Курсовая работа на тему «Формирование правовой культуры младших школьников в условиях дополнительного образования»
Оценка 5

Курсовая работа на тему «Формирование правовой культуры младших школьников в условиях дополнительного образования»

Оценка 5
docx
21.05.2023
Курсовая работа на тему «Формирование правовой культуры младших школьников в условиях дополнительного образования»
Курсовая работа 2020-2021г..docx

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «АлтГПУ»)

 

 

Институт психологии и педагогики

 

Кафедра теории и методики начального образования

 

                                                                      

 

Направление подготовки: Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль подготовки: Начальное образование и Дополнительное образование

 

 

«Формирование правовой культуры младших школьников в условиях дополнительного образования»

 

Курсовая работа

по дисциплине «Научно-исследовательская работа»

 

Выполнила студентка

4 курса группы 2747д

Павлова Анастасия Андреевна

_______________________

(подпись)

Научный руководитель

кандидат филологических наук,

доцент

Богуцкая Татьяна Викторовна

___________________

(подпись)

Оценка _________________

Дата защиты _______________

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2021



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ   У   ДЕТЕЙ   МЛАДШЕГО   ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА......... 5

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста   5

                 Правовая культура: понятие, виды, функции, структура …………..15

Формы, методы и принципы воспитания правовой культуры у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования ...................................................................................................21

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ФИЛИАЛ ПОСПЕЛИХИНСКАЯ СОШ №3 КРАСНОЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» …………………………………...............................................................................30

Диагностика               уровня    правовой    культуры    у     младших школьников........................................................................................            30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................. 41

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 45


Введение

 

 

Находясь в обществе, обучающиеся должны быть знакомы с правилами поведения, нравственными ценностями, правами и обязанностями, законами и нормами государства, чтобы уметь себя правильно реализовать. Школьники должны быть психологически и практически подготовлены к проходящим в обществе переменам, к увеличивающейся социальной ответственности и самостоятельности поведения в рамках нравственных и правовых норм.

Правовая культура обеспечивает предоставления свободы и безопасности личности, гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую активность, основывает моральную атмосферу, где все люди защищены от произвола и могут беспрепятственно осуществлять свое творчество. С раннего школьного возраста важно обучать и развивать юридическое сознание, а также развивать гражданские качества и правовую культуру, потому что в будущем школьники столкнутся со многими ситуациями, когда личное сознание будет являться показателем гражданской позицией и моральной зрелостью.

Актуальность темы: нынешняя ситуация развития российского общества и продолжающееся реформирование образования, повышение роли права в жизни людей поставили ряд социально- педагогических задач по повышению уровня правовой культуры у младших школьников в общеобразовательной организации. Актуальность проблемы воспитания правовой культуры в младшем школьном возрасте не вызывает сомнений.

В общеобразовательной организации, младший школьник вступает в новый развивающийся мир, с его правилами и нормами поведения. В школе ребенок получает знания и навыки, необходимые для социализации в обществе, учатся соотносить свои желания и способности с возможностями и потребностями других детей, осознают свою ответственность перед другими.


Основополагающие подходы к воспитанию правовых знаний, а также вопросы правового воспитания освещены в работах педагогов и ученых: В.Н. Баранова, Л.С. Выготского, Г.П. Давыдова, Б.М. Емельянова, С.А. Жинкина, А.В. Малько [5, с. 10].

Тема исследования: «Формирование правовой культуры младших школьников в условиях дополнительного образования».

Объект исследования: процесс воспитания правовой культуры у младших школьников.

Предмет исследования: содержание воспитания правовой культуры у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс занятий по воспитанию правовой культуры у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: вероятно, воспитание правовой культуры у детей младшего школьного возраста должно строиться на основе комплекса занятий, в котором учтены: формы (беседа, деловая игра, викторина), методы (словесные, наглядные, практические) и принципы (наглядности, научности, доступности).

Задачи исследования:


1.     Изучить психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.

2.   Раскрыть понятие «правовая культура».

3.   Изучить формы, методы и принципы воспитания правовой культуры у детей младшего школьного возраста.

4.   Проанализировать деятельность «Филиал МКОУ Поспелихинская СОШ №3 Красноярская средняя общебразовательная школа» по воспитанию правовой культуры.

5.     Провести диагностику уровня правовой культуры у младших школьников.

Методы исследования: теоретические методы – обобщение, анализ, синтез; эмпирические методы – опрос, анализ документов, беседа.

Структура работы: исследование включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.   


Глава 1. Теоретические основы воспитания правовой культуры у детей младшего школьного возраста

 

                        Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного

возраста

 

 

Период младшего школьного возраста от 6 до 11 лет характеризуется физическим и психофизиологическим развитием ребенка, обеспечивающим ему систематическое обучение в школе. Данный возраст называют латентной стадией развития ребенка. Это период освоения знаний и навыков социума, формирования познавательных способностей.

Наиболее характерная черта детей возраста от 6 до 11 лет становление ребенка как школьника. Психология младшего школьного возраста формируется под влиянием обучения. В результате у детей развивается память, усиливается логическое и смысловое мышление в речи. Завершается к концу младший школьный возраст умением самостоятельно рассуждать, делать выводы, анализировать и устанавливать закономерности.

Психология детей младшего возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание быстро и без задержек действовать, зачастую не подумав, не взвесив все обстоятельства. Возрастная психология чаще всего проявляется в капризности, упрямстве, что также выражается в своеобразном протесте против требований со стороны школы [16].

Капризность, упрямство характера младшего школьника говорят о недостатках семейного воспитания. Ребенок привык к исполнению всех его желаний, удовлетворению требований. Проявления капризности и упрямства

свидетельствуют о том, что ребенок старается привлечь внимание родителей, окружающих.

Отзывчивость, непосредственность, подражательность относятся к положительным чертам характера. Чаще всего преобладает


подражательность взрослым, сверстникам. Это позволяет перенимать не только положительный опыт, но и отрицательный. Поэтому важно подавать правильный пример.

Фундамент многих психических качество личности закладывается в период младшего школьного возраста, поэтому немаловажно развивать патриотизм, любовь к Родине, показывать, что значит быть гражданином Российской Федерации, который знает свои права и обязанности.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в характеристиках поведения, организации труда и эмоциональной среде детей этого возраста. В младшем школьном возрасте наблюдается психофизиологическая отсталость различных детей. Развитие девочек и мальчиков отличаются: девочки всегда опережают мальчиков в среднем на 1- 1,5 года [44].

Мышление у младших школьников развивается от эмоционально- образного к абстрактно-логическому. Задача начальной школы – развитие интеллекта ребенка с точки зрения понимания причинно-следственных связей. В школьном возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка развивается интенсивно.

В этот период особенно важна роль учителя. Исследования показали, что в различных организациях образовательного и воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей школьного возраста [23].

Школьное образование построено таким образом, что вербальное и логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с визуальными образцами, то в последующих классах объем этого вида занятий уменьшается.


Восприятие младших школьников характеризуется неустойчивостью и неорганизованностью, но, в то же время у них преобладает «созерцательное любопытство». Младший школьник может перепутать цифры 9 и 6, мягкие и твердые знаки, но он с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день открывает перед ним что-то новое. Низкая дифференцированность восприятия, сложности анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно учат обучающихся слушать и смотреть осознанно, развивают наблюдательность. В конце первого школьного цикла восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более аналитическим, дифференцированным, принимает организованный характер [39].

Воображение в младшем школьном возрасте основано на конкретных темах, но с возрастом слово, которое дает степень фантазии, является первым.

В конце младшего школьного возраста (и позже), есть индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или

«мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане,

«практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с живой мыслью. Большинство детей имеют относительный баланс между различными типами мышления [36].

В данном возрасте происходит формирование всех изгибов позвоночника, однако окостенение еще до конца не завершено, что делает его уязвимым к деформациям. Обязательно необходима двигательная активность, правильная посадка во время обучения.

В биологическом отношении, младшие школьники проходят второй период округления: у них замедленный рост по сравнению с предыдущим возрастом, заметно увеличивается вес, происходит интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти возникает способность выполнять тонкие движения, поэтому ребенок овладевает умением быстро


писать. Мышечная масса тела значительно увеличивается. Вся структура детского организма находится в процессе роста [31].

