Квест по профилактике употребления табачной и никотиносодержащей продукции
Цель занятия: содействовать формированию у воспитанниц социально-позитивных потребностей и установок осознанного отказа от курения электронных сигарет, вейпов.
Задачи мероприятия:
Ø повысить уровень знаний воспитанниц о различных аспектах отрицательного воздействия электронных сигарет, вейпов на жизнь человека;
Ø сформировать негативное отношение ребят к курению и выработать стремление к уменьшению социальной преемственности этой привычки;
Ø подготовить детей к формированию и осознанному выбору здорового образа жизни и ответственности за свой выбор.
Вид мероприятия: квест - игра.
Содержание мероприятия:
I часть. Приветствие участников мероприятия. Правила квеста.
II часть. Основная
1. «Словесный бой».
2. «Успеть за 2 часа».
3. «Брейн-Ринг» (задания капитанам).
Задание «Собери пословицу».
4. «Антитезис».
5. Анаграммы. «Меры профилактики и борьбы с курением электронных
сигарет».
6. «Дополни фразу»
7. Допиши противоположности к каждому слову, слова-антонимы.
8. Показ сказки.
Подведение итога игры. Вывод.
III. часть. Заключительная.
9.Зачитывание высказываний.
IV. Рефлексия.
10. Рисование корабля по опорным точкам.
Целевая аудитория: 8 - 9 классы, возраст учащихся 14-15 лет.
Количество участников: 6 человек.
Продолжительность: 1 час.
Оборудование: оформленная группа; канцелярские товары (бумага, маркеры, ручки, цветные карандаши), листы для рисования антирекламы; атрибуты для сказки; пословицы, поговорки; карточки с заданиями; разрезанные буквы для составления анаграммы; высказывания о курении; Федеральный закон от 23.02.2013 года; лист с изображением корабля для каждого ребенка, карточки – паруса.
Дата проведения мероприятия: 28 ноября 2023 года.
Ход мероприятия:
План проведения квеста - беседы:
1. Приветствие.
2. Формирование команд. Количественный состав команд – от 3 до 6 чел.
3. Завязка квеста. Вступительное слово воспитателя, теоретическая подводка участников квеста к выполнению заданий. Мотивация. Актуализация цели проводимого мероприятия.
4. Выполнение этапов квеста. (Все пройденные этапы дают ресурс для
финальной части).
5. На заключительном этапе организация совместной работы участников
команд. Участники визуализируют полученные знания, презентуют
совместный продукт. Подведение итогов, рефлексия.
Группа девочек собирается в группе. При входе в группу ребята вытягивают разноцветные фигуры из коробки у воспитателя.
Семенова Ангелина (читает стих)
На пороге тысячелетия
Наступает момент, когда
Мы за все бываем в ответе,
Перелистывая года.
Человек покоряет небо,
Чудо технику изобретает
Но, приобщившись к дурным привычкам,
О здоровье своем забывает.
Воспитатель. Добрый день ребята, добрый день коллеги! Сегодня все на месте, все в зале, мы вас ждали, и с удовольствием на квест – игру позвали!
Воспитатель. Ребята, при входе в зал каждый из вас получил свою фигуру, распределитесь согласно своей фишке. (круг, квадрат)
Каждая группа получает рабочие квест листы, в которых вы будете выполнять задания.
ПРАВИЛА КВЕСТА-БЕСЕДЫ.
1. Один говорит – все слушают.
2. Не критикуй, а предлагай.
3. Чем лучше слушаю воспитателя, тем больше шансов на успех.
4. Один за всех и все за успех.
Воспитатель. Для того, чтобы определить тему занятия расшифруйте определение, которое связано с нашей темой.
патологической |
потребности |
это заболевание |
|
|
удовлетворением |
Зависимость – |
связанное с |
||
Зависимость – это заболевание, связанное с удовлетворением патологической потребности.
Воспитатель. Молодцы ребята, правильно. А что такое потребность?
Потребность – это нужда, необходимость в чем-либо.
Воспитатель. Как понимаете выражение патологический?
