Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 8
п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области
имени Воина-интернационалиста С.А. Кафидова
Внеклассное мероприятие
«Путешествие по родному краю»
Разработано учителем начальных классов
первой квалификационной категории:
Харитоновой Людмилой Ивановной
2020 г.
Тематическое направление: приобщение к культурному наследию.
Тема воспитательного мероприятия: «Путешествие по родному краю» Обоснование выбора: в последнее время в образовательных
учреждениях возрос интерес к изучению родного края. Причин тому может быть несколько. Это и желание познать мир, в котором живёшь, и поиск новых средств и приёмов воспитания, и ориентирование на личностный подход к развитию подрастающего поколения, и осознание эффективности краеведческого принципа обучения. Именно поэтому очень важно с детства прививать любовь к истории родного края, а лучше всего с этим справляются, по моему мнению, игровые приёмы воспитания.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: игра-квест рассчитана на детей 7 – 10 лет/ обучающихся 1 - 4-ых классов общеобразовательных школ.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: игра проводится в преддверии празднования «Дня губернии», после изучения раздела «Родной край - часть большой страны» курса «Окружающий мир» в 4 классе, а так же в рамках внеурочной деятельности «Рассказы по истории Самарского края» и «Путешествуем по родному краю» в 4 классе.
Цель мероприятия: формирование условий для приобщения обучающихся к культурному наследию народов Самарской области.
Задачи мероприятия:
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к малой родине;
способствовать возникновению интереса к культуре и традициям народа Самарского края.
Развивающие:
развивать любознательность и творческие способности детей;
развивать навыки работы в группе.
Образовательные:
способствовать расширению и углублению знаний обучающихся об истории и культуре родного края – Самарской губернии.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Регулятивные УУД:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
Коммуникативные УУД:
-лидерство и согласование действий с командой;
- построение речевых высказываний, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: мероприятие проводится в форме интеллектуально-познавательной игры-квеста, так как игра выступает одним из самых эффективных средств общеличностного развития детей младшего школьного возраста и способствует повышению качества воспитания человека-гражданина, а так же является важным фактором социализации растущего человека.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Для реализации цели и ряда задач были выбраны следующие методы:
Словесные методы: беседа, объяснение, рассказ;
Наглядные методы: демонстрация, иллюстрация, наблюдение;
Практические методы: упражнения, тренинг.
При проведении классного часа возможны различные формы индивидуальной и групповой работы -
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:
1. Подготовительный этап
- разработка заданий
- подготовка маршрутных листов
2. Организационный
- формирование команд, выбор капитана команды
- назначение ответственных на станциях маршрута игры из числа родителей и их обучение
3. Игровой этап
- знакомство с правилами квеста
- проведение игры
4. Заключительный этап
- подведение итогов
- награждение участников
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Мультимедийное оборудование, физическая карта Самарской области, таблички с названием станций, дидактический материал для выполнения заданий, маршрутные листы для команд.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная разработка может быть использована классными руководителями и учителями-предметниками начальной школы во внеурочной деятельности, при подготовке и проведению классных часов краеведческой направленности, а так же во время работы в школьном летнем лагере.
Сценарий игры
1. Организационный момент
Участников игры встречает девушка в русском национальном костюме:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Берегиня Поволжьевна. У меня есть волшебная карта-маршрут одной замечательность земли (Приложение 1). Кто отправится по ней путешествовать, тот попадет в удивительный давний мир, обогатится знаниями об истории родного края, узнает о достопримечательностях и особенностях природы своих предков. Однако, чтобы дойти до конца маршрута, нужно приложить старание, упорство, смекалку и дружелюбие – все те качества, которыми должны обладать потомки великого волжского народа.
Итак, карта в руках, находчивость и решительность в умах, всё в ваших руках! Давайте же скорее узнаем все секреты, «откуда есть пошла земля самарская»!
Условия работы с маршрутной картой: нужно выполнить задания по очередности, получить подсказки, которые помогут отгадать высказывание о родном крае.
2. Таблица проведения квест – игры
Название станции |
Задания |
Необходимые материалы (Приложение 2) |
Критерии оценки |
«Страницы истории» |
1. Решить кроссворд и записать ключевое слово, время выполнения задания 10 мин. |
Карточки с заданиями для кроссворда и правильными ответами у ответственного станции. Ключевое слово САМАРСКИЙ |
Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов кроссворда, за верно записанное ключевое слово начисляется дополнительно 3 балла. |
«Знатоки природы» |
1. Определить по листьям названия деревьев и кустарников 2. Разгадать ребусы с названиями животных, обитающих в наших лесах. Время выполнения задания 10 мин. |
Гербарии с листьями/ карточки с контуром листьев и ребусы у ответственного по станции. Ключевое слово КРАЙ |
Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов. |
«Предметы старины далёкой» |
1. Игра «Узнай предмет старинного быта. 2. Отгадать названия старинных промыслов. Время выполнения задания 10 мин. |
Карточки с изображением предметов быта и их названиями. Бланк с заданием о народных промыслах у ответственного по станции. Ключевое слово ТЫ |
Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов.
|
«Секреты карты» |
1. Изучая физическую карту Самарской области, заполнить таблицу указанными географическими объектами. Время выполнения задания 10 мин. |
Физическая карта Самарской области и таблица для заполнения у ответственного по станции. Ключевое слово СЕРДЦЕ
|
Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов.
|
«Культурное наследие» |
1. Интерактивная игра «Знаешь ли ты памятники родного края» (Приложение 3) Время выполнения задания 10 мин. |
Презентация с историческими и культурными памятниками губернии у ответственного по станции. Ключевое слово ВСЕЙ |
Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов.
|
«Известные люди» |
1. Выполнить задания викторины об известных людях Самарского края. Время выполнения задания 10 мин. |
Карточка с вопросами и ответами викторины у ответственного по станции. Ключевое слово РОССИИ |
Количество баллов, заработанное командой, соответствует количеству правильных ответов.
|
3. Подведение итогов игры. Награждение.