В возрасте начальной школы улучшается нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитические и синтетические функции коры. По словам физиологов, формирование коры головного мозга происходит в возрасте 7 лет. Сердечная мышца интенсивно формируется, нагрузки на сердце увеличиваются Вес мозга ребенка почти достигает веса мозга взрослого; его психика быстро развивается. Связь между процессами возбуждения и торможения меняется: процесс торможения становится более очевидным, но процесс возбуждения все еще преобладает. Чувственное восприятие становится более тонким. По сравнению с дошкольным возрастом, чувствительность к цвету, например, увеличивается на 45%, суставные и мышечные ощущения улучшаются на 50, а визуальные ощущения на 80% [21].

В конце младшего школьного возраста происходит формирование лица. Оно заметно обогащается выразительными мимическими действиями, дети учатся контролировать эти действия. Он может совершать синхронные и асинхронные движения мышцами, выражает экспрессивные состояния, контролирует движение бровей, глаз, щек и т. д. Также лицо приобретает коммуникативную выразительность культурного окружения, где он развивается, проявляется соответствующее культуре и среде проживания специфическое выражение лица.

Эмоциональное формирование младших школьников. У младших школьников – высокая степень эмоциональности. Она сказывается в том, что их психическая деятельность зависит от эмоций. Их деятельность как мыслительная, так и трудовая вызывает эмоционально-окрашенные отношения. Дети не умеют сдерживать свои чувства, откровенны в своих переживаниях и радостях.

Эмоциональная и добровольная сфера младших школьников характеризуется:


1.          Легкая отзывчивость к событиям и окрашиванию восприятия, воображения, умственной и физической активности эмоциями.

2.      Непосредственность и откровенность выражения своих переживаний: радость, печаль, страх, удовольствие или неудовлетворенность.

3.     Высокая эмоциональная нестабильность, частое изменение настроения, склонность к кратковременным и бурным аффектам.

4.   Эмоционально значимыми факторами для младших школьников являются не только игра и общение со сверстниками, но и школьные успехи и оценка этих успехов учителем и одноклассниками [32].

5.        Эмоции и чувства, мимика (собственные и окружающих), могут неправильно восприниматься и пониматься - это приводит к их неадекватным ответным реакциям. Другими словами, молодые школьники обычно не развивали чувства сопереживания.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит кризис семи лет. В период кризиса происходит существенное изменение всего образа жизни, психологическая перестройка, коренное изменение общественных отношений [42].

Если в дошкольном детстве ребенок не мог вести себя более или менее произвольно, чем в игре или при поддержке взрослого, то с возраста 7 лет эта способность превращается во внутреннее наследие самого ребенка и охватывает несколько областей его жизнедеятельности.

При этом происходят значительные изменения в эмоциональной и мотивационной сфере. Впервые начинается обобщение опыта, переживание неудач. Ряд успехов или неудач приводит к развитию длительных эмоциональных комплексов неполноценности, низкой самооценке или наоборот, чувства собственной значимости, компетентности.

Формирование собственного «Я», «Я образ», самооценки. Кризис семи лет неразрывно связан с кардинальным изменением социального положения в области развития детей. Впервые он осознает свое место в


системе человеческих отношений. По словам Дружинина В. Н., 7-летний кризис - это период рождения социального «я» [11].

К 6-11 годам ребенок должен овладеть следующими навыками:

-          обводить пунктирные линии;

-          дорисовывать линии рисунков по симметрии;

-          завязывать шнурки;

-          застегивать пуговицы;

-          рисовать прямые линии;

-          уметь пользоваться ножницами;

-          владеть мячом, уметь ловить его.

В 6-7 лет ребенок ждет первых больших перемен в жизни. Переход к школьному возрасту связан с решительными изменениями в его работе, общении, отношениях с другими людьми. Основной деятельностью становится образование, меняется образ жизни, появляются новые задачи, новое взаимодействие с окружающими [51].

В возрасте шести лет ребенок в основном всегда готов к школе. Он способен сравнивать себя с другими, он осознает себя и свое поведение. К концу дошкольного периода у него формируются новые уровни социально- психологических качеств; происходит интенсивное накопление жизненного опыта. Родители, которые усиленно опекали своих детей, берегли от разбитых колен, ссадин и прочих неудач – не дают получать ребенку опыт личностного поведения [38].

В этом возрасте, мотивационная сфера отстает от интеллектуального уровня развития, сила воли не сформирована, мотивы не поняты до конца. У детей наблюдается повышенная чувствительность, умение глубоко и сильно переживать эмоции преобладают над доводами разума, школьник делает много необдуманных поступков. Переход ребенка из семьи в школу очень важен для его обучения.

Оценка в семье со стороны родителей и родственников, и фактическая

оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми,


зачастую, не совпадает или редко совпадают. Двойное давление трудно выдержать, и поэтому, ребенок получает чаще всего недооцененный уровень самооценки. Также на самооценку школьника влияют полученные оценки в школе. У отличника высокий уровень самооценки, у тех, кто отстает низкий.

В семь лет у ребенка формируется обобщенное отношение к себе самому. На самооценку оказывается влияние успешности или не успешности, в учебной деятельности сказывается неумение дифференцировать самооценку, оценка учителя воспринимается как глобальная оценка личности.

Первый класс для ребенка является трудным этапом. Происходит возрастание психо-эмоциональной нагрузки, он находится в эмоционально- стрессовой ситуации. Учебная деятельность ребенка начинает постепенно оцениваться. Изменения происходят и в психологии общении с окружающими. Авторитет взрослого постепенно теряет силу, для детей младшего школьного возраста все больше становится значимым мнение сверстников [59].

Чтобы добиться успеха в коллективе, выделиться дети совершенствуют навыки тех видов деятельности, которые ценятся среди его сверстников.

К концу четвертого класса, большинство обучающихся стремительно занижают уровень своих способностей, хотя в начале обучения школьники стремятся не отставать от сверстников. Когда мнения семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом.

Поэтому поводу высказался Ж. Ж. Руссо: «Гармония образования возможна только тогда, когда ребенок свободно делает то, что хочет, и хочет то, что хочет его воспитатель. Ребенок упрямый до тех пор, пока он не хочет освободиться от определенных характеристик своего поведения, перевоспитания почти невозможно достичь». Поэтому первые активные


проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы ребенок постепенно развивал самостоятельность [60].

Ведущий вид деятельности младшего школьника. Младший школьник начинает понимать, когда он находится в поисках новых открытий. Он постепенно учится, открывает для себя неизвестное, понимает, что ему еще многое предстоит изучить, узнать, увидеть. У будущего школьника формируется реальная предпосылка для осуществления целенаправленной учебной деятельности: овладеть речью, научиться делать простые выводы и обобщения. Если он не посещает детский сад, то у него мало опыта общения с другими детьми. Такой ребенок «ребенок в семье», недостаточно защищен. Выросший в обществе, он быстрее учится управлять своим поведением и понимать, «что такое хорошо, а что такое плохо» [15].

Начало обучения в школе приводит к изменению социального положения ребенка. У него появляются общественно значимые задачи, он становится общественным субъектом, продолжает быть наивным. Игровая деятельность постепенно сменяется учебной, меняются мотивы его поведения, логика мышления становится иной [56].

В младшем школьном возрасте цели деятельности определяются, прежде всего, взрослыми. Учителя дают задания, родители определяют – что можно, а что нельзя делать ребенку, каким правилам подчиняться. Самое распространенное задание – выполнение поручений.

Обучающиеся данного школьного возраста воспринимаю учебный процесс также через игру, так как в ней происходит развитие чувств сотрудничества и соперничества, приобретается личностный смысл. Школьник открывает для себя такие понятия как: справедливость и несправедливость, равенство, лидерство, подчинение, преданность и предательство.

Игра принимает социальную окраску, дети выдумывают секретные клубы, придумывают пароли и шифры. В этом процессе они осваивают правила, принятые в обществе взрослых.


Школа дает не только знания, умения и навыки для ребенка, но еще и новый социальный статус ученик. У ребенка появляется новый круг общения, друзья, новые связи. Происходит изменение его ценностей, образа жизни. Происходит глобальная перестройка внутреннего и внешнего мира.

Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать задачи, принятие авторитета учителя – является ведущей в период развития человека, находящегося в образовательной системе.

Воспитание личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, получением новых знаний, включения в коллективы (школьный, классный). Нахождение ребенка в коллективе помогает развивать элементы социальных чувств, навыки социального поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и т. д.).

Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств человека. Этому способствует хорошо известная гибкость и сила школьников, их уверенность, склонность к подражанию, а главное - огромная власть, которую использует педагог. Роль начальной школы в процессе социализации личности, формирования нравственного поведения является важнейшей составляющей.

Словарный запас у детей этого возраста увеличивается до 7000 слов. Он способен излагать свои мысли в устной и письменной форме, согласно уровню своего словарного запаса. Качество контекстной речи показывает уровень его развития.

Внешнее поведение ребенка серьезно влияет на его внутренний мир, поэтому ребенок младшего школьного возраста требует постоянного внимания. Именно в младшем школьном возрасте закладывается необходимый фундамент, необходимый для дальнейшего становления и социализации личности [53].

Таким образом, можно сделать вывод, что период младшего школьного возраста это период от 6 до 11 лет.


Младший школьный возраст является наиболее важным этапом в становлении личности ребенка. Игровая деятельность сменяется учебной, наивность сменяется непосредственностью. Благодаря изменениям на уровне психологии и физиологии, происходит изменение в мотивах поведения, логике мышления. Школьник получает новые требования к себе, обязанности, новую социальную роль.

 

Правовая культура: понятие, виды, функции, структура

 

 

Правовая культура это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом [39].

Правовая культура выражает этику взаимоотношений объектов общественной жизни. Это особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику, выступающая предметом изучения юридической науки.

Правовая культура элемент правовой системы общества, необходимый для нормального функционирования государства. Она отражает не только деятельность человека в правовой сфере, но и за ее пределами, связана с применением правовых знаний. Правовые знания необходимы для изучения не только правовых дисциплин, они необходимы практически во всех областях, где применяются юридические нормы, действуют законы.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы. Правовая культура формируется постепенно. Под непосредственным воздействием гражданско-правовой культуры общества формируется гражданско-правовая культура личности. Она включает в себя гражданскую и правовую культуру, комплекс норм гражданско-правовых отношений, духовно-нравственные ценности, систему знаний и их реализацию в повседневной жизни. Поэтому, чем раньше


школьники начнут изучать вопросы, связанные с правом, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь [9, c. 34].

Мы под правовой культурой будем понимать деятельность человека в правовой сфере, умение применять правовые знания теоретически и практически во всех областях, где применяются юридические нормы и действуют законы.

Виды (уровни) правовой культуры:

-         правовая культура общества это уровень и степень правового образования, правовое воспитание общества в целом, грамотное и профессиональное построение правовых норм, их социальная эффективность;

-         правовая культура личности это уровень и степень юридического образования, правовое воспитание личности, умение использовать нормативно-правовой материал, индивидуальное поведение человека (правомерное поведение) в соответствии с требованиями закона;

-         правовая культура группы совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, которые реализуются в деятельности любого человека, исполнение требований права, социально-активная позиция личности [16].

Высокий уровень правовой культуры является важной частью законности. Уровень правовой культуры определяет уровень социальной активности граждан, их непосредственное участие в управлении государственной и общественной деятельностью. Чем выше уровень правовой культуры, тем лучше и эффективнее законотворческая и правоохранительная деятельность, тем лучше институциональная структура государства, его органов.

Наиболее характерные показатели правовой культуры общества:

-       достигнутый уровень правового сознания;

-       развитая система законодательства;

-       развитая правовая система;


-       эффективное и независимое правосудие;

-       широкий спектр прав и свобод граждан, и их гарантии;

-       состояние законности и правопорядка;

-       длительные правовые традиции;

-       правовая грамотность большинства населения;

-       четкая деятельность правоохранительных органов.

Наиболее характерные показатели правовой культуры личности:

-       более высокий (приемлемый) уровень правового сознания;

-          знание действующего законодательства;

-          соблюдение, исполнение или использование законов;

-       убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов, внутреннем согласовании с ними;

-       правовая активность, целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений правильное понимание своих прав и обязанностей, свобод и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими лицами, гражданами [48].

Суть правовой культуры выражается в формуле: знать уважать соблюдать.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, выделены основные направления работы по воспитанию правовой культуры, сформированы задачи  воспитания несовершеннолетних:

-         формирование у младших школьников гражданской ответственности;

-         воспитание     правовой    культуры,    самостоятельности,    духовности, способности к успешной социализации в обществе;

-         формирование способности к адаптации на рынке труда;

-         развитие правосознания. Аспекты правовой культуры:


1)       Категория оценки. Применяется к личности гражданина. Правовая культура в данном аспекте понимается как знание права, осознанное исполнение его предписаний.

2)       Содержательный анализ правовой культуры – система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действующего законодательства и отражения прав людей в их сознании и поведении.

Правовая культура:

1)       Право представляет собой социальную ценность, так как правовая культура в правовом регулировании является высшей формой осознания потребностей и интересов общества.

2)       С ее помощью производится ценностная оценка правовых институтов, процессов, форм деятельности общества. Происходит характеристика правовых ценностей общества, прогрессивных достижений в сфере права.

3)       У каждой страны – свой уровень правовой культуры. Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни страны.

К функциям правовой культуры относятся:

1)       Познавательная. Связана с деятельностью общества и государства в сфере правовой пропаганды, уяснения смысла и содержания норм права;

2)       Праворегулятивная. Направлена на сферу обеспечения эффективного взаимодействия общества и его элементов.

3)       Ценностно-нормативная. Реализуется в жизни людей, которые имеют определенную ценность, отражается в сознании и поступках граждан.

4)       Коммуникативная. Происходит в процессе взаимодействия и общения в юридической сфере.

5)                Преобразовательная. Теоретическое и организаторское формирование государства и общества.

Структура правовой культуры включает в себя:

-         отношения к праву;

-         навыки правового поведения;

-         знания о праве.


Ценность правовой культуры заключается в совершенствовании нормативно-правовых актов, повышении их качества, согласованности, и, в целом, повышение техники их подготовки. Основные проявления ценности права:

-              Социальная ценность правовой культуры заключается в том, что оно воплощает волю участников общественных отношений, способствует развитию отношений отдельных индивидов и общества в целом.

-              Ценность права определяет и выражает границы и меры свободы.

-              Придает организованность действиям людей, является мощным государственным управлением.

-              Является критерием справедливого распределения благ, утверждает равенство всех людей перед законом, приобретает личностный глубокий смысл.

Понятие «правовая культура» само по себе является ценностью общества, так как в Российской Федерации можно с ее помощью преодолеть правовой нигилизм, что приведет к формированию полноценного гражданского общества, являющегося предпосылкой становления правового государства.

Основные задачи реализации содержания правовой культуры:

1.       Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

2.       Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

3.       Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Критерии оценки воспитания правовой культуры:

-         Интеллектуальный – склонность к суждениям, стремление к знаниям в области права;


-         Поведенческий – вежливость, ответственность, умение себя дисциплинировать;

-         Эмоционально–оценочный   оценка и анализ собственного поведения.

Воспитание правовой культуры у младших школьников в образовательной организации разного типа происходит в процессе правового воспитания. Правовое воспитание реализуется через правовое обучение.

Цель правового обучения формирование теоретической основы правового                          сознания,         обеспечение          необходимого         уровня систематизированных знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правого мышления.

Цель правового воспитания воспитание правовой культуры гражданина у обучающихся, которая состоит из осознанного отношения к своим правам, обязанностям, закрепленных в Конституции источнике государственного права; из уважения к своей стране, законам страны и гражданам.

Уровень правовой грамотности младших школьников определяется степенью владения действиями и умениями, полученные в образовательном учреждении. Система определения уровня и оценки создается и отслеживается школой самостоятельно на основе используемых образовательных программ.

Таким образом, под правовой культурой будем понимать деятельность человека в правовой сфере, умение применять правовые знания теоретически и практически во всех областях, где применяются юридические нормы и действуют законы.

 

                         

                         

                         

                         

                         

                        Формы, методы, и принципы воспитания правовой культуры у детей младшего школьного возраста

 

 

Целенаправленная система мер, которая формирует установки гражданственности, соблюдения норм права, современных цивилизованных способов решения конфликтных ситуаций, споров, профилактике правонарушений – называется воспитанием правовой культуры.

Необходимым условием для реализации воспитательного процесса является: хорошая ориентация обучающихся в вопросах законности правопорядка, правомерного поведения, знаний о правонарушениях и ответственности за совершенные действия. Важно, чтобы дети знали истинные понятия доброты, порядочности, уделить внимание вопросам морали и его облика, кодекса чести, знанию личных прав и свобод, согласно Конституции Российской Федерации.

