МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Краевое автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова»
Региональный конкурс
«Пин-код Успешности: открытое пространство»
Номинация: «Детство – мир разноцветных эмоций»
Конспект
квест - игры
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с ОНР III уровня 6-7 лет
Игра – квест «Путешествие в страну Профессий»
«Глаголы совершенного и несовершенного вида»
Лексическая тема «Профессии. Инструменты»
Автор:
Учитель - логопед
Муниципального бюджетного дошкольного
общеобразовательного учреждения
«Центр развития ребёнка, детский сад № 53 «Топтыжка»»
Быкова Лариса Валерьевна
Рубцовск 2024 г.
Пояснительная записка
Актуальность
Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творческих заданий в работе над коррекцией и развитием речи. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для коррекции и развития речи, формирования новых знаний, логопедическая помощь может осуществляться в контексте игры. Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых детьми, является квест.
Квест - это игровая педагогическая технология. Педагогами и психологами давно доказано, что хорошо организованная игра сама по себе - лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.
В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах:
· полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития;
· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
· поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
· возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
Так же и принципы коррекционной системы обучения и воспитания детей определяют необходимость связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, которые прямо или косвенно препятствует эффективной коррекции их речевой деятельности.
Не секрет, что у дошкольников с ТНР отмечается низкий уровень развития словаря, использования речевых конструкций, бедность речи, недостаточная сформированность фонематической системы языка, непонимание временных и пространственных представлений, низкий уровень мотивации и коммуникативного развития. Эти рече-коммуникативные недостатки усугубляются особенностями перцептивной, когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы: эмоции неустойчивы, наблюдается недостаточность зрительно-слухового праксиса, выражена тревожность, чрезмерная гиперактивность. Эти факторы приводят к трудностям формирования произвольности психических процессов.
У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста с ТНР, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Такие игры позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.
Квест-технология становится отличной возможностью для учителя-логопеда и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить коррекционно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Целевая аудитория: обучающиеся, учитель – логопед подготовительной группы МБДОУ «ЦРР д/с №53 «Топтыжка»»
Цель: формирование высокой мотивации и заинтересованности посредством внедрения в образовательный процесс новой формы игровой деятельности – квеста. Создание благоприятной атмосферы для непосредственного свободного общения и эмоциональной близости; формирование умения образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- создать условия для расширения представления об окружающем мире на материале лексической темы: «Профессии. Инструменты», используя глаголы совершенного и несовершенного вида.
- научить, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя наглядный материал во время игры.
- формировать умение определять профессию по описанию, показу предметов.
- формировать навыки самостоятельной работы, положительную мотивацию, направленную на достижение цели;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение ориентироваться на плоскости, опираясь на подсказки - схемы, определять направление маршрута;
- развивать психические процессы: внимание, воображение, зрительную память, логическое мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику, координацию движений рук;
- развивать способность рассуждать, делать простые умозаключения;
- способствовать развитию связной речи, обогащению словаря, активизации и совершенствования грамматического строя речи;
- закрепить умение составлять предложения по заданной схеме, навык послогового чтения.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Словарь: Существительные: врач, строитель, учитель, пожарный, фотограф, повар, парикмахер, стекольщик, швея, сапожник, продавец, труд, ведро, кисть, молоток, топор, пила, отвертка, гвоздь, иголка, ножницы, нож, сверло, стекло.
Прилагательные: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий;
Глаголы: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, летает, водит, продает, считает, ухаживает, кладет, устанавливает, красит, копает, строгает, стеклит.
Наречия: быстро, легко, красиво, высоко, далеко, близко, вкусно, сильно, крепко, прочно, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро.
Планируемые результаты: проявляют познавательную и речевую активность, инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; имеют представления о некоторых профессиях. Активно и доброжелательно взаимодействует со взрослыми и сверстниками в решении игровых и познавательных задач
Предметные:
- усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- правильно употребляет основные грамматические формы слова;
- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
Личностные:
-проявляет интерес к новым знаниям, положительному отношению к занятию;
- проявляет ответственность при выполнении заданий;
- адекватно оценивает свою деятельность.