Патологической – значит болезненной, неестественной, не свойственной человеку от природы.
Воспитатель. Человек с рождения имеет множество различных потребностей.
— Какие потребности вы знаете? (Ребята называют виды потребностей)
Воспитатель. Все верно. Человек испытывает потребность в воздухе, воде и пище, это так называемые физиологические потребности. Кроме этого, человек нуждается в любви и понимании, в безопасности и т.д. Но он не
нуждается в употреблении психоактивных веществ. Эта потребность может возникнуть у него позже.
Воспитатель. Как вы уже поняли, сегодня наш разговор пойдет о вейпинге и электронных сигаретах. И тема сегодняшнего занятия. «Вейпинг. Вред электронных сигарет».
Воспитатель. Ребята, давайте проведем небольшую разминку и вместе выполним задание, подберём нужное слово в каждую фразу:
Если хочешь долго жить – сигареты брось… курить!
Коль у мамы не дурак – срочно брось курить … табак!
Вас мы очень–очень просим – не курите … папиросы!
Чтобы стал наш мир иным – исчезнет пусть табачный ,вейпа… дым!
Напомним каждому с любовью – курение вредит … здоровью!
И знают все – мы и не шутим – не курит президент наш … Путин!
Воспитатель. Супер, вы большие молодцы!
II часть. Основная
Воспитатель. Ребята, за последние годы мы уже успели привыкнуть к людям, которые вместо обычных сигарет курят электронные. Часто они называют себя вейперами (от английского personalvaporiser – персональный испаритель» или «электронная сигарета»), а вместо слова «курить» предпочитают использовать глагол «парить».
Воспитатель. Что же такое электронная сигарета?
(Ответ ребят: это гаджет, позволяющий удовлетворять тягу к курению,
посредством парения специальной жидкости).
Воспитатель. Как вы думаете. Почему подростки используют электронные сигареты? (Ответы ребят)
ü Это модно, стильно;
ü Это способ самовыражения;
ü Подчеркнуть свою индивидуальность;
ü Чувствовать себя частью группы;
ü Чтобы их уважали;
ü Доказать свою независимость.
Воспитатель. Какой вред организму наносят электронные сигареты?
(Ответы ребят).
Воспитатель. А теперь мы с вами приступим к выполнению заданий.
1 задание: «Словесный бой»
Воспитатель. Ребята, станция «Словесный бой» все мы знаем, что такое здоровье? Здоровье – это состояние организма, при котором все его органы выполняют свои функции. В слове «здоровье» 8 букв, учитывая, что седьмая – мягкий знак – предлагаю придумать как можно больше слов, связанных со здоровым образом жизни, начинающихся на 7 букв слова «здоровье».
(3 минуты).
(Зарядка, закаливание, обливание, завтрак, диета, обед, овощи, рацион, режим, витамины, вода, вегетарианство, воздух, еда, активный отдых, путешествие и т.д.)
Количество баллов соответствует количеству написанных слов соответствующие тематике.
Допиши фразу команды: Здоровье - это
2 задание: «УСПЕТЬ ЗА 2 ЧАСа»
Воспитатель. Ребята, мы с вами знаем, что продолжительность жизни человека не бесконечная, люди не живут, как попугаи и черепахи 300 лет. Ученые подсчитали, что заядлый курильщик тратит в среднем 2 часа в день на курение. Не трудно подсчитать, что уже за неделю это сколько будет? Верно! 14 часов! Это больше, чем половина дня! А за месяц это… Целых два дня ! Полноценные выходные, которые можно потратить на поездку в любую точку земного шара!
Задание:
Воспитатель. Запишите как можно больше полезных и важных дел, на которые вы можете потратить эти два, потерянные курильщиками, часа. Что можно успеть сделать за два этих часа?
(здоровье, гимнастика, отжимания, бег, тренировки, отдых, прогулка, встреча с друзьями, поход на спектакль и концерт, звонок бабушке, визит к родственникам, забота о младших, сводить кота к ветеринару, выучить 2 китайских слова, английских, фразу на испанском.)
Количество баллов соответствует количеству записанных дел за три
минуты.
