«Квест-игра по произведениям Л.Н. Толстого»
с детьми старшей группы
Цель: формировать у детей нравственные качества при ознакомлении с творчеством Л.Н. Толстого.
Образовательные задачи: продолжать пробуждать интерес к произведениям путем активного вовлечения детей в игровые действия; поощрять попытки детей по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке; закреплять знания творчества Л.Н.Толстого; расширять словарный запас детей.
Развивающие задачи: способствовать развитию воображения и творческого мышления, интереса и любознательности к художественной литературе; развивать социально-коммуникативные качества путём коллективного решения общих задач через решение проблемных ситуаций;умение выполнять коллективно различные игровые задания.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес и любовь к произведениям Льва Николаевича Толстого; желания и умения слушать художественные произведения; следить за развитием действия.
Основная образовательная область:
Речевое развитие
Интегрированные образовательные области:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Методы:
игровые, практические, наглядные, словесные, опытно-экспериментальная деятельность.
Приёмы:
Наглядные, словесные и практические
Наглядные средства обучения:
тайная посылка, флешка, мультемедийная установка, иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого, пазлы, ребусы, стакан с водой, камушки, книга Азбука.
Активизация словаря:
Словарная работа: мачта, палуба, капитан, знания.
Предварительная работа: Знакомство с творчеством и биографией Л.Н. Толстого. Чтение произведений, разбор пословиц, разгадывание загадок, просмотр мультфильмов. Подборка иллюстраций к произведениям и наглядного материала к дидактическим играм.
Структура:
1.Оганизационная часть, сюрпризный момент
2. Игра «Собери картинку»
3.Обращение Тетушки Совы с мультимедийной установки.
4.Рассматривание иллюстрации к сказке «Три медведя» в обработке Л.Н.Толстого.
5. Игра «Запомни слово»
6. Последовательно выложить картинки к произведению Л.Н.Толстого
7. Пересказ ребенком произведения «Галка и кувшин».
8. Опытно–экспериментальная деятельность с водой и камушками.
9.Сюрпризный момент «Вход Липунюшки»
10.Игра «Золотые ворота»
11.Разгадывание ребусов «Составь пословицу»
12.Вопросы-загадки к произведению «Прыжок».
13.Песня «Азбука».
13.Итог занятия.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под легкую музыку.
Воспитатель
Ребята, знаю, что вы любите играть. И вот сегодня, я решила порадовать вас новой игрой. Но сначала мы поздороваемся с гостями.
1-й реб. (как бы обращается к другому)
Зачем копить хорошие слова?
2-й реб. (отвечает первому)
Их надо отправлять по назначенью,
3-й реб.
Всем добрый день, здоровья вам, тепла,
Пусть добротой наполнится общенье.
4-й реб.
Мы рады вас приветствовать сегодня,
В уютном нашем, светлом зале,
5-й реб.
Желаем, чтобы эти полчаса,
Вы все с улыбкой долго вспоминали.
Все вместе: «Здравствуйте!»
Дети здороваются
Воспитатель
Ребята, сегодня утром со мной случилось невероятное происшествие. Ко мне в окно постучала большая птица. Это был журавль почтальон. Он принес мне вот такую посылку. Я стала рассматривать посылку, а на ней написано – «Открывать нельзя».
Я даже не знаю, кто прислал мне эту посылку.
Как вы думаете, что в этой, посылке?
Воспитатель с детьми рассматривает посылку.
Ой, ребята, на посылке маленький кармашек, а что же в нем?
Ребенок достает флэшку.
Что это такое?
Дети
- Флэшка.
Воспитатель
Да, это флэш-накопитель. Как вы думаете для чего она?
Дети
В него накапливают и сохраняют информацию.
Воспитатель
Ребята, как вы думаете, что может быть на этом флэш-накопителе?
Дети
Может быть, какое–то сообщение, а может быть видео- письмо, мультфильм, фильм или изображение.
Воспитатель
Анна Юрьевна, помогите нам разобраться и посмотреть, что на этом флэш – накопителе. А пока Анна Юрьевна разбирается с нашим посланием, я, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Собери картинку». Вот здесь лежат части картинки. Обратите внимание, что пазлы с обратной стороны разного цвета. Это поможет вам объединиться с ребятами по цвету пазла, чтобы составить из них картинку. Возьмите по два пазла и соберите из них картинки.
Ø Пазлы лежат обратной стороной вверх, дети могут выбрать любой по цвету пазл. Дети составляют три картинки. Каждая картинка, это произведение одного из трех поэтов и писателей, уже знакомых детям. Это Н. Н. Носов, К. И. Чуковский и Л. Н. Толстой.
Воспитатель
А теперь ответьте на мои вопросы.
