Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Оценка 5
Презентации учебные +1
pptx
психологическая работа +2
Взрослым
15.08.2018
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Термин «социальный маркетинг» был впервые введен в 1971 год для обозначения «планирования, исполнения и контроля программ, ставящих своей целью добиться принятия какой-либо социальной идеи, проекта или задачи целевой группой населения».
Этот тип маркетинга обычно связан с деятельностью некоммерческих организаций, ставящих своей целью достижение определенного социального эффекта (повышение образовательного уровня.
Сам термин «некоммерческие организации» или «маркетинг некоммерческих организаций» означает, что главная цель такой организации (ООО, церкви, больницы, политической кампании или общественной организации) не получение прибыли, а достижение социального эффекта.
Многие вузы уже осознали необходимость маркетинговой деятельности, поэтому ряд английских университетов, по свидетельству М. Киннелл и Д. Макдугалл, уже имеют отделы маркетинга, укомплектованные профессиональными сотрудниками.
Американская Ассоциация Маркетинга проводит ежегодные симпозиумы по вопросам маркетинга высшего образования.
В 1997 году на 8-м симпозиуме среди обсуждавшихся проблем были рассмотрены такие практически важные, как разработка маркетингового плана, позиционирование государственного университета, реклама вуза, методы измерения эффективности маркетинговых усилий вуза.
през-теретические понятия Обр маркетинг.pptx
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Маркетинг образовательных услуг
Составитель:
Е.А. Гавриловчук
преподаватель кафедры
педагогического менеджмента
и психологии
КПП «Менеджмент образования»
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Термин «социальный маркетинг» был впервые введен в
1971 год для обозначения «планирования, исполнения и
контроля программ, ставящих своей целью добиться
принятия какойлибо социальной идеи, проекта или
задачи целевой группой населения».
Этот тип маркетинга обычно связан с деятельностью
некоммерческих организаций, ставящих своей целью
эффекта
достижение
(повышение образовательного уровня.
Сам термин «некоммерческие организации» или «маркетинг
некоммерческих организаций» означает, что главная цель
такой организации (ООО, церкви, больницы, политической
кампании или общественной организации) не получение
прибыли, а достижение социального эффекта. Ради этой
своей цели организация может предпринимать коммерческие проекты
с целью финансирования усилий по достижению главной цели.
определенного
социального
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
дифференциации
В работе Сарджента высказана мысль о том,
что «вузы не только будут конкурировать друг
с другом, стремясь привлечь студентов, но и
все больше зависеть в финансировании своей
и
деятельности
диверсификации предлагаемых продуктов и
услуг».
Многие вузы уже осознали необходимость
маркетинговой деятельности, поэтому ряд
английских университетов, по свидетельству
М. Киннелл и Д. Макдугалл, уже имеют
укомплектованные
отделы
профессиональными сотрудниками.
от
маркетинга,
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Американская Ассоциация Маркетинга проводит ежегодные
симпозиумы по вопросам маркетинга высшего образования.
В 1997 году на 8м
симпозиуме среди
обсуждавшихся проблем
были рассмотрены такие
практически важные,
как разработка
маркетингового плана,
позиционирование государственного
университета, реклама вуза, методы измерения эффективности
маркетинговых
представления
информации о вузе, наиболее подходящая разным группам
абитуриентов и т.д.
Этот акцент на практической стороне маркетинга образования
просматривается и в других публикациях.
вуза, форма
усилий
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Б.Дэвис и Л.Эллисон в книге “Стратегический
маркетинг для школ”
определяют маркетинг
образования как “средство, при помощи которого
школы активно информируют и продвигают свои
цели,
ценности и продукты учащимся,
родителям, персоналу и обществу”.
В своей работе они подробно разбирают такие вопросы,
как контактные аудитории учебного заведения,
особенности маркетинговых исследований
его
микро и макросреды, однако не дают четкого
определения, что же собственно является предметом
маркетинга, продуктом учебного заведения.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Продукт Организации образования
Производя продукты общественного пользования,
учебное заведение работает одновременно на двух
рынках:
1. рынке образовательных продуктов и услуг
2. 2. рынке труда
тем не менее имеется один продукт, с которым
выходят на оба рынка.
авторы книги “Стратегический маркетинг для школ”, в
разделе “Маркетинг микс” определяют продукт
“Продуктом,
образовательного
очевидно, является образовательная услуга,
предоставляемая учащимся”.
учреждения:
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
представляет
Из этого определения, однако, не
ясно,
собой
“образовательная услуга”; является ли она,
например, лекцией преподавателя, полным
курсом подготовки специалиста, организацией
студенческого
или
проведением конференции с представителями
отрасли.