Воспитатель. Ребята, для того чтобы увеличить количество баллов вам теперь по очереди надо успеть за минуту показать как можно больше этих дел без слов, чтобы все отгадали. Ваши очки удваиваются, если вы показали и отгадали больше 5 дел.
3 задание: «БРЕЙН-РИНГ»
Воспитатель. В игре участвуют капитаны команд. Нужно ответить на вопросы - да или нет. Если угадал, засчитывается балл
Веришь ли ты, что:
1 - курение отбеливает зубную эмаль? (нет)
2 - в России курят около 75% мужчин и 20% женщин? (да)
3 - курение обеспечит тебе в жизни успех и удачу? (нет)
4 - курение в подростковом возрасте более опасно, чем во взрослом? (да)
5 - из каждых 100 человек заболевших во взрослом состоянии туберкулезом легких - 95 человек заядлые курильщики? (да)
6 - курение улучшает память? (нет)
7 - в России резко уменьшилось количество курящих людей? (нет)
8 - фильтр сигареты задерживает 80% вредных веществ? (нет)
9 - в мире ежегодно умирает от курения 3 млн. человек? (да)
10 - около 85% курильщиков хотят бросить курить? (да)
11 - никотин находят в крови и моче тех, кто сам не курит, а подвергается пассивному курению? (да)
12 - курение разрушает здоровье и укорачивает жизнь человека? (да)
13 - курение является одной из основных причин заболеваний сердца? (да)
14 - дети курильщиков чаще болеют бронхитами, пневмониями и другими болезнями, чем дети некурящих родителей? (да)
15 - в жизни столько прекрасных удовольствий, что жертвовать ими ради курения глупо? (да)
16 - первый опыт курения связан с кашлем, головокружением, головной болью, тошнотой, то есть организм сопротивляется и предупреждает о своем нежелании курить? (да)
17 - в сигаретном дыме содержится около 4000 опасных для здоровья химических соединений? (да)
18 - вейперы утверждают, что электронная сигарета помогает бросить курить, а сочетание химикатов в ней гораздо безопаснее, чем в обычной сигарете и практически безвредно. (нет)
19. -действительно ли глицерин используют для приготовления многих косметических и лекарственных средств, однако большинство из них не предназначены для приема внутрь. (да)
20. Считаешь ли ты, что вейпинг - это:
- модно и приравнивает к миру взрослых; (нет)
- интересное времяпрепровождение с друзьями; (нет)
- вредно, поскольку пары электронной сигареты токсичны; (да)
- безвредно и безопасно - это просто водяной пар, а не дым; (нет)
Воспитатель. А все остальные в это время выполняют следующее задание. Нужно составить пословицы о курении.
Составь пословицу
I.команда
Ø Трубка умному человеку дает возможность подумать, а дураку, что - то подержать во рту.
Ø Кто курит табак, сам себе враг.
Ø Курить, здоровью вредить.
Ø Если хочешь долго жить, бросай курить.
Ø Табак уму не товарищ.
II. команда
Ø Поздоровавшись с умом, попрощайся с сигаретой.
Ø Табак и верзилу сведет в могилу.
Ø Капля никотина убивает лошадь.
Ø Кто не курит и не пьет, тот здоровье бережет.
Ø Табак и камень сушит.
Воспитатель. Сейчас наши гости посчитают количество правильных ответов у каждого капитана команды.
4 задание: «Антитезис»
Воспитатель. Каждой команде необходимо написать за 5 минут причины, по которым подросток начинает курить и последствия курения. За каждую причину и последствия 1 балл.
ü Причины, по которым подросток начинает курить:
ü Последствия курения:
Воспитатель. И сейчас у вас презентация вашего задания. Вы все говорите одну фразу последствия курения и антитезис т.е это должно звучать так:
Я не курю и поэтому у меня ……сияющяя кожа
Я не курю и поэтому у меня…… зоркое зрение
Я не курю и поэтому у меня …….легкая походка и т.д.
5 задание: «Анаграммы»
Перед каждой группой детей разрезанные буквы, из которых необходимо составить слова (болезни), связанные с курением. Количество баллов 5 + 5 если четко нарисована антиреклама.
