Квест по теме «Посвящение отечественному балету» (для учащихся старшей школы)

  • Игры
  • Мероприятия
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный квест разработан как линейный (игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут) и тематический. Цель проведения квеста – приобщение школьников к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности. Результат – диагностика качества усвоения школьниками знаний об «эпохе Петипа», «приращение» знаний об отечественном балетном искусстве на рубеже ХIХ и ХХ вв.
Иконка файла материала Квест Балет.doc
Квест  по  теме  «Посвящение   отечественному  балету»  (Примерные  задания  ­ приведенные содержание заданий и специфика организации квеста являются примерными) Рекомендации по проведению квеста (Квест  (англ.   quest   –   поиск)   –   новый   формат   развлечений,   командная   игра,   в которой школьники получают задания, перемещаются по школе в поиске ответов на них, добывают подсказки, позволяющие перейти к следующему заданию. Играющий школьник должен проявлять активность и творческий подход к выполнению заданий. Школьники, успешно справившиеся с заданиями, получают призы. ) Как готовится квест? Выбирается тема квеста (в данном случае – это творчество великого балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа. Квест выполняет и диагностическую функцию –  что осталось в памяти школьников после проведения мероприятия, приуроченного к 200­летию великого русского балетмейстера?). Определяется начало и завершение игры, остановки; места, где спрятаны подсказки. Продумывается оформление помещений, где будет проходить маршрут квеста, готовятся эмблемы участников, карта маршрута; приз, который получат игроки в финале.  Задания для квеста  должны быть разнообразными, а их сложность обусловлена примерным уровнем знаний, которыми владеют участники в области заявленной темы.  Данный  квест  разработан  как линейный  (игра  построена  по  цепочке:  выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут)  и тематический.  (Квесты бывают  штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач; и кольцевыми – они представляют собой тот же «линейный» квест, но   замкнутый   в   круг.   Команды   стартуют   с   разных   точек,   которые   будут   для   них финишными.) Цель   проведения   квеста  –   приобщение   школьников   к   культурным   ценностям своего   народа,   базовым   национальным   ценностям   российского   общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности.  Результат  –   диагностика   качества   усвоения   школьниками   знаний   об   «эпохе Петипа», «приращение» знаний об отечественном балетном искусстве на рубеже ХIХ и ХХ вв.  Ведущий знакомит участников с правилами и ходом игры.  Задание 1 находится в кабинете истории. Нужно прочесть запись на доске: «акев оготацдантявед аниволоп яаротв». Расшифрованная запись поможет ответить на вопрос, в каком веке происходили события данного квеста? (Вторая половина ХIХ века)  Примечание.  Предполагается,   что   учитель   истории   совместно   со   школьниками даст краткую характеристику данного культурно­исторического периода в России. Важно создать   целостное   представление   у   школьников   об   этом   времени   и   о   его   выдающихся представителях.  Задание 2  находится  в кабинете музыки  в конверте за портретом композитора, написавшего   музыку   к   балету   «Лебединое   озеро»   (П.И.   Чайковский).   Откройтеконверт, прочтите задание: «Этого  великого   танцовщика  и  балетмейстера  Россия   и Франция считают своим. И у Франции, и у России есть на это все основания. Француз по происхождению, он был такой могучей фигурой русского балета, что  вторую половину ХIХ века  в балете называют его именем.  Благодаря   этому  балетмейстеру   русский балет   считался   самым   лучшим   в   мире.   Среди   его   постановок   более   50   оригинальных балетов».  Подсказка. Вершиной его творчества являются балеты, поставленные им на музыку П.И. Чайковского – «Спящая красавица» и А.К. Глазунова – «Раймонда».  О  ком  идет   речь  в  письме?  Назовите   фамилию  русского   балетмейстера французского происхождения. (Петипа)  Ответьте,   как   называют   вторую   половину   ХIХ   века   в   балете?   («Эпоха Петипа») Карточки   из   конверта   (Виктор,   Альфонс,   Мариус,   Петипа)   расположите   в правильной последовательности и назовите полное имя великого балетмейстера. (Альфонс Виктор Мариус Петипа)   разыгрывалась   на   бумаге. Задание   3  находится   в   компьютерном   классе   на   рабочем   столе   компьютера. Прочтите:   «Музыка   балетмейстера   Петипа   предшествовала   композитору   Чайковскому,  Для   композитора   же   писались существовала   до   него, сценические планы, «заказы». Музыка балетмейстера уже, возникнув, остается, здесь она и   происходит,   рождается   с   движениями,   из   них,   или   они   «свиваются»   в   нее.   Это единственная чистейшая балетная музыка, не нуждающаяся в инструментах. Беззвучная музыка. Этот балетмейстер мог репетировать без оркестра. «Без ничего», как пишет он в дневнике».  Подумайте,   что   это   за   «музыка   Петипа,   которая   предшествовала композитору Чайковскому», какие «заказы» и в какой форме писал Петипа для Чайковского? (Рисунки и схемы размещения исполнителей на балетной сцене)  Подсказка.  Найдите   в   Интернете   книгу   «Мариус   Петипа.   Материалы. Воспоминания. Статьи / Ред. коллегия: Ф. Блинов, В. Гиль и др. – Л.: Искусство, 1971. – 446 с. В разделе «Балетмейстерские экспликации» (подраздел «Спящая красавица») есть ответ на вопрос. Дайте развернутый ответ на вопрос.  Задание 4  вы обнаружите на одной из полок школьной библиотеки на оборотной стороне открытки с фотографией Мариинского театра. Прочтите: «Этого человека пресса называла   «добрым   гением   русского   театра».   Он   ориентировался   на   вкусы   придворно­ аристократических   кругов,   уделяя   внимание   созданию   пышных   спектаклей;   заказал Чайковскому и Петипа балет «Спящая красавица», сделал подробную разработку либретто этого   балета;   эскизы   декораций   и   костюмов   к   этому   балету,   о   котором   Петр   Ильич отзывался так: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был   очень   увлечен   и   писал   с   той   теплотой   и   охотой,   которые   всегда   обусловливают достоинство произведения». Назовите   фамилию   этого   человека.   (Иван   Александрович   Всеволожский, 1835­1909,   русский   театральный   и   музейный   деятель,   сценарист,   художник; тайный советник, обер­гофмейстер)Подсказка. Этот человек был директором императорских театров в 1881­1899 гг. Сведения о нем вы найдете в Большой российской энциклопедии на букву «В».  Ведущий   может   предложить   играющим  дополнительную   подсказку: зашифрованную в цифрах фамилию директора императорских театров: 3­19­ 6­3­16­13­16­ 7­19­12­10­11. Школьники должны подобрать ключ к шифру (Всеволожский).  Задание   5  находится   в   кабинете   изобразительного   искусства.   Ведущий   вручает игрокам корзинку Красной шапочки из балета «Спящая красавица», в которой находится разрезанное на отдельные буквы слово «карикатура», и предлагает из разрезанных букв собрать   слово,   которое   является   жанром   изобразительного   искусства.  После выполнения   данной   подводки   ведущий   передает   группе   игроков   следующий   конверт­ задание. Задание   6.  Ведущий   вручает   играющим   конверт   с   двумя   изображениями   – фотографией (1890) и карикатурой (дружеским шаржем) на М.И. Петипа братьев Николая и Сергея Легат из альбома «Русский балет в карикатурах» (1903) (Ведущие танцовщики Мариинского   театра,   талантливые   люди,   блестящие   карикатуристы,   очень   дружные, увлеченные балетным искусством, уважаемые и любимые в труппе; яркие представители новой   подлинно   русской   школы   танца),   который   включает   95   карикатур   и   дружеских шаржей на артистов балета Императорского театра. Школьники должны определить, какое из изображений является карикатурой (дружеским   шаржем),   и   объяснить   свой   выбор.   Учитель   изобразительного   искусства анализирует   со   школьниками  (в   сопоставлении)   выразительные   возможности фотопортрета и карикатуры, используемые средства художественной выразительности.  Дополнительные сведения.  На рубеже XIX­XX вв., времени расцвета русского классического балета, братья Николай и Сергей Легат издали альбом «Русский балет в карикатурах» (1903), который содержит 95 карикатур, дружеских шаржей на своих коллег –   артистов   балета   Императорского   театра.   Карикатуры,   очень   выразительные,   острые, запоминающиеся, в технике хромолитографии, на каждом листе есть автограф «Бр. Н. и С. Легатъ» и надпись с фамилией изображенного человека на русском и французском языках. Ценность   этих   карикатур   заключалась   в   том,   что   они   наглядно   подчеркивали профессиональные особенности каждого изображаемого лица.  (Дружеский шарж – (фр. charge – преувеличение, усиление).  Карикатура – особый жанр графического искусства (от ит. caricare – перегружать), а «caricature» – это намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение человека или события, обычно графическое. Графика оперирует линией, а линии присуще самоценное выражение: независимо от смысла изображения в самом повороте и нажиме линии, ее темпе и комбинациях может скрываться элемент подчеркивания, преувеличения, деформации,   сам   характер   линии   может   содействовать   комическому   воздействию карикатуры. В динамике линий, в их активности скрыто «жало остроумия». Хромолитография (греч. chroma – цвет) – способ печати тиражных изображений с использованием   нескольких   цветов,   при   этом   для   каждой   краски   изготавливается отдельный штамп (на камне или цинковой пластине). Карикатура   на   Мариуса   Ивановича   Петипа  –   великого   балетмейстера   и педагога. Он изображен в победоносном беге по диагонали листа с флагом «Петербургскийбалет» в высоко поднятой левой руке в торжественном концертном фраке, белом атласном жилете   и   галстуке­бабочке.   Фалды   фрака   развеваются,   подчеркивая   стремительность движения. Щуплое тельце, с длинными руками и тонкими ногами, ступни выворотны, что указывает на его балетное прошлое. Упрямо­решительное бледно­желтоватое старческое лицо   выражает   творческое   упорство   и   напряжение.   Взгляд   Петипа   поверх   пенсне проницателен. Забавно заостренное кверху ухо Петипа, с большой витиеватой раковиной. Как намек на тонкий слух, помогавший ему учитывать мельчайшие изменения в музыке и сопереживать им.  Н.   Легат   был   учеником   и   последователем   Петипа,   братья   исполняли   ведущие партии в его балетах, карикатура выражает их симпатию, признательность и молчаливую поддержку великому маэстро.  Когда   альбом   готовился   к   изданию,   М.И.   Петипа   было   84   года,   в   его   адрес раздавались критические замечания, но молодой реформатор классического танца М.М. Фокин   был   убежден   в   том,   что   Петипа   «до   последних   дней   работы   был   полон художественной силы, к которой присоединил еще колоссальный опыт».  Задание 7  находится в актовом зале, выполнено на большом листе ватмана (без нумерации).  Примечание. Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же самое   и   в   балете.   Только   в   балете   вместо   слов   –   движения,   а   вместо   орфографии   и синтаксиса – правила классического танца. Балетный язык универсален: танцор из Швеции поймет своего коллегу из Германии, а китайская балерина – американскую балерину. Как в музыке применяется итальянская терминология, так в балете все термины – французские.  Участникам   квеста   нужно   сопоставить   предлагаемые   понятия   и   их   значения, соединив нужные «пары» стрелками с помощью цветных маркеров или фломастеров. 1. Анонс 2. Балетмейстер (нем. ballettmeister) 3. Декорация фр. decoratio) 4. Кордебалет  (от  – (corps de ballet) 5. Либретто  (от ит. libretto) 6. Па­де­де 3. оформление   сцены,   съемочной   площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма (производить художественное украшение)   павильона, 9. предварительный   набросок,   фиксирующий   художественного   произведения;   рисунок, создается   что­либо   (театральный   костюм, архитектурное произведение и т.п.) замысел   по   которому   декорация, 1. объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах 6. 7. вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. 1) В балете: полный оборот на носке одной ноги. 2) В фигурном   катании:   быстрое   вращение   тела   вокруг вертикальной оси главная   танцевальная   сцена   в   балете   или   в   одном   из   актов балета,   где   раскрываются   взаимоотношения   героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей; состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды – коротких,   технически   сложных   танцевальных   кусков танцовщика и балерины 5. изложение   сюжета   балета   в   программе   спектакля,   которая помогает   зрителю   понять   происходящее   на   сцене   действие.7. Пируэт 8. Пуанты  (фр. pointe) 9. Эскиз esquisse)  (фр. Практикуется в музыкальных театрах с начала ХVII в. Иногда неправомерно используется как синоним сценария 4. основная   часть   балетной   труппы,   артисты,   танцующие   в ансамбле   и   исполняющие   массовые   танцевальные   номера   и сцены 2. 