Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет
имени Доржи Банзарова»
Педагогический институт
Кафедра педагогики начального и дошкольного образования
Курсовая работа
Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе обучения
Автор работы: студентка 3 курса
07511с группы (заочное отделение)
Котоманова Арина Ивановна
Научный руководитель: к.п.н., доцент, Очиров Г. Д.
Оценка:__________________
Улан - Удэ
2023
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы учебной мотивации младших школьников. 6
1.1 Понятие, структура, сущность и виды мотивации. 6
1.2. Особенности формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте 11
Глава 2. Экспериментальное исследование учебной мотивации младших школьников в процессе обучения. 17
2.1 Диагностика учащихся по выявлению уровня учебной мотивации. 17
2.2. Рекомендации педагогам по развитию учебной мотивации. 27
Заключение. 31
Список использованных источников. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 40
Актуальность исследования обусловлена новыми образовательными стандартами, которые определяют самостоятельность, учебную и познавательную компетенцию школьников на начальном этапе обучения. Обучение в современных начальных классах отличается некоторыми особенностями: насыщенным объемом изучаемого материала, интенсивностью ее изучения, сложностью программ обучения. Очевидно, что такие условия требуют высокой степени развития личности младшего школьника. Хотя важное и практичное и практичное востребование знаний мотивационного направления образовательной деятельности школьников, теоретическая разработка не удовлетворяет запросы реальной практики образования. Таким образом, педагог ставит перед собой задачу найти адекватные методы обучения, которые способствуют повышению мотивации учебного процесса младшего школьника.
В результате проведенного анализа научно психолого-педагогической литературы свидетельствует, что большинство исследователь занимались вопросами мотивации учебного процесса и его формирования. Так, в контексте развития общей мотивационной сферы личности данную категорию рассматривают В.Г. Асеев, Б.И. Додонов, Ю.Н. Кулюткин. Проблеме активизации умственной деятельности личности работы посвятили Л.И. Божович, П.И. Груздев, М.А. Данилов. Кроме этого, мотивацию учебной деятельности рассматривали в различных аспектах: интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности А.Г. Архипов, М.Б. Беляев, А.Г. Волостникова; В.Б. Бондаревский, Н.В. Елфимова, Л.М. Матюшкин, Г.K. Постникова, В.П.Трусов – в плане избирательной направленности личности; Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Г.К. Гумницкий, Г.С. Костюк – как выражение потребности индивида и т.д.
Анализ научных материалов позволил выявить противоречие потребности в использовании современной техники формирования учебных мотивов младшего школьного возраста, а также недостаточно эффективного использования этих техники в учебном процессе в школе.
В этой связи возникла проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников в процессе обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование учебной мотивации учащихся даст положительные результаты, если:
1) образовательный процесс строится, как комплексная модель применения методов, приемов и средств;
2) создаются ситуации успеха обучающихся с целью повышения мотива;
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования учебной мотивации младших школьников.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие, структуру, сущность и виды мотивации;
2) Рассмотреть особенности формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте;
3) Провести диагностику у учащихся по выявлению уровня
учебной мотивации;
4) Составить рекомендации для учителей по формированию мотивации младших школьников;
Теоретико-методологическая основа исследования:
1) психолого-педагогические концепции развития личности Л. С. Рубинштейн, Р. С. Немов, И. П. Подласый, А. В. Коржуев, П. А. Медведева;
2) теория мотивации учебной деятельности Л. И. Божович, Е.П. Ильин, А.А. Горчинская, И.П. Луксанова.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические методы: тестирование, наблюдение с последующим анализом и интерпретацией полученных данных.
База опытно-экспериментальной работы: «Тамирская» СОШ, село Тамир, Кяхтинский район, Республика Бурятия. Участие в опытно-экспериментальные работы принимали учащиеся 3 «А» в составе 17 человек в возрасте от 9 до 10 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы учебной мотивации младших школьников
1.1 Понятие, структура, сущность и виды мотивации
Для определения понятия «мотив» и «мотивация» в науке существуют разные подходы. Под термином «мотив» советский психолог Р. С. Немов понимает фактор изменения поведения, и мотивация интерпретируется как совокупность психологических причин, объясняющих поведение, его начало, направление и активность человека. [Сластенин, 2013, с. 496]
Доктор педагогических наук И. П. Подласый рассматривает «мотив» как главную силу дидактики, и мотивация, по его мнению, является общим наименованием процесса, метода, средства побуждения для учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному овладению содержания процесса обучения. Это та причина, которая заставляет личность не останавливаться, а совершать поступки, двигаться дальше. [Столяренко, 2016, с. 134]
В отечественной и зарубежной психологии одним из основных, фундаментальных понятий является - мотивация. В современной психологии важность мотивации к разработке личностных концепций связана с исследованием источников деятельности человека, побуждающих сил деятельности человека и его поведения. Причины, заставляющие человека заниматься деятельностью, его мотивы, для чего и зачем он занимается своей деятельностью,- это основа адекватного понимания мотива. Во время общения людей, в первую очередь, возникают вопросы мотивов, побуждений, которые привели их к такому взаимодействию с другими людьми, а также вопросы целей, перед которыми они больше или меньше осознанности. Если рассматривать мотив в целом – это то, что определяет, стимулирует и побуждает человека совершать какое-либо действие, которое, как правило, относиться к выделяемой мотивом деятельности. [Коржуев, 2015, с. 304]
В научно-педагогической литературе проблемы мотивации имеют много подходов к понятию сущность, природа, структура и методы изучения этой проблемы их рассматривали Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн и другие. Важно отметить, что основным методологическим принципом, определяющим исследование мотивационного аспекта в отечественной науке, является положение единства динамических и содержательных сторон мотивационного аспекта. [Крившена. 2016, с. 364]
В психологии мотивация рассматривается как сложный, многоуровневый регулирующий процесс человека, высший уровень которого является сознательно-волевым. По мнению ученых, система мотивации человека гораздо сложнее ряда заданных констант мотивации. Эта структура включает в себя установки и актуальные желания человека и область идеала, которая, по сути, не действует, но выступает как смысловая перспектива для того, чтобы развивать побуждения человека в дальнейшем. Поэтому можно говорить о мотивации как о сложной, многоуровневой неоднородной системе побуждений, включающей в себя мотивацию, потребность, интерес, стремление, идеал, установку, эмоцию, норму, ценность и так далее. Так же мотивация понимается в качестве источника активности и также как система побуждений любой активности. Этот вопрос изучается по разным аспектам, поэтому ученые трактуют его силу с разных сторон.