Форма проведения: Игра – путешествие (линейный квест)
Используемые педагогические технологии для достижения планируемых результатов:
Для эффективной реализации поставленной цели и достижения планируемых результатов используются следующие педагогические технологии:
Методы:
Наглядные
Игровые
Проблемного обучения
Словесные
Практические
Приёмы: «Мозговой штурм»
Ресурсы, используемые при
подготовке и проведении занятия: конверт с письмом, карта с маршрутом, геометрические фигуры, предметные и сюжетные картинки
по теме «Профессии», коробка, игрушки: ножницы, иголка с ниткой, молоток, весы, кастрюля, фен,
фонендоскоп, картинка огнетушителя, руль; фонограмма песни «Если весело живётся», карточки со
словами для чтения, мяч, схемы предложений; слова для
составления пословицы, картинки контурного наложения предметов с заданием для
раскраски, прищепки, грустное и весёлое солнышки.
Основная
часть
Организационный момент. Цель: увлечь обучающихся, настроить и подвести их к теме и цели занятия. |
||||
Структура НОД Методические приемы |
Деятельность детей |
Деятельность педагога. |
Примечания. |
|
Приветствие
|
Дети заходят в группу. Встают в круг, взявшись за руки, и говорят: Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!
- Профессия – это работа, которой занимается человек. |
- Поприветствуем, друг друга и настроимся на работу.
-Вы готовы поиграть? Можно встречу начинать! - Сегодня я шла в детский сад и встретила почтальона, который передал нам письмо. Давайте прочитаем его. «Здравствуйте ребята, я волшебница из страны Трудолюбия. В моей стране живут люди разных профессий, которые не знают, что такое лень. Они с удовольствием трудятся, помогают друг другу. Но злая волшебница Лень решила заколдовать нашу страну. Она хочет, чтобы все люди в нашей стране стали такими же ленивыми, как она сама. Она приготовила волшебное зелье и вылила его в наши реки и озера. Чтобы остановить ее колдовство, надо произнести волшебные слова, но я их забыла. Ребята, помогите мне, пожалуйста! Чтобы найти эти волшебные слова, вы должны отправиться в путешествие в Страну Профессий, где вам предстоит справиться с разными заданиями, чтобы получить волшебные слова. Постарайтесь правильно выполнять эти задания и тогда вы сможете найти заклинание, которое снимет заклятие с жителей моей страны. А в помощь вам я даю карту маршрута, по которому вы должны следовать». - Ну что, ребята, поможем жителям страны Трудолюбия? Отправимся в страну Профессий. – А что такое профессия? |
Проходят, садятся на стульчики.
Открываю конверт и читаю стихотворение.
|
|
Основная часть занятия Цель: актуализация усвоенных ранее знаний обучающихся по теме непосредственно образовательной деятельности. |
||||
Проблемная ситуация
Выполнение задания с раздаточным материалом
Мозговой штурм Коммуникативно-диалоговая технология
Личностно-ориентированная технология
Динамическая пауза «Если хочется тебе, то делай так!» (выполняется под музыку) Здоровьесбере-гающая технология
Игровые технологии
Технология сотрудничества Работа с раздаточным и демонстрационным материалом
|
- Автобус.
- Водитель
- Остановка «Отгадай-ка»
- Геометрическая фигура – круг.
Читают слова, находят профессию
Сравнивают картинки
- Здесь уборщица моет, а здесь помыла.
Составляют предложения: Строитель строит дом. – Строитель построил дом. Швея шьёт платье. – Швея сшила платье. Повар варит суп. - Повар сварил суп. И т.д.
Читают по карте название остановки.
- Коробка
- Инструменты
Строитель строит дом. Пожарный тушит пожары. Швея шьет одежду. Парикмахер стрижет людей. Дворник подметает двор. Летчик управляет самолетом. Воспитатель воспитывает детей. Сапожник чинит обувь.
