Курс лекций
Оценка 4.7

Курс лекций

Оценка 4.7
Контроль знаний +1
doc
обществознание
Взрослым
04.10.2018
Курс лекций
Публикация является частью публикации:
общество в таблицах.doc
экономическая включает в себя создание  материальных благ ТАБЛИЦА 1. ОБЩЕСТВО Сферы жизни общества  социальная политическая включает в себя взаимосвязи  между людьми во всем их  многообразии и развитии включает в себя отношения  власти и подчинения, а также управление обществом духовная включает в себя создание и  освоение духовных благ Элементы: Элементы: Элементы: Элементы:     ные потребности ские блага Материаль Экономиче Экономиче ские ресурсы (источники  производства благ) Хозяйству ющие субъекты       е группы е связи е институты е нормы я культура Социальны Социальны Социальны Социальны     кие организации кие институты Политичес Политичес Политичес кая культура (нормы  политического поведения) Политичес Социальна кая идеология     потребности производство Духовные  Духовное  Субъекты  духовной деятельности Духовные  ценности философия Исследует познание  человеком мира Науки, изучающие общество Классические общественные науки экономика социология изучает закономерности  организации хозяйственной  жизни общества изучает возникновение и  изменение различных связей  между людьми Ключевые категории: бытие,  Ключевые категории:  Ключевые категории: политика исследует сферу управления  обществом, становления и  развития отношений власти в обществе Ключевые категории: познание, объективное,  субъективное, форма и  содержание и т.д. собственность, рынок,  деньги, экономические блага  и т.д. социальная система,  социальная норма и т.д. власть, государство,  идеология, политические  интересы, политическая  система Всемирно­ исторический подход (По К. Марксу. Выполнен на основании  обобщения исторического  опыта Европы)  Первобытнообщинный строй  Рабовладельческий строй  Феодальный строй  Капиталистическое общество  Социалистическое  общество как переходная  ступень к  коммунистическому  обществу ТАБЛИЦА 2. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА Цивилизационный подход Реализуется на основании обобщения исторического опыта человечества Природные сообщества Приспособление к  природному годовому  циклу Обожествление сил  природы (язычество) Примеры:  ские аборигены   кие индейцы народы Сибири австралий американс малые  Восточные цивилизации Черты: Действительность  воспринимается через веру  в харизматический,  божественный идеал Общественное сознание  сосредоточено на  постижении высшего  смысла, духовного  совершенства Примеры:  Древний  Западные цивилизации Устремленность  в будущее Общественное сознание  устремлено на повышение  комфортности жизни,  рыночная экономика Примеры:  цивилизация Античная  Древняя  Древний    Цивилизац ия средневековой Европы Цивилизац ия Нового времени Египет Индия Китай    Современ ная арабо­мусульманская  цивилизация  ­ символ обозначает переход от одного типа общества к другому ТАБЛИЦА 3. ТРАДИЦИОННОЕ, ИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВА (ПО Д. БЕЛЛУ) Традиционное Индустриальное Первое по времени, возникает вместе с  возникновением общества вообще Второе по времени. XIX­ХХ вв. н.э. Существование государства,  сосуществование отдельных государств Постиндустриальное В настоящее время начинает  развиваться в США, Японии и ряде  стран Западной Европы Глобализация, существование как  национальных государства, так и  надгосударственных органов власти Отсутствие государства или  существование отдельных государств,  стремление государств к самоизоляции, господство традиционных ценностей и  патриархальный уклад жизни Человек зависит от сил природы Влияние на природу: примитивное, легко восполняемое  природой. Производство малоотходное  или безотходное: скотоводство или  земледелие. Промышленная обработка  минимальна или вообще отсутствует.  Религиозные запреты на загрязнение Цель общества: поддержать  существование человека как вида Экстенсивное развитие,  распространение человечества и сбор  природных богатств с большей  территории Основные отношения – между  Человек интенсивно овладевает силами природы Влияние на природу: освоение и активное преобразование  природы, которая не в состоянии  справиться с антропогенным влиянием.  Развитие промышленности. Появление  искусственных материалов Человек властвует над силами природы Влияние на природу: активное законосообразное освоение  природы. Нивелирование  антропогенного влияния на природу.  Минимизация загрязнения окружающей среды, безотходное производство Цель общества: производство товаров  массового потребления Развитие понимается как  интенсификация использования  природных богатств и бесконтрольное  развитие техники Основные отношения – между  Цель общества: добыча, обработка и  хранение информации Развитие понимается как развитие  техники на основе научных достижений  и углубление понимания законов  природы Основные отношения – между людьми человеком и природой человеком и природой ТАБЛИЦА 4. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ искусство, ремесла торговля охота рыболовство собирательство    скотоводство земледелие                             Направление исторического развития общества ТАБЛИЦА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Социальны институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок,  регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и  статусов Примеры социальных институтов:   Социальные институты первобытнообщинного строя (род,  большая семья) базируются на жестко предписанных  ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного  род семья   государство институт науки характера; современные социальные институты  характеризуются большей независимостью от морали,  приятием нонконформизма ТАБЛИЦА 6. НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ обычаи стереотипный способ поведения, который  воспроизводится в  определенном  обществе или  социальной группе и  является привычным  для членов данного  общества, социальной  группы, касается всех  сторон жизни человека право совокупность  общеобязательных  правил поведения,  установленных или  санкционированных  государством в виде  свода законов.  