Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности
Оценка 4.6

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
25.05.2017
Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности
Культурно-досуговая деятельность для современных подростков является одной из первостепенных ценностей, так как в этой области реализуются их многие социокультурные потребности. Для культурно-досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуговой деятельности подростки более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей.
МОЛЬКА О. А. КУРСОВАЯ.docx
Министерство культуры Ростовской области Государственное бюджетное профессиональное Образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский колледж культуры»                                                                                  Допускаю к защите                                                                                  ______________________                                                                                  Заместитель директора по                                                                                  учебной работе И. К. Микоэльян                                                                                   «___»____________2017г.                                           Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности по дисциплине «Социально­культурная деятельность» Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности  51.02.02 Социально­культурная деятельность Вид: Организация и постановка культурно­массовых мероприятий и  театрализованных представлений Форма обучения: заочная Студентка: 5 курса   Молька Ольга Алексеевна         _______________ Руководитель: Леухова О.С. _______________ г. Ростов­на­Дону  2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА I Теоретические основы организации досуга подростков…………5 1.1 Психология подросткового возраста………………………………………5 1.2 Специфика подросткового досуга………………………………………...10 1.3 Особенности организации свободного времени и досуга подростков      в условиях сельской  местности ……………………………....................14  ГЛАВА II  Изучение особенностей организации свободного времени и                        досуга подростков в хуторе Чернышевка ……………………..20 2.1 Анализ организации досуга подростков в хуторе Чернышевка….........20 2.2 Анализ результатов социологического опроса подростков хутора            Чернышевка ………………………………………………………………..23 2.3 Рекомендации по организации досуга и свободного времени подростков в хуторе Чернышевка  ………………………………………......25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………………………………....27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….29 ПРИЛОЖЕНИЕ  ……………………………………………………………....31 2 ВВЕДЕНИЕ    В   условиях   сельской   местности   актуальной   является   задача организации культурно­досуговой деятельности подростков. Культурно­досуговая   деятельность   для   современных   подростков является   одной   из   первостепенных   ценностей,   так   как   в   этой   области реализуются   их   многие   социокультурные   потребности.   Для   культурно­ досуговой   сферы   жизнедеятельности   в   наибольшей   степени   характерна свобода   личности,   которая   проявляется   в   выборе   форм,   места,   времени проведения досуга. Именно в сфере досуговой деятельности подростки более чем где­либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. В   последние   годы   на   селе   резко   сократилась   сеть   учреждений культуры, увеличился моральный и физический износ отраслевых ресурсов, ухудшилась   структура   досуга   населения,   закрылись   мелкие   периферийные клубы.   Сегодня   некоторые   населенные   пункты   остаются   без   каких­либо очагов   культуры.   А   материально­техническая   база   большинства   выживших клубов   значительно   отстает   от   современных   требований.   Современное общество   требует   новых   технологий   в   деятельности   всех   социальных институтов, работающих с детьми, потому что в настоящее время проблема социальной и индивидуальной адаптации детей очень актуальна из­за быстро меняющихся условий жизни, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, необходимости подготовки к жизни и социальному успеху.                      Целью   данной   курсовой   работы   является   изучение   специфики организации   культурно­досуговой   деятельности   подростков   в   условиях сельской местности на примере  хутора Чернышевка Зерноградского района.           Для решения цели были поставлены следующие задачи: 3 1. Изучить психологию подросткового возраста. 2. Выявить особенности подросткового досуга. 3. Изучить   специфику   организации   досуга   подростков   в   условиях сельской местности. 4. Выявить   возможности   организации   досуга   подростков   в   хуторе Чернышевка.                      Данная работа состоит из двух глав. Первая глава «Теоретические основы   организации   досуга   подростков»   включает   в   себя:   определения   изучение понятий, выявление  особенностей   подросткового   досуга, специфики организации досуга подростков в условиях сельской местности.  Вторая   глава   «Изучение   особенностей   организации   свободного   времени   и досуга подростков в хуторе Чернышевка» представляет собой практическую часть работы, в которой проведён анализ организации досуга подростков на базе учреждений хутора Чернышевка, изучены результаты социологического опроса и даны рекомендации по организации досуга и свободного времени подростков в данном поселении. Ведущие   потребности   подростков   в   сфере   свободного   времени,   мотивы, побуждающие   их   включаться   во   внешкольную   творческую   деятельность, достаточно глубоко исследованы педагогами и психологами. Подростковый   возраст   –   это   возраст   пытливого   ума,   жадного стремления   к   познанию,   возраст   кипучей   энергии,   бурной   активности, инициативности,   жажды   деятельности.   Довольно   подробно   психология подросткового   возраста   описана  в  трудах  И.С.  Кона   и  Д.И.  Фельдштейна. Значительный вклад в исследовании досуга подростков внесли А. Г. Викторов и  Е. Н. Клюско.  4 ГЛАВА  I.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ   ОРГАНИЗАЦИИ   ДОСУГА ПОДРОСТКОВ 1.1 ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА  Человек   становится   личностью,   приобщаясь   к   жизни   общества, духовным ценностям, которые обеспечивают его целостность, его гармонию. Советский ученый Л.