КВН по русскому языку "Знатоки русского языка"

  • docx
  • 06.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КВН.docx

 Кулинич Валентина Викторовна 

учитель начальных классов

 МОУ «Школа №2 города Ясиноватая»

 

 

КВН по русскому языку в 3 классе

 «Знатоки русского языка»

Цель: донести до обучающихся начальных классов значение русского языка в жизни каждого человека  .

Задачи:

–  формировать интерес к урокам русского языка;

– развивать логическое, творческое мышление,  память и речь;  

создавать условия для реальной самооценки обучающихся, их самореализации;

 – помогать обучающимся раскрыть свои творческие возможности;

 – воспитывать культуру общения, коммуникабельность; эстетическое восприятие окружающего;

Оборудование: ноутбук; презентация с названием конкурсов, конверты с заданиями; карточки с пословицами и поговорками, музыкальное сопровождение; портреты русских писателей.

Участники: ведущие, команды, жюри, зрители.

Целевая аудитория: обучающиеся начальных классов.

 

Ход мероприятия

Зал украшен портретами писателей, плакатами с цитатами о русском языке, воздушными шарами.

 

 

Ведущий 1. –  Здравствуйте, уважаемые друзья и гости! Мы рады всех вас видеть в хорошем настроении у нас  в гостях!

Ведущий 2.

Мы приветствуем Вас на празднике родного языка!

Ведущий 1.

21 февраля мы отмечаем Международный день родного языка.

 (Презентация на экране)

1. Во рту у человека, животного, орган вкуса.

2. Блюдо из говяжьего языка.

3. Есть язык в колокольчике.

4. Языки огня, волны, ледника.

5. Язычок обуви.

 Ведущий 1.

– Да верно, ребята. Родной язык для каждого свой. Это тот язык, на котором человек общается, думает, мыслит.

 

Звучит песня Г. Гладкова «Песня о русском языке» 

 

Ведущий 2.

– Сегодня мы будем говорить о родном языке. И это непросто так, ведь 21 февраля – Международный день родного языка – напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию.

 Этот день был  провозглашен  в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек – родной язык. В мире много языков, у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

 Ведущий 2.

 Сегодня мы проведем этот праздник  необычно.  Он пройдет в форме КВН. Для участия нам необходимы 3  команды.

Приветствие команд. ( участвуют 3 команды).

Все ученики.

Мы веселые ребята.

И не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

 1-я  команда.

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

 2-я команда

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование .

Успех решает не судьба.

А только наши знания.

  3-я команда

И, соревнуясь,  вместе с вами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет  с ней.

Все команды исполняют песню о КВН (на мелодию песни «Улыбка» композитора В. Шаинского.)

Любит КВН наш дружный класс.

И объявит заседание сейчас

Вот болельщик, а вот жюри

Путь к победе труден, что  говори.

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтобы находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

(Музыкальный фон усиливается, затем делается тише.)

Ученик 1

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

Ученик 2

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Ученик 3

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Ученик 4

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

Ведущий 1.

– Русский язык – это могучий необыкновенный язык, и сегодня мы в этом постараемся убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В науке о языке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка.

 Выступление ребят.

(Дети показывают портреты русских писателей и говорят их слова).

•  Писатель Александр Иванович Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

•  Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

•  «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

•  Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».

 

Разминка.  « Угадай название команды »(Сообщает капитан каждой команды).

1.     Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает   на вопросы кто? что?В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.

2.      Название нашей команды обозначает признак предмета и   отвечает  на  вопрос какой?

3.      Название нашей команды обозначает  действие предмета и отвечает   на вопрос что делать?

 

 Ведущий 2.

Какие названия имеют команды?

– имя существительное

          – глагол

– имя прилагательное                                                            

Приступаем к игре.

Представление жюри.

1 задание .Конкурс капитанов

Задание. Определить части речи.

1.     Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

2.     Снежное покрывало покрывало все поле.

3.     Ведро дало течь, и вода стала течь.                                                                                 Задание «Собери пословицу или поговорку» (выбирается несколько человек из команды)

 По залу к креслам прикреплены части пословиц или поговорок, их нужно найти и на сцене всей командой прочитать. Какая команда первой зачитает та и выиграла в этом конкурсе.

4.     Без русского языка не сколотишь и сапога.

5.     Говори по делу, живи по совести.

6.     Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

2 задание .Конкурс болельщиков

Задание. Отгадать загадки и определить части речи.

1.     Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа)

2.     Белый зайчик прыгает по черному полю. Слезы проливает.

Дети их читаю и стирают. (Мел)

3.     Одной рукой всех встречаю, другой провожаю.  ( Дверь)

3 задание.   Конкурс команд

«Слово – змейка» ( Представителю от каждой команды предлагается за 1 – 2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют…..)

