Квест по теме «Посвящение отечественному балету» (для учащихся старшей школы)
Оценка 4.8
Игры +2
doc
искусство +2
9 кл—11 кл
28.03.2019
Данный квест разработан как линейный (игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут) и тематический.
Цель проведения квеста – приобщение школьников к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности.
Результат – диагностика качества усвоения школьниками знаний об «эпохе Петипа», «приращение» знаний об отечественном балетном искусстве на рубеже ХIХ и ХХ вв.
Квест Балет.doc
Квест по теме «Посвящение отечественному балету» (Примерные задания
приведенные содержание заданий и специфика организации квеста являются примерными)
Рекомендации по проведению квеста
(Квест (англ. quest – поиск) – новый формат развлечений, командная игра, в
которой школьники получают задания, перемещаются по школе в поиске ответов на них,
добывают подсказки, позволяющие перейти к следующему заданию. Играющий школьник
должен проявлять активность и творческий подход к выполнению заданий. Школьники,
успешно справившиеся с заданиями, получают призы. )
Как готовится квест? Выбирается тема квеста (в данном случае – это творчество
великого балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа. Квест выполняет и диагностическую
функцию – что осталось в памяти школьников после проведения мероприятия,
приуроченного к 200летию великого русского балетмейстера?). Определяется начало
и завершение игры, остановки; места, где спрятаны подсказки. Продумывается оформление
помещений, где будет проходить маршрут квеста, готовятся эмблемы участников, карта
маршрута; приз, который получат игроки в финале.
Задания для квеста должны быть разнообразными, а их сложность обусловлена
примерным уровнем знаний, которыми владеют участники в области заявленной темы.
Данный квест разработан как линейный (игра построена по цепочке: выполнив
одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь
маршрут) и тематический. (Квесты бывают штурмовыми, где все игроки получают
основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают
пути решения задач; и кольцевыми – они представляют собой тот же «линейный» квест,
но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них
финишными.)
Цель проведения квеста – приобщение школьников к культурным ценностям
своего народа,
базовым национальным ценностям российского общества,
общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской
идентичности.
Результат – диагностика качества усвоения школьниками знаний об «эпохе
Петипа», «приращение» знаний об отечественном балетном искусстве на рубеже ХIХ и ХХ
вв.
Ведущий знакомит участников с правилами и ходом игры.
Задание 1 находится в кабинете истории. Нужно прочесть запись на доске: «акев
оготацдантявед аниволоп яаротв». Расшифрованная запись поможет ответить на вопрос,
в каком веке происходили события данного квеста? (Вторая половина ХIХ века)
Примечание. Предполагается, что учитель истории совместно со школьниками
даст краткую характеристику данного культурноисторического периода в России. Важно
создать целостное представление у школьников об этом времени и о его выдающихся
представителях.
Задание 2 находится в кабинете музыки в конверте за портретом композитора,
написавшего музыку к балету «Лебединое озеро» (П.И. Чайковский). Откройте конверт, прочтите задание: «Этого великого танцовщика и балетмейстера Россия и
Франция считают своим. И у Франции, и у России есть на это все основания. Француз по
происхождению, он был такой могучей фигурой русского балета, что вторую половину
ХIХ века в балете называют его именем. Благодаря этому балетмейстеру русский
балет считался самым лучшим в мире. Среди его постановок более 50 оригинальных
балетов».
Подсказка. Вершиной его творчества являются балеты, поставленные им на музыку
П.И. Чайковского – «Спящая красавица» и А.К. Глазунова – «Раймонда».
О ком идет речь в письме? Назовите фамилию русского балетмейстера
французского происхождения. (Петипа)
Ответьте, как называют вторую половину ХIХ века в балете? («Эпоха
Петипа»)
Карточки из конверта (Виктор, Альфонс, Мариус, Петипа) расположите в
правильной последовательности и назовите полное имя великого балетмейстера. (Альфонс
Виктор Мариус Петипа)
разыгрывалась на бумаге.
Задание 3 находится в компьютерном классе на рабочем столе компьютера.
