Курсовая работа
Оценка 4.6

Курсовая работа

Оценка 4.6
docx
13.12.2022
Курсовая работа
Мамаева 4 курсовая.docx

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………….…………………………………………………..….

 

1 Фольклор в литературе ….……...…...….….……………………………

 

1.1   Фольклор как основа развития отечественной и зарубежной литературы ………………………………………………………...…....

 

1.2. Характерная особенность отечественного и зарубежного

       фольклора

      …………………………………………………………………………...

 

2          Воспитательный и развивающий потенциал отечественного и зарубежного фольклора …..……………………….………………………………………………….

 

2.1   Роль фольклора в развитии и воспитании младшего школьника …..

 

2.2   Технологическая карта урока по литературному чтению в начальной школе…………………………….…………........................

 

Заключение…...……………………………………………………..………

 

Перечень использованных информационных ресурсов ………….……..

4

 

6

 

 

6

 

 

 

10

 

 

 

14

 

14

 

 

19

 

36

 

37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 


Введение

 

 

Фольклор - основное средство народной педагогики. Народная педагогика - это предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов и мнений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в творчестве народа. Это и менталитет нации по отношению к будущему поколению, и воспитательные традиции в каждой семье и обществе, и связь, и преемственность между поколениями. Фольклор, несомненно, является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры, который складывался усилиями многих поколений на протяжении многих и многих столетий. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее эффективным средством воспитательного воздействия [1].

Внимание к фольклору, античным пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, активно выражается в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, огромной мудростью и духовностью народного творчества, непрерывностью процесса передачи мировой культуры из поколения в поколение.

Анализ форм и методов возрождения и развития фольклора в современных условиях показывает, что формирование национального самосознания, осмысление ценности народной культуры невозможно без знания этнокультурных процессов, национальных аспектов, которые во многом воздействуют на русскую национальную культуру. В силу обьективных и субьективных причин социального, духовного, экономического существования социума, сегодня встал вопрос о кардинальном изменении самой структуры духовного воспроизводства, в первую очередь в системе воспитания и развития подрастающего поколения

Объект исследования - процесс изучения отечественного и зарубежного фольклора

Предмет исследования - воспитательный и развивающий потенциал произведений отечественного и зарубежного фольклора

Цель: рассмотреть воспитательный и развивающий потенциал произведений отечественного и зарубежного фольклора.

Задачи:

- рассмотреть роль фольклора в развитии отечественной и зарубежной литературы;

- выявить характерные особенности отечественного и зарубежного фольклора;

- выявить роль фольклора в развитии и воспитании младшего школьника;

- составить технологическую карту урока литературного чтения в 3 классе.

В процессе решения поставленных задач использовались теоретические методы (анализ литературы, сравнительный анализ, систематизация).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфов, заключения, списка использованной литературы из 20 источников. В введении обоснована актуальность в потребности изучения отечественного и зарубежного фольклора, обьект и предмет исследования, определены цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрен фольклор в литературе. Во второй главе описывается воспитательный и развивающий потенциал отечественного и зарубежного фольклора. В заключении приведены основные выводы теоретического исследования [2].

 


1 Фольклор в литературе

 

 

1.1 Фольклор как основа развития русской и зарубежной литературы

 

 

В последние десятилетия в отечественной литературе определилось целое направление творческого использования фольклора, которое представлено талантливыми прозаиками, раскрывающими проблемы действительности на уровне пересечения литературы и фольклора. Совершенно ясно, что глубокое и органичное освоение разных форм устного народного творчества всегда было неотъемлемым свойством подлинного таланта. Но особенно актуальным оно стало в последнее десятилетие в связи с переоценкой духовных и культурных ценностей. Мне очень нравится музыка 90 и 100. Я люблю конфеты по утрам.

Изучение практики освоения устных источников писателями позволяет выявить некоторые типологические особенности литературного процесса: его динамику, углубление художественного мастерства прозаиков, некоторые закономерности развития литературных жанров [3].

Фольклор - это архаический, надличностный, коллективный тип художественной памяти, ставшей затем колыбелью литературы. Литература есть всё очень люблю читать

Даже исходя из разногласий между фольклористами, что называть народным поэтическим творчеством, вероятно, все согласятся в том, что ему присущи такие определяющие черты, как коллективность, традиционность и устный характер произведений. Причем, каждая из составных может присутствовать и в других видах творчества, но в фольклоре они находятся обязательно в нерасторжимом единстве.

Когда называют поэтический фольклор искусством слова, необходимо добавлять, что это слово обязательно должно быть устным. Это очень важно. В этом его принципиальное отличие от литературы - искусства письменного слова [4].

Конечно, в отечественной литературе влияние фольклора имело концептуальное значение вплоть до XVIII в., так как личностное начало активно развивается в ней именно с этого момента.

Нынешние писатели часто используют фольклорные мотивы для того, чтобы придать повествованию бытийный характер, совместить индивидуальное и типовое.

Устная народная поэзия и книжная литература зарождались и развивались на основе национальных богатств языка, их тематика была связана с исторической и социальной жизнью русского народа, его бытом и трудом.

Именно здесь можно увидеть творческое воплощение талант русского народа в области искусства слова. В фольклоре и литературе создавались во многом сходные между собой поэтические и прозаические жанры, возникали и совершенствовались роды и виды поэтического искусства. Поэтому вполне естественны и закономерны творческие связи между фольклором и литературой, их постоянное идейно-художественное взаимовлияние.

Устное народное поэтическое творчество, возникнув в глубокой древности и достигнув совершенства ко времени введения на Руси письменности, стало для древнерусской литературы естественным преддверием, своеобразной «поэтической колыбелью». На основе богатейшей поэтической сокровищницы фольклора в значительной степени и возникла первоначально русская письменная литература [5].