Примерные предложения: Продавец взвешивает спелые, сладкие яблоки. Шофёр управляет новым большим грузовиком. Строитель строит большой красивый дом. Повар варит вкусный ароматный борщ. |
- Сейчас мы с вами отравимся в путешествие по стране Профессий, для того чтобы еще больше узнать о профессиях и научимся правильно говорить о том, что мы ДЕЛАЕМ и о том, что мы СДЕЛАЛИ. - А чтобы узнать, на
чём мы поедем, отгадайте загадку: Могу я ездить хоть куда. В понедельник и субботу Отвезу вас на работу. В школу, в ясли, в детский сад Я пассажирам очень рад. - Кто управляет автобусом? -Кто ответил, тот и будет водителем. -Давайте сядем в автобус и отправимся в путешествие. - Пока мы едем, повторяйте за мной чистоговорку: НА – НА – НА – наступила вновь весна ЛО – ЛО – ЛО – на улице тепло ЧИ – ЧИ – ЧИ – солнца теплые лучи РА – РА – РА – очень рада детвора - Вот мы и приехали. На нашей карте написаны названия остановок в разных геометрических фигурах. Как думаете, куда же нам отправиться в первую очередь? Прочитайте название первой остановки. - Как называется геометрическая фигура? 1.Остановка
«Отгадай-ка». - Прочитайте слова и подумайте, к каким профессиям они относятся. Найдите картинку с профессией. 1. Дети, игрушки, занятия. (Воспитатель) 2.Доска, указка, книги. (Учитель) 3. Кастрюля, продукты, выпечка. (Повар) 4. Огонь, шланг, вода. (Пожарный) 5. Стрижка, укладка, ножницы (Парикмахер) 6.Шприц, белый халат, лекарства, (Врач) 7. Касса, продукты, прилавок. (Продавец) - Молодцы ребята, вы справились с задание. Возьмите первое волшебное слово. 2. Остановка «Назови действия» - работа в парах. Инструкция: - Слушайте внимательно и смотрите. Похожи ли эти две картинки? - Чем они отличаются? -Покажи, где человек закончил действие, а где не закончил действие. - Про законченное действие я у вас спрошу «что сделал?», а про незаконченное - «что делает?» Уборщица (что делает?) моет пол.- Уборщица (что сделала?) помыла пол. Детям предлагается пошаговая инструкция: 1.Посмотри на картинку. 2.Назови, кто изображен на ней. 3. Первый говорит, что делает человек. Второй ребёнок у которого картинка, что сделал человек, встает рядом с первым. - Молодцы. Получайте второе волшебное слово. - Давайте, посмотрим по карте, куда нам идти дальше. 3. Остановка «Удивительная коробка». - Что это? - Мне очень интересно, что же может находиться в ней! А вам интересно? Давайте мы ее откроем. - Как одним словом назвать: пила, иголка, ножницы, молоток? - Правильно. Для того, чтобы человек любой профессии работать хорошо, люди придумали и изготовили различные предметы и инструменты. - Возьмите по одному инструменту и расскажите, кому он нужен. Дети выполняют задание и получают третье слово. 4.Остановка «Отдыхай-ка» - Теперь встаньте в круг и повторяйте за мной слова и движения. Динамическая пауза «Если хочется тебе, то делай так!» (выполняется под музыку) Хочешь стать ты гитаристом, делай так… Хочешь стать ты пианистом, делай так… Если нравится тебе, то и другим ты покажи, Если нравится тебе, то делай так… Хочешь стать ты маляром, то делай так… Хочешь поваром ты быть, то делай так… Если нравится тебе, то и других ты научи, Если нравится тебе, то делай так… Если хочешь стать спортсменом, делай так… Если хочешь быть артистом, делай так… Если нравится тебе, то и другим ты покажи, Если нравится тебе, то делай так… - Мы нашли ещё одно волшебное слово. 5. Остановка «Исправь ошибку» с мячом. - Послушайте внимательно предложения, исправьте ошибки. Строитель управляет самолетом. – Пожарный лечит людей. – Швея красит дом. – Парикмахер стирает белье. – Дворник варит обед. – Летчик управляет машиной. – Воспитатель красит стены – Сапожник раздает книги – - Молодцы. Получайте волшебное слово. 6. Остановка «Кем быть?» по схеме - Люди работают теми, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них получается. А какие профессии из предложенных нравятся вам? Почему? - Составьте предложение о своей профессии по заданной схеме. - Назвать слово-предмет из своего предложения. - Назвать слово-действие из своего предложения. - Назвать слово-признак из своего предложения. -Как вы думаете, какая профессия самая важная? (подвести к тому, что все профессии хороши и все важны). |
Дети встают парами за «водителем» и идут по кругу к первому столу
Дети повторяют
Дети читают
Дети находят в группе круг и подходят к нему.