ш а к ь е л (кашель)
р а с т г и т (гастрит)
а л ё к и х р г к (рак лёгких)
р и к е с а (кариес)
ш o д к ы a (одышка)
у б т е к р л е у з е (туберкулез)
а в з я (язва)
р о б х н и т (бронхит)
л а и я г л е р (аллергия)
т а м с а (астма)
Составление «Антирекламы» курению.
(Например: не сигарета, а пепельница с окурками).
На выполнение задания 10 минут.
6 задание: «Дополни фразу»
Воспитатель. Каждой команде дается лист с незаконченной фразой. За каждый правильный ответ 1 балл. На выполнение 5 минут. Количество верных баллов 13.Учитывается оригинальность ответа.
- пьянство – верный спутник…
(хулиганства)
- сигарета– враг…
(легкого)
- где опьянение, там и…
(преступление)
- курение – это скрытая…
(наркомания)
- вечером пьяница – утром…
(лентяй)
- кто курит табак, тот хуже…
(собаки)
- курить – здоровью…
(вредить)
- кто не курит и не пьет, тот здоровеньким…
(растет)
- любить курение – вредить…
(сердцебиению)
- поскорей бросай курить, чтобы рост…
(не прекратить)
- сначала человек вейп парит, а потом вейп парит
(человека)
-вейп полюбил, семью…
(разорил)
- кто парит до дна, тот живет…
(без ума)
Завершение. После выполнения заданий командам предлагается
дописать противоположности к каждому слову слова-антонимы, связанные с проблемой курения:
Свобода…Здоровье…Самостоятельность…Сила воли…Твердость… Падение… Сообразительность…Непонимание… Взлет… Жизнь…Оптимизм… Хворь…Искренность…Зависимость… Неуверенность… Смерть…
Пессимизм… Рабство… Безволие… Хитрость.
Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами покажем сказку для зрителей..
Ребята показывают сказку для зрителей.
Воспитатель. Нашел медведь в лесу трубку и стал курить. Так к ней привык, что когда табак весь в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать. Обо всем медведь забыл – набьет трубку, закурит, да и валяется на травке. Все бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шел как - то он опушкой, встретил лисицу. Увидела лиса медведя, так и ахнула.
Лиса. Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Не виделись мы все лето,
Как ты, бедный, похудел.
Будто целый год не ел.
Что с тобою, ты больной?
Медведь (истощенно)
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что- то!
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам.
Колет в сердце, в лапах дрожь.
Лиса (добро)
Что ж ты к дятлу не пойдешь?
К дятлу б надо обратиться.
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.
Воспитатель. Вот прошла неделька, прошла вторая. Стало медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел волк медведя, так и присел на задние лапы.
Волк. (Удивленно)
Слушай, Миша – Михаил!
Что ты делал, как ты жил?
Провалились бока –
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь. Да, хвораю.
Волк. Что с тобой?
Медведь. Силы нет той.
Нездоровится мне что - то
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться.
Да не сплю, никак не спится.
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь…
Пропадаю…
Волк. Пропадешь, если к дятлу не пойдешь!
Надо к дятлу обратиться
Он у нас такая птица!
Разберется, даст совет.
Да – так да, а нет – так нет.
Медведь. Завтра я к нему пойду.
Волк. А найдешь его?
Медведь. Найду!
Воспитатель. Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовит. Подошел медведь к сосне, голову задрал вверх.
Медведь. Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук.
Дятел. Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь. Видно, нет.
Нездоровится мне что – то.
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться.
Да не сплю, никак не спится.
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам.
Сердце колет, в лапах дрожь…
Дятел. Верно, куришь или пьешь?
Медведь. Да, курю. Откуда знаешь?
Дятел. Больно дымом ты воняешь.
Ну–ка, сядь под этот сук,
Дай - ка спину: тук – тук – тук!
Да – с. Выстукивать непросто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть
Ты больной, хоть и медведь.
Ну – с… мне все как будто ясно.
