Курсовая работа
Оценка 4.6

Курсовая работа

Оценка 4.6
Документация
docx
география
Взрослым
21.03.2019
Курсовая работа
Введение: В школьном деле учитель – центральная фигура. Высота уровня школьного преподавания, его качество больше всего зависит от качества самого учителя. Н.Н. Баранский География самая романтическая область знаний, т.к. она изучает нашу планету - такую близкую и многообразную, таящую в себе множество неразгаданных тайн. А все неизвестное издавна манило людей, заставляло отправляться в путешествия через пустыни, леса, моря и океаны. В наш век практически не осталось белых пятен на карте. И, тем не менее, открытия можно совершать и на школьных уроках, при чтении книг, узнавая что-то новое и необычное. Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, т.к. качество знаний школьников резко ухудшилось. Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих
Курсовая.docx
Министерство  образования и науки Российской Федерации ФГБО ВПО «Благовещенского государственного педагогического университета» Кафедра географии Курсовая работа Тема: Развитие познавательного интереса на уроках географии                                                                          Выполнила: студентка 4 курса                                             Естественно ­ географического  факультета Специальность география ­ биология Рябцева А.А. Научный руководитель: Н.Г. Павлюк, к.п.н. профессор кафедры географии    1 Благовещенск, 2012 Содержание: 1. Введение……………………………………………………………………3 2. Глава 1.Формирование познавательного интереса учащихся…………..5 3. 1.1   Процесс   формирования   познавательного   интереса   на   уроках географии…………………………………………………………………...5 4. 1.2.Методы и приёмы обучения на уроках географии…………………10 5. 1.3Использование     методических   приемов   при   формировании познавательного интереса………………………………………………..15 6. 1.4.   Примеры   развития   познавательного   интереса   на   уроках географии………………………………………………………………….19 7. Конспект урока……………………………………………………………25 8. Вывод……………………………………………………………………....31 9. Список литературы……………………………………………………….32 10.Приложение А…………………………………………………………….33 11.Приложение В…………………………………………………………….34 2 Введение: В школьном деле учитель – центральная фигура. Высота уровня школьного преподавания, его качество                                  больше  всего зависит от качества самого учителя. Н.Н. Баранский                    География самая романтическая область знаний, т.к. она изучает нашу планету   ­   такую   близкую   и   многообразную,   таящую   в   себе   множество неразгаданных   тайн.   А   все   неизвестное   издавна   манило   людей,   заставляло отправляться в путешествия через пустыни, леса, моря и океаны. В наш век практически не осталось белых пятен на карте. И, тем не менее, открытия можно совершать  и на школьных уроках,  при чтении  книг,  узнавая  что­то новое и необычное. Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, т.к. качество знаний школьников резко ухудшилось.          Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы   учителя   по   активизации   познавательной   деятельности   учащихся   ­ развитие   их   творческих   способностей.   Достижение   этой   цели   позволяет решить   многие   задачи   обучения:   обеспечить   прочные   и   осознанные   знания изучаемого   материала,   подготовить   учащихся   к   умению   самостоятельно пополнять   знания,   воплощать   в   жизнь   научно­технические   решения,   дать высшим   учебным   заведениям   хорошо   подготовленных   абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.          Все способности человека развиваются  в процессе  деятельности. Это утверждение   –   ведущий   принцип   психологии.   Нет   другого   пути   развития 3 познавательных   способностей   учащихся,   кроме   организации   их   активной деятельности.   Умелое   применение   приемов   и   методов,   обеспечивающих высокую   активность   учащегося   в   обучении,   их   способность   в   учебном познавании,   является   средством   развития   познавательных   способностей обучаемых.      Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся   ­   цель   деятельности   учителя,   а   применение   различных   приемов активизации   является   средством   достижения   этой   цели.   Понимание   этого важно   для   работы   учителя.   Поэтому,   заботясь   о   развитии   учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или   иные   методы   и   приемы   активизации,   необходимо   всегда   учитывать имеющийся   уровень   развития   познавательных   способностей   учащегося. Сложные   познавательные   задачи   можно   предъявлять   лишь   ученикам, обладающим   высоким   уровнем   развития   познавательных   способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащихся, превышающие   возможности   ученика,   предъявляющие   к   нему   требования, значительно   опережающие   умеющего   у   него   развития   не   могут   сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.       Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей учащихся   ­   длительный   процесс.   Система   работы   учителя   по   активизации познавательной   деятельности   школьников   должна   строиться   с   учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей учащегося. И в то же время,   используемые   учителем   приемы   и   методы   в   обучении   должны предусматривать   постепенное,   целенаправленное   и   планомерное   развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению. 4 Поэтому, целью данной работы является:      Показать, что интерес учащегося к познанию нового, творческое решение научных жизненных проблем­венец учебной работы школы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач ­ средство достижений этой цели. Главные задачи, отсюда вытекающие: ­показать,   что   познавательный   интерес   ведет   к   созданию   разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний; ­рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.      