общества
что
именно
научного
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
С точки зрения основной деятельности вуза и классической теории
маркетинга продуктом является образовательная программа.
Образовательная программа разрабатывается ОО для того, чтобы
удовлетворить потребность в образовании, профессиональной подготовке,
обучении или переподготовке, – т.е. достижении определенного социального
эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня).
С этим продуктом выходит на рынок любое образовательное
учреждение (вуз, средняя школа, курсы и т.д.).
ОО не предлагает на рынке отдельные образовательные услуги в виде
лекций, семинаров и т.п., оно предлагает комплекс услуг, объединенных
единой задачей и обеспеченных соответствующими ресурсами.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Образовательная
образовательных
образовательного
подготовки
соответствующими
организации.
–
это
программа
комплекс
услуг, нацеленный на изменение
профессиональной
обеспеченный
образовательной
ресурсами
уровня
или
потребителя
и
В зависимости от своих возможностей и потребностей клиентов
ОО предлагают различный ассортимент таких программ,
которые можно классифицировать по ряду признаков.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Признаки
По уровню предлагаемого образования программы могут быть довузовскими, бакалаврскими,
магистерскими, аспирантскими, программами профессиональной переподготовки и т.п.
По ориентации на определенную специальность программы могут быть по финансам, маркетингу,
товароведению, управлению персоналом и другим пользующимся спросом на рынке профессиям.
По форме обучения различаются программы дневные, вечерние, заочные, дистанционные, экстернат и т.д.
По используемым методам обучения программы могут быть традиционными, программами проблемного
обучения, программами, основанными на анализе деловых ситуаций и т.п.
По наличию дополнительных компонентов, когда для достижения цели не достаточно лишь ресурсов
одной ОО, образовательные программы могут быть так называемыми “сэндвич курсами”,
включающими: обязательный период практики
между двумя периодами теоретической
подготовки, программами “интернатуры”, когда
теоретическое обучение идет параллельно практической работе по данному направлению,
международными, когда обучение по программе зарубежного вузапартнера является составной
частью учебного процесса, и т.п.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Является ли выпускник
продуктом ОО?
В своей работе “Маркетинг в российской экономике
переходного периода” А.Браверман, описывая маркетинговое исследование
выпускников вуза, предлагает концептуальную модель отношений в системе
высшего образования.
Согласно модели сфера рыночных отношений в системе высшего образования
представлена отношениями между вузами, осуществляющими подготовку и
переподготовку молодых специалистов, предприятиями, являющимися
потребителями молодых специалистов и самими молодыми специалистами
как специфическим товаром.
Можно согласиться с утверждением о выпускниках как о специфическом
товаре и предприятиях, нанимающих выпускников с целью удовлетворения
своей потребности в кадрах нужной квалификации. Однако нельзя принять
однозначное утверждение автора о вузе как производителе товара в виде
молодых специалистов. Ведь с тем же основанием производителем этого
специфического товара можно назвать родителей, школу, среду и окружение и
самого выпускника.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Предлагая всем обучающимся данного курса на данном
факультете одну и ту же образовательную программу, ОО
в итоге выпускает разных специалистов.
Отличаются они по степени усвоения указанной
личностной
программы, по качеству
ориентации на те или иные аспекты своей профессии и т.д.
Поэтому на рынке труда ОО является производителем
не выпускников, а образовательных программ, в том
виде, в котором они освоены его выпускниками.
знаний, по
В результате освоения указанных образовательных
программ выпускники приобрели нужные рынку труда
знания, умения, навыки и компетенции.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Второе утверждение А. Бравермана в цитированной выше книге, с
которым трудно согласиться, относится к “сделкам между ОО
производителями и предприятиямипотребителями”.
Сделкой в маркетинге принято называть обмен ценностями между двумя и более сторонами.
Сделка имеет место только тогда, когда можно сказать “А отдал X контрагенту В и взамен
получил от него Y”.
В сделках, описанных в работе А.Бравермана, ОО выходит на рынок труда с результатами
своей образовательной деятельности, опосредованными в знаниях, умениях и навыках
выпускников, выпускники предлагают свою рабочую силу предприятиям, те в свою очередь
оценивают квалификацию этой рабочей силы в виде стартовых зарплат и других условий
найма.
ОО в результате сделки по продаже рабочей силы не получает прямых материальных
выгод.
Оно ожидает получить отклик от своей целевой аудитории не в форме купли (ОО не
занимается продажей своих выпускников, они сами продают свою рабочую силу), а в виде
подъема престижа ОО, увеличения притока абитуриентов (т.е. спроса на образовательные
программы), упрочения своего конкурентного положения среди других вузов.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Контактные аудитории
Маркетинг
коммуникации между производителями и потребителями.