Правовая культура личности относится к явлению духовного порядка, которое ориентируется обществом и государством на воспитание и развитие высокого уровня правосознания, ценностно-нормативного комплекса правового поведения и деятельности в рамках современных реалий.

Правовое воспитание – это целенаправленное воздействие на сознание младших школьников для воспитания высокого уровня правовой культуры. К основным формам правового воспитания относят, прежде всего, правовое обучение, а также правовое просвещение и правовую пропаганду.

Правовая культура не имеет совпадений с различными формами культуры, такими как: политическая, экономическая, эстетическая и др., она занимает особое место в социокультурном пространстве, занимает своеобразное сочетание материальных, идейных и духовных компонентов.


Правовая культура является способом выражения внутреннего содержания человека в условиях внешних факторов в духовном ее проявлении. Феномен включает в себя социально полезные качества, которые находят проявление в обычной жизни каждого человека, его социальной деятельности, основанных на знаниях законодательства, соблюдении законов и правильном их понимании, применении [26].

Многообразие форм и содержание учебно-воспитательного процесса позволяет заинтересовать обучающихся и вовлечь их в систему дополнительного образования. Разнообразие помогает увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание, волю, эмоции, интеллект.

Для повышения уровня правовой культуры общества и личности необходимо использовать целенаправленную деятельность образовательной системы, объектом которой будет являться воспитанник, субъектом педагог, содержанием образования будет являться передача юридического опыта общества, форм и методов правового воспитания обучающемуся.

Цель и смысл правового воспитания заключается в поднятии индивидуального и группового правосознания до уровня правосознания общества. Правовое воспитание предполагает усвоение норм права, которое обучающийся получает в процессе обучения с помощью соответствующих форм, методов и принципов.

К формам воспитания правовой культуры у младших школьников в учреждении дополнительного образования относятся:

        устные виды (беседа, лекция, встречи, конференции и пр.)

        печатные (конспекты, книги, бумажная литература, законы и пр.)

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется воспитание правовой культуры. Методы воспитания правовой культуры у младших школьников в учреждении дополнительного образования:

        Практические (викторина, игра).

        Наглядные (рисунки, фильмы, картины).

        Словесные (беседа, рассказ, чтение, пересказ).


Методы воспитания правовой культуры у младших школьников в учреждении дополнительного образования включают в себя: убеждение, поощрение, принуждение.

Методы необходимы для разработки убеждений, взглядов, стремлений. Существует ряд методов, целью которых является воспитание правовой культуры. Для лучшего результата необходимо использовать методы комплексно. У значительной части школьников отсутствует мотивация к соблюдению законов страны. Правовая культура личности испытывает противоречивые друг другу воздействия [27].

Рассмотрим игровой метод, который также может применяться в воспитании правовой культуры у младших школьников в учреждении дополнительного образования.

К игровым методам относятся: 1) деловые игры; 2)    имитационные игры;            3)   дидактические   игры;   4)   организационно-деятельностные;   5) творческие игры; 6) ролевая игра.

Деловая игра - освоение участниками некоторой имитационной, смоделированной реальной ситуации, где каждый участник решает свою отдельную задачу в соответствии с полученной ролью.

Имитационная игра моделирование реальных социальных механизмов и процессов.

Дидактические игры одни из видов учебных занятий, в которых реализуется принцип игрового, активного обучения, отличающаяся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания обучающихся.

Компоненты дидактической игры: дидактическая цель; игровое правило; игровое действие.

Игровое действие представляет собой содержание игры. Игровое правило включает в себя условие игры. Правила направляют игровой процесс, формируются словами: «если… то…».


Дидактическая цель выражается в цели игры. Лучшее время для организации дидактических игр – в конце изучения темы, когда необходимо проверить усвоенный материал.

Организационно-деятельностные целью данной игры является создание образовательного пространства, понимания под образованием выхода за пределы своих представлений и умений.

Ролевая игра самостоятельная, индивидуальная деятельность, осуществляемая обучающимся, даже, если он находится в коллективе. Для такого вида игры необходим «толчок», завязка, сюжет. Чем меньше используется игровых средств тем меньше проявляется детская фантазия.

В начале игры происходит создание воображаемой ситуации, ставится задача перед воображением. На занятиях по правовым дисциплинам можно использовать темы ролевых игр, например: «Судебное заседание», где дети смогут попробовать себя в роли юриста, адвоката, судьи.

Главный компонент ролевой игры взаимодействие ролей. Обучающиеся должны уметь слушать партнера по игре, считаться с его мнением, изменять свое поведение в зависимости от поведения других участников.

Игры помогают младшим школьникам:

   активизации деятельности;

     развитию познавательной активности, деятельности, наблюдательности , внимания, памяти и мышления, воображения;

   воспитанию нравственности;

   поддержке интересов к изучаемому;

   снятию утомления у детей;

   запоминать и усваивать необходимый материал.

Результат игры всегда является показателем уровня достижений обучающихся в освоении знаний или в их применении. Игра – отличный способ проверки знаний младших школьников.


Действенный метод создание правового уголка, где материалы, использованные для его оформления, опираются на нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, закон «Об образовании».

К методам, которые могут применяться в воспитании правовой культуры у младших школьников в учреждении дополнительного образования: экскурсии; встречи с людьми различных профессий; дискуссии; написание сочинений, эссе по проблемам правового характера; викторины; формулирование определений понятий собственными словами и пониманием; морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом.

Основные задачи воспитания правовой культуры у младших школьников в учреждении дополнительного образования:

-       воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства с чувством национальной гордости и гражданского достоинства, любви к Родине, народу;

-       воспитание уважения к народам мира и человечеству, к представителям других народов, нациям, культуре, языку, обычаям и традициям;

-       оказание помощи в умении защищать свои интересы, своей семьи, трудового коллектива, народа, государства;

-       признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств [7].

Принципы воспитания правовой культуры у младших школьников в учреждении дополнительного образования:

-       законность;

-       демократизм формирование стратегии и стремление ее реализовать;

-       гуманизм способ не нарушать права личности, свободы и защищать достоинства, уважать;

-       взаимодействие государства, института гражданского общества, граждан в процессе реализации стратегии;

-       научность;


-       реалистичность;

-       достаточное          обеспечение           стратегии           информационными, организационными, финансовыми ресурсами;

-       связь воспитания правовой культуры с другими видами политической, нравственной культурой и т.д.

-       неразрывная связь воспитания общей культуры личности [53].

Правовое воспитание, в частности – воспитание правовой культуры, сводится не только к правовой информированности младших школьников, он связан с осознанием прав и свобод человека, положений Конституции РФ и действующих законов, оно является неотъемлемой частью правовой культуры.

Основными элементами воспитания правовой культуры являются:

1.     Пропаганда распространение идей, ценностей, связанных с правом.

2.     Обучение правовая форма, распространенный вид, но может подходить не каждому обучающемуся.

3.     Юридическая  практика  –   один   из   способов  убеждения  в   том,  что соблюдение права – это необходимость.

4.     Самовоспитание одна из эффективных форм воспитания, она опирается на добровольное и осознанное усвоение положений права личностью.

Воспитание правовой культуры у младших школьников в учреждении дополнительного образования должна быть разбита на три этапа:

1.   Работа с родителями (права ребенка нарушаются со стороны родителей).

2.   Работа с педагогическим коллективом учреждения. При должной подготовке педагогических кадров успехи по данной проблеме будут решаться лучше.

3.   Работа с обучающимися. Необходимо грамотно, целенаправленно

«погружать» ребенка в «мир права» [44].

Одним из составляющих аспектов воспитательной работы – является воспитание правовой культуры в рамках внеурочной деятельности. Данный


процесс происходит не достаточно полно, именно поэтому требуется дополнительная работа, чтобы воспитать грамотную в правовом аспекте личность [13].

Дополнительное образование. Целью деятельности – является развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности; в основе – лежат две ценности: интерес и свобода.

Важнейшая задача дополнительного образования расширение культурного пространства школы. Знакомство обучающегося происходит ценностями культуры, с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций и микросоциумом.

Соединение школьного и дополнительного образования создает предпосылки для воздействия на личность, которое обеспечивает формирование, развитие и воспитание у детей свойств и качеств, необходимых для ведения трудовой деятельности и возможности жить в динамично развивающихся социально-экономических условиях.