Исследователи выделяют три основных части мотивации – как один конкретный мотив, как единую систему мотивов, как особой сферу, в которую входят потребности, желания, цели и интересы в сложной связи и взаимосвязи. Нужно отметить, что интерпретация понятия мотива как «предметной потребности» определяет ее как внутренний мотив, входящий в структуру самого процесса. В жизни человека совершается несколько видов деятельности, различающихся по их тематике. По принятому классификатору педагогика выделяет игровые, учебные и трудовые занятия. Каждый вид деятельности содержит определённые потребности, мотивы, задачи, средства, действия и операции. Перечислим общие черты:
– осознанное осуществление деятельности, обусловленное необходимостью обдумывать, анализировать результаты;
– наличие признака социальности;
– наличие конкретных мотивов на достижение определенных целей.
Доминантность учебной деятельности и её ведущий характер в своих работах отмечали такие исследователи как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, и Д.Б. Эльконин.
Профессор Б.З. Вульфов пишет, что такая деятельность является личностно образующей, и на каждом возрастном этапе формируется целая динамическая система деятельностей, которая призвана решать специальную задачу, отвечающую социальным ожиданиям. [Гершунский, 2014]
Говоря всё это, нужно сказать, что младшие годы являются наиболее подходящим периодом для того чтобы «научиться учиться». В будущем такая же задача будет решаться гораздо труднее. От характера ведущей деятельности зависят изменения способностей ребенка в том или ином периоде его развития, а также определяет:
– основные психические изменения ребенка в данный возрастной период;
– дифференциризацию других видов деятельности;
– перестраивание частных психических процессов, например, теоретического мышления, которое, в свою очередь, формирует способность к рефлексии, анализу, мысленному планированию. [Коджаспирова, 2016, с. 719]
Г. М. Коджаспиров и другие ученые считают учебные занятия формой социальной деятельности, как вид деятельности человека, специально направленной на приобретение социальной опытности. [Корнилова, 2012, с. 496]
С того момента, как ребенок начинает обучаться в школе, происходит формирование совершенно нового социального состояния. В центре этой ситуации непосредственно находится преподаватель. В этом возрасте учебный процесс становится ведущим, это особый вид деятельности ребёнка, который направлен на него самого. Ведущую роль в младшем школьном возрасте играет мышление. Обычно именно тогда заканчивается их переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому.
В конце младшего школьного возраста, а может и позже начинают проявляться индивидуальные особенности детей. Исходя из этого можно выделить две группы: а) теоретики и б) мыслители. У большинства детей наблюдается баланс различных видов мышления и восприятия. На каждой стадии они интерпретируются по-своему: 2–5 лет – происходит перечисление предметов на картине, 6–9 лет – уже идет описание картины, 9–10 лет – воспроизведение и интерпретация увиденного. [Зимняя, Малахова, 2014]
В младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысление. Ученики могут легко и непроизвольно запомнить материал, который вызвал у них большой интерес, или, если он был преподнесен в игровой форме, которая является близкой для них, так же если использовались яркие наглядные пособия, но и на этом этапе они вполне могут за понимать достаточно неинтересный для них материал. Совершенствуя свою смысловую память, учащиеся так же смогут освоить более широкий круг приемов таких как деление текса на части по его содержанию и составление плана-пересказа. [Безрукова, 2013, с. 381]
Одним из важнейших процессов этого возраста является развитие внимания, если не сформируется эта важная психическая функция, процесс осуществления обучения не представляется возможным. Во время проведения занятия педагог привлекает к себе внимание ребенка и пытается его удержать в течении длительного времени. В этом возрасте объем внимания увеличивается в два раза, а устойчивость к переключению и распределению внимания повышается в два раза. Наибольшее значимое развитие личности происходит в младшем школьном возрасте. Оно отличается новыми взаимоотношениями со своими сверстниками и взрослыми людьми, входящими в коллективную систему, включение в новую деятельность – учение, которое в свою очередь предъявляет свои собственные требования к ребенку. [Мандель, 2014, с. 288]
Все эти особенности младшего школьного возраста и индивидуальные особенности учащихся должны учитываться при построении совместной работы с детьми с целью формирования его познавательных активностей и учебных мотиваций. В педагогике различают следующие виды мотивации:
1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности:
«Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.
«Положительная», которая выступает в двух формах:
– определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими);
– определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.
2. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности:
– связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора);
– заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей). [Немов, 2015]
Поэтому мотивация является внутренней психологической характеристикой личности, находящейся выражением внешних проявлений, отношения человека к окружающей среде, различных видов деятельности.
Деятельность, не имеющая мотива или слабого мотива, либо вообще не осуществляется, либо становится крайне нестабильной. В зависимости от самочувствия ученика в конкретной ситуации, зависит то какой объем своих усилий он будет прилагать для достижения цели обучения. Таким образом, важно чтобы все процессы обучения вызывали у учащегося интенсивный внутренний призыв к получению знаний, напряжённому умственному уму.
Переход ребёнка на новый этап жизни – это сложный период его развития. Организм ребенка не только быстро развивается, но и полностью изменяется его окружающая среда, главная деятельность меняется с игровой в учебную. В первом классе ребенок очень интересуется школой, интересуется новой обстановкой, новым статусом ученика, на этом этапе главный мотив – отождествление себя со взрослыми, попытка приблизиться к ним с новой социальной позиции ученика. Для учителей начальных классов учебная мотивация - это большая проблема, поскольку дети, до сих пор не привыкли к школе, могут отвлекаться, шуметь, не слушаться учителя, так что развитие ребенка будет результативным только в том случае, если он включится в свою деятельность, и она будет вызвать у него позитивные эмоции и педагогическое воздействие участников процесса образования будет доверительным.
