Л. Н. Толстой. "Кавказский пленник". Антитеза как основа сюжета. Пейзаж.
Оценка 4.8

Л. Н. Толстой. "Кавказский пленник". Антитеза как основа сюжета. Пейзаж.

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
pptx
русская литература
23.03.2022
Л. Н. Толстой. "Кавказский пленник". Антитеза как основа сюжета. Пейзаж.
Л. Н. Толстой. Кавказский пленник. Антитеза как основа сюжета..pptx

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

.

Л. Н. Толстой.
«Кавказский пленник».
Антитеза как основа сюжета. Пейзаж.

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.
-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.
-Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?

Антитеза — это обо­рот речи, в кото­ром для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти рез­ко про­ти­во­по­став­ле­ны пря­мо про­ти­во­по­лож­ные явле­ния, поня­тия, мысли

Антитеза — это обо­рот речи, в кото­ром для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти рез­ко про­ти­во­по­став­ле­ны пря­мо про­ти­во­по­лож­ные явле­ния, поня­тия, мысли

Антитеза — это  обо­рот речи, в кото­ром для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти рез­ко про­ти­во­по­став­ле­ны пря­мо про­ти­во­по­лож­ные явле­ния, поня­тия, мысли.
Тише едешь, даль­ше будешь.
Ученье — свет, а неуче­нье — тьма.


Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?

Главные герои- Жилин и Костылин.
Татары и русские (Жилин и татары)
Дина и другие жители аула.
Война и мирная жизнь.

Какова тема рассказа «Кавказский пленник»? - укажите идею этого произведения

Какова тема рассказа «Кавказский пленник»? - укажите идею этого произведения

- Какова тема рассказа «Кавказский пленник»?

- укажите идею этого произведения.

Какова тема рассказа «Кавказский пленник»? - укажите идею этого произведения

Какова тема рассказа «Кавказский пленник»? - укажите идею этого произведения

Какова тема рассказа «Кавказский пленник»?

- укажите идею этого произведения

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Что общее у героев и что их различает? -

Что общее у героев и что их различает? -

- Что общее у героев и что их различает?

- Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?

Что общее у героев и что их различает? -

Что общее у героев и что их различает? -

Что общее у героев и что их различает?

- Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?
( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

- А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

Одинаково трудно, но

Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мать.

Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия

Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия

Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

Жилин Костылин

ходит по аулу спит

всматривается скучает

выпытывает информацию считает дни

рукодельничает ждет ответ на письмо

Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое? (

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое? (

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости)

Итог урока. Рефлексия. 1. Чему учит рассказ? 2

Итог урока. Рефлексия. 1. Чему учит рассказ? 2

Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Домашнее задание: Сравнительная характеристика

Домашнее задание: Сравнительная характеристика



Домашнее задание:
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

Выписать черты характера Жилина и Костылина.
слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери
надеется на себя, обдумывает побег
способен на предательство
деятельный человек
раскис, упал духом
сумел прижиться в ауле
не принимает других людей
работящий, не может сидеть без дела, мастер
всем помогает, даже своим врагам – татарам
ему интересны другие люди, любит детей великодушный

Л. Н. Толстой. "Кавказский пленник". Антитеза как основа сюжета. Пейзаж.

Л. Н. Толстой. "Кавказский пленник". Антитеза как основа сюжета. Пейзаж.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2022