Глава1. Формирование познавательного интереса учащихся.  1.1.Процесс   формирования   познавательного   процесса   на   уроках географии.        Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся. В процессе формирования познавательного интереса к предмету решающее значение оказывает именно сочетание всех видов   деятельности   с   учетом   равномерно   усложняющегося   уровня познавательной самостоятельности. Проблема активности процесса обучения не   может   на   современном   этапе   рассматриваться   без   учета   личностной позиции обучаемого к процессу обучения. Повышение качества образования в настоящее   время   невозможно   без   удовлетворения   личностных   запросов. Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Урок до сих пор остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании. Урок – это своеобразная визитная карточка 5 каждого   учителя.   От   того,     насколько   правильно   учитель   определил   цель конкретного   урока,   отобрал   необходимый   материал,   сумел   выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность конечных результатов, интерес к предмету.           Вопросы   ученика,   обращенные   к   учителю,   более   всего   знаменуют познавательный интерес. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожит нерешенные вопросы.           Стремление   учащихся   по   собственному   побуждению   участвовать   в деятельности, в обсуждении поднятых на уроках вопросов, в дополнениях, в поправках   ответов   товарищей,   в   желании   высказать   свою   точку   зрения; Активное   оперирование   приобретенным   багажом   знаний   и   умений; Стремление поделиться с другими новой свежей информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.      В обучении фигурирует особый вид интереса ­ интерес к познаниям, или, как   его   принято   теперь   называть,   познавательный   интерес.   Его   область   ­ познавательная   деятельность,   в   процессе   которой   происходит   овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.          У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь   разный   уровень   своего   развития   и   различный   характер   проявлений, обусловленных   различным   опытом,   особыми   путями   индивидуального развития.           Элементарным   уровнем   познавательного   интереса   можно   считать открытый,   непосредственный   интерес   к   новым   фактам,   занимательным 6 явлениям,   которые   фигурируют   в   информации,   полученной   учеником   на уроке.      Более высоким уровнем его является интерес к познаниям существенных свойств   предметов   и   явлений,   составляющих   более   глубокую   часто невидимую   их   внутреннюю   суть.   Этот   уровень   требует   поиска,   догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Эта стадия,   как   показали   исследования,   характерны   для   младших   подростков, которые   еще   не   имеют   достаточного   теоретического   багажа,   чтобы проникнуть   в   суть   и   в   глубь   вещей,   но   уже   оторвались   от   конкретных элементарных   действий   и   становятся   способными   к   самостоятельному дедуктивному подходу в изучении.      Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно­следственным связям, к выявлению закономерностей, к   установлению   общих   принципов   явлений,   действующих   в   различных условиях. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимы движение ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое   опосредованное   осознание   самых   важных,   существенных   сторон изучаемого,   который   способен   видеть   диалектику   явлений,   обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей.          Указанные уровни интереса довольно обще рисуют нам тенденции его развития.   В   реальном   процессе   путь,   проделываемый   познавательным интересом, характеризуется более сложными и тонкими взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всем этом в каждый данный момент учитель 7 все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник.          Как всякий психический процесс и даже как направленность личности, познавательный   интерес   формируется   в   деятельности.   На   фоне   общего положительного   отношения   к   учению,   к   учебной   деятельности,   к   лицам   и объектам,   участвующим   в   ней,   сама   учебная   деятельность   детей, организованная учителем, завершает формирование познавательного интереса. . Для пробуждения и развития интереса эта деятельность должна быть особым образом организована.          Большое влияние на формирование познавательного интереса оказывает содержание географии,  которое строится с учетом межпредметных связей.В педагогической   литературе   имеется   более   30   определений   категории «межпредметные   связи»,   существуют   самые   различные   подходы   к   их педагогической оценке и различные классификации.            Так,   большая   группа   авторов   определяет   межпредметные   связи   как дидактическое   условие,   причем   у   разных   авторов   это   условие   трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи, играют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса; межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании   школьных   естественнонаучных   дисциплин   объективных взаимосвязей, действующих в природе С нашей точки зрения,  межпредметные связи   призваны   синтезировать   отношения   между   объектами,   явлениями   и процессами реальной действительности. Используемые  межпредметные связи могут быть представлены как система, состоящая из трех уровней.  I уровень: над предметные связи . 8 Например,   понятие   биосфера   ­   изучается   всеми   дисциплинами   естественно­научного   цикла.   