В современных условиях обучения, успешное осуществление воспитания нравственных качеств и идейно-правовой убежденности школьников активнее всего происходит тогда, когда уделяется внимание взаимосвязи нравственного и правового воспитания. Определяется это особенностями взаимосвязи морали и права, их единства и целостности в духовной жизни общества [19].

Характер и результаты воспитания правовой культуры в процессе обучения, степень влияния на развитие обучающихся определяются целями, содержанием, методами и организационными формами обучения, и личностью учителя.

Деятельность педагога дополнительного образования включает в себя комплекс методов, форм и средств для воспитания правовой грамотности обучающихся. Первое правило педагога доведение до сознания детей цели и порядка выполнения задания, упражнения.


Второе правило – разнообразие упражнений. Третьим правилом можно выделить систематичность проведения заданий, упражнений. Постепенное нарастание трудностей упражнений четвертое правило педагога.

Создание процесса обучения должно быть максимально комфортным, занимательным, оказание помощи в проявлении положительных эмоций, облегчение преодоления трудностей в усвоении материала.

На занятиях, если проводить их по вышеописанным правилам, обучающимся будет не скучно, они будут работать активнее, лучше воспринимать большой и сложный материал.

В качестве компонентов стратегии воспитания правовой культуры у младших школьников в учреждении дополнительного образования рассматриваются:

1.     Научный концепция воспитания правовой культуры личности.

2.     Субъектный государственные и общественные субъекты воспитания правовой культуры личности.

3.     Инструментальный средства воспитания правовой культуры.

4.     Ценностный набор ценностей, подлежащих внедрению в сознание граждан при воспитании их правовой культуры.

Таким образом, можно сделать вывод.

Формы, воспитания правовой культуры у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования: устные виды, печатные.

Методы и принципы воспитания правовой культуры у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования: практические, наглядные, словесные.

Принципы воспитания правовой культуры у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования: закономерность, демократизм, гуманизм, реалистичность, достаточное обеспечение стратегии информационными, организационными,


финансовыми     ресурсами,     взаимодействие     государства,     института гражданского общества и граждан в процессе реализации стратегии.


Глава 2. Диагностика уровня сформированности правовой

культуры  у младших школьников в Филиал Поспелихинская СОШ №3 Красноярская средняя общеобразовательная школа

 

 

Диагностика уровня сформированности правовых знаний у младших школьников проводилась с обучающими 3 класса в апреле 2021г.

Цель диагностики определение уровня сформированности правовых знаний у младших школьников.

Необходимо отметить, что диагностическая работа охватывала учебный материал, изученный по программе «Окружающий мир», и знаний полученных на классных часах, и внеклассных мероприятиях.

Проведя подробный анализ педагогической и методологической литературы, мы пришли к такому выводу, что проблема формирования правовых знаний у младших школьников в учебном процессе является актуальной. Наше исследование проходило в 3 этапа:

1.     Подбор методик исследования;

2.     Проведение исследования;

3.     Анализ и интерпретация полученных результатов.

Для реализации цели нашего исследования мы использовали, такие методики, как:

1.   анкетирование;

2.   методика незаконченный тезис;

3.   тестирование.

Анкетирование —    метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения


информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.

Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.

Различают следующие варианты анкетирования: личностное или опосредованое; индивидуальное или групповое; сплошное или выборочное.

Как и в беседе, в основе анкетирования лежит специальный вопросник - анкета. Исходя из того, что анкета - это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка ее требует особого внимания, вдумчивости.

Метод недописанный тезис позволяет определить интересы детей, их нравственные ценности и взгляды на различные проблемы.

Тестирование это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий[42].

Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.

С помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период. Мы провели тест на тему «Правила дорожного движения»


(приложение 1).

Представим результаты проведения теста на тему «правила дорожного движения» в таблице 1.

Таблица 1

Результаты теста «Правила дорожного движения»

 

Номер вопроса

Правильный ответ

Неправильный ответ

1

18

2

2

8

12

3

11

9

4

20

0

5

15

5

6

20

0

7

3

17

8

3

17

 

На основе результатов тестирования    на тему: «Правила дорожного движения можно сделать следующие выводы:

1)     17 опрошенных из 20,   не понимают опасности игр вблизи проезжей части;

2)     17 опрошенных из 20, не знают, как поступить, если при переходе через проезжую часть загорелся красный сигнал светофора.

3)      12 опрошенных из 20, не знают, в каких случаях опасно разговаривать по мобильному телефону.

4)      9 опрошенных из 20, не знают что делать, когда доходишь до середины проезжей части.

В Тесте было 8 вопросов, в каждом вопросе один правильный вариант ответа, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за не правильный 0 баллов.

Определение результатов: Очень высокий уровень 8 баллов;


Высокий уровень 7 баллов; Средний уровень – 6-5 баллов; Низкий уровень – 5-4 баллов; Очень низкий уровень 3-0 баллов.

В результате очень высоким уровнем знаний по теме «правила дорожного движения» владеют – 1 учащийся; высокий уровень у 4 учащихся;

Средний уровень у 6 учащихся; низкий уровень у 7 учащихся; очень низкий уровень у 2 учащихся.

В    результате   решенного   теста,   учащиеся   набрали   102   балла   из максимальных 160, что является низким уровнем правовых знаний.

Высокий уровень 160-130; Средний уровень – 129-110; Низкий уровень 109-0.

С помощью разработанной нами анкеты, на тему «права и свободы», которая представлена в приложении 2, мы получили следующие результаты (таблица 2).

Таблица 2

Результаты, полученные при использовании анкетына тему «Мои права и свободы»

Правильные ответы

Неправильные ответы

1

0

20

2

7

13

3

7

13

4

2

18

5

8

12

6

8

12

7

8

12

8

10

10


Диагностика,  методом   анкетирования  выявила  большие  пробелы  в знаниях своих прав и свобод у учащихся 3 «А» класса.

1)       20 из 20 опрошенных, не знакомы с правом на индивидуальность;

2)     13 из 20 опрошенных, не знакомы с правом на бесплатную медицину;

3)     Так же 13 из 20 опрошенных, не знакомы с правом на свободу действий;

4)     18 из 20 опрошенных, не знают о праве на неприкосновенность;

5)     12 из 20 опрошенных, не знают о праве на жизнь;

6)     10 из 20 опрошенных, не знают о праве на образование;

7)     7 из 20 опрошенных не знают о праве свобода слова.

8)     8 из 20 опрошенных не знают о праве на работу и отдых. Результаты анкеты мы ранжировали по 3 уровням:

Высокий уровень; Средний уровень; Низкий уровень.

В анкете 8 вопросов, каждый вопрос подразумевает четкий правильный ответ. За правильный ответ учащийся получает 1 балл, за не правильный получает 0 баллов. Баллы суммируются и ранжируются по шкале, указанной выше.

Таким образом, только у 1 ученика выявлен высокий уровень знаний на тему «Мои права и свободы»; 4 ученика владеют средним уровнем; 15 учеников владеют низким уровнем. Учащиеся набрали 89 баллов из максимальных 160 баллов, что соответствует низкому уровню правовых знаний.

Высокий уровень 160-130 баллов; Средний уровень – 129-110 баллов; Низкий уровень - 109-0 баллов.

На знание таких понятий как, государство, страна, государственные символы, была проведена диагностика по методу незаконченного тезиса (приложение 3).

В таблице 3. приведены результаты проведенной диагностики.


Таблица 3.

Результаты полученные при проведения диагностики по методу незаконченного тезиса "Моя страна"

Итого в среднем по классу.

Номера вопросов по тезису

1

2

3

4

5

6

Положительные ответы

20

18

8

8

5

6

Отрицательные ответы

-

2

12

12

15

14

 

Анализируя ответы детей, по методу незаконченный тезис «Отношение к Родине» (данные таблицы 2), можно констатировать, что

1)     100% детей правильно понимают, что такое Родина;

2)     18 из 20 опрошенных знают,   в каком субъекте Российской Федерации они живут;

3)       8 из 20 опрошенных знают, государственную символику;

4)     6 из 20 опрошенных знают, что флаг нашей страны еще называют триколором.

5)     5 из 20 опрошенных знают, кто нарисован на гербе нашей страны.

Наибольшее затруднение у школьников    вызвал тезис, про герб нашей страны. В целом ребята справились не плохо.