Именно от преподавателя зависит, будет ли у учащегося желание, интерес к учебе, будет ли он обладать необходимыми навыками и умениями, будет ли он обладать навыками самоконтроля и самооценки. Весь период обучения в начальные школы учитель - это авторитет для каждого учащегося. Существует множество факторов, влияющие на положительную мотивацию: заинтересованность в предмете и понимание его пользы, желание достичь успеха, уверенности и чувство собственного достоинства, терпение, даже отношения к преподавателю. Образовательная деятельность младшего школьного возраста полимодифицирована, то есть влияет на нее целая система различных мотиваций. Не все мотивы одинаковы для каждого ребёнка. Для одного ребенка главным мотивом учебы станет получение хорошей оценки, одобрения взрослых, для другого интерес к новому знанию, а для кого-то просто из-за того, что так сказала мама.
Все ученики разные и имеют свою особенную особенность в сфере мотивации, для того, чтобы положительно формировать учебную мотивацию, необходимо индивидуальная работа с каждым учеником, особенно с неуспевающими учениками или с школьниками, которые имеют низкую мотивацию. Знание мотивационной сферы учеников помогает учителю найти правильный подход для работы с ними.
А.К. Маркова выделила уровни развития мотиваций школьников: [27]
1. Отрицательное отношение к учению. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе;
2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности;
3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов;
4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний;
5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей;
6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению.
Мотивы развития способов взаимодействия в учебно-познавательном процессе. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты сотрудничества. Эти уровни учебной мотивации помогают преподавателю выбрать направление процесса формирования мотиваций. Для того чтобы формировать учебную мотивацию, прежде всего, учителю следует развивать мотив учения, который выделял Л.И. Божович, а также такие классификации, как М.И. Алексеев, М.В. Матюхин, А.К. Маркова, Г.И. Щукина.
Социальные мотивы формируется у ребенка в дошкольном возрасте родителями, а затем учителями. Эта группа мотивов формирует потребность ребенка в общении со своими сверстниками и учителем, развивает чувства ответственности и долга, желание ученика выделиться среди своих сверстников и добиться похвалы от взрослых людей. Познавательные мотивы формируются на различных предметах в школе и имеют цель освоения новых знаний, умений и знаний. Необходимо обучать ребенка самостоятельно добывать знания, повышать интерес к изучению нового.
Данная группа мотивов выступает ведущей при формировании учебной мотивации младших школьников. В процессе формирования учебных мотивов у обучающихся необходимо опираться на сочетание познавательных и социальных мотивов. Для правильной организации учебного процесса учителю необходимо использовать различные методы и приемы. Чтобы формировать мотивы учения, учителю следует использовать познавательные игры, различные жизненные ситуации, создавать ситуации успеха. Создание успеха является психическим состоянием удовлетворения результатом физической или моральной нагрузки исполнителя дела или создателя явления. По отношению к цели деятельности А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др., мотивы делят на внешние и внутренние, они различаются своим возникновением. [24]
Внутренние мотивы – это личные мотивы учащегося, они рождаются внутри него. Необходимо чтобы сам ученик захотел что-то выучить и сделать. Поэтому главную роль в обучении играют внутренние мотивы. [Коджаспирова. 2016]
К внутренней мотивации, например, относят мотивацию достижения. А.Л. Тертель говорит, что «Для успешной учебы необходимо формировать мотивацию достижения». [Столяренко, 2016, с. 167]
Мотивация достижения - это желание ребенка достичь достижений, результатов в своей образовательной деятельности. Мотивация для достижения разделяется на внешнюю (учусь, не из-за интереса, а из-за необходимости), а также внутреннюю (учусь, из-за интереса, я люблю учиться, мне это нравится). [26]
Также автор рассматривает факторы, способствующие формированию внешнего и внешнего мотива. Школьники, ставящие перед собой задачу достичь успеха, как правило, ставят позитивную цель, активно работают над ее реализации, выбирают средства для того, чтобы достичь поставленной цели. Деятельность у них положительные эмоции, интерес, сосредоточенное внимание.
Деятельность порождает положительные ощущения, интересы и сконцентрированное внимание на них. В. С. Мухин подчеркивает, что первоклассник, только начавший посещать школу, хочет учиться на хорошем и отличном. Мотивация успеха в начальных классах становится доминирующим. Мотивация достижения успеха выражена ярко, хотя в основном сочетается с мотивом получения высоких оценок и похвалы со стороны учителя, однако она все же направляет обучающегося на достижение результата обучения и получения знаний. Очень ярко выражена мотивация достижения, хотя в основном сочетается с мотивом высоких оценок и оценок учителя, однако она все же направлена обучающему на достижение результата и получения знаний. [27]
Мотивация успеха чаще относится к детям с высоким уровнем самооценки и лидерских качеств. Она подталкивает ученика к тому, чтобы он учился лучше, чем его одноклассники, выделялся и был первым. Если способности учащегося ей соответствуют, она становится сильным двигателем для развития отличника, который станет получать наилучшие результаты в учебной деятельности. [Коджаспирова, 2016]
Внешние мотивы задаются другими людьми (родителями, педагогами, одноклассниками и так далее), а также имеют форму требования, указаний, просьб, правил, команд. Неуспевающие, а также иногда и средние ученики, являются иллюстрацией мотива избегания неудач, их цель состоит не в том, чтобы добиться успехов в выполнении своей деятельности, а избежать неудачи в этом деле. Ученик не уверен в себе и своих силах, боится критики в свой адрес, не испытывает удовольствие от выполнения учебной деятельности. В большинстве случаев они интересуются самыми легкими предметами - пением, физкультурой. На занятиях по русскому языку и математике им нравится выписывать слова, переписать предложения из книги, но содержание их не интересует. Таких детей интересуют только разные виды деятельности на уроках, игровые моменты, наглядные методы. Мотив недопущения неудачи - связаны в основном с неуверенность в себе, все сложности вызывают у ученика страх. [Коджаспирова, 2016]
Младшие школьники с преобладающим мотивом достижения успеха, свою победу и неудачу склонны объяснять силой своих усилий, приложенных стараний. Ученики с преобладающим мотивом избегания неудач, обычно свой неуспех объясняют недостатком или отсутствием способностей, случайностью внешних факторов или обыкновенным невезением, а успех в свою очередь - удачей или легкостью заданий. Нужно развивать у учащихся стремление к мотивации успеха, оно должно преобладать над мотивацией недопущения неудачи.