С. Выгодский считал, что социальная среда –   главный источник развития личности. Общество   и   личность   ­   взаимообусловливающие   друг   друга   явления, существующие лишь в неразрывном единстве. То есть если мы хотим видеть перспективы развития нашего общества и государства в целом, мы должны формировать личности. В условиях смены ценностных ориентаций, когда многие люди лишены идеалов   и   надежд,   к   которым   следует   стремиться,   просто   необходимо отстаивать ценности, спасающие человека от духовной нищеты и культурной ограниченности, учить с детства преодолевать трудности, помогать осваивать новые социальные роли.  Подростковый возраст ­ это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это   самый   ответственный   период,   поскольку   здесь   складываются   основы нравственности,  формируются   социальные   установки,   отношения   к   себе,  к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера   и   основные   формы   межличностного   поведения.   Главные мотивационные   линии   этого   возрастного   периода,   связанные   с   активным стремлением   к   личностному   самосовершенствованию,   ­   это   самопознание, самовыражение и самоутверждение.  5 В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все   без   исключения   познавательные   процессы.   В   эти   же   годы   открыто проявляется   абсолютное   большинство   жизненно   необходимых   личных   и деловых   качеств   человека.   Например,   высшего   уровня   своего   развития   в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования   логической,   смысловой   памяти.   Высокоразвитой, разнообразной   и   богатой   становится   речь,   мышление   оказывается представленным   во   всех   его   основных   видах:   наглядно­действенном, наглядно­образном   и   словесно­логическом.   Все   эти   процессы   приобретают произвольность   и   речевую   опосредствованность.   У   подростков   они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным   научение   подростка   самым   различным   видам   практической   и умственной   (интеллектуальной)   деятельности,   причём   с   использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные   способности,   в   том   числе   необходимые   для   будущей профессиональной деятельности [3. с 65.]    Подростковый   период   имеет   множество   характерных   именно   для данного   возраста   противоречий   и   конфликтов.   С   одной   стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении   разных   задач,   связанных   со   школьными   предметами   и   другими делами,   побуждает   взрослых   к   обсуждению   с   ними   достаточно   серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при   обсуждении   проблем,   особенно   таких,   которые   касаются   будущей профессии,   этики   поведения,   ответственного   отношения   к   своим обязанностям,   обнаруживается   удивительная   инфантильность   этих,   внешне выглядящих почти взрослыми, людей. [16;87] 6 Особенности   проявлений   подросткового   возраста   определяются конкретными   социальными   обстоятельствами,  и,  прежде  всего,  изменением места ребёнка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя   такое   психологическое   новообразование   этого   возраста,   как самосознание.  По   мнению   И.С.   Кона   "Характерной   чертой   самосознания   является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность,   с   её   специфическими   качествами.   Это   порождает   у   подростка стремление   к   самоутверждению,   самовыражению   и   саморазвитию.   Этому способствуют   и   те   новые   обстоятельства,   которые   отличают   образ   жизни подростка   от   образа   жизни   детей   младшего   школьного   возраста.   Прежде всего,   это   повышенные   требования   к   подростку   со   стороны   взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника   в   учении,   сколько   многими   другими   чертами   его   личности, взглядами,   способностями,   характером,   умением   соблюдать   "кодекс нравственности",   принятый   среди   подростков,   всё   это   порождает   мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются   относительно   устойчивые   образцы   поведения,   которые,   в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не   столько   в   виде   образа   конкретного   человека,   сколько   в   определённых требованиях,   которые   подростки   предъявляют   к   людям   и     самому   себе" [9,10]. Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в   этот   период   весь   организм   человека   выходит   на   путь   активной физиологической и биологической перестройки. 7 Кардинально   перестраиваются   сразу   три   системы:   гормональная,   Новые   гормоны   стремительно кровеносная   и   костно­мышечная. выбрасываются   в   кровь,   оказывают   будоражащее   влияние   на   центральную нервную   систему,   определяя   начало   полового   созревания.   Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно­мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит   к   тому,   что   повышаются   утомляемость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8—11 раз. [5,18]   возбудимость, Так   начинается негативная   фаза подросткового   возраста.   Ей свойственны   беспокойство,   тревога,   диспропорции   в   физическом   и психическом   развитии,   агрессивность,   противоречивость   чувств,   снижение работоспособности,   меланхолия.  Позитивная   фаза наступает   постепенно   и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по­ новому   воспринимать   искусство,   у   него   появляется   мир   ценностей, потребность   в   интимной   коммуникации,   он   испытывает   чувство   любви, мечтает. [4, 18] В   этом   возрасте   дети   особенно   восприимчивы   к   психологическим знаниям  и  психологическим тренингам,  направленным  на развитие  базовых навыков общения. Досуг   ­   чудесное   пространство   для   развития   культуры.   Правильная организация   досуга   способствует   формированию   культуры   общения, укреплению   семейных   связей,   создаёт   условия   для   самореализации   и самовоспитания личности. 8 1.2 СПЕЦИФИКА ПОДРОСТКОВОГО ДОСУГА Досуг   ­   возможность   человека   заниматься   в   свободное   время разнообразной   деятельностью   по   своему   выбору.   Виды   досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники,   самообразование,   творчество.   Отдых   снимает   усталость   и восстанавливает   физические   и   духовные   силы.   Пассивный   отдых   снимает напряжение   расслаблением,   созерцанием   природы,   размышлением   и   т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура,   туризм,   чтение,   слушание   музыки   и   т.