Данный квест разработан как линейный (игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут) и тематический.
Цель проведения квеста – приобщение школьников к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности.
Результат – диагностика качества усвоения школьниками знаний об «эпохе Петипа», «приращение» знаний об отечественном балетном искусстве на рубеже ХIХ и ХХ вв.
Квест по теме «Посвящение отечественному балету» (Примерные задания
приведенные содержание заданий и специфика организации квеста являются примерными)
Рекомендации по проведению квеста
(Квест (англ. quest – поиск) – новый формат развлечений, командная игра, в
которой школьники получают задания, перемещаются по школе в поиске ответов на них,
добывают подсказки, позволяющие перейти к следующему заданию. Играющий школьник
должен проявлять активность и творческий подход к выполнению заданий. Школьники,
успешно справившиеся с заданиями, получают призы. )
Как готовится квест? Выбирается тема квеста (в данном случае – это творчество
великого балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа. Квест выполняет и диагностическую
функцию – что осталось в памяти школьников после проведения мероприятия,
приуроченного к 200летию великого русского балетмейстера?). Определяется начало
и завершение игры, остановки; места, где спрятаны подсказки. Продумывается оформление
помещений, где будет проходить маршрут квеста, готовятся эмблемы участников, карта
маршрута; приз, который получат игроки в финале.
Задания для квеста должны быть разнообразными, а их сложность обусловлена
примерным уровнем знаний, которыми владеют участники в области заявленной темы.
Данный квест разработан как линейный (игра построена по цепочке: выполнив
одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь
маршрут) и тематический. (Квесты бывают штурмовыми, где все игроки получают
основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают
пути решения задач; и кольцевыми – они представляют собой тот же «линейный» квест,
но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них
финишными.)
Цель проведения квеста – приобщение школьников к культурным ценностям
своего народа,
базовым национальным ценностям российского общества,
общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской
идентичности.
Результат – диагностика качества усвоения школьниками знаний об «эпохе
Петипа», «приращение» знаний об отечественном балетном искусстве на рубеже ХIХ и ХХ
вв.
Ведущий знакомит участников с правилами и ходом игры.
Задание 1 находится в кабинете истории. Нужно прочесть запись на доске: «акев
оготацдантявед аниволоп яаротв». Расшифрованная запись поможет ответить на вопрос,
в каком веке происходили события данного квеста? (Вторая половина ХIХ века)
Примечание. Предполагается, что учитель истории совместно со школьниками
даст краткую характеристику данного культурноисторического периода в России. Важно
создать целостное представление у школьников об этом времени и о его выдающихся
представителях.
Задание 2 находится в кабинете музыки в конверте за портретом композитора,
написавшего музыку к балету «Лебединое озеро» (П.И. Чайковский). Откройтеконверт, прочтите задание: «Этого великого танцовщика и балетмейстера Россия и
Франция считают своим. И у Франции, и у России есть на это все основания. Француз по
происхождению, он был такой могучей фигурой русского балета, что вторую половину
ХIХ века в балете называют его именем. Благодаря этому балетмейстеру русский
балет считался самым лучшим в мире. Среди его постановок более 50 оригинальных
балетов».
Подсказка. Вершиной его творчества являются балеты, поставленные им на музыку
П.И. Чайковского – «Спящая красавица» и А.К. Глазунова – «Раймонда».
О ком идет речь в письме? Назовите фамилию русского балетмейстера
французского происхождения. (Петипа)
Ответьте, как называют вторую половину ХIХ века в балете? («Эпоха
Петипа»)
Карточки из конверта (Виктор, Альфонс, Мариус, Петипа) расположите в
правильной последовательности и назовите полное имя великого балетмейстера. (Альфонс
Виктор Мариус Петипа)
разыгрывалась на бумаге.
Задание 3 находится в компьютерном классе на рабочем столе компьютера.
