Курсовая работа
Оценка 4.6

Курсовая работа

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
23.01.2018
Курсовая работа
Курсовая работа по теме "Развивающее обучение по системе Занкова". Данная разработка включает в себя принципы системы, раскрывает суть работы. Также приведён сравнительный анализ данной системы с УМК "Школа России" на примере 3 класса. Обозначена актуальность данной системе в сфере образования на сегодняшний день.
Курсовая работа Куприяновой Е. А..docx
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ» Факультет онлайн обучения Направление подготовки: Психология и ППО_______ КУРСОВАЯ РАБОТА СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБУЧЕНИЯ ( ПО Л. В. ЗАНКОВУ) Студент Руководитель Куприянова Елена Анатольевна (Фамилия, имя, отчество ) Никишина Татьяна Викторовна (Фамилия, имя, отчество) (подпись) (подпись) 1 Москва 2018 год                                                  СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………………….. ...2 Введение…………………………………………………………………… ……..3 Глава   1.   Анализ   методической   литературы   по   проблеме   развивающего обучения        1.1.Характеристика понятия «Развивающее обучение»…………………...5        1. 2. Концепции развивающего обучения……………………………….….7 Глава. 2. Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова        2.1. Биография Л.В.Занкова………………………………………………13        2.2. Концепция развивающего обучения Л.В.Занкова……….………….15         2.3. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова………………....18         2.4. Вклад Л.В.Занкова в развитие отечественной дефектологии………26 Глава 3. Исследование динамики сформированности знаний умений и навыков и   уровня   развития   познавательных   процессов   учащихся,   обучающихся   по традиционной системе и по системе Л.В.Занкова 3.1.   Анализ   динамики   сформированности   программных   ЗУН   и   уровня развития познавательных процессов учащихся 3 классов за 1 полугодие по традиционной системе Л.В.Занкова………………………………………28 системе     и   Заключение………………………………………………………………………31 Список использованных источников…………………………………………..33 Приложение……………………………………………………………………...34 2 Введение               Образование,   как   социальное   явление,   зависит   от   требований современного общества. В последнее десятилетие эти требования меняются, так   как   мир,   переходит   в   новую   информационную   культуру,   которая предъявляет   очень   строгие   требования   к   будущему   выпускнику.   Перед российским   образованием   остро   встала   задача,   подготовить   школьника   к будущей жизни. Для этого он должен легко адаптироваться в окружающем мире, ставить перед собой жизненные цели, решать задачи, для того чтобы реализовать   свой   потенциал,   принимать   духовные   ценности   общества. Изменения в обществе, и как следствие в образовании, привели к всплеску новых   педагогических   идей   и   технологий.   Такие   идеи   были   воплощены   в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.  Актуальность выбранной темы состоит в том, что она подразумевает поиск новых видов обучения, где будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Цель   работы:  изучить   основы   развивающего   обучения   по   системе Л.В.Занкова. Объект исследования: развивающее обучение. Предмет исследования: особенности развивающего обучения. Гипотеза:  развивающее   обучение   по   системе   Л.В.Занкова   положительно может влиять на формирование знаний, умений и навыков учащихся, а также на общий уровень развития. 3 Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. 2. Изучить методическую литературу по теме «Развивающее обучение» Проанализировать методику по системе Л.В.Занкова. Проанализировать   и   сравнить   динамику   сформированности 3. программных   ЗУН   и   уровня   познавательных   процессов   у   учащихся обучающихся по разным программам. ……………………………. Анализируя методическую литературу по теме моего  исследования выяснил, что   в   издании   «Дидактика   и   жизнь»   Л.В.Занкова   решаются   вопросы, касающиеся   дидактики,   которые   необходимы   для   решения   задач   в современной школе для улучшения путей обучения и воспитания. Используя книжное издание «Избранные педагогические труды»Л.В. Занкова мы дали характеристику педагогических трудов автора по проблемам памяти, давших ценные результаты. Рассмотрев   издание»Содружество   ученого   и   учителя»   охарактеризовали вклад Л.В.Занкова в развитие отечественной дефектологии» В   исследовании   использовались   следующие   методы:   теоретический   анализ литературных   источников   по   исследуемой   проблеме,   наблюдение, статистическая обработка данных. 4 Глава 1. Анализ методической литературы по проблеме развивающего обучения. 1.1. Характеристика понятия «Развивающее обучение». В   последний   период   времени,   в   российских   школах   произошли   значимые изменения,   в   результате   которых   особое   место   отведено   развивающему обучению. В своей работе мы попробуем дать характеристику развивающего обучения и проследить его историческое развитие. Впервые   теория   развивающего   обучения   была   упомянута   в   работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского. А уже в тридцатые годы 20 века   Л.С.Выготский   выдвигает   свою   идею   обучения,   в   которойна   первое место   ставит   обязательно   развитие   ребенка.   Согласно   ей,   конечной   целью обучения  являются   не только  знания, а средства   развития  учащихся,  и на первый план было выдвинуто становление ребенка. 1 Одним из первых, попытался реализовать эти идеи Л.В.Занков, разработавший свою систему интенсивного всестороннего развития для младшего школьного возраста.        Немного в другом направлении развивающего обучения в шестидесятых годах   работали   Д.Б.Эльконин   и   В.В.Давыдов.   В   их   работах   в   основном обращалось внимание на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Вплоть   до   восьмидесятыхгодов,   вопросыразвивающего   обучения   очень активно   исследовались   в   области   дошкольного   воспитания,   начального   и 1 Выгоский Л.С. Педагогическая психология- М.,2005 с 125 5 среднего   образования,   образования   детей   с   задержками   психического развития2[ Полученные результаты показали, что в развитии ребенка важным является обучение,   выявлены   психолого­педагогические   условия   развивающего обучения. В   последние   десять   лет   проблемам   развивающего   обучения   вновь   стали уделять   больше   внимания,   им   посвящены   научные   труды,   учебники   и   В   педагогике   вопросы   интеллектуального, методические   пособия.   