п.).   Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия   и   т.п.)   имеют   компенсационный   характер   и   обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют   человеку   ощутить   эмоциональный   подъём.   Самообразование (чтение,   лекции,   диспуты,   семинары   и   пр.)   приобщает   людей   к   ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает   наиболее   высокий   уровень   досуговой   деятельности.   Детский досуг   осуществляется,   прежде   всего,   в   семье,   а   также   в   специальных учреждениях   (библиотеки,   музеи,   клубы,   дома   творчества,   спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.) [5, 48].  В   силу   ряда   причин   современные     подростки   не   в   состоянии организовать свой досуг интересно, содержательно и полезно для себя. Эти причины   носят   как   субъективный   (например,   отношения   в   семье)   так   и объективный   характер   (социально­экономическое   положение   в   стране). Молодое поколение в большинстве своём оказалось без надёжных социальных ориентиров.  Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому   распространению   алкоголизма   и   наркомании   среди   подростков. Большое   влияние   на   подростка   оказывает   телевидение,   где   с   экранов 9 обрушивается на молодёжь заряд огромной разрушительной силы. Убийства, насилия, грабежи, смерть – не сходит с экранов.  Многие из подростков своё "компьютерное время" проводят в форме примитивных   игр,   не   требующих   большого   умственного   напряжения   и совершенно не способствующих развитию.  В любом регионе России, какой ни возьми, встретишь массу молодых людей,   для   которых   понятие   "свободное   время"   сводится   к   совместному распитию   спиртных   напитков,   употреблению   наркотиков.   Эксперты утверждают, наркоманов в России сегодня 5­10 миллионов, и их число год от года только увеличивается.  В сфере досуга подростки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В   процессе   коллективного   досугового   времяпровождения   происходит упрочение   чувства   товарищества,   возрастание   степени   консолидации, стимулирование   трудовой   активности,   выработка   жизненной   позиции, научение норм поведения в обществе. Отличительной   особенностью   детского   досуга   является   его театрализация.   Художественные   образы,   воздействуя   через   эмоциональную сферу,   заставляют   его   переживать,   страдать   и   радоваться,   их   воздействие часто   намного   острее   жизненных   коллизий.   Иначе   говоря,   детский   досуг благоприятен для формирования идеалов и выработке системы ценностных предпочтений. [9]  Наибольший   удельный   вес   в   организации   их   свободного   времени занимает образовательная деятельность. Она определяется как свободная, не регламентированная государственным обязательным обучение деятельность,   инициативе   и основанная   на   личных   интересах, самостоятельности самих детей, обеспечивающая удовлетворение широкого   добровольности, 10 спектра   их   разнообразных   индивидуальных   потребностей   и   интересов, опирающаяся   на   богатый   арсенал   средств,   форм   и   методов   приобретения знаний,   умений   и   навыков,   достаточных   для   получения   успеха   в   жизни, позволяющая   углубить,   дополнить   и   развивать   информацию   и   знания, полученные в общеобразовательной школе. Одним из основных видов содержательного наполнения досуга детей является культурно   –   досуговая деятельность   –   сфера   самовыражения   и самореализации   личности,  её   потенциальных   желаний   и   возможностей,  что позволяет включать этот вид деятельности в рамки времени, свободного от общественного или иного принуждения. В   культурно   –   досуговой   деятельности   подростки   знакомятся   с искусством,   природой,   трудом,   нормами   и   правилами   межличностного общения,   нравственными   и   эстетическими   ценностями.   Как   известно, отклоняющееся   поведение   подростков   является   следствием   нарушения процесса   социализации.   И   её   коррекция   возможна   лишь   через   вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.[2;23] Организационные   формы   работы   с   подростками   должны   быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Важно   что   подростковый   период   развития   характеризуется отметить, существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений,   когда   подросток   субъективно   вступает   в   отношения   с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее 11 активных   событиях,   которые   объединены   по   степени   важности   и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. К   данной   форме   можно   отнести   –   массовые   представления,   вечера отдыха,   шоу   –   представления,   зрелища,   литературные   вечера,   творческие встречи с известными людьми. Досуговое   время   подрастающего   поколения   оказывает   огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяет   кругозор;   постигается   процесс   технического   творчества; происходит   знакомство   с   историей   спорта   и   так   далее;   наконец, осуществляется вооружённость досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.[3] Просветительские формы   включают   в   себя   лекции,   беседы,   диспуты, дискуссии.   Подросток   познаёт   не   только   что­то   новое,   но   и   учится формировать свою точку зрения. В   структуре   свободного   времени   подростков   достаточно специфическим видом деятельности является игровая деятельность, которая в   содержательном   плане   рассматривается   в   части   эмоционально   – нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том   числе   и   к   самой   себе.   Игровой   вид   деятельности   в   содержательном отношении   предполагает   овладение   опытом   поведения   социально   активной личности.  Именно   поэтому,   роль   игровой   деятельности   в   сфере   свободного времени   и   досуга   подростков   чрезвычайно   велика,   так   как   она   органично входит   в  общую   систему   деятельностного   воспитания   в  сфере  свободного времени.   Она   хорошо   сочетается   с   другими   видами   деятельности,   часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют 12 содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга. 1.3   ОСОБЕННОСТИ   ОРГАНИЗАЦИИ   СВОБОДНОГО   ВРЕМЕНИ   И ДОСУГА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ  На сегодняшний день проблема досуга подростков стоит очень остро. Зачастую   детям   просто   нечем   себя   занять,   особенно   когда   речь   идёт   о сельской местности.     Подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы   воспринимать   все   новое   и   непознанное,   не   задумываясь   о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить   как   положительный,   так   и   отрицательный   образ.   Когда   нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками,   курением,   алкоголизмом   и   другими   вредными   привычками. Именно   поэтому   основной   задачей   органов   управления   и   учреждений культуры должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения.[7] Создание   положительного,   привлекательного   имиджа   учреждения культуры   позволит   привлечь   в   его   стены   больше   детей   и   подростков,   что создаст   определенную   альтернативу   праздному   времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально   для   подростков   сельской   местности,   где   культурный   уровень населения   намного   уступает   этому   же   уровню   городского   населения.   В сельской местности и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как можно с пользой проводить свободное время. Люди   в   деревне   сильно   отличаются   историей   своей   индивидуальной жизни и выполняют так много различных функций, что делать какую­то одну 13 функцию   более   существенной   кажется   уже   не   столь   само   собой   Вместо   этого   люди   в   деревне   признаются   как разумеющимся. индивидуальности. Они проявляют себя в своем характере, а не в отдельных ролях.   Роли   не   закреплены,   они   могут   исполняться   разными   лицами   и исполнителей   можно   вычислить.   Характеры   тоже   поддаются   качественной оценке, но их не взять напрокат. Они принадлежат совершенно определенному индивидууму, вполне определенной личности. Жизнь   в   деревнях   зависит   от   людей,   которые   проявляют   в   своей деятельности   необыкновенно   высокую   меру   ответственности,   особенно   в отношении тех, кто живет с ними в семье. Жизнь в деревенском объединении имеет определенное сходство с жизнью семьи. При этом все же элементы как традиционной,   так   и   современной   семьи   соединяются   в  совершенно   новой форме.   Жизнь   в   деревне   сходна   с   традиционной   семьей   тем,   что   общими узами   связано   большое   число   ее   членов.   Семейные   объединения   довольно велики,   и   каждая   деревня   может   считаться   еще   большим   единством разветвленных   родственных   связей.   Так,   например,   небольшие   праздники происходят в отдельных домах, а большие открыты для всех жителей деревни. Рождение   ребенка   вызывает   всеобщий   интерес,   а   крещение   представляет собой   такое   большое   общественное   событие,   что   на   празднование приглашается  вся  деревня.  То  же относится  к свадьбам  и  погребениям.  В деревнях семейная жизнь не скрывается: все жители принимают в ней участие. [6, 12] Социальная среда поселка выступает как объединяющее начало всех его жителей, в том числе и детей, которые наиболее подвержены ее стихийному влиянию. При этом качественная характеристика сельских учреждений культуры (клубов,   библиотек,   киноустановок),   всей   атмосферы   культурной   жизни обнаруживает   все   большее   значительное   отставание   села.   Понимание 14 ограниченности   (в   сравнении   с   городом)   «ассортимента»   учреждений культуры   в   селе   порождают   у   сельских   жителей   известную неудовлетворенность культурно­просветительным и бытовым обслуживанием. Культурный   центр   представляет   собой   комплекс,   объединяющий   все основные культурно­просветительные учреждения, обслуживающие население по месту его жительства. Проблема формирования и удовлетворения культурных потребностей особенно остро стоит перед сельскими учреждениями культуры. Многие   потребности   могут   быть   удовлетворены   при   условии взаимодействия   различных   учреждений   культуры,   например,   библиотеки   и клуба,   школы   и   клуба,   клуба   и   спортивных   организаций.   Учреждения культуры являются своеобразными центрами организации досуга.  Итак,   сложившиеся   сегодня   формы   культурно   –   досуговой деятельности   имеют   целью,   прежде   всего,   духовное   развитие   личности подростка,   построенного   на   взаимоотношении   с   социальной   средой   и обществом в целом. В   последние   годы   во   многих   регионах   России   развитие   культурно­ досуговой деятельности имеет вариативный характер. Происходящая реорганизация в культурно­досуговой сфере ликвидация многих клубных учреждений и изменение их детальности открыли дорогу для разнообразной работы клубов по интересам в микросоциумах. При   целесообразно   сформированной   педагогической   деятельности, имеющей   непосредственное   влияние   на   выбор   свободного   времени   происходит   развитие   организованных   и подростков   и   молодежи, неорганизованных видов и форм самодеятельного творчества. Для того чтобы удовлетворить запросы и интересы современного поколения, важно и нужно экспериментировать,  но   не   по   принуждению,  а  при   условии   всестороннего выявления интереса личности.[13;31] 15 Изменения,   наблюдаемые   во   всех   сферах   общественной   жизни, отражаются   как   на   развитии   художественной   самодеятельности,   так   и   на развитии любительства. Становится все более сложным как заниматься самим художественным   творчеством,   так   и   создавать   среду   его   обитания,   что вызывает возникновение новых проблем. Причин для этого множество:   несформированность   российского   рынка, ­   во­первых,   когда соотношение спроса и предложений не уравновешены;  ­   во­вторых,   отсутствие   опоры   в   виде   теоретического   опыта   в организации   досуговых   форм,   что   порождает   неуверенность   в   действиях руководителей клубных объединений; ­   в­третьих,   несущественная   поддержка   государством   культурных учреждений (а иногда и вообще отсутствие ее).  Несмотря на все трудности в организации работы учреждений досуга, процесс   демократизации   общества   усилил   проявление   инициативы   среди работников социально­культурной сферы. Этому способствовал и отход от заорганизованных   форм   работы,   и   модификация   ценностной   ориентации подростков,   стремление   к   независимым   и   свободным   видам   досуга, являющимся основными в работе многих культурно­досуговых учреждений на современном   этапе.   