком за компьютером. Ребенок может дома с родителями или самостоятельно
повторить объяснение любой темы, не боясь того, что сделал где-то неправильную
запись.
В медиа презентации уроков включены кроссворды. При решении кроссворда учащиеся имеют возможность еще раз повторить пройденный материал, термины и выражения. Работа с кроссвордом способствует развитию творческой мысли и элементов поисковой деятельности, прививает навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
Уроки, проводимые с использованием ИКТ, способствуют повышению уровня и качества обученности, не увеличивая при этом нагрузку, сохраняя здоровье детей. К разработке медиапрезентаций педагоги привлекают обучающихся, при этом отмечается возросшая активность школьников на уроках, появился интерес к урокам, улучшается память и внимание. Повышается самооценка, появилась вера в свои силы, на уроках – положительный эмоциональный настрой. Рассматривая экологические проблемы, ребята обсуждают причины неправильного отношения человека к окружающей среде, ресурсам, к животным и самому себе и пытаются определить, как можно изменить ситуацию к лучшему.
От учителя не требуется большой предварительной подготовки, материал прост, доступен и красочно оформлен. Можно использовать частично медиапрезентации уроков или в целом, вносить изменения и дополнения, в зависимости от желания учителя и технических возможностей класса.
Медиауроки и внеклассные мероприятия, разработанные учителями начальных классов, вошедшие в методическое пособие «Мир вокруг нас», предполагаются как дополнение к общеобразовательным урокам по ОЗМ и природоведению и вносятся в учебный план по усмотрению учителя. Некоторые темы могут не вписываться в учебные планы, но заслуживают отдельного рассмотрения на внеклассных мероприятиях, кружковой работе, реализуются во время работы над проектами.
Мультимедийное пособие «Экология – наука XXI века» было разработано учащимися 9 классов под руководством методиста школы-интерната № 15 и может использоваться как наглядное пособие на уроках биологии и экологии.
Страница 6
Cоздание условий для формирования экологического мировоззрения и экологической культуры у школьников с нарушениями слуха.
3.2. Задачи:
- познакомить учащихся с первичными экологическими и природоведческими понятиями: «окружающий мир», «природа», «природа живая и неживая», «природные условия»,
«среда обитания человека»;
- ознакомить учащихся с жизнью организмов во времени и существованием неживой природы во временных ритмах, дать
понятие о сезонных ритмах – временах года;
- показать единство организмов и среды их обитания; зависимость человека от природных богатств, их конечность и исчерпаемость;
- дать определение организма и показать разнообразие живых организмов;
- развивать творческие способности и познавательную активность у школьников с ОВЗ; - воспитывать осознанное и ответственное отношение к природе.
3.3. Сценарии и медиа презентации:
«Осенняя пора, очей очарованье» и медиапрезентация в системе Power Point,
«Открывай ворота, осень в гости к нам пришла»,
«Дружба – это здорово» и медиапрезентация в системе Power Point,
«Четвертый лишний» и медиа презентация в системе Power Point,
«Твоя помощь знай всегда, другу верному нужна»,
«Чайная церемония» и медиа презентация в системе Power Point,
«Что мы знаем об атоме» и медиапрезентация в системе Power Point,
«Золотая осень», познавательно-игровая программа,
«Путешествие в страну цветов» реабилитационное занятие.
«Охрана природы»,
«Добро пожаловать в царство природы», «Слава хлебу на столе».
3.4. Разработки проектов:
проект «Мир в объективе», участники воспитанники старших классов.
проект «Сильные люди»,
проект «Картошка – царица полей»:
«Картофель и фантазия». Комбинированный урок ОЗМ и трудового обучения;
«Картофельный БУМ», реабилитационно-коррекционное внеклассное мероприятие, участники учащиеся 4 класса отделения слабослышащих детей. Руководитель
Р.И. Моисеева, классный руководитель, педагог-психолог;
проект «Окружающий мир глазами ребенка», участники учащиеся 3 класса отделения слабослышащих детей. Руководитель Р.И. Моисеева, классный руководитель, педагог-психолог;
Страница 7
«Экология – наука XXI
века» – наглядное медиапособие, разработано в системе презентаций Power Point,
что делает его доступным в использовании и дает возможность для творчества:
можно вносить дополнения и изменения наглядного материала.