Прочтите: «Музыка балетмейстера Петипа предшествовала композитору Чайковскому,
Для композитора же писались
существовала до него,
сценические планы, «заказы». Музыка балетмейстера уже, возникнув, остается, здесь она
и происходит, рождается с движениями, из них, или они «свиваются» в нее. Это
единственная чистейшая балетная музыка, не нуждающаяся в инструментах. Беззвучная
музыка. Этот балетмейстер мог репетировать без оркестра. «Без ничего», как пишет он в
дневнике». Подумайте, что это за «музыка Петипа, которая предшествовала
композитору Чайковскому», какие «заказы» и в какой форме писал Петипа для
Чайковского? (Рисунки и схемы размещения исполнителей на балетной сцене)
Подсказка.
Найдите в Интернете книгу «Мариус Петипа. Материалы.
Воспоминания. Статьи / Ред. коллегия: Ф. Блинов, В. Гиль и др. – Л.: Искусство, 1971. –
446 с. В разделе «Балетмейстерские экспликации» (подраздел «Спящая красавица») есть
ответ на вопрос. Дайте развернутый ответ на вопрос.
Задание 4 вы обнаружите на одной из полок школьной библиотеки на оборотной
стороне открытки с фотографией Мариинского театра. Прочтите: «Этого человека пресса
называла «добрым гением русского театра». Он ориентировался на вкусы придворно
аристократических кругов, уделяя внимание созданию пышных спектаклей; заказал
Чайковскому и Петипа балет «Спящая красавица», сделал подробную разработку либретто
этого балета; эскизы декораций и костюмов к этому балету, о котором Петр Ильич
отзывался так: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его
был очень увлечен и писал с той теплотой и охотой, которые всегда обусловливают
достоинство произведения».
Назовите фамилию этого человека. (Иван Александрович Всеволожский,
18351909, русский театральный и музейный деятель, сценарист, художник;
тайный советник, обергофмейстер) Подсказка. Этот человек был директором императорских театров в 18811899 гг.
Сведения о нем вы найдете в Большой российской энциклопедии на букву «В».
Ведущий может предложить играющим дополнительную подсказку:
зашифрованную в цифрах фамилию директора императорских театров: 319 63161316
719121011. Школьники должны подобрать ключ к шифру (Всеволожский).
Задание 5 находится в кабинете изобразительного искусства. Ведущий вручает
игрокам корзинку Красной шапочки из балета «Спящая красавица», в которой находится
разрезанное на отдельные буквы слово «карикатура», и предлагает из разрезанных букв
собрать слово, которое является жанром изобразительного искусства. После
выполнения данной подводки ведущий передает группе игроков следующий конверт
задание.
Задание 6. Ведущий вручает играющим конверт с двумя изображениями –
фотографией (1890) и карикатурой (дружеским шаржем) на М.И. Петипа братьев Николая
и Сергея Легат из альбома «Русский балет в карикатурах» (1903) (Ведущие танцовщики
Мариинского театра, талантливые люди, блестящие карикатуристы, очень дружные,
увлеченные балетным искусством, уважаемые и любимые в труппе; яркие представители
новой подлинно русской школы танца), который включает 95 карикатур и дружеских
шаржей на артистов балета Императорского театра.
Школьники должны определить, какое из изображений является карикатурой
(дружеским шаржем), и объяснить свой выбор. Учитель изобразительного искусства
анализирует со школьниками (в сопоставлении) выразительные возможности
фотопортрета и карикатуры, используемые средства художественной выразительности.
Дополнительные сведения. На рубеже XIXXX вв., времени расцвета русского
классического балета, братья Николай и Сергей Легат издали альбом «Русский балет в
карикатурах» (1903), который содержит 95 карикатур, дружеских шаржей на своих коллег
– артистов балета Императорского театра. Карикатуры, очень выразительные, острые,
запоминающиеся, в технике хромолитографии, на каждом листе есть автограф «Бр. Н. и С.
Легатъ» и надпись с фамилией изображенного человека на русском и французском языках.
Ценность этих карикатур заключалась в том, что они наглядно подчеркивали
профессиональные особенности каждого изображаемого лица.
(Дружеский шарж – (фр. charge – преувеличение, усиление).
