Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района г. Кемерово
Проект. «Танцевальные игры на занятиях по современной хореографии»
Кемерово, 2025 |
Проект
«Танцевальные игры на занятиях по современной хореографии»
(для педагогов по хореографии и педагогов-организаторов досуговых программ)
Паспорт проекта
Название проекта |
«Танцевальные игры на занятиях по современной хореографии» |
Руководитель проекта |
Поморцев Р.А. |
Разработчик проекта |
Поморцев Р.А. |
Исполнители проекта |
для педагогов по хореографии и педагогов-организаторов досуговых программ |
База реализация проекта |
Школы и студии хореографии |
Целевая аудитория, возраст детей, на которых рассчитан проект |
Учащиеся образовательный организаций 7-17 лет |
Цель проекта |
: всестороннее развитие физического и эстетического потенциала учащихся, развитие творческой личности ребенка на занятиях хореографией с применением игровых технологий. |
Задачи проекта |
способствовать воспитанию волевых качеств учащихся: целеустремленности, выдержки; воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям и здоровому образу жизни. развивать чувство ритма, творческие способности учащихся, совершенствовать танцевальные движения и элементы, физические данные: пластику, гибкость, координацию движений; способствовать развитию артистизма, фантазии учащихся и самостоятельности в подборе танцевальных элементов расширять кругозор учащихся в соответствии с новыми танцевальными течениями и направлениями; развивать художественно-эстетический вкус учащихся в области современного танцевального искусства и спортивной хореографии; развивать навыки самоконтроля, умение импровизировать и преодолевать неуверенность при выступлении. |
Сроки реализации |
Учебный год |
Пояснительная записка
В настоящее время хип-хоп культурой увлекается много молодёжи не только за рубежом, но и в нашей стране. В нашей стране хип-хоп культура существует примерно с начала 80-х годов. Она давно доказала свою полезность и право на существование, через активную пропаганду здорового образа жизни, который даёт хип-хоп культура, и привлечение на занятия и мероприятия как можно большего числа подростков.
Направление «брейк-данс» – это особый вид молодежной субкультуры, который является составляющей частью хип-хоп культуры. Хип-хоп культура существует в России с 1985 года. Вначале был только один танец «брейк», которым увлекалась уличная молодежь. Затем появились другие составляющие: граффити (рисунки на стенах), рэп (особый вид устного творчества).
Сейчас к хип-хоп культуре стали относить экстремальные виды спорта, родившиеся из небезопасных детских игр, например, «тарзанка», прыжки с крыш (паркур) и пр. Хип-хоп культура долгое время не получала одобрения у взрослого населения из-за стремления к свободному мышлению и поведению, а также из-за риска травматизма при выполнении сложных трюков без страховки и специальной подготовки. Но постепенно многие виды молодежного уличного творчества стали обычным явлением. Кроме того, хип-хоп культура проповедует здоровый образ жизни, отказ от наркотиков. Да и проблема свободного времени решается именно благодаря занятиям хип-хопом. Молодых людей привлекает суть хип-хоп культуры – правда, а также свободное и раскованное поведение, отказ от искусственных условностей, возможность общения с большим числом единомышленников, доля известного риска, чувство собственной индивидуальности и неповторимости по сравнению с окружающими и т. д. Сейчас брейк-данс стал Олимпийским видом спорта, перекочевал в спортивные залы, где занятия ведутся под руководством педагога (тренера) и с соблюдением мер безопасности.
В процессе подготовки, используются разнообразные формы занятий: беседы преподавателя с учащимися, совместное комментирующее изучение хореографического материала, упражнения, соревнование, выбор музыкальных тем для практических занятий, репетиции, экскурсии, творческие поездки, встречи с деятелями танцевальных искусств, просмотр танцевальных битв и выступлений, а также «танцевальные игры».
Движение – это одно из главных средств воспитания, которое жизненно необходимо в развитии ребенка. Игра – это универсальная возможность общения с детьми, ценное звено развития ребенка, инструмент воспитания внутреннего «Я». Она гарантирует эмоциональное удовлетворение, формирует физическое и духовное развитие, раскрывает детскую активность, самостоятельность, воображение, наполняет занятия сказочностью и волшебством, и ни в какой другой деятельности ребенок так не заинтересован и раскрепощен, как в игре.
Игровые технологии в обучении детей, занимают особое место среди развивающих технологий. Игра является ведущим видом деятельности у обучающихся. Опора педагога на игру - это важнейший путь включение детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.
Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры, можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих - осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся учится принимать решения, за которые он в ответе, игра предполагает творческое начало.
Хореография как вид творческой деятельности способствует развитию у детей:
- творческих способностей и эстетического вкуса;
- музыкального слуха, способности определять ритмический рисунок, музыкально-ролевые игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, знакомят их с основами танца;
- воли, концентрации, внимания, восприятия, мышления, памяти;
- правильной осанки, красивой походки, лёгкости в движениях, гибкости и грациозности, эластичности связок и т.д.
У детей хорошо развито воображение. Игры позволяют им импровизировать, подражать - это способствует самовыражению в танце, ориентирует на дальнейшее физическое, духовное и эмоциональное развитие.
Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями.
Изучение развития детей показывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры».
Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин изучали значение игры в становлении личности ребенка, в их работах игра рассматривается как творческая деятельность, следовательно, она является, лучшим инструментом для педагога в обучении хореографии.
Главным условием успешной организации творческих игр является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это возможно только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с неподдельным интересом, осознает замыслы детей, их настроение.
Актуальность данной методической разработки заключается в возможности использования детской игровой деятельности на занятиях хореографии для активизации и направлена на комплексное физическое и эстетическое развитие учащегося посредством приобщения к хип-хоп культуре..
На занятиях дети танцуют под музыку, которая содержит различные образы, что благотворно влияет на развитие фантазии и воображения. Музыкально-ролевые игры позволяют представить себя персонажами сказочных миров как самих детей, так и педагога. Данный подход в обучении позволяет детям самовыражаться в движении, развиваясь эмоционально и духовно.
Освоив основы хореографии, дети во время игры начинают чувствуют себя уверенней в коллективе. Они плодотворно взаимодействуют друг с другом и .получают удовольствие от совместного творчества, в ходе этого взаимодействия укрепляются межличностные связи, формируется их способность к коммуникации.
Цель методической разработки: всестороннее развитие физического и эстетического потенциала учащихся, развитие творческой личности ребенка на занятиях хореографией с применением игровых технологий.
Задачи проекта.
способствовать воспитанию волевых качеств учащихся: целеустремленности, выдержки;
воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям и здоровому образу жизни.
развивать чувство ритма, творческие способности учащихся,
совершенствовать танцевальные движения и элементы, физические данные: пластику, гибкость, координацию движений;
способствовать развитию артистизма, фантазии учащихся и самостоятельности в подборе танцевальных элементов
расширять кругозор учащихся в соответствии с новыми танцевальными течениями и направлениями;
развивать художественно-эстетический вкус учащихся в области современного танцевального искусства и спортивной хореографии;
развивать навыки самоконтроля, умение импровизировать и преодолевать неуверенность при выступлении.
Игровые приемы используются в обучении детей по различным предметам, в этом смысле занятия с детьми хореографией не являются исключением. Интегрируя богатый мир игр с обучением, мы приобретаем возможность сделать интересным запоминание ими любых бесполезных, с точки зрения ребенка, движений, комбинаций, учебных заданий. Организуя в игровой форме их работу, мы формируем у детей желание овладеть предлагаемым учебным материалом без усилия с их стороны, принося радость и удовлетворения от их взаимодействия с игрой.
Детям свойственно фантазировать, они смело могут менять правила игры, тем самым усложняя ее содержание. Необходимо поддерживать такой творческий подход. Но при этом не забывать, что задача педагога - умело создавать такие условия игры, при которых сохранялось бы ее основная цель- трансформировать обучение с применением игровых технологий в увлекательное для ребенка занятие. В организации таких занятий необходимо чувство меры, ведь детям свойственны азарт и увлеченность, которые могут нанести ущерб занятиям. В этот момент открывается роль педагога, который хоть и не принимает участие в игре, но очень внимательно наблюдает за ее участниками, корректирует их исполнение, поведение, дает оценки. Не следует, однако в одно занятие вводить сразу много игр. Окончание занятие должно быть ярким, запоминающимся и, конечно, содержать анализ.
Выбор игровых форм для занятий по хореографии зависит от возраста и физического развития детей. Для детей дошкольного возраста подходят детские подвижные игры. Их необходимо сопровождать считалками, песнями. Подвижные русские народные игры лаконичны, выразительны, поэтому, если педагог включает их в занятие, то оно становится от этого ярче.
Необходимо определить игровые формы и приемы, которые необходимо использовать на занятии хореографией.