Медиапособие составлено согласно тематическому плану по теме «Основы экологии», совместимо с любыми учебниками «Биология» и «Экология» для 8 – 9 классов.
Разработали учащиеся 9 класса отделения глухих детей.
Руководитель проекта О.Н. Копылова.
Создание условий для формирования экологического мировоззрения и экологической культуры у школьников; воспитание осознанного и ответственного отношения к природе.
4.2. Задачи:
- дать понятие об экологии, как науке, ее задачах и социальной значимости;
- познакомить с ландшафтной экологией, показать влияние разных форм хозяйственной деятельности человека; влияние ландшафта на культуру, быт и развитие человеческого общества;
- познакомить с основными принципами управления окружающей средой;
- познакомить с экологическими проблемами города;
- показать значение городской растительности, ее эстетическое, санитарное и экологическое значение;
- познакомить с методами прогнозирования возможных изменений природных систем под влиянием хозяйственной деятельности человека;
- развивать творческие способности и познавательный интерес к предмету экологии; профориентация;
- прививать навыки работы за компьютером, приобретая опыт создания медиапрезентаций в программе Power Point.
- создать условия для приобретения навыков ведения проектной деятельности, работы в коллективе;
- создать условия для самореализации и рефлексии.
Наглядное учебно-методическое медиапособие «Экология – наука XXI века» окажет помощь педагогам общеобразовательных и коррекционных школ при проведении уроков биологии и экологии. При организации самостоятельной работы ребенка выступит в роли «домашнего репетитора».
Возможно использование мультимедийного пособия при организации дистанционного обучения детей с ОВЗ.
Страница
8
Предмет экологии. Экологическое мышление. Великие экологи. Экологические законы Барри Коммонера: «Все связано со всем», «Все надо куда-то девать»,
«За все надо
платить», «Природа знает лучше». Экологические проблемы России.
Экологические факторы. Абиотические.
Биотические. Биологический оптимум.
Приспособленность организмов к среде обитания. Взаимодействие популяций разных видов. Структура популяций. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.
Сообщества, экосистема, биоценоз. Функциональные группы организмов в сообществе. Примеры экосистем: лес, горы, пустыня, степь, луга, тундра, море, реки. Поток энергии и цепи питания. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем.
Агроценозы. Структура агроценоза. Отличия между агроценозом и биогеоценозом. Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Биологические методы борьбы с вредителями. Применение экологических знаний в лесоводстве, рыболовстве и рыбоводстве.
Планеты Солнечной системы: Луна, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, уран, Нептун, Плутон. Кометы. Туманности. Солнечное затмение.
Космонавтика – человеку. Космическая связь и телевидение. Космическая служба погоды. Исследование океанов. Космическая «скорая помощь». Космическая картография. Космонавтика сельскому и лесному хозяйству. Космонавтика на службе геологии. Космическая оперативная информация. Космические технологии. Послания с Земли.
Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере.
Влияние деятельности человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение атмосферы, водных систем, почв. Уничтожение лесов. Проблемы энергетики. Общество и окружающая среда. Экология и транспорт. История создания велосипеда. Велосипед как транспортное средство. Правила дорожного движения для велосипедистов, действующие на территории России. Велосипед и пешеходы. Скутер, мопед.
Характеристика Томской области. Стратегические цели в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории Томской области. Лесной фонд. Состояние и охрана животного мира. Рыбные ресурсы. Областной центр. Экологические проблемы г. Томска. Задачи государственного экологического контроля.
Зеленые зоны. Экологические законы Томской области.
9
VI. Используемые технологии:
ИКТ;
проектная деятельность;
элементы исследовательской деятельности;
ролевые и деловые игры;
элементы проблемного обучения.
VII. Виды деятельности учащихся:
наблюдения;
беседы, учебно-познавательные занятия в Центре атомной энергетики;
экскурсии;
экологические экспедиции;
практические работы;
поисково-исследовательская деятельность;
разработка медиа презентаций;
работа над учебными проектами;
участие в социальных проектах;
представление опыта работы над проектами;
встречи с интересными людьми;
внеклассные мероприятия;
организация школьных выставок поделок и рисунков;
участие во внешкольных выставках, конкурсах экологической направленности; занятия в кружках.