Карикатура – особый жанр графического искусства (от ит. caricare – перегружать), а
«caricature» – это намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение
человека или события, обычно графическое. Графика оперирует линией, а линии присуще
самоценное выражение: независимо от смысла изображения в самом повороте и нажиме
линии, ее темпе и комбинациях может скрываться элемент подчеркивания, преувеличения,
деформации, сам характер линии может содействовать комическому воздействию
карикатуры. В динамике линий, в их активности скрыто «жало остроумия».
Хромолитография (греч. chroma – цвет) – способ печати тиражных изображений с
использованием нескольких цветов, при этом для каждой краски изготавливается
отдельный штамп (на камне или цинковой пластине).
Карикатура на Мариуса Ивановича Петипа – великого балетмейстера и
педагога. Он изображен в победоносном беге по диагонали листа с флагом «Петербургский балет» в высоко поднятой левой руке в торжественном концертном фраке, белом атласном
жилете и галстукебабочке. Фалды фрака развеваются, подчеркивая стремительность
движения. Щуплое тельце, с длинными руками и тонкими ногами, ступни выворотны, что
указывает на его балетное прошлое. Упряморешительное бледножелтоватое старческое
лицо выражает творческое упорство и напряжение. Взгляд Петипа поверх пенсне
проницателен. Забавно заостренное кверху ухо Петипа, с большой витиеватой раковиной.
Как намек на тонкий слух, помогавший ему учитывать мельчайшие изменения в музыке и
сопереживать им.
Н. Легат был учеником и последователем Петипа, братья исполняли ведущие
партии в его балетах, карикатура выражает их симпатию, признательность и молчаливую
поддержку великому маэстро.
Когда альбом готовился к изданию, М.И. Петипа было 84 года, в его адрес
раздавались критические замечания, но молодой реформатор классического танца М.М.
Фокин был убежден в том, что Петипа «до последних дней работы был полон
художественной силы, к которой присоединил еще колоссальный опыт».
Задание 7 находится в актовом зале, выполнено на большом листе ватмана (без
нумерации).
Примечание. Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же
самое и в балете. Только в балете вместо слов – движения, а вместо орфографии и
синтаксиса – правила классического танца. Балетный язык универсален: танцор из Швеции
поймет своего коллегу из Германии, а китайская балерина – американскую балерину. Как в
музыке применяется итальянская терминология, так в балете все термины – французские.
Участникам квеста нужно сопоставить предлагаемые понятия и их значения,
соединив нужные «пары» стрелками с помощью цветных маркеров или фломастеров.
1. Анонс
2. Балетмейстер
(нем.
ballettmeister)
3. Декорация
фр. decoratio)
4. Кордебалет
(от
–
(corps de ballet)
5. Либретто (от ит.
libretto)
6. Падеде
3. оформление сцены,
съемочной площадки,
создающее зрительный образ спектакля, фильма (производить
художественное украшение)
павильона,
9. предварительный набросок,
фиксирующий
художественного произведения; рисунок,
создается чтолибо (театральный костюм,
архитектурное произведение и т.п.)
замысел
по которому
декорация,
1. объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах
6.
7. вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной
ноги. 1) В балете: полный оборот на носке одной ноги. 2) В
фигурном катании:
быстрое вращение тела вокруг
вертикальной оси
главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов
балета,
где раскрываются взаимоотношения героев,
показывается танцевальное мастерство исполнителей; состоит
из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды –
коротких,
технически сложных танцевальных кусков
танцовщика и балерины
5. изложение сюжета балета в программе спектакля, которая
помогает зрителю понять происходящее на сцене действие. 7. Пируэт
8. Пуанты
(фр.
pointe)
9. Эскиз
esquisse)
(фр.
Практикуется в музыкальных театрах с начала ХVII в. Иногда
неправомерно используется как синоним сценария
4. основная часть балетной труппы, артисты, танцующие в
ансамбле и исполняющие массовые танцевальные номера и
сцены
2.
8. обувь, которая используется при исполнении женского
классического танца; имеет твердый носок балетных туфель, в
балете танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги
автор и постановщик балетов, танцев, хореографических
номеров, танцевальных сцен, создатель танцевальных форм;
ставит хореографические сцены, танцы, создаёт систему
движений в пространстве сцены или танцевальной площадки,
определяет грим и костюмы персонажей, выбирает декорации и
освещение. Все это он подчиняет основной идее, чтобы
танцевальное зрелище представляло собой гармоническое
целое
(Ключ к выполнению задания: 13; 29; 31; 47; 56; 65; 74; 88; 92)
Задание 8 находится в школьном кабинете иностранного языка.
