Государственное бюджетное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа с.Семеновка
муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
«Великая война - Великая победа»
Автор: Туганаева Любовь Александровна,
учитель истории и обществознания.
2019г.
План – конспект урока
Тема: «Великая война - Великая победа»
Эпиграф:
«Война сложна, темна и густа как непроходимый лес.
Она не похожа на ее описание, она проще и сложнее».
И. Эренбург
Цель: стимулировать у учащихся стремление к получению дополнительных знаний, способствовать практическому применению имеющихся знаний, развитию интереса к событиям Великой Отечественной войне, формированию умения работы в команде.
Задачи :
Образовательные: в игровой форме повторение, систематизация и обобщение материала изученного по Великой Отечественной войне.
Развивающие:
развитие навыков самостоятельной работы с документами, со справочной и дополнительной литературой, формирование умения анализировать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательные:
воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
Оборудование: настенные карты “Великая Отечественная война”, “Вторая мировая война”, “Портреты полководцев”, учебник “История России XX век” 9-й класс А.А. Данилова, Л.Г.Косулина, слайд-шоу картин войны, статьи, очерки, воспоминания, медиапособие (компьютерный диск) “От Кремля до Рейхстага” из серии “Познавательная коллекция”, раздаточный материал.
Участники:
1. Команды 9 классов в количестве 5 человек.
2. Команда должна иметь эмблему и название.
Тип урока: повторительно- обобщающий урок в форме квест -игры
Ход игры
Для команд приготовлены ватманы с нарисованной картой битвы под Сталинградом или любой другой битвы (на выбор учителя), разрезанные на куски произвольной формы. Задача участников собрать карту. После прохождения каждого этапа, участники приносят выигранный элемент карты в центральный ШТАБ (место, где проходило открытие квеста). На каждом этапе вместе с картой дается слово подсказка. Участники должны определить кабинет, в котором находится конверт с дополнительными баллами. (Приложение 1)
Детям раздаются конверты с путевым листком.
Вступительное слово учителя.
Наше мероприятие посвящено одной из самых
трагических, но, безусловно, одновременно наиболее выдающейся и славной
странице истории нашей страны – Великой Отечественной войне советского народа
против фашистских захватчиков 1941 – 1945 годов.
В истории нашей страны было немало тяжёлых и
долгих войн, но только название последней - Великая Отечественная – пишется с
большой буквы.
Сейчас очень много говорят и пишут о суровых
30-40-х годах. О том, как началось Великая Отечественная война, кто виноват в
развязывании самой страшной войны ХХ века. Многое и сегодня остаётся неясным,
многие вопросы остаются открытыми: знал ли Сталин о готовящемся наступлении,
какую информацию докладывала ему советская разведка, почему советские войска
так быстро и стремительно отступали в первые месяцы войны и т. д.
Историки и политики до сих пор ищут просчёты и
поражения, вместо того чтобы акцентировать внимание на победах Советской Армии
над фашизмом, хотя у Советского Союза гораздо больше, чем у любой другой страны
участницы Второй мировой войны, прав заявить, что главный победитель в этой
войне – Советский Союз.
Сегодня нас тоже ждёт бой – бой на знание
истории Великой Отечественной войны. Наша игра будет проходить по всем
правилам военного сражения. Командам (армиям) необходимо будет пройти 10 этапов
боя – чтобы какая-то из армий дошла до победы.
Но прежде небольшой ракурс в историю. (прослушать
выступление по радио Левитана о начале войны, слайд-шоу картин войны)
22 июня 1941 года нападением Германии на СССР
началась Великая Отечественная война. Этот год был, несомненно, самым
трагическим и страшным. «Жестокость является благом для будущего…Войну против
России нельзя вести по-рыцарски. Её надо вести с беспощадной, безжалостной и
неукротимой жестокостью», - так напутствовал Гитлер свои войска перед
нападением на нашу страну. Тяжёлые поражения в начале войны, огромными усилиями
разгром врага под столицей нашей родины - Москвой. 1942 – тяжёлые потери в
новых крупных сражениях, враг двигается в глубь страны, занимая советские
города, неся с собой разорение и смерть. Выдержав два страшных года в 1943
году СССР сумел добиться в ходе войны коренного перелома. Разгром врага под
Сталинградом и Курском, форсирование Днепра. 1944 – освобождение русских
территорий от оккупации, а также западных от фашистских захватчиков. И,
наконец, победный 1945 год – Этот День победы – со слезами на глазах.
1.Станция – «Разведка»
В ходе любых войн часто применяется метод
кодировки планов ведения сражений. Ваша задача – разведать и дать расшифровку
кодовым названиям операций, назвать советская и немецкая та или иная операция.
