Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"
Оценка 4.9

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык +1
6 кл—11 кл +1
13.02.2018
Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"
Интегрированный урок русского языка и самопознания в 6 классе "Главное в человеке - доброта"
Публикация является частью публикации:
urok_18.doc
Открытый урок ­ квест русского языка в 6 классе «В зимнем лесу» –   повторение   изученных   сведений   по   теме   «Имя Цель: повторить и закрепить тему «Имя прилагательное» Задачи: Обучающая  прилагательное»; Развивающая  –   развитие   умения   определять   разряды   прилагательных; развитие   умения   правильно   образовывать   формы   степеней   сравнения; развитие   умения   образовывать   краткую   форму   прилагательных;   развитие творческих способностей детей. Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к природе, традициям Тип: урок обобщающего повторения Метод: частично­поисковый. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки. Ход урока: I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Я очень рада  видеть вас! Наш  урок, посвященный изученному материалу  пройдет в форме квеста, что означает  «поиск».  В прошлый раз мы были на необитаемом острове, благодаря  проявленными вами знаниям, благополучно выбрались… А сегодня мы  оказались в зимнем лесу, и чтобы вернуться домой, нужно выполнить ряд  заданий.  II. Деление на группы. Итак, вы разделены на группы по названиям зимних месяцев: декабрь, январь,  февраль. ­ Каждая группа назовите, пожалуйста, как бы вы охарактеризовали эти  месяцы. Декабрь, какой он? Январь? Февраль?  (ФО ­ хлопки) Урок пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Надеюсь,  что урок получится плодотворным и интересным.  Ну что, в путь? Откройте   тетради   и   запишите   сегодняшнее   число   и   классная   работа. Сформулируем тему нашего урока. III. Введение в тему.                                          Я – часть речи интересная,                                          Широко в миру известная: 1 Опишу любой предмет –                                           В этом равных со мной нет.                                          Речь со мною выразительна,                                          И точна, и удивительна.                                          Чтоб красиво говорить,                                          Мною нужно дорожить! ­ Какая часть речи может так себя охарактеризовать? Конечно, имя прилагательное.  IV. Повторение. Прежде   чем   двинуться   в   путь,   давайте   вспомним,   что   такое   имя прилагательное. ­ Что обозначает имя прилагательное? ­ На какие вопросы отвечает? ­ Какими постоянными морфологическими признаками обладает?  ­ Назовите непостоянные признаки имени прилагательного. ­   Когда   у   прилагательного   в   полной   форме   нельзя   определить   род?  (если слово стоит во множественном числе). ­ Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение). ­ Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое). Молодцы, ребята, все вспомнили.  Ну что, в дорогу? IV. Первый привал – разряды имен прилагательных.  Представьте,   что   мы   в   зимнем   лесу.   Всюду   глубокие   сугробы,   птиц   не слышно…                        Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.    Зимой и летом, осенью и весною хорош лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под   деревьями   сугробы.   Над   лесными   тропинками   кружевными   белыми арками   согнулись   под   тяжестью   инея   стволы   молодых   берез.   Тяжелыми шапками белого  снега  покрыты темно­зеленые  ветви  высоких и  маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны.   Синеватые   тени   их   стройных   стволов   лежат   на   белых   нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки. (И.С. Соколов – Микитов) 2 ­ Определите тип текста. (Описание). ­ Озаглавьте текст. ­ Каковы тема и основная мысль текста? ­ Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль? ­ А для чего автор использует столько много имен прилагательных? ­ Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке? –  Все   прилагательные   данного   текста   распределите   в   три   колонки   по разрядам (качественные, относительные, притяжательные) ­ Сейчас, ребята, нужно, чтобы несколько человек (по 3 человека из группы) выполнили   карточки,   а   остальные   поработают   с   текстом.   Выполним распределительное письмо (коллективно). ­   Из   данного   текста   выпишите   все   имена   прилагательные   в   три   столбика качественные, относительные и притяжательные.  