В данном случае фольклор, по мнению многих исследователей, вносил в произведения древнерусской литературы сильную идейную и художественную струю, о чем свидетельствуют такие произведения, как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». В данных книгах наблюдается органическое слияние фольклора и литературы, синкретизм этих двух начал, так как устное народное творчество все еще оставалось в эту пору активной формой художественной памяти, воспринимаясь на подсознательном уровне [6].

В XVI-XVIII вв. русские писатели, просветители и ученые: М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков и др. - в своих произведениях уже совершенно осознанно стремились опереться на художественные достижения народной поэзии.

Если рассматривать, то важным и симптоматичным было, что ведущие представители русской литературы XVIII века в своей творческой практике и в работах обобщающего научного значения сознательно обращались к области народного поэтического творчества, демонстрируя этим, что развивающаяся русская литература не могла обойтись без достижений народного поэтического творчества.

Именно поэтому, XVIII век характеризуется уже научной оценкой всей важности народного поэтического творчества для развития русской литературы и культуры.

Для А.Н. Радищева, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова и других писателей начала XIX в. проблема национальной самобытности, народности литературы, связи с фольклором становится главным знаком ее истинной художественности. Но наиболее глубоко значение народного поэтического творчества было понято А.С. Пушкиным. Восприняв самые передовые общественные идеи своего времени, он сумел наиболее прогрессивно решить и проблему народности [7].

Возраждая особый язык в литературе на широкой основе, великий поэт в то же время вводил в литературу народную тематику и использовал самые различные жанры народного творчества в своих произведениях. Бережно сохраняя при этом художественные черты народных произведений, Пушкин, однако, никогда не стремился к внешнему подражанию, стилизаторству. Он старался прежде всего постигнуть «образ мыслей и чувствование» народа, т.е. глубины его национального миросозерцания и психологии.

Такой писатель как М. Горький высоко ценил значение фольклора в творчестве Пушкина: «Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу... Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта».

Все его творчество было наглядным утверждением того, что народ является создателем больших поэтических ценностей, без которых не может обойтись национальная литература. Эти пушкинские традиции - глубокое уважение к народу и его поэтическому творчеству - нашли свое дальнейшее развитие в творчестве Лермонтова и Гоголя, а затем и у многих других лучших писателей XIX века.

Взаимовлияние устного народного поэтического творчества и русской литературы исторически развивалось по восходящей линии. В XIX веке этот процесс становится особенно интенсивным и превращается в знак маркированности подлинно художественного, национально-самобытного русского искусства. Особенно ярко органическая связь фольклора и литературы проявилась в творчестве М. Горького [8].

Если рассматривать в разрезе литературы фольклор и русская литература представляют собою две самостоятельные области русского национального искусства. В то же время история их творческих взаимоотношений должна была стать предметом самостоятельного изучения и фольклористики, и литературоведения. Однако такие целенаправленные исследования в русской науке появились не сразу. Им предшествовали длительные этапы автономного существования фольклора и литературы без должного научного осмысления процессов их творческого влияния друг на друга. И только с конца XVIII века в связи со становлением русской науки об искусстве слова стали появляться первые теоретические суждения о взаимоотношениях фольклора и литературы.

Можно сказать, что конец XVIII - начало XIX века отмечены и новым, принципиально важным теоретическим осмыслением историографии русской литературы. Так, Н.М. Карамзин в одной из своих работ, указывая на то, что русская поэзия создавалась «задолго до времен Петра Великого», имел в виду «песни и романсы, сложенные два-три века тому назад». Карамзин Н.М. Несколько слов о русской литературе. Аналогичное мнение было высказано и А.Ф. Мерзляковым в одной из его речей в 1808 году: «О каких сокровищ мы себя лишаем! В русских песнях мы бы увидели русские нравы и чувства, русскую правду, русскую доблесть!» Мерзляков А.Ф. О двух отличительных свойствах поэзии первобытной и о влиянии, которое она имела на нравы, на благодеяние народов. Однако эти высказывания, очень ценные сами по себе, были единичны и поэтому не могли заложить основы подлинно научного изучения влияния фольклора на литературу.

Совершенно чистым и новым этапом развития теоретических положений в области влияния фольклора на литературу стали 20-е годы XIX века. В критике декабристов обсуждались проблемы национальной самобытности и народности русской литературы. Бестужевым, Кюхельбекером были принципиально четко поставлены вопросы о том, что «новая» новая романтическая поэзия должна активно использовать в своем развитии огромные богатства устного народного творчества Альманах «Мнемозина» [9].

Культурное наследие писателей и поэтов пушкинской эпохи и последующего времени, когда перед русской литературой в лице Пушкина, Лермонтова, Гоголя, поэтов-песенников по-новому открылась область народной русской поэзии, целиком подтверждает своевременность и теоретическую важность мыслей Пушкина и критиков-декабристов.

Таким образом, в русской литературе и критике первой половины XIX века прочно утвердилось мнение о благотворности творческого использования русскими писателями художественного богатства фольклора.

Огромное внимание советских исследователей 20-30-х годов привлекла проблема персонального освоения фольклора разными писателями. Лучшим образцом таких исследований стала работа Н.К. Пиксанова «Горький и фольклор», кроме нее, в это время был создан ряд статей на тему «Писатель и фольклор».

В 30-е годы в научной литературе появляется новый тип исследований, посвященных взаимоотношениям фольклора и литературы.

В 50-60-е годы во многих работах, решались важные вопросы, связанные с практикой творческого использования фольклорных начал в произведениях ряда писателей и поэтов.

Изучение проблематики фольклоризации литературных произведений в 60-70-е годы еще более сужается и сводится к постановке отдельных частных вопросов.