1) “Тайфун”. (Московская операция - немецкая)
2) “Уран”. (Сталинградская операция - советская
)
3) “Цитадель”. (Курская операция - немецкая)
4) “Багратион”. (Белорусская операция -
советская)
5) “Кремль» ( операция на южном направлении
–дезорганизационная – немецкая)
6) «Ост» (Захват России и превращение её в
сырьевой придаток Германии)
2.Станция - «Шифровка»
Участники должны выполнить 3 задания:
1задание: «Вы должны расшифровать закодированную пословицу»
15- 6- 19 -20- 18- 1- 26 -15 -1- 3 -18- 1- 4 -16- 3 -15- 1- 14- 20- 21 -25 -1- 6 -19 -13- 10-1 -18 -14- 10 -33 -14- 16 -4 -21 -25- 1.
Ключ к шифровке
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
|
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
||||||||||||||||
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
||||||||||||||
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
||||||||||||||
Ответ: ( Не страшна врагов нам туча, если армия могуча)
2задание: « Соотнесите термин и его значение»
а. Стремительное продвижение войск после длительных оборонительных боев.
б. Район развертывания войск.
в .Стратегический план молниеносной войны против СССР.
г .Возмещение побежденным государством ущерба госуларству-победителю.
д .Возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов
е. Преодоление естественной преграды.
ж. Переброс людских и материальных ресурсов в тыл страны.
з. Система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия.
3 задание: Отгадка с помощью клавиатуры. Каждая английская буква соответствует русской. Выражение написано в английской раскладке, а участники с помощью клавиатуры должны ее разгадать.
Yfit ltkj ghfdjt! Dhfu ,eltn hfp,bn! Gj,tlf ,eltn pf yfvb!
Ответ: (Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!)
3.Станция – «Угадай событие»
О каком событии идет речь в документах?
1) Из дневника убитого немецкого офицера: “1 сентября. Неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие… 11 сентября. Безрассудное упрямство… 13 сентября. Дикие звери… 16 сентября. Это не люди, а черти… 27 октября. Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня… 28 октября. Каждый немецкий солдат считает себя обреченным человеком”.
2) Из воспоминаний члена Военного совета Донского фронта А.С. Чуянова: Кольцо окружения с каждым днем сжимается. Фашистское командование посылает в “котел” продовольствие и боеприпасы. Летчики сбрасывают “подарки” в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как к городу, к “котлу”, под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолетов противника. Навстречу поднимались наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолеты. Тридцать четыре немецких летчика спаслись на парашютах и были взяты в плен… Теперь господство в воздухе принадлежало нам…
… На высоте Садовой взят в плен генерал. Он заявил: Паулюс надломлен. Он бы сдался в плен немедленно, но получил от Гитлера радиограмму – любой ценой выстоять и не омрачать десятилетие фашистского строя в Германии, которое исполняется 30 января. Паулюс ждет с нетерпением этой даты…
3) Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 г.
Сначала мы блокируем город (геометрически) и разрушим его, если возможно, артиллерией и авиацией…
Когда террор и голод в городе сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей…
…весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем город с землей и передадим район севернее Невы Финляндии.
4) Из воспоминаний командующего 5-й гвардейской танковой армии П. А. Ротмистрова.
Немцы и мы одновременно перешли в наступление. Навстречу двигались две громадные танковые лавины.
Через несколько минут танки первого эшелона наших 29-го и 18-го корпусов врезались в боевые порядки немецко-фашистских войск, стремительной сквозной атакой, буквально пронзив боевой порядок противника. Гитлеровцы, очевидно, не ожидали встретить такую большую массу наших боевых машин и такую решительную их атаку. Управление в передовых частях и подразделениях врага было явно нарушено. Его “тигры” и “пантеры”, лишенные в ближнем бою своего огневого преимущества, теперь успешно поражались советскими танками Т-34 и даже Т-70 с коротких дистанций. Поле сражения клубилось дымом и пылью, земля содрогалась от мощных взрывов. Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись, уже не могли разойтись, бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами. Но и подбитые танки, если у них не выходило из строя вооружение, продолжали вести огонь.
В середине дня четко обозначился успех на главном направлении. Мы сделали главное – во встречном сражении остановили и смяли ударную группировку врага… Острие танкового клина противника было сломлено.
5) Из воспоминаний командующего 1-й гвардейской танковой армии М. Е. Катукова.