Особой педагогической проблемой является оценка успешности учащихся. Самой значимой оценкой для ребенка является общественное признание его успешности, результативности его труда, улучшение состояния окружающей среды в результате его деятельности.
В результате победы на Областном конкурсе «Изменим город вместе», была построена новая спортивная площадка во дворе школы.
В результате работы над проектом «Мой зеленый уголок», в школе появились «зеленые зоны» из пышных красивых насаждений, за которыми ребята бережно ухаживают в течение года.
Два раза в неделю в школе проходят уборки территории школьного двора, ежемесячно – генеральные уборки коридоров и общественных мест школы-интерната. Дети четко соблюдают графики дежурств.
В рамках декады естествознания был проведен экологический марафон «Экономим энергоресурсы». Ребята научились находить и обобщать необходимую информацию, анализировать и делать выводы, убеждать других в своей правоте, вести диалог, находить компромиссы, работать в группе.
Во время уроков в
коридорах школы больше зря не горит ни одна лампочка. Ребята соблюдают
«световой режим», во всех кабинетах есть «осветительный календарь». Почти 75%
учащихся приняли участие во II Областном конкурсе детских творческих работ «Наш
друг – атомная энергия», двое ребят стали Дипломантами конкурса (Дипломы за II
и III места) и награждены ценными подарками.
Награды за победы в конкурсах вручаются на общешкольных линейках, успеху радуются все.
После проведения ряда
мероприятий, посвященных Всемирному дню воды, ребята аккуратно закрывают краны,
не допускают, чтобы вода лилась «впустую».
Такие результаты можно считать наилучшей оценкой проведенной работы.
После проведения Декад, марафонов, проектов и открытых мероприятий, организуются выставки рисунков, ребята пишут мини-рассказы, сказки и сочинения, о природе, экологии родного города, о своем отношении к чистоте улиц и своего двора.
Старшие воспитанники проводят беседы в младших классах о необходимости соблюдения чистоты и сбережения ресурсов.
Старшеклассники разработали медиапособие «Экология – наука XXI века», которое используется как наглядное пособие на уроках биологии и экологии.
Ребята общаются со своими сверстниками в сети Интернет и получают положительные отзывы о своей работе.
Занятие по экологии с использованием медиапособия, интегрированный урок «Движение – это жизнь», занятие в «Фитобаре», реабилитационное занятие «Путешествие в страну цветов» были представлены на Межрегиональном научно-практическом семинаре «Организация коррекционно-образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт. Проблемы. Перспективы» в рамках VIII Сибирского форума образования в апреле 2009 года и получили высокие оценки гостей семинара.
Результаты Областного конкурса фотографии «Я вижу звук», победителями которого стали трое воспитанников школы-интерната, освещались ГТРК Томск и ТВ2. Ребята получили дорогие профессиональные фотокамеры и Сертификаты на обучение в Академии фотографии.
Деятельность в рамках проектов повышает интерес к учебе через создание не только собственного, личностно значимого образовательного продукта, но и важного и полезного для других. Создает условия для становления таких качеств личности, как видение и понимание проблем окружающего мира, ответственность за состояние окружающей среды, стремление к ее улучшению, умение организовать для этой деятельности других людей.
Ребята с удовольствием готовят выступления и представляют свои работы
перед детской аудиторией, приобретают опыт
выступлений, получают возможность самореализовываться.
Выступающие стараются аргументировано и четко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию. Учатся принимать критику, которая становится фактором для дальнейшего развития проекта.
Слушатели загораются желанием из пассивных участников превратиться в активных. После успешного выступления, поощрения дети любого возраста вдохновляются на новую работу.
В результате применения проектно-исследовательского обучения обучающиеся
будут владеть навыками проектной деятельности, уметь прогнозировать свои действия, анализировать, приобретут навыки ориентирования в потоке информации, научатся владеть информацией, приобретут опыт публичного представления достигнутых результатов.
В проектно-исследовательском обучении меняется и роль учителя.
Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, получению необходимых знаний и информации из различных источников. Совместная деятельность над проектом позволяет работать в рамках бесконфликтной педагогики, где роль учителя состоит в организации особых педагогических ситуаций, вызывающих у детей необходимость и внутреннее желание самовыражения в деятельности для других, для улучшения качества среды, в которой они живут.