нравственного   и   физического   развития   детей   становятся   все   более значимыми.   По   словам   Л.С   Выготского,   «отношение   обучения   и   развития представляет самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической   психологии   не   могут   быть   не   только   решены,   но   и поставлены» По истечении нескольких десятков лет положение не изменилось и   сейчас,   так   как   большинство   педагогов   не   понимают   смысла   понятия «развивающее обучение», не знакомы с его видами и формами.3 Впервые термин «развивающее обучение» ввел в педагогическую теорию и практику   В.В.   Давыдов.   Под   данным   обучением   понимается   активно­ деятельностный   способ   обучения,   вместо   объяснительно­иллюстративного. Ребенок   должен   овладеть   теми   мыслительными   операциями,   с   помощью которых происходит усвоение знаний.4 Итак: Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка. 2Венгер Л.А. Воспитание и обучение. М, 1965. С-67 3Выготский Л.С. Детская психология. Ч.2 Вопросы детской возрастной психологии. Собр.соч. М.1984 4 Давыдов В.В.проблемы развивающего обучения, М, с-215. 6 При   этом,   школьник   —   это   субъект,   который   активно   взаимодействует   с окружающей   средой.   В   результате   взаимодействия   включаются   все   этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и   анализ   результатов   деятельности.   при   этом   школьник   из   объекта превращается в субъекта познавательной деятельности. На   основании   различных   исследований   были   сформулированы   и   принципы развивающего   образования.   Именно   опираясь   на   них   идет   разработка конкретных   методик   и   технологий.     Также   необходимо   условие   делового сотрудничества, необходимым условием деятельности является диалог. 1.2. Концепции развивающего обучения В   российской   педагогике   существует   несколько   концепций   развивающего обучения   которые   можно   разделить   на   две   группы:   концепции, ориентированные   на   психическое   развитие   и   концепции,   учитывающие личностное   развитие. характеристику.   Проанализировав   их,   попробуем   дать   им К   концепциям,   связанным   с   развитием   психических   функций   относятся концепции З.И.Калмыковой и Е.Н.Кабановой­Миллер.  Согласно концепции З.И.Калмыковой, обучение является развивающим, при этом   формируется   продуктивное   или   творческое   мышление.   В   результате основными его показателями являются:  Оригинальность мысли  Быстрота возникновения ассоциативных связей  Восприимчивость к проблеме, ее непривычное решение  Беглость мысли (количество ассоциаций, которые возникают в единицу времени) 7  Способность найти новые непривычные функции объекта или его части5 По   утверждению   З.И.Калмыковой,   развивающее   обучение   можно осуществить   только,   опираясь   на   принципы:   проблемности   обучения, индивидуализации и дифференциации, гармоничности развития различных компонентов мышления, формирование приемов умственной деятельности, специальной организации мнемической деятельности.6 Принципы, которые были предложены З.И.Калмыковой используют в своей профессиональной деятельности многие учителя, но отдельно друг от друга, что не дает реализовать концепцию в полном объеме. Концепция   Е.Н.Кабановой­Меллерсвязана   с   формированием   операций мышления, которые она называет приемами учебной работы. По ее мнению, приемы учебной работы, то система действий, которые служат для решения учебных   задач7Именно   они   играют   главную   роль   в   умственном   развитии учащихся. В проблеме развивающего обучения Е.Н.Кабанова­Меллер выделяет главные вопросы: показатели умственного развития и условия, создающие развитие. К приемам   учебной   работы   она   относит:   сравнение,   обобщение,   раскрытие причинно­следственных   связей,   наблюдение,   составление   характеристик изучаемых явлений, разделение существенных и несущественных признаков. В   качестве   важных   условий   развивающего   обучения   в   этой   концепции выступают следующие:  5КалмыковаЗ.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М, 1981 с- 241 6 Там - же 7 Кабанова­Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование.­М., 1981.­С. 7 8  Звенья   обучения   должны   работать   в   системе   обобщенности (внутрипредметные и межпредметные)    В учебном предмете необходимо выделить приемы учебной работы, сформировать их у учащихся  Знания   должны   обеспечить   взаимодействие   мышления   и   чувственной стороны умственной деятельности учащихся  Формирование   приемов   управления   учащимися   своей   учебной деятельностью.8 Хорошо   известны   концепции,   связанные   с   организацией   учебной деятельности влияющие на развитие личностных качеств учащегося. К ним относится концепция Г.А.Цукерман. Согласно данной концепции,одной из главных   задач   является   обучение   учащихся   с   навыками   учебного сотрудничества. Автор выдвигает основные задачи школы:  Необходимость обеспечить душевное здоровье и эмоциональное благополучие школьников  Научить   самостоятельно   учиться.   (это   необходимо   для саморазвития)  Развивать   интеллектуальные   способности   школьника,   а   также речь, мышление, память, внимание и воображение.  Воспитание навыков сотрудничества и общения.9 Учебный   процесс,   по   мнению   Г.А.   Цукерман,   строится   на   основе сотрудничества   учителей   с   детьми.   При   этом   все   нормы   школьных взаимоотношений носят общий характер, регулируют не только отношения "ребенок ­ взрослый", но и отношения "ребенок ­ ребенок".              В шестидесятые годы под руководством психологов В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина был создан научный коллектив, его основной задачей являлось установление роли и значения младшего школьного возраста в развитии детей. 8 Там - же 9Цукерман Г. А., Поливанова К, Н. Введение в школьную жизнь. ­ Томск 1992 9 Ими было выявлено, что в современных условиях этот возраст может решить свои   образовательные   задачи   при   условии,   если   на   его   протяжении   будут возникать   и   развиваться   следующие   психические   новообразования:   способность   к   произвольному, абстрактно­теоретическое   мышление, управлению поведением.10 Также в ходе исследований было установлено, что традиционное начальное образование   не   может   обеспечить   полноценного   развития   школьников,   что обозначает,  что   оно   направлено  на  тренировку   и  закрепление   психических функций, которые возникли и начали развиваться еще в дошкольный период.  