16 апреля в пять утра оглушительный грохот тысяч орудий возвестил о начале последнего, решающего наступления советских войск на столицу рейха. В небе не смолкал гул наших бомбардировщиков. После артиллерийской подготовки вспыхнуло 140 прожекторов…
Бои на Зееловских высотах достигли наивысшего накала. Противник бросал в бой все новые и новые дивизии, батальоны фольксштурма, команды истребителей танков…
Ответ: 1) Наступление немецких войск под Сталинградом.
2) Разгром немецких войск под Сталинградом.
3) Блокада Ленинграда.
4) Курская битва, танковое сражение под Прохоровкой.
5) Штурм Берлина.
4.Станция – «Фронтовой тыл»
Во время небольших передышек между сражениями, солдаты и певцы как могли, поддерживали друг друга добрыми песнями, анекдотами, частушками. Старались поднять боевой дух, патриотические чувства, воспоминания о родном доме, семье или любимой девушке.
Задание командам как можно больше вспомнить песни, которые пелись на войне. Какая команда прервёт поочерёдное состязание, та и проиграла.
5.Станция – «Секретный документ»
Прочтите документ. Определите смысл его содержания и озаглавьте его. (Приложение 2)
Ответ: (Рукописная ТЕЛЕГРАММА-ДОНЕСЕНИЕ командующего войсками Донского фронта генерал-полковника Константина Рокоссовского в Ставку ВГК от 31 января 1943 года «О ПЛЕНЕНИИ КОМАНДУЮЩЕГО 6-Й НЕМЕЦКОЙ АРМИЕЙ ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛА ФРИДРИХА ПАУЛЮСА»)
6.Станция – «Кроссворд»
Задание: Разгадайте кроссворд.
Ответы на кроссворд можно найти в литературе находящейся рядом, это могут быть вырезки из статей, закладки в книгах, газеты, учебники и т.д (Приложение 3)
7.Станция - «Герой»
Назовите советских полководцев, изображенных на портретах:
|
|
|
|
|
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Ответ: 1) А.М.Василевский
2) К.К.Рокоссовский
3) Г.К.Жуков
4) И.С.Конев
5) Н.Г.Кузнецов
8.Станция- «Затяжные бои»
Некоторые бои длились не по часам, а по месяцам
и даже годам. И сейчас нам придётся с вами попотеть, чтобы ответить на все
вопросы этого этапа.
1.Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое? (генералиссимус)
2.В 1941 году в
снабжении Красной Армии продовольствием наступил
кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему
интенданту царской
армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию
спасут три «с»:
спирт, сало и …» Что ещё? (сухари)
3. В
трагические дни лета 1942 года появился приказ наркома обороны
№ 227, который получил среди военнослужащих
название … Какое? («Ни шагу назад»).
4. Героями
на войне становились не только люди, но и целые города, героем стал даже один
оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость)
5. Для нападения на СССР гитлеровское
командование сосредоточило 3 группы армий: «Север», «Юг» и … Как называлась
третья? («Центр»)
6. Этот предмет спас жизни многих солдат в годы
войны. В переводе с
испанского слово это означает «череп». Что это? (
Каска)
7. На
фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры»,
«леопарды». Что это было? (боевая техника: танки, самолёты)
8. В тёплое время года советские солдаты
свёртывали её в трубочку и носили
через плечо, на привалах её использовали и как
подушку, и как одеяло. Её
называли «скаткой». Что это такое? (Шинель)
9. Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария?
(Водрузили знамя Победы над рейхстагом).
10. Сколько дней шла Великая Отечественная война ? (1418
дней)
9.Станция - «Собери
слово»
Команда получает конверт с буквами, из которых они должны собрать слово.
Задание для 1команды: артиллерист
Задание для 2 команды: бомбардировщик
10.Станция - «Последний бой»
Последний бой – он самый сложный, трудный, но
после него наступает победа.
Задание командам – соотнести даты и события,
автора и произведение.
1) Д. Шостакович а) “Василий
Теркин”
2) А. Александров б) Седьмая
симфония
3) М. Шолохов в)
“Родина-мать зовет!”
4) И. Тоидзе г) “Они
сражались за Родину”
5) А. Твардовский д) “Священная
война”
Ответ: (1б, 2д, 3г, 4в, 5а)
1. Подписание советско-германского договора о
ненападении. а) июль –
август 1945 г.
2. Сталинградская битва. б) 23 августа 1939 г.
3. Постдамская конференция в) июль-август 1943 г.
4. Прорыв блокады Ленинграда г) июль 1942 – февраль 1943
5. Битва под Москвой. д) декабрь 1941 года
6. Курская битва.