Усложнение   этого   термина   происходит   от шестого   класса   к   одиннадцатому.  При   формировании   этого   понятия,  дети используют знания, полученные на других уроках: ­   биологии   (учение   о   биосфере   Н.И.Вернадского;   вещественном   составе биосферы; понятие «эволюция») и т.д.; ­ химии (круговорот веществ в природе) и т.д. II   уровень:   кумулятивные   связи   (взаимодополнение   знаний   из   различных областей). Например,   построение   графика   хода   температур   в   процессе   изучения географии требует знаний из математики (система координат, положительные и отрицательные числа) и т.д.              Выявление   приспособленности   растений   и   животных   к   различным природным   условиям   возможны   при   сформированности   у   учащихся   таких биологических понятий как корневая система, образ жизни, метаморфоз. Ш уровень:  межпредметные связи о мета объектах.       Для создания их образа требуются зоны многих наук .В качестве примера я   приведу   краткий   фрагмент   урока   географии,   на   котором   происходит формирование у шестиклассников научного представления о вулкане.           Урок   начинается   с   прочтения   учителем   литературного   отрывка   из произведения Ж. Верна: «Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди   дымящих   скал…   Сотни   огненных   ручьев   сливались   в   полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину». 9 Затем   дети   рассматривают   и   обсуждают   иллюстрации   разных   типов вулканов.   В   ходе   обсуждения   актуализируется   социальный   опыт,   знания учащихся   (такие   понятия,   как   жерло,   лава,   пепел   известны   большинству учащихся).   Результатом   обсуждения   является   схематический   рисунок внутреннего   строения   вулкана,   зафиксированный   на   доске   и   в   тетрадях учащихся.      Следующий этап: эмоциональный рассказ учителя об извержении вулкана Везувий. В рассказ вплетаются отрывки из воспоминаний Плиния Младшего, демонстрируется и совместно с детьми обсуждается репродукция картины К. Брюллова   «Последний   день   Помпеи»,   учитель   декламирует   стихотворение А.С. Пушкина «…Везувий». Созданию особого эмоционального фона урока способствует   демонстрация   опыта   учителем,   позволяющего   увидеть   в миниатюре извержение и образование вулкана.           Далее   возможна   работа   с   различными   средствами   обучения:   текстом учебника   (классификация   вулканов)     и   географической   картой (географическая   номенклатура).   Итогом   урока   является   самостоятельная работа учащихся по формулировке определения «вулкан» .Домашнее задание носит   творческий   и   дифференцированный   характер.   Его   обязательный минимум   предполагает   знакомство   с   параграфом   учебника   и   оформление контурной карты.      Как творческое задание предлагается учащимся изготовить макет вулкана, провести   опыт   «извержение   вулкана»   в   домашних   условиях,   оформить фотоальбом по теме. Межпредметные связи отражены в содержании, формах и методах учебно­воспитательного процесса и выполняют образовательную, развивающую и воспитывающую функции.     1.2.Методы и приёмы обучения на уроках географии. 10 Метод  обучения(от др.греч. ­  путь) ­  процесс  взаимодействия  между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и  усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием.        Необходимо отметить, что заранее продуманное разнообразие методов и приемов   обучения   внутри   темы   и   курса   в   целом   оказывают   влияние   на формирование познавательного интереса, позволяют пройти все ступени его формирования:   любопытство,   любознательность,   познавательный   интерес, теоретический интерес.      Рассказ учителя об интересном случае из жизни, истории географических открытий   и   т.д.   способствует   формированию     ситуативного   интереса (любопытство). По мере обогащения запасов конкретных знаний учащихся в процессе   учебной   деятельности   и   осознания   ими   ряда   фактов,   явлений, законов,   происходит   все   большая   объективизация   интереса.   Любопытство перерастает в любознательность, а это уже установка на познание. Проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности, в то время как любопытство направлено на внешние моменты по отношению к содержанию и ограничено тем, что происходит в настоящее время. На стадии любознательности учащиеся спорят, стараются самостоятельно найти ответы на   вопросы.   Следующая   стадия   ­   наличие   познавательного   интереса   ­ проявляется в стремлении к прочному усвоению знания предмета, которое связано с волевым усилием и напряжением мысли, применением знаний на практике.   В   процессе   обучения   географии   изменяется   объект   интереса учащихся.   В   начале   это   факты,   а   затем   их   глубокое   истолкование   и раскрытие причинно­ следственных связей, которое приводит к пониманию картины мира.            В   своей   практике   я   использовала     разнообразные   методы   и   приемы, которые позволяли мне провести ребенка от любопытства к познавательному 11 объяснительно­иллюстративный,   частично интересу: поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности);   репродуктивный, словесный, наглядный, практический (по источнику знаний). Особое внимание уделялось   тем   методам,   которые   стимулируют   активную   познавательную деятельность.        По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы: ­ Методы организации и осуществления учебно­познавательной деятельности: 1.   Словесные,   наглядные,   практические(по   источнику   изложения   учебного материала). 2. Репродуктивные: объяснительно­иллюстративные, поисковые, исследовательские,   проблемные   и   др.(по   характеру   учебно­познавательной деятельности).   3.   