Игры - превращения, где дети перевоплощаются в животных, птиц и т.д. Они развивают способности овладеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять. Для обучения танцам детей игровой метод просто необходим. Игра - средство достижения цели, которую поставил преподаватель, способ обучения учащихся умению трудиться. И тогда нудная рутинная работа становится интересной.
Танцевальные игры можно разделить на несколько видов:
Развитие чувства ритма и музыкальности
Игра «Дискотека»
Дети
становятся по кругу, руководитель в центре. Звучит любая веселая танцевальная
музыка. Руководитель указывает на любого ребенка и считает 4 счета, а тот
должен танцевать под музыку, следующие 4 счета танцует другой (тот, на кого
укажет руководитель).
Главное условие – движения не должны повторятся! Игра для детей
от лет.
Педагог должен следить, чтобы все дети потанцевали, и хвалить за
оригинальные движения.
«Танец без музыки»
Все становятся по кругу, один человек выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для играющего атмосферу танца. Например – дождь, пожар или порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т.д.)
Задача того, кто остался в кругу – почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.
Есть еще один вариант той же самой игры: дети выбирают кого-то одного и затем придумывают для него Сон (сказочные обстоятельства, в которых он очутился. В этом Сне каждый танцующий может играть свою роль, а можно танцевать всем вместе.) Задача играющего – своим танцем без подготовки среагировать на те обстоятельства, в которых он оказался. Он может взаимодействовать с персонажами Сна или даже направлять их, главное, чтобы атмосфера Сна была "подхвачена" и передана верно.
Игра «Запрещённое движение»
Количество игроков: любое.
Дети встают в круг танцевать. Учитель сообщает, что будет показывать произвольно под музыку движения, которые ребята должны будут повторять, но одно из них – запрещённое, и его повторять не нужно. Выйдет из круга тот, кто повторит запрещённое движение. Затем водить уже может кто-нибудь из детей, придумывая самостоятельно запрещённое движение.
Развитие артистичности и воображения
Игра «Достраивание фигур»
Дети разбиваются на две команды. Каждой команде предлагается построить свою собственную композицию-фигуру следующим образом: один человек выходит из линии и принимает какую-нибудь красивую по его мнению позу. (Предложите ему закрыть глазки и принять то положение тела, которое диктует ему сиюминутное настроение, музыка и вдохновение). Следующий в линии подходит к нему и пытается "достроить" композицию, приняв какое-то дополняющее положение рядом с первым человеком. Он может касаться первого, может стоять близко или далеко в стороне от него, главное, чтобы они создали общую композицию, заполняющую пространство.
Затем к ним "подстраивается" третий человек, четвертый и так делее – до самого последнего участника. В итоге у каждой команды должна получиться красивая многоруко-многоногая фигура.
Команды могут играть как одновременно, так и по очереди, наблюдая за успехами друг друга с позиции зрителей.
«Танец природы»
Все детки разбиваются на пары и тройки (при желании - группы побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему. (к примеру – танец восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан).
Хорошо, чтобы Вы нашли время посмотреть не только «процесс» танцевания каждой группы детей, но и устроили общий «просмотр» того, что получилось. Пусть все дети сядут в одной части зала, как в зрительном зале, а затем каждая команда по очереди покажет свой танец.
Игра «Росточек»
Зима.
Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она наступила. Росток
пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному появляются листики, а
затем бутон.
Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он
покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и
осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти
весной.
Игра «Танец на стуле»
Дети сидят на стульях,
которые стоят в ряд. Учитель тоже сидит на стуле напротив ребят и под музыку
показывает произвольные движения. Дети стараются успеть повторить за учителем. Музыка
останавливается, учитель приглашает на своё место кого-нибудь из желающих.
Новый водящий показывает свои движения, и все за ним повторяют,
затем своё место освобождает другому водящему. Музыка может быть разной.
Игра «Воображалки»
Все стоят
на местах и, закрыв глаза руками, представляют что спят. По хлопку педагога
просыпаются и изображают то, что сказал педагог – самолеты, бабочка, машина и
т.д.
«Мячик – невидимка»
Дети становятся на расстоянии друг напротив друга или по кругу. Игра заключается в том, что все перебрасываются или передают друг другу несуществующий мячик. Нужно помочь детям почувствовать этот мячик в руках. Он не должен быть маленьким или большим, искривленным, легким или тяжелым. Можно предложить детям в течении минуты тереть ладонь об ладонь, а затем медленно развести их в стороны – возникает чувство связи между ладонями. Эту связь нужно расширить до размеров и формы мячика.
