М.М. Пришвин (задание 27, вариант 31)
Ключевые слова :
СЕМЕНА
КОЛИЧЕСТВО
КАЧЕСТВО
БЕССМЕРТИЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА
БЕССМЕРТНЫЕ ВЕЩИ
Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВПР по ЛИТЕРАТУРЕ , 5 класс
ПРИМЕРЫ
A) …поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона
Б) Деревья <...> дремали в неподвижном величии.
В) А к ночи небо зазеленело, как лед…
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) олицетворение
2) эпитет
3) сравнение
4) метафора
А | Б | В |
1 | 4 | 2 |
Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВПР по ЛИТЕРАТУРЕ , 10 класс
ПРИМЕРЫ
А) ветер «ласковый и сонный», волна «бездонная»
Б) буря стонет
В) Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1) Олицетворение
2) Риторический вопрос
3) Эпитет
4) Сравнение
А | Б | В |
1 | 4 | 2 |
A) Березы желтою резьбой // Блестят в лазури голубой.
Б) И праздничные торжества
Справлял сентябрь первоначальный
В) Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок...
Г) Как эмаль, сверкает море, // И багряные закаты //На готическом соборе,
Словно гарпии, крылаты.
Д) Ты не плачь, береза, бедная,
не сетуй! Рана не смертельна, вылечится к лету...
Ответ: А1Б9В5Г6Д7
1) олицетворение
2) эпифора
3) риторическое обращение
4) эпитет
5) гипербола
6) сравнение
7) ассонанс
8) лексический повтор
9) метафора
ЕГЭ, задание 22
Иван Александрович Ильин (28 марта 1883, Москва — 21 декабря 1954, Швейцария) - русский философ, писатель и публицист, доктор государственных наук, профессор.
Иван Ильин, «Книга раздумий»:
«Радуга»;
«Корова» (д/з)
Медленно проходит сильная гроза. Только что дождь лил, как из ведра; еще кружится вихрем хаос облаков; еще сердито раскатывается гром; еще, дрожа, вспыхивают молнии; все потрясено и оглушено. И вдруг появляется она (задайте ВОПРОС): воздушна, смела и ликующа. И всё взирает вверх, на нее: «Смотрите же, смотрите!»
«Из хаоса туч, из напряжённого буйства дождя, из всей неразберихи природы — над всем, что вздыбило стихии, — поднялась, дружественно и приветливо светясь, законченная, чистая форма, самая чистая из всех — форма круга. Правда, видна лишь её половина, возможно, меньше половины.
ЗДЕСЬ может быть ТВОЙ шедевр! А словно, будто, точно, как, подобно Б
А
РАДУГА
Б
коромысло, дорога, гостья, хвост, кошка, струна, тарелка, карандаши, павлин, улыбка, смайлик, лента, ластик, компот и другие
Это — радуга, кротко принесенная дуновением гостья облаков, которая словно безмолвно шепчет нам: «Не страшитесь, люди! Дыхание совершенства сильнее всех страхов на свете! Только мечтайте, спокойно мечтайте о власти возвышенной красоты...»
Так с неба сходит к нам прекрасное утешение. Утешение и ободрение. Успокоение и просветление. Тихое откровение мировой гармонии. Обещание будущей победы высшей силы над силами угрожающей и бунтующей бездны. Теперь пускай нас попытаются убедить, что это — лишь случайная игра красок, лишь странное мгновение искусства в природе, лишь преходящее отражение солнца в тучах. Наше сердце знает об этом больше…(задайте ВОПРОС)
…Или она ниспослана скорее от солнца, к нам, как дар, как зов, как творческий источник?...
Саврасов А.К. , «Пейзаж с радугой»
Саврасов А.К. , «Радуга»
«Кто из нас может посмотреть в ослепляющее око ЕГО? Скорее всего, никто. Но вот ОНО показывается нам, открытое в своей сущности, смягчённое в своей резкости... чтобы мы порадовались, чтобы мы его полюбили. ОНО открывается нам в радуге, чтобы наше око могло вынести его».
1. Закатилось солнце русской поэзии (Жуковский)
2. Я спросил у высокого Солнца,//Как мне вспыхнуть светлее зари.// Ничего не ответило Солнце,//Но душа услыхала: «Гори!» (Бальмонт)
3. Словно солнце горит, не сгорая, любовь. (Омар Хаям)
4. Проснулся: в широкие стены сарая // Глядятся веселого солнца лучи (Некрасов)
5. Солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз .
6. В сто сорок солнц закат пылал. (Маяковский)
Монокль — оптический прибор для коррекции или улучшения зрения. Состоит из линзы, как правило, с оправой, к которой может быть прикреплена цепочка для закрепления на одежде, во избежание потери монокля.
«Сегодня погода испортилась, и, потемневшее, сердитое море буянило».
«Море то набегало на берег, то вновь отступало назад».
Твой груСтный Шум, твой Шум приЗывный услыШал я в последний раЗ»
Валентин Петрович Катаев (28 января 1897, Одесса — 12 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент. Основатель и первый главный редактор журнала «Юность» (1955–1961). Герой Социалистического Труда (1974).
