Квест-игра "Секретное письмо". Подгрупповое занятие в подготовительной группе на тему Дифференциация звуков р-л.
Оценка 4.9

Квест-игра "Секретное письмо". Подгрупповое занятие в подготовительной группе на тему Дифференциация звуков р-л.

Оценка 4.9
docx
27.02.2022
Квест-игра "Секретное письмо".  Подгрупповое занятие в подготовительной группе на тему Дифференциация звуков р-л.
конспект подгруппового занятия на тему Дифференциация звуков р-л - копия.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №39»

 

 

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: дифференциация звуков Р-Л с использованием визуально ритмических рядов. Нейрокоррекция в логопедической работе.

«Секретное письмо»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма проведения: квест-игра

Контингент обучающихся: дети с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет

Автор:

 

Коклягина Татьяна Юрьевна, учитель-логопед

Контактный телефон: 89649150615

Е-mail: zoiyshka1989@mail.ru

 

 

Майкоп, 2022 г.

Структура данного конспекта может быть адаптирована абсолютно для любого занятия по автоматизации звуков речи.

Коррекционная тема – дифференциация звуков р-л.

Лексическая тема – День защитника отечества.

Цель занятиязакреплять умение различать звуки р-л в словах, фразе. Активизировать стремление детей к включению в коррекционный процесс.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

-                   Закреплять правильное произношение звуков р-л в словах, фразе.

-                   Расширить представление детей о военной службе, о защитниках нашей страны.

-                   Совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза.

-                   Активизировать навыки согласования существительных с глаголом.

-                   Формировать графомоторные навыки.

-                   Формировать длительный речевой выдох.

 

Коррекционно-развивающие:

-                   Совершенствовать темпо-ритмическую организацию речи.

-                   Совершенствовать зрительно-моторную координацию, артикуляционную моторику, пальцевой и общий праксис.

-                   Развивать фонематическое восприятие и чувства ритма.

-                   Тренировать зрительное внимание восприятие.

-                   Развивать логику, память и внимание.

Коррекционно-воспитательные:

-                   Воспитывать у детей чувства ответственности к поручениям.

-                   Совершенствовать навыки сотрудничества,  умение работать в команде, взаимопонимания.

-                   Формировать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Принципы построения логопедической работы:

· Комплексности (работа над всеми сферами развития);

· Структурности (каждое занятие делится на 3 этапа);

· Линейности подачи материала (от простого к сложному);

· Простоты и разнообразия материала (вам не понадобится много дорогостоящих пособий и оборудования, это простые предметы бытового обихода. Разнообразие материала обеспечит обогащение сенсорного опыта и возможность развития праксиса с опорой на предметы разного размера, формы и текстуры).

Предварительная работа:

-                   автоматизировать звуки Р и Л на уровне фразовой речи (без включения оппозиционных звуков);

-                   разучивание пословиц, поговорок, скороговорок на звуки р, л;

-                   беседа о быстро возводимом строительстве в армии – понтонных мостах, рассматривание иллюстраций;

-                   обучение выстраиванию визуально-ритмического ряда на уровне 1/1, 2/2;

-                   рассматривание и обсуждение иллюстраций о родах войск в российской армии;

-                   разучивание элементов построения и марша;

-                   нейроупражнения: Ладонь-кулак, пальцевые позы(зайка, солнышко, колокольчик, ручеек, птичка).

Словарная работа: эмблема, понтонный мост, шифр, мина, пароль, командир, пилотка, боевое приветствие, жеребьевка, поручение, сослуживец.

Методы и приемы:

-                        игровой;

-                        наглядный;

-                        нейрокоррекция;

-                        ритмификация действий и фраз;

-                        вопросы к детям;

-                        словесная игра;

-                        дидактическая игра;

Оборудование:

-                   ноутбук, музыкальное сопровождение, магнитная доска, песочный стол, магнитные символы тигра и самолета(+звезды к ним), ортоковрики, островки из бумаги, ёмкость с чечевицей, соломка из зеленой бумаги, помпон-дустер.

Демонстрационный материал:

-                   иллюстрации к песенке «Жаба» (заяц, солнце, колокольчик, ручей, птица) формата А6, презентация, письма,  жаба, замки с подсказками, письмо с замками.

Раздаточный материал:

-                   деревянные ложки, коктейльные трубочки, пилотки, деревянные палочки и круги, звезды на магнитах, маркеры, рабочие листы с ВРР, эмблемы на липком слое.

Ход занятия

1.     Орг момент. Дети заходят в группу за логопедом под марш «По дороге мы шагали».

Логопед:  дошкольники военно-патриотического клуба «Первые лучики» стройся. Ребята, сегодня нам поручили ответственное задание – доставить секретное письмо командиру. На пути нас ждет много трудных задач и  опасностей. Вы готовы мне помочь? Надевайте свои пилотки и отправляемся в путь. Даешь наше боевое приветствие.

Дети хлопают по ладошкам сначала вверх, потом вниз, затем ладошки попеременно одна вниз другая вверх.