Ученики, имеющие высокую учебную мотивацию, любят посещать школу и учебные занятия, они интересуются самостоятельным добыванием знаний. Они ответственно выполняют требования преподавателя, активно сотрудничают со всеми учащимися в учебном процессе. Такие учащиеся знают для чего нужно учиться. Они имеют преобладающий познавательный мотив. Высокомотивированные дети не имеют игрового мотива, но порой наблюдается оценочный мотив, такие дети испытывают переживания по поводу получения плохих оценок. У детей, имеющих низкую мотивацию к учебе, наблюдается негативная реакция на школу. Формирование учебной мотивации у младших школьников является процессом долгим и трудным, для чего необходимо следовать ряду требований выделяемые М. В. Матюхина, С. Б. Спиридоновой: отношения ребенка со сверстниками, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, учет изменяемости мотивации. Например, интерес к учебным занятиям в 1-м и 2-м классах часто увеличивается и заметно уменьшается в 3-м классе. [Столяренко, 2013]
У учащихся третьих классов происходит снижение интереса, когда преподаватель дает готовую информацию, когда ребенка вынуждают только запомнить готовую информацию. Дети этого возраста любят проявлять самостоятельность, решать различные задачи, выполнять наблюдение за природой, рисовать и лепить. Еще одна причина снижения заинтересованности в начальных классах по мнению В. А. Сухомлинского, является то как часто учителя злоупотребляют плохими отметками, поэтому ребенок теряет уверенность в себе и стремлении к обучению. Л. И. Бочаров отмечает, что дети этого возраста считают отметку оценкой своих стараний, а не качеством выполненной работы. [Вульфов, 2013, с. 511]
Сейчас достижения ученика связаны не с успехами в учебе, а в получении хорошей оценкой. Это свидетельствует о том, что формирование учебных мотивов происходит в недрах учебного процесса, который формируется изначально в младшем школьном возрасте. Становление учебных мотивов зависит от того, в какую структуру учебной деятельности вовлечен ребенок. К концу младшего школьного возраста обучающиеся должны формировать познавательные мотивы -интерес к новым знаниям и способам их получения самостоятельно, лишь тогда школьник сможет получить наилучший результат, а подготовка к занятиям будет вызывать у него заинтересованность.
В этой главе исследовательской работы представлена методология проведения экспериментальной работы на констатирующем этапе, представлена характеристика методов диагностики учебной мотивации младших школьников, обобщена полученная результативность, обобщаются полученные результаты. Для того чтобы реализовать цель, гипотезу и задачи исследования был применен ряд научно-исследовательских методов, одним из таких методов стала экспериментальная работа на базе «Тамирская» СОШ, с. Тамир, Кяхтинского района. После проведенного анализа психолого-педагогической литературы по теме нашего исследования нами были определены критерии формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста, охарактеризованные по трём уровням, которые представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели развития учебной мотивации младших школьников
Критерии развития учебной мотивации |
Показатель по уровням развития учебной мотивации |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Отношение к школе |
-Не желают посещать школу; -При выполнении учебных задач и учебной деятельности испытывают затруднения; - Школа воспринимается как враждебная среда, может проявляться отказ от выполнения, предложенных учителем заданий. |
- Испытывают положительные эмоции при посещении учебных занятий; - Посещает школу для общения с одноклассниками и учителем; - Социальный мотив ведущий, детей больше привлекает статус ученика, чем сам процесс получения знаний.
|
- Успешно выполняет все школьные требования; - Без ошибок выполняет указания учителя; - Испытывает переживания из-за плохих отметок. |
Познавательная активность |
-Не проявляется интерес к изучаемому материалу; -Не стремится самостоятельно найти необходимую информацию. |
-Не всегда выполняет сложные задания; -Преобладают неустойчивые интересы; -Редко стремится поделиться новыми знаниями с другими. |
-Нравится выполнять сложные задания; -Старается самостоятельно найти ответы на трудные вопросы; -Читает много дополнительной литературы. |
Получение отметки |
-Выполняет все задания, не ради получения хорошей отметки; -Стремится получать новые знания. |
-Старательно выполняет все задания, предложенные учителем; -Не сильно расстраиваются из-за получения плохих отметок. |
-Учится ради того, чтобы получить хорошую отметку, ради похвалы родителей и учителя; - Сильно переживает из-за получения плохих оценок. |
Интерес к предметной области |
-Значимые предметы выбирает в последнюю очередь; -Уровень достижений по таким предметам, как русский язык, математика и т.п.; -Часто не выполняет домашние задания; -На уроках часто отвлекается, отказывается от выполнения заданий. |
-Значимые предметы выделает неуверенно; -Уровень достижений по предметам умеренный; -Домашние задания выполняет регулярно, но не всегда; -На уроках отвлекается редко. |
-Значимые предметы выделяет уверенно; -Уровень достижений по учебным предметам высокий; -Всегда выполняет домашние задания; -На уроках никогда не отвлекается, занимает активную позицию при ответе на вопросы учителя. |
Для того чтобы выявить уровень сформированности учебной мотивации у младших школьников был использован комплекс различных методик:
1) Методика Н. Г. Лускановой (выявление отношения детей к школе);
2) Методика А. А. Горчинская (исследование познавательной активности у детей младшего школьного возраста);
3) Методика «Направленность на отметку» Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова (выявление отношения обучающихся к получаемой отметке);
Методика Н.Г. Лусканова предлагает обучающимся анкету, состоящую из десяти вопросов. Цель этой методики заключается в выявлении отношения обучающихся к школе, учебному процессу, эмоциональному реагированию на школьные ситуации. Данная диагностика должна проводиться в нескольких этапах, чтобы отслеживать динамику мотивации школьников. В Приложении 1 описана структура данной методики.