Страница
Разработанные медиапособия представляют на конкурсы и Фестивали проектов, что является основанием для пополнения учащимися и педагогами своих «портфолио».
Ребята активно участвуют в различных конкурсах рисунков и поделок, получая Дипломы и подарки.
Когда человек успешен, ему хочется продвинуться еще дальше.
Создание подобных методических разработок позволяет выстраивать межпредметные связи и объединять учителей, преподающих разные дисциплины, и учащихся в единую группу.
Учащиеся 5 класса представляют свои Портфолио студентам ТГУ
12
Приложение 1
13
в Томский краеведческий музей, Томский музей деревянного зодчества, Ботанический сад (ТГУ), Томский областной Архив, Анатомический музей (ТГУ), Музей редкой книги (ТГУ), в Зоопарк (г. Северск), посещение выставок экзотических животных и рыб, выставки редких птиц, в Центр МЧС ТО.
14
Поездка в Хакассию, к озеру Шира, в г. Санкт-Петербург, сбор лечебных трав и «декоративных» растений в пригородах г. Томска.
15
Изготовление кормушек и скворечников; подкормка белок и птиц зимой; благоустройство школьного двора; уход за комнатными растениями дома и в школе; посев, пикировка овощных и цветковых растений; высадка рассады и уход за растениями на пришкольном участке.
16
Работа в библиотеках; поиск информации в сети Интернет; посещение Томского Архива и Музея редкой книги.
17
Победа в Областном конкурсе «Изменим город вместе», уборка территории Сквера Чернобыльцев, уборка территории школьного двора от снега и мусора; уборка двора своего дома.
18
ü защита проектов перед родителями, учащимися школы;
ü участие в открытых уроках и педагогических мастерских в рамках научнопрактических семинаров;
ü представление проекта «Сильные люди» на Областном Фестивале проектов (I место), защита проекта перед победителями Фестиваля;
ü представление работ на Областные конкурсы «Любознайка», «Хочу все знать!».
Страница 19
ü с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС;
ü с участниками войны в Афганистане;
ü с известным экологом, заслуженным учителем РФ Рудским В.Г.; с Олимпийской чемпионкой по лыжным гонкам Н. Барановой.
Страница 20
21
22
Областные конкурсы-выставки поделок из природного материала «Цветик-семицветик» и «Зимний букет»,
II Областной конкурс детских творческих работ «Наш друг – атомная энергия»,
Областной конкурс детских работ «Мой мир»,
Областной конкурс рисунков «Мир, в котором я живу», Всероссийский конкурс «Космос и человек».
Приложение 12 «Занятия в кружках»
«Оригами» (изготовление поделок из использованной бумаги); «Флористика» (изготовление поделок из природных материалов); «Чудо – дерево» (изготовление кормушек и скворечников).
24
Альтернативные источники энергии – собирательное понятие, объединяющее любые источники энергии, при использовании которых существенно не загрязняется окружающая среда.
Анализ воды – определение физических, химических, биологических, технических свойств воды и ее состава.
Атомная станция – ядерный реактор с комплексом систем, устройств, оборудования, сооружений и персоналом, необходимыми для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, находящихся в пределах конкретной территории.
Безотходная технология – наиболее экологический вариант производства, при котором отходы одного производства являются сырьем для работы другого. Обеспечивает ресурсосбережение , что необходимо при построении общества устойчивого развития.
Благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экосистем и природных объектов.
Благоприятные условия жизнедеятельности человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека, и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
Водные ресурсы – запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы.
Глобальное потепление – повышение средней температуры атмосферы в масштабах планеты, вызванное совокупностью естественных или техногенных факторов.
Глобальные проблемы человечества – проблемы и ситуации, которые охватывают многие страны, атмосферу Земли, Мировой океан, околоземное космическое пространство и затрагивают все население Земли. Эти проблемы не могут быть решены силами одной страны.
Загрязнение окружающей среды – возникновение, привнесение в среду не характерных физических, химических или биологических агентов или превышение ими в рассматриваемое время естественного фона, нередко приводящее к негативным последствиям.
Использование природных ресурсов – эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот.
