Исследовательский проект "Что мы знаем о мёде?"
Оценка 4.8

Исследовательский проект "Что мы знаем о мёде?"

Оценка 4.8
Документация
docx
естествознание
3 кл—4 кл
25.09.2024
Исследовательский проект "Что мы знаем о мёде?"
Исследовательский проект
Проект 2024г.docx

 

 

Исследовательский проект «Что мы знаем о мёде?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

     Введение

1.     Что мы знаем о меде?

1.1   Как пчелы создают мёд

1.2   Медовая история

1.3   Целебная сила мёда

1.4   Классификация мёда

2.     Исследовательская практическая работа «Определение качества мёда»

2.1   Методы исследования меда

2.2   Проведение испытаний

2.3   Русский фольклор о мёде

2.4   Народные рецепты кулинарии

2.5   Мёд в косметике

3.     Заключение

4.     Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

        Данная исследовательская работа имеет большое практическое значение для определения качества продуктов питания, в частности меда, так как она помогает достаточно просто и быстро, без больших материальных затрат определить качество исследуемого продукта, что помогает нам в выборе качественного меда. Потребители меда должны знать о существовании фальсификатов меда и уметь их распознавать. Сделать это можно непосредственно перед покупкой, либо в домашней обстановке.

 

В низком качестве продукта виноваты вовсе не пчелы. Виноваты люди, которые работают непосредственно на пасеке. Они не дожидаются, пока пчелы облетят сотни цветков. Не добросовестные люди заставляют пчел как можно быстрее производить мед.  Делают они это очень просто. Рядом с ульем ставят тарелку со сладкой водой. Обманутые пчелы начинают производить мед из этого сиропа. Такой мед называется сахарным. Он является очень калорийным продуктом и бесполезным. Из пищевых продуктов мёд самый фальсифицируемый из товаров во всем мире.

 

Поэтому актуально в настоящее время научиться выбирать хороший  мёд и уметь определять качество меда, для того чтобы не купить подделку.

 

 

 

 

 

 

Введение

                             Актуальность темы

               Если хочешь сохранить молодость, то обязательно ешь мёд.

 Авиценна.

Проведенная исследовательская работа является очень актуальной. Мёд  один из ценнейших продуктов питания человека, способный восполнить дефицит во всех минеральных веществах, витаминах и биологически активных веществах.

   Цель:

·        Изучить теоретический материал

·        Какая роль мёда в сохранении нашего здоровья

·        Познакомить с использованием мёда человеком

      Задачи:

·        Выяснить где впервые начали использовать мёд

·        Выявить полезные свойства мёда

·        Узнать какие существуют виды мёда

·        Сравнить полезные свойства мёда и сахара

·        Проверить качество купленного мёда

        Гипотеза:

Предположим, что используя в своём рационе мёд вместо сахара, люди добавят себе здоровья.

 

 

 

                                                          Глава I

Что мы знаем о мёде?

1.     Как пчёлы создают мёд?

Вначале рабочие пчёлы вылетают на сбор нектара- сладкой жидкости, которая вырабатывается цветущим растением. Для получения 100гр. мёда они должны облететь около 1 миллиона цветков. Специальным хоботком пчёлы выбирают нектар, наполняют им свой желудочек и с этой ношей возвращаются в улей. По возвращению в улей пчелу- сборщицу встречают молодые пчелы, которые берут у нее нектар.

  В улье нектар передаётся от одной пчелы к другой, жуётся и выплёвывается по несколько раз. Таким образом образовывается густой сироп. Рабочая пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает её своими крылышками. Это делает сироп ещё более густым. Так получается мёд. После того как мёд готов, пчела закрывает ячейку тонким слоем воска.

Теперь дело за пчеловодом. Он должен забрать из улья готовый мёд. Для этого нужно откачать мёд из сот. Можно сказать, что так они подают сигнал пасечникам- мёд готов!

Чтобы выработать килограмм мёда, пчёлы должны налетать полмиллиона километров, посетить до десяти миллионов цветков. В процессе сбора нектара к нему может примешиваться пыльца, которая обогащает мёд полезными веществами. Количество зёрен пыльцы в разных сортах мёда может измеряться десятками, сотнями, а то и тысячами.

                            Сказка - быль о том, как получается мёд.