Методика А. А. Горчинской была предложена детям для исследования познавательных активностей. Детям предлагается заполнить стандартизированную анкету и выбрать один из возможных вариантов ответа. Целью этой диагностики является оценка степени выраженности образовательной активности младшего школьного возраста. В Приложении 2 описана структура методики. Для того, чтобы отслеживать мотивацию получения отметки, была предложена диагностика «Направленность на отметку», состоящая из двенадцати вопросов, ответы на которых предполагаются «да» или «нет». В Приложении 3 описана структура методики.
Рассмотрим ключевые результаты проведенного исследования. Исследование проводилось на базе 3 «А» класса «Тамирской» СОШ, с. Тамир, Кяхтинского района. В 3 «А» классе 17 учащихся из которых 11 мальчиков и 6 девочек. Данный класс дружный, в нем преобладает позитивное настроение, у ребят в основном положительное отношение к учебе, и они стремятся к получению новых знаний. Многие из них имеют лидерские качества.
1) Результаты диагностики по методике Н.Г. Лускановой для
выявления отношения детей к школе представлены на Рисунке 1.
Рис. 1. Уровни учебной мотивации обучающихся 3 «А» класса
по методики Н.Г. Лускановой
Анализ результатов, представленный на рисунке 1 показал, что 11% (2 чел.) имеют низкий уровень учебной мотивации. Это говорит о том, что дети неохотно посещают школу, отдают предпочтение пропускам занятий, на уроках чаще занимаются посторонними делами, играми. У таких детей имеются затруднения в учебной деятельности.
39% (7 чел.) показатели среднего уровня мотивации. Таких детей школа привлекает больше во вне учебной деятельности. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает.
50% (9 чел.) – у этих детей высокий уровень школьной мотивации. Дети успешно справляются с учебной деятельностью, активно участвуют при выполнении заданий на уроках, школу посещают для получения знаний. Такие дети ответственные и целеустремлены. По результатам данной диагностики можно сделать вывод, преобладает количество детей с высоким уровнем учебной мотивации, то есть большинство детей позитивно относятся к школе, успешно справляются с учебной деятельность, им нравится учебный процесс.
2) Результаты диагностики по методике А.А. Горчинской для
исследования познавательной активности обучающихся, Рисунок 2.
Рис. 2. Уровни познавательной активности обучающихся 3 «А» класса
по методике А.А.Горчинской
Результаты данной методики показали, что у 17% (3 чел.) класса слабо выраженный уровень познавательной активности. Это говорит о том, что у детей отсутствует интерес к получению новых знаний, они не стремятся самостоятельно искать новую, незнакомую для них информацию.
Умеренно выраженный уровень познавательной активности у 9-ти человек (54%). Эти дети редко выполняют сложные задания, предпочитают работать уже с готовой информацией, возникает сложность при самостоятельном поиске ответа на сложные вопросы.
У 29% (5 чел.). класса преобладает сильно выраженный уровень познавательной активности, такие дети читают много дополнительной литературы, стремятся искать новую информацию, узнавать новое, чаще выполняют сложные задания.
3) Методика «Направленность на отметку» Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова, Рисунок 3.
Рис. 3. Результаты 3 «А» класса по методике «Направленность на отметку» Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова
Результаты опроса по определению направленности на отметку, что у большинства класса (8 чел.) средний уровень направленности на оценку. Это говорит о том, эти дети выполняют все задания старательно, не сильно расстраиваются из-за плохих отметок, для них неважно мнение окружающих при получении плохой отметки.
У 5-ти человек высокий уровень направленности на отметку. Такие дети очень переживают из-за получения плохих оценок, стараются отвечать на уроке ради получения только положительной отметки. Их очень беспокоит мнение окружающих по поводу плохой оценки.
И лишь у 4 -х человек низкий уровень. Такие дети очень старательны, им нравится учиться даже если бы в школе не ставили оценок. Они никогда не переживают из-за плохих оценок. Всегда работают на уроке ради получения знаний, им нравится выполнять дополнительные творческие задания, они самостоятельно добывают новые знания.
Таким образом, по результатам проведенного педагогической диагностики был определен уровень сформированности учебной мотивации у детей 3 «А». Результаты изучения особенностей учебной мотивации на начальном этапе эмпирической работы представлено на Рисунке 5.
Рис. 5. Результаты исследования учебной мотивации обучающихся 3 «А» класса
Результаты комплексного анализа полученных в ходе проведения всех выбранных нами методик диагностики, позволил определить три уровня сформированности учебной мотивации младших школьников: 47% (8 чел.) школьников имеют высокую школьную мотивацию. Эти учащиеся любят ходить в школу, их интересует каждый урок, они ответственно выполняют все требования учителя, активно участвуют в ходе каждого урока, отвечают у доски. У них сильное впечатление от замечаний преподавателя. Они любят самостоятельно добиваться новые знания и им нравится выполнять дополнительную творческую задачу, которую предлагает преподаватель. Учащиеся успешно справляются с поставленной учебной деятельностью. У них ярко выраженный преобладающий познавательный мотив и высокая учебная активность.
У 35% (6 чел.) учащихся средний уровень школьной мотивации. Детям нравится посещение школы, но больше всего они любят общаться с одноклассниками и учителем. Дети в школе хорошо себя чувствуют, но социальный мотив чаще всего преобладает. Дети тщательно выполняют задания учителя, однако не проявляют своего рода способности к самостоятельному получению новых знаний, предпочитая получать их готовыми. У таких детей в меньшей степени сформирован познавательный мотив.