Индуктивные   и   дедуктивные(по   логике   изложения   и восприятия учебного материала); ­ Методы контроля за эффективностью учебно­познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками; ­ определённые   поощрения   в   формировании   мотивации,   Методы   стимулирования   учебно­познавательной   деятельности:   чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками обучения.         Использование   активных   методов   обучения   приводит   к   изменению   привычных   форм   общения   на   уроке,   когда   учитель   излагает   материал, опрашивает   и   оценивает   учеников,   которые   отвечают   на   вопросы   учителя, проявляя   тем   самым   свою   активность   и   самостоятельность.   В   настоящее время   широко   распространены   уроки­беседы,   уроки­исследования,   уроки­ конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т. Д., благодаря которым 12 каждый   ученик   может   принять   участие   в  подготовке   и  проведении   урока, выступить на каком­то этапе урока в роли учителя.           Для   наиболее   эффективной   работы,   возникновения   у   учащихся устойчивого   интереса   к   предмету,   улучшения   качества   уроков   и   знаний возможно использование различных форм и методов обучения:  1. проблемные уроки (эффективный способ повышения интереса учащихся к урокам географии); 2.   технология   листов   опорных   сигналов   (схемы   учат   выделять   главное   и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать, индивидуальные способности); 3.технология   проектной   деятельности   (организация   исследовательской деятельности); 4.   коллективные   способы   обучения   (дают   возможность   добиваться поставленной цели, создают творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся); 5.   урок   ­   игра   (как   свободная   творческая   деятельность   обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект); 6.   использование   дополнительной   литературы,   поэзии   (всякая   работа   с книгой,   газетой,   статьей   способствует   развитию   творческого   воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок) 7. дидактические игры («Буквы заблудились», «Справочное бюро», «Кто или что лишнее», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», «Угадай», «Заморочки   из   бочки»,     «Туристическое   агентство   «По   странам   и континентам»),  сбор карт­пазлов и т.д.); 13 Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:  1. Пассивный метод.  2. Активный метод.  3. Интерактивный метод.      Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее. Пассивный метод       Пассивный метод (схема 1 см. приложение) ­ это форма взаимодействия учащихся   и   учителя,   в   которой   учитель   является   основным   действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных   уроках   осуществляется   посредством   опросов,   самостоятельных, контрольных   работ,   тестов   и   т.   д.   С   точки   зрения   современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом   этих   плюсов,   многие   учителя   предпочитают   пассивный   метод остальным   методам.   Надо   сказать,   что   в   некоторых   случаях   этот   подход успешно работает в руках опытного  педагога,   особенно   если   учащиеся   имеют   четкие   цели,   направленные   на основательное   изучение   предмета.   Лекция   ­   самый   распространенный   вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые,   вполне   сформировавшиеся   люди,   имеющие   четкие   цели   глубоко изучать предмет. 14 Активный метод        Активный метод (схема 2 см, приложение) ­ это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных   правах.   Если   пассивные   методы   предполагали   авторитарный   стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный метод      Интерактивный метод (схема 3 см. приложение). Интерактивный («Inter» ­ это взаимный, «act» ­ действовать) ­ означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем­либо. Другими словами, в отличие от активных методов,   интерактивные   ориентированы   на   более   широкое   взаимодействие учеников   не   только   с   учителем,   но   и   друг   с   другом   и   на   доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).         Следовательно,   основными   составляющими   интерактивных   уроков являются   интерактивные   упражнения   и   задания,   которые   выполняются учащимися.   Важное   отличие   интерактивных   упражнений   и   заданий   от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. 15 1.3   Использование познавательного интереса.       методических   приемов   формирования С   целью   формирования   познавательного   интереса   приведу   примеры использования   разнообразных   приемов,   наполненных   географическим содержанием.      I.Приём «Разминка». Цель: актуализация знаний, развитие   быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии. Описание работы ­ фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов. Например, тема «Северная Америка» включает вопросы: 1.Назоваите крайние точки материка 2. Назовите горы на востоке Северной Америки 3. Какую реку называют «великой обманщицей» 4. Определите безлесную природную зону субарктического пояса  и т.д.      II. Прием «Удивляя других, удивляйся сам» Цель: эмоциональное стимулирование познавательного интереса Описание работы – рассказ, иллюстрация, вопрос парадоксального характера Например, диалог учителя с учениками: ­Я  открыла   для  себя   удивительное   животное  Северной  Америки.  Оно  как будто сошло со страниц книги о Г. Потере. Вы помните, как звали страшного змея? ­ Василиск.  16 ­ Оказывается, такое животное действительно существует!      III. Прием «Исправление ошибок». Цель:   активизация   мыслительной   деятельности,   формирование     умений   к применению знаний в новой ситуации, развитие познавательных процессов ( мышления, внимания, воображения). Описание   работы   –   текст   или   рассказ   учителя,   учащихся   (описание путешествия, территории, явления и т.