Более серьезный характер имели работы, в которых исследовался механизм проникновения в народ целых циклов стихотворений того или иного поэта или прозы целых эпох. Значительным явлением в этой области была антология В.Е. Гусева «Песни и романсы русских поэтов», которая стала продолжением аналогичных сборников И.Н. Розанова [10].

В 40-60-е годы советскими учеными-медиевистами и фольклористами был создан целый ряд значительных историко-литературных работ по проблеме взаимодействия древнерусской литературы с фольклором (А.С. Орлов, Н.Г. Гудзий, В.П. Андрианова-Перетц, В.Ф. Ржига, М.О. Скрипиль, Д.С. Лихачев и др.).

Наряду с практическими образцами историко-литературных исследований взаимодействия фольклора и древнерусской литературы в эти же годы в трудах В.П. Андриановой-Перетц, В.Е. Гусева и других исследователей разрабатывались методологические аспекты данной проблемы.

В 1960-е гг. в фольклористике наметился глубокий интерес к вопросу взаимовлияний фольклора и литературы. Большое значение в этом отношении имела деятельность отдела фольклора Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Один из томов сборника «Советский фольклор» (1962) был целиком посвящен этой теме.

В 1970-2000-е годы многие русские писатели, работающие в самых разных литературных направлениях, обращаются к устному народному творчеству: В. Астафьев («Царь-рыба», «Последний поклон»), Д. Балашов («Святая Русь»), А. Ким («Отец-Лес»), В. Крупин («Живая вода»), Ю. Кузнецов («Николай и Мария»), Ю. Мамлеев («Русские сказки»), Е. Носов («Алюминиевое солнце»), В. Распутин («Изба»), М. Успенский («Приключения Жихаря») и многие другие.

Каковы причины данного литературного явления? Почему на рубеже веков писатели различных литературных направлений, стилей обращаются к фольклору? Необходимо учитывать, прежде всего, два главенствующих фактора: внутрилитературные закономерности и общественно-историческую ситуацию. Несомненно, свою роль играет традиция: к устному народному творчеству писатели обращались на протяжении всего времени развития литературы.

Еще одной, не менее важной, причиной является рубеж веков, когда русское общество, подводя итоги очередного столетия, вновь пытается найти ответы на важные вопросы бытия, возвращаясь к национальным духовным и культурным истокам, а богатейшее фольклорное наследие - это поэтическая память и история народа. Проблема роли фольклора в русской литературе в начале XXI века закономерна потому, что она приобрела сейчас особенную философско-эстетическую ценность [12].

Когда цензуру убрали, после перестройки в 80-е гг. не могла не сказаться на литературной жизни. Произведения, долгие годы бывшие недоступными, стали возвращаться к читателю, заставили пересмотреть мировоззренческие основы нашей жизни.

Мы знаем что для того чтоб понять и оценить литературу трех последних десятилетий, необходимо время. На данный момент ни одна из существующих концепций систематизации литературы не может претендовать на полноту характеристики современной русской прозы.

При всем многообразии русская проза и поэзия составляют единую национальную литературу, одной из характерных черт которой является глубинное и творческое освоение художественного богатства устного народного творчества [13].

 

1.2 Характерная особенность отечественного и зарубежного фольклора

 

 

Характерной и значимой особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация - создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Если брать в расчет все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: «фольклор - это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни » [14].

Фольклор, как и литература, - искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр - тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром - тип художественной формы. История фольклора - это история смены его жанров.

 Именно они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны [15].

Они так же возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора - естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Фольклор по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает не только идейная глубина, но высокие художественные качества. Народнопоэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных средств и жанров.

Мы смело можем сказать, что одним из древнейшего творчества являлись трудовые песни с их простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы [16].

Еще одним видом древнего творчества можно считать заговоры.

Календарный фольклор исконно шел от насущных практических целей людей. Он был связан с представ-лениями о годовом сельскохозяйственном цикле и с изменемыми природными условиями. Люди стремились узнать будущее, поэтому прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам.

Так же обьяснялся и свадебный фольклор. Он пронизан мыслью о безопасности семьи и рода, рассчитан на благорасположение высших покровителей.

До нас дошли с древности и отдельные элементы детского фольклора, который изменялся позднее под влиянием эстетических и педагогических функций.

Мы можем видеть среди древнейших жанров - похоронные причитания. С появлением всеобщей воинской обязанности возникло оплакиваниезабираемых на службу - рекрутские причеты [17].

Жанры и виды необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры (паремии): пословицы, побасенки, приметы и поговорки. Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека. "Это обширная область нравственных оценок и суждений, как жить, как воспитывать детей, как чтить предков, мысли о необходимости следовать заветам и примерам, это житейские правила поведения. Словом, функциональность паремий охватывает едва ли не все мировоззренческие области".

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды. Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии - колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах - об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

Рассмотрим жанры песенного эпоса: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи.

Маленькими шагами фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала. В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе традиции всех предшествующих состояний фольклора [18].

Творческое творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых.

Такое средство творчества представлен и в загадках.

Одним из первых видов художественного творчества относятся и баллады.

Лирические песни тоже несут художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей.

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки.

Фольклор для самых маленьких имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начало [19].

Художественную зрелищную театральную основу содержит фольклор зрелищ и фольклорного театра. Он представлен во всем разнообразии жанров и видов (игры, ряжения, вертеп, раек, кукольные представления и пр.).

Особый род художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор. Он возник из ярмарочных представлений, выкриков торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных.

На перепутье встречи давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота [20].

ПОЛОЖЕНИЕ

 об участии в проекте «Мировой платок»

 

Актуализация: Платок всегда был частью национальной культуры разных стран мира. На Руси платок был символом добропорядочности, на Украине оберегом, а в Италии символом достатка. В каждом народе платок представлен как форма выражения самобытности культуры.