Базируется на идее  правосудия нравы привычные формы  поведения, имеющие  нравственное  значение. Нравы – те нормы  поведения людей,  которые бытуют в  некотором обществе и  могут быть  подвергнуты  нравственной оценке.  Следованием нравам  общества  санкционируется  только формами  духовного  воздействия  мораль особая форма  общественного  сознания и вид  общественных  отношений. Регулирует  человеческое  поведение с помощью  норм, получающих  идейное обоснование в виде идеалов добра  им зла. Исполнение норм  морали  санкционируется  только формами  духовного (общественная оценка) воздействия  (общественная оценка) ТАБЛИЦА 7. ЦЕЛОСТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА, ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ Резкий рост  числа населения Ускорение процессов общественного развития Актуальность рост  Поскольку  оказывают  влияние  на  человечество  в  целом  и  влияние  этих  факторов  сопоставимо  или  даже превышает влияние природных  процессов Рост качества и количества технических  средств числа населения Быстрое накопление знаний о природе  и человеке как части природы ! последствий ядерных взрывов и техногенных катастроф; Все и каждый испытывает влияние: ! истощения озонового слоя и увеличение радиоактивного облучения; ! распространения СПИДа, наркомании, алкоголизма; ! изменения климата; ! исчерпания невосполнимых природных ресурсов; ! межнациональных войн, отсутствия толерантности и взаимоуважения в межгосударственных делах; ! удлинения срока жизни, изменения набора типичных болезней, резкого помолодение болезней; ! оперирования массовым сознанием путем дозирования информации. ТАБЛИЦА 8. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Социальные  проблемы Проблемы, возникающие во  взаимоотношениях между социальными  группами и государствами  скрываемая вражда  блоков (по национальному, финансовому  или религиозному признаку), которая  ведет к конфронтации и системе  локальных конфликтов; резкое различие уровней  общественно­экономического развития и  уровня благосостояния населения, что  ведет к антагонизму высокоразвитых и  низкоразвитых стран Экологические  проблемы Взаимоотношения человека  и общества Проблемы взаимоотношений человека с  природой    техногенное  загрязнение окружающей среды; истощение  невосполнимых природных ресурсов  (воздуха, воды, энергоносителей  угля,  нефти, природного газа, горючих  сланцев, торфа, ­ минерального сырья и  руд); проблемы  использования общественных богатств  (мирового океана, космического  пространства) Проблемы, возникающие между  отдельными членами общества и  обществом в целом  проблемы  здравоохранения, длительности и  комфортности жизни;    численность населения, ее взрывоподобный рост за последние сто лет; проблема ведения  здорового образа жизни в связи с  понятием "здоровье человечества"; проблема нормального  психического развития личности ТАБЛИЦА 9. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ катастрофу.         Взаимодействие человека с природой носит следующие формы: Знания о природе пока недостаточны для адекватного влияния на природу. Человечество обладает достаточными техническими средствами, чтобы породить техногенную  Быстрый рост численности населения. Взрывоподобный рост влияния человечества на природу. Выходы из создавшейся ситуации: развитие безотходного производства; административно­правовое регулирование; экологическое просвещение; международное взаимодействие в области охраны окружающей среды. ЧЕЛОВЕК ТАБЛИЦА 10. КОМПОНЕНТЫ ПОНЯТИЯ "ЧЕЛОВЕК" Человек 1) (в широком смысле) высшая  ступень развития живых  организмов на земле, субъект  общественно­исторической  деятельности и культуры,  человечество в целом; (Человек  научился пользоваться орудиями  труда.) 2) (в узком смысле) индивид как  совокупность биологического и  социального планов. ЧЕЛОВЕК Индивид Биологическая  особь вида homo  sapiens,  единичный  представитель  человеческого  рода. Личность 1) человек как субъект  отношений и сознательной  деятельности; 2) устойчивая система  социально значимых черт,  характеризующих индивида как  члена общества Индивидуальность Неповторимое  своеобразие  отдельного  человеческого  существа ТАБЛИЦА 11. ПОНЯТИЯ "СУБЪЕКТ" И "ОБЪЕКТ" ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЧЕЛОВЕКУ Объект То, на что направлена познавательная,  трудовая или иная деятельность  субъекта Объектом деятельности может  выступать:  человек (в процессе  обучения и воспитания, в процессе  изучения);  общество, природа. Субъект Носитель предметно­практической деятельности и познания. Субъектом деятельности может быть как индивид, так и группа людей. Субъект  – это источник активности, направленной на нечто вовне субъекта или внутри  него. Субъект деятельности можно иначе назвать деятелем Человек выступает как субъект деятельности:   в процессе научного познания; в процессе воспитания и социализации, часто не замечая  своего влияния; орудия труда;   в процессе трудовой деятельности, изготовляя предметы и  занимаясь различными формами искусства (театр, живопись,  музыка, архитектура и т.д.) ТАБЛИЦА 12. ФОРМЫ ВОЗЗРЕНИЯ НА МИР Высший смысл Специфика мифология религия философия объяснение генезис и движения всего сущего и в том числе человека как части  мира. через введение представления о некоем  божественном начале: через познание законов  природы и Модель мира которое в современных  условиях утрачивает  сакральный смысл люди и боги являются  частями мира и живут по  его законам которое в  современных условиях сохраняет сакральный  смысл иерархия сфер, главой которых является бог; любое явление  определяется его  связью с богом Дуализм человек = божественное + физическое Основная цель изучение отношений между богом (богами) и  человеком экстраполяцию их на  прошлое и будущее научная модель  вселенной и человека  (изменяется по мере  накопления научных  данных) человек = социальное +  биологическое изучение отношений  между человеком и  миром Влияние на жизнь является практическим руководством к действию, основной определенного  типа поведения, ценностей, убеждений не содержит четкого  кодекса поведения ТАБЛИЦА 13. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА содержит четкий кодекс поведения Потребность человека – переживаемая и/или осознаваемая нужда в чем­либо. Потребности  человека отличаются от потребностей животных и могут быть разделены на три группы Идеальные Биологические Социальные Потребности, удовлетворение  которых, как правило,  необходимо человеку в первую очередь Потребности в поддержании  жизнедеятельности организма:  еда, вода,  воздух;     движение; тепло (одежда –  в холодном климате),  жилище; самосохранение воспроизводство Потребности, свойственные  человеку как социальному  существу. Их удовлетворение  необходимо человеку тогда,  когда биологические  потребности удовлетворены. Потребности в связи с  некоторой группой (группами) людей:  самореализация,  общественное признание;      принятость в  социальные группы; общение (с  людьми и предметами  искусства); привязанность; забота; самоуважение Специфически человеческие  потребности, нужда в  удовлетворении которых  обычно возникает, если  потребности двух других  групп удовлетворены. Потребности в познании: познание   природы;    жизни; самопознание; поиск смысла  самовыражение ТАБЛИЦА 14. СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Способности – индивидуальные особенности личности человека, являющиеся субъектными условиями успешного осуществления некоторой деятельности Способности имеют биологическую основу в виде задатков (например, скорость реакций,  особенности мышления, предпосылки для развития физической силы). Степень развития способностей зависит от:   задатков; трудолюбия, настойчивости, целеустремленности, условий жизни (помощь семьи  и государства). Уровни обладания способностями: "способности", "талант", "гениальность". Способности могут быть развиты только в процессе тренировки, использования. Способности проявляются, как правило, в какой­либо области знаний или жизнедеятельности  (наука, искусство, бизнес, ремесло, спорт и т.д.). Способности определяют почти все аспекты жизнедеятельности конкретного человека, – его  образование, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой социальный статус, способствуют  повышению самооценки и (часто) уровня жизни. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ТАБЛИЦА 15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ТЕРМИНА "КУЛЬТУРА" Культура:            определенная система материальных и духовных ценностей, форм и результатов  человеческой деятельности; способ функционирования общества, создаваемый в процессе социально­преобразующей  деятельности людей; возделывание, воспитание (от лат. cultura); совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в  предметных материальных носителях, и передаваемых последующим поколениям; исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей  человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых  ими материальных и духовных ценностях; степень развития человека как субъекта духовно­практической деятельности; мера развития человеческой природы. ТАБЛИЦА 16. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕРМИНА "КУЛЬТУРА" Возрождения); определенной исторической эпохи (например, античная культура, культура эпохи  При описании: народностей или наций (культура майя); специфической сферы деятельности (культура общения, культура труда); археологическая (совокупность археологических памятников определенного места);  речи (соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать  коммуникативные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи). ТАБЛИЦА 17. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРЫ Личность  Культура  1. Каждая личность вносит вклад в культуру общества. Отдельные личности и группы личностей (например, религиозные группы, научные и художественные школы) создают новые материальные и духовные ценности. Общество в целом навязывает личности  культура, то есть каждый из членов общества прививает отдельной личности культуру. Например, старшие члены общества  сохраняют культуру путем передачи ее младшим членам общества. 2. Культура влияет на личность, формируя у нее способы деятельности, характерные для данной культуры (способы познания,  социальной, трудовой и других видов деятельности). Культура определяет большую или меньшую успешность личности в  зависимости от совпадения задатков и способностей личности и требований культуры. Например, можно предположить, что во  времена пещерного человека социальный статус здорового человека был всегда выше статуса больного. В наше время это не так.  Больной человек может иметь более высокий социальный статус, если обладает какими­либо талантами (ср. Фредди Меркьюри,  Валентин Дикуль). ТАБЛИЦА 18. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ИСКУССТВО" Искусство:  Форма сознания, специфический род духовно­практического освоения мира как органическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения.  Практически­духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.  Художественное творчество в целом.  Специализированная эстетическая деятельность.  Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. ТАБЛИЦА 19. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ Культура общества в целом Традиционная (господствующая в обществе) культура Альтернативные культуры, противопоставляемые традиционной культуре в качестве более перспективной культуры Негативные культуры Позитивные культуры делинквентные (преступные) культуры –  совокупности нескольких  негативно  интерпретированных норм и  ценностей традиционной  культуры, функционирующие  в качестве культуры  преступного слоя общества. Устойчива в среде молодежи  нижних слоев общества. враждебные культуры (контркультуры) молодежные субкультуры – (могут быть как негативными, так  и позитивными) – автономные  целостные образования внутри  традиционной культуры,  определяющие стиль жизни и  мышления ее носителей,  отличающиеся своими нормами и  ценностями. Часто ориентированы на досуг. Важно: система сигналов  профессиональные субкультуры – трансформированные  профессиональным  мышлением системы  ценностей традиционной  культуры, получившие  своеобразную  мировоззренческую  окраску. Важно: система сигналом Важно: наличие и качество  противоправной деятельности, система сигналов (одежда,  прическа, жаргон и т.д.) Выделяются по месту и  времени существования. Средства осуществления духовного  ТАБЛИЦА 20. СТРУКТУРА ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА производства источник духовной деятельности принадлежности к группе  (прическа, одежда, досуг, манера  поведения, отношение к  наркотикам, жаргон) Могут быть официальными  (комсомольцы) и неофициальными (рейверы) (профессиональный жаргон, профессиональные знания и  навыки, манера поведения). Существует в  профессиональных средах  (например, врачебная) Духовные потребности как  ДУХОВНАЯ СФЕРА Объекты  духовной  деятельности Процесс создания  духовных  ценностей Специализированная  духовная  деятельность Обыденная деятельность,  включающая создание духовных  ценностей Объекты духовной деятельности –  созданные обществом  духовные ценности –  основной элемент духовной сферы.  Воплощены в языке, произведениях  искусства  и т.д. ТАБЛИЦА 21. КУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ПРОЦЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ (ВОСПРИЯТИЯ ДРУГОЙ КУЛЬТУРЫ) Культурный кризис современной России можно рассматривать как процесс аккультурации – изменения советской культуры и усвоение новой культуры. Доминантная (советская) культура теряет свои позиции в связи с исчезновением ее социального субстрата, укрепляются   позиции   национальных   культур   на   постсоветском   пространстве.   Усиливаются   позиции западноевропейской и американской культуры быта. Все это реализуется в следующих проявлениях:  Отказ   общества   от   высокой   оценки   тонкого   духовного   мира   и   тонких   душевных   переживаний   как показателя высокой ценности индивида, укрепление позиций массовой культуры и тех людей искусства, которые стремятся угодить массовому сознанию.  Возведение   в  абсолют  финансовой   успешности   как  мерила  человека,  применение   тезиса  "Деньги  не пахнут".  Усиление   позиций   альтернативных   культур,   что   выражается   в   языке   и   духовных   произведениям (усиливаются   позиции   негативных   по   отношению   к   доминантной   культуре   субкультур,   а   также эскапистских субкультур).  Отсутствие внутренней цензуры авторов как реакция на акцептацию чужих культур (знаменем этого является свобода слова) и длительное наличие официальной цензуры в советское время (знаменем этого является антисоветизм). В связи с этим рождается реакция отторжения старшего поколения, выросшего в   советский   период,   на   современную   эклектическую   культуры   –   непринятие   низкого   стиля   языка, откровенности в половых вопросах и т.п.  Резкое расслоение общества по финансовому признаку.  Снижение ценности духовной сферы для государства в связи с необходимостью выживания (низкий уровень   финансирования   духовной   деятельности,   сокращение   финансирования   школ,   институтов, учреждений культуры). ТАБЛИЦА 22. СТРУКТУРА МОРАЛИ Мораль: – соотношение норм и обычаев; – соотношение поступков и их мотивов; – мерило степени зрелости личности. Моральное сознание Моральные отношения  Моральные поступки ТАБЛИЦА 23. СРАВНЕНИЕ МОРАЛИ, ОБЫЧАЕВ И ПРАВА Мораль Обычай Право Особая форма общественного сознания  и вид общественных отношений. Едина для всех в своих основных  чертах, но включает и исторически  преходящие нормы. Получает идейное обоснование в виде  идеалов добра и зла, долга,  справедливости и т.п. Исполнение норм санкционируется формами духовного воздействия  (общественная оценка одобрение, осуждение) Регулирует человеческие отношения Устойчивый, исторически сложившийся стереотипный способ массового  поведения. Исторически сложившиеся способы  массового поведения, характеры для  определенных социальных групп в  определенные эпохи Не нуждается в интерпретации,  оправдывается традицией. Совокупность общеобязательных норм,  установленных или санкционированных  государством. Может быть един для всех граждан или  для некоторых категорий граждан, как  устанавливает это верховная власть. Может получать обоснование в виде  блага государства, отдельных  категорий граждан или всех граждан. Исполнение норм санкционируется  государством. ТАБЛИЦА 24. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "РЫНОК"  МЕРКАНТИЛИЗМ – первая   КЕЙНСИАНСТВО – теория государственного регулирования  школа политэкономии  (экономическая политика  эпохи первоначального  накопления капитала).  Выражалась в активном  вмешательстве государства в  хозяйственную жизнь в  интересах купечества. экономики. Возникла в конце первой трети ХХ века. Исследует  практические пути стабилизации экономики, количественные связи  макроэкономических величин (нац. дохода, капиталовложения,  занятости, потребления и др.). Решающая сфера воспроизводства –  рынок, основные цели – поддержание эффективного спроса и полной  занятости. Экономическая программа включает всемерное увеличение  расходов госбюджета, увеличение количества денег в обращении,  регулирование занятости. Вопросы, на которые отвечает наука экономика:  Что производить?  В каких количествах производить?  Как производить?  Для кого производить?  Рынок – сфера товарного обмена, спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных  бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций и других на трех уровнях.  