Когда этот этап будет пройден, можно попробовать формировать, чувствовать в руках и передавать другие предметы - кувшин, поднос, ткань, цветы… Их можно передавать вместе с каким-нибудь танцевальным движением.
Игра «Успей передать»
Дети
становятся в круг. В руках у двух детей платок. Под музыку платок начинают
передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается, передача прекращается,
и тот, у кого в этот момент окажется в руках платок, выходит в центр круга и
под хлопки детей (или музыкальный отрывок) танцуют известные движения. Затем
игра продолжается дальше.
«Неоновые танцы»
1. Танцоры встают в большой круг. Музыка включается и игроки движутся по кругу.
2. Водящий - игрок стоящий в центре круга, держит в руках прожектор или фонарик. По-очереди направляет неоновые лучи на игроков в круге.
3. Как только музыка останавливается, танцор на ком был прожектор в эту минуту, выбывает из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останется в круге один танцор.
«Классные танцы»
Во всем нужна сноровка, зарядка, тренировка. Задача игроков в большом круге передавать друг другу по очереди большой шар.
Как играть:
1. Игроки встают друг за другом в большом круге.
2. Пока звучит музыка, игроки передают друг другу по верху большой мяч.
3. Как только музыка остановилась, у кого мяч в руках - выходит в центр круга и зажигает на танцполе, не выпуская огромный реквизит из рук.
Танцуем до упаду, пока не надоест. В игре - нет победителей все большие молодцы!
«Танцы со шляпами»
Все что необходимо для игры - это классная музыка и яркая шляпа.
Как играть:
1. Игроки встают в большой круг.
2. Как только включается музыка, участники забавы передают классную шляпу друг другу, держа руки за спиной.
3. Как только музыка останавливается - у кого шляпа в руках, тот выбывает из игры.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется в круге один танцор.
Ориентация в пространстве
Игра «Ручеёк»
Количество игроков: не меньше 9 человек.
Игроки становятся парами одна позади другой, изображая высокие ворота. Водящий под музыку проходит под воротами, выбирая себе пару, затем становится впереди всех пар. Вновь оставшийся без пары становится водящим. Водящих может быть несколько.
Игра «Вдоль
пруда» Цель: умение держать круг и интервалы
Дети идут по кругу, маршируя и приговаривая:
«По дорожке вдоль пруда мы гуляем иногда, но подальше от воды,
чтобы не
было беды”.
Далее ее можно разнообразить на усмотрение педагога: либо
свалиться в
пруд, либо побежать, либо делать какие-то движения и т.д.
Повторить 2-3 раза.
Игра «Шары и пузыри»
Дети
делятся на две команды: Шары -большие, стремятся занять как можно больше
пространства, медленно перемещаясь по залу и вращаясь вокруг себя, стараясь не
пропустить пузыри.
Задача пузырей - передвигаться быстро и не задевать шары,
забегая в разные закоулочки.
Попутно можно выполнять различные упражнения(подскоки,
перескоки, легкий бег, галоп). Затем команды меняются.
Танцевальная игра «Праздничный поезд»
Дети становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Учитель впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход! (Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется водящий.)
Второй вариант «Танцевальная змейка»: водящий на ходу придумывает движения без фраз, а остальные за ним повторяют. Когда музыка прервётся (через 20 сек.), водящий уходит в конец змейки, а новым водящим становится его сосед прежнего.
«Танцевальная фигура замри»
Количество игроков: любое.
Ведущий стоит спиной к игрокам и произносит слова:
Весело хлопаем – раз.
Здорово прыгаем – два.
Кружимся, кружимся – три.
Танцевальная фигура – замри!
Игроки в это время хлопают в ладоши, прыгают, кружатся, а затем замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.
Второй вариант: вместо слов ведущего звучит музыка – дети танцуют. Музыка прерывается, ведущий выбирает нового ведущего.
4. Развитие внимания и памяти
Игра «Повторяем
движения»
Участники
игры стоят в кругу. Ведущий находится в центре.
Условия игры: ведущий показывает какие-либо движения, а
участники
должны их повторять, кроме одного, или двух. Например, если
ведущий
поднимает руки вверх, хлопать в ладоши; а при положении «руки в
стороны»
– топать ногами.Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.