Повесть «Белеет парус одинокий»
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (28 ноября 1906 — 30 сентября 1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор, учёный-литературовед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель.
Книга «Письма о добром и прекрасном»
ЗДЕСЬ может быть ТВОЙ шедевр! А словно, будто, точно, как, подобно Б
А
ЗЕМЛЯ
Б
дерево, лодка, книга, энциклопедия, дорога, флешка, нейросеть, дом, башня, Эрмитаж, кладовая, чемодан и другие
(1) Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришёл в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. (2) Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришёл самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3) Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.
(4) Дом наш! (5) Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! (6) Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев. (7) И не только произведение гениев! (8) Сколько обычаев, милых традиций. (9) Сколько всего накоплено, сохранено. (10) Сколько возможностей.
11) Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними столько алмазов, которые ещё ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. (12) Это рог изобилия, нечто невообразимое по ценности.
(13) И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14) Это можно легко доказать математически. (15) Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.
(16) И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные!
(17) Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!
ВПР 5 + ВПР 10 + ЕГЭ 11 = «скованные одной цепью…»
А. Волны моря с печальным ревом о камень бились.
Б. Все поле ахнуло.
В. Внизу, как зеркало стальное, синеет озеро.
Г.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
Д. Я видел солнце. Над головой.
Е. Розовеют сугробы под лучами зари, полыхают рябины, и горят снегири.
Ё. Море по колено
Ж. Звенящая тишина повисла над пропастью
З. И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
Фразеологизм
Олицетворение
Парцелляция
Риторический вопрос
Эпитет
Метафора
Аллитерация
Литота
Сравнение
Инверсия
Антитеза
Оксюморон
Многосоюзие
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Б) Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелёк.
В) Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Г) Как швыряла молнии гроза.
Д) Голос рвется, яростен и звонок:
— Нож в кармане? Мне плевать на нож!
Ответ: 57634
ИВС языка
1) многосоюзие
2) лексический повтор
3) метафора
4) парцелляция
5) гипербола
6) сравнение
7) олицетворение
8) эпифора
9) эпитет
ЕГЭ, задание 22
Функциональная грамотность -
Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».
Функциональная грамотность -
это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
Тема «Текст как объект для подготовки к ГИА»
понимать
извлекать
Тема «Текст как объект для подготовки к ГИА»
понимать
извлекать
Сплошные тексты
Несплошные тексты
Что рассказало задание о местоимениях 3 лица?
Сможет ли задание к упражнению утолить жажду знаний о местоимениях 3 лица?
Какие-то ОНИ невзрачные!
Тема «Назывные предложения»
МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: задания упражнений
Кратко показать большую часть событий…
Использование в качестве ремарок в драматическом произведении для указания на место, время..
Составить кластер на тему «ЛЮБОВЬ» из нераспространенных и распространенных назывных предложений
Хотя любовь и называют чувством капризным, безотчетным, рождающимся, как болезнь, однако ж и она, как все, имеет свои законы и причины. А если до сих пор эти законы исследованы мало, так это потому, что человеку, пораженному любовью, не до того, чтоб ученым оком следить, как вкрадывается в душу впечатление, как оковывает будто сном чувства, как сначала ослепнув глаза, с какого момента пульс, а за ним сердце начинает биться сильнее, как является со вчерашнего дня вдруг преданность до могилы, стремление жертвовать собою, как мало-помалу исчезает свое я и переходит в него или в нее, как ум необыкновенно тупеет или необыкновенно изощряется, как воля отдается в волю другого, как клонится голова, дрожат колени, являются слезы, горячка...
И. А. Гончаров. «Обломов» , часть 4, глава 1
Любовь
Капризное чувство!
Преданность до могилы!
Болезнь…
Жертвенность
Оковы
Дрожь в коленях…
Слезы! Горячка!
Работа с главой 9, часть 1Дневник Обломова
Сегодня видел сон…Как все там хорошо!
Сливочки, сухарики, булочки
Молитвы, страстные поцелуи
Ласки, похвалы
Продолжить ряд назывных предложений, рассказывающих о впечатлениях детства
О чем идет речь? Назывное предложение - тема
ВСЕПОГЛОЩАЮЩИЙ, НИЧЕМ НЕ ПОБЕДИМЫЙ…
ИСТИННОЕ ПОДОБИЕ СМЕРТИ
Безличные предложения. А какое внутреннее содержание! Задание: перестроить на вопросительное предложение (проблемный вопрос) и сформулировать цель урока)
ЧЕЛОВЕК
БЫТИЕ, СУЩЕСТВОВАНИЕ
ПСИХИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА : НРАВСТВЕННОЕ, МОРАЛЬНОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ
Творческие задания
Назвать пословицы о труде
Какой бывает труд? (кластер)
3. Письмо родителей об образовании Илюшеньки (мечтают…)
4. Запись в дневнике от активного читателя
Примечание: активно используйте односоставные предложения
Вот БЫ получить Илюшеньке …
Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.