Множество   вариантов   дискуссии   о   возможном перемещении   клубных   объединений   в   стены   школьных   учреждений,   где существует добровольно большое количество кружковых коллективов, стали основной темой поиска новых путей в организации досуга подростков. Но возлагать на школу всю работу по организации досуга школьников вряд ли правомочно, так как многие из них страдают от нехватки помещений, да и школьная   атмосфера   не   всегда   располагает   к   свободному   общению   и вовлечению   наибольшего   количества   детей   и   подростков   в   сферу любительского творчества. 16 Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают в каникулярное время, когда свободного времени у детей становится больше. Более пристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованный характер [12. с 165]. Проекты и мероприятия, проводимые в стенах учреждений культуры и направленные на решение данных задач, должны входить составной частью в разрабатываемые и реализуемые на территории муниципальных образований целевые программы по организации отдыха и досуговой занятости детей и подростков в летний период. Основными формами организации досуга подростков и их культурного обслуживания в летний период могут быть: ­   организация   работы   детских   оздоровительных   лагерей   на   базе культурно­досуговых учреждений ­   проведение   культурно­досуговых   мероприятий   и   организация кинопоказа для неорганизованных детей и подростков ­   проведение   Дней   Подростка   (с   организацией   юридических   и психологических консультаций, встреч по профориентации и пр.) ­   привлечение   детей   и   подростков   в   клубные   объединения   и коллективы самодеятельного народного творчества ­ организация гастрольной деятельности коллективов самодеятельного народного творчества в соседние поселения ­   проведение   творческих   смен   для   участников   коллективов самодеятельного   народного   творчества   и   одаренных   детей   ("театральные смены", "фольклорные каникулы" и пр.) ­   участие   в   организации   и   проведении   мероприятий   по трудоустройству подростков ("Ярмарки вакансий") ­   организация молодежных акций по благоустройству города (села), учреждений культуры. 17 Одним из вариантов организации летнего отдыха детей и подростков является организация летних лагерей на базе клубного учреждения. Основой таких   лагерей   может   являться   временное   детское   объединение,   которое необходимо превратить во временный детский коллектив. Возможно создание нескольких профильных объединений, которые будут объединять подростков, увлечённых   одной   идеей.  Наиболее   эффективными   могут   быть   следующие направления деятельности: поисковая, спортивная, трудовая, милосердная и благотворительная,   эстетическая   и   др.   Деятельность   такого   объединения может быть наиболее эффективной, если оно будет состоять из детей разного возраста. Преимуществами таких объединений являются следующие факторы: ­ прямая передача опыта старших младшим, где младшие заимствуют манеру поведения, приобретают умения и навыки в конкретной совместной деятельности; ­   возможность   для   каждого   раскрыться   как   личность   вокруг привлекательной идеи, интересного дела; ­   удовлетворение   возрастных   потребностей:   у   младших   ­   иметь "пример", походить на него; у старших ­ утвердиться в роли лидера; ­   сотрудничество   старших   и   младших   значительно   обогащает отношение   детей   в   таких   объединениях,   непременно   воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим; ­широкие   социальные   связи,   исключающие   опасность   замкнутости, отгороженности от других коллективов. В   работе   по   организации   летнего   отдыха   детей   и   подростков   может быть использован опыт работы летних оздоровительных лагерей и лагерей на базе общеобразовательных школ. Кроме вышеназванных общих принципиальных подходов к определению стратегии   деятельности,   роли   и   места   органов   управления   и   учреждений культуры   в   системе   профилактической   работы,   существуют   совершенно 18 конкретные направления деятельности  по профилактике правонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры. В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно­ массовых   мероприятий,  непосредственно   направленных   на   воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных   установок   и   культурных   стереотипов,   которые   помогут подросткам   и   молодежи   легче   адаптироваться   во   взрослом   мире.   При проведении   мероприятий   очень   важно   учитывать   психологические особенности   подростков,   максимально   уходить   от   дидактики   и   принципа запрета.   Вместо   "нельзя"   (нельзя   совершать   преступления,   употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить "можно" ­ можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение [14. с 10]. Клубным   учреждения   совместно   с   учреждениями   образования   план   работы   с   детьми   и   подростками   в необходимо   разрабатывать   каникулярное время. Самой   популярной   и   востребованной   формой   организации подросткового досуга по­прежнему остаётся дискотека. Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов. Очевидно, что значительный объём музыкальной информации, влияние теле, аудио,   видео   программ,   изменчивость   палитры   музыкальных   увлечений подростков ­ всё это требует на современном этапе специального изучения, постоянного  внимания  со  стороны  организаторов  дискотечных  программ  и постоянного осмысления своего личного опыта. [9, 49]. Для     проведения     подростковых   дискотек,   необходимо   привлекать самих   подростков,   направлять   их   креативные   идеи   в   соответствуещее социокультурное  русло.    19 В   процессе направленного воспитания личности подростка,  с  одной стороны   происходит духовное   и   нравственное   развитие,     с     другой     – идет   своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные     интересы   и       потребности,       происходит       социализация подростков,   которая   носит положительную направленность. Но   всё   же   организационная     деятельность   подросткового времяпрепровождения   нуждается   в   более   насыщенном   этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на  гармонизацию  отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом. 20 ГЛАВА  II.   ИЗУЧЕНИЕ   ОСОБЕННОСТЕЙ   ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО   ВРЕМЕНИ   И   ДОСУГА   ПОДРОСТКОВ   В   ХУТОРЕ ЧЕРНЫШЕВКА  2.1   АНАЛИЗ   ОРГАНИЗАЦИИ   ИССЛЕДОВАНИЯ   ДОСУГА ПОДРОСТКОВ В ХУТОРЕ ЧЕРНЫШЕВКА  Рассмотрим   возможности   развития   досуга   на   примере   хутора Чернышевка Зерноградского района Ростовской области.  