У моего папы, в маленьком саду, стоит несколько пчелиных домиков. В каждом домике живёт семья пчёл. Заглянем в улей. В улье – соты, в сотах – ячейки, в ячейках – или мед, или крошечные белые яички, а в яичках? В яичках - пчелиные детки, будущие пчелы. Лежат они там, как в колыбельке, тепло и мягко, спят крепко. Но вот очнулась одна малютка, зашевелилась; скорлупка яичная вокруг нее лопнула, распалась. И что же было там? – Была не настоящая еще пчела, а личинка, маленький белый червячок, наша пчёлка Мохнатка, затем кокон вокруг себя сплела и в куколку превратилась.

Рождаются пчелы из личинок, а выкармливаются они маточным молочком, которое вырабатывается головными железами молодых пчел–кормилиц. Это молочко пчелы откладывают в соты, в которые самка отложила яйца. Через три дня яйца превращаются в личинок. Впервые дни все личинки ничем не отличаются друг от друга. А через 3 – 4 дня личинкам, из которых выйдут рабочие пчелы, начинают давать мед и пергу, а маточную личинку кормят только пчелиным молочком.

Проходит неделя, проходит другая. Вдруг – стук-стук! Кто там стучится, кто скребет? – А первая куколка, после долгого сна, первая же проснулась и на волю хочет. Только она теперь уже не куколка, а настоящей пчелой стала, с глазами и хоботком, с ножками и крыльями. Прокусила кусальцами крышку над собою, просунула вверх передние ножки, уперлась задними в дно ячейки и выползла вон.

Первым делом пчела-няня ее по-своему, по- пчелиному обмыла и причесала, то есть, попросту облизала и обдернула кругом; потом повела к медовому горшку и накормила золотистым медом. Когда же Мохнатка накушалась всласть, и все тельце ее и ножки, и крылья оттого окрепли, - пчела-няня вывела ее к выходу улья на леток.

Первый раз в жизни ведь видела она теперь и славную зелень кругом, и вверху чистое голубое небо. И было ей так тепло на солнышке, и в воздухе от дерев и трав пахло таким сладким духом…

- Чудо! Ай, да кто же это?

Мохнатка страшно испугалась. Мимо шел мой папа. Пчела-няня весело рассмеялась.

- Кого испугалась! – сказала она. – Да ведь это наш лучший друг: хозяин наш пчеляк. Он и улей-то нам построил, он и на зиму нас, пчел, от холода в омшаник укроет. Правда, к осени немножко обидит: выкурит из улья дымом, да добрую половину сот себе вырежет. Но надо же и ему чем-нибудь поживиться: он трудится для нас, мы для него. Его-то что бояться! Но есть у нас, пчел, много настоящих врагов… Поживешь – узнаешь; теперь же пока надо тебе еще свой дом родной узнать. Пойдем, покажу.

И повела она Мохнатку по улью.

Чего-чего не нагляделась Мохнатка в улье! Улей ведь все равно, что город: кругом деревянные стенки улья – городская стена; внутри точно улица за улицей, домик у домика – ячейка у ячейки, все шестигранные и все из чистого воска. Только внутри ячеек не одно и то же: в середине улья, где потеплее, - детская с колыбельками и детвой; по сторонам же до самой крыши – магазины да кладовые с собранным медом. А уж народу-то, народу пчелиного везде сколько толчется – и не проберешься!

Медоносные пчелы живут семьями. Пчелиная семья (рой ) - это 20000 и более пчёл с особым укладом жизни, сложными связями и внутренними взаимоотношениями. Рой пчел состоит из одной самки - матки, небольшого количества самцов-трутней и большого количества рабочих пчел. Рабочие пчелы разделяются на пчел-охранников, пчел-разведчиков, пчел в составе свиты матки (ухаживают за маткой, очищают ее жизненное пространство и кормят), пчел, которые следят за порядком в улье и пчел - сборщиков. Со временем рабочие пчелы меняются обязанностями. Трутни живут в улье только в летний период. Матка по размерам больше всех остальных пчел, передвигается неторопливо.

Пришло время Мохнатке научиться летать.

Мохнатка вышла на леток и замахала крыльями. Сама не зная как, вдруг поднялась на воздух. «Ай, упаду!» Да нет, ничего, крылышки держат; только страшно как-то. В это время ее окликнула старая пчела-сборщица, пролетавшая мимо, и даже взялась учить ее. А уж как сама-то Старая пчела полетела вперед так скоро, что Мохнатка чуть вслед поспевала. Но вот они прилетели на сенокосный луг, на котором цвели всевозможные цветочки: лиловые и алые, желтые и белые. Обрадовалась Мохнатка – и сказать нельзя. В старший класс сразу – в сборщицы попала!