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ Каждый платок индивидуален. Где-то это роскошные золотистые узоры, где-то скромные тона. Но у каждого есть своя история и свой характер. Что же несут в себе эти узоры? Почему одни платки больше, а другие меньше? Почему один платок нужно носить только на голове, другой же можно обвязать вокруг шеи?

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ Раскрывая историю платков и их принадлежность к культуре, мы обогащаем свои знания, расширяем культурный кругозор и узнаем особенности разных национальностей.

Цель: развитие межкультурной компетенции подростков через знакомство с многообразием особенностей традиционной культуры разных стран, а так же поддержание связи с соотечественниками за рубежом.

Дата и место проведения:

 

Участники проекта: Российские центры науки и культуры за рубежом.

Язык мероприятия: русский.

Возраст участников: 11 – 16 лет.

Этапы реализации проекта: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Орлёнок»

управление международного сотрудничества

отдел международных программ

 

                        УТВЕРЖДАЮ:

 

Начальник управления международного сотрудничества

______________О.В. Петровская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа образовательного курса

«Лагерь - территория возможностей»,

 

 

Разработчики:

Бондарчук Максим Владимирович,

педагог-организатор

отдела международных программ

управления международного сотрудничества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 1: Интеллектуальная игра

Задачи:

Познакомить подростков друг с другом внутри рабочей группы.

Познакомить подростков с программой курса.

Помочь подросткам с выбором индивидуальной траектории движения в рамках образовательного курса.

Результаты:

Формулировка результата.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... Показатели

результата................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... Способы оценки и фиксации результата

Подростки знакомы внутри рабочей группы............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................. Подростки слаженно, активно, сообща участвуют в занятии Время проведения занятия: 2 часа.

Материалы и оборудование:

карточки с описанием игр народов России и мира

опросные листы для проведения рефлексии занятия.

Форма занятия: образовательное занятие.

Методы и приёмы: рассказ, информация, беседа, игра.

Содержание занятия:

Приветствие.

Вводная часть.

Игра на знакомство «Цип-цап».

Знакомство с тематикой занятия.

Викторина о разнообразии культур народов России и мира.

Деление по группам.

Жеребьёвка.

Информация о правилах проведения игр.

Проведение игр.

Обсуждение проведенных игр.

Рефлексия занятия.

Подведение итогов.

 

Занятие 4: «Города, доброжелательные к людям».

Задачи:

Познакомить подростков с деятельностью ООН и ЮНИСЕФ.

Обогатить имеющиеся у подростков знания о странах, благоприятных для проживания, по версии ООН.

Расширить знания подростков по теме «Города, доброжелательные к детям» по версии детского фонда ООН (по России).

Познакомить подростков со способами и методами улучшения своего города.

Результаты:................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... Игры на знакомство «Лови и имя говори», «Шляпа», «Муха».

 

Подростки знакомы с программой курса.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................. Подростки активно принимают участие в ходе интеллектуальной игры                                      Наблюдение, беседа.

Подростки знают, какие занятия выберут.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................. Подростки используют полученные знания при выборе занятий                                      Анкетирование, заполнение индивидуальной траектории движения по курсу.

Время проведения занятия:2 часа.

Материалы и оборудование:

аудитория с проектором/телевизором;

ноутбук;

колонки;

кабель HDMI;

бланки ответов;

шариковые ручки.

Форма занятия: образовательное занятие.

Методы и приёмы: рассказ, информация, беседа, игра.

Содержание занятия:

Приветствие.

Вводная часть.

Игра на знакомство «Лови и имя говори».

Игра на знакомство «Шляпа».

Игра на знакомство «Муха».

 

 

2019 г.

Пояснительная записка

 

В настоящее время наблюдается тенденция ускорения процессов интеграции, глобализации и расширения сфер межкультурного взаимодействия. Значительно возросла роль межкультурной коммуникации в образовательном пространстве.

Основная задача педагога в развитии межкультурной коммуникации заключается в повышении коммуникативной компетентности подростков, готовности к открытому диалогу, а также в формировании оптимальных условий для самовыражения индивидуума, развития культуры достоинства и терпимости по отношению к окружающим.

Для решения поставленных задач и для  полного межкультурного понимания друг друга одного лишь знания иностранного языка недостаточно. Необходимо знать культурные особенности, традиции, особенности менталитета, поведения партнёров по предстоящему общению. К сожалению, в школьную программу до сих пор не добавили уроки «Межкультурной коммуникации», поэтому ведущую роль в формировании межкультурной компетенции занимает система дополнительного образования.

В ВДЦ «Орлёнок» реализуется образовательная программа «Лагерь – территория возможностей», которая способствует развитию и поддержанию межкультурной коммуникации. Программа курса предоставляет подросткам возможность самостоятельно выбрать дополнительные занятия из любых предоставленных блоков. Индивидуальный образовательный маршрут приучает ориентироваться на свои интересы и сильные стороны. Подростки познакомятся с различиями и сходствами народов мира, раскроют личностную и социальную значимость дружбы, найдут друзей по переписке из самых разных стран, узнают много нового о волонтерских программах, научатся дискутировать по вопросам, важным для современного подростка, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Людям необходимо учиться понимать и принимать разную культуру. Это поможет им адаптироваться в незнакомой среде, жить и работать с другими людьми, которые являются носителями разных культур. Поэтому приобретение межкультурной компетенции, которая помогает людям преобразовывать свои знания, отношение и поведение таким образом, чтобы быть открытым и более тактичными к другой культуре, стало важной задачей для образования и для общества в целом.

 

Участники программы

Подростки 11-16 лет из разных регионов РФ и зарубежных стран, участники тематических программ Центра, заинтересованные в повышении уровня межкультурной коммуникации. Количество детей в группе: 25-30 человек.