е) январь 1943 г.
Ответ: (1б, 2г, 3а, 4е, 5д, 6в)
Подведение итогов урока: Наступил 1945 – последний и решающий год Великой Отечественной войны. Подавив
упорное сопротивление германской армии, советские войска победоносно завершили
войну. Но победа досталась дорогой ценой. Мы должны помнить, что за
все, что мы имеем - мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в адских
условиях, когда казалось, что невозможно было выжить.
Наша интеллектуальная баталия тоже вступает в завершающую стадию.
· На уроке я узнал.
Мне было интересно узнать...
· Трудно для меня было...
· Я хочу поблагодарить...
Спасибо за урок!
Приложение 1
1.У нас не класс, а кинозал:
Экран доскою классной стал.
Рисует умное перо
На нем все четко и хитро:
Нам стало, если честно,
Учиться интересно.(кабинет с интерактивной доской)
2.Здесь одежду оставляем,
Куртки, шапочки снимаем.
Получаем номерок —
И скорее на урок. (гардероб)
3.В этом кабинете
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном. (кабинет географии)
4.Изучаем мы природу и сезоны года,
Птиц, животных, насекомых, местную погоду.
Может, станем агрономами, в ботаники пойдем,
Со знаниями нашими нигде не пропадем. (кабинет биологии)
5.Цифры – точная наука,
Все построено на ней.
В классе тихо, нет ни звука,
Мы считаем все быстрей.
Отвлекаться
мы не можем,
Ни минуты лишней нет.
Мы все числа перемножим,
Пишем правильный ответ. (кабинет математики)
6.Предмет таинственный и странный
Названье носит «иностранный».
Его непросто одолеть.
Но нам не лень над ним корпеть!
Прилежно будем мы учиться,
Потом поедем за границу
И местных жителей сразим
Произношением своим! (кабинет иностранного языка)
7.Грызём правописание.
Гранит большого знания:
Вопросы, восклицания.
Словарные слова,
Диктанты,
изложения,
Склонения, спряжения —
Порой от напряжения
Не мыслит голова! (кабинет русского языка и литературы)
8.Здесь учитель в перемену
Ищет классный наш журнал,
Здесь учитель непременно
Отдыхает, коль устал.
Входа школьникам тут нет,
Только лишь на педсовет. (учительская)
9.Не умею я писать,
Не могу ещё читать,
Но зато я научился
На компьютере играть. (кабинет информатики)
10.Физкультура здесь у нас!
На уроке целый класс.
Кувыркались мы, скакали
Классом всем в..........(спортивный зал)
11.Перемена, класс пустой —
Вышли дети всей гурьбой.
Всюду радость, смех, задор,
Вышел класс наш в...(коридор)
12.Механику и атомы,
Наука изучает,
И оптику, молекулы,
Дотошно разбирает!(кабинет физики)
Приложение 2
Приложение 3
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ:
|
3 |
|
6 |
|
|||||||
|
|
М |
4 |
|
Р |
|
|
|
|||
|
|
А |
К |
|
О |
7 |
|
|
|||
|
2 |
Н |
А |
5 |
К |
Н |
8 |
|
|||
1 |
В |
Ш |
Л |
Е |
О |
А |
П |
9 |
|||
В |
А |
Т |
А |
Р |
С |
С |
А |
Д |
|||
О |
Т |
Е |
Ч |
Е |
С |
Т |
В |
О |
|||
К |
У |
Й |
|
М |
О |
У |
Л |
Н |
|||
З |
Т |
Н |
|
Е |
В |
П |
О |
С |
|||
А |
И |
|
|
Н |
С |
А |
В |
К |
|||
Л |
Н |
|
|
К |
К |
Т |
|
О |
|||
|
|
|
|
О |
И |
Е |
|
Й |
|||
|
|
|
|
|
Й |
Л |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Ь |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Ы |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Й |
|
|
|||
1. За что шла борьба до 27 сентября, после переправы немцев через р. Волгу (13 раз это место переходило из рук в руки)
2. Кто руководил осуществлением операции «кольцо»
3. Кто командовал операцией вермахта по прорыву блокады
4. В районе, какого населенного пункта замкнулось кольцо окружения немецких войск
5. Фамилия генерала-полковника , который с 9 августа до 28 сентября командовал обоими фронтами
6. Кто командовал Парадом Победы 24 июня 19945 года на Красной площади в Москве
7. Какой характер носили операции
19 ноября 1942 – 2 февраля 1943
8.Один из героев – защитников Сталинграда
9. Фронт, сыгравший одну из важнейших ролей в Сталинградском сражении
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.