2.     Основная часть

 

1) Артикуляционная гимнастика

Логопед: на письме замки, открываем первый замок. Перед вами первое задание. Для того, чтобы отправится в путешествие нужно обязательно подготовится, и конечно – подкрепится. Садитесь по-турецки, по-походному, вот наши ложки, которые мы взяли с собой, приготовьте ложки и повторяйте движения за мной.

Под мелодию «Делай так» дети отбивают ложками ритм, а на припев выполняют упражнения – 1 куплет иголочка/лопатка, 2 куплет качели/часики, 3 куплет грибок-гармошка.

-                   Молодцы, ложки в деле побывали, мы нисколько не устали, а теперь пора в дорогу.

 

2) Выработка длительного речевого выдоха

Логопед: открываем второй замок, и вот новое задание.  Начинаем наш путь по пересеченной местности. И кто же нам встречается на пути, кто прячется в траве? Это мина, замаскированная под жабу! Чтобы мы смогли ее обезвредить, я вам расскажу, что для этого нужно сделать. Дуйте на песок через трубочки, ищите, что спрятано под ним. Итак, вперед!

На песочном столе находится в кустах жаба. Дети аккуратно дуют на песок через трубочки, и под ним открываются карточки с гласными буквами и картинками подсказками.

Как нам обезвредить мину? Конечно, нам нужно спеть песенку про жабу! повторяйте за мной слова, да смотрите, выполняйте точно..

Под мелодию «Жаба» дети повторяют движения за логопедом и поют гласные звуки.

А – серый зайчик – пальцевая поза зайчик, шевелим пальцами указательный вперед средний назад;

О – желтое солнышко – ладонями с растопыренными пальцами перетираем друг об дружку, одна ладонь по часовой стрелке, другая против часовой;

И – колокольчик – один локоть на ладони, вторая рука покачивается  в такт;

У – ручеек – скрепленными в замок пальцами совершаем плавные движения виде волн;

Э – птичка- на веточке – показываем руками летящую птичку, ладони накрест.

Далее прилетает ветерок (помпон-дустер), дети поют серию звуков а, у, и, о, э, у, и, а.

Логопед: мина обезврежена, можно двигаться дальше.

3) Изолированное попеременное произнесение звука

Логопед: Открываем еще замок и так перед нами третье задание. Впереди река и нам предстоит построить мост. А какой мост можно построить быстро? (ответы детей - понтонный).

-                   Правильно, понтонный. Чтобы построить мост, продолжите последовательность, положите палочку, палочку, круг. Это шифр. Мост построен, а теперь отправим командиру шифровое донесение что мост готов. Палочка – ребро, произносим звук Л, круг – ладонь, произноси звук Р.

Дети выкладывают ВРР 2/1 из деревянных кругов и палочек. Где круг это Р (ладонь), а палочки это Л(ребро). В конце пути нас ждет болото с кочками.

4) Попеременное произнесение слогов

Логопед: Откроем следующий замок. Смотрите, перед нами болото с кочками, чтобы переправиться через него нужно прыгать по кочкам. Чтобы не соскочить в болото, нужно правильно проговаривать слоги. Слушай внимательно: прыгай на следы и говори КЛА, прыгай на кочку и говори КРА.

Дети прыгают сначала на островки говорят КЛА, затем на кочку и произносят КРА. Трудность состоит в том, что когда мы прыгаем с кочки, ноги нужно сразу поставить врозь.

Молодцы, вы все делаете правильно! Идем дальше.

5) Фонематическое восприятие

Логопед: прошли мы с вами больше половины пути, но вот у нас новое задание. Откроем пятый замок. Какие только эмблемы не встретишь у военных. Мы с командиром все никак не можем определиться, какую хотим видеть на нашей форме. Все решит жеребьевка. Перед вами два поля – тут эмблема самолета, а тут тигра. Самолет ловит себе слоги со звуком Л, а тигр со звуком Р, будьте внимательны, крепи звезды на доску.

-                   Наш командир записал для вас послание, внимание на экран.

Дети читают слоги, которые появляются на презентации и рисуют звездочки у нужной эмблемы. Командир меняет слоги, для каждого ребенка свои слоги. На доске висят два логотипа, дети по очереди крепят звезды под нужной эмблемой.

пла-пла-пра

пла-пра-пла

пла-пра-пра

пра-пра-пла

пра-пла-пла

пла-пра-пла

-                   Отлично справились! Как вы помните, решалась судьба нашего клуба. Какая эмблема будет у нас на форме. Теперь посчитаем где больше звезд, та и выиграла. В военно-патриотическом клубе «Первые лучики» победила эмблема самолета.

Приклеить детям эмблемы.

6) Автоматизация звуков в словах

Логопед: открываем шестой замок и это задание для настоящих бойцов! солдаты это универсальные бойцы, они умеет находить все что угодно, в земле,  в песке,  в болоте. Вновь на нашем пути ждут помощи. Военная почта разлетелась и затерялась где-то в поле, комбайн все с поля собрал, но вместе с письмами  к нам попало зерно. Каждому летело по 2 весточки, по два письма. Давайте отыщем эти письма. Берите только два, остальные весточки летят к другим сослуживцам.

