Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей
Оценка 4.7

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
Взрослым
03.03.2019
Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
курсовая с ЧРИО.doc
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский институт образования» Минобразования Чувашии Кафедра дошкольного образования КУРСОВАЯ РАБОТА Тема «Роль «малой» Родины в формировании у детей  …лет  патриотических чувств»                                                Выполнила:                                                                               Дмитриева  Анастасия                                                                                           Михайловна                                                                               слушатель курсов по                                                                            профессиональной                                                    переподготовке                                                             «Теория и методика                                                                          дошкольного образования» Чебоксары – 2014 г. Содержание Введение ……………………………………………………………………...3 стр Глава I. Теоретическое исследование проблемы воспитания нравственно­ патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с  историей и культурой родного города ………………………………… …..6 стр 1.1 Исследование теории вопроса воспитания нравственно­патриотических  чувств у детей  ………………………………………………………………..6 стр 1.2 Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ 10 стр 1.3 Нравственно­патриотическое воспитание детей дошкольного возраста  через ознакомление с историей и культурой родного города при  взаимодействии с родителями……………………………………………...15 стр Глава II. Воспитание нравственно­патриотических чувств у детей  дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей и культурой  родного города при взаимодействии с родителями……………………….19 стр 2.1 Методология и принципы построения работы………………………..19 стр 2.2 Воспитание нравственно­патриотических чувств у детей дошкольного  возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при  взаимодействии с родителями……………………………………………...21 стр Заключение………………………………………….……………………….25 стр Список  использованной литературы....................…………………………27 стр Приложение ………………………………………..………………………..29 стр 2 Введение Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать  человека. Нравственно ­ патриотическое воспитание детей является одной из основных  задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно  начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к  матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным  домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,  чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные  через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности  патриота.       Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать  утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и  гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011­2015 гг.» утверждена постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути  патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на  «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения  единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности  человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и  своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо  родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как  обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать   дошкольникам  ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и  любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы   по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашей группе  создан детско­родительский клуб  «Растишка». Целью создания клуба  «Растишка»  послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества 3 с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в  педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию. А  также воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям  здорового образа жизни, формирование нравственно­ духовного начала. Актуальность темы: Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия,   Российская   Федерация,   она   одна   на   всех,   кто   родился  на   ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела,   которые   были   бы   на   благо   своего   дома,   детского   сада,   города,   а   в дальнейшем   –   и   на   благо   всей   страны.   Знакомство   с   большой   Родиной   – Россией – является третьей основной ступенью нравственно­патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина. Именно   поэтому, цель   нашего   исследования –   определить   особенности взаимодействия   с   родителями   по   воспитанию   нравственно­патриотических чувств   у   детей   дошкольного   возраста   через   ознакомление   с   историей   и культурой родного города. Объектом   исследования является   воспитание   нравственно­патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Предмет   исследования –   особенности   взаимодействия   с   родителями   в процессе   воспитания   нравственно­патриотических   чувств   у   детей   через ознакомление с историей и культурой родного города. В ходе исследования были поставлены задачи: 1.   Изучить теоретические аспекты воспитания нравственно­патриотических чувств   у   детей   дошкольного   возраста   через   ознакомление   с   историей   и культурой родного города. 2.   Рассмотреть формы взаимодействия ДОУ с родителями, в том числе в процессе воспитания нравственно­патриотических чувств у детей. 3.   Разработать   педагогический   проект   системы   работы   по   воспитанию нравственно­патриотических   чувств   у   детей   дошкольного   возраста   через 4 ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями. Работа   по   нравственному   воспитанию   проводится   регулярно   и   в   системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания   для   детей   теплой,   уютной   атмосферы.   Каждый   день   ребенка   в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.   В своей работе используем различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ.  В   работе   по   нравственно­   патриотическому   воспитанию   особое   место отводим   произведениям   детской   художественной   литературе,   русским народным   играм,   устному   народному   творчеству,   народно­прикладному искусству. 5 Глава I. Теоретическое исследование проблемы воспитания нравственно­ патриотических   чувств   у   детей   дошкольного   возраста   через ознакомление с историей и культурой родного города 1.1   Исследование   теории   вопроса   воспитания   нравственно­ патриотических чувств у детей В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым   поколениям   общественно­исторического   опыта;   планомерное   и целенаправленное   воздействие   на   сознание   и   поведение   человека   с   целью формирования   определенных   установок,   понятий,   принципов,   ценностных ориентации,   обеспечивающих   условия   для   его   развития,   подготовки   к общественной   жизни   и   труду».   