Прочтите: «Музыка балетмейстера Петипа предшествовала композитору Чайковскому,
Для композитора же писались
существовала до него,
сценические планы, «заказы». Музыка балетмейстера уже, возникнув, остается, здесь она
и происходит, рождается с движениями, из них, или они «свиваются» в нее. Это
единственная чистейшая балетная музыка, не нуждающаяся в инструментах. Беззвучная
музыка. Этот балетмейстер мог репетировать без оркестра. «Без ничего», как пишет он в
дневнике». Подумайте, что это за «музыка Петипа, которая предшествовала
композитору Чайковскому», какие «заказы» и в какой форме писал Петипа для
Чайковского? (Рисунки и схемы размещения исполнителей на балетной сцене)
Подсказка.
Найдите в Интернете книгу «Мариус Петипа. Материалы.
Воспоминания. Статьи / Ред. коллегия: Ф. Блинов, В. Гиль и др. – Л.: Искусство, 1971. –
446 с. В разделе «Балетмейстерские экспликации» (подраздел «Спящая красавица») есть
ответ на вопрос. Дайте развернутый ответ на вопрос.
Задание 4 вы обнаружите на одной из полок школьной библиотеки на оборотной
стороне открытки с фотографией Мариинского театра. Прочтите: «Этого человека пресса
называла «добрым гением русского театра». Он ориентировался на вкусы придворно
аристократических кругов, уделяя внимание созданию пышных спектаклей; заказал
Чайковскому и Петипа балет «Спящая красавица», сделал подробную разработку либретто
этого балета; эскизы декораций и костюмов к этому балету, о котором Петр Ильич
отзывался так: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его
был очень увлечен и писал с той теплотой и охотой, которые всегда обусловливают
достоинство произведения».
Назовите фамилию этого человека. (Иван Александрович Всеволожский,
18351909, русский театральный и музейный деятель, сценарист, художник;
тайный советник, обергофмейстер)Подсказка. Этот человек был директором императорских театров в 18811899 гг.
Сведения о нем вы найдете в Большой российской энциклопедии на букву «В».
Ведущий может предложить играющим дополнительную подсказку:
зашифрованную в цифрах фамилию директора императорских театров: 319 63161316
719121011. Школьники должны подобрать ключ к шифру (Всеволожский).
Задание 5 находится в кабинете изобразительного искусства. Ведущий вручает
игрокам корзинку Красной шапочки из балета «Спящая красавица», в которой находится
разрезанное на отдельные буквы слово «карикатура», и предлагает из разрезанных букв
собрать слово, которое является жанром изобразительного искусства. После
выполнения данной подводки ведущий передает группе игроков следующий конверт
задание.
Задание 6. Ведущий вручает играющим конверт с двумя изображениями –
фотографией (1890) и карикатурой (дружеским шаржем) на М.И. Петипа братьев Николая
и Сергея Легат из альбома «Русский балет в карикатурах» (1903) (Ведущие танцовщики
Мариинского театра, талантливые люди, блестящие карикатуристы, очень дружные,
увлеченные балетным искусством, уважаемые и любимые в труппе; яркие представители
новой подлинно русской школы танца), который включает 95 карикатур и дружеских
шаржей на артистов балета Императорского театра.
Школьники должны определить, какое из изображений является карикатурой
(дружеским шаржем), и объяснить свой выбор. Учитель изобразительного искусства
анализирует со школьниками (в сопоставлении) выразительные возможности
фотопортрета и карикатуры, используемые средства художественной выразительности.
Дополнительные сведения. На рубеже XIXXX вв., времени расцвета русского
классического балета, братья Николай и Сергей Легат издали альбом «Русский балет в
карикатурах» (1903), который содержит 95 карикатур, дружеских шаржей на своих коллег
– артистов балета Императорского театра. Карикатуры, очень выразительные, острые,
запоминающиеся, в технике хромолитографии, на каждом листе есть автограф «Бр. Н. и С.
Легатъ» и надпись с фамилией изображенного человека на русском и французском языках.
Ценность этих карикатур заключалась в том, что они наглядно подчеркивали
профессиональные особенности каждого изображаемого лица.
(Дружеский шарж – (фр. charge – преувеличение, усиление).