18% (3 чел.) продемонстрировали низкий уровень школьной мотивации. В данном классе таких детей трое:
Максим А. – во время урока часто сам отвлекается и отвлекает других, может выкрикивать с места, не проявляет интерес к учебным предметам, при взаимодействии с одноклассниками склонен к агрессивным реакциям, проявляет признаки низкого самоконтроля;
Мария Т. – девочка рано пошла в школу, в классе является самой младшей среди сверсников. У Марии преобладает игровой мотив, на уроках часто занимается посторонними делами, предложенные учителем задания выполняет неохотно;
Виктор К. – замкнутый и скрытый мальчик, интерес к уроку и одному виду деятельности не проявляет, занимается посторонними вещами, чаще играми. Замечания учителя игнорирует, во время перемены проводит время один. Все ребята считают школу враждебной средой, если им предложить остаться дома, они бы с удовольствием согласились с этим. Все дети недостаточно развиты в мотивационной сфере, когда выбирают самый интересный предмет, ставят незначительные предметы на первое место. Все эти ребята очень разные и требуют индивидуального подхода учителя. требовательны к индивидуальному подходу педагога.
По данным результатам проведенной диагностики на начальном этапе опытно-экспериментальной работы можно сделать следующий вывод:
- в изучаемом классе у учащихся преобладают внешние мотивы;
- уровень учебной мотивации соответствует возрастным нормам, но есть дети, у которых недостаточно сформирована учебная мотивация, что приводит к неудовлетворительным результатам в учебном процессе;
- учебная мотивация младших школьников неустойчива и дети не способны в ходе работы долго сохранять познавательный интерес;
- в классе у большей части обучающихся доминирующим является социальный мотив;
- полученные данные позволили выявить детей, с которыми необходима индивидуальная работа.
В следующем параграфе приводятся рекомендации учителям по развитию учебной мотивации в процессе обучения.
Становление личности младшего школьника происходит в первую очередь на уроке. Таким образом, задача учителя повысить интерес к учению на всех этапах урока через индивидуальную, самостоятельную и групповую работу, так же дифференцированный подход, игровые элементы, создавая ситуации успеха. Занятия необходимо проводить в доступной для обучающихся форме учитывая возрастные особенности. Сами уроки оформлять интересно, красочно с элементами занимательности, в соответствии с учебной программой. Во время проведения уроков учителю нужно учитывать интересы и стремления всех детей в классе.
Мотивация основывается на мотивах, а точнее оказывает влияние на весь характер учебной деятельности. Для детей в обучении самым мощным стимулом будет осознание «Получилось!», «Я смог!». Если такой стимул у учащегося будет отсутствовать, значит и нет смысла в учебе. Для того чтобы ребенок не потерял из-за этого интерес к обучению, необходимо научить его разбираться, где он ошибся или почему у него не получилось, а для этого начинать нужно с малого. Для этого одну большую задачу, нужно разбить на несколько подзадач таким образом, чтобы ученик самостоятельно мог их выполнить. Внутренняя мотивация школьника будет расти, если они смогли достичь мастерства в каком-либо виде деятельности.
Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации, следовательно, повышается и самооценка младшего школьника. Так же важно отмечать успехи и достижения учащихся, это поможет в дальнейшем процессе обучения. Следует помнить, что не следует наказывать ученика за неудачу, ведь для него неудача сама по себе является наказанием. Страх неудачи и напряжение из-за этого страха затруднят процесс обучения, и как следствие снизят мотивацию учащихся. Повысить уровень мотивации поможет гармоничный микроклимат в классе, ведь в позитивной и спокойной обстановке учиться легко и интересно, для этого учителю рекомендуется в процессе общения с учащимися сформировать группы по пять человек для совместной работы в хотя процесса обучения.
Совместная работа позволяет раскрыться в процессе деятельности каждому ученику, это в свою очередь облегчает получение обратной связи. Тогда в конце занятия ставится оценка тем, которые более активно работал. Для менее активных учащихся предлагается домашнее задание, таким образом формируется мотивация для активной работы в классе. Однако не нужно забывать об уважительном отношении личности каждого ребенка, следует учитывать и индивидуальные особенности каждого.
В практике начальной школы ясно проявляется необходимость конкретных работ по мотивации в процессе обучения.
Данные диагностик позволяют формулировать задачи образовательной работы по развитию учебной мотивации младших школьников:
1. Создание условий, обеспечивающих устойчивую положительную мотивацию учебной деятельности младших школьников;
2. Формирование устойчивых познавательных и социальных мотивов учения;
3. Повышение познавательного интереса у школьников к учению. Одним из способов повышения мотивации в учебе является использование педагогических средств.
Рассмотрим применение педагогических средств на практике:
1. Чтобы сохранить устойчивую положительную мотивацию учения, использовались педагогические средства ученых Е.П. Ильина, А.К. Макаровой, М.В. Матюхина [20]:
- содержание учебной программы;
- организация учебной деятельности;
- правильная оценка работы обучающихся.
Содержание образовательного материала должен быть доступным, соответствовать имеющимся у обучающихся знаниям и основываться на их жизненном опыте, а также достаточно сложным, который требует от обучающихся непрерывной умственной работы. Исходя из этого УМК должны содержать в себе задания, соответствующие данным требованиям. Рассмотрим содержимое учебной программы по примеру УМК «Школа России».
Анализируя учебники этого УМК, мы смогли выделить следующие задачи, поддерживающие мотивацию учебного процесса у учащихся младшего школьного возраста.
1. Задания с интересным материалом, туда входят кроссворды, ребусы, опытов, головоломок. В учебнике математики и окружающей среды представлено большое количество таких задач. Больше уроков окружающей среды сопровождаются опытами и экспериментами.
2. Задания, предполагающие анализ жизненной ситуации. Например, в учебнике окружающего мира предложено задание: Давай обсудим вместе! Вот, что на один мальчик съел на обед: сладкую кашу, какао со сладкой булочкой, кусочек торта и шоколадку. Правильный у мальчика был обед? Почему? Какие блюда предложите вы? Наличие таких заданий способствует поддержанию учебной мотивации, так как опираются на жизненный опыт обучающихся
3. Задания, создающие на уроках ситуацию спора и дискуссии.