Таким   образом,   воспитание,   само   по   себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые   ребенок   формирует   опыт   нравственных   отношений   и   общения, которые   характеризуются   способностью   к   содействию   и   сотрудничеству   в деятельности,   умением   понять   и   принять   позицию   другого,   потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам – нравственное воспитание. От   эпохи   к   эпохе   менялись   воззрения,   взгляды,   идеи   на   проблемы нравственного воспитания, начиная с античности. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в   нравственных   поступках   –   частом   повторении   желательных   действий,   в которых   не   должно   быть   крайностей,   а   наоборот,   они   должны   быть продуманными и умеренными. 6 Наставления   Я.А.   Коменского   в   области   нравственного   воспитания   имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших. Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно   быть   неразрывно   связано   с   умственным   и   трудовым   воспитанием детей. Долгие   годы   педагогический   процесс   больше   было   направлен   на   социум (интересы   общества,  государства),  превалирование   общественного  интереса над личным.   исследователи   проблем   Советская   дошкольная   педагогика   рекомендовала   формировать   у   детей основы   коллективизма,   патриотизма,   интернационализма.   В   наше   время, ведущие воспитания конституирующими   основами   нравственного   воспитания   считают: формирование   эмоционально­положительного   отношения   к   людям   разных национальностей,  воспитание   у   детей   любви   к   Родине,   гуманных   чувств   и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно­ волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения. нравственного   Вплотную   занимались   и   занимаются   проблемами   нравственности   наши современники   –   педагоги,   психологи,   философы.   Осмысливая   проблемы нравственного   воспитания   детей   дошкольного   возраста   современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания:   формирование   культуры   поведения   –   С.В.   Петерина; формирование   гуманных   отношений   –   Виноградова   А.М.,   Воробева   М.В., Буре Р.С., и др.; формирование любви к Родине – Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; воспитание нравственно­ волевых качеств – Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А и др. Проблеме формирования эмоционально­положительного отношения к людям разных   национальностей,   воспитанию   у   детей   этими   межнационального общения   посвятили   свои   исследования   Е.И   Радина,   Р.И.   Жуковкая,   М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П.Усова и др. Единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует. 7 Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на   сознание,   чувства   и   поведение   людей,   формирующее   у   них   моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р.С. Буре) . Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С.А. Козлова). О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру   своих   предков.   Именно   акцент   на   знание   истории   народа,   его культуры   поможет   в   дальнейшем   с   уважением   и   интересом   относиться   к культурным традициям других народов. Таким   образом,   нравственно­патриотическое   воспитание   детей   является одной   из   основных   задач   дошкольного   образовательного   учреждения.   Для формирования   чувства   патриотизма   очень   важно   давать   детям   начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Следует   подчеркнуть,   что   в   настоящее   время   выходит   достаточно   много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь   отдельные   стороны   нравственно­патриотического   воспитания   детей   в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту   данного   вопроса.   Видимо,   это   закономерно,   поскольку   чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость   за   свой   народ,   и   ощущение   своей   неразрывности   с   окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Задачами нравственно­патриотического воспитания дошкольников являются: —   воспитание   у   ребенка   любви   и   привязанности   к   своей   семье,   дому, детскому саду, улице, городу; — формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду; — развитие интереса к русским традициям и промыслам; — формирование элементарных знаний о правах человека; — расширение представлений о городах России; — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); 8 — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; —   формирование   толерантности,   чувства   уважения   к   другим   народам,   их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх,   в   труде,   в   быту   —   так   как   воспитывают   в   ребенке   не   только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Методы Создание   у   детей   практического общественного поведения Метод приучения; Формирование   у   дошкольников   нравственно­ патриотических представлений, суждений, оценок Беседы; Упражнений; Пример взрослых; Показ действия; Организация деятельности; Труд; Игра. Художественная литература; Рассказывание, рассмотрение картин; Диафильмы, радио, телепередачи. Метод убеждения; Положительный пример взрослого; Организация   педагогических   ситуаций,   способствующих преобразованию положительного опыта поведения; Оценка взрослых, их похвала. Нравственно­патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким   людям   —   к   матери,   отцу,   бабушке,   дедушке.   Это   корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему   он   изумляется   и   что   вызывает   отклик   в   его   душе...   И   хотя   многие 9 впечатления   еще   не  осознаны   им   глубоко,  но,  пропущенные   через   детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д.   Ушинский,   —   и   я   не   думаю,   чтобы   кто­нибудь   был   в   состоянии состязаться  в  этом случае  с педагогическим  гением народа». Не  случайно К.Д.   Ушинский   подчеркивал,   что   «...   воспитание,   если   оно   не   хочет   быть бессильным,   должно   быть   народным».   Он   ввел   в   русскую   педагогическую литературу   термин   «народная   педагогика»,   видя   в   фольклорных произведениях   национальную   самобытность   народа,   богатый   материал   для воспитания любви к Родине. Таким   образом,   произведение   устного   народного   творчества   не   только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет   ближайшее   окружение.   