Необходимо   организовать   обучение,   которое   способно   создавать необходимые   зоны   ближайшего   развития.   При   таком   обучении   школьники знакомятся не только с фактами, но и видят отношения между ними, ищут причинно­следственные связи, где сами отношения превращаются в объект изучения. Исходя из вышесказанного, авторы связывают свою концепцию с содержанием   учебных   предметов   и   логикой   его   развертывания   в   учебном процессе. Исходя из этого, В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин свою концепцию личностно­ развивающего   обучения   связывают   прежде   всего   с   содержанием   учебных предметов и логикой (способами) его развертывания в учебном процессе. В учебной деятельности необходимо развивать у школьников теоретическое сознание   и   мышление.   Именно   такое   мышление   реализует   познавательные возможности.11 Концепция личностно­развивающего обучения В.В.Давыдова и Б.Д.Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества. Именно этот тип развивающего 10ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения.­М.,1986 11Давыдов В. В Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 1984 с-220 10 обучения   они   противопоставляют   традиционному.   Некоторые   положения концепции подтвердились в процессе экспериментальной работы.       В концепции С.А.Смирновой, в качестве основной цели педагогического процесса   рассматривается   создание   условий   для   максимально   возможного развития   способностей   ребенка   в   сочетании   с   интенсивным   накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах12. Методика автора опирается на принципы организации учебной деятельности учащихся в школе:  Отношение   к   ребенку   как   к   субъекту   любого   вида   деятельности. Педагог   должен   полностью   признать   за   ребенком   право   на существование собственного мнения и индивидуальной линии развития. стиля (субъект­субъектного)  Формирование     личностного   взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогами.   Организация   активного   взаимодействия   учащихся   со   сверстниками   и создание ситуаций взаимообогащения.   Включение   учащихся   в   творческую   деятельность   и   развитие   на   базе учебного материала их творческих способностей.   Создание   в   классе   положительного   эмоционального   фона   обучения, атмосферы эмоционального подъема и ощущения успеха.   Построение   обучения   с   опорой   на   игровые   формы,   так   как   игра является естественной формой жизнедеятельности. По   мнению   С.А.Смирнова   вдеятельности   учителя   выделяются   три направления работы, причем эти три направления обогащают друг друга.13 Первое направление включает в себя: 12 Концепция научной философии В.А.Смирнова 13 Концепция научной философии В.А.Смирнова 11 1. Организацию взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом Цель учителя   заключается   в   том,   чтобы   создать   хорошую   атмосферу   для формирования дружеских отношений. 2.Учащиеся взаимодействуют между собой в результате групповых и парных приемов организации учебного процесса. 3.   При   взаимодействии   вычленяются   три   формы:   групповая   и   парная, общеклассная.14 Вторым направлением деятельности является использование на уроке игр и игровых форм. Третьим направлением деятельности педагога выступает включение учащихся в творческую деятельность.  При многообразии направлений не следует увлекаться каким­ нибудь одним, это не даст результатов. Успешное развитие гарантировано в том случае, если идет одновременное усвоение сразу трех направлений. Рассмотрев различные концепции развивающего обучения дают возможность сделать   вывод,   что   данные   концепции   являются   декларируемыми,   а   не реальными в отечественной практике. Переход от традиционной системы в личностно­развивающее   обучение   оказалось   затруднительным.   Однако   во многих школах нашей области все чаще можно наблюдать использование идей развивающего   обучения   Л.В.Занкова.   Его   концепцию   мы   рассмотрим   в соответствующем разделе. Вывод: произошедшие изменения в российском образовании привели к тому, что особое место стали отводить развивающему обучению. Важным считается, что в развитии ребенка является обучение. Этой теме уделяется огромное значение,   доказательством   тому   служат   исследования,   теории,   концепции 14Подымова Л.С. Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность.М.1997 12 рассмотренных   авторов.   Итак,   под   развивающим   обучением   понимается   – обучение,   содержание   и   формы   организации,   которые   основываются   на закономерностях их развития. Глава 2. Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова          2.1. Биография Л.В.Занкова Леонид   Владимирович   Занков   –   советский   ученый   в   трех областях:педагогики,   Являлся последователемЛ.С.Выготского, разработчиком теории и практики в области   психологии   и   дефектологии. 13 психологии   и   педагогики,   создателем   научной   школы   в   решении   проблем соотношения обучения и развития.15 Л.В.Занков, автор монографий, сборников, статей, учебников, методических документов, всего их насчитывается более двухсот. Эти труды известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Родился   Леонид   Владимирович   23   апреля   1901   года   в   Варшаве,   в   семье русского   офицера.   в послереволюционный  период работал сельской школе  Тульской области. В   Но   гимназию   закончил   уже   в   Москве, 1919   году   переходит   на   новую   работу   в   качестве   воспитателя,   а   затем заведующего детской сельскохозяйственной колонией Тамбовской губернии. В   последствии   Л.В.Занкова   направляют   учиться   в   Московский государственный университет, где он и встречает психолога Льва Семеновича Выготского. В дальнейшем,Занков будет работать под его руководством и участвовать   в   экспериментально­психологических   исследованиях.   После завершения обучения молодой специалист остается в аспирантуре.16 С 1925 по 1929 года активно занимается перестройкой специальных школ для того, чтобы вести обучение дефективных детей.  В 1929 году на Занкова возложена должность заместителя директора, именно в   этом   институтебыли   созданы   первые   научные   лаборатории   в   различных направлениях,   получены   факты   об   особенностях   памяти   младших школьников.В   1944   году   он   становится   директором   научно­ исследовательского   института   дефектологии,   а   в   1954   году   избирается членом корреспондентом АПН СССР, через год действительным членом. В начале пятидесятых годов Л.