взаимоотношениями
связан
с
управлением
и
процессом
В сфере образования маркетинг связан с управлением взаимоотношениями
между учебными заведениями и их клиентами.
Маркетинг учебного заведения можно определить как “средство, при помощи
которого учебное заведение сообщает и продвигает свои цели, ценности и
продукты учащимся, их родителям, своим
сотрудникам и обществу в целом”.
Поскольку маркетинговая деятельность
ОО организована как процесс эффективной коммуникации, важно иметь четкое
представление о контактных аудиториях этого процесса.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Упрощенным взглядом – непосредственные
потребители образовательных услуг ОО –
студенты и их родители.
По отношению к этим группам населения
используются термины:
“потребитель”,
“покупатель” ,
“клиент”.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Потребитель – непосредственный получатель продуктов
или услуг ОО. Это:
студенты
поскольку ОО также выходят со своими
через
опосредованно
образовательными
выпускников на рынок труда,
продуктами
потребителями являются предприятия и организации,
нанимающие выпускников.
В рамках образовательных программ ОО разрабатывают
учебники и учебные пособия, программы повышение
квалификации своих сотрудников и работников других
компаний, потребителями которых могут быть также
родители, другие вузы, персонал учебного заведения и
работники разных отраслей.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Покупатель – это тот, кто принимает решение о приобретении образовательного
продукта или услуги. Обычно родители и учащиеся, выбирающие учебное
заведение в зависимости от целого ряда условий и параметров.
Возможна более широкая интерпретация термина.
Например, фирма, оплачивающая
обучение сына своего сотрудника, компания,
посылающая своих работников на переподготовку,
правительство, заказывающее вузам определенную программу подготовки
руководителейменеджеров.
Предприятияработодатели не могут быть отнесены к покупателям образовательных
продуктов, поскольку приобретают они не сами образовательные программы, а
сформированные в результате их потребления, а также влияния иных факторов
знания, умения, навыки и прочие характеристики, входящие в понятие рабочая сила.
Поэтому компанииработодателей логичнее рассматривать в категории клиентов.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Клиент – наиболее широкий термин, включающий всех
возможных потребителей и покупателей, а также иные
контактные аудитории, прямо или косвенно заинтересованные в
деятельности ОО.
Могут быть отнесены фонды, финансирующие образовательные
проекты и программы, журналисты, пишущие на темы
образования и профессиональной подготовки, агентства по
трудоустройству, собирающие базы данных о выпускниках и их
профессиональной карьере, поставщики учебной литературы, а
также предприятия и организации, нанимающие выпускников.
Одним из клиентов вуза является выпускник. Поскольку он
одновременно является опосредованным воплощением продукта ОО
и одним из средств продвижения этих продуктов на рынке труда.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
в
результате
потребления
предложенной
Выпускник ОО
организацией
образовательной программы, собственных усилий, влияния семьи, среды,
национальной культуры и т.п. приобретает качества и характеристики, способные
удовлетворить потребность компаний и организаций в рабочей силе нужного уровня
и квалификации.
Чем сильнее проявляются в его профессионально
значимых качествах и
характеристиках особенности потребленной образовательной программы, чем точнее
эти особенности соответствуют требованиям предприятийработодателей, тем
больший отклик получает ОО от целевого сегмента рынка труда, который нанимает
его выпускников.
В случае повторного
обращения выпускника за образовательными
продуктами ОО (продолжение обучения на
более высоком уровне, программы повышения
квалификации и т.п.) выпускники
вновь становятся потребителями.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Может ли маркетинговый подход
к образованию нанести ущерб
его качеству?
В современных условиях важно
учитывать новые образования, среди которых:
удовлетворенность населения
(потребителя) образовательными
услугами,
содержательное богатство предоставляемых услуг,
высокий технологический и методический уровень проводимых
занятий,
творческое состояние педагогического коллектива,
привлекательность
притягательность
и
образовательного
учреждения для потребителей образовательных услуг,
экономическая результативность, проявляющаяся в улучшении
финансового состояния учреждений образования детей и субъектов
образовательной деятельности (педагогов).
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
подход
собой
Маркетинговый
к
совершенствованию качества образования
единство
представляет
экономических и педагогических методов и
технологий, создающих систему условий,
обеспечивающих практическую реализацию
целенаправленного
планирования,
производства, продвижения и реализации
образовательных услуг.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Такими условиями являются
организация маркетинговой деятельности на основе
исследования социума с целью выявления востребованных
потребителем услуг;
создание экономически обоснованных нормативно
правовых основ реализации образовательных услуг;
обучение педагогов и сотрудников маркетинговой
деятельности и постоянному совершенствованию качества
образовательных услуг,
управление образованием на
основе принципов
стратегического развития
образовательной системы.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Особенности маркетингового подхода к
совершенствованию качества образования
заключаются в следующем:
1. более высокий уровень
добровольности выбора
образовательных услуг
потребителями;
2. количественное и качественное многообразие
ассортимента услуг;
3.