- Как называется литературное произведение на картинке, которую вы собрали?
(«Живая шляпа», «Лев и мышь», «Мойдодыр»)
На экране появляются три портрета писателей или поэтов, про которых говорят дети.
Воспитатель
Ребята, а теперь посмотрите на экран, вспомните, чьи это портреты. (Дети называют)
( Николай Николаевич Носов, Корней Иванович Чуковский, Лев Николаевич Толстой)
А теперь следующий вопрос?
-Назовите авторов литературных произведений, которые вы собрали.
Вы молодцы, ребята, да, действительно, «Живая шляпа», это рассказ писателя Н.Н. Носова, стихотворная сказка «Мойдодыр» поэта и писателя К. И. Чуковского, и рассказ «Лев и собачка» писателя Л.Н. Толстого.
Воспитатель
Но в электронной памяти я думаю еще много разной информации. Давайте, обратим внимание на экран, под номером два здесь значится видео под названием «Тетушка Сова».
Воспитатель
Ребята, соберите пазлы, и положите на стол. А теперь снова посмотрим на экран, чтобы увидеть кто же эта тетушка Сова?
(На экране появляется Тетушка Сова из мультфильма «Уроки тетушки Совы»)
Здравствуйте, ребята, я тетушка Сова из Научного дупла! Это я прислала вам посылку. В моей посылке вас ожидает сюрприз! Но открыть посылку вы должны, только тогда, когда найдете книгу, где написаны очень важные слова Льва Николаевича Толстого! Это мой самый любимый писатель.
А, чтобы найти книгу вы должны выполнить задания. К каждому заданию своя подсказка. До свидания, ребята!
Воспитатель
Итак, ребята, прежде чем открыть посылку, а там нас ждет, какой-то сюрприз, мы сначала должны найти книгу, в которой написаны очень важные слова писателя Льва Николаевича Толстого.
А вот и первая подсказка, которая вам поможет найти первое задание.
Ø На экране появляется картинка с изображением иллюстрации по сказке «Три медведя»
Воспитатель
Ребята, картинка к какому произведению Льва Николаевича Толстого на этой картинке?
Ø Дети отвечают: Сказка «Три медведя»
Я думаю, нам надо осмотреться и где то найти такой знак и подойти к нему. (Дети находят изображение «Трех медведей», все подходят)
Воспитатель
Ребята, посмотрите, что здесь на столе? (Игрушки мышка, тарелка со сливами, собака). Вы должны сейчас угадать по этим предметам о каких произведениях идет речь. Итак, ребята, кто догадался, поднимите руку.
Ø Дети отвечают – басня «Лев и Мышь», рассказ «Косточка», быль «Пожарные собаки».
Но это не все задание, ребята, к каждому рассказу есть картинки, и вы должны их разложить в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Сейчас мы разделимся на команды интересным способом. Сначала встанем в круг. Вы начнете повторять друг за другом предметы, стоящие на столе - Мышь, Косточка, Собака
Ø Проводится игра «Запомни слово»
Ребята, которым досталось слово Мышь, выкладывают картинки к рассказу «Лев и мышь». Ребята, назвавшие слово «Косточка», выкладывают картинки к рассказу «Косточка». И те, кто произносил слово Собака, выкладывают картинки к рассказу «Пожарные собаки». Еще раз напоминаю, вы должны разложить их в нужной последовательности, чтобы по картинкам можно было рассказать произведение. Понятно? Каждый берет по одной картинке.
Воспитатель
Ребята, давайте, правильно ли вы выложили или может быть, у кого-то есть ошибка?
Воспитатель
Ребята, вы все правильно разложили, и справились с заданием. Теперь надо найти подсказку, чтобы выполнить следующее задание. Посмотрите, около трех медведей стоит большая чашка, наверное, это Михаила Потапыча, а в ней, вместо каши, какая то маленькая книжка.
Ребята, встаньте вокруг меня, и послушайте, а я прочту, что написано в книжке.
Ø Воспитатель читает «Галка и кувшин».
Ребята, вы знаете этот рассказ? Кто хочет рассказать про Галку и кувшин?
(Ребенок рассказывает, а остальные ему помогают по необходимости).
«Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше, и можно было пить».
Воспитатель
Теперь, нам надо найти или Галку, или кувшин, давайте, осмотримся.
Ø Дети находят кувшин
Действительно, есть кувшин. (Прозрачный) А, еще здесь есть чашка с камушками. Интересно для чего? Я все поняла, мы должны с вами превратиться в Галку. Возьмите, каждый по камушку. И, обратите внимание, на камушках есть номера. Постройтесь друг за другом по номерам, и затем, по очереди опустите камушки в воду. Не торопитесь.
Ø Дети строятся и бросают камушки в воду.
Ребята, что изменилось в стакане с водой?