Ребёнок находит картинку с изображением той профессии, которую отгадал, называет её и прикрепляет картинку к доске
Дети выполняют задание и получают первое слово.
Этап получения новых знаний. Задание на понимание и правильное употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.
Выполняют задание.
В коробке лежат предметы и инструменты: ножницы, иголка с ниткой, молоток, весы, кастрюля, фен, фонендоскоп, картинка огнетушителя, руль.
Дети достают из коробки инструмент и объясняют, кому для работы он нужен. Например: кастрюля нужна повару, чтобы варить суп.
Повторяют слова и движения под музыку.
Ребёнок ловит мяч исправляет ошибку, кидает мяч обратно.
На наборном полотне предметные картинки профессий по количеству детей, дети выбирают понравившуюся профессию и обосновывают свой выбор Схема: |
|
Заключительная часть занятия. Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности, поощрение участия детей в совместных играх. |
||||
Рефлексия. |
Дети повторяют слова
- Если человек будет трудиться и работать, то он, сделает что-нибудь полезное.
Ответы детей
Выполняют задание |
- Вот мы и прошли все станции и справились со всеми заданиями. Давайте попробуем поставить слова в правильном порядке. - Ребята, если мы хором проговорим эти волшебные слова, заклятие злой волшебницы исчезнет! Труд человека кормит, а лень портит. - Как понимаете смысл пословицы? - Ребята, мы спасли жителей страны Трудолюбия, они, как и прежде будут трудиться, и приносить друг другу пользу и радость. Рефлексия: - Куда мы сегодня отправились? - Что делали? - Какое задание понравилась больше всего? - Молодцы, вы, много рассказали о труде взрослых, об их профессиях, о том, что необходимо в их работе. Волшебница Трудолюбия благодарит вас за помощь и дарит вам картинки с инструментами для раскраски. - А сейчас я прошу вас оценить себя, свою работу. На столе лежат прищепки. - Кто считает, что со всеми заданиями ему было легко справиться – прицепляет прищепку к весёлому солнышку, а тот, кто считает, что ему было не совсем легко справиться с заданиями – к грустному солнышку. |
Раздаю каждому ребенку картинку с инструментами и заданием для раскраски (задания выполняются после занятия с воспитателем) |
|
Заключение
Успешно организованная квест игра помогла обучающимся закрепить и расширить знания по лексической теме «Профессии. Инструменты». На занятии использовались разные виды деятельности - игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, это позволяло удерживать внимание обучающихся на протяжении всего занятия и способствовало профилактике переутомления. Снятию усталости и напряжения, поддержанию интереса детей помогало использование сюжетно-игровой основы на протяжении всего занятия (обучающиеся путешествовали по стране Профессий, ориентируясь по карте, выполняли задания волшебницы Лени, получали карточки с волшебными словами, чтобы расколдовать жителей страны). Сюжетно-игровая основа позволяла связать между собой отдельные компоненты занятия. Выбранные методы и приемы соответствовали возрасту обучающихся и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей.
На протяжении всего занятия у детей сохранятся интерес, внимание, положительная мотивация, чему способствовал благоприятный эмоциональный фон, поощрение правильно выполненных заданий, соревновательные элементы. Речь обучающихся была достаточно эмоциональной, дети стремились четко проговаривать звуки, контролировать свою речь.
Список использованной литературы:
1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2005
2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 1999
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2005
4. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М. Гном-пресс, 2002
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис Пресс, 2004
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. – М. : Гном и Д, 2000
7. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. Просвещение, 1982
8. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. М.: Сфера, 2020
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.