Пройдя все испытания, участники игры возвращаются к финишу. Команда собрала слова, из которых необходимо собрать фразу: «Самарский край – ты сердце всей России».
Звучит песня Сергея Войтенко «Самарский край» https://www.youtube.com/watch?v=W22heSLWflk
Жюри объявляет команду, которая набрала большее количество баллов и награждает участников игры грамотами по номинациям: «Самая эрудированная», «Самая творческая», «Самая находчивая», «Самая активная», «Самая смекалистая» и др.
Приложение 1
Команда __________________________________
№ |
Название станции |
Результат |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
Итог |
|
Приложение 2
Кроссворд «Страницы истории»
По горизонтали: 1 Так назывался город Самара в годы великой Отечественной войны. 4 Самая высокая гора в Жигулёвском заповеднике. 5 Река, которая дала название главному городу губернии.7 Фамилия известного русского художника, создавшего картину «Бурлаки на Волге». 8 Первое название современного города Тольятти. 10 Название реки, на берегах которой 18 июня 1391 года произошла крупная битва между войсками Тамерлана и золотоордынской армией Тохтамыша.
По вертикали: 2 Старинный женский монастырь на берегу Волги в черте города Самары. 3 Рабочие, входившие в артель, которая тянула на бечеве суда против течения реки. 6 Крепость в устье реки Кинель, основанная в 1700 году по указу Петра I для защиты от набегов степных кочевников. 9 Фамилия самарского купца, рядом с дачей которого красуются две статуи слонов в полный рост. 11 Донской казачий атаман, вождь крестьянской войны 1670-1671 гг., воспетый в народных песнях и былинах. 12 Фамилия князя – основателя крепости Самара.
Дидактический материал «Предметы старины далёкой»
1. Соедините стрелочкой изображение предмета старины с его названием
коромысло
цеп
зыбка
серп
ухват
чугунок
2. В Самарском крае широко использовались различные народные промыслы. Попробуйте отгадать их названия, переставив местами буквы в словах.
1)ГАНЧОНРЫЙ 2) РБЫНЫЙ 3) СЯНОЛОЙ 4)ТЧАКЕВСТО 5) КУНЧЕЗНОЕ ДОЛЕ 6) РАБЕЗЬ ПО ДУВЕРЕ
Ответы:
1) ГОНЧАРНЫЙ 2)РЫБНЫЙ 3) СОЛЯНОЙ 4) ТКАЧЕСТВО
5) КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО 6) РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Дидактический материал «Знатоки природы»
1. Определи по листьям с какого они дерева.
каштан дуб ива
осина липа тополь
рябина клён берёза
2. Перед вами ребусы, в которых зашифрованы названия животных нашего края. Попробуйте отгадать их.
волк лиса заяц
утки кабан
сорока скворец
белка сова
Бланк задания «Секреты карты»
1. Пользуясь сведениями физической картой Самарской области, заполните таблицу.
Реки нашего края |
Города нашего края |
Горы нашего края |
Озёра нашего края |
Сёла нашего края |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Викторина «Известные люди Самарской губернии»
1. Русский государственный и общественный деятель, военный писатель и журналист, действительный статский советник, почётный гражданин города Самара, его имя носит областной историко-краеведческий музей. (П.В. Алабин)
2. Основатель и первый воевода крепости Самара. (Г.О. Засекин)
3. Известный русский писатель, литературный и театральный критик, автор таких произведений, как «Аленький цветочек», «Детские годы Багрова- внука» и др. (С.Т. Аксаков)
4. Народный артист СССР, кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт (Э. Рязанов)
5. Храбрый офицер и талантливый промышленник не раз получал благодарности российских императоров, его имя носит старейший парк Самары. ( Г. Струков)
6. Самарский купец, основатель Жигулёвского пивоваренного завода. (Альфред фон Вакано)
7. Русский и советский врач, хирург, общественный деятель, почётный гражданин Самары. Основатель, строитель современных корпусов и главный врач Самарской областной клинической больницы, которая в настоящее время носит его имя. (В. Середавин)
8. Советский композитор, пианист, во время Великой Отечественной войны живший в эвакуации в городе Куйбышеве, чья Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета. (Ф. Шостакович)
9. Известный русский художник, жил и работал в городе Ставрополе-на-Волге в 1870 году, автор картины «Бурлаки на Волге», памятник которой установлен на самарской набережной. (И. Репин)
10. Легендарный советский военачальник, «народный полководец» Гражданской войны, командир 25-й стрелковой дивизии, памятник которому установлен на площади рядом с Самарским академическим театром драмы. (В.И. Чапаев)
Приложение 3
Презентация интерактивной игры «Культурное наследие»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.