Карикатура – особый жанр графического искусства (от ит. caricare – перегружать), а
«caricature» – это намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение
человека или события, обычно графическое. Графика оперирует линией, а линии присуще
самоценное выражение: независимо от смысла изображения в самом повороте и нажиме
линии, ее темпе и комбинациях может скрываться элемент подчеркивания, преувеличения,
деформации, сам характер линии может содействовать комическому воздействию
карикатуры. В динамике линий, в их активности скрыто «жало остроумия».
Хромолитография (греч. chroma – цвет) – способ печати тиражных изображений с
использованием нескольких цветов, при этом для каждой краски изготавливается
отдельный штамп (на камне или цинковой пластине).
Карикатура на Мариуса Ивановича Петипа – великого балетмейстера и
педагога. Он изображен в победоносном беге по диагонали листа с флагом «Петербургскийбалет» в высоко поднятой левой руке в торжественном концертном фраке, белом атласном
жилете и галстукебабочке. Фалды фрака развеваются, подчеркивая стремительность
движения. Щуплое тельце, с длинными руками и тонкими ногами, ступни выворотны, что
указывает на его балетное прошлое. Упряморешительное бледножелтоватое старческое
лицо выражает творческое упорство и напряжение. Взгляд Петипа поверх пенсне
проницателен. Забавно заостренное кверху ухо Петипа, с большой витиеватой раковиной.
Как намек на тонкий слух, помогавший ему учитывать мельчайшие изменения в музыке и
сопереживать им.
Н. Легат был учеником и последователем Петипа, братья исполняли ведущие
партии в его балетах, карикатура выражает их симпатию, признательность и молчаливую
поддержку великому маэстро.
Когда альбом готовился к изданию, М.И. Петипа было 84 года, в его адрес
раздавались критические замечания, но молодой реформатор классического танца М.М.
Фокин был убежден в том, что Петипа «до последних дней работы был полон
художественной силы, к которой присоединил еще колоссальный опыт».
Задание 7 находится в актовом зале, выполнено на большом листе ватмана (без
нумерации).
Примечание. Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же
самое и в балете. Только в балете вместо слов – движения, а вместо орфографии и
синтаксиса – правила классического танца. Балетный язык универсален: танцор из Швеции
поймет своего коллегу из Германии, а китайская балерина – американскую балерину. Как в
музыке применяется итальянская терминология, так в балете все термины – французские.
Участникам квеста нужно сопоставить предлагаемые понятия и их значения,
соединив нужные «пары» стрелками с помощью цветных маркеров или фломастеров.
1. Анонс
2. Балетмейстер
(нем.
ballettmeister)
3. Декорация
фр. decoratio)
4. Кордебалет
(от
–
(corps de ballet)
5. Либретто (от ит.
libretto)
6. Падеде
3. оформление сцены,
съемочной площадки,
создающее зрительный образ спектакля, фильма (производить
художественное украшение)
павильона,
9. предварительный набросок,
фиксирующий
художественного произведения; рисунок,
создается чтолибо (театральный костюм,
архитектурное произведение и т.п.)
замысел
по которому
декорация,
1. объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах
6.
7. вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной
ноги. 1) В балете: полный оборот на носке одной ноги. 2) В
фигурном катании:
быстрое вращение тела вокруг
вертикальной оси
главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов
балета,
где раскрываются взаимоотношения героев,
показывается танцевальное мастерство исполнителей; состоит
из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды –
коротких,
технически сложных танцевальных кусков
танцовщика и балерины
5. изложение сюжета балета в программе спектакля, которая
помогает зрителю понять происходящее на сцене действие.7. Пируэт
8. Пуанты
(фр.
pointe)
9. Эскиз
esquisse)
(фр.
Практикуется в музыкальных театрах с начала ХVII в. Иногда
неправомерно используется как синоним сценария
4. основная часть балетной труппы, артисты, танцующие в
ансамбле и исполняющие массовые танцевальные номера и
сцены
2.