В.Занков начинает исследования в области общей 15 М.В.Зверева,дидактическая система академика Л.В.Занкова. 16 Там-же 14 педагогики, совместно с соратниками приступает к исследованию проблемы «Обучение и развитие», этой работе он посвятил двадцать лет17 2.2. Концепция развивающего обучения по системе Л.В. Занкова 17 М.В.Зверева Дидактическая система академика Л.В.Занкова. 15 Еще   в   20­40­е   годы   20   века   Л.В.Занков   занимался   изучением   психихи аномального   ребенка,   и   одновременно   исследовал   педагогические   условия, которые   влияют   на   особенности   развития   этих   детей,   разрабатывал   пути коррекции выявляемых особенностей средствами обучения. Уже в пятидесятые годы он приступает к новым исследованиям в области педагогики.   В   ходе   исследований   Л.В.Занков   ставит   перед   собой   и коллективом   задачу,   раскрыт   характер   объективной   закономерной   связи между   построением   обучения   и   ходом   общего   развития   школьников.   Он отталкивался от положения о ведущей роли обучения в развитии, которое было   выдвинуто   Л.С.Выготским,  которое   явилось   началом   в   исследовании психологии.     Л.В.Занков   разделял   данное   положение,   однако   считал,   что отсутствуют факты, которые были бы получены в психолого­педагогических исследованиях. По его мнению, без фактов, проблема соотношения обучения и развития решена быть не может.18 Заслуга Л. В. Занкова состоит в том, что он поставил вопрос о зависимости развития   от   обучения   на   фундамент   конкретного   исследования, предполагающего изменить построение обучения, существующее в практике, и изучить развитие детей в этих измененных условиях. В   своем   докладе   "Изучение   развития   учащихся   в   педагогических исследованиях" он говорил о том, что неизвестно в чем проявляется развитие, фактов нет, но после исследования появившиеся факты помогут раскрыть сложность развития.19 Следовательно,   выявление   соотношения   внешних   и   внутренних   причин развития   учащихся   —   характерная   особенность   исследования   проблемы обучения и развития в лаборатории Л. В. Занкова. В признании сложности 18ЧураковаР.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. Самара. 2011 19 Занков Л.В. Избранные педагогические труды, 16 причин психического развития и необходимости их раскрытия состоит его исходная теоретическая позиция. Л.В.Занков   стремится   раскрыть   подлинные   механизмы   развития   ребенка, поэтому он использует экспериментально­педагогический метод. Для этого метода характерны черты:  эксперимент,   выходящий   далеко   вперед   за   рамки   существующей практики   при   условии   построения   целостной   системы   обучения   в реальных школьных классах;  включение в педагогическое исследование в качестве его органической части психологических методов изучения учащихся  массовый   педагогический   эксперимент,   который   давал   возможность выявить   влияние   на   развитие   детей   именно   созданной   системы обучения.  изучение   отдаленных   последствий   экспериментального   начального обучения  изучение   индивидуальных   вариантов   развития   школьников   в экспериментальных классах. 20 Из   данной   характеристики   метода   исследования   видно,   что   речь   идет   о создании   педагогических   условий,   направленных   на   общее   развитие   детей. Для исследования Л. В. Занкова характерно разделение понятий усвоения и развития. Из приведенной трактовки Л.В. Занковым общего развития и способов его изучения   следует   вывод:   исследовательский   подход   к   проблеме   развития психики   ребенка,   при   котором   для   изучения   выделяются   единицы психической   деятельности,   репрезентирующие   целое   (подобно   тому,   как капля воды дает возможность познать свойства воды в целом), удовлетворяет утверждению   Л.   С.   Выготского   о   том,   что   в   психике   "существует 20ЗанковЛ.В.Избранные педагогические труды. М. Педагогика1990. С-61-66 17 динамическая   смысловая   система,   представляющая   собой   единство аффективных и интеллектуальных процессов", его стремлению продвигаться при изучении развития психики к раскрытию, к познанию функционирования этого единства, а не только интеллекта, не только сознания. Таким образом, если обычно при изучении зависимости развития от обучения, а   также   при   построении   обучения,   эффективного   для   развития   детей, используют положение Выготского о ведущей роли обучения в развитии, о необходимости опираться на зону ближайшего развития, то для Занкова не меньшее значение имело и другое фундаментальное положение Выготского —   обеспечивающие   единство о   необходимости   создавать   условия, функционирования аффективных и интеллектуальных процессов, которое и выступает как внутренний фактор, определяющий развитие.21 Именно так строилась экспериментальная система обучения, созданная под руководством Л. В. Занкова. 21 Занков Л.В избранные педагогические труды 1990 18 2.3. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова Система начального обучения Л. В. Занкова изначально ставила перед собой задачу   "высокого   общего   развития   учащихся".   Под   общим   развитием   Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов   ("ума"),   волевых   качеств,   управляющих   всей   деятельностью человека ("воли"), и нравственно­этических качеств, проявляющихся во всех видах   деятельности   ("чувств").22  Общее   развитие   представляет   собой формирование и качественные изменения таких свойств личности, которые в школьные годы являются основой для успешного достижения целей и задач образования, а после окончания школы — основой творческого труда в любой сфере   человеческой   деятельности.  "Процесс   учения   у   наших   учеников,   — писал   Л.В.   Занков,   —   менее   всего   похож   на   размеренное   и   холодное "восприятие учебного материала", — он пронизан тем трепетным чувством, которое   рождается   тогда,   когда   человек   восхищён   неисчерпаемой сокровищницей знаний". Для   решения   поставленной   задачи   нельзя   было   ограничиваться   только усовершенствованием методики учебных предметов. В 60—70 годы XX века была разработана новая целостная дидактическая система обучения, единым основанием   и   стержнем   которой   стали   принципы   построения   учебного процесса. Суть их состояла в следующем. Исходя из того, что школьные программы того времени были слабо насыщены образовательным   материалом,   а   методы   обучения   не   способствовали творческой   активности   учеников,   первым   принципом   новой   системы   стал принцип обучения на высоком уровне трудности.23 22Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.1968. с-167 23Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.1968. с-165 19 Выступая   против   многократных   повторений   изученного   материала, однообразных и монотонных упражнений, Л.