Постепенно   ребенок   знакомится   с   детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Система   и   последовательность   работы   по   нравственно­патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: Безусловно,   настоящая   схема   не   может   передать   всю   полноту   работы   по данному   вопросу.   Все   эти   задачи   присутствуют   как   бы   внутри   работы   по нравственно­патриотическому воспитанию [13]. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее   доступные   ему:   природа   и   мир   животных   дома   (детского   сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды,   к   которым   привлекается   внимание   детей,   должны   быть   яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по 10 воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. 1.2 Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ Издавна   ведется   спор,   что   важнее   в   становлении   личности:   семья   или общественное   воспитание   (детский   сад,   школа,   другие   образовательные учреждения).   Одни   великие   педагоги   склонялись   в   пользу   семьи,   другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери ­ без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог­гуманист И.Г. Песталоцци: семья ­ подлинный   орган   воспитания,   она   учит   делом,   а   живое   слово   только дополняет   и,   падая   на   распаханную   жизнью   почву,   оно   производит совершенно иное впечатление. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая   в   нашей   стране   политика   превращения   воспитания   из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и   дошкольного   учреждения.   Новизна   этих   отношений   определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество   ­   это   общение   «на   равных»,   где   никому   не   принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие   представляет   собой   способ   организации   совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. 11 Главный   момент   в   контексте   «семья   ­   дошкольное   учреждение»   −   личное взаимодействие   педагога   и   родителей   по   поводу   трудностей   и   радостей, успехов   и   неудач,   сомнений   и   размышлений   в   процессе   воспитания конкретного   ребенка   в   данной   семье.   Неоценима   помощь   друг   другу   в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Взаимодействие   педагогов   и   родителей   детей   дошкольного   возраста осуществляется в основном через: ¨  приобщение родителей к педагогическому процессу; расширении   сферы   участия   родителей   в   организации   жизни ¨   образовательного учреждения; ¨  пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; ¨   создание   условий   для   творческой   самореализации   педагогов,   родителей, детей; ¨   информационно­педагогические   материалы,   выставки   детских   работ, которые   позволяют   родителям   ближе   познакомиться   родителям   со спецификой   учреждения,   знакомят   его   с   воспитывающей   и   развивающей средой; ¨  разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; ¨   объединение  усилий педагога  и родителя  в  совместной деятельности  по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство  диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; ¨   проявление   понимания,   терпимости   и   такта   в   воспитании   и   обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; ¨  уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие ­ не умеют это делать, третьи ­ не понимают, зачем это нужно. Во   всех   случаях   необходима   квалифицированная   помощь   дошкольного учреждения. 12 В   настоящее   время   актуальными   задачами   продолжают   оставаться индивидуальная   работа   с   семьей,   дифференцированный   подход   к   семьям разного   типа,   забота   о   том,  чтобы   не   упустить   из   поля   зрения   и  влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких­то конкретных, но важных вопросах семьи. Формы   работы   с семьей Посещение   семьи ребенка День   открытых дверей Беседы (индивидуальные, групповые) Консультации Семинары­ практикумы Родительские собрания Особенности, рекомендации Много   дает   для   ее   изучения,   установления   контакта   с   ребенком,   его родителями,   выяснения   условий   воспитания,   если   не   превращается   в формальное   мероприятие.   Педагогу   необходимо   заранее   согласовать   с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой ­ это прийти в гости. Значит, надо быть   в   хорошем   настроении,   приветливым,   доброжелательным.   Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво.   Поведение   и   настроение   ребенка   (радостный,   раскованный, притихший,   приветливый)   также   помогут   понять психологический климат семьи [11]. Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями,   правилами,   особенностями   воспитательно­образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по   дошкольному   учреждению   с   посещением   группы,   где   воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.).   смущенный, После   экскурсии   и   просмотра   заведующая   иди   методист   беседуют   с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь.   Содержание   беседы   лаконичное,   значимое   для   родителей, преподносится   таким   образом,   чтобы   побудить   собеседников   к высказыванию.   Педагог   должен   уметь   не   только   говорить,   но  и   слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Обычно   составляется   система   консультаций,   которые   проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно   приглашать   родителей   разных   групп,   имеющих   одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении   проблемных   вопросов.   Формы   проведения   консультаций различны   (квалифицированное   сообщение   специалиста   с   последующим обсуждением;   заранее   прочитанной   всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). Родители,   особенно   молодые,   нуждаются   в   приобретении   практических навыков   воспитания   детей.   Их   целесообразно   приглашать   на   семинары­ практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах   обучения   и   показать   их:   как   читать   книгу,   рассматривать иллюстрации,   беседовать   о   прочитанном,   как   готовить   руку   ребенка   к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Родительские   собрания   проводятся   групповые   и   общие   (для   родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2­3 раза в год. На них   обсуждение   статьи, 13 Совместная экскурсия Родительские конференции обсуждают   задачи   на   новый   учебный   год,   результаты   образовательной работы,   вопросы   физического   воспитания   и   проблемы   летнего оздоровительного   периода   и   др.   На   общее   собрание   можно   пригласить врача,   юриста,   детского   писателя.   