д.) с преднамеренными  ошибками двух типов: открытыми и закрытыми. Пример (приложение №1) IV. Прием «Составь рассказ». Цель:   развитие   образного   и   логического   мышления,   умения   оперировать освоенными понятиями, устанавливать причинно­следственные связи. Описание работы: составление рассказа из разных понятий темы. Требования к   рассказу:   использование   всех   понятий,   правильная   их   формулировка, логичность,   увлекательность.   Понятия   могут   быть   написаны   на   карточках, которые выкладываются на парте словами вниз. Учащиеся вытаскивают пять карточек из пятнадцати, и составляют рассказ. Пример: тема “Гидросфера”: волны, цунами, река, озеро, водопад и т. д.                 Тема «Круговорот веществ в природе», «Путешествие капельки», 6 класс.      V. Прием “Эссе, сочинение, рассказ” 17 Цель:   формирование   умений   к   использованию   знаний   в   новой   ситуации; развитие   орфографической   грамотности;   активизация   познавательных процессов.  Пример: учащиеся получают задания:  описать   один   день,   проведённый   в   тайге,   пустыне,   влажном – экваториальном лесу и т. д.;  ­написать эссе по теме “Будем же людьми!”(11 класс, тема “Национальные конфликты”).     VI Приём: “Творчество” Цель: развитие творческих способностей,  создание атмосферы увлечённости. Описание работы: большое разнообразие творческих заданий, предложенных учителем или самими ребятами.  Пример:  ­ изготовить макет материка, вулкана, айсберга (из глины, солёного теста, папье­маше); ­ изготовить картину Солнечной системы (рисунок, вышивка)  ­ ­ оформить коллекцию горных пород создать фотоальбом.      VII Прием «Играя, учись» Цель: активизация познавательных интересов с помощью игровых моментов, предполагающих занимательность, эмоциональность, состязательность. Описание работы.  18 ­ использование игр­упражнений.  Пример: игра «Третий лишний». В списке географических объектов (Байкал, Ладожское,   Ильмень;   Каспийское,   Кроноцкое,   Аральское   озера)   выберите лишнее. VIII Прием «Причина­следствие» Цель:   развитие   умения,   у   учащихся   выявлять   и   объяснять   причинно­ следственные связи. Описание приема: учитель предлагает   найти соответствие между словами, записанными   в   два   столбца   (одно   из   них   указывает   причину,   другое   ­ следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)  Пример.  волны океанические течения цунами землетрясения Луна ветер приливы и отливы постоянные ветра IX Прием «Логическая цепочка» Цель:   развитие   умения,   у   учащихся     выявлять   и   объяснять   причинно­ следственные связи, вытраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д. Описание приема:  из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки. Пример: расположите предложения в логической последовательности. 19 • • На восточном побережье Австралии выпадает много осадков Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана На   восточном   побережье   Австралии   расположен   Большой • Водораздельный хребет • На восточном побережье располагаются переменно­влажные леса.     1.4. Примеры развития познавательного интереса на уроках географии.      I. Найди свою половинку» Необходимо соединить половинки слов между собой. БАО       ПИ ГЕ      ЗОН ОА       ФИТ ЛИА  НИК СЕЙ       ВИН БИ  ДИ ОКА       ЗИС ПИХ  ВЕЯ ПИНГ     БАБ ВА  НА ЭПИ       БА ФИ  ТА Ответы: Баобаб, оазис, сейба, окапи, эпифит, пингвин, гевея, бизон, лиана, пихта, вади, финик.   II. «Буквы заблудились»       На доске пишу «зашифрованные слова» с перепутанными буквами, чтобы получилось слово, ребята должны расставить правильно буквы. Кроме, этого, после того, как они его составили, нужно объяснить значение данного слова. Задание можно усложнить: «Кто быстрее?». ЛИМКАТ (климат)                                                    АКОАЛ (коала) ТЕРЕВ (ветер)                                                            КЭСОПТР (экспорт) НЕРЕВА (Венера)                                                      ЯРИВАЗЕ (Евразия) 20 III. «Справочное бюро»        Очень удобно использовать данный вид работы, если по теме изучается много определений, а также при повторении темы. Вызывается один  учащийся, он будет работать в «Справочном бюро», остальные же задают ему вопросы   по   определениям.   Желающих   поработать   в   «Справочном   бюро» всегда очень много. VI. «Кто или что лишнее?»         Необходимо   определить,   какое   слово   лишнее   и   объяснить   почему   (учащиеся должны сгруппировать слова по определенному признаку). Гренландия, Сицилия, Финляндия, Корсика (Финляндия,  острова) Гималаи, Пиренеи¸ Апеннины, Аппалачи, Анды, Гоби (Гоби, горы) Рур, Донбасс, Кувейт, Кузбасс, Силезия (Кувейт, угольные бассейны) Апатиты, бокситы, нефть, сталь, природный газ (сталь, полезные ископаемые) V. «Географические диктанты»           Диктанты   с   географическими   ошибками   позволяют   внести   элементы занимательности   в   проверку   усвоения   материала,   в   то   же   время   дают возможность выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить эти пробелы. В небольшой рассказ о морском путешествии (Тема «Береговая линия Евразии») умышленно включаю в содержание ошибки по номенклатуре (по усмотрению учителя учащиеся могут использовать атласы):      «Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам Баренцева моря. В трюмах находится груз для рыбаков Сахалина. Обогнув   с   севера   остров,   Таймыр,   корабль   вышел   на   просторы   моря Лаптевых.   Ледовая   обстановка   препятствовала   движению.   Вскоре   на горизонте   показались   острова   Северная   Земля,   миновав   которые   мы продолжили свой путь на восток по водам Карского моря. Через некоторое время прошли у берегов полуострова Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к Татарскому проливу. Дальше наш путь шел на юго­восток по водам Берингова   моря   к   берегам   острова   Камчатка.  