4 задание.  Конкурс капитанов

«Вспомни правило любви и примером докажи» (Капитанам предлагается написать на доске слова на изученные правила и объяснить и написание).

5 задание. Конкурс болельщиков

Задание: раскрыть смысл крылатых выражений.

– Рукой подать (Близко)

– Через час по чайной ложке (Медленно)

– Морочить голову (Обманывать)

– Во весь дух (Быстро)

– Засучив рукава (Хорошо работать)

– Опустив рукава (Работать плохо)

– Прикусить язык (Замолчать)

– Ни пуха ни пера (Пожелать удачи)

– Склонять по падежам ( Ругать)                                                                        Сценка «Наши падежи».                                                                          (Исполняют обучающиеся 5 класса.)

Учитель: Сережа, выйди к доске, запиши рассказ, который я тебе продиктую.

Ученик выходит к доске и готовится писать.

Учитель (диктует). Папа и мама злились на сына Ивана. У него замечание в дневнике о плохом поведении. Он только молчал, но пообещал исправиться.

Ученик пишет под диктовку на доске.

Учитель: Молодец! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.

Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «сына», «поведение», «замечание», «Ивана», «дневнике»

Учитель: Закончил? А теперь назови, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

Ученик: Понял!

Учитель: Преступай!

Ученик: «Папа и мама». Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого, чего? Сына Ивана – падеж именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то он натворил. Значит, у «поведения» падеж творительный. Он молчал виновато. Значит, здесь у «Ивана» падеж винительный.

Учитель: Да -а, определил ты падежи оригинально! Неси-ка дневник, Сергей. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Ученик: Да конечно, пятёрку!

Учитель: Значит, пятёрку? А в каком падеже ты назвал это слово – «пятёрку»?

Ученик: Я думаю в предложном !

Учитель: Почему же? В предложном?

Ученик: Так я же её сам предложил!

             6задание. Конкурс капитанов

        Раскрыть скобки в предложениях:

1.     Язык (до) Киева (до) ведет.

2.     Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

3.     (С) горы (с) бежал поток проворной.                                                                    Игра с залом и болельщиками.

 На экране слово «электростанция». Составьте как можно больше простых слов из этого слова (рот, стан, наст и т.д.)

7задание. Конкурс капитанов                                                                                                              Отгадай  слова.

1.     Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс   в слове книжка, окончание в слове вода.

2.     Его корень с слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.

3.     Его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове  ученики.

8задание.  Конкурс для команд

 

     Можем мы диктант писать на «4» и на «5»   ( Каждый участник пишет только по два слова и передает листок другому участнику команды.   Закончив  писать  передают в жюри).

Диктант

Русский язык

      Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

      Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.

      Торжественно поизносим мы слов: Родина, мир, труд, свода.

       Русский язык помогает нам дружить.

9 задание. Конкурс болельщиков

     Задание. (Пока команды пишут диктант) Найти слова, которые спрятались.

Хлев – (лев), коса – (оса), щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.                              Ведущий 1.

– Вот, ребята и зрители, наш праздник подходит к окончанию. Все вы замечательно отгадывали, придумывали и показывали знания по русскому языку. А сейчас слово жюри.

 

Подведение итогов, награждение победителей

 

Ведущий 2.

– Очень важно знать русский язык, правильно писать и говорить. «Мы не властны над речью других, но мы хозяева своей собственной речи; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».

      Чтобы повысить свою грамотность, ребята, больше читайте, думайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете.

 

Ведущий 1 .

В день рождения родного языка

Пожелаем всем и каждому в отдельности,

Чтобы речь была могуча, велика,

Как Тургенев завещал словесной цельности.

Пусть, на мелкие словечки не дробясь,

Каждый день нам дарит радость понимания:

С языком родным невидимая связь –

Нашей жизни и любви канва реальная.

Ведущий 2.

– До новых встреч, ребята!

 

Список литературы:

   1.    Волина В. В. Занимательное Азбуковедение. Москва. Просвещение, 1991.

2.      Тропинками родного края: хрестоматия 1-4класс / сост. Грабовая Г.С и др. – Донецк: Истоки, 2017.

Интернет-источники:

1. https://bebi.lv/poslovici/poslovitsy-o-russkom-yazyke.html – пословицы и поговорки о языке и речи.

 2. https://po-ymy.ru/zagadki-pro-russkij-yazyk.html – загадки о языке, речи.

 3. https://www.youtube.com/watch?v=3BLPaavIjPQ –веселая детская песенка о русском языке.

 4. https://www.youtube.com/watch?v=1hPEwRAuOCM – видеоролик о русском языке.