В. Занков ввёл принцип изучения материала   быстрым   темпом,   который   подразумевал   постоянную   и динамичную перемену учебных задач и действий.   что   начальная   школа   должна   формировать Не   отрицая   того, орфографические, вычислительные и другие навыки, Л.В. Занков выступал против   пассивно­репродуктивных,   "натаскивающих"   методов   и   призывал формировать навыки на основе глубокого осмысления закономерностей той науки,   которая   легла   в   основу   учебного   предмета.   Так   возник   принцип ведущей роли теоретических знаний, повышающий познавательную сторону начального обучения. Понятие   сознательности   обучения,   которое   трактовалось   как   понимание содержания учебного материала, было в новой системе обучения расширено до осознанности самого процесса учения. Принцип осознания школьниками процесса   учения   сделал   объектом   пристального   внимания   связи   между отдельными   частями   учебного   материала,  закономерности   грамматических, вычислительных   и   др.   операций,   механизм   возникновения   ошибок   и   их преодоление. Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории исходили из того, что создание определённых   условий   обучения   будет   способствовать   развитию   всех учеников — от самых сильных до самых слабых. При этом развитие будет проходить   в   индивидуальном   темпе,   в   зависимости   от   склонностей   и способностей каждого ученика. Со   времени   разработки   этих   принципов   прошло   более   40   лет,   и   сегодня возникла необходимость их осмысления с позиций современной педагогики. 20 Изучение современного состояния образовательной системы Л.В. Занкова, в частности реализации принципов, показало, что трактовка некоторых из них в педагогической практике исказилась. Так, слова "быстрый темп" стали ассоциироваться в основном с сокращением времени на изучение программного материала. При этом не соблюдались те авторские   условия,   не   использовались   в   должной   мере   те   занковские "педагогические   средства",   которые,   собственно,   и   делали   обучение   более ёмким и интенсивным.24 Л.В. Занков и сотрудники его лаборатории предлагали интенсифицировать учебный   процесс   за   счёт   комплексного   изучения   дидактических   единиц, рассматривания   каждой   дидактической   единицы   в   разных   её   функциях   и аспектах,   за   счёт   постоянного   включения   в   работу   ранее   пройденного материала. Это позволяло отказаться от традиционного "пережёвывания" уже известного школьникам, многократных однообразных повторений, ведущих к умственной лени, к духовной апатии, а следовательно, тормозящих развитие детей. В противовес им и были введены в формулировку одного из принципов слова "быстрый  темп",  которые  имели  в  виду  иную  организацию   изучения материала. Похожая ситуация сложилась и с пониманием педагогами третьего принципа —   ведущей   роли   теоретических   знаний.   Его   появление   также   было обусловлено   особенностями   методик   середины  XX   века.   Начальная   школа рассматривалась, тогда как особая ступень системы школьного образования, имевшая   пропедевтический   характер,   лишь   подготавливавшая   ребёнка   к систематическому  обучению в среднем  звене.  Исходя  из  этого понимания, традиционная система формировала у детей — в основном репродуктивным путём — практические навыки работы с учебным материалом. Л.В. Занков 24Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.1968. с-167 21 критиковал чисто практический путь усвоения первых знаний, указывая на его познавательную пассивность. Он поставил вопрос об осознанном овладении детьми   навыками   на   основании   продуктивной   работы   с   теоретическими сведениями об изучаемом.25 Анализ   современного   состояния   системы   показал,   что   в   практической реализации   этого   принципа   произошёл   крен   в   сторону   слишком   раннего усвоения   теоретических   понятий   без   должного   их   осмысления   с   позиций чувственного   опыта   детей,   что   привело   к   неоправданному   увеличению интеллектуальной   нагрузки.   В   классы   занковской   системы   стали   отбирать наиболее подготовленных к школе детей, нарушая тем самым концептуальные идеи системы. Научная лаборатория обучения по системе Л.В. Занкова предлагает новые формулировки второго и третьего принципов, которые не противоречат их существу,   но   конкретизируют   и   обогащают   их   содержание   с   позиций современной педагогики. Таким   образом,   с   точки   зрения   современной   педагогики   дидактические принципы системы Л. В. Занкова звучат так:  обучение на высоком уровне трудности;  включение   изучаемых   дидактических   единиц   в   многообразие функциональных   связей  (в  прежней   редакции  —  изучение   материала быстрым темпом);  сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний);  осознание школьниками процесса учения;  развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости. Эти принципы конкретизируются следующим образом. 25НечаеваН.В., Ванцян А.Г. Система развивающего обучения Л.В.Занкова – что это такое? Самара 2011 22 Принцип   обучения   на   высоком   уровне   трудности   является   ведущим принципом   системы,   ибо   "только   такой   учебный   процесс,   который систематически даёт обильную пищу для напряжённой умственной работы, может служить быстрому и интенсивному развитию учащихся". Под   трудностью   в   системе   Л.В.   Занкова   понимается   напряжение интеллектуальных   и   духовных   сил   ученика,   интенсивность   мыслительной работы при решении учебных задач, преодоление препятствий, возникающих в процессе познания. Это напряжение достигается не за счёт привлечения более сложного   материала,   а   путём   широкого   привлечения   анализирующего наблюдения и использования проблемного метода преподавания.26 Главная   идея   этого   принципа   заключается   в   создании   атмосферы интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не   только   решать   поставленные   учебные   задачи,   но   и   видеть   и   понимать возникающие   в   процессе   учения   трудности   и   находить   способы   их преодоления.   