Перефразируй цитаты в темы итогового сочинения (3)
«Труд – стихия и цель жизни»
«Труд и скука – «это у него были синонимы».
Аргумент?
Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, зорко возделывал, берег и лелеял ее. Со дна души поднимался ужас тогда только, когда он вспоминал, что Ольга была на волос от гибели, что эта угаданная дорога — их два существования, слившиеся в одно, могли…
Кластер «Счастье – это…
Казалось бы, заснуть в этом заслуженном покое и блаженствовать…
Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни…
Не встречали они равнодушно утра; не могли тупо погрузиться в сумрак теплой, звездной, южной ночи. Их будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоем, чувствовать, говорить!..
Вечные проблемы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
«Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится».
В.Г. Распутин
«разорены душой...»
РАЗОРИ́ТЬ, -рю, -ришь; -рённый (-ён, -ена); совер. 1. кого (что). Нарушить, разрушить чьё-н. материальное благополучие, довести до нищеты. Р. семью. 2. что. Опустошить, разрушить. Р. гнездо. | несовер. разорять, -яю, -яешь. | сущ. разорение, -я, ср. РАЗОРИТЬ, разоровать и пр. см. разорять. РАЗОРИ́ТЬ -рю́, -ри́шь; разорённый; -рён, -рена́, -рено́; св. кого-что.
Я про тебя, про вас толкую тебе, как щас. Пуп вы щас не надрываете — че говорить! Его-то вы берегете. А что душу свою потратили — вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?
Это вы приучили себя, что ежли видом не видать, ежли пощупать нельзя, дак и нету. В ком душа, в том и Бог, парень. Чтоб человеком ты родился и человеком остался. А кто душу вытравил, тот не человек, не-ет! На че угодно такой пойдет, не оглянется. Да без ее-то легче. Че хочу, то и ворочу. Никто в тебе не заноет, не заболит.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
… На них основана от века по воле Бога самого
Самостоянье человека – залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш целый мир – пустыня,
Составьте диалог
Из ученических работ ( проблемы)
- В чём «величие человека»?
-В «самостоянье человека»!
Какие чувства говорят о «самостоянье человека»?
«Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
Почему так важна эта любовь?
Без неё земля мертва, «мир-пустыня»…
Сочинение-рассуждение
«Такие нужные и важные предложения!»
Тезисы
1.«Назывные предложения многофункциональны».
2. «У каждого односоставного предложения есть свои функции» и т.п.
Интерпретация текста
Определение темы – это одно из умений читательской грамотности
Авторский приём «Ба! Знакомые всё лица!»
Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.
В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.
ОГЭ. Сочинение-рассуждение. Термины на нравственно-этическую тему
Авторский прием «Ба! Знакомые все лица!»
Ситуация
«Здравствуй, Маша!В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бочка на бочок. Кролик и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».
Почему испугалась Маша?
Дорогой Мишка!
Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Не надо! Ты нужен мне живой и здоровый! Почему у тебя седеют волосы уже? Какого лиса ты обижал? Ты ведь добрый! Маша
Советы бывалых людей (используйте свой жизненный опыт, в том числе и читательский)
Практические советы
Отправляемся в лес
Законы леса
Таежная кухня
Ночлег
Приметы
Задание: сформулировать вторую часть темы урока.
Тема «Основной конфликт драмы М. Горького «На дне». ???»
спор (о чем? между кем?)
ЛУКА
САТИН
Схема - несплошной текст
резонеры
Продолжение работы с несплошным текстом
Лука и Сатин являются резонерами в пьесе. Лука и Сатин отражают авторскую позицию.
Можно ли поставить знак =? Сделайте вывод, ответив на вопрос «Какова позиция автора?»
Это и станет продолжением темы урока. Предполагаемые ответы:
«Двойственность, противоречивость, неоднозначность позиции автора».
Нравственность – это одна из главных характеристик личности.
Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем.
Лучше понять, что такое нравственность, помогает происхождение слова. Оно образовано от русского слова «нрав». Этимология термина подчёркивает, что это нечто, идущее изнутри – от характера человека.
В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее.
Про человека, который в своих поступках руководствуется нравственностью, обычно говорят, что он поступает по совести.
Бескорыстие – одно из главных проявлений нравственности.
Нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя.
Переоценить значение нравственности невозможно, поскольку это основополагающая черта личности, являющаяся фундаментом для формирования крепкого и сильного характера.
Нравственный идеал - представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.
Нравственный идеал - это образец личности.
Задание: составить кластер «Нравственный идеал» (образец личности».
Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой.
Это не только выбор, но и действия согласно этому выбору.
ТЕЗИС
Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.- Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.- Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.
В 2022/23 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы (в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч)
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом1.3. Познание человеком самого себя1.4. Свобода человека и ее ограничения
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции2.2. Человек и общество2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
3. Природа и культура в жизни человека 3.1. Природа и человек3.2. Наука и человек3.3. Искусство и человек
Комментарии к разделам тем итогового сочинения
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:→ связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;→ нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;→ касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;→ позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;→ побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:→ связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;→ нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;→ касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;→ позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;→ побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.