8. обувь,   которая   используется   при   исполнении   женского классического танца; имеет твердый носок балетных туфель, в балете танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги автор   и   постановщик   балетов,   танцев,   хореографических номеров,   танцевальных   сцен,   создатель   танцевальных   форм; ставит   хореографические   сцены,   танцы,   создаёт   систему движений  в пространстве сцены или  танцевальной площадки, определяет грим и костюмы персонажей, выбирает декорации и освещение.   Все   это   он   подчиняет   основной   идее,   чтобы танцевальное   зрелище   представляло   собой   гармоническое целое (Ключ к выполнению задания: 1­3; 2­9; 3­1; 4­7; 5­6; 6­5; 7­4; 8­8; 9­2)  Задание 8 находится в школьном кабинете иностранного языка.  Определенную трудность для балетмейстера Петипа составляло его плохое знание русского языка, которым он практически не овладел за долгие годы пребывания в России.  Прочтите   воспоминания   Матильды   Феликсовны   Кшесинской  (из   книги «Воспоминания»)  (М.Ф. Кшесинская рассказывала о том, что самым большим событием для нее стало выступление в роли Авроры в балете «Спящая красавица» Чайковского – Петипа 17 января 1893 года): «…Он говорил всегда по­русски, хотя очень плохо… Ко всем он всегда обращался на «ты». Приходил обыкновенно, завернувшись в свой клетчатый плед и посвистывая… с уже готовым планом и ничего не придумывал во время репетиции. Не глядя на нас, он просто показывал, приговаривая на своем особенном русском языке: «Ты на я, я на ты, ты на мой, я на твой», что означало переход с одной стороны на его сторону – «ты на я». Причем, он для ясности тыкал себя пальцем в грудь при слове «я». Или с дальней стороны сцены – «твой» на ближнюю к нему – «мой». Мы его язык знали и понимали, чего он от нас хочет».  Объясните,   как   артисты   балета   понимали   Мариуса   Ивановича. («Балетная»   терминология   в   основном   базируется   на   французском   языке; балетмейстер   предпочитал   не   объяснять,   а   показывать   танцовщикам,   что именно им нужно делать, пользуясь словами лишь в минимальной степени)  Примечание.   В   завершении   выполнения   этого   задания   целесообразно   участие учителя иностранного языка в части популяризации значения иностранных языков в жизни современного   школьника.   В   XXI   веке   цивилизованный   мир   стремится   к   открытости   и взаимопониманию,   к   сотрудничеству   и   обмену   достижениями   в   различных   сферах деятельности,   к   развитию   тесных   контактов   между   странами   (международные   встречи, выставки, спортивные мероприятия, совместный бизнес, обмен школьниками и студентами и пр.). С ускорением процессов глобализации все больше людей приходят к выводу о том, что изучение иностранных языков необходимо. Диалог различных культур ставит задачу воспитания   личности,   которая   будет   способна   участвовать   в   межкультурной коммуникации   на   иностранном   языке.   Важно   использовать   воспитательный   потенциал иностранного языка как межпредметной дисциплины, которая способствует приобщениюобучающихся к мировой культуре и, тем самым, к лучшему осознанию своей собственной культуры. Задание 9 находится в кабинете музыки на классной доске.  Выберите из предлагаемых ниже позиций те, которые можно в той или иной степени отнести к правилам балетного академизма, разработанным балетмейстером Мариусом Петипа:  1. музыка является одним из главных действующих лиц балета;  2.   действие   балета   подчиняется   сюжету,   который   связывает   сольные   партии, пантомиму и танцы кордебалета в единое целое;  3.   балетные   постановки   отличаются   мастерством   композиции,   стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий;  4. согласованная работа композитора, балетмейстера и художника; 5. классический танец стал главным, большое значение придавалось кордебалету, танцы   которого   поражали   красотой   построений,   разнообразием   поз,   синхронностью исполнения;  6.   балет   –  серьезное   искусство,   в   котором   главенствуют   всевозможные   прыжки, вращения и связующие движения;  7. балерина – центр балетного спектакля. (Ключ к выполнению задания: правильные ответы – 1, 2, 3, 4, 5, 7)  Примечание.  Коллективная   оценка   –   рефлексия   полученных   результатов   по каждому   вопросу   квеста   –   проводится  по   следующим   показателям:  включенность игроков  в   работу  (в  том   числе  индивидуальный  вклад),  слаженная  работа,  достижение цели, качество усвоения знаний, качество выполнения работы.