Такой   род   деятельности   способствует   активизации   всех имеющихся у учеников знаний о предмете изучения, воспитывает и развивает наблюдательность, произвольность (сознательное управление деятельностью), самоконтроль.   Вместе   с   этим   повышается   и   общий   эмоциональный   фон процесса учения. Кому же не нравится чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха! Однако   обучение   на   высоком   уровне   трудности   должно   осуществляться   с соблюдением меры трудности "применительно к классу в целом, а также и к отдельным   школьникам,   соответственно   индивидуальному   своеобразию усвоения учебного материала". Мера трудности применительно к каждому ребёнку   определяется   учителем   на   основании   данных   педагогического 26ЗанковЛ.В. Избранные педагогические труды. М.Педагогика. 1990. 23 изучения ребёнка, которое начинается с момента его зачисления в школу и проходит в течение всего времени обучения. Современная   педагогика   понимает   индивидуальный   подход   не   только   как предъявление учебного материала на разных уровнях сложности или оказание ученикам индивидуально дозированной помощи, но ещё и как право каждого ребёнка усваивать тот объём предлагаемого ему учебного материала, который соответствует   его   возможностям.   Интенсификация   учебного   процесса,   нуждается   в   привлечении свойственная   системе   Л.В.   Занкова, дополнительного   учебного   материала.   Но   обязательному   усвоению   всеми учениками подлежит лишь тот материал, который включён в образовательный минимум, определённый стандартами образования.27 Такое   понимание   индивидуализации   обучения   отвечает   как   требованию соблюдения   меры   трудности,   так   и   принципу   развития   всех   учеников, независимо от уровня их школьной зрелости. Наиболее полно этот принцип реализуется   в   методике   преподавания.   преобладание коллективных   форм   работы   позволяет   слабоуспевающим   ученикам   Например, полноправно   включаться   в   обсуждение   решаемой   на   уроке   задачи   и участвовать в нём в меру своих возможностей. Принцип   включения   изучаемых   дидактических   единиц   в   многообразие функциональных   связей   раскрывается   следующим   образом.   Активность аналитического   осмысления   учебного   материала   младшими   школьниками быстро   снижается,   если   ученики   на   протяжении   нескольких   уроков вынуждены   анализировать   одну   и   ту   же   единицу   учебного   материала, выполнять   однотипные   мыслительные   операции   (например,   подбирать проверочные   слова   путём   изменения   формы   слова).   Известно,   что   детям 27Занков Л.В. Избранные педагогические труды М. Педагогика. 1990. С- 66 24 быстро   надоедает   выполнять   одно   и   то   же,   их   работа   становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Чтобы избежать "топтания на месте", система Л. В. Занкова рекомендует в процессе изучения той или иной единицы учебного материала исследовать её связи с другими единицами. Сравнивая содержание каждой части учебного материала   с   другими,   находя   сходства   и   различия,   определяя   степень зависимости каждой дидактической единицы от других, ученики осмысливают материал как взаимодействующую логическую систему.28 Другой аспект этого принципа заключается в повышении ёмкости учебного времени, коэффициента его полезного действия. Достигается это, во­первых, за   счёт   комплексного   изучения   материала,   во­вторых,   за   счёт   отсутствия отдельных периодов для повторения ранее изученного. Учебный   материал   компонуется   в  тематические   блоки,  куда   входят   тесно взаимодействующие и зависящие друг от друга единицы. Их одновременное изучение позволяет, с одной стороны, экономить учебное время, а с другой стороны,   даёт   возможность   изучать   каждую   единицу   в   течение   большего количества   уроков.   Например,   если   на   изучение   каждой   из   двух   единиц материала традиционным планированием отводится по 4 часа, то, соединив их в   тематический   блок,   учитель   получает   возможность   изучать   каждую   на протяжении   8   часов.   При   этом   за   счёт   наблюдения   их   связей   с   другими схожими единицами происходит повторение ранее изученного материала.29 В прежней редакции принципа всё это и было названо "быстрым темпом". Этот   подход   в   органичном   сочетании   с   обучением   на   высоком   уровне трудности   и   соблюдением   меры   трудности   делает   процесс   обучения комфортным   и   для   сильных,   и   для   слабоуспевающих   учеников,   т.   е.   он 28Занков Л.В. Избранные педагогические труды М.Педагогика 1990 с-67 29 Подласый И.П. Педагогика .М-1999, с-280 25 выходит и на реализацию принципа развития всех учеников. Помимо этого, он способствует   реализации   четвёртого   принципа   —   принципа   осознания школьниками   процесса   учения,   потому   что,   наблюдая   взаимосвязь   и взаимодействие всех единиц материала, а каждую единицу в многообразии её функций, ученики осознают и содержание учебного материала, и сам процесс добывания   знаний,   содержание   и   последовательность   мыслительных операций.30 Для   более   полного   и   эффективного   обеспечения   подобных   наблюдений   в учебные программы системы Л. В. Занкова включён ряд тематических единиц из основной школы, но не для изучения, а только для ознакомления. Выбор   добавленных   единиц   не   случаен   и   предпринят   не   для   увеличения нагрузки с целью повышения трудности учения. Они призваны расширить поле деятельности учеников, оттеняя существенные признаки материала, который традиционно   изучается   в   начальной   школе,   и   тем   самым   углубляя   его понимание детьми. Возможность видеть более широкое действие изучаемого понятия формирует у   детей   умение   анализировать   материал,   воспринимать   его   как взаимодействующую систему и способствует разнообразию учебных заданий и упражнений.   Кроме   того,   это   обеспечивает   подготовку   учеников   к последующему усвоению знаний, предупреждая их неуспешность  в учении. Сначала ученики только знакомятся с тем или иным явлением, наблюдают его во взаимодействии с главным объектом изучения. Когда наступает очередь его планомерного изучения, то, что было лишь знакомо, становится основным материалом учебной работы. В ходе этой работы ученики опять знакомятся с каким­то новым явлением, и всё снова повторяется. 30 Там-же 26 Суть   принципа   сочетания   чувственного   и   рационального   познания заключается   "в   познании   взаимозависимости   явлений,   их   внутренней существенной   связи".  