Предусматриваются   выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2­3 месяца. На обсуждение выносят 2­3   вопроса   (один   вопрос   готовит   воспитатель,   по   другим   можно предложить выступить родителям или кому­то из специалистов). Ежегодно одно   собрание   целесообразно   посвящать   обсуждению   семейного   опыта воспитания   детей.   Выбирается   тема,   злободневная   для   данной   группы, например,   «Почему   наши   дети   не   любят   трудиться?»,   «Как   воспитать   у детей интерес к книге», «Телевизор ­ друг или враг в воспитании детей?». Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы   все   события   экскурсии   были   отражены   в   фото   и/или   видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей. Основная   цель   конференции   ­   обмен   опытом   семейного   воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить   специалист.   Его   выступление   дается   «для   затравки»,   чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции   городского,   районного   масштабов.   Важно   определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции   готовятся   выставка   детских   работ,   педагогической литературы,  материалов,  отражающих  работу дошкольных учреждений,  и т.п.   Завершить   конференцию   можно   совместным   концертом   детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. Нетрадиционные формы работы с семьей  Семейные клубы В   отличие   от   родительских   собраний,   в   основе   которых   назидательно­ поучительная   форма   общения,   клуб   строит   отношения   с   семьей   на принципах   добровольности,   личной   заинтересованности.   В   таком   клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи   ребенку.   Тематика   встреч   формулируется   и   запрашивается родителями.   Семейные   клубы   ­   динамичные   структуры.   Они   могут сливаться   в   один   большой   клуб   или   дробиться   на   более   мелкие,   ­   все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. «Родительская почта» «Телефон доверия»   и Значительным   подспорьем   в   работе   клубов   является   библиотека специальной   литературы  по  проблемам   воспитания,  обучения  и  развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. Любой   член   семьи   имеет   возможность   в   короткой   записке   высказать сомнения   по   поводу   методов   воспитания   своего   ребенка,   обратиться   за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон   доверия   помогает   родителям   анонимно   выяснить   какие­либо значимые   для   них   проблемы,   предупредить   педагогов   о   замеченных необычных проявлениях детей. 14 Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему,   ставшую   причиной   сложных   взаимоотношений   родителей   с ребенком,   но   и   показать   возможности   ее   решения.   При   этом   необходимо стремиться   к   установлению   равноправных   отношений   между   педагогом­ психологом,  воспитателем  и родителями. Они характеризуются  тем,  что у родителей   формируется   установка   на   контакт,   возникают   доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе   равноправия   партнеров.   Родители   не   пассивно   выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома. Нетрадиционное   взаимодействие   семьи   и   дошкольного   образовательного учреждения   на   развитие   личности   детей   дошкольного   возраста   можно проследить   в   осуществлении   педагогического   принципа   ­   единство воспитательных   воздействий.   Взаимодействие   семьи   и   дошкольного образовательного   учреждения   на   развитие   личности   детей   дошкольного возраста   осуществляется   также   в   принципе   единства   координации   усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности   воспитателей,   общественных   организаций   и   семьи   по воспитанию   подрастающих   поколений,   который   требует,   чтобы   все   лица, организации,   причастные   к   воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам ­ Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если   воспитательные   усилия   не   складываются,   а   противодействуют,  то   на успех рассчитывать трудно.   общественные   институты, Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных   для   него   влияний   правильные.   Освободить   его   от   этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.   1.3 Нравственно­патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через   ознакомление   с   историей   и   культурой   родного   города   при взаимодействии с родителями   15 Знакомство   дошкольников   с  родным   городом   является   непростой   задачей, потому   что   маленькому   ребенку   трудно   представить   устройство   большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно,   от   более   близкого,   знакомого   (семья,   детский   сад, микрорайон), к более сложному ­ город, страна. Основой   формирования   у   детей   социального   опыта,   воспитания привязанности   к   близким   людям   является   работа   по   ознакомлению   с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений.   Это   чувство   «родительского   дома»   ложится   в   основу любви к Родине. В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно­патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной.   Назовем   лишь   наиболее   известные   из   них:   программа ознакомления с социальным миром «Я — человек» С.А. Козловой, программа приобщения   к   традиционной   отечественной   культуре   «Наследие»   М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой, педагогическая технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой.   Подавляющее   большинство   педагогов,   работающих   с   детьми старшего   дошкольного   возраста,   также   считают   этот   вид   деятельности важным средством нравственно­патриотического воспитания. Дети старшей или подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной   чаще   всего   в   виде   дерева   и   представляют   ее   во   время совместных   досугов,   родительских   собраний,   проводимых   в  детском   саду, приуроченных, например, к Международному дню семьи. По   данной   теме   также   возможно   использование   других   форм   организации совместной   работы   педагогов   и   родителей:   выставки   оформленных родителями   фотоальбомов   и  фотогазет   о  любимых  занятиях   и  увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники, семейные встречи в музее «Русская изба» и т.д. Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало   формированию   у   детей   представлений   о   родном   городе,   его устройстве,   истории,   достопримечательностях.   Ярким   событием   станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но   и   вместе   с   родителями   любоваться   самыми   красивыми   местами   своей малой   Родины.   При   отборе   материала   необходимо   учитывать,   чем   именно неповторимы   данный   край,   область   или   даже   небольшая   деревня.   