Медведь. Не смертельно? Не опасно?
Дятел. Накопилась в легких копоть –
От куренья вся беда.
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь. Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не смогу! Не брошу! Жалко!
Дятел. Выполняй ты мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Воспитатель. Решил Мишка бросить курить. Закинул в лесу за кусты трубку свою, кисет с табаком и самодельную зажигалку. Не будь как медведь, возьмись за ЗОЖ
Воспитатель. Ребята, чем же опасны вейпы?
(Ответы ребят: жидкость содержит – глицерин, пропиленгликоль – растворитель, никотин, красители, арамотизаторы.)
Воспитатель. Безграничное «парение» ведет к передозировке никотином. Пар содержит токсичные соединения (формальдегиды, ацетальдегид, ацетон, акролеин). При использовании электронных сигарет в пар попадают тяжелые металлы: свинец, хром, медь, олово, происходит учащение случаев внезапных взрывов корпуса электронной сигареты во время «парения».
ü Кому противопоказано парить электронные сигареты любых видов? (Ответы детей: подросткам, беременным женщинам, аллергикам, лицам в возрасте до 18 лет, некурящим).
Воспитатель. Существует мнение, на вейпы «подсаживаются» только те, кто курит давно. Это не верно, многие кроме вейпов ничего больше не курили и курят «за компанию», «потому что все курят».
Существует множество здоровых способов получить удовольствие от жизни. И их гораздо больше, чем плохих.
Воспитатель. Скажите, а чем можно заменить курение вейпов?
(Ответы ребят: занятия спортом, общение с друзьями, игрой на компьютере, чтением книг, хобби, посещение танцев, кружков, просмотром фильмов, передач)
Воспитатель. Ребята, у каждого из вас есть прекрасные способности, только не губите свою жизнь.
III. часть. Заключительная
Воспитатель. Каждый курильщик электронных устройств обязан знать. А что обязаны знать, вы нам сейчас и расскажите.
(Ребята зачитывают высказывания)
ü Курение парящих устройств не является альтернативой курению обычных сигарет.
ü Электронные сигареты вызывают психологическое привыкание.
ü Курение электронных устройств может вызвать рак, заболевания легких и сердца.
ü В составе многих жидкостей для курения выявлено немало токсичных веществ.
ü Курение электронных устройств не исключает никотиновую зависимость.
ü Общее использование одним устройством может привести к заражению гепатитом и туберкулезом, в настоящее время ковидом.
Воспитатель. А еще ребята, в законодательстве РФ прописано:
Законодательство РФ
1.Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» устанавливает однозначный запрет на курение «вейпов» на территории школ в п. 1 части 1 статьи 12.
Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 рублей (ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ).
Более жесткое наказание — от 2000 до 3000 рублей предусмотрено для тех, кто курит на детских площадках (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ.)
Итог занятия.
Воспитатель. О чем мы с вами говорили сегодня на занятии?
ü Какие выводы вы сделали себе из занятия?
ü Что узнали нового?
ü Кто нибудь задумался над своей проблемой?
Вывод:
Воспитатель. У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Курить вейпы или не курить?
Ваше здоровье – в Ваших руках! Любите себя, цените жизнь и наслаждайтесь жизнью.
Воспитатель. Я предлагаю вам нарисовать корабль по опорным точкам (направлениям): здоровье, жизнедеятельность, учеба – «парусник» своей жизни.
IV часть. Рефлексия. «Паруса моей судьбы»
Воспитатель. Дорогие мои, если вы за здоровый образ жизни и против вредной привычки курения, прикрепите на свои паруса красные карточки
(красный цвет символизирует здоровье, энергию и созидание. Если наш квест заставил вас задуматься о своем образе жизни, то прикрепите к парусам белые листочки (белый цвет представляет начало, лёгкость, совершенство).
Запомни - человек не слаб!
Рожден свободным, он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
"Я выбрал сам себе дорогу к свету,
И презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я человек! Я должен сильным быть!"
Воспитатель. Спасибо всем за участие, за тепло, за нашу встречу. Я желаю всем сделать правильный выбор. Выбирайте жизнь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.