В хуторе имеются культурно – образовательная среда: 1. Конзаводской Дом культуры. 2. Средняя общеобразовательная школа им. Героя России Андрея Зозули. 3. Библиотека.  Население села составляет 2133 человека, из них детей и подростков до 18 лет – 187. Воспитательная   система   социальной   ориентации   учащихся   школы выполняет следующие функции: 1)   Развивающую,   направленную   на   стимулирование   положительных изменений   в   личности   ребёнка   и   педагога,   поддержку   процессов   развития способностей детей, подростков и взрослых. 2)   Интегрирующую,   способствующую   объединить   в   одно   целое   все воспитательные воздействия. 3)   Защитную,   направленную   на   повышение   уровня   социальной защищённости   учащихся   и   педагогов,   нейтрализацию   влияния   негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и процесс его развития. 4)   Регулирующую,   предполагающую   создание   условий   в   школе   для компенсации   недостаточного   участия   семьи   и   социума   в   обеспечении жизнедеятельности   ребёнка,   раскрытие   и   развитие   его   склонностей   и способностей. 21 5)     Корректирующую,   которая   заключается   в   осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности. В школе активно ведётся работа по организации досуга и свободного  времени   подростков.   На   данный   момент   в   школе   работают   разнообразные кружки. (Приложение №1) Используются следующие формы: ­ Тематические вечера (математический вечер, литературный вечер.) ­ Тематические концерты (концерт ко Дню защитника отечества,    концерт ко Дню учителя и т.д.) ­ Праздники (23 февраля,8 Марта, Новый год и др.) ­ Бал (осенний бал, Новогодний бал, выпускной бал.) ­ Тематические дискотеки ­ Предметные олимпиады ­ Интеллектуальные игры. ("Что? Где? Когда?") ­ Спортивные праздники. ( "Осенний марафон") 2. Изготовление и развешивание скворечников, кормушек. 3. Благоустройство парка у школы и у обелисков. 4. Посадка деревьев, цветов и кустарников. 7. Участие в работе районного объединения "ЮИД" Во время школьных каникул для учеников организовывается спортивно­ оздоровительный и трудовой лагерь. Из   всего   выше   изложенного   можно   сделать   вывод,   что   организация досуга подростков в школе находиться на высоком уровне.         Основные цели и задачи Конзаводского Дома культуры. ­ Подготовка к юбилейным датам Российской истории. ­ Реализация мероприятий в рамках областных и районных программ    по  развитию культуры. 22 ­ Упорядочение сети учреждений культуры в соответствии с    социальными нормативами. ­ Расширение инфраструктуры услуг, предоставляемых учреждениями   культуры для населения.            На базе данного Дома культуры осуществляется реализация вокального и танцевального кружков для разных возрастных групп. Количество  подростков, посещающих эти кружки сравнительно не большое – 32 человека.  Несмотря на это, коллектив Конзаводского Дома культуры проводит  большую работу по эстетическому воспитанию подростков. Регулярно  проводятся различные мероприятия такие как: ­ Бал маскарад «Ах, карнавал ­ удивительный мир». ­ Историческая страничка «Из нашего прошлого для нашего    будущего». ­ Игра – диспут «Современное ли чувство любовь?». ­ Беседа «Улетай облако дыма». ­ Конкурсная программа  «Юная конзаводчанка­2016г. ­ Молодежный диско­бал «Путешествие в мир танца». ­ Урок мужества «Жизнь во славу Отечества» ­ Час интересных сообщений «Твои права, подросток» ­ Экологический диалог «В земле наши корни» ­ Беседа­диспут «трудный возраст, как с ним быть» ­ Фотовыставка «Наши земляки на службе Родины» ­ Вечер поэзии «Поэзия ­ лекарство для души» ­ День знаний. Развлекательная программа «Заживем мы снова    дружно» ­ Шахматный турнир «Сделай ход конем» ­ Час интересных сообщений «Правда о вредных привычках» ­ Смотр ­ конкурс юных талантов: «А мы сами с усами»  23 ­ Час интересных сообщений «Неформальные объединения     подростков» ­ Диспут­беседа «Трезвость­норма жизни» ­ Конкурсная программа «А ну­ка, парни!» ­ Диспут «Тебе нужны наркотики? Нет, это наркотикам нужен ты». Исходя   из   перспективного   планирования,   в   Доме   культуры   каждый месяц проводят несколько мероприятий для подростков, но проблема в том, что   эти   мероприятия   посещают   далеко   не   все.   Большинству   детей   это кажется не важным и не интересным. Сельские подростки не видят перед собой   примера   посещения   взрослыми   таких   мероприятий,   потому   что взрослое население в деревне отдаёт много времени тяжёлому физическому труду, после чего им уже не активного досуга.  В Конзаводской сельской библиотеке зарегистрированы 132 подростка, но   посещаемость   незначительная.   Всю   необходимую   информацию   дети находят в интернете, а чтение художественной литературы на селе не в моде. Работники библиотеки используют множество способов организации детей и подростков, на базе данного заведения проводятся различные познавательные,   книжные   выставки, развлекательные   и   конкурсные   мероприятия: исторические и информационные часы, беседы, ролевые игры и презентации.  Дом   культуры,   сельская   библиотека   ­   учреждения,   которые   должны максимум   организовывать   досуг   взрослого   населения. Согласитесь, родителям, которые кроме работы, телевизора и домашних забот ничего не видели, будет сложно воспитывать своего ребёнка. Хорошо организованный досуг ­ это общение с людьми, мотивация,  снижение нервной напряженности, это жизнь населения. 24 2.2   АНАЛИЗ   РЕЗУЛЬТАТОВ   СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО   ОПРОСА ПОДРОСТКОВ ХУТОРА ЧЕРНЫШЕВКА С целью анализа досуговых предпочтений и возможностей подростков в хуторе   Чернышевка   был   проведён   опрос   на   тему   "Досуг   подростков" (Приложение № 2). В опросе приняли участие подростки Конзаводской СОШ имени Героя России Андрея Зозули в количестве 40 человек, из них 20 мальчиков и 20 девочек. Подростки в возрасте от 12 до 15 лет, а именно учащиеся 6­9 классов. Мы ставили   цель   определить   наиболее   популярные   виды   проведения   досуга, выявить предпочтения в проведении досуга. Исходя из результатов данного вопроса, мы можем сделать вывод, что большинство подростков довольны, но не совсем проведением досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что сельская местность не располагает всеми   доступными   средствами   для   организации   разносторонней   и   полной организации   досуга   для   подростков.   