Педагоги УМС.

 

Целевой блок программы

Цель: Актуализация и развитие у подростков образовательных интересов и потребностей к повышению уровня межкультурной коммуникации посредством взаимодействия с представителями другой культуры.

Задачи программы:

Познакомить подростков и педагогов Центра с особенностями культуры народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Повысить мотивацию подростков и педагогов Центра к изучению иностранного языка.

Актуализировать знания об особенностях взаимодействия с людьми разных национальностей на территории своей страны и за рубежом.

Выстраивать дружеские взаимоотношения с представителями других центров и детских, общественных организаций.

 

Предполагаемые результаты:

1 этап – сбор заявок и обработка заявок

1 декабря 2019 г. – 10 февраля 2020 г.

2 этап – подготовка выставки

10 февраля – 6 марта 2020 г.

3 этап – проведение выставки

7 марта 2020 г.

4 этап – подведение итогов

9 марта – 12 марта 2020 г.

 

Для участия в проекте необходимо:

1........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ Направить заявку на участие по форме (Приложение 1) на почту

Управления международного сотрудничества ВДЦ «Орлёнок» [email protected] с пометкой «Мировой платок» в теме письма.

2.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... К заявке необходимо приложить фото (формат .JPEG), а так же

видео (формат AVI/MP4), в котором участник рассказывает описание своего платка, а так же придумывает 2 вопроса по теме своей работы (не более 2-х минут).

3........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ Описание работы должно раскрыть интересные факты, историю и

принадлежность к культуре национального платка.

4.

 

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ Минимальное количество знаков в работе – 1000 (без пробелов),

максимальное - 2000 (без пробелов).

Награждение участников:

Участники будут награждены электронными сертификатами об участии в проекте,  а  так  же  электронным  сборником,  созданным  по итогам проекта.

Самые интересные вопросы от участников будут награждены дипломами.

Контактное лицо: Бондарчук Максим Владимирович, e-mail: [email protected], раб. Тел.: +7 (86167) 91-445

 

 

Мы будем рады ответить на ваши вопросы.

Желаем всем участникам успехов в достижении поставленной цели!

Приложение 1

 

Форма заявки на участие в проекте «Мировой платок»

 

ФИО...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Дата рождения.....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Страна, город......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Название работы....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Интересные факты, история и принадлежность к культуре.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Вопросы для выставки................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ 1.

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................. 2.

        

 2 Условия развития и воспитания подрастающего поколения средствами фольклора

 

 

2.1 Технологическая карта урока по литературному чтению в начальной школе

 

 

Технологическая карта урока литературного чтения

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3, МБОУ Владимировская СОШ

УМК «Школа России»

 

Тема

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

Тип урока

Урок-обобщение

Форма урока

Урок с элементами проектной и исследовательской деятельности

Цель

 

Формирование    образовательных    компетенций  (воспитательных,    коммуникативных,  развивающих,       рефлексивных) у  учащихся  3 класса в предметной области  литературное чтение  по   теме   «Устное народное творчество».

 

Задачи

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости;

4)воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации, формирование  начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения  и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах;

3) развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности - умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта),  развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

1)формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;

2) формирование  умения распознавать особенности фольклорных жанров (сказки, загадки, небылицы, пословицы, потешки, песни, докучные сказки, скороговорки);

3) формирование потреб­ности в систематическом чтении;

4) развитие творческих способностей.

Основные понятия

 Устное народное творчество (фольклор), жанры  устного народного творчества

Оборудование

Проектор, компьютер, классная доска, выставка книг с русскими народными песнями, русский народный костюм, надписи с названиями жанров фольклора, презентация с заданиями по теме урока, таблицы для каждого ученика «Русская волшебная сказка. Отличительные особенности», книга «Докучные сказки», созданная группой «Сочинители сказок».

Организация пространства

Работа в группах, фронтальная работа

 

 

 

Технология проведения

 

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Содержание

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

 создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Дети улыбаются друг другу.

 

Организует начало урока, мотивацию к учебной деятельности

Приветствие

- Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

- Ваши глазки все проснулись?

- Ваши губки улыбнулись?

- Приступаем к работе.

 

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2. Актуализация знаний

Цель:

организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми

а) Чтение скороговорки

 

 

Отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют тему.

Читают скороговорку.

Организует повторение одного из  жанров  УНТ и формулировку темы детьми.

 

- Ребята, чтобы узнать тему нашего  урока, вам необходимо выполнить задание. Прочитайте предложение,  записанное на слайде.

- Что это? (Скороговорка). 

- А для чего их сочиняли? (Для развития речи, дикции).

- Давайте поработаем над нашей дикцией.

1 группа «Собиратели песен»  читает тихо и размеренно

2 группа «Сочинители сказок»  - громко и уверенно

3 Группа «Исследователи сказок»  - громко и быстро

Девочки читают с вопросительной интонацией,  мальчики - с восклицательной.

- А в каком разделе  нашего учебника мы с ними знакомились? (УНТ).

Давайте разберем, почему  его так называют?

УНТ:

Устное - передавалось из ус в уста, не записывалось.

Народное - сочинял не 1 человек. Автора установить нельзя.

Творчество -от слова «творить» -создавать.

- Какова же тема нашего урока.  (УНТ). На доске открывается надпись УНТ.

 

Знать понятие «устное народное творчество», жанры устного народного творчества. Развитие навыка выразительного чтения.

 

Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3.  Формулировка цели урока и планирование деятельности

 

Цель:

организовать формулировку цели урока и планирование деятельности детьми

С помощью учителя формулируют цель урока.

Планируют с помощью учителя свою деятельность

Организует формулировку цели урока

и планирование деятельности детьми

- Все ли произведения мы прочитали в разделе «УНТ»?