2.                 Медовая история

Великолепный вкус мёда человечество узнало намного раньше, чем вкус сахара. Случилось это еще в каменном веке. Тогда наши предки искали по дуплам  старых деревьев, в которых жили дикие пчелы, соты, ели их содержимое- наверняка, с удовольствием. Немного позже древний человек догадался переносить гнёзда пчёл поближе к своему жилью, так и начало зарождаться культурное пчеловодство. В Древнем Египте и Греции медовый промысел продолжал развиваться. Но все-таки доступным продуктом мёд не был - доставался он в основном представителям высших сословий.

Сладкое, тягучее вещество считалось пищей Богов, его использовали в религиозных обрядах.

Особое отношение к мёду было в Древней Руси. Много свидетельств тому можно найти в летописных и фольклорных источниках. Мёл помог восстановить силы  Илье Муромцу, напитки из мёда занимали  почетное место на княжеских столах, благодаря широкому распространению  пчеловодства мёдом могли полакомиться и простые люди. Бортники (пчеловоды) пользовались в народе огромным уважением.

Мёд не только вкусный и питательный продукт, он ещё обладает и целебными свойствами.

3.                 Целебная сила мёда

Пожалуй, не найдется на нашем столе продукта питания, способного сравниться с мёдом по полезным качествам. Учёными доказано, что это лакомство обладает непревзойдёнными бактерицидными, противовоспалительными, антиаллергическими и тонизирующими свойствами. Употребление мёда положительно сказывается на функциях практически всех внутренних органов. Он улучшает питание кожи, нормализует сон, является великолепным иммуностимулятором.
Пчелиный мед является высокопитательным продуктом. В его состав входят глюкоза, фруктоза, белки, ферменты, витамины и минеральные вещества. Он очень быстро усваивается, причем его компоненты усваиваются на 98 – 99 процентов. Он также улучшает процесс пищеварения, а ароматические вещества, содержащиеся в нем, улучшают вкус продуктов. По питательности 100 г меда приравниваются к 230 г белуги, 220 г рыбьего жира, 150 г мяса, 120 г ядрам грецкого ореха, 90 г жирного сыра. Калорийность 1 кг меда составляет 3150 калорий.

Кроме мёда пчёлы производят пчелиный воск и пчелиный яд, маточное молочко и прополис, которые находят широкое применение в медицинской и парфюмерной промышленности.

Мёд или сахар? Что полезнее?

ü у сахара практически нет минеральных веществ и витаминов;

ü мёд в отличие от сахара очищает кровь;

ü можете заменить столовую ложку сахара - мёдом и это сразу же добавит вам сил;

ü сахар создаёт дополнительную нагрузку на организм человека;

ü мёд – это уникальное сладкое лекарство.

4.     Классификация мёда

Классификация мёда основана на его ботаническом происхождении. Упомянем лишь те сорта, которые считаются особенно качественными и при этом являются распространёнными.

Мёд различают:

-по происхождение

-по способу добывания

- по консистенции(густоте)

- по цвету

- по вкусу и запаху

Мёд бывает разный. Он может быть более плотным или более жидким, почти белым или совсем коричневым. О лечебных свойствах мёда знает каждый, но вот о самом мёде, о его видах известно не всем.

А это  очень важно. Ведь для лечения каждого заболевания требуется определенный вид мёда, и именно этот вид даст наибольший эффект. Каждый вид мёда имеет свою консистенцию, свой цвет, свои особенности. Мёд, собранный с одного  вида растений принято называть по тому растению, с которого он был собран (например, гречневый, липовый, акациевый). Собранный одновременно со многих видов растений мёд называется по месту собирания- лесной, полевой, горный и т.д.)

Виды мёда:

№ 1 Акациевый

№ 2 Боярышниковый

№ 3  Гречишный

№ 4 Липовый

№ 5 Клеверный

№ 6 Лесной

№ 7 Полевой

№ 8 Луговой

№ 9 Майский

Глава II

Исследовательская практическая работа

«Определение качества мёда в домашних условиях»

Но, к сожалению не весь мёд на наших рынках и в магазинах отвечает необходимым требованиям. Причина этому корыстные цели недобросовестных производителей. Поэтому важно в домашних условиях уметь определять качество мёда.

Эксперименты.

Опыт № 1 с мёдом и кусочком.

Если в мёд на некоторое время положить кусочек хлеба, и хлеб затвердеет - это настоящий мёд.

Опыт № 2 с медовой водой и уксусом

Если в медовую воду добавить уксус и вода зашипит, то в мёд был добавлен мел

Опыт № 3 с мёдом и маркером

Нужно размазать мёд на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что- нибудь маркером. Если рисунок станет синим, значит, мёд не настоящий.