В результате проведенного исследования учащиеся из максимальных 120 баллов, набрали 71, что является средним уровнем правовых знаний.

Определение уровня сформированности знаний: Высокий уровень – 120-90;

Средний уровень 89-70; Низкий уровень 69-0.


На знание правил поведения в школе, мы провели тестирование на тему

«Школьные правила» (приложение 4), результаты которого привели в таблице 4.

Таблица 4.

Результаты тестирования на тему: «Школьные правила»

 

Правильные ответы

Неправильные ответы

1

20

0

2

20

0

3

20

0

4

20

0

5

20

0

6

20

0

7

18

2

 

По результатам проведенной методики, мы видим что знания поведения в школе, ученики усвоили почти на 100 %.

В ходе диагностического исследования уровня сформированности правовых знаний в «Филиал МКОУ Поспелихинская СОШ №3 Красноярская средняя общеобразовательная школа», мы пришли к выводу, что в целом уровень правовых знаний у младших школьников, а именно у учеников 3 класса, находится на среднем уровне. Данный вывод был сделан в результате анализа проведенных методик.

Мы получили следующие результаты:

1)     По теме: «правила дорожного движения» был выявлен низкий уровень знаний (102 балла из 160);

2)     По теме: «моя страна» был выявлен низкий уровень знаний (71 баллов из 120);

3)     По теме: «мои права и свободы» был выявлен низкий уровень знаний (89 баллов из 160)


4)     По теме: «Правила школьной жизни» был выявлен высокий уровень знаний (118 баллов из 140).

С результатами проводимых методик можно ознакомиться в таблице 5.

Таблица 5

Результаты выявления уровня правовых знаний

 

Ф.И.

ПДД

Права           и свободы

Моя страна

Правила школьного поведения

Андрей В.

7б.выс.ур.

7 б.ср.ур.

4 б. ср.ур.

6.б.выс.ур.

Ксения В.

6 б. ср.ур.

7 б. ср.ур.

4 б. ср.ур.

6 б.выс.ур.

Дима Г.

5 б. низ.ур.

5 б. низ.ур.

4 б. ср.ур.

6 б.выс.ур.

Игорь Е.

6 б. ср.ур.

5 б.низ.ур.

4 б. ср.ур.

6 б.выс.ур.

Соня К.

4 б.низ.ур.

4 б.низ.ур.

3 б.ср.ур.

6 б.выс.ур.

Дарья М.

5 б.ср.ур.

4 б.низ.ур.

2 б.низ.ур.

6 б.выс.ур.

Лера М.

4 б.низ.ур.

8 б.выс.ур.

4 б.ср.ур.

6 б.выс.ур.

Глеб Н.

4 б.низ.ур.

3 б.низ.ур

3 б. ср.ур.

6б.выс.ур.

Оля Н.

4 б.низ.ур.

2 б.низ.ур.

2 б.низ.ур.

5 б.ср.ур.

Ирина О.

5 б низ.ур.

2 б.низ.ур

4б.ср.ур.

6б.выс.ур.

Вячеслав П.

6 б.ср.ур.

3 б.низ.ур.

4б.ср.ур

6б.выс.ур.

Мария П.

5 б.низ.ур.

4 б.низ.ур.

4б.ср.ур.

6б.выс.ур.

Александр Р.

3 б.низ.ур.

3 б.низ.ур.

3б.ср.ур.

6б.выс.ур.

Юлия Р.

6б.ср.ур.

5б.низ. ур.

4б.ср.ур.

6б.выс.ур.

Никита С.

7б.выс.ур.

7б.ср.ур.

4б.ср.ур.

6б.выс.ур.

Таня С.

2б.низ.ур.

3б.низ.ур.

2б.низ.ур.

5б.ср.ур.

Кира С.

3б.низ.ур.

3б.низ.ур.

3б.ср.ур.

6б.выс.ур.

Анна У.

7б.выс.ур.

7б.ср.ур.

4б.ср.ур.

6б.выс.ур.

Артем Ф.

4б.выс.ур.

4б.низ.ур.

3б.ср.ур.

6б.выс.ур.

Карина Я.

6б.выс.ур.

3б.низ.ур.

4б.ср.ур.

6б.выс.ур.

Итого:

102 из 160б

89 из 160б.

71 из 120б.

118 из 140б

Результаты диагностики уровня сформированности правовых знаний говорят о необходимости разработки и реализации комплекса занятий по дальнейшему формированию и развитию правовых знаний у младших школьников.

Заключение

 

 

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что возраст младшего школьника является наиболее важным этапом жизни ребенка.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

В начальной школе ребенок получает не только знания, умения и навыки, а намного больше. Младший школьник примеряет на себя роль ученика. Приобретает самостоятельность, учебную мотивацию и произвольность. Ведущая сфера жизни ребенка данный период – учебная. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает необходимый фундамент, для дальнейшего успешного обучения, социализации и становления себя как личности.

Фундамент многих психических качеств личности ребенка закладываются и развиваются именно в период младшего школьного возраста, поэтому важно именно в этом возрасте начинать развивать у ребят патриотизм, любовь к Родине, показывать им, что значит быть гражданином, знающим свои права и обязанности.

В контексте нашего исследования мы использовали такое понятие правовых знаний - система интегрированных знаний, включающие первоначальные знания о государстве, об экономике, о праве, об основ безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, можно сказать, что правовые знания это целая система знаний о различных сторонах права.

 

По окончании начальной школы, младший школьник должен знать и понимать:

1)     Что означает понятие «государство»;

2)     Название страны, региона и города в котором проживает ребенок;

3)     Государственную символику;

4)     Государственные праздники;

5)     Свои права и обязанности;

6)     Устав школы;

7)     Нормы поведения в обществе;

8)     Правила дорожного движения.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Но игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Мы считаем, что передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.

Именно поэтому, мы считаем что, игровые методы обучения должны занимать определенное место на данном школьном этапе.

Исследование проводилось на базе «Филиал Поспелихинская СОШ №3 Красноярская средняя общеобразовательная школа». На основе анализа таких документов, как план работы школы, отчетов деятельности школы мы пришли к выводу, что в школе проводится урочная и внеурочная работа по формированию правовых знаний у младших школьников, но не достаточная.

Наше исследование проходило в 3 этапа:

1)    Подбор методик исследования;

2)    Проведение исследования;

3)    Анализ и интерпретация полученных результатов;

Для реализации цели нашего исследования мы использовали, такие методики, как анкетирование, метод незаконченного тезиса и метод тестирования.

Целью данного комплекса является повышение уровня сформированности правовых знаний у младших школьников с применением игровых методов.

В ходе первичного диагностического исследования уровня сформированности правовых знаний в ««Филиал Поспелихинская СОШ №3 Красноярская средняя общеобразовательная школа»», мы пришли к выводу, что в целом уровень правовых знаний у младших школьников, а именно у учеников 3 класса, находится на среднем уровне. Данный вывод был сделан в результате анализа проведенных методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

1.                 Абрамова, Г. С. Возрастная психология[Текст] : учеб. для вузов для

2.                 Андреева, Г. С. Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Г. М. Андреева. М. : Аспект-Пресс, 2005.365 с.

3.                 Баранов, В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание [Текст] / В. Н. Баранов. М. : Лань. 2003. 347 с.

4.                 Бахмтова, Л. С. Методика преподавания обществознания в школе. 11 класс [Текст] : пособие для учителя / Л. С. Бахмутова. М.:ВЛАДОС, 2003. 350с.

5.                 Вербицкий, А. А. Деловая игра как модель профессиональной деятельности [Текст] / А. А. Вербицкий // Активные методы обучения и деловые игры : тез. докл. на III межведомств. шк.-семинаре / Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. – Новосибирск, 1981. – С. 34-38.

6.                 Габай, Т. В. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Т. В. Габай. М. : Академия, 2006. 240 с.

7.                   Декларация прав ребенка [Текст] : принята рез. 1386 (XIV) Генерал. Ассамблеи ООН от 20 нояб. 1959 г. // Народное образование. 1993. № 5. С. 22- 40.

8.                   Емельянов, Б. М. Теория государства и права [Текст] :курс лекций / Б. М. Емельянов, С. А. Правкин ; Моск. ин-т экономики, менеджмента и права. М. : МИЭМП, 2009. 344 с.