Досуговая   деятельность   в   селе осуществляется на художественном уровне, а не на профессиональном. На селе много талантливых подростков, но недостаточно досуговых учреждений, которые бы способствовали реализации способностей, увлечений и интересов подростков. Исходя   из   результатов   анкеты   видно,   что   большинство   подростков достаточно не однообразно проводят свое свободное время. (Приложение №2) Самым предпочитаемым времяпровождением для подростков, так ответили 26 человек (65%), является   занятие спортом, этому способствует большое количество спортивных секций на базе школы. К тому же в 2016 году рядом со   школой   построили   современную   спортивную   площадку   на   средства Крестьянского хозяйства «РЗ АГРО Русская земля».  Различными   видами   творчества   (вокал,   танцы,   рисование,   квилинг) занимаются 20  человек  (50%), к  сожалению  это  практически  те  же  самые 25 дети, которые занимаются спортом. 10 человек (25%) ответили, что всё своё свободное время посвящают просмотру ТВ, потому что ничего интересного для них в поселении нет. Большая   часть   из   опрошенных   подростков   (75%)   являются   членом какого­либо кружка или досугового объединения. Преобладающим мотивом участия   является   желание   получить   новый   для   себя   объём   информации, знания,  умения  и   навыки,  общение.  Это   можно  объяснить   тем,  что  в  селе практически не осталось многодетных семей, дети стремятся выйти куда­то, получить дополнительное общение, проявить себя. Так   же     можно   сказать,   что   большинство   подростков   далеко недостаточно   могут   реализовать   свой   талант   и   увлечения,  умения,  личные навыки   и   способности   в   данной   сельской   местности.   Некоторым   детям приходится   ездить   в   школу   искусств   в   районный   центр,   чтобы   получить дополнительное образование. К сожалению, не у всех детей и родителей есть такая   возможность,  потому   что   это   требует   много   материальных   затрат   и времени. Личное   участие   в   культурно­массовой   работе   выражается   тем,   что подростки   участвуют   в   концертах,   проводимых   мероприятий   в   клубе, библиотеке и  музее. На вопрос, какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели   видеть   в   своем   поселке,   37%   респондентов   ответили,   что   им   не хватает бассейна, 30% хотят посещать кружок актёрского мастерства, 15% ­ художественную школу, 4 человека сказали, что их этот вопрос   совсем не интересует. 2.3   РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО   ОРГАНИЗАЦИИ   ДОСУГА   И СВОБОДНОГО   ВРЕМЕНИ   ПОДРОСТКОВ   В   ХУТОРЕ ЧЕРНЫШЕВКА  26 На   основании   проведенных   исследований   и   полученных   результатов, можно сформулировать рекомендации по организации досуга и свободного времени подростков в хуторе Чернышевка: 1)   включать   родителей   в   совместную   с   детьми   досуговую деятельность, чтобы они были заинтересованы в развитии способностей своих детей и помогали им их реализовывать; 2)   использовать   возможности   семьи   для   организации   свободного времени детей, их товарищей по двору, классу, школе (домашних библиотек, аудио,   видеоаппаратуры,   спортивно­туристского   инвентаря,   музыкальных инструментов); 3) открывать кружки, творческие объединения для организации досуга в соответствии с интересами детей; 4)   инициатором   создания   и   организации   работы   с   подростками   и молодёжными объединениями должен выступать социальный институт села: школа,   сельский   клуб,   музей,   сельская   администрация,   комитет   по   делам молодёжи, крестьянское хозяйство и т.д.; 5) основу развития молодёжного движения на селе должны составлять традиции, которые являются формой передачи воспитательных ценностей от одного поколения к другому, их необходимо сохранять. 6) развивать современные молодежные объединения, которые должны строиться   на   внедрении   новейших   информационных   технологий, телекоммуникаций. 7)   организовывать   в   социуме   совместную   общественно­полезную   и культурно ­ досуговую деятельность подростков и взрослых. 8) необходимо улучшить работу Конзоводского Дома культуры хутора Чернышевка   в   организации   досуга   подростков   так   как,   по   результатам исследования, подросткам интереснее посещать школьные кружки и секции. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обобщая   вышесказанное,   досуг   и   свободное   время   ­   это   сфера свободного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в тоже время целенаправленность самого процесса досуга, который охватывает искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д. Досуговая   сфера   даёт   ребёнку   возможность   заниматься   любимым делом,   встречаться   с   интересными   людьми,   посещать   значимые   для   него места, быть участником важных событий. В процессе досуга ребёнку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. В сфере досуга дети, подростки, юноши и девушки более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет   с   максимальной   эффективностью   воздействовать   на   их нравственный   облик   и   мировоззрение.   В   процессе   активного   досугового 28 времяпровождения   происходит   укрепление   чувства   товарищества, стимулирование   трудовой   активности,   выработка   жизненной   позиции, научение нормам поведения в обществе. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены   его   прогрессивные   возможности.   Но   неорганизованный   досуг может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение,   привести   к   ограничению   духовного   мира   и   даже   к   таким проявлениям   асоциальности,   как   пьянство,   наркомания,   проституция, преступность. Итак,  особую  актуальность  приобретает  вопрос  о  целостной системе воспитания в различных сферах деятельности ­ в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Сельский   клуб   должен   быть   местом   коллективного   праздника, коллективной   игры,   коллективного   творчества,   коллективного   отдыха. Поэтому   основополагающим   в   деятельности   становится   массовая   работа, помогающая привлечь в клуб ребят, заинтересовывающая их, восполняющая развитие   познавательной   и   художественной   деятельности   школьников, прививающая любовь к земле, сельскому труду, традициям в быту и культуре, сельской жизни. Чтобы дети с разными интересами, запросами пришли в клуб и стали его активными   участниками,   он,   прежде   всего,   должен   создать   максимально приемлемые   условия   для   культурного   использования   свободного   времени. Главным   среди   них   является   организация   разнообразных,   непохожих   на учебную  видов   деятельности.  