Рынок – взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате которого  определяется количество и качество производимых товаров и услуг. Центром механизма этого  взаимодействия является цена.  Рынок – отдельная сфера экономики (рынок труда, рынок ценных бумаг).  Место для осуществления торговых операций (колхозный рынок). ТАБЛИЦА 25. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА Рыночная экономика Собственниками факторов  производства являются частные  лица и фирмы. Основная часть решений о  производстве и потреблении  принимается частными лицами и  фирмами с учетом имеющихся цен. Правильность/неправильность  принятых решений выражается в  доходах и убытках участников  Смешанная экономика Собственниками факторов  производства являются как частные  лица и фирмы, так и государство Решения о производстве и потреблении  принимаются как частными лицами и  фирмами, так и государством. Правильность/неправильность принятых решений может выражаться в доходах и  убытках участников экономической  Командно­административная экономика Собственником средств производства и  ресурсов является государство Все решения о производстве принимаются  государством, решения о потреблении  принимаются как государством, так и  частными лицами и фирмами. Правильность/неправильность принятых  решений выражается в улучшении или  ухудшении экономического положения экономической деятельности. Государство выступает в роли  частной фирмы. Уровень зарплаты и цен склады­ вается стихийно, по согласованию  продавцом и покупателей. деятельности/разорении части  населения. Государство в основном регулирует  экономические процессы. Уровень зарплаты и цен складывается  стихийно, по согласованию продавцов и  покупателей. различных слоев населения. Государство полностью регулирует все  экономические процессы. Уровень зарплаты и цен определяется  государством, есть черный рынок товаров и услуг. ТАБЛИЦА 26. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УКЛАДОВ НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО – тип хозяйства, при  котором продукты труда производятся для удовлетворения  потребностей самих производителей, а не для продажи. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – тип хозяйства, в котором  производство ориентируется на рынок, а связи  производителей и потребителей продуктов осуществляется  через куплю­продажу. ТАБЛИЦА 27. СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ "ЦЕНА" Конъюнктура – состояние экономики,  конкретные условия процесса воспроизводства  на каждый данный момент. В основе  формирования и изменения конъюнктуры лежат главным образом факторы, определяющие  движение цен, ценных бумаг, размеров  производства, занятости. Цена – количество денег, других товаров и услуг, уплачиваемое  и получаемое за единицу товара или услуги. При рыночной  экономике цена складывается в зависимости от спроса и  предложения, и также конъюнктуры. Цена спроса – цена, по которой покупатель согласен  приобрести товар. Цена предложения – цена, по  которой производитель  согласен продать товар. ТАБЛИЦА 28. ВАРИАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНЫ СПРОСА (Цс)  И ЦЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  (Цп) Цс = Цп Цс < Цп Цс > Цп Равновесная цена. Совпадение Цс и Цп  обозначает, что продавец согласился  продать, а покупатель купить товар  или услугу по единой цене, сделка  состоится. Цена, которая  устанавливается на рынке в условиях  конкуренции, стремится к уровню, при  котором количество товара, на которое предъявляется спрос, равно количеству предложенного товара. При сохранении конъюнктуры цена не  изменится Цена спроса меньше цены  предложения. Это обозначает, что  покупатель согласен дать  меньшую цену за товар или услугу, чем та, за которую продавец  согласен продать товар или  услугу. Сделка не состоится. У  потребителя низкая потребность в  данном товаре или услуге. Цена спроса больше цены  предложения. Это обозначает, что  покупатель согласен дать большую  цену за товар или услугу, чем та, за  которую продавец согласен продать  товар или услугу. Сделки  совершаются в большом количестве.  У потребителя высокая потребность  в товаре или услуге. Свертывание производства,  снижение цены, формирование  потребительского спроса. Рост цен продажи, рост объема  производства, насыщение рынка с  дальнейшим понижением цены. ТАБЛИЦА 29. ВИДЫ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК дополнительная сумма денег как плата за использование денежных средств Процентная ставка: Проценты на вклад (выплачиваются вкладчику) Проценты по займу (выплачиваются заемщиком заимодателю) ТАБЛИЦА 30. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЬИ реальная покупательная способность уровень жизни (степень  размер прожиточного минимума  Экономическое положение семьи определяется следующими факторами: удовлетворенности потребностей  населения) равен номинальному доходу (НД) за  вычетом налогов (Н) и потерь от  инфляции (И)  РПС = НД – (Н + И) зависит от:  уровня дохода  обеспеченности жильем  доступности и качества социальных  услуг (стоимости минимально необходимых  расходов для поддержания здоровья  человека и его жизнедеятельности)  (ПМ) ПМ = минимальный набор  потребительской корзины /  продовольствие (П) + промышленные  товары (ПТ) + услуги (У) / = граница  бедности: ПМ = П + ПТ + У ТАБЛИЦА 31. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВВП валовой внутренний продукт ВНД валовой национальный доход выраженная в рыночных ценах стоимость конечных товаров  и услуг, произведенных в течение года внутри страны ВНД = ВВП + ГЗ + КВ + СПБ, где ГЗ – государственные  закупки, КВ – капитальные вложения, СПБ – сальдо  платежного баланса (соотношение выплат за рубеж и  поступлений из­за рубежа) ТАБЛИЦА 32. СОЦИАЛИЗАЦИЯ Социализация – усвоение социального опыта, как  специально обработанного для усвоения, так и  необработанного. При возникновении противоречий между нормами, усваиваемыми в процессе воспитания и при социализации, побеждают, как правило, последние Воспитание – планомерный целенаправленный процесс по  формированию качеств личности. ТАБЛИЦА 33. СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ Этап жизни Стадия социализации 1. Адаптация Содержание стадии Некритическое усвоение социального опыта подражание  окружающим. Детство и юность.  