4. Задания, выполнение которых необходимо в парах или микрогруппах. Такие задания, всегда повышают познавательный интерес, а, следовательно, поддерживают учебную мотивацию.
Важную роль в поддержании мотивации учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста играет и правильное оценивание их работы. Оценка является важным мотивирующим средством в деятельности учащихся, но когда в школе учителя постоянно используют отметку как мотивирующее средство, то это приводит к тому, что получение хороших отметок становиться целью учащихся. Чтобы поддерживать учебную мотивацию, важно качественно проанализировать работу учащихся, подчеркивать все положительные и негативные моменты. Очень важно, чтобы младший школьник воспринимал оценку как показатель уровня знаний и умений. Необходимо просто указать на ошибки, которые совершил учащийся. Для того чтобы ребенок самостоятельно правильно оценил свою работу, существуют разные техники рефлексии. Анализируя содержание ФГОС начального образования, понятно, что организация учебной деятельности состоит из трех основных этапов: мотивационный, операционно-познавательный и рефлексивный.
3) В качестве средства для повышения познавательного интереса у учащихся в процессе обучения положительно себя зарекомендовала технология проблемного обучения. Эта технология развивает у детей творческие способности, мышление, внимание, таким образом влияет на успешное освоение знаний учениками. Подробнее об этой технологии и о том, как ее использовать рассказано в Приложении 4.
Данная технология является универсальной и подходит для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.
Проблемой мотивации младших школьников занимались Р, С. Немов, И. П. Подласный, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и многие другие. В отечественной и зарубежной психологии и педагогики мотивация, по общепризнанному мнению, является одной из фундаментальных проблем. В нашей работе, мы опирались на определение «мотивации» данное Л. И. Божовича: мотивация – это процесс, который объединяет личные и ситуационные параметры на пути к регулированию деятельности, направленной на трансформацию предметной ситуации, на реализацию конкретного предметного отношения индивидуума к окружающей ситуации. В процессе исследования было выявлено, что существуют разнообразные мотивы, которые влияют на то чтобы учебная деятельность обучающихся была наиболее эффективной. Мотивы внутренние они же познавательные направлены на процесс познания, обучения. Мотивы внешние так же являются социальными, направлены на определение места ребенка в процессе общения со сверстниками.
Исходя из проделанной в первой главе исследования работы нами были выделены критерии для оценки уровня сформированности учебной мотивации младших школьников. В процессе экспериментальной работы исследования нами был проведен ряд диагностик, направленных на выявление уровня учебной мотивации в соответствии с чем нами был использован комплекс диагностирующих методик (методика Н.Г. Луксановой, методика А.А. Горчинской, методика «Направленность на отметку»). Одним из главных компонентов удачного учебного процесса является правильная педагогическая диагностика, которая будет направлена на определение результатов поставленных целей. Только в процессе активной учебной деятельности представляется возможным формирование учебной мотивации, для этого необходимо знать, как правильно организовать эту самую деятельность. Для формирования учебной мотивации следует учитывать ряд различных внешних факторов и учитывать в процессе своей работы. Следует применять следующие педагогические средства: содержание учебной программы, организация учебной деятельности, проведение коллективной формы работы, правильная оценка работы обучающихся.
В процессе обработки и интерпретации данных диагностик мы выявили следующее:
– у детей преобладает внешняя мотивация;
– уровень учебной мотивации соответствует норме, но имеются дети, у которых недостаточно сформирована учебная мотивация, что влечет за собой неудовлетворительные результаты в учебной деятельности;
– учебная мотивация младших школьников неустойчива, дети неспособны в течении длительного времени сохранять познавательный интерес;
– у большей части класса доминирующим является социальный мотив;
– полученные данные позволили выявить детей, с которыми необходима индивидуальная работа.
Данные полученные нами позволяют констатировать, что необходимо проводить работы по формированию учебной положительной учебной мотивации младших школьников. Исходя из этого, нами были предложены рекомендации для учителей начальных классов по формированию учебной мотивации младших школьников. Подводя итоги нашего исследования можно сказать следующее, учебная мотивация в процессе обучения занимает одно из важных мест и без сомнений влияет на то насколько успешной будет учебная деятельность младших школьников. Следовательно, задачей учителя является создание условий для того чтобы каждый ребенок был активным в процессе учебной деятельности.
1. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 381 c.
2. Бороздина, Г. В. Основы педагогики и психологии : учебник для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 477 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6288-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512169 (дата обращения: 12.05.2023). – 420 – 477 c.
3. М. Е. Вайндорф-Сысоева. Педагогика : учебное пособие для среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 197 c.
4. Вульфов Б. З . Педагогика [Текст] : учебное пособие для бакалавров / [Вульфов Б. З. и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2013. – 511 c.
5. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. - Киев : Вища шк. : Изд-во при Киев. гос. ун-те,, 2014.
6. Голованова Н.Ф. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. —– 479 c.
7. Гуревич П.С. Психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / П. С. Гуревич. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва 311c.
8. Донской Г.М. Педагогика: учебник. – М. : Приор, 2013. – 691 с.
9. Зимняя И.А., Малахова В. А. учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010.
10. Исаев Е.И. Педагогическая психология : учебник для вузов / Е. И. Исаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023, 310 с.
11. Князева В.В. История педагогики и образования : учебник и практикум для вузов / Е. А. Князев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023, 872 c.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогика : учебник для среднего профессионального образования / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 719 c.
13. Коржуев А.В. Общенаучные основы педагогики и педагогического поиска [Текст] : [пособие] / А. В. Коржуев, А. Р. Садыкова. - Москва : URSS, 2010– 304 c.
14. Корнилова Т.В. Методологические основы психологии : учебник для вузов / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 496 c.
15. Крившенко Л.П. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.– 364 c.
16. Луковцева А.К. Психология и педагогика : курс лекций : учебное пособие для студентов / А. К. Луковцева. - Москва : КДУ : Мир и Образование, 2013. – 192 c.
