Лабораторная работа Конденсаторы

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лабораторная работа Конденсаторы.docx

Лабораторная  работа: Определение электрической ёмкости конденсатора

 

Учебная цель: Определить ёмкость конденсатора. Проверить законы последовательного и параллельного соединения конденсаторов

Учебные задачи: определение ёмкости конденсатора методом измерения накопленного конденсатором заряда

Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия

Студент должен

Уметь: составлять электрическую цепь по схеме. Рассчитывать ёмкость исследуемого конденсатора в соответствии с определением

знать: законы соединения конденсаторов

 

Обеспеченность занятия:

- методические указания по выполнению лабораторного занятия

- лабораторно – практическая тетрадь, карандаш, линейка. Источник электрической энергии 6 в. Миллиамперметр. Конденсаторы (3-4 шт.) известной ёмкости (1-6 мкФ). Конденсатор неизвестной ёмкости. Двухполюсный переключатель. Соединительные провода.

 

Порядок проведения занятия:

Для выполнения практической работы учебная группа распределяется по трём вариантам.

 

Теоретическое обоснование

Важной характеристикой любого конденсатора является его электрическая ёмкость C– физическая величина, равная отношению заряда Q – конденсатора к разности потенциалов U между его обкладками:

С = Q / U. Выражается в СИ в фарадах. Ёмкость конденсатора можно определить опытным путём.

 

 

Содержание и Последовательность выполнения практической работы:

Задание 1

  1. Собрать электрическую цепь по схеме, рисунок 1
  2. В цепи установить конденсатор ёмкостью 4,7 мкФ
  3. Конденсатор зарядить; для этого соединить его переключателем на короткое время с источником питания.
  4. Сосредоточить внимание на миллиамперметре, быстро замкнуть конденсатор на измерительный прибор и определить число делений, соответствующее максимальном отклонению стрелки.
  5. Опыт повторить (пять раз найти среднее значение n) для более точного определения числа делений «nср». Hайти отношение количества делений «n ср» к ёмкости взятого конденсатора С: n ср / С = k
  6. Опыт повторить с другими конденсаторами (2,2мкФ, 1мкФ, 0,47мкФ, 0,22мкФ).
  7. Результаты измерений, вычислений записать в таблицу №1

8.      Опыт (п. 1-4) повторить с конденсатором известной ёмкости Сх.

Определить в этом случае число делений nx и найти ёмкость из соотношений https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_6.png= https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_7.png

 

9.      Узнать ёмкость исследуемого конденсатора (у преподавателя) и, приняв её за табличное значение, определить относительную погрешность

 

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_4.png

Рисунок 1

 

Таблица 1

 

Опыта

Ёмкость

Конденсатора

С мкФ

Число делений

по шкале

милли

амперметра

n ср

Отношение

числа делений к ёмкости конденсатора

 

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_8.png

Найденная ёмкость конденсатора

 

Сх мкФ

Относительная погрешность

 

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_9.png

1

2

3

4

5

 

Задание 2

  1. Составить электрическую цепь по схеме, рисунок 2, включив в неё два параллельно соединённых конденсатора известной ёмкости.
  2. Повторить опыт (п.7) и найти ёмкость батареи параллельно соединённых конденсаторов https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_10.png
  3. Проверить соотношение https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_10.png= https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_12.png+ https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_13.png

4. Составить электрическую цепь по схеме, рисунок 3, включив в неё два последовательно соединённых конденсатора известной ёмкости.

5. Повторить опыт (п.7) и найти ёмкость батареи последовательно соединённых конденсаторов https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_14.png

6. Проверить соотношение https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_15.png= https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_16.png+ https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_17.pngи сделать вывод

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_18.pnghttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/02/19/s_5a8a32cf99ead/836462_19.png

 

Рисунок 2                                          Рисунок 3