Усвоение социального  опыта. 2. Индивидуализация Желание выделиться, критическое отношение и непринятие  социального опыта окружающих, желание найти "свой путь". 3. Интеграция Зрелость Старость 4. Коррекция 5. Хранение Вливание в общество. При невозможности влиться в общество на обоюдоприемлемых  условиях возможны: – бунт, агрессия; – нонконформизм, поиск другой референтной группы, уход от  социума (наркотики, религия и т.п.); – конформизм, жертва своей индивидуальностью ради социальной  приемлемости; – самоубийство при невозможности найти выход из ситуации. Приспособление к новым социальным ролям (при изменении  социальных статусов). Хранение и передача социального опыта. ТАБЛИЦА 34. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА  Наличие определенной территории, что означает распространение власти на определенной территории и на население,  живущее на этой территории. В связи с этим возникает вопрос гражданства (в республике) и подданства (в монархии).  Публичность власти включает в себя аппарат управления (слой людей, выполняющих властные и управленческие  функции) и аппарат принуждения (слой людей, выполняющих принудительные и карательный функции – армия, милиция и т.д.)  Суверенитет – особое свойство государства, которое выражается в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости государства в международных отношениях во внешней политике.  Взимание налогов и привлечение займов для государственных нужд с населения страны и на внешнем рынке.  Наличие атрибутов государственной власти (наличие столицы, властного органа, гимна, флага, герба). Данный  признак отражает оформленность власти. ТАБЛИЦА 35. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА Политическая система общества – совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в  политической жизни страны. Собственно политические организации:  государство;  политические партии;  некоторые общественные организации (имеющие  политические цели). Признаки собственно политической организации: – выражает интересы определенной социальной группы; – может обладать государственной властью или влиять на  государственную власть; стремится к обладанию  государственной властью; – провозглашает определенные политические цели и  руководствуется политическими нормами данного  общества. Несобственно политические организации: Любые общественные организации, которые созданы для  достижения иных, нежели политические, цели  (экономические, религиозные, культурные, досуговые), но в  силу объективной реальности участвуют в политике: – ставя и решая политические задачи (например, профсоюзы, члены религиозной группы, ущемленные в правах); – представляя собой группу избирателей (например,  собаководы, филателисты), которые хотя и не ставят перед  собой политических задач, но являются одной из групп, на  которую направлена агитация. ТАБЛИЦА 36. ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ  группа лиц, представляющих интересы определенной социальной общности; Политическая партия:  непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и местном уровнях, нацеленная  на получение и использование власти, для чего она стремится к получению поддержки народа;  политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя и объединяющая их  наиболее общественно активных его представителей, руководящая ими в достижении определенных  политических целей. Организация: – длительность  существования во времени; – имеет лидеров. Структура: – наличие местных  (региональных отделений); – наличие национальных  органов. Политические цели: – улучшение устройства  общества; – завоевание и удержание  власти для переустройства  общества. Обеспечение народной поддержки: – политическая  платформа; – выборная платформа; – политическая репутация. ТАБЛИЦА 37. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ многопартийная Единственная партия (партия  власти) монополизирует  государственную власть. Со  временем бюрократизируется,  срастается с гос. аппаратом,  перестает выражать интересы  народа. двухпартийная многопартийная Как правило, партий больше, но  только две из них являются  влиятельными (Великобритания, США). Возможность частой  смены политической линии в  случае победы на выборах  партии оппозиции. Более двух партий, обладающих  политическим влиянием.  Большое количество партий  затрудняет получение  достаточной поддержки  населения, борьба за власть  может становиться самоцелью. ТАБЛИЦА 38. ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА  Федерация имеет единую территорию, состоящую из территории ее субъектов.  Высшая власть принадлежит федеральным органам, однако субъекты могут иметь свои  властные органы.  Логика предписывает иметь двухпалатный парламент (одна палата от населения, вторая –  от субъектов федерации).  Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеративные органы.  Субъекты федерации в настоящее время лишены права на сецессию (односторонний  выход). ТАБЛИЦА 39. ПРИЗНАКИ РОССИИ КАК ФЕДЕРАЦИИ  РФ является суверенным государством, Обладающим всей полнотой власти на своей  территории, имеет единые вооруженные силы для защиты своей территории.  РФ обладает единой правовой системой, основанной на Конституцию  РФ имеет единое гражданство.  РФ характеризуется территориальным единством.  РФ имеет единые органы федеральной власти (президент, Федеральное Собрание,  правительство, федеральные суды).  РФ имеет федеральную собственностью  РФ имеет единую денежную систему.  