9.                 Жинкин, С. А. Теория государства и права.[Текст] :конспект лекций / С. А. Жинкин. Ростов н/Д : Феникс, 2009. 218 с.

10.              Земляченко, Л. В. Диагностика гражданско-правовой воспитанности младших школьников [Текст] / Л. В. Земляченко // Начальная школа плюс До и После.2014. № 6. С. 33-37.

 

11.            Кокорев, В. Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01/В.Н. Кокорев : Омск. гос. пед. ун-т.Омск, 2007. 22 с.

12.              Корниенко, Л. М. Проблемы формирования правосознания школьников [Текст] : автореф. дис канд. юрид. наук / Л. М Корниенко, М., 1974. 20 с.

13.              Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина ; Ун-т Рос. акад. образования. М. : Изд-во УРАО, 1997. 176 с.

14.            Куницина, В. Н. Межличностное общение [Текст] : учеб. для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб. : Питер, 2003. 544 с.

15.            Лазутова, М. Н. Права человека в обучении [Текст] : пед. аспект / М. Н. Лазутова. М. : [б. и.], 1993. 89 с.

16.              Леонова, Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения [Текст] : формирование нравствен. компетентности мл. школьников / Н. А. Леонова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 22-26.

17.              Лисина, М. И. Общение,   личность   и   психика   ребенка   [Текст]   / М. И. Лисина ; Моск. психол.-социал. ин-т.М.: Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. 383 с.

18.              Малько, А. В. Теория государства и права [Текст] : учеб. для вузов / А. В. Малько. М.: Юрист, 2005. 328 с.

19.              Морозова, С. А. Правовое обучение: деятельностный подход [Текст] / С. А. Морозова // Преподавание истории в школе.1996.№ 4. С. 75-76.

20.              Никитин,   А.   Ф.   Воспитание   школьников   в   духе   прав   человека [Текст] / А. Ф. Никитин // Педагогика. 1992. 1/2. С. 6-10.

21.              Никитин, А. Ф. Формирование правовой культуры у школьников [Текст]

/ А. Ф. Никитин. М. : Просвещение, 1986.143 с.

22.              Новиков, А. М. Педагогика [Текст] : слов. системы осн. понятий / А. М. Новиков. М. : ИЭТ, 2013. 268 с.

23.              Певцова, Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков [Текст] / Е. А. Певцова. М. : Новый учеб., 2003. 415 с.

24.              Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву [Текст] : учеб. для студентов вузов / Е. А. Певцова. М. : ВЛАДОС, 2003. 459 с.

25.              Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. И. Загвязинский [и др.]. М. : Академия, 2008. 352 с.

26.              Платов, В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение [Текст] : учебник / В. Я. Платов. М. : Профиздат, 1991. 191 с.

27.              Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.

28.              Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : официал. текст.URL:http://www.constitution. ru/ (дата обращения: 18.04.2017).

29.              Сироткина, Е. Я. Формирование у младших школьников представления о нравственном поведении [Текст] / Е. Я. Сироткина // Начальная школа. 2011.

8. С. 27-32.

30.              Словарь по социальной педагогике [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Моск. гос. социал. ун-т ; авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002. 368 с.

31.              Смолкин, А. М. Методы активного обучения [Текст] : метод. пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров / А. М. Смолкин. М : Высш. шк., 2005. 176 с.

32.            Смолкин, А. М. Игровые методы обучения [Текст] : метод. пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров / А. М. Смолкин. М.: Высш. шк., 2007. 176 с

33.            Стюхина, Д. А. Формирование характера в младшем школьном возрасте [Текст] / Д. А. Стюхина // Начальная школа, : прил. к газ. «Первое сент.». 2010.

23. С. 3-11.

34.              Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 17 г. Соликамска [Текст]: утв. постановлением     администрации     г.      Соликамска      Перм.      края      от 22 февр. 2016 г. Соликамск : [б. и.], 2016. 3 с.

35.              Фридман, Л. М. Психология детей и подростков [Текст] : справ. для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман.М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003.480 с.

36.            Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых   игр   [Текст]   : учеб.   пособие   для   преподавателей    сред.    спец.    учеб.    заведений    / Е. А. Хруцкий. М. : Высш. шк., 1991. 320 с.

37.            Эльконин, Д. Б. Игра [Текст] / Д. Б. Эльконин // Философский энциклопедический словарь / отв. ред. С. С. Аверинцев др.]. М., 1989. С. 202.

38.            Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин.М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тест на знание правил дорожного движения

 

Вопросы теста:

1.    Переходя  на   другую  сторону  дороги  по   подземному  пешеходному переходу, являешься ли ты пешеходом?

1.  Да. 2. Нет.

2.  В каких случаях опасно разговаривать по мобильному телефону?

1.  Переходя проезжую часть дороги по пешеходному переходу.

2.  Двигаясь на велосипеде по проезжей части дороги.

3.  В обоих случаях

3. Ты дошел до середины дороги. Как ты поступишь?

1.       Продолжишь  переходить  проезжую  часть   дороги,  не   замедляя  шага, используя свое преимущество.

2.   Замедлишь шаг и убедишься, что автомобили справа уступают тебе дорогу, затем продолжишь переходить через проезжую часть дороги.

4. Ты заканчиваешь переходить проезжую часть дороги по пешеходному переходу:

1.  Уже можно снизить внимание, до тротуара осталось два шага.

2.      Можно снизить внимание только закончив переходить проезжую часть дороги и ступив на тротуар.

3.  Нельзя снижать внимание, даже оказавшись на тротуаре двумя ногами.

5. Выходя на проезжую часть дороги из-за стоящего автомобиля:

1.  Достаточно посмотреть только налево.

2.   Следует убедиться, что дорога хорошо просматривается в обе стороны и нет приближающихся автомобилей.

6. Кто меньше всех защищен на дороге?

1. Водители. 2. Пешеходы. 3. Пассажиры.

7. Наезд на пешехода это:


1.    Дорожно-транспортное  происшествие.  2.   Несчастный  случай.3.  Ничего особенного.

8. Как ты поступишь, если при переходе через проезжую часть дороги загорелся красный сигнал светофора?

1.  Закончишь переход, увеличив скорость и повысив внимание.

2.  Вернешься назад на островок безопасности.

.


Приложение 2

Анкета «Определение уровня правовых знаний»

 

 

 

 

 

1.                 «Гадкий утёнок». Главный герой на скотном дворе. Он не похож на других. Какие у негоправа? __________________________________      

2.                 «Айболит». Каким правом обладают больные животные в Африке?

                                                                                                                     _

3.                 «Золушка». Девочка работает в доме мачехи, с утра до ночи трудится. Какие права она имеет?


4.                 «Карлик-Нос». Похищение мальчика и превращение его в карлика. Какие права были нарушены?                                                                                   

5.                 «Царь Салтан». Ребёнка вместе с матерью помещают в бочку и отправляют на верную смерть. Какое права были нарушены?                                                      

6.                 «Гуси- лебеди». Баба Яга уносит Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридевятое царство, «Дюймовочка». Похищение девочки. Какое право есть у детей?                                                                                           

7.                 «Семеро козлят», «Три поросенка».Какими правами были нарушены?


 

8.                 «Марья Искусница» .Похищение и удержание матери в дали от детей. Какое право есть у детей?                                                                        


 

Приложение 3

Незаконченный тезис « моя страна

 

 

1.   Родина

2.   Я живу в прекрасном субъекте РФ по названием…

3.   У нашей страны есть своя государственная символика, это

4.   Наш флаг состоит из.…

5.Наш флаг еще по другому называют

6.   На гербе нашей страны нарисован…

5. Если бы мне предложили переехать в другой город, то я…


Приложение 4

Тест на тему: «Правила школьной жизни»

1. Что сначала должен сделать учащийся, придя в школу?

А) сразу пройти в класс

Б)снять верхнюю одежду, переобуть уличную обувь и пройти в класс В)сразу зайти в буфет

2. Какие предметы нельзя приносить с собой в школу?

А)предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих Б)сотовый телефон, плеер

В)учебники

3. Что является сигналом к началу урока?

А)звонок Б)будильник В)часы

4. Что должен сделать учащийся после звонка на урок?

А)уйти домой

Б)начать беседовать с другими учащимися В)занять своё место, проверив готовность к уроку

5. Что должен сделать учащийся, когда учитель входит в класс?