Опыт № 4  с медовой водой и йодом

Если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей- мёд не настоящий

Вывод:  Я теперь знаю и могу сама определять настоящий ли мёд.

 

 

 

 

                                                    Заключение

В ходе исследования 2 образцов мёда, взятых дома и в магазине, были получены следующие результаты:

Из двух образцов мёда:

·        Нормальное качество  наблюдалось только в одном случае, у домашнего мёда

·        Наличие мела не обнаружено ни в одном образце

·        Самый качественный образец мёда- домашний с пасеки папы

·        Самый некачественный образец мёда, был мёд из магазина

·        Сахар обнаружен в мёде, купленном в магазине

    Мёд – это настоящее чудо природы. Уже миллионы лет пчелы собирают нектар с цветов и создают удивительный продукт – мёд, обладающий неповторимыми качествами.

    Изучая вопросы моей исследовательской работы, я узнал, как живут пчелы, как они устроены, из чего получается мед, что ещё производят пчелы. Моя гипотеза о том, что используя в своем рационе мёд вместо сахара, люди добавят  себе здоровья - подтвердилась.

Я смогла узнать весь сложный природный процесс получения мёда. Пчёлы питаются произведённым ими мёдом, но так же, нуждаются в помощи пчеловодов с целью ухода за ними, освобождения заполненных рамок от полученного меда. Поэтому, пчела кусает лишь своих врагов.

Своим трудолюбием пчела служит хорошим примером для людей. Маленькое насекомое, а сколько пользы приносит людям!

 

 

 

        Использованная литература:

1.     Аганин А.В. «Мёд и его исследование»

2.     Гранцон М.Э. «Что мы знаем о мёде?»

3.     Большая энциклопедия народной медицины. М. Эксмо 2006г.

4.     Интернет- ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Отзыв на исследовательскую работу

Ученицы 4 класса КГУ «Основная средняя школа села Талкара»

Кириленко Алевтины

Название работы: «Что мы знаем о мёде?»

Основные требования к оформлению работы  выполнены:  выделены оглавление, введение, исследовательская часть состоит из теоретической и экспериментальной части, заключение и список литературы, приложения.

Четко определен предмет исследования, поставлены цель  и задачи. В работе дано определение мёда, его происхождение. Приведены примеры видов мёда, его применение в медицине и кулинарии.

Проведены опыты, на основе которых в процессе наблюдений был сделан вывод, еще раз подтверждающий то, что качество мёда возможно определить даже в домашних  условиях.

Материал данной работы имеет практическое значение в жизни людей.

Заключение: работа рекомендована к защите на районном конкурсе исследовательских работ учащихся  2-4 классов «Зерде».

 

Подпись рецензента:  ________Абенова Х.И.

«      »___________2024г.


 

Исследовательский проект «Что мы знаем о мёде?»

Исследовательский проект «Что мы знаем о мёде?»

Оглавление Введение 1

Оглавление Введение 1

Аннотация Данная исследовательская работа имеет большое практическое значение для определения качества продуктов питания, в частности меда, так как она помогает достаточно просто и быстро, без…

Аннотация Данная исследовательская работа имеет большое практическое значение для определения качества продуктов питания, в частности меда, так как она помогает достаточно просто и быстро, без…

Введение

Введение

Глава I Что мы знаем о мёде? 1

Глава I Что мы знаем о мёде? 1

В яичках - пчелиные детки, будущие пчелы

В яичках - пчелиные детки, будущие пчелы

Чудо! Ай, да кто же это? Мохнатка страшно испугалась

Чудо! Ай, да кто же это? Мохнатка страшно испугалась

Трутни живут в улье только в летний период

Трутни живут в улье только в летний период

Бортники (пчеловоды) пользовались в народе огромным уважением

Бортники (пчеловоды) пользовались в народе огромным уважением

Классификация мёда Классификация мёда основана на его ботаническом происхождении

Классификация мёда Классификация мёда основана на его ботаническом происхождении

Лесной № 7 Полевой № 8 Луговой № 9

Лесной № 7 Полевой № 8 Луговой № 9

Заключение В ходе исследования 2 образцов мёда, взятых дома и в магазине, были получены следующие результаты:

Заключение В ходе исследования 2 образцов мёда, взятых дома и в магазине, были получены следующие результаты:

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1

Отзыв на исследовательскую работу

Отзыв на исследовательскую работу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2024