РФ имеет единый государственный язык, флаг, герб, гимн, столицу.  РФ обладает исключительным правом на заключение мира и объявление войны. ТАБЛИЦА 40. СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Политические образования Политико­территориальные образования Национально­территориальные образования автономная область 1 объект Еврейская ГФЗ* 2 объекта Москва, Санкт­ Петербург, Севастополь автономный округ 4  объекта Ненецкий, Ханты­ Мансийский  автономный округ  ­Югра, Чукотский, Ямало­Ненецкий край 9 объектов Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский, Забайкальский, Камчатский,  Пермский республика 22 объект Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Алтай, Дагестан, Ингушетия, КБР**, Калмыкия, КЧР***, Карелия,  Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха, Алания, Татарстан,  Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чуваш, Крым область***  46 объектов Амурская, Архангельская,  Астраханская, Брянская,  Белгородская, Владимирская,  Волгоградская, Вологодская,  Воронежская, Ивановская,  Иркутская, Калининградская,  Калужская, Кемеровская,  Кировская, Костромская,  Курганская, Курская,  Ленинградская, Липецкая,  Магаданская, Московская,  Мурманская, Ниж. Новгородская,  Новосибирская, Омская,  Оренбургская, Орловская.,  Пензенская, Псковская, Ростовская,  Рязанская, Самарская, Сахалинская,  Свердловская, Смоленская,  Тверская, Тамбовская, Томская,  Тульская, Тюменская, Ульяновская,  Челябинская, Ярославская,  Саратовская, Новгородская * город федерального значения; ** Кабардино­Балкарская республика;*** Карачаево­Черкесская республика. ТАБЛИЦА 41. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА такая форма деятельности государственной власти, которая строится на основе общеобязательных норм права; государство, в котором все субъекты права связаны законом, господствующим во всех сферах общественной жизни. Правовое государство – это Важнейшие черты правового государства: Связанность законом государства и его  органов. Государство не может действовать  иначе как по закону. Господство закона во всех сферах  общественной жизни. Наличие конституции. При этом законы: – обладают высшей юридической  силой; – основываются на принципах  равенства и справедливости; – требуют соответствия себе всех  других нормативно­правовых актов. Судебная защита прав граждан и  взаимная ответственность государства  и личности. Обязанности государства: – гарантия прав и свобод личности; – население ответственности в случае  нарушения прав и свобод личности. Обязанности гражданина: – выплата налогов; – защита Отечества; – соблюдение законов. ТАБЛИЦА 42. ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Нормативно­правовой акт, принимаемый народом или от имени народа.  Устанавливает основы общественного и государственного устройства, включая форму правления, структуру  государственных органов.  Регулирует более широкий круг отношений, нежели все остальные нормативно­правовые акты.  Является основным законом государства, то есть регулирует наиболее важные общественные отношения.  Обладает высшей юридической силой, т.е. с ней должны быть согласованы и ей соответствовать все другие нормативно­ правовые акты.  Имеет прямое действие (т.е. является необходимым и достаточным средством для защиты прав гражданина в суде).  Устанавливает виды и иерархию нормативно­правовых актов.  Стабильность (особый порядок пересмотра и принятия поправок). ТАБЛИЦА 43. ВЕТВИ ВЛАСТИ Ветви власти Законодательная  власть: Федеральное собрание РФ  (Совет Федерации и  Государственная Дума) Исполнительная власть: Правительство  Российской Федерации Судебная  власть: Верховный суд,  Конституционный суд ТАБЛИЦА 44. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ Права и обязанности  членов семьи Права и обязанности  ребенка Права и обязанности  родителей Права Обязанности личные имущественные личные На воспитание ребенка. На содержание  детьми в случае  На образование ребенка. нетрудоспособности Ответственность за вред, причиненный ребенком  до 14 лет. На защиту интересов  ребенка. имущественные Материальное  содержание  несовершеннолетних  детей На защиту родительских  прав Не причинять вред  психическому и  физическому здоровью ребенка ТАБЛИЦА 45. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИТЫХ ОБЩЕСТВ ВЫСШИЙ  КЛАСС СРЕДНИЙ  КЛАСС РАБОЧИЙ КЛАСС НИЗШИЙ  КЛАСС элита общества: президенты, премьер­министры и другие  политические лидеры; крупные бизнесмены, наиболее  влиятельные представители творческой интеллигенции зажиточные слои общества: ученые, писатели,  художники, врачи, юристы, преподаватели, средние и  мелкие бизнесмены, высококвалифицированные рабочие и  др. квалифицированные рабочие фабрик, заводов,  строительных фирм, сельскохозяйственных предприятий,  сферы услуг и т.д. с постоянной и надежной работой неквалифицированные рабочие, а также безработные,  неимущие, люди с доходом на грани или за гранью  бедности; бродяги, нищие, уголовные элементы и пр. ТАБЛИЦА 46. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКРЫТЫХ  И ОТКРЫТЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЭЛИТ СОЦИАЛЬНАЯ ЭЛИТА Закрытая  Открытая  доступ в нее людям из других слоев доступ в нее свободный и конкурентный  затруднен ("пропуск" – родственные связи (по способностям и активности людей) и знакомства) возможны некомпетентное  управление застой в обществе обеспечивается более профессиональное и эффективное управление обществом характерно для недемократических обществ характерно для демократических обществ (например, для партийно­государственной (например, для элиты сегодняшнего финского элиты в бывшем СССР) общества) ТАБЛИЦА 47. ТРИ ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ  ТРИ ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Федеральное собрание: – Совет Федерации – Государственная Дума Правительство  Российской  Федерации Судебная власть – Конституционный суд; – Верховный суд и другие  суда; – Прокуратура РФ ТАБЛИЦА 48. НЕКОТОРЫЕ ИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВЕРСИЙ  О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА ГОСУДАРСТВО ВОЗНИКЛО в результате – общественного разделения труда – "победы" одних групп над другими – божьего установления – необходимости остановить инцест – общественного договора ТАБЛИЦА 49. ПРОТИВОРЕЧИВАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЩЕСТВЕ ГОСУДАРСТВО Позитивная роль Негативная роль Управляет обществом,  обеспечивая его  целостность,  организованность и  определенный  порядок в нем Подавляет свободу людей: – неоправданные запреты; – завышенные налоги; – преследование инакомыслящих; – втягивание народов в войны и т.