Исчерпаемые природные ресурсы – могут быть израсходованы человечеством в ближайшем или отдаленном будущем: нефть, уголь, почва, газ, лес, вода и т.п.
Качество окружающей среды – отражает взаимоотношения человека с природой. Критерий – здоровье человека.
Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды; все, что окружает организм и влияет на его развитие, рост, выживаемость, размножение.
Охрана окружающей среды – совокупность охраны социально-экономической и природной сред, окружающих человека; комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья человека.
Парниковый эффект – повышение температуры атмосферы из-за увеличения содержания в ней парниковых газов, приводящих к чрезмерному поглощению воздухом теплового излучения Земли.
Природа – весь мир организмов, минералов, воздуха, воды, почвы, находящихся во взаимосвязи.
Природные ресурсы – источники природных богатств, используемых человеком в прошлом, настоящем и будущем для своих потребностей.
Природные ресурсы возобновляемые – способны к самовосстановлению.
Природные ресурсы не возобновляемые – часть природных ресурсов, не способная к восстановлению (каменный уголь, нефть).
Свалка – местонахождение отходов, использование которых в течение ближайшего срока не предполагается.
Токсичные отходы – содержат вещества, которые при попадании в окружающую среду представляют угрозу для человека в результате токсического воздействия на биотические системы.
Экология – комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.
Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и
иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, их последствий.
Экологическая культура – этап и составная часть развития общемировой культуры, характеризуемой острым, глубоким и всеобщим осознанием важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человека. Это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных в процессе развития цивилизации.
Экологическая проблема – глобальная проблема человечества, возникшая с началом индустриальной деятельности человека, особенно обострившаяся в XX веке. Углублению экологической проблемы способствовали ядерные испытания. К экологической проблеме относятся: сокращение площади лесов. Следствием чего является сокращение источников поступления кислорода в
атмосферу; опустынивание территорий в результате
нерациональной хозяйственной деятельности; уменьшение биологического разнообразия растений и животных земли из-за разрушения среды их обитания.
Эко развитие – экологически ориентированное социально-экономическое развитие, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением состояния среды обитания и деградацией природных систем.
Страница 26
1. Антипова З.М., Литковская Н.П. Зеленые задачки. Сборник задач по математике для 3-4 классов / Антипова З.М., ЛитковскаЯ Н.П.. – Томск, 2009.
2.Бех И.А,, Кривец С.А., Бисирова Э.М. Кедр – жемчужина Сибири. – Томск : Изд-во «Печатная мануфактура», 2009.
3. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. В.В. Пасечник. – М. : Дрофа, 2007.
4. Борейко В.Е. Спутник юного защитника природы / В.Е. Борейко, В.Н. Грищенко. – Новосибирск, 2003.
5. Борзенко В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности / В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся : методический сборник. - М.
: народное образование, 2001.
6. Демин И.С. Применение информационных технологий в учебноисследовательской деятельности / И.С.Демин // Развитие исследовательской деятельности учащихся : методический сборник. – М. : Народное образование, 2001.
7. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Школьные технологии. – 2001. - № 5.
8. Лукашевич О.Д., Колбек М.В. Социально-экологические проекты: как организовать экологический марафон: методическое пособие / О.Д. Лукашевич, М.В. Колбек. – Томск, ТГАСУ, 2008.
9. Лукашевич О.Д., Колбек М.В., Филичев С.А. Практические работы по экологии и охране окружающей среды : методическое пособие / О.Д. Лукашевич, М.В. Колбек, С.А. Филичев. – Томск, ТГАСУ, 2009.
10. Маркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. 9 – 11 кл. : учебник из Федерального комплекта для общеобразоват. школы / Б.М. Маркин, Л.Г. Наумова. – М. :
Устойчивый мир, 2007.
11. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.А.Новикова // Народное образование. – 2000. - № 7.
12. Экологический марафон – 2. Работаем вместе для окружающей среды : пособие для учителей. – Томск : ОГУ «Облкомприрода», 2003.
13. Экология: устойчивое развитие и управление природопользованием. – М. : Изд-во РАГС, 2004.
14. Экология: региональный компонент образовательных стандартов. – Томск : Изд-во НТЛ, 2001.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.