А)встать

Б)начать разговаривать с друзьями подругами В)выйти из класса

6. Что должен сделать учащийся, чтобы задать вопрос учителю? А)перебить учителя и задать вопрос

Б)поднять руку В)дождаться конца урока

7. Что должны сделать учащиеся, когда учитель выходит из класса?

А)начать шуметь


Б)тихо сидеть.

 

 

 

 

 


 

 




 

 

 





 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство науки и высшего образования

Министерство науки и высшего образования

Оглавление

Оглавление

Введение Находясь в обществе, обучающиеся должны быть знакомы с правилами поведения, нравственными ценностями, правами и обязанностями, законами и нормами государства, чтобы уметь себя правильно реализовать

Введение Находясь в обществе, обучающиеся должны быть знакомы с правилами поведения, нравственными ценностями, правами и обязанностями, законами и нормами государства, чтобы уметь себя правильно реализовать

Основополагающие подходы к воспитанию правовых знаний, а также вопросы правового воспитания освещены в работах педагогов и ученых:

Основополагающие подходы к воспитанию правовых знаний, а также вопросы правового воспитания освещены в работах педагогов и ученых:

Изучить психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста

Изучить психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста

Глава 1. Теоретические основы воспитания правовой культуры у детей младшего школьного возраста

Глава 1. Теоретические основы воспитания правовой культуры у детей младшего школьного возраста

Это позволяет перенимать не только положительный опыт, но и отрицательный

Это позволяет перенимать не только положительный опыт, но и отрицательный

Восприятие младших школьников характеризуется неустойчивостью и неорганизованностью, но, в то же время у них преобладает «созерцательное любопытство»

Восприятие младших школьников характеризуется неустойчивостью и неорганизованностью, но, в то же время у них преобладает «созерцательное любопытство»

Мышечная масса тела значительно увеличивается

Мышечная масса тела значительно увеличивается

Легкая отзывчивость к событиям и окрашиванию восприятия, воображения, умственной и физической активности эмоциями

Легкая отзывчивость к событиям и окрашиванию восприятия, воображения, умственной и физической активности эмоциями

По словам Дружинина В.

По словам Дружинина В.

Двойное давление трудно выдержать, и поэтому, ребенок получает чаще всего недооцененный уровень самооценки

Двойное давление трудно выдержать, и поэтому, ребенок получает чаще всего недооцененный уровень самооценки

Ведущий вид деятельности младшего школьника

Ведущий вид деятельности младшего школьника

Школа дает не только знания, умения и навыки для ребенка, но еще и новый социальный статус – ученик

Школа дает не только знания, умения и навыки для ребенка, но еще и новый социальный статус – ученик

Младший школьный возраст является наиболее важным этапом в становлении личности ребенка

Младший школьный возраст является наиболее важным этапом в становлении личности ребенка

Мы под правовой культурой будем понимать деятельность человека в правовой сфере, умение применять правовые знания теоретически и практически во всех областях, где применяются юридические нормы…

Мы под правовой культурой будем понимать деятельность человека в правовой сфере, умение применять правовые знания теоретически и практически во всех областях, где применяются юридические нормы…

Наиболее характерные показатели правовой культуры личности: - более высокий (приемлемый) уровень правового сознания; - знание действующего законодательства; - соблюдение, исполнение или использование законов; - убеждение…

Наиболее характерные показатели правовой культуры личности: - более высокий (приемлемый) уровень правового сознания; - знание действующего законодательства; - соблюдение, исполнение или использование законов; - убеждение…

Категория оценки. Применяется к личности гражданина

Категория оценки. Применяется к личности гражданина

Ценность правовой культуры заключается в совершенствовании нормативно-правовых актов, повышении их качества, согласованности, и, в целом, повышение техники их подготовки

Ценность правовой культуры заключается в совершенствовании нормативно-правовых актов, повышении их качества, согласованности, и, в целом, повышение техники их подготовки

Поведенческий – вежливость, ответственность, умение себя дисциплинировать; -

Поведенческий – вежливость, ответственность, умение себя дисциплинировать; -

Формы, методы, и принципы воспитания правовой культуры у детей младшего школьного возраста

Формы, методы, и принципы воспитания правовой культуры у детей младшего школьного возраста

Правовая культура является способом выражения внутреннего содержания человека в условиях внешних факторов в духовном ее проявлении

Правовая культура является способом выражения внутреннего содержания человека в условиях внешних факторов в духовном ее проявлении

Методы воспитания правовой культуры у младших школьников в учреждении дополнительного образования включают в себя: убеждение, поощрение, принуждение

Методы воспитания правовой культуры у младших школьников в учреждении дополнительного образования включают в себя: убеждение, поощрение, принуждение

Дидактическая цель выражается в цели игры

Дидактическая цель выражается в цели игры

Действенный метод – создание правового уголка, где материалы, использованные для его оформления, опираются на нормативно-правовые акты:

Действенный метод – создание правового уголка, где материалы, использованные для его оформления, опираются на нормативно-правовые акты:

Правовое воспитание, в частности – воспитание правовой культуры, сводится не только к правовой информированности младших школьников, он связан с осознанием прав и свобод человека, положений

Правовое воспитание, в частности – воспитание правовой культуры, сводится не только к правовой информированности младших школьников, он связан с осознанием прав и свобод человека, положений

Дополнительное образование. Целью деятельности – является развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности; в основе – лежат две ценности: интерес и свобода

Дополнительное образование. Целью деятельности – является развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности; в основе – лежат две ценности: интерес и свобода

Второе правило – разнообразие упражнений

Второе правило – разнообразие упражнений

финансовыми ресурсами, взаимодействие государства, института гражданского общества и граждан в процессе реализации стратегии.

финансовыми ресурсами, взаимодействие государства, института гражданского общества и граждан в процессе реализации стратегии.

Глава 2. Диагностика уровня сформированности правовой культуры у младших школьников в

Глава 2. Диагностика уровня сформированности правовой культуры у младших школьников в

Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений

Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений

Представим результаты проведения теста на тему «правила дорожного движения» в таблице 1

Представим результаты проведения теста на тему «правила дорожного движения» в таблице 1

Высокий уровень – 7 баллов;

Высокий уровень – 7 баллов;

Диагностика, методом анкетирования выявила большие пробелы в знаниях своих прав и свобод у учащихся 3 «А» класса

Диагностика, методом анкетирования выявила большие пробелы в знаниях своих прав и свобод у учащихся 3 «А» класса

Таблица 3. Результаты полученные при проведения диагностики по методу незаконченного тезиса "Моя страна"

Таблица 3. Результаты полученные при проведения диагностики по методу незаконченного тезиса "Моя страна"

На знание правил поведения в школе, мы провели тестирование на тему «Школьные правила» (приложение 4), результаты которого привели в таблице 4

На знание правил поведения в школе, мы провели тестирование на тему «Школьные правила» (приложение 4), результаты которого привели в таблице 4

По теме: «Правила школьной жизни» был выявлен высокий уровень знаний (118 баллов из 140)

По теме: «Правила школьной жизни» был выявлен высокий уровень знаний (118 баллов из 140)

Заключение Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что возраст младшего школьника является наиболее важным этапом жизни ребенка

Заключение Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что возраст младшего школьника является наиболее важным этапом жизни ребенка

Название страны, региона и города в котором проживает ребенок; 2)

Название страны, региона и города в котором проживает ребенок; 2)

В ходе первичного диагностического исследования уровня сформированности правовых знаний в ««Филиал

В ходе первичного диагностического исследования уровня сформированности правовых знаний в ««Филиал

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Габай, Т. В. Педагогическая психология [Текст] : учеб

Габай, Т. В. Педагогическая психология [Текст] : учеб

Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] /

Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] /

Словарь по социальной педагогике [Текст] : учеб

Словарь по социальной педагогике [Текст] : учеб

Приложение 1 Тест на знание правил дорожного движения

Приложение 1 Тест на знание правил дорожного движения

Дорожно-транспортное происшествие

Дорожно-транспортное происшествие

Приложение 2 Анкета «Определение уровня правовых знаний» 1

Приложение 2 Анкета «Определение уровня правовых знаний» 1

Приложение 3 Незаконченный тезис « моя страна 1

Приложение 3 Незаконченный тезис « моя страна 1

Приложение 4 Тест на тему: «Правила школьной жизни» 1

Приложение 4 Тест на тему: «Правила школьной жизни» 1

Б)тихо сидеть.

Б)тихо сидеть.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2023