Отбор соответствующего   материала   позволят   формировать   у   дошкольников 16 представление   о   том,   чем   славен   родной   край:   историей,   традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Объем   предлагаемой   детям   информации   в   каждом   возрасте   неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится   детский   сад.   Внимание   детей   постарше   нужно   привлечь   к объектам,   которые   расположены   на   ближайших   улицах:   школа,   кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Целевые   экскурсии   в   магазин,   школу,   библиотеку,   на   почту,   стадион помогают   детям   познакомиться   с   функциями   и   устройством   различных учреждений   микрорайона,   формируют   у   дошкольников   представления   о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях поселка. При  ознакомлении  с историей  малой  родиной,  прежде  всего,  должна  быть организована   поисковая   деятельность:   дети   могут   расспросить   своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой   они   живут.   Взрослые   делятся   с   ребятами   знаниями   об   известных людях   микрорайона,   на   специальных   занятиях   дети   могут   обменяться полученной   информацией,   предлагать   свои   версии   об   истории   некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского   сада,   способствует   уточнению   и   дополнению   знаний   детей.   В результате   данной   работы   вырастает   познавательный   интерес   к   истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам. Формы   взаимодействия   с   родителями   на   данном   этапе:   совместное   с родителями   создание   фотоальбомов,   газет   или   статей   с   историей   дома,   в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты­отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д. Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес  детского  сада, свой домашний адрес, уточняют правила  безопасного поведения на улице. Диапазон   объектов,   с   которыми   знакомят   старших   дошкольников. расширяется   —   это   район   и   город   в   целом,   его   достопримечательности, исторические   места   и   памятники.   Детям   объясняют,   в   честь   кого   они воздвигнуты.   Старший   дошкольник   должен   знать   название   своего   города, 17 своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за   трудом   взрослых,   где   каждый   ребенок   начинает   осознавать,   что   труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным является участие родителей и других близких родственниках в этих экскурсиях, это придает знаниям о родном городе актуальность и непосредственность. Кроме   этого,   на   данном   этапе   нравственно­патриотического   воспитания возможно   проведение   семейных   викторин   и   конкурсов   на   знание   истории родного   города,   его   достопримечательностей,   памятников,   а   также происхождения названий улиц и площадей. В нравственно­патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших   членов   семьи   (дедушек   и   бабушек,   участников   Великой Отечественной   войны,   их   фронтовых   и   трудовых   подвигов)   необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина   чтит   своих   героев,   отдавших   жизнь   за   счастье   людей.   Их   имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.   18 Глава   II.   Воспитание   нравственно­патриотических   чувств   у   детей дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями 2.1 Методология и принципы построения работы Методология   ознакомления   дошкольников   с   родным   краем   базируется   на конкретных научных подходах. 1.   Системный   подход   –   важнейшее   условие   разработки   и   реализации содержания и технологии – представлен на разных уровнях: −   Окружающий   мир   –   как   система   взаимодействия   человека   с   миром природы, с социальным миром и предметным миром; −   Усвоение   существенных   взаимосвязей   между   явлениями   окружающего мира,   наглядно   представленных   в   виде   особенностей   природного   и культурного   ландшафта   (системообразующий   фактор   –   деятельность человека); 19 −   Усвоение   детьми   системных   знаний   о   природе,   социальных   явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий. 2.  Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм   диалектического   рассмотрения   и   анализа   окружающих   явлений   в  их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков,   Н.Е.   Веракса).   У   дошкольников   развивается   общее   понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи. 3.   Культурологический   подход   –   подчеркивается   ценность   уникальности пути   развития   каждого   региона   (своего   родного   края)   на   основе   не противопоставления   естественных   (природных)   факторов   и   искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи с этим были определены   функции   образовательного   учреждения:   с   одной   стороны, своеобразного   «педагогического   фильтра»,   способствующего   отбору, коррекции   передаваемой   информации,   с   другой   –   хранителя   культуры, способного   транслитировать   «правильные»   культурные   образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно­ развивающей среды, так и в содержании работы с детьми. В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае условно также было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека   и   культурный   облик   родного   края   (города),   олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе. Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти   причину   того   или   иного   явления   (в   том   числе   и   исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В соответствии с этим   был   определен   один   из   основных   критериев   отбора   знаний исторического   характера   для   дошкольников,   образно   названный   «принцип айсберга».   Степень   глубины   таких   знаний   обусловлена   соответствующей наглядной   представленностью   достопримечательностей   определяет необходимость   исторического   экскурса   в   прошлое.   Исходя   из   этого   мы посчитали   важным   познакомить   детей   с   историей   возникновения Комсомольского района, биографиями замечательных людей, прославивших наш район. В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены конкретные принципы. 1.   Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.). 20 2.   Уникальность   места   –   как   выразитель   краеведческого   подхода   в социокультурном   аспекте.   Территория   региона   рассматривается   как универсальная   ценность   для   людей,   которые   считают   ее   своей   родиной. Изучение   природной,   культурной,   социально­экономической   уникальности края,   связи   с   предшествующими   поколениями   (народные   традиции, творчество) является  важным условием  формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия,   духовных   ценностей,   историко­культурных,   этнокультурных особенностей   развития   региона.   