Попутное   холодное   течение Куросио помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам 21 Японского моря, корабль подошел к полуострову Сахалин и бросил якорь на рейде Южно­Сахалинска». IV. «Составь слово»       Использую в групповой работе (по 5­6 человек) для выполнения задания на составление слов. Учащимся раздаю кружки с разными буквами (60 шт. и более), даю задание – составить как можно больше слов по теме (например «Атмосфера») за определенное время. Сколько слов – столько баллов. Кто составит   самое   длинное   слово,   получает   дополнительно   еще   один   балл. Обязательно учитывается грамотность.    (РОСА) Р  О  Н  С  Е  Т   А VII. «Заморочки из бочки»        Предлагается учащимся примерно 10 бочонков из игры «Лото». С каким номером учащийся достанет бочонок, тот вопрос ему (или группе) достается.          К примеру ­ №3 «Определите по описанию, о каком районе идет речь» (Тема «Экономические районы России», 9 класс):          «Этот район имеет выход к трем морям. На юге граничит со странами ближнего зарубежья, является самым многонациональным  районом России, главная   специализация   района   ­   агропромышленное   производство, рекреационные ресурсы способствуют развитию здесь курортного хозяйства». (Европейский Юг)        Или ­ №8 « О каком материке идет речь?»  «Она располагается под нами. Там, очевидно ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год,  Там расцветают в октябре сады,  Там в октябре, а не в июле лето, Там протекают реки без воды. 22 Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц,  И там собаки лаять не умеют, Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненья». (Австралия) VIII. «Угадай»      Учащиеся по описанию определяют географический объект. Например: а)  «Эта   планета   получила   свое   название   в   честь   римской   богини   любви   и красоты. На небе она сияет ярче звезд и хорошо видна без телескопа. Планета имеет   плотную   атмосферу,   состоящую   из   углекислого   газа»  (Венера,  тема «Планеты Солнечной системы») б) «Регион расположен на Прикаспийской низменности. Областной центр – одновременно   и   морской   и   речной   порт.   В   области   находится   крупное газоконденсатное месторождение, ведется добыча поваренной соли на озере Баскунчак. Регион славится своими арбузами. В дельте р. Волги расположен один   из   старейших   заповедников   России»   (Астраханская   область,   тема «Поволжский экономический район») IX. «Кто это, что это?»          Данную работу хорошо использовать на уроках повторения. Каждому учащемуся называется слово, которое они должны пояснить. Например, по теме «Южная Америка»: Аконкагуа (гора), Ориноко (река), пиранья (рыба),  гевея   (дерево),   мате   (чай),   Игуасу   (водопад),   лама   (животное),   Котопахи (вулкан),  Веспуччи (путешественник), колибри (птица), метис (народ), Поопо (озеро), кебрачо (дерево) и т.д.  X. «Туристическое агентство «По странам и континентам»             Каждая группа  учащихся  рекламирует одну из стран, стараясь  дать наиболее полную информацию о ней. Предлагают описание, иллюстрации и другой дополнительный материал. Остальные должны определить страну. 23 XI. «Подбери пару»            Слова по какой­либо теме записываются в два столбика. Необходимо подобрать пару и определить лишнее слово:          Вершина:                                                 Горные системы:      г. Аконкагуа                                                    Кордильеры     г. Эльбрус                                                        Анды     г. Мак­Кинли                                                   Кавказ     г. Народная                                                      Альпы     г. Монблан                                                       Урал                                                                                Гималаи XII. «Загадки»           Данные   загадки   можно   использовать   при   изучении   темы   «Полезные ископаемые». Тот камень чудесный с Урала.                    Если встретишь на дороге, Нежным цветом зеленым манит.                 То увязнут сильно ноги. Я только сегодня узнала,                             А сделать миску или вазу – Что камень зовут ……(малахит),                она понадобится сразу (глина) В моей земле богатства скрыты,                 Покрывают им дороги, Она и золото хранит,                                   улицы в селениях, И рядом с медью – малахиты,                     а еще он есть в цементе. Железо, мрамор   и ……(гранит)                Сам он – удобрение (известняк)         Очень   важно,   что   при   выполнении   подобных   заданий,   ученики   превращаются   в   исследователей,   что   приводит   к   развитию   воображения, стойкого интереса к географии, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию. В   детстве   каждый   ребенок   переживает   период   увлечения   географией. 24 Учителю   необходимо   подхватить   детский   порыв   и   пронести   его   через школьные годы. Глава 2. Развитие познавательного интереса в курсе «География России». Конспект урока:           Большие     возможности   в   развитии   познавательного   интереса     имеет преподавание  курса «География России».       Далее дается методическая разработка на тему «Природные зоны России».  УРОК НА ТЕМУ: «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ» 8 класс ЦЕЛЬ:   Рассмотреть   природную   зону   как   зональный   природный   комплекс. Дать понятие природная зона. 25 ЗАДАЧИ:  Образовательные: 1) Рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природных зонах северной части России; Воспитательные: 1)Начать   формирование   представлений   о   возможностях   хозяйственного использования природных зон и связанных с ними экологических проблем;   формирование 2)Продолжить   материалистического мировоззрения   на   примере   формирования   причинно­следственных   связей через наводящие вопросы.    