Это   создает   предпосылки   для   всестороннего развития   разнообразных   интересов,   способностей,   выбора   индивидуальных занятий ребят, участвующих в работе клуба. По результатам исследования можно сделать  следующие выводы: ­ досуг и свободное время подростков не достаточно разносторонний;  29 ­ в сельской местности не хватает квалифицированных специалистов и возможностей расширения штата;  ­ распространенные формы досуга: занятия физкультурой и спортом, занятие творчеством, общение с близкими и друзьями, просмотр  телевизора; ­   неинтересны   подросткам   такие   формы   досуга   как:   чтение литературы, подвижные игры; ­   возможностей   для   реализации   творческих   способностей,  умений   в Конезоводском   Доме   культуре   хутора   Чернышевка   недостаточно,   к сожалению,   подросткам   интереснее   посещать   школьные   кружки   и   секции, следовательно необходимо улучшить работу Дома культуры в организации досуга подростков.   Список использованных источников 1. Аристотель, Никомахова этика. [Текст] /Политика // Аристотель.   Сочинение в 4т. Т.4. – М.: Мысль, 1984. 2. Воспитательная   деятельность   клубных   учреждений   [Текст].­   М:   НИИ культуры, 1983­С.3­62. 3. Викторов,   А.Г.   Досуг   –   дело   серьёзное     [Текст]   /   А.   Г.   Викторов   // Воспитание школьников. ­  2000. ­ № 5. – С.110 4. Демченко, А.В. Некоторые проблемы современного развития культурно­ досуговой деятельности и народного творчества  [Текст] / А. В. Демченко //Культурно­досуговая деятельность и народное творчество. ­ М.: ГИВЦ  МК. Р.Ф., 1996.­ С.49 5. Дробинская, Е.И. Свободное время и развитие личности [Текст]   / Е.И. Дробинская, Э.В. Соколов .– СПб., 1983. 30 6. Ерасов, Б.С. Социальная культурология [Текст]: Учебное пособие / Б.С.  Ерасов. ­ М: Аспект пресс, 1997 7. Ерошенко, И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками  [Текст] / Ерошенко И.И// ­ М.: Просвещение, 1986. – 126 с. 8. Зареский, Е. Я. Организация и методика клубной работы [Текст] / Е.Я.  Зареский, ­ М.: Просвещение, 1995. 9. Кон, И.С. Ребёнок и общество [Текст] / И.С. Кон – М.: Академия, 2003. 10.Кон, И. С. Психология юношеского возраста [Текст] / И. С. Кон.­ М.: Академия, 1989. 11.Краковский,   А.П.   О   подростках   [Текст]   /   А.   П.   Краковский.   ­   М.: Педагогика, 1999. 12.Киселёва,   Т.Г.   Основы   социально­культурной   деятельности   [Текст]:   / Учебное   пособие/   Т.   Г.   Киселёва,   Ю.   Д.   Красильников.   ­   М.:   Изд­во Московского государственного университета культуры, 1995.­136с.  13.Клюско, Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности  [Текст] / Е. М. Клюско ­ М.: НИИ культуры, 1997.­С.31­33. 14.Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р. С. Немов . ­М.: Владос, 2004.­ С. 144. 15.Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Столяренко, Л.Д. ­   Ростов н/Д: Феникс, 1997. 16.Фельдштейн, Д. И. Психология современного подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. ­ М.: Педагогика, 1997. 17.Фельдштейн   Д.И.   Психологические   аспекты   изучения   современного подростка [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии, ­ 2005. ­ №1 18.Хорунженко, К.М. Культурология[Текст]: Энциклопедический словарь. / К. М. Хорунженко. – Ростов н/Д, 1997.­ С.230­235. 31 Расписание кружков СОШ имени героя России А. Зозули. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Кол­во часов Название кружка Кол­во  обучающихся № п/п Художественно – эстетическое направление 1 2 3 Социальная и экологическая направленность «Музейное дело» 4 «Музыкальная лестница» Хореография «Волшебный завиток» 2 2 2 1 20 15 20 15 СМИ 5 1 15 «Школа – плюс» Физкультура и спорт 32 1 2 2 1 1 7 8 10 11 12 20 15 15 15 15 Военно   –   спортивная подготовка Волейбол (девочки) Футбол Волейбол (мальчики) Баскетбол (мальчики) Информация о кружковой деятельности за счёт ФГОС     на 2016­2017 учебный год № п/п 1 2 Кол­во часов 2 6 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 6 7 7 5 5 4 5 2 7 5 2 2 7 1 5 Класс 1а, 1б 1а,   1б,5а,   5б, 6а, 6б 4а,   4б,5а,   5б, 6а, 6б 1а,1б,   3,2б,4а,4б 1а,1б,   3,2б,4а,4б  2а, 3,2б,4а,4б 2а, 2а,  2а, 3,2б,4а,4б 1а,1б, 2а, 2б  1а,1б, 2а, 3,2б  2б, 2а 1а, 1б,2а,2б,3,4а,4б 1а,1б, 3,4а,4б 4а,4б 4а,4б 1а,1б, 2а,2б,3,6а.6б 3 1а,1б, 2а, 3,2б Кол­во  детей 44 109 128 128 84 84 73 96 29 128 99 32 32 127 23 96 33 Название кружка, секции «В мире сказок» Шахматы  Настольный теннис «Земля – наш дом» «Уроки здоровья» «В школу с улыбкой» «Занимательная информатика» Речевой этикет «Радуга» Хочу танцевать Доноведение Дорогою открытий и добра Мир профессий Час занимательных наук Хор­студия нотки» «Я ­ исследователь» Подвижные «Весёлые игры. Спортландия Художественная мастерская Физкультура для всех «Умелые ручки» К тайнам слова Краеведение Я живу в России Безопасное колесо Агентство добрых дел Основы культуры   корейской 18 18 19 20 21 22 23 24 25 2 6 4 4 4 4 2 4 4 4а,4б 5а, 5б, 6а, 6б 5а, 5б, 6а, 6б 5а, 5б, 6а, 6б 5а, 5б, 6а, 6б 5а, 5б, 6а, 6б 5а, 5б 5а, 5б, 6а, 6б 5а, 5б, 6а, 6б 32 65 65 65 65 65 34 65 65 34 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 АНКЕТА 1. Каким видом деятельности Вы предпочитаете заниматься в свободное  время? а) просмотр ТВ б) занятие спортом и физкультурой  в) общение с близкими, соседями, друзьями г) рукоделие (вязание, вышивание) д) помощь родителям е) творчеством (вокал, танцы, рисование)  2. Являетесь ли Вы членом какого­либо кружка или досугового        объединения в своем селе?   _______________________________________ 3. Если да, то какой мотив Вашего участия в нем является преобладающим?         а) желание получить новый для себя объём информации, знания, умения               и  навыки.         б) общение с друзьями.  4. Можете ли сказать про себя, что в рамках своего свободного времени, в  условиях сельской местности Вам удается достаточно полно реализовать свои таланты и увлечения, умения, личные навыки и способности?   5.  В чем выражается Ваше личное участие в культурно ­ массовой работе  Вашей местности? __________________________________________________________________  6. Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели  видеть в своем поселке? 35 __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 36

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности

Курсовая работа Организация досуга подростков в условиях сельской местности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017