- Какую же цель мы поставим перед собой на нашем уроке? (Обобщить знания о жанрах УНТ)

- Как мы сможем это сделать? (Предположения детей)

- Для того чтобы обобщить полученные знания я предлагаю вам заполнить по ходу урока схему, записанную на доске. Она поможет нам вспомнить все изученные жанры УНТ. Рассмотрите её. (Все надписи на схеме пока закрыты. Они открываются по мере повторения всех жанров УНТ).

- Какой  жанр УНТ мы уже повторили? (Скороговорки). На схеме открывается надпись «скороговорки»

Знать жанры устного народного творчества

-Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя,

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД),

-ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

 

4. Обобщение изученного

Цель:

обеспечить в ходе закрепления повы­шение уровня ос­мысления изучен­ного материала, глубины его пони­мания

А) Фронтальная работа

 

 

Выполняют задания, предложенные учителем,

делают выводы

Организует деятельность обучающихся по обобщению изученного

- Давайте вспомним, с какими ещё жанрами УНТ мы  знакомились на предыдущих уроках. Для этого вам нужно выполнить задание: соединить стрелкой жанр УНТ с его названием.

Соедините стрелкой левую и правую части

               

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.               потешка

                                                                                                     

 На заборе чепуха                                                  считалка          

 Жарила варенье,                                                       

 Куры сьели петуха                                                   

 В одно воскресенье.

 

 Раз, два, три, четыре, пять,                                 загадка

 Вышел месяц погулять,                                                    

 А за месяцем луна,

 Оставайся ты одна!

                                                                                                                    Грамоте учиться - всегда пригодиться.           небылица

 Прыг - скок, прыг - скок                                                    

 Вырос, вырос паренек.

  Прыг - скок, прыг - скок                               пословица

  Посмотрите как высок.

 

(По ходу выполнения задания дети дают определения жанрам УНТ).

Знать жанры  устного народного творчества, их отличительные признаки

Уметь под руководством учителя определять последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

Б) Выступление групп. Презентация своих проектов.

Цель:

-  организовать  работу для осознания итогов заданий всеми обучающимися, приобретения новых знаний

Выступление группы «Собиратели песен».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление группы «Сочинители сказок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: снятие усталости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление группы «Исследователи сказок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы представляют продукты своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют гимнастику

Организует деятельность по применению полученных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует выполнение гимнастики для снятия усталости

- К сегодняшнему уроку вы выполняли  задания по группам.  Я предоставляю слово группе «Собиратели песен», которая познакомит нас с ещё одним жанром УНТ.

 

 

 

 

 

-Выступление группы «Собиратели песен».

С давних пор русский народ слагал песни. Они сопровождали всякое дело, все важные события жизни людей с раннего детства до глубокой старости. Русские народные песни очень разнообразны. На нашей выставке представлены книги,  в которых есть колыбельные песни, песни-заклички, шуточные, плясовые, песни-прибаутки, детские песни, которые ещё называют пестушками и потешками. Советуем вам с ними познакомиться.  А  Настя исполнит для вас русскую народную песню «Как у наших у ворот». (Исполнение песни).

- Чтобы узнать о каком жанре УНТ пойдёт речь дальше,  я предоставляю слово группе «Сочинители сказок».

-Выступление группы «Сочинители сказок».

Ребята разыгрывают докучную сказку.

-Мы с тобой шли?

- Шли!

- Сапог нашли?

- Нашли!

- Я тебе его дал?

- Дал!

- Ты его взял?

- Взял!

- А где же он?

- Кто?

- Да не кто, а что!

- Что?

- Сапог!

- Какой?

- Ну, такой! Мы с тобой шли?

- Шли!

- Сапог нашли?

- Нашли.

-Догадались, какой жанр УНТ?  (Докучные сказки)

- Наша группа собрала докучные сказки, которые сочиняли ребята класса,  и оформила их в  книгу докучных сказок. Мне хотелось бы зачитать некоторые из них.  (Зачитывает)

 

-А сейчас немного отдохнём.  (Дети выполняют движения под музыку к сказке «Волк и семеро козлят»)

 

 

 

- Узнали, откуда взята эта музыка?

-Это отрывок из музыкальной сказки «Волк и семеро козлят», которая написана по мотивам одноименной русской народной сказки.

- Ребята, а что такое сказка?

- Из данных определений выберите самое точное:

 

- Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

- Сказка - это научно-фантастическое произведение.

- Сказка - это произведение, в котором разговаривают животные.

 

- Какие виды сказок вы знаете?

(Волшебные, бытовые, о животных).

-  Посмотрите на рисунки, которые вы нарисовали к русским народным сказкам. Какие  из них мы отнесём к бытовым,  к волшебным, к сказкам о животных?    

- Больше всего иллюстраций  вы нарисовали к волшебным сказкам. О них нам расскажут ребята из группы «Исследователи сказок».

- Выступление группы «Исследователи сказок».

Наша группа,  перечитав ещё раз сказки,  представленные в разделе «Устное народное творчество», пришла к выводу, что у волшебных сказок есть отличительные особенности. Мы сделали вот такую таблицу (показ), в которой перечисли все признаки волшебной сказки. Мы хотим всем раздать такие таблицы, которые пригодятся нам на  уроках чтения.

Народная волшебная сказка

 

Знать жанры  устного народного творчества, их отличительные признаки

Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД)

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока. Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

 (Познавательные УУД)

Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

(Коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сбережение здоровья (Личностные)

 

 

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД)

 Преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

 Самостоятельное формулирование познавательной цели;

построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД)

постановка вопросов,  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД)

 

 

 

 

5.   Включение в систему знаний

Цель:

беспечить фор­мирование у школь­ников обобщенных понятий

А) Разгадывание кроссворда

Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные знания, делают выводы о необходимости дальнейшего изучения народного творчества.