Для   того   чтобы   материал   способствовал   развитию   у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно   мыслить,   необходимо,   чтобы   работа   с   ним   строилась   на понимании всех терминов и понятий. Залог понимания кроется в правильном формировании   понятий,   которое   осуществляется   сначала   на   основании интуитивно­практического опыта учеников с помощью всех имеющихся у них анализаторов   и   только   потом   переводится   в   плоскость   теоретических обобщений.31 2.4. Вклад Л.В.Занкова в развитие отечественной дефектологии. Одним из видных мест среди московских психологов принадлежит Леониду   Своими Владимировичу   Занкову,   его   научный   путь   своеобразен. исследованиями   ученый   внес   огромный   вклад   в   развитие   детской дефектологии и он был высоко оценен. Л.В.Занкову было присвоено звание доктора   педагогических   наук,   он   был   награжден   орденом   Ленина,   двумя орденами Трудового Красного знамени. Проводя   исследования,   Леонид   Владимирович   изучал   развитие   психики ребенка, движущие силы этого развития, но также педагогические условия, эффективные для развития детей. 31 Занков Л.В. Избранные педагогические труды, М. 1990 27 В 40­х годах под руководством ученого организовано экспериментальное исследование различных сторон психики аномального ребенка.32  Л.В.Занков лично присутствует на школьных уроках, участвует в совместном обсуждении,   выступает   на   педагогических   советах.   Для   реализации   своих задумок   он   выбирает   школу   Москвы   №532,   где   директором   был П.И.Завьялов,   человек   преданный   своему   делу.   В   результате   этой   работы появляется книга под редакцией Занкова Л.В. «О педагогическом изучении у учащихся вспомогательных школ».33 В 1951 году начинается новый этап в научной деятельности, ученый начинает работать в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР и организовывает свою лабораторию. Переход в педагогику был внутренне мотивирован, теперь он мог применить свои знания для исследования проблем развития ребенка. После  чего  он  приходит  к  выводу:  что  главное  заключается  в  том, чтобы органически   объединить   создание   новых   объективных   законов,   которым подчиняется их применение. Продолжая   работу,   в   1952­56гг,   проводит   исследование   «Взаимодействие слова   и   наглядности   в   обучении»,   а   в   1957   году   начинает   эксперимент, педагогическое   исследование   проблемы   соотношения   и   обучения   развития, которое   стало   главным   в   его   жизни.   В   этом   же   году   был   создан экспериментальный   класс   №172,   в   котором   учились   обыкновенные семилетние дети. впервые в отечественной педагогике общее развитие было выдвинуто как цель и критерии эффективности обучения. В последние годы жизни Л.В.Занков отошел от заведования лабораторией и уже   не   выезжал   в   школы,   но   продолжал   работать   на   дому   с   группой сотрудников. 32 Содружество ученого и учителя/сост. Зверева М.В.. М. 1991. 33 Там-же 28 Проделанная   работа   принесла   огромный   вклад   в   развитие   отечественной деффектологии и нашла применение в современной педагогике. До сих пор перездаются его научные труды, а дидактическая система признана в качестве государственной. Вывод:Л.В.Занков   –   выдающийся   советский   ученый   в   области   педагогики, психологии и деффектологии. Созданная им система опирается на на теорию рзвития ребенка, разработанную Л.С.Выготским. систему Л.В.Занкова можно назвать   технологией   раннего   всестороннего   развития   личности   ребенка., система не отрицает важности фактических знаний, умений и навыков, но по другому расставлены приоритеты. Главным считается продвижение ребенка в общем   развитии,   а   усвоение   прочных   знаний   становится   средством   для достижения   этой   цели.   Но   и   есть   недостаток,   так   как   система   не   имеет продолжения в основной школе. Глава 3.Исследование динамики сформированности знаний умений и навыков и   уровня   развития   познавательных   процессов   учащихся,   обучающихся   по традиционной системе и по системе Л.В.Занкова. 3.1.   Анализ   динамики   сформированности   программных   ЗУН   и   уровня развития познавательных процессов учащихся 3 классов за 1 полугодие по традиционной системе и системе Л.В.Занкова.  Базой исследования выступили две школы: МАОО СОШ № 4 г.о. Звенигород и  МОУ   СОЩ  «Горки­  X»  Одинцовского   района.  В   исследовании   приняло участие по 10 человек 3­х классов. 29 Цель   исследования   заключалась   в   сравнительном   анализе   развития познавательных   процессов   и   динамики   формирования   знаний,   умений   и навыков   младших   школьников   по   предметам:   математика,   русский   язык, чтение, окружающий мир за 1 полугодие в различных системах обучения.             Чтобы   проанализировать   успешность   реализации   образовательной   и развивающей функции в двух классах было проведено исследование в конце первого   полугодия.  Перед  началом   исследования  была   проведена  беседа  с учителями где было предложено ответить на предварительный вопрос: «какая система обучения, по их мнению, лучше раскрывает способности детей?». Учитель, работающий по программе «Школа России», говорит,  что слышала о системе   развивающего   обучения   Л.В.Занкова,   и   отвечает,   «что   программа сложная, но не для детей ее класса, но работать по ней интересно. Прежде чем начать по ней работать, необходимо пройти обучение самой. Дети все разные в классе, кто­то уже считает, решает примеры, а кто­то букв и цифр не знает, потому будет сложно. Программа рассчитана на подготовленных детей» Учитель,   работающий   по   системе   Л.В.Занкова   отвечает:   «Да,   программа сложная по ­ началу, но потом дети привыкают к нагрузкам, и уже через 6 месяцев виден результат обучения». Все данные исследования занесены в таблицы. В приложении расположено содержание вопросов по системе Л.В.Занкова. №1. Контрольная работа по математике за 1 полугодие в 3классе  (Приложение1) Школа России»  ( 10 человека) 0 «5» 50% «4» «3» 50% 0 «2» 0 5 5 0 По системе Л.В.Занкова (10 человек) 30% «5» 50% «4» «3» 20% 0 «2» 3 5 2 0 30 №2. Контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие (диктант) 3 класс (Приложение 2) Школа России» ( 10 человека) 0 «5» «4» 80% 20% «3» «2» 0 0 8 2 0 По системе Л.В.Занкова (6 человек) 30% «5» «4» 60% 10% «3» «2» 0 3 6 1 0  №3.Контрольная работа по окружающему миру за 1 полугодие 3 класс. (Приложение 3) Школа России (10 человека) «5» «4» «3» «2» 2 8 0 0 20% 80% 0 0 По системе Л.