-                   Письма закрыты, открывайте их, читайте слова. Слова на картинках не простые, они похожи между собой, но все же отличаются друг от друга. Чем же они отличаются? (ответы детей).

-                   Называйте их парами, и говорите, что вы нашли в крупе… Я нашел/нашла в крупе…

Дети по двое находят в чечевице два своих письма с картинками квазиамонимами, разрывает по линиям бумагу и читает слова (рак-лак, рама-лама, коробок-колобок, волнушка-кормушка, крот-плот, трон-слон, булочка-курочка).

Логопед: Вы молодцы! Теперь посмотрите на столы, за каждым место лежат дешифровки (ламинированный лист с ВРР), смотрите на свои картинки и садитесь за нужное место.

-                   Перед вами последний шифр. Возьмите два маркера, один в правую руку, другой – в левую и продолжи последовательность. Запомните, начинает всегда правая.

слова

Символы (правая рука*левая рука)

лак-рак

лама-рама

коробок-колобок

волнушка-кормушка

крот-плот

трон-слон

булочка-курочка

/ /

/ 0

_  –

Х 0

_  0

Х /

/ –

Чтобы детям было легче справится с заданием, первые картинки уже обозначены нужными символами, а также выделены цветом.

7) Автоматизация во фразовой речи

Логопед: Последний замок отделяет нас от цели. Я уже вижу командира, который ждет телеграмму, но он должен быть уверен, что мы - не шпионы. Как мы можем доказать что мы – свои? Конечно, нам нужен пароль! Вы готовы произнести пароль? Отрывайте замки и скорее называйте пароль.

На маленькой доске наклеены картинки (отрывает замки и произносит слова): пароль король орёл.

-                   Сказать пароль нужно быстро.

Дети произносят пароль: пароль король орёл.

3.     Подведение итогов. Рефлексия.

Логопед: Вот и командир.  Наконец мы можем открыть письмо. А как вы думаете, что было в нем? Конечно поздравление с праздником и пожелания «Белых облаков, мирного неба, и яркого солнца» все как на нашем флаге - где белый это цвет чистоты, голубой - верности Родине, а красный  цвет силы и мощи нашей страны. Пусть защитники всегда стоят на страже нашего спокойствия.

-                   Ребята, вы молодцы! Это было увлекательное путешествие. Вам понравилось наше занятие? А что запомнилось больше всего?

-                    Чтобы сохранить нашу речь красивой, давайте почаще подбирать разные ключи и тренироваться. Тогда нам любая задача будет по плечу.

-                   Я благодарю Вас за работу, вы доказали что вы настоящие помощники, что любая задача вам по плечу.

-                   За верную службу, быстроту и четкость выполнения заданий я приготовила вам награду.

Дети получают конверты, которые запечатаны, а в них открытки и шоколадные медали.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Анищенкова Е.С. Исправление звукопроизношения для детей: пособие для родителе и педагогов / Е.С. Анищенкова. – М.: Издательство АСТ, 2020. – 190, [2] с.: ил. – (Популярная логопедия).

2.     Веб-квест как педагогическая технология: ссылка

3.     Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020. – 216 с.

4.     Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей. Автоматизация сонорных звуков Р, РЬ у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбомы 1-4 / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019. – 56 с.: ил.

5.     Тарасова О.А. Чернышева Ю.А. Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта. – М. Издательство Перо, 2021, 271 с.

6.     Авторский альбом песен О.А. Тарасова. Логоритмика. @lesya_logoped

7.     Тарасова О.А. Чернышева Ю.А. РЕЧЕВАЯ СЛУХОВАЯ АГНОЗИЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. – М. Издательство Перо, 2021, 230 с.

8.     Визуально ритмические ряды, пособие по дифференциации звуков Р-Л. Учитель-логопед, Вероника Анатольевна Трофимова @logopjata

9.     Логоритмика. Сборник 1. Логопед-дефектолог автор и исполнитель Дерябкина Юлия @logomuzik


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №39»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №39»

Структура данного конспекта может быть адаптирована абсолютно для любого занятия по автоматизации звуков речи

Структура данного конспекта может быть адаптирована абсолютно для любого занятия по автоматизации звуков речи

Линейности подачи материала (от простого к сложному); ·

Линейности подачи материала (от простого к сложному); ·

Демонстрационный материал: - иллюстрации к песенке «Жаба» (заяц, солнце, колокольчик, ручей, птица) формата

Демонстрационный материал: - иллюстрации к песенке «Жаба» (заяц, солнце, колокольчик, ручей, птица) формата

Выработка длительного речевого выдоха

Выработка длительного речевого выдоха

Палочка – ребро, произносим звук

Палочка – ребро, произносим звук

В военно-патриотическом клубе «Первые лучики» победила эмблема самолета

В военно-патриотическом клубе «Первые лучики» победила эмблема самолета

Логопед: Последний замок отделяет нас от цели

Логопед: Последний замок отделяет нас от цели

Литература : 1. Анищенкова

Литература : 1. Анищенкова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2022