17. Мандель Б.Р. Учебное пособие / Б. Р. Мандель. - Москва : ФЛИНТА : Наука, 2014. – 288 c.
18. Медведева П.А. Исследование уровня школьной мотивации младших школьников // БМИК. – 2015. – №5.
19. Немов Р.С Общая психология в 3 т. Том III в 2 кн. Книга 1. Теории личности : учебник и практикум для вузов / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 739 c.
20. Подласый И.П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для вузов / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 777 c.
21. Сластенин В.А. учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 496 c.
22. Столяренко Л.Д. Основы психологии и педагогики : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 134 c.
23. Статья:«психологическая готовность ребенка к школьному обучению», Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.; Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993 (1996); Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М., 1988.; Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990. URL:http://www.cheldeti.ru/health/articles/psihologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkolnomu_obucheniyu.html (Дата обращения: 26.04.2023)
24. Статья: «Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Понятие, структура, сущность и виды мотивации), автор Анна Евкова, URL:http://www.wslon.ru/articles/deti/trudnosti-i-pomosh-v-uchyobe/sposoby-motivacii/ (Дата обращения: 05.05.2023)
25. Статья: «Учебная мотивация как показатель качества обучения младших», автор Робканова Евгения Евгеньевна, URL:https://infourok.ru/uchebnaya_motivaciya_kak_pokazatel_kachestva_obucheniya_mladshih_shkolnikov-157542.htm (Дата обращения: 14.04.2023)
26. Статья: «Диагностика "Лесенка уроков", авторы Е. П. Ильин, И. А. Курдюкова», URL:http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/59-diagnosis-motivational-sphere/125-diagnostic-ladder-lessons- (Дата обращения: 14.04.2023)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы методика Н.Г. Луксановой
Данная анкета может быть использована для индивидуального и группового обследования. Возможны два варианта:
1. учитель читает вслух вопросы, предлагает варианты ответов, а дети записывают те ответы, которые они выбирают;
2. анкеты в напечатанном виде раздаются всем учащимся, а учитель просит их отметить те ответы, которые им подходят.
Анкета предполагает повторный опрос, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации детей, а его повышение - позитивной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.
Анкета методики Н. Г. Луксановой.
№ |
Вопрос |
Варианты ответов |
||
1 |
Тебе нравится в школе? |
Не очень |
Нравится |
Не нравится |
2 |
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома? |
Чаще хочется остаться дома |
Бывает по-разному |
Иду с радостью |
3 |
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем, что желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался бы дома? |
Не знаю |
Остался бы дома |
Пошел бы в школу |
4 |
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-то уроки? |
Не нравится |
Бывает по-разному |
Нравится |
5 |
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? |
Хотел бы |
Не хотел бы |
Не знаю |
6 |
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? |
Хотел бы |
Не хотел бы |
Не знаю |
7 |
Ты часто рассказываешь родителям о школе? |
Часто |
Редко |
Не рассказываю |
8 |
Ты хотел бы, чтобы у тебя был не такой строгий учитель? |
Точно не знаю |
Хотел бы |
Не хотел бы |
9 |
У тебя в школе много друзей? |
Мало |
Много |
Нет друзей |
10 |
Тебе нравятся твои одноклассники? |
Нравятся |
Не очень нравятся |
Не нравятся совсем |
Интерпретация:
1 Уровень - 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные, очень переживают, когда получают низкие оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя возле доски, процесс работы, урока и т.п.
2 Уровень - 20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3 Уровень 15-19 баллов - позитивное отношение к школе, но школа привлекает таких детей вне учебной деятельности. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает. В рисунках изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. 4 Уровень - 10-14 баллов - низкая школьная мотивация. Дети неохотно посещают школу, отдают предпочтение пропускам занятий.
5 Уровень - на уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему они также изображают игровые сюжеты, но непрямо они связаны со школой.
6 Уровень - менее 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, нахождение в которой невозможно терпеть. 6-летние дети часто плачут, просятся домой. В других случаях могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, придерживаться норм и правил. Часто у подобных учеников имеются нервнопсихические нарушения. Рисунок, как правило, не отвечает предложенной школьной тематике, отображает индивидуальные пристрастия ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностика познавательной активности младших школьников А.А.Горчинской
Цель методики: выявить степень выраженности познавательной активности младших школьников.
Материал методики: бланк с вопросами.
Инструкция проведения методики: учащемуся выдается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.
Бланк методики
1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?
а) да; б) иногда; в) нет.
2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?
а) помучиться, но самому найти ответ;
б) когда как;
в) получить готовый ответ от других.
3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?
а) постоянно много;
б) иногда много, иногда ничего не читаю;
в) читаю мало.
4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?
а) всегда нахожу на них ответ;
б) иногда нахожу на них ответ;
в) не обращаю на них внимания.
5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?
а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);
б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;
в) ты не станешь об этом рассказывать.
Обработка данных методики:
Ответы
а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности;
б) — об умеренной;
в) — о слабой выраженности.
Методика «Направленность на отметку» Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова
Цель методики: выявить у учащихся наличие направленности на оценку
Материал для выполнения методики: бланк методики «Направленность на оценку».
Инструкция испытуемому: «Предлагаем вам ответить на ряд вопросов. Используя соответствующие знаки «+» или «-» в нужном окне ответа.»
Бланк методики «Направленность на оценку»
№ |
Вопросы для выполнения |
Да «+» |
Нет «-» |
1 |
Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку? |
|
|
2 |
Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников? |
|
|
3 |
Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться? |
|
|
4 |
Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки? |
|
|
5 |
Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день будет плохое настроение? |
|
|
6 |
Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит? |
|
|
7 |
Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку? |
|
|
8 |
После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят? |
|
|
9 |
Тревожит ли тебя ожидание вопроса? |
|
|
10 |
Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было? |
|
|
11 |
Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку все равно не поставят? |
|
|
12 |
После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать? |
|
|
Обработка данных методики:
Начисляется по одному баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов. Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку
Низкий уровень – 1-4 балла
Средний уровень - 4-8 баллов
Высокий уровень – 8-12 баллов
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.