диалектико­ 3)Осуществлять   экологическое,   патриотическое,   эстетическое   воспитание путем   раскрытия   вопросов   ,   о   положительном   и   отрицательном     влиянии человека на природные зоны. Развивающие: 1)научить учащихся выделять главное, самостоятельно делать выводы. 2)при работе с блоками научить выделять главное. Методы   и   приемы:   беседа,   рассказ,   объяснение,   фронтальный   опрос, индивидуальная работа, работа с картой. Тип урока:  комбинированный. Средства   обучения:  атласы;   карта   природных   зон   России;   рисунки   с изображением   растительности   и   животного   мира   арктических   пустынь   и тундры; схемы; гербарные экземпляры, блоками . Межпредметные   связи: математика,биология.  русский   язык,   литература,   история, Внутри предметные  связи: связь с предыдущими темами (природные зоны материков). Структура урока: 1. Организационный момент(2 мин) 26 2. 3. 4. 5. 6. Проверка домашнего задания(10 мин) Изучение нового материала(18­20) Закрепление изученного материала(5 мин) Подведение итогов урока(1мин) Домашнее задание(2мин) Литература:  География.   Россия.   Природа   и   население.   8   кл.   учебн.   для общеобразоват.  учреждений / под ред. А. И. Алексеева.­ М.: Дрофа,2001 ­304 с.    I.Оргмомент. II. Проверка знаний и умений. 1) Выберите правильный ответ: а) ПТК это: ­   среда обитания производственной деятельности и отдыха человека; ­   закономерное   сочетание   взаимосвязанных   компонентов   природы,   на определенной территории ­это глубоководная область дна мирового океана, занимающая ? его части. б) Синонимом ПТК является: ­ природная зона; ­ фация; ­ ландшафт; ­ регион. в) Создателем учения о ПТК (ландшафтоведение) является: ­ Берг; ­ Вавилов; ­ Сукачев; 27 ­Докучаев. 2) Два человека работают у доски: Расположите данные ПТК в правильном порядке: алтайская   возвышенность   ­   темнохвойная   тайга   ­   Восточно­европейская равнина; 2) Возвышенность ­ склон холма ­ крупная равнина ­холм. 3) У доски работают 2 ученика Из перечисленных компонентов выбрать компоненты, относящиеся к ПК суши и к ПК моря и занести их в схемы: (схемы   закреплены   на   доске;   компоненты   записаны   столбиком   на   доске вперемешку)  4) Вопрос ­   Какие   факторы   влияют   на   формирование   природных   комплексов? (географическая широта; количество солнечной радиации; количество влаги) III. Изучение нового материала      Вводное слово учителя, постановка познавательных задач. 1) Зона арктических пустынь а)   Учитель   зачитывает   яркое   описание   этой   зоны   из   художественного произведения,   затем   раздает   учащимся   рисунки   и   гербарные   экземпляры представителей органического мира зоны и задает вопросы: (предварительно показав зону на карте) ­ Что вы можете сказать об особенностях природы зоны арктических пустынь, глядя на этот материал? ­ Расскажите о чертах приспособленности растений и животных к жизни в данной зоне? (Жизнь связана с морем, которое дает тепло и пищу; подушкообразная форма растений позволяет прогреваться солнечными лучами) (Учитель дополняет, обобщает) 28 б) Учитель: Теперь попрошу вас поработать коллективом. Раздает   учащимся   карточки   (каждой   группе)   и   просит   расположить описанные особенности природы арктических пустынь в порядке: Причина ­ следствие. Напротив   каждой   особенности   поставит   порядковый   номер,   что   зачем следует. Особенности природы:1) Приурочена ко многим островам бассейна Северного Ледовитого   океана   и   отдельным   участкам   материкового   побережья2) Многочисленны   ледники3)   Повсеместное   распространение   многолетней мерзлоты4)   Пространства   покрыты   щебнем   и   облаками   камней5)   Почвы примитивные, маломощные6) Растительность с несомкнутой дерниной (осоки, лишайники,   мхи)7)   Животные:   тюлени,   моржи,   белые   медведи,   птичьи базары8)   Крайне   медленная   возобновляемость   растительности9)   Лето короткое, холодное, средняя температура самого теплого месяца менее +4оС ++ Результаты вычисляются так: 1. Коллективная > индивидуальной, это хорошо, но необходимо повторить; 2. Коллективная < индивидуальной, это хорошо, умеешь слушать других, но необходимо повторить. 3. Сумма = 0 – молодец! (Учитель   подводит   итоги   и   делает   вывод   об   особенностях   природы   зоны арктических пустынь вместе с учащимися) 2) Зона тундры а) Учитель зачитывает яркое описание зоны тундры б)   Демонстрирует   учащимся   картину   с  изображением   тундры,  называет   ее особенности; показывает ее расположение на карте. Задание 1. 29 Докажите, что подобный облик природы является характерным для данной зоны, объясните отмеченные особенности, для ответа на вопрос обратитесь к физической и тектонической карте.  (Господство   низкого   рельефа,   т.   к.   побережье   шельфовых   морей   рядом; территория молодая) Задание 2. ­ По климатической карте определите температуру июля (+8 оС) ­ Сравните с температурой июля лесных зон. Учитель зачитывает: > Например, в зоне тундры: полуостров Ямал и п­ов Таймыр в июне получают такое же количество суммарной радиации (более 15 ккал/см2), как и южные районы лесных зон, близкое соотношение наблюдается и в июле, но летние t в тундре значительно ниже, чем на юге лесных зон, почему? ­ После ответов учащихся учитель помещает на доску заранее заготовленную схему: «Взаимосвязи между солнечной радиацией и летней t воздуха в тундре»  ­Как итог, учитель зачитывает текст: об особенностях зимы и лета в зоне тундры. Задание 3. Проблемный вопрос: Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?   