Определенную трудность для балетмейстера Петипа составляло его плохое знание
русского языка, которым он практически не овладел за долгие годы пребывания в России.
Прочтите воспоминания Матильды Феликсовны Кшесинской (из книги
«Воспоминания») (М.Ф. Кшесинская рассказывала о том, что самым большим событием
для нее стало выступление в роли Авроры в балете «Спящая красавица» Чайковского –
Петипа 17 января 1893 года): «…Он говорил всегда порусски, хотя очень плохо… Ко
всем он всегда обращался на «ты». Приходил обыкновенно, завернувшись в свой клетчатый
плед и посвистывая… с уже готовым планом и ничего не придумывал во время репетиции.
Не глядя на нас, он просто показывал, приговаривая на своем особенном русском языке:
«Ты на я, я на ты, ты на мой, я на твой», что означало переход с одной стороны на его
сторону – «ты на я». Причем, он для ясности тыкал себя пальцем в грудь при слове «я».
Или с дальней стороны сцены – «твой» на ближнюю к нему – «мой». Мы его язык знали и
понимали, чего он от нас хочет».
Объясните,
как артисты балета понимали Мариуса Ивановича.
(«Балетная» терминология в основном базируется на французском языке;
балетмейстер предпочитал не объяснять, а показывать танцовщикам, что
именно им нужно делать, пользуясь словами лишь в минимальной степени)
Примечание. В завершении выполнения этого задания целесообразно участие
учителя иностранного языка в части популяризации значения иностранных языков в жизни
современного школьника. В XXI веке цивилизованный мир стремится к открытости и
взаимопониманию, к сотрудничеству и обмену достижениями в различных сферах
деятельности, к развитию тесных контактов между странами (международные встречи,
выставки, спортивные мероприятия, совместный бизнес, обмен школьниками и студентами
и пр.). С ускорением процессов глобализации все больше людей приходят к выводу о том,
что изучение иностранных языков необходимо. Диалог различных культур ставит задачу
воспитания личности, которая будет способна участвовать в межкультурной
коммуникации на иностранном языке. Важно использовать воспитательный потенциал
иностранного языка как межпредметной дисциплины, которая способствует приобщению обучающихся к мировой культуре и, тем самым, к лучшему осознанию своей собственной
культуры.
Задание 9 находится в кабинете музыки на классной доске.
Выберите из предлагаемых ниже позиций те, которые можно в той или иной степени
отнести к правилам балетного академизма, разработанным балетмейстером Мариусом
Петипа:
1. музыка является одним из главных действующих лиц балета;
2. действие балета подчиняется сюжету, который связывает сольные партии,
пантомиму и танцы кордебалета в единое целое;
3. балетные постановки отличаются мастерством композиции, стройностью
хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий;
4. согласованная работа композитора, балетмейстера и художника;
5. классический танец стал главным, большое значение придавалось кордебалету,
танцы которого поражали красотой построений, разнообразием поз, синхронностью
исполнения;
6. балет – серьезное искусство, в котором главенствуют всевозможные прыжки,
вращения и связующие движения;
7. балерина – центр балетного спектакля. (Ключ к выполнению задания: правильные
ответы – 1, 2, 3, 4, 5, 7)
Примечание. Коллективная оценка – рефлексия полученных результатов по
каждому вопросу квеста – проводится по следующим показателям: включенность
игроков в работу (в том числе индивидуальный вклад), слаженная работа, достижение
цели, качество усвоения знаний, качество выполнения работы.
Квест по теме «Посвящение отечественному балету» (для учащихся старшей школы)
Квест по теме «Посвящение отечественному балету» (для учащихся старшей школы)
Квест по теме «Посвящение отечественному балету» (для учащихся старшей школы)
Квест по теме «Посвящение отечественному балету» (для учащихся старшей школы)
Квест по теме «Посвящение отечественному балету» (для учащихся старшей школы)
Квест по теме «Посвящение отечественному балету» (для учащихся старшей школы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.