Дети
Действительно, вода поднялась.
Воспитатель
Какие интересные задания придумала для нас сова. Но книгу мы с вами, пока не нашли.
Значит, задания не закончились.
Ø Звучит музыка, и входит Липунюшка с мешочком – торбой за спиной.
Липунюшка
Здоровы будьте, люди добрые!
Воспитатель
Мы, то, здоровы. А, ты кто такой?
Липунюшка
Загадку мою отгадаете, вот тогда меня и узнаете.
Воспитатель
Ребята, слушайте внимательно.
Липунюшка
Пусть я мал, да удал,
Даже в поле я пахал,
А еще я плут, проказник,
Вон и барина обвел,
Он купил меня, да только, Без меня домой пришел.
Воспитатель
Ребята, какого сказочного героя купил барин, а он назад к родителям вернулся?
Ø Дети: Липунюшку…
Правильно, а как же ты у нас оказался?
Липунюшка
Меня Сова попросила для вас задание принести, но, мне повеселиться с вами хочется, люблю с друзьями играть.
Воспитатель
Что же, и мы немного отдохнем, повеселимся, и тебя приглашаем.
Воспитатель
Ø Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Золотые ворота»
Воспитатель
Липунюшка, а где же задание от тетушки Совы?
Липунюшка
В моем мешочке.
Воспитатель
Можно мы посмотрим? (Воспитатель раскрывает мешок и показывает детям).
Ребята, а что вы увидели в мешочке? (Ответ детей)
Воспитатель
Здесь в мешочке небольшие карточки, каждый возьмет, не глядя в мешочек, одну карточку.
Ø Дети достают из мешочка по одной карточке.
Воспитатель
Ребята, на ваших карточках ребусы, в них изображены пословицы Льва Николаевича Толстого. Вам надо соединить карточки так, чтобы по ним можно было узнать одну из пословиц. Найдите того, у кого вторая часть пословицы. Соедините карточки, назовите пословицу и скажите суть пословицы.
Липунюшка
Пора мне возвращаться к отцу и к матушке, а вам я еще и подсказку принес. Вот возьмите этот конверт.
Может быть, кто-то у вас и читать умеет? Прощайте! До встречи!
Ø Липунюшка передает конверт, и уходит.
Если, кто-то из детей умеет читать, то прочитает два-три слова «мачта, палуба, матрос» вложенные в конверт, а письмо читает воспитатель.
Воспитатель
Ребята, Липунюшка оставил нам вопросы-загадки от тетушки Совы. Возьмите подушечки, сядьте передо мной, и послушайте внимательно.
«Что такое палуба?», «Что такое мачта?», «Кто такой матрос?»
Назовите рассказ Л. Н. Толстого, в котором есть такие слова:
«Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын…».
Ø Дети отвечают: Рассказ «Прыжок»
Воспитатель
Да, правильно. А, как вы считаете, мальчик правильно поступил, когда полез за обезьяной на мачту?
Ø Дети отвечают
Воспитатель
Вы правы, он поступил опрометчиво, он мог разбиться.
Но вот теперь ответьте на самый главный вопрос. Для чего Лев Николаевич Толстой написал столько рассказов, басен, пословиц, загадок?
Ø Дети отвечают
Он был очень образованным человеком, и хотел поделиться знаниями с детьми.
Воспитатель
Ответьте, чему вас научил рассказ «Прыжок»?
Ø Дети отвечают
Прежде чем, что-то сделать, надо подумать, чем ваш необдуманный поступок может закончиться. И, каждое произведение Л. Н. Толстого, чему-то нас учит, дает возможность оценить и свои поступки.
Воспитатель
И вот последний вопрос тетушки Совы. Если мы на него ответим, то сможем найти книгу, где написаны очень важные слова писателя «Льва Николаевича Толстого. Итак, слушайте вопрос: «Что надо уметь, чтобы много знать?»
Воспитатель
Да, ребята, надо научиться внимательно, слушать, быть любознательным, а еще научиться читать, а чтобы научиться читать, нужна книга. И эта книга называется… «Азбука». Ну, как же мы сразу не догадались. А книги, где всегда стоят ребята?
Дети отвечают
На книжной полке. Давайте пойдем и найдем книжную полку. А вот и «Азбука». Сова оставила здесь листок, а в нем написано: «Речь человека, это его зеркало». В группе мы с вами обсудим эти слова Льва Николаевича, а сейчас, давайте споем для наших гостей песню про Азбуку.
Ø Дети исполняют песню.
И теперь мы можем открыть посылку.
Открывает посылку.
Для вас ребята, здесь вкусное угощение. На этом наш разговор о Льве Николаевиче Толстом окончен, и мы с вами отправимся в группу пробовать угощение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.