Относительные Русский Зимний  Лесными Кружевными  Зимнему Зимний  Притяжательные Беличьи Мышиные Птичьи Качественные Хорош Тихий Глубокие Чистые Белыми  Молодых Тяжелыми Белого Темно­зеленые Высоких Маленьких Тихому  Высокие Синеватые Стройных Белых Легкие Маленькие  Карточки. Из   предложений   выпишите   словосочетания   прилагательное   + существительное   в   три   столбика:   качественные,   относительные   и притяжательные. 3 1) У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5) На воротник пошел лисий хвост. 6) Она заметила его лисий взгляд. 7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8) Охотники наткнулись на волчье логово. 9) Оруженосец потерял где­то свою волчью шапку. (три человека устно отвечают) Итак,   задание   первого   привала   выполнили,   но   прежде   чем   отправиться дальше,   давайте   отметим   флажком,   насколько   хорошо   вы   справились   с заданием. (один ученик отмечает флажком привал) V. Второй привал – степени сравнения. ­ Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное? (сравнительная и превосходная) ­ Как образуются сравнительные степени: простая и составная? ­ А как образуется превосходная степень простая и составная? Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях. Вот   и   наступил   самый   морознейший   месяц   зимы   –   февраль.   В   этом   году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное   время   на   снежнейших   горках   и   строят   ледяные   городки   более лучше   прошлогодних.   А   затем   идут   домой   и   пьют   горячий   чай   с   более вкуснейшими пирожками. ­ Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения) ­ Вы должны устно отредактировать текст. ­ Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения. (холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный). Задание выполнено. Давайте отметим на нашей карте флажочком, насколько успешно вы с ним справились. VI. Охотничий домик.   Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем 4 физминутку. Все встали, послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперед – назад,   относительное   –   разминаете   пальцы,   притяжательное   –   выполняете движение головой вверх – вниз.  Задание понятно? Тогда выполняем. Чудесный   день,   зимний   лес,   заячьи   следы,   холодный   ветер,   февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья. Отметим на карте, как прошла физминутка. VII. Третий привал – Правописание прилагательных -Продолжаем работу в группах, проверим, как мы научились писать орфограмму Н-НН в прилагательных. Повторим правило! (каждая группа поднимает сигнальные карты) Задание в карточках. Дается несколько секунд на ответ, их вы записываете в тетрадь, чтобы можно было потом правильно оценить себя. Работаем! 1. В этом прилагательном пишется одна Н: а) багря…ый рассвет б) стекля…ый завод в) безветре…ая погода г) исти…ая правда 2. В этом прилагательном пишется НН: а) ю…ый друг б) песча…ый карьер в) глуби…ые бомбы г) гости…ая комната 3. Это слово не является исключением: а) деревя…ый б) серебря…ый в) оловя…ый г) стекля…ый 4. В этом прилагательном не пишется Н: а) кожа…ый мяч б) гости…ый двор в) лимо…ый сок г) румя…ая девочка 5 5. В этом прилагательном пишется НН: а) карти…ая галерея б) ути…ая охота в) гуси…ые перья г) лебеди…ая песня 6. В этом прилагательном нет суффикса: а) серебря…ый б) ю…ый в) це…ый г) багря…ый -Проверяем по нашим группам, поднимают карточки, остальные проверяют в тетради! Ответы: 1)а багряный 2)б песчаный 3)б серебряный 4)в лимонный 5)а картинная 6)б юный — кр.ф. -Проверьте количество правильных ответов и оцените себя в тетради! Написание сложных прилагательных  ­ слитное и дефисное написание Вам нужно из предложенных слов найти лишнее словечко, выписать его в  тетрадь и объяснить свой выбор.(Задание дано на карточках) 1) Ярко(?)желтый ковер - 2) Трудо(?)любивые люди - 3) Железно(?)дорожный мост - 4) Красно(?)грудый снегирь 5) Северо(?)западный ветер - 6) Санкт(?)Петербург – VIII. Привал «Загадочный» Ребята, следующий привал «Загадочный». Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ. Поля стеклянные, Межи деревянные, Ручки оловянные. (оконная рама) 6 ­ Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели? ­ В чем особенность написания этих прилагательных? (слова­исключения). ­ А расскажите о написании прилагательного «оконная». На этом привале вам приготовлена еще одна загадка. Эта рыжая плутовка И коварна и хитра. Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора И мышами поживиться Любит шустрая… ­ Кто же это? (лисица). ­   Легко   отгадали,   а   что   же   вам   помогло   так   быстро   узнать   ее? (прилагательные). ­ Ребята, в чем особенность прилагательных «коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные). ­ Как образуются краткие прилагательные? ­ От всех прилагательных можно образовать краткие формы?  ­ Давайте выполним синтаксический разбор первого предложения и вспомним, какими членами предложения являются прилагательные. Ну   что   ж,   задание   выполнили.   Давайте   определим,   насколько   хорошо. Выставляем флажок. IX. Привал « В картинной галерее»  ­ Ребята, посмотрите на картину. Как она называется? (Б. Кустодиев.  «Масленица»). Что же изображено на картине? Масленица – это  праздник проводов зимы и встречи весны. Празднуют  масленицу в период с конца февраля до начала марта перед началом Великого поста целую неделю. Этот праздник олицетворяет пробуждение природы от зимней спячки,  означает начало весенних работ в поле.  Любили на Руси Масленицу – праздник весёлый, озорной и отчаянный.  Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками, с песнями мчались на тройках, пели, плясали, сжигали чучело Зимы, и, конечно же, ели блины. Каждый день на Масленице имеет своё название:  понедельник – «встреча» вторник – «заигрыши» 7 среда – « лакомка» четверг – «разгуляй» или «широкая масленица» пятница – «тёщины вечёрки» суббота – «золовкины посиделки» воскресенье – проводы Масленицы или Прощённое воскресенье До   сих   пор     в   последний   день   Масленицы   все   просят   друг   у   друга прощения.  Сначала  сильные  у  слабых,  старшие  у младших. «Прости меня, грешного на Великий пост». А в ответ можно было услышать: «Бог простит, и я прощаю». Но дело тут не в словах. Главное, чтобы от сердца, от всей души за всё – за всё прощенья попросить. Извинялись  за всякую  досаду, какую причинили ближнему, а то и просто так, на всякий случай. Кто знает, может, когда   обидел,   да   не   заметил…     Не   забудьте   и   вы   в   этот   день   попросить прощения. ЗАДАНИЕ: ­Глядя,   на   картину,   назовите   как   можно   больше   словосочетаний «существительное + прилагательное» X. Привал «Зимнее творчество». Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце? Древнерусское   название   февраля   –   «лютый».   Как   вы   думаете,   почему?   В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы. ­ Какие стихотворения, пословицы о феврале вы знаете? Изменчивый месяц февраль –  Он любит весну, и зимы ему жаль.  Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет, А в полдень он яркие звезды роняет. И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в замлевшую даль, Улыбчиво­грустный февраль. Лежат на снегу ярко­синие тени От черных деревьев, и, став на колени, Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле, Над снегом колдует для тех, Кто под снегом во мгле. И радость морозную вешняя точит печаль В обманчивый месяц февраль. Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый. Начало февраля погожее ­ весну жди раннюю, пригожую. 8 ­ Ребята, назовите эпитеты в стихотворениях и пословицах. Посмотрите на экран. Перед вами фотоэтюд февральского леса. Вы должны написать сочинение – миниатюру по данному фотоэтюду, используя эпитеты.  (дети зачитывают несколько работ). Еще один привал позади. Давайте отметим, как успешно мы с ним справились XI. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок. Привал «Финальный» ­ Что сегодня на уроке мы повторили? ­ Что вам понравилось? ­ А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное». ­ Что такое синквейн знаете? (пятистрочная стихотворная форма).  Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя  существительное) (двумя прилагательными)  Вторая строка – характеристика темы   Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)  Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)  Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое  повторяет суть темы Прилагательные  Краткие и полные Дополняют, украшают, уточняют Без них скучно! Эпитеты. Ребята, где мы поставим флажок на нашей карте? Конечно на школе. Мы  вернулись с прогулки. Понравилась вам прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок. XII. Домашнее задание. Морозы стали слабее. Выполните морфологический разбор прилагательного. Повторите орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное». 9

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"

Квест -урок русского языка в 6 классе "В зимнем лесу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018