Игра «Заглядывание»
Все стоят в кругу, под музыку танцуя. А двое сидят на стульях в центре спина к спине, изображая танец на стуле. Музыка останавливается, танцоры должны повернуть голову влево или вправо. Если они повернутся в одну сторону, то уйдут танцевать в круг, а на их место придёт новая пара по выбору учителя. Если те, что на стульях, повернутся в разные стороны, то будут находиться там до тех пор, пока их поворот головой не совпадёт. Если и после третьего раза танцоры на стульях не посмотрят в одну сторону, то, по просьбе учителя, они должны будут освободить стулья для другой пары.
Игра «Учитель и ученики»
Когда
играет веселая музыка, учитель отворачивается, а дети свободно
танцуют. Когда музыка останавливается, учитель
поворачивается, дети принимают нужное положение. Те, кто стоит
не правильно пропускают одну игру.
Таким способом закрепляются позиции рук и ног, положение рук на
талии.
Старшим детям можно дать задание устоять на одной ноге или на
полупальцах.
«Зеркало»
Детки разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них под музыку медленно начинает задавать движения. Другой становится "зеркалом", и его задача – точно отражать все движения задающего. Он должен настолько отрешиться от себя и почувствовать себя отражением, чтобы со стороны нельзя было различить – кто задает движения, а кто их повторяет. Затем дети меняются ролями.
Танцевальная игра «Арам-зам-зам»
Игроки становятся в круг и
под руководством учителя разучивают движения: на фразу
«арам-зам-зам,арам-зам-зам» делаем 3 хлопка по коленкам с повтором; на фразу
«гули-гули-гули-гули-гули» делаем «ролли-полли» – вращение согнутыми перед
собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки); на фразу
«рам-зам-зам» – повторяем первое движение; первое и второе действия ещё раз со
словами повторить; затем на фразу «арафик- арафик» делаем наклон корпуса вперёд
со скрещенными на груди руками
(два раза); потом повторяем действия на фразу
«гули-гули-гули-гули-гули-рам-зам-зам». Выучив слова и движения, танцуем под
музыку: на месте, двигаясь по кругу, в паре напротив друг друга.
Список литературы
1. Авров, Д. Н. Спектакль и зритель (Как смотреть и оценивать спектакль): кн. для учащихся ст. классов / Д. Н. Авров. – М. : Просвещение, 2015. – 48 с.
2. Азаров, Ю. Педагогика любви и свободы / Ю. Азаров. – М. : Топикал, 2014.
3. Бадалёв, А. А., Ковалёв, Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление : пособие / А. А. Бадалёв, Г. А. Ковалёв. – М. : Педагогика, 2012. – № 5. – С. 65–70.
4. И. Башмашникова. Физическая культура и здоровый образ жизни : учеб. пособие / В. С. Кунарев, И. И. Башмашникова, В. Н. Бледнова [и др] ; Учеб.-метод. об-ние по направлениям пед. образования, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2009. – 138 с. – ISBN 978-5-8064-1465-7.
5. Гриханов, Ю. А. Библиотечные фонды: стратегия развития / Ю. А. Гриханов, Н. З. Стародубова, Н. И. Хахалева; РГБ. – Москва: Пашков дом, 2008. – 143 с. – ISBN 978-5-7510-0404-0
6. Елинер И. Г. Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе : автореф. дис. ... д–ра культурологии : 24.00.01 / Елинер Илья Григорьевич ; СПбГУКИ. – Санкт-Петербург, 2010. – 34 с
7. Колесов, Д. В. Антинаркотическое воспитание : уч.-метод. Пособие [Текст] / Д. В. Колесов. – Воронеж, 2013. – 76 с.
8. Матюшкин, А. М. Развитие творческой активности школьников: пособие [Текст] / А. М. Матюшкин. – М. Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2011. – 100 с. – ISBN 978-5-3464-4465-6.
9. Кнебель М. О. Поэзия педагогики ; О действенном анализе пьесы и роли : учеб. пособие / М. О. Кнебель ; Рос. акад. театр. искусства. – Москва : Изд-во ГИТИС, 2010. – 422 с. – ISBN 978-5-91328-067-1.
10. Натанзон, Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика: книга для учителя [Текст] / Э. Ш. Натанзон. – М. : Просвещение, 2012. – 35 с
11. Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – М.: Питер, 2013.
12 Рябков, В. М. Историография функций культурно-досуговых учреждений
(вторая половина XX – начало XXI вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков;
МГУКИ. – Москва: Изд-во МГУКИ, 2010. – 212 с. – ISBN 987-5-9772-0162-9.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.