В.Занкова (6 человек) 30% «5» 70% «4» «3» 0 0 «2» 3 7 0 0       Вывод: Как в традиционной, так и в развивающей системе, сложностей с выполнением заданий практически не возникло. С контрольными работами по предметам справились все учащиеся        За выполненные задания, учащиеся получили оценки. Из таблицы видно, что учащиеся, обучающиеся по развивающей системе Л.В.Занкова, получили больше положительных оценок, чем у ученики обучающихся по традиционной системе.   В   традиционной   же   системе   больше   оценок   «3»,   чем   в   классе обучающемся по развивающей системе.  Можно сделать вывод о том, что класс, обучающийся по системе Л.В.Занкова получил   больше   положительных   оценок, эффективность данной системы.   тем   самым   подтвердил 31 Заключение Сложный   путь   в   практику   прошла   дидактическая   система   Л.В.   Занкова. Значимость   педагогических   положений     рекомендаций), вытекающих   из   его   эксперимента,   признавалась   многими   учеными   и (выводов, руководителями народного образования, и результаты исследования как бы послужили основанием для реформы начального обучения в 70­х годах ХХ века.   Но   тогда   идеи   Л.В.Занкова   в   массовой   практике   не   использовались. Фактически же тогда идеи Л.В. Занкова в массовой практике использованы не были.   Изменения   конечно   произошли,   но   проявились   они   в   уплотнении учебных программ, а дидактические характеристики остались прежними. Но педагогические идеи не остались только в истории или на бумаге, они нашли свое отражение в разработках новых концепциях среднего образования, а также в «Законе об образовании» Российской Федерации. 32 Когда концепция была принята на официальном уровне, это в корне изменило положение   системы   Л.В.Занкова.  Она   оказалась   готовой,  чтобы   воплощать новые   идеи   в  массовую   школьную   практику.  В 90­х   годах   она   признается Министерством   образования   РФ   в   качестве   государственной   наряду   с традиционной системой обучения. Таким образом, ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения   обучения   влечет   за   собой   изменение   психического   облика школьника. Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате   чего   каждый   ребенок   под   влиянием   одной   и   той   же   формы обучения достигает своих ступеней развития. Проведя сравнительный  анализ двух образовательных систем, мы выявили, что   система   Л.В.Занкова   является   эффективней   в   обучении   и   воспитании школьников, хотя по мнению учителей, может и казаться немного сложной. Таким   образом,   поставленные   задачи   исследования   выполнены,   цель исследования достигнута.  33 Используемая литература. 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М. 2005, с­671 2. ВенгерЛ.А Воспитание и обучение М, 1965 с­167; 3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения  М, 1986 с­215; 4. Занков Л.В. Дидактика и жизнь, М. 1968. С­167; 5. Занков Л.В Избранные педагогические труды. М: Педагогика. 1990 с­66­67 6. Кабанова­Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование М. 1981 с­27­ 34 7. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.1981 с­270 8. Нечаева Н.В., Ванцян А.Г. Система развивающего обучения Л.В.Занкова – что то такое? Учебная литература. Г.Самара. 2006. 9. Подласый И.П. Педагогика. М.1999  С­280 10. ПодымоваЛ.С.,Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность М.1997. 11.   Проблемное   обучение/   Прошлое,   настоящее,   будущее.   Книга1.\под редакцией Ковалевского Е.В. 2010 с­300 12. Цукерман Г.А. Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск.1992 с­170. 13. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. Самара. 2011 Приложение.1 Контрольная работа 3 класс за 1 полугодие (математика) по системе Занкова. 1)а) Реши задачу. Дети   повесили   на   ёлку  24  нитки   мишуры,  флажков   в  4  раза   меньше,  чем мишуры, а игрушек на 37 больше, чем флажков. Сколько всего украшений повесили на ёлку? 35 б) Измени вопрос задачи так, чтобы её решение стало короче. Запиши но­вый вопрос к условию задачи. 2)Найди значения выражений, записывая их столбиком. 579+216                       395+184                        436+364                         278+363 871­546                        628­473                         800­375                          923­674 3)а) Реши задачу. Длина прямоугольника 6 см, а ширина на 2 см меньше. Найди периметр и площадь прямоугольника. б) Начерти этот прямоугольник и обозначь буквами.  в) Какие другие стороны могут быть у прямоугольника с такой же площадью? Найди и запиши несколько вариантов. 4) Реши логическую задачу, записывая решение с помощью таблицы. В стакан, кружку и чашку налили сок, компот и квас. В кружке не квас, в чашке не квас и не компот. Что куда налили? Приложение2 Контрольный диктант за 1 полугодие 3 класс Зимние постельки.         Летом каждый кустик ночевать пустит. А где спят звери и птицы зимой? На улице мороз трещит. Каждый спит в своей спальне. Лисица улеглась в 36 тёплой   постели   в  норке.  Белочка   в  уютном   гнёздышке   уснула.   Медведь   в берлоге лежит. Бобёр спит в хатке из брёвен. Стены обмазал илом, крышу землёй завалил. А воробьи устроились на ночлег под крышей нашего дома. (58 слов) Слова для справок: обмазал, устроились, нашего. Задание: 1)Подчеркни   грамматическую   основу   предложения   и   определи   в   нём   все части речи: Приложение3. Проверочная работа по теме «Африка» 1. В каких океанах и морях находятся крайние точки африканского материка? Северная __________________________________________________________________ ____________ Юная______________________________________________________________ __________________ Западная__________________________________________________________ Восточная_________________________________________________________ _____________________ 2.   Какие   цвета   встречаются   на   карте   Африки?   Что   они   обозначают? __________________________________________________________________ 3. Продолжи фразу. Высочайшая ___________________________________________________________ вершина     Африки 37 реки Крупнейшие Африки___________________________________________________________   __________________________________________________________________ Один   из   самых   крупных   водопадов   мира,   расположенный   в   Африке ____________________________ Африканские   озёра __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _____________________  4. Перечисли природные зоны Африки. 38

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018