следственно   малая   испаряемость,   мерзлота, (Низкие   температуры, препятствующая просачиванию вод вглубь; малые высоты территории, что не способствует   поверхностному   стоку;   протаивание   верхнего   слоя   мерзлоты ведет к образованию западин, где скапливаются талые воды и атмосферные осадки, образуя многочисленные озера) VI. Закрепление изученного материала. Учитель раздает карточки учащимся (2 человека) 30 ­ Определите по рис. растительноядных животных, как они приспособлены к среде обитания? ­ Перечислите хищных зверей и птиц данной зоны, как они приспособлены к среде обитания. (покровительственная окраска, теплый густой мех, корм морей) Ученики получают текст с описанием растительности тундры и выполняют следующее задание: ­   Выписывает   в   тетрадь   представителей   растительного   мира   тундры.   (1 человек) ­Читает текст и готовит ответы на вопросы, которые получила от учителя. (1 человек) Вопросы: ­ Почему «лес» в тундре низкорослый? ­ Почему в тундре нет однолетних растений? ­   Почему   листья   растений   тундры   бывают   свернуты,   одеты   волосяным покровом, имеют восковой налет? ­ Почему в тундре много растений с кожистыми листьями? ­ Почему тундровая растительность имеет ничтожно малый годовой прирост? Учитель дополняет, обобщает после ответов учащихся. 3) Обобщение по зоне «Тундра» Учитель закрепляет  на доске схему, по  которой один из учащихся делает общий вывод, исходя из схемы: причина ­ следствие. «Основные причинно­следственные связи в тундре» 4) Отношение человека к тундре. V. Подведение итогов урока ­ Общий вывод по уроку ­ Оценки за урок 31 VI. Задание на дом 1. Прочитать текст параграфа 23; 2.Нанести на контурную карту зоны тундры и арктических пустынь; 3.Вопрос № 6 на стр. 135. Заключение:           Накоплен   уже   немалый   опыт   по   развитию   познавательного   интереса учащихся при обучении географии. Но как нередко учителя сталкиваются с 32 таким явлением: чужой, списанный в литературе, блестящий урок или прием при   попытке   использовать   его   в   своем   преподавании   не   даст   ожидаемых результатов.           Причина   прироста:   у   каждого   класса   свой   опыт   познавательной деятельности   и свой  уровень  развития.  А  каждый  прием  и метод  учебной работы,   в   свою   очередь,   рассчитан   на   определенный   уровень   развития познавательной работы учащихся. Например, беседа, как наиболее доступный метод работы, с успехом может применяться в любом классе, а выполнение логико­поисковых   заданий   требует   познавательных   способностей   учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому, приемы и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. Накопленный опыт по развитию познавательного интереса учащихся требует от учителя теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приемов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов.          Как показала моя практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно,   или   в   диалоге   с   одноклассниками   приобретают   особую ценность   и   значимость.   Совместные   размышления,   поиск   истины   требуют работы   с   дополнительными   источниками   информации;   развивают   умения анализа,   синтеза,   обобщения.   Таким   образом,   помимо   знаний   у   детей формируются   навыки   социального   поведения   и   интереса   к   другому,   как источнику познания.         Педагогическая   деятельность   в   данной   системе   работы   позволяет   сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному   и   прочному   усвоению   знаний,   обозначенных   в   стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной   обстановке.   Таким   образом,   все   вышеизложенное   позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению. Список литературы: 33 1. География. Россия. Природа и население. 8 кл. учёб. для  общеобразоват. учреждений / под ред. А. И. Алексеева.­ М.: Дрофа, 2001­304 с.  2. Душина, И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов пед. институтов и университетов/ И.В. Душина, В.Б. Пятунин,   Е.А.   Таможняя.   –   М.:   ООО   «Издательство   Астрель»:   ООО «Издательство АСТ», 2002. – 203 с. 3.Методика   обучения   географии   в   средней   школе:   учеб.   пособие   для студентов пед. ин­тов по геогр. спец./под ред. Л. М. Панчешниковой.­ М.: Просвещение, 1983.­320 с.,ил. 4.Методика   обучения   географии   в   общеобразовательных   учреждениях: учебное  пособие для студентов вузов / Душина И. В., Пятунин В.Б., Летягин А. А. и др.; под ред. И. В. Душиной. ­  М. Дрофа, 2007.­ 509[3] с. : ил. 5.     .Универсальные   поурочные   разработки   по   географии   8   класс.   Е.А. Жижина, Н. А. Никитина.­ 2­е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011.­ 352с. 6.Уроки   географии   с   использованием   информационных   технологий.   6­9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ И. А. Кугут, Л. И.   Елисеева   и   др.   –   3­е   изд.,   стереотип.­   М.:   Планета,2011.­256   с.   – ( Современная школа). 7. http://www.yandex.ru 8.  http://ru.wikipedia.org 9. www.geografia.ru 10.http://www.google.ru                                                                                                            Приложение А. 34 Приложение В 35 Рисунки и схемы по теме «Климат» 7 класс 1. Тепловые пояса Земли 66,5О Холодный тепловой пояс 23,5О Умеренный тепловой Э Жаркий тепловой пояс пояс Умеренный тепловой пояс Холодный тепловой пояс 1.Распределение атмосферного давления на Земле СП ЮП 60О сш 30О сш Э 30О юш 60О юш 36 2.Распределение ветров на Земле СП ЮП 60О сш 30О сш Э 30О юш 60О юш СВ западный перенос пассаты западный перенос ЮВ 2. Распределение воздушных масс СП ЮП 60О сш 30О сш Э 30О юш 60О юш 37 38 Распределение атмосферного давления, осадков, ветров, воздушных масс на Земле 39

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2019