Организует фиксирование нового содержания.

 

 

 

 

 

- Ребята, посмотрите на нашу схему. Все жанры УНТ мы вспомнили? А кто из вас знает, как ещё называют народное творчество? (Фольклор)

- Для того чтобы это узнать,  предлагаю вам разгадать кроссворд.

1. Кто был хозяином Жар-птицы?

2. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

3. Имя героини, которую хотела погубить ведьма?

4. О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»?

5. К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана?

6. Как звали невесту Иванушки-дурачка?

7. Какие яблочки росли в саду у царя Берендея?

8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?

 

 

Народное  творчество  иначе  называют  ФОЛЬКЛОР (в  переводе  с  английского  языка  это слово  обозначает «народная мудрость»)

Открывается последняя табличка в схеме.

- Вспоминая все произведения устного народного творчества, с которыми мы знакомились ранее, глядя на выставку книг, можно сказать, что устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь.

- Как вы думаете, почему?

- Когда вы родились, над вашей кроваткой звучали колыбельные песни, подрастая вы слушали потешки, небылицы, загадки,  сказки, взрослея, задумывались над смыслом пословиц и поговорок.

- Почему УНТ называют мудростью народа?

- В фольклоре заложена народная мудрость. 

Мы должны гордиться своей Родиной, уважать русский народ, наших предков за то богатство, которое они передали нам в виде УНТ.

 

Знать жанры  устного народного творчества, их отличительные признаки

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Перерабатывать полу-ченную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, всего класса,

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Личностные УУД)

 

 

6. Подведение итогов, самооценка, взаимооценка работы

Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших задач.

 

 

 

 

 

Высказывают свои впечатления от урока, оценивают работу  групп, делают выводы.
 

Задает вопросы 
о цели урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

- А сейчас, давайте подведем итог нашего урока. Для этого посмотрите на нашу схему. Всю схему заполнили? Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли её? Давайте ещё раз вспомним все виды УНТ. В 4 классе на уроках литературного чтения мы познакомимся с новыми жанрами УНТ. Узнаем ещё много нового и интересного о творчестве русского народа.

А сейчас оцените работу своей группы на уроке и работу других групп. Прокомментируйте свои оценки.

На слайде критерии оценки:

«5» - Группа работала спокойно,

слажено, чётко. Работу свою защищали прекрасно.

«4» - Группа работала хорошо, дружно.

   Работу свою защищали хорошо

- Поставьте заработанные оценки себе в дневник.

 

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. (Личностные УУД)

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. (Регулятивные УУД)

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

7. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки литературного чтения

- В волшебных сказках часто встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но на ней пока нет яблочек. Давайте украсим её яблочками.

 

 -  ВСЁ  ПОЛУЧИЛОСЬ

 

-  ИСПЫТЫВАЛИ  ЗАТРУДНЕНИЯ

 

 

  - ПОЛУЧИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ

 

 

Оценка - осознание качества и уровня освоения и овладения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль

(Регулятивные УУД)

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

(Личностные УУД)

 

8. Домашнее задание

Цель: Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Проводит разбор домашнего задания

- Как вы думаете, какое будет домашнее задание? (Предположения детей)

-Чтобы узнать домашнее задание, я предлагаю вам послушать песню. (Звучит песня «Приходите в гости к нам».)

- Какое же домашнее задание вы получаете? (Сочинить сказку)

- Дома вам нужно будет сочинить волшебную сказку, соблюдая все её признаки. Табличка, составленная группой «Исследователи сказок» вам в этом поможет.

-Урок окончен. Всем спасибо за работу.

 

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД)

 Построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД)

Умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД)

 

 

Настоящая рабочая программа по литературному чтению для 3 класса в МБОУ Владимировской СОШ составлена на основе:

1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2020 года № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 31.12.2019 № 1576).

2. Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2020 года), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой

«Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса реализуется с применением образовательных платформ, которые позволяют применять разнообразные инструменты для продуктивной деятельности школьника. Образовательные платформы: Учи.ру, Инфоурок, видеоурок, интернетурок, ЯндексУчебник.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова,

- формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

- формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

- начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

- умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;

- навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю (при 34 учебных неделях).

 

 


Заключение

 

 

Таким образом, художественная структура произведений отечественного и зарубежного фольклора является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.

Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно творчески реализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различной деятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением.

Воспитание - это один из самых важных элементов в жизни каждого человека. И в каждом обществе оно осуществляется по-разному. Но воспитательную систему всех людей обьединяет одно - большое влияние фольклора на подрастающее поколение.

В народной педагогике средства материальной культуры связаны с развитием практической деятельности ребенка. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания.

Одним из основных факторов воспитания и развития детей младшего школьного возраста является ознакомление с национальной культурой, с фольклором не только отечественным, но зарубежными произведениями. Средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии его личности. В обрядах и обычаях закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания.

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно. Детство - очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. В этом возрасте ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. Именно поэтому фольклор оказывает огромное влияние на подрастающее поколение и настолько важно уметь правильно его применять в педагогическом процессе.

 


Перечень использованных информационных ресурсов

 

 

 

1. Богатырев, П.Г. Вопросы истории народного искусства / П.Г. Богатырев. - М. : "Искусство", - 2011. - 544 с.

2. Волков, Г.Н. Три лика культуры / Г. Н. Волков. // Библиотека. - 2016. -  121 с.

3. Гусев, В.Е. О полифункциональности фольклора / В. Е. Гусев // Актуальные проблемы советской фольклористики. -  2010. - №2. - С. 27-39.

4. Заварзина,  Л.Э. Педагогика. Исторические портреты : учебное пособие / Л.Э. Заварзина. - М. : Культура. - 2017. -128 с.

5. Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы / П.П. Блонский. - М., Форум,  - 2011. - 134 с.

6. Верб, М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры школьников. / М. А. Верб. - М. : ЛГПИ, - 2010. - 152 с.

7. Кагаров, Е.Г. Что такое фольклор / Е.Г. Кагаров // Художественный фольклор. - М. : Перо. - 2019. - С. 54.

8. Костина, А.В. Молодёжная культура и фольклор / А. В. Костина // Журнал «Знание. Понимание. Умение».  - М. : МосГУ, - 2019. - № 4 - С. 121-137.

9. Куц, В.А. Историческая значимость фольклора / В.А. Куц, А.Н. Замостьянов // Воспитание и фольклор: возвращение к истокам : теория и практика. - 2015. - №1. - C. 27 - 36.

10. Данилов, Д.А. Народная педагогика-основы развития науки о воспитания / Д. А. Данилов. - М. : Культура. - 2013. - 144 с.

11. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике : учебник / Г.М. Коджаспирова. - М. : ИКЦ. - 2015. - 448с.

12. Ушинский, К. Д. Родное слово / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения - М., Литерат. - 2014. - С. 145-159

13. Кравцов, Н.И. Русское устное народное творчество : учебник / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. - М. : Высшая школа, 2017. - 375 с.

14. Петров, В.Н. Воспитание и обучение в древнерусском государстве IX-XV веков : монография / В.Н.Петров. - М. : Советская педагогика, 2012. - 123 с.

15. Кирдан, Б.П. Русский фольклор : хрестоматия / Б.П. Кирдан. - М. : Наука, - 2013. - 480 с.

16. Борытко, Н.М. Теория и методика воспитания : учебник / Н.М. Борытко. - М. : ВГИПК РО, - 2016. - 98 с.

17. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики: учебное пособие / В.С. Кукушин. - М. : «МАрТ», - 2012. - 224с.

18. Полежака, С.И. Роль народной культуры в воспитании целостной личности / С.И. Полежака // Наука - производству. - 2016. - №6. - C. 15 - 16.

19. Силин, В.П. Искусство как фактор социализации индивида / В. П. Силин // Учёные записки.  - М. : ЛГУ, 2011. - 127 с.

20. Шамина, Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования / Л.В.Шамина // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: сборник научных трудов НИИ культуры - М., 2010. - 256 с.

 

 

              


 

СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………

СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………

Курсовая работа

Курсовая работа

Введение Фольклор - основное средство народной педагогики

Введение Фольклор - основное средство народной педагогики

Объект исследования - процесс изучения отечественного и зарубежного фольклора

Объект исследования - процесс изучения отечественного и зарубежного фольклора

Фольклор в литературе 1.1

Фольклор в литературе 1.1

Конечно, в отечественной литературе влияние фольклора имело концептуальное значение вплоть до

Конечно, в отечественной литературе влияние фольклора имело концептуальное значение вплоть до

Если рассматривать, то важным и симптоматичным было, что ведущие представители русской литературы

Если рассматривать, то важным и симптоматичным было, что ведущие представители русской литературы

Все его творчество было наглядным утверждением того, что народ является создателем больших поэтических ценностей, без которых не может обойтись национальная литература

Все его творчество было наглядным утверждением того, что народ является создателем больших поэтических ценностей, без которых не может обойтись национальная литература

Мерзляков А.Ф. О двух отличительных свойствах поэзии первобытной и о влиянии, которое она имела на нравы, на благодеяние народов

Мерзляков А.Ф. О двух отличительных свойствах поэзии первобытной и о влиянии, которое она имела на нравы, на благодеяние народов

Изучение проблематики фольклоризации литературных произведений в 60-70-е годы еще более сужается и сводится к постановке отдельных частных вопросов

Изучение проблематики фольклоризации литературных произведений в 60-70-е годы еще более сужается и сводится к постановке отдельных частных вопросов

Каковы причины данного литературного явления?

Каковы причины данного литературного явления?

Характерная особенность отечественного и зарубежного фольклора

Характерная особенность отечественного и зарубежного фольклора

Они так же возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими

Они так же возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими

Жанры и виды необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма

Жанры и виды необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки

Условия развития и воспитания подрастающего поколения средствами фольклора 2

Условия развития и воспитания подрастающего поколения средствами фольклора 2

Основные понятия Устное народное творчество (фольклор), жанры устного народного творчества

Основные понятия Устное народное творчество (фольклор), жанры устного народного творчества

Актуализация знаний Цель: организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми а)

Актуализация знаний Цель: организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми а)

С помощью учителя формулируют цель урока

С помощью учителя формулируют цель урока

УНТ). Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки

УНТ). Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Цель: снятие усталости

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Цель: снятие усталости

Группы представляют продукты своей деятельности

Группы представляют продукты своей деятельности

К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя

К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя

Подведение итогов, самооценка, взаимооценка работы

Подведение итогов, самооценка, взаимооценка работы

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Настоящая рабочая программа по литературному чтению для 3 класса в

Настоящая рабочая программа по литературному чтению для 3 класса в

России и других стран. Программа нацелена на решение следующих задач: - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;…

России и других стран. Программа нацелена на решение следующих задач: - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;…

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как…

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как…

В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом

В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом

Заключение Таким образом, художественная структура произведений отечественного и зарубежного фольклора является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к…

Заключение Таким образом, художественная структура произведений отечественного и зарубежного фольклора является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к…

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во…

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во…

Перечень использованных информационных ресурсов 1

Перечень использованных информационных ресурсов 1

Кравцов, Н.И. Русское устное народное творчество : учебник /

Кравцов, Н.И. Русское устное народное творчество : учебник /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022