8. обувь, которая используется при исполнении женского
классического танца; имеет твердый носок балетных туфель, в
балете танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги
автор и постановщик балетов, танцев, хореографических
номеров, танцевальных сцен, создатель танцевальных форм;
ставит хореографические сцены, танцы, создаёт систему
движений в пространстве сцены или танцевальной площадки,
определяет грим и костюмы персонажей, выбирает декорации и
освещение. Все это он подчиняет основной идее, чтобы
танцевальное зрелище представляло собой гармоническое
целое
(Ключ к выполнению задания: 13; 29; 31; 47; 56; 65; 74; 88; 92)
Задание 8 находится в школьном кабинете иностранного языка.
Определенную трудность для балетмейстера Петипа составляло его плохое знание
русского языка, которым он практически не овладел за долгие годы пребывания в России.
Прочтите воспоминания Матильды Феликсовны Кшесинской (из книги
«Воспоминания») (М.Ф. Кшесинская рассказывала о том, что самым большим событием
для нее стало выступление в роли Авроры в балете «Спящая красавица» Чайковского –
Петипа 17 января 1893 года): «…Он говорил всегда порусски, хотя очень плохо… Ко
всем он всегда обращался на «ты». Приходил обыкновенно, завернувшись в свой клетчатый
плед и посвистывая… с уже готовым планом и ничего не придумывал во время репетиции.
Не глядя на нас, он просто показывал, приговаривая на своем особенном русском языке:
«Ты на я, я на ты, ты на мой, я на твой», что означало переход с одной стороны на его
сторону – «ты на я». Причем, он для ясности тыкал себя пальцем в грудь при слове «я».
Или с дальней стороны сцены – «твой» на ближнюю к нему – «мой». Мы его язык знали и
понимали, чего он от нас хочет».
Объясните,
как артисты балета понимали Мариуса Ивановича.
(«Балетная» терминология в основном базируется на французском языке;
балетмейстер предпочитал не объяснять, а показывать танцовщикам, что
именно им нужно делать, пользуясь словами лишь в минимальной степени)
Примечание. В завершении выполнения этого задания целесообразно участие
учителя иностранного языка в части популяризации значения иностранных языков в жизни
современного школьника. В XXI веке цивилизованный мир стремится к открытости и
взаимопониманию, к сотрудничеству и обмену достижениями в различных сферах
деятельности, к развитию тесных контактов между странами (международные встречи,
выставки, спортивные мероприятия, совместный бизнес, обмен школьниками и студентами
и пр.). С ускорением процессов глобализации все больше людей приходят к выводу о том,
что изучение иностранных языков необходимо. Диалог различных культур ставит задачу
воспитания личности, которая будет способна участвовать в межкультурной
коммуникации на иностранном языке. Важно использовать воспитательный потенциал
иностранного языка как межпредметной дисциплины, которая способствует приобщениюобучающихся к мировой культуре и, тем самым, к лучшему осознанию своей собственной
культуры.
Задание 9 находится в кабинете музыки на классной доске.
Выберите из предлагаемых ниже позиций те, которые можно в той или иной степени
отнести к правилам балетного академизма, разработанным балетмейстером Мариусом
Петипа:
1. музыка является одним из главных действующих лиц балета;
2. действие балета подчиняется сюжету, который связывает сольные партии,
пантомиму и танцы кордебалета в единое целое;
3. балетные постановки отличаются мастерством композиции, стройностью
хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий;
4. согласованная работа композитора, балетмейстера и художника;
5. классический танец стал главным, большое значение придавалось кордебалету,
танцы которого поражали красотой построений, разнообразием поз, синхронностью
исполнения;
6. балет – серьезное искусство, в котором главенствуют всевозможные прыжки,
вращения и связующие движения;
7. балерина – центр балетного спектакля. (Ключ к выполнению задания: правильные
ответы – 1, 2, 3, 4, 5, 7)
Примечание. Коллективная оценка – рефлексия полученных результатов по
каждому вопросу квеста – проводится по следующим показателям: включенность
игроков в работу (в том числе индивидуальный вклад), слаженная работа, достижение
цели, качество усвоения знаний, качество выполнения работы.