Значение   принципа   уникальности   места определяется   его   огромным   влиянием   на   формирование   патриотизма   как важнейшего качества личности будущего гражданина. 3.  Интеграция знаний (Н.Ф.Виноградова) – установление соотношений между информацией естественно­научного характера и сведениями о человеческой деятельности.   Реализация   этого   принципа   обеспечивает   отбор   содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира. Единство содержания и методов. 4.   Динамика преемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста. 5.   Комплексность   –   содержание   концентрируется   в   темах­комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности района, города». 2.2 Воспитание нравственно­патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями   Перспективный план воспитания нравственно­патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями Цель Сентябрь, «Моя семья» Средняя группа 1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства. 2.   Воспитывать   у   ребенка   любви   и привязанности к своей семье. Форма взаимодействия Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя   семья»   с   представленной родословной,   привычками   и   семейными традициями 21 Цель Старшие группы 1.   Знакомить   детей   с   понятием «родословная»,   учить   детей   принципам составления   восходящей   родословной («от себя». 2.Воспитывать   интерес   к   своим   корням, родословной. Октябрь, «Мой город» Средняя группа 1.Продолжать знакомство детей с родным городом,   закрепить   знание   домашнего адреса и адреса детского сада. Старшие группы 2.Воспитывать интерес к родному району. 1.Продолжать   знакомить   с   районом,   где находится детский сад, его особенности и достопримечательности. 2. Познакомить с историей возникновения Комсомольского района. 3.Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству района. Форма взаимодействия Совместное   с   родителями   составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании Совместное   с   родителями   создание макета   своего   дома,   составление объемной   модели   микрорайона,   где расположен детский сад. Работа   с   картой   города,   выделение   на карте   родного   района,   сада,   домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение   (моделями)   места   работы родителей, достопримечательностей города,   района,   знакомых   или   значимых для детей группы.   Совместный   выход   на   работу   по благоустройству   родного   района,   сада, двора. Ноябрь, «Природные и культурные объекты города» 1.Познакомить   детей   с   особенностями Средняя группа расположения   расширить представление о значении рек и мостов в жизни города. города,   Продолжать   работу   с   макетом: обозначить реки, мосты. 2.Прививать   интерес   к   профессиям, связанным с транспортом. Старшие группы 1. Познакомить с памятником, площадью, историей   возникновения   и   названия площади. Подготовить фоторепортаж с отчетом об экскурсии   для   показа   на   родительском собрании группы. Продолжать работу с картой: обозначать (моделями)   памятники,   площадь   с историей которых познакомились.   Познакомить 2. знаменитости района.   с   биографией Экскурсии к памятнику. Подготовить   презентацию   с   отчетом   об экскурсии   с   материалами   об   истории возникновения   памятника,   площади   для показа на родительском собрании группы. Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города» Средняя группа 1.   Углубить   представления   детей   о научить транспорте классифицировать по назначению, передвижения (наземный, водный, воздушный). транспорт     среде города,         2.   Познакомить   детей   с   транспортом   на маршруте от дома к детскому саду. С   помощью   родителей   сделать интерактивную   презентацию   «Маршрут от дома к детскому саду». 22 Цель Старшие группы 1.   Познакомить   с   промышленностью города (тяжелой, пищевой). 2. Научить дифференцировать продукцию предприятия   (тяжелой,   легкой,   пищевой промышленности). Форма взаимодействия Продолжать работу с картой: при помощи   предприятия моделей   обозначить пищевой, тяжелой   легкой промышленности,   расположенные   в районе,   либо   на   которых   работают родители. и     3.Развивать   интерес   к   труду   взрослых, связанному промышленным   производством. с   Репортаж   (фото,   видео)   с   работы родителей,   работающих   на   этих предприятиях. Январь, «Архитектура нашего города» Средняя группа 1. Научить дифференцировать здания по назначению   (детские   сады,   школы, магазины, больницы, театры и т.д.). 2.   Познакомить   с   разными   формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.).   Подготовить   репортаж   с   воскресной прогулки   с   видами   разных   домов, особняков,   кинотеатров   и   т.д.   родного района.   Научить   взаимосвязи   между 3. назначением здания и его архитектурой. 1.Закрепить   представления   детей   об архитектуре современных зданий. Старшие группы 2.Познакомить   с   главным   памятником архитектуры района. Групповая   экскурсия   с   родителями   к памятнику, фоторепортаж с экскурсии. 3.Воспитывать   интерес   и   уважение   к труду людей строительных профессий. Февраль, «Воинская слава России» Средняя группа 1.   Познакомить   детей   с   памятником защитникам Отечества района. 2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время). 3. Познакомить с российским флагом. Праздничный   концерт   для   защитников Отечества,   подготовить   газету   с именными поздравлениями. Открытые   занятия   с   родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ. 4.Воспитывать   уважение   к   защитникам Отечества и гордость за страну. Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику   погибшим   защитникам Отечества. 23 Форма взаимодействия Праздничный   концерт   для   защитников Отечества,   подготовить   газету   с именными поздравлениями. Открытые   занятия   с   родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ. Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику   погибшим   защитникам Отечества. Цель Старшие группы 1.Закрепить   представления   детей   об особенностях   службы   солдат   в   мирное время. 2.Познакомить с защитникам Отечества.     памятниками 3.Познакомить   с   историей   российского флага. 4.   Воспитывать   уважение   к   воинам, защищавшим   нашу   страну,   гордость   за исторические подвиги соотечественников. Март, «Народные промыслы» Средняя группа 1.   Продолжать   знакомство   детей   с народными промыслами России. 2. Научить различать их и сравнивать. 3.   Воспитывать   интерес   к   народным промыслам родного края. 1.   Закрепить   знания   детей   о   народных промыслах. Старшие группы Ярмарка­выставка   совместных   изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов. 2.Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес. Апрель, «Природа родного края» Средняя группа 1.   Продолжать   знакомство   детей   с природой ближайшего окружения. 2.   Научить   различать   реки   и   озера   в разные   времена   года;   знакомить   с правилами поведения на воде. С   помощью   родителей   подготовить   и провести беседу­презентацию   по обучению   детей   правилам   поведения   на воде.   Старшие группы 3.Научить   понимать   и   ценить   красоту природы родного края. 1.Продолжать знакомство детей с местом отдыха   –   парковой     с особенностями ландшафта. зоной, 2.Расширить   и   уточнить   представления детей   о   водных   просторах   города,   о водном   транспорте,   научить   сравнивать реки, озера, моря. 3.Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе. Экскурсия   по   лесопарковым   и   водным зонам   района,   города,   фоторепортаж   с экскурсии. Оформление   газеты   «Природа   родного края»   с   материалами   по   истории лесопарковых зон, особенностями   флоры   и   фауны, фотографиями с экскурсии. водных   и     4.Дать   представление   о   неповторимой красоте просторов родного города. 24 Цель Май, «Достопримечательности нашего города» Средняя группа 1.   Продолжать   знакомство   детей   с достопримечательностями города, района. Старшие группы 2.   Развивать   чувство   любви   к   родному городу. 1.Познакомить   детей   с   памятниками героям   Великой   Отечественной   войны   в Калининском районе. 2.Познакомить государственного герба России. с     историей 3.Дать   знания   о   том,   как   люди   чтят память   о   героях,   защищавших   Родину   в годы Великой Отечественной войны. Форма взаимодействия Экскурсия   по   достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной   войны   в   Калининском районе. Семейная викторина « Памятники нашего города». Сбор   и   анализ   информации   об   оценке   эффективности   процесса патриотического воспитания проводится в начале работы, в середине года и по   окончании   учебного   года.   Естественно,   что   для   сопоставимости диагностических   показателей   их   набор   должен   оставаться   в   течение эксперимента неизменным. Методика обработки и интерпретации результатов на   протяжении   всего   периода   исследовательской   работы   тоже   не   должна меняться. В   экспериментальной   программе   патриотического   воспитания   детей дошкольного   возраста   Пименовой   Л.В.   даны   показатели   развития, позволяющие   определить   его   общий   уровень   в   процессе   соответствующей педагогической   диагностики.  С   этой   целью   используются   беседы,  решение проблемных   ситуаций,   дидактические   игры,   анализ   продуктов   детской деятельности. Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей   о   своем   городе,   его   структуре,   достопримечательностях,   интерес   к истории и культуре, чувство причастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.  Заключение В   соответствии   с   задачами   исследования   были   изучены   теоретические аспекты воспитания нравственно­патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. Было   выяснено,   что   единого   подхода   к   определению   «нравственное воспитание»   не   существует,   но   большинство   современных   педагогов тактируют   это   понятие   как   систематическое   воздействие,   процесс, направленный   на   приобщение   детей   к   ценностям   конкретного   общества, 25 формирование   у   них   моральных   качеств,   убежденности   в   значимости нравственных   норм.   Нравственно­патриотическое   воспитание   детей,   по общему   мнению,   является   одной   из   основных   задач   дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви и   привязанности   к   своей   семье,   дому,   детскому   саду,   улице,   городу, формирование   бережного   отношения   к   природе,   уважения   к   труду, расширение   представлений   о   стране,   развитие   чувств   ответственности   и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам. Работа   по   тому   направлению   ведется  последовательно,   от  более  близкого, знакомого   (семья,   детский   сад,   микрорайон),   к   более   сложному   –   город, страна. Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно­патриотического   воспитания   детей,   а   также   в   свете   новой концепции   взаимодействия   семьи   и   дошкольного   учреждения,   в   основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить   их   воспитательную   работу,   воспитание   у   детей   патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к   процессу   ознакомления   дошкольников   с   социальным   окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья   и   которые   не   может   заменить   дошкольное   учреждение:   любовь   и привязанность   к   детям,   эмоционально­нравственная   насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский   сад   в   своей   работе   с   семьёй   должен   опираться   на   родителей   не только   как   на   помощников   детского   учреждения,   а   как   на   равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие   семьи   и   дошкольного   образовательного   учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ,   семьи   и   общественности,   принципе   совместной   деятельности воспитателей   и   семьи,   действовали   сообща,   предъявляя   воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. В нравственно­патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи   необходимо   проводить   работу   по   ознакомлению   с   родным   краем, 26 начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия   для   творческой   самореализации   не   только   педагогов,   детей,  но   и родителей. Предложенная   программа   взаимодействия   работы   специалистов   ДОУ   и родителей, направлена на воспитание нравственно­патриотических чувств у детей   дошкольного   возраста   через   ознакомление   с   историей   и   культурой родного города. Основные принципы построения программы:  Энциклопедичность;  Уникальность места;  Интеграции знаний;  Единства содержания и методов;  Динамика преемственности связей;  Комплексности. Список литературы 27 Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания ­ родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 ­ 92 Бордовская.,   Н.В.   Реан   А.А.Педагогика.   Учебник   для   вузов   СПб: Издательство “ Питер",2000 Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985 Воспитание   нравственных   чувств   у   старших   дошкольников/Под   ред.   А.М. Виноградовой., М., 1991 Доронова   Т.  Н.  Взаимодействие   дошкольного   учреждения   с  родителями  // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. ­ С. 60 ­ 68. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980 Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990 Знакомим   детей   с   малой   Родиной. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839   Полякова   Т.   В. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. ­ М.: Сфера, 2004 ­ 112 с. Комратова   Н.Г.,   Грибова   Л.Ф.,   Патриотическое   воспитание   детей   4­6   лет: Методическое пособие, М., 2007 Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.   Сред.   И   высш.   Пед.   Учеб.   Заведений.   ­   М.:   Издательский   центр <Академия>, 1999. ­ 232 с. Методика   контактного   взаимодействия   воспитателя   с   родителями. Лаврентьева М. В. http://www.portal­slovo.ru Нравственно­патриотическое   воспитание   дошкольников:   Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal­slovo.ru Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. ­ С. 8 ­ 13. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998 28 Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. ­ С. 208. 29 Тематические блоки: Приложение  Блок –  «Семь Я» , «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».   Не менее важным условием нравственно­патриотического воспитания детей является   тесная   взаимосвязь   с   родителями.   Любовь   маленького   ребенка­ дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам. С целью   воспитания   у   детей   любви   и   уважения   к   мамам,   папам,   пожилым людям, умение  понимать и анализировать, провели  занятия  на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама­ лучше всех», «Дети и родители» и т.д. Блок­   «Культура и традиции» Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей  возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества.  Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и  ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия­  развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Осенины»,  «Русские матрешки». Блок ­   «Я  и Родина». Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной –  процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к  случаю. Положительного результата можно достичь только систематической  работой, и эта работа, в основном, проводится вне  занятий.  Одна из главных  задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия –  подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы,  рисунки, фотографии из прошлых лет и современных  достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу,   подводим их к пониманию, что их  город — частица Родины, поскольку во  всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по  ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.  Блок ­  «Этих дней не смолкнет слава». Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов  Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии.  30 Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для  ветеранов, воинам Российской армии. Мы  воспитываем чувство гордости за  свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной  войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских  воинов. Блок – «Вижу чудное раздолье…», в котором  расширяются  представления  детей о природных ресурсах родного края, воспитывается  чувство  ответственности, бережное отношение к природе.  Ярким событием стали  совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют  возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.  В  зимнее время заботимся о птицах. Во время прогулки в зимний лес  дети со  взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами  зверей в лесу. Во время походов мы собираем разнообразный природный  материал.  Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».  В работе с семьёй опираемся  на родителей не только как на помощников  детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской  личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные  эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти  прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по  данному вопросу способствует бережному отношению к традициям,  сохранению вертикальных семейных связей. В работе с родителями используем разнообразные формы:         КВН, «Круглый стол», семинары – практикумы, посиделки, конкурсы, выставки, походы, игровые программы. Мы провели родительское собрание на тему «Приобщение к истокам  народной культуры через устное народное творчество». На этом собрании  прошла презентация самодельных книг. А также был проведен конкурс  «Самая читающая семья». 31 На родительском собрании «Семья и родной дом», которое прошло в форме  посиделок, решались задачи: 1. 2. 3. Формировать представление о мире семьи; Актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных  взаимоотношениях; Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение  нескольких лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с  участием родителей. Прошел конкурс «Корона для наших милых девочек»  среди родителей. Участие в этом конкурсе приняли мамы и бабушки наших  девочек. Родители показали свою творческую индивидуальность. Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей   дошкольного   возраста,   свою   работу   начали   с   диагностики.   Для диагностики   уровня   воспитанности   у   дошкольников   основ   патриотизма использовали следующую  технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н.   А.   Виноградовой,   Н.   В.   Микляевой   «Мониторинг   нравственно   ­ патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». Таким   образом, воспитанности детей показывает:   анализ   результатов   диагностики   патриотической     Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников. У   детей   появился   интерес   к   истории,   местной   художественной литературе, природным богатствам родного края. Особенности представлений о родном городе, родном крае  стали более существенными.   Детский   интерес   отразился   в   творчестве:   сказках, рассказах, рисунках, поделках. Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и   акций   краеведческой   тематики,   направленных   на   развитие   творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине. Приняли участие в акциях «Помогите синичке»,  У   родителей   возрос   интерес   к   мероприятиям,   проводимым   в   группе,   и   в детском саду (конкурсы,   спортивные   соревнования,   дни   открытых   дверей,   походы   по родному краю), а также количественный состав их участников.  Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как 32 образовательному   и   воспитательному   источнику.   Обогатился   опыт использования краеведческого содержания в воспитательно­образовательном процессе.  Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость   и   уважение   за   свою   нацию,   русскую   культуру,   язык,   традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. 33

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей

Курсовая работа по патриотическому воспитанию детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019