организационная
деятельности.
пространственная,
свобода
временная,
образовательной
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
от
Эффективность маркетингового подхода к
совершенствованию качества образования
зависит
профессионализма
педагогических кадров и управленческой
команды, владеющих как педагогическими,
так и маркетинговыми методами и
технологиями изучения и воздействия на
рынок образовательных услуг.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Проблемное содержание маркетинга
образовательных услуг можно понять, ответив на
следующие вопросы:
1. Кого учить?
Образовательные учреждения, оказываются перед
весьма деликатной проблемой — на какого абитуриента
ориентироваться?
Все абитуриенты делятся на три группы.
первая — сдает усложненный вступительный экзамен, например, из пяти предметов. Успешно
сдавшие эти экзамены и поступившие в Университет обучаются бесплатно, проживают в
общежитии бесплатно и им даже платится стипендия;
вторая — абитуриенты, направленные на учебу организациями. Они сдают облегченный
вступительный экзамен, а организации, направившие их, оплачивают только расходы на их
подготовку (по смете);
третья — абитуриенты принимаются без экзаменов по конкурсу аттестатов. Они оплачивают
обучение в таких размерах, которые позволили бы содержать не только их, но и первую
группу.
В этом случае контингент студентов был бы достаточно разумным — талантливые могли бы
пополнять научные кадры, организации получили бы льготы, а Университет обеспечил бы
себе возможности для дальнейшего развития.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
2.Зачем и чему учить?
Ответы на эти вопросы помогли бы четко сформулировать цели и средства
соотношения между
образовательного процесса, найти оптимальные
общекультурными, фундаментальными, специальными
и прикладными знаниями.
3.Сколько времени учить?
Для ОО, выдающих
выпускникам дипломы
Государственного образца,
этот срок определен стандартами.
Но другие учебные заведения
могут выбирать сроки обучения,
использовать принцип экстерна,
многоступенчатое образование.
4.Где учить?
В самом Университете, в его филиалах, или за рубежом. Маркетинг
образовательных услуг должен обоснованно дать рекомендации по этому
вопросу.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
5.Как учить?
очная, заочная, смешанная, вечерняя форма обучения;
технология обучения (традиционная, игровая и т.д.);
технология контроля и оценки знаний (текущий, поэтапный,
результирующий
режимы).
6.Кто будет учить?
Этот вопрос в маркетинге
образовательных услуг имеет
решающее значение.
От имиджа профессорскопреподавательского состава, от его
опытности, педагогического мастерства зависит имидж ОО, его
известность, стремление или нежелание поступить в данный вуз.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
7.С помощью чего учить?
При ответе на этот вопрос
определяются типы
и направления
использования учебнометодических средств,
дидактических материалов, учебников и
учебных пособий,
способов контроля
знаний, программированного обучения, его
компьютеризации и т.д.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
С решением этих вопросов связано решение
классических вопросов маркетинга в
отношении подбора
специальностей, ценовой,
коммуникационной,
коммерческой и
кадровой политики.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Образовательные программы, реализуемые с
целью обеспечения качества образования,
при помощи инструментов маркетинга
значительно сокращает разрыв реальными и
востребованными сообществом и рынком
труда образовательными результатами.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
Они предполагают:
1 Существенное
изменение
отношений
образовательных
учреждений с внешней средой, обеспечивающее:
открытость ОУ;
ориентацию ОУ на потребности сообщества;
адекватность и своевременность реакции ОУ на изменения внешней
среды;
активный поиск ОУ
социальных партнеров и источников
дополнительного
(финансового,
информационного, материальнотехнического, дидактического и т.д.).
обеспечения
ресурсного
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
2. Существенное
изменение
внутренней
среды
образовательных учреждений, обеспечивающее:
комфортность и успешность обучения;
реализацию
субъектной позиции всех участников
образовательного процесса;
развитие толерантности у участников образовательного
процесса;
реализацию продуктивных образовательных технологий;
оптимальное соотношение различных видов деятельности
обучающегося;
переход образовательных
учреждений от «производственной
ориентации» к маркетинговому
управлению.
Курс лекций "Маркетинг образовательных услуг" для слушателей КПП "Менеджмент образования"
С УВАЖЕНИЕМ
Е.А.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.