д. Порождает бюрократизм: – нарушение прав человека; – формализм, пренебрежение к людям; – торможение реформ и прогресса; – эгоизм и коррупция чиновников, их  ангажированность и т.п. ТАБЛИЦА 50. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА ГОСУДАРСТВО По способу организации высшей власти: 1) монархия: – неограниченная; – ограниченная. 2) республика: – президента; – парламентская По национально­ территориальному устройству: По политическому режиму: – унитарное; – федеративное; – конфедеративное – тоталитарное; – авторитарное; – демократическое По функциональной направленности государства: – военное; – полицейское; – социальное; – правовое По устойчивости социально­ политической жизни: – стабильное; – неустойчивое ТАБЛИЦА 51. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ По характеру формирования По характеру политического поведения в обществе По месту в политической системе По взглядам на характер развития общества По идеологическим направлениям – кадровые – массовые – демократические; – тоталитарные  правящие;  правящие: – легальные, полулегальные, нелегальные. – эволюционные; – реформистские; – революционные; – радикалистские  правые:  – консерваторы; – либералы и др.  левые:  – социалисты;  – коммунисты и др. ТАБЛИЦА 52. РЕСПУБЛИКА И ЕЕ ФОРМЫ РЕСПУБЛИКА государство, органы власти которого формируются на основе всеобщих выборов Президентская Парламентская ведущую роль в политической жизни общества  играет президент; президент (как и парламент)  избирается  народом; президент является главой и государства, и  исполнительной власти; власть в стране более устойчива:  законодательная и исполнительная ветви  вынуждены сотрудничать. Примеры тон в политической жизни страны задает  парламент; выборный парламент формирует и  контролирует правительство; президент избирается парламентом и  является лишь номинальным главой  государства; власть может быть менее стабильной, если  парламент раздроблен на конфликтующие  партийные группы. Примеры Боливия – Венесуэла – Мексика – США –  Финляндия – Россия Австрия – Индия – Исландия – Италия –  ФРГ – Швейцария ТАБЛИЦА 53. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ ПО НАЦИОНАЛЬНО­ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УСТРОЙСТВУ Тип государства Унитарное  государство Федеративное  государство Конфедерация Краткая характеристика единое, составляющее одно целое  государство; единые конституция и гражданство; единая система права, органов власти и  управления; делится на административно­территориальные     единицы. Объединяет относительно самостоятельные  государственные образования, которые (наряду с  наличием общих (федеративных) органов и  структур) могут иметь: – собственную конституцию; – свои правовую и судебную систему; – свои органы власти; – свое гражданство и т.д. Объединение независимых государств для  Примеры Дания, Италия,  Польша,  Финляндия,  Франция, Япония Австрия,  Бразилия,  Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия Швейцарская совместного решения общих задач (чаще  политических); неустойчива: обычно – либо  распадается, либо развивается в федерацию. конфедерация,  Сенегамбия ТАБЛИЦА 54. ПРИМЕРНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ ЛЕВЫХ И ПРАВЫХ ПАРТИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Защищают Защищают интересы широких трудящихся масс, а также наиболее обездоленных низших классов интересы собственников и предпринимателей, а также широких слоев среднего класса тенденция к коллективизации и централизации жизни, к тенденция к деэтатизму, к развитию свободы и демократии тяга к держизму – активному  вмешательству государства в экономику тяга к сдержанному государственному  регулированию экономики         к ограничению рыночной стихии; к управлению хозяйственными процессами; к национализации собственности; к расширению госсектора. тяга к активной социальной политике  государства к социальной справедливости на  основе равенства в распределении благ; к широкому применению в стране  системы "бесплатных" и льготных благ  (бесплатное образование, медицинская  помощь, дешевое жилье и т.д.); к значительному перераспределению  доходов в обществе в пользу малоимущих  граждан; к выравниванию благосостояния людей, к  эгалитаризму.         к поощрению свободного рынка; к стимулированию частного бизнеса; к приватизации госсобственности; к сокращению госсектора. тяга к осторожной социальной политике  государства к достижению справедливости на основе  равенства в возможностях заработать; к минимальному перераспределению  доходов, чтобы (1) высокие налоги на  богатых не побуждали их сокращать  инвестиции, а (2) помощь бедным не снижала  их стимулов к поиску работы и энергичному  труду; к "адресной" помощи только самым  уязвимым, нетрудоспособным слоям  общества; к пониманию, что неравенство неизбежно  и даже "полезно", ибо стимулирует  экономическую активность людей. тенденция (а) к приоритету общественных интересов над личными и (б) к подчинению личности коллективу, обществу, государству тенденция (а) к приоритету прав и свобод освобождению от подавления обществом и личности и (б) к ее  государством

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций

Курс лекций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2018