Курсовые мероприятия для образовательных учреждений среднего профессионального образования
Открытое курсовое мероприятие – форма демонстрации передовых педагогических разработок, способ внедрения их на практике и повышение квалификации педагогов. Важнейшее условие проведения– публичность, посредством которой достигаются вышеперечисленные цели.
Особенностями курсовых мероприятий является их необычность, так сказать, нешаблонность выбора видов и форм проведения, что способствует пробуждению интереса детей, улучшает воспитательную работу преподавателя и вызывает интерес к рассматриваемой на мероприятии теме.
Цель курсовых мероприятий – обеспечение всестороннего и гармонического развития обучающихся. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Одна из задач курсовых мероприятий состоит в обогащении обучающихся новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.
Обучающая функция курсового мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. курсовое мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.
Содержание курсового мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни.
Курсовые мероприятия относятся к внеклассной работе преподавателя и проводятся во внеурочное время. В методической литературе различают три формы внеклассной работы, базируясь на количестве участников в ней: индивидуальную, групповую и массовую. Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович и Т. Е. Сахарова считают, что в основном используются групповая и массовая формы внеклассной работы, т.к. индивидуальная как бы является их частью.
Массовая работа органически вписывается в общетехникумовский план курсовых мероприятий; она может проводиться эпизодически или периодически. К этой форме работы относятся следующие типы мероприятий: вечера, конкурсы, викторины, олимпиады, КВН, день иностранного языка, пресс-конференции. В них принимают участие отдельно курсы, отдельные профессии и даже весь техникум целиком.
Курсовые мероприятия обычно посвящены определенной проблеме, событию или празднику, который необходимо более подробно рассмотреть с обучающимися. Примерами могут служить:
1. Вечер воспоминаний «Техникум вчера и сегодня…»
2. «Поздравим наших педагогов»
3. Вечер поэзии «Мама…сколько в этом слове тепла!»
4. Праздник «Новогодний студенческий карнавал»
5. День неизвестного солдата. «Есть память, которой не будет конца»
6. «Герои России моей» ко Дню героев Отечества
7. Праздник «Татьянин день и день студента»
8. Мероприятие, посвященное всемирному Дню борьбы с туберкулезом
9. «Спорт и здоровье – едины и неразделимы»
10. «Женщинам России посвящается»
11. «Мы помним о Вас, ветераны!»
Важным средством повышения интереса обучающихся к определенным актуальным вопросов своего времени являются конкурсы. В практике техникумов получили распространение конкурсы по выпуску стенгазет, платов, открыток, листовок и т.п. Выпуск всегда посвящен определенной теме. Примерами могут быть:
1. 1 сентября – День знаний
2. Международный день мира
3. День профтехобразования
4. День учителя
5. День памяти юного героя-антифашиста
6. День Защитника Отечества
7. Международный женский день
8. Всемирный день поэзии
9. Всемирный день театра
10. Всемирный день авиации и космонавтики
11. Праздник весны и труда
12. День Победы
К конкурсу как к одной из популярных массовых форм внеклассной работы примыкают викторины, олимпиады, КВН, игра «Что? Где? Когда?», которые фактически являются вариантами конкурса. Эти виды работы не позволяют учащимся останавливаться на достигнутом уровне, стимулируя их любознательность. Материал для викторины может быть облечен в различные формы: ребусов, загадок, вопросов и т.д.
Практика проведения КВН свидетельствует о его эффективности в стимулировании интереса к проблемам общественности и проблемам современности.
Специфика содержания курсового мероприятия характеризуется следующими факторами: преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы.
Поскольку в содержании курсового мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.