Лабораторная работа «Рулевые приводы»
Оценка 4.8

Лабораторная работа «Рулевые приводы»

Оценка 4.8
docx
22.01.2022
Лабораторная работа «Рулевые приводы»
Лабораторная работа 24.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»

 

 

 

 

 

Лабораторная работа

«Рулевые приводы»

МДК 01.02  Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03  Автомеханик

 

 

 

 

 

Составил: Баранов Владимир Ильич                                                                                                             мастер производственного обучения

 

 

 

 

 

 

Седельниково, Омской области, 2019-2020 учебный год

Министерство образования Омской области БПОУ                                              «Седельниковский агропромышленный техникум»

Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля 1999 N 16-52-58 ин/16-13 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования", требованиями ФГОС СПО, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.

МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Тема: Рулевое управление.

Тема занятия: лабораторная работа «Рулевые приводы».

Время: 2 часа.

Цели работы: изучить устройство и действие рулевого привода легковых и грузовых автомобилей; приобрести навыки по разборке и сборке рулевого привода.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов  проведения разборочно-сборочных работ с изучением устройства и действия рулевого привода легковых и грузовых автомобилей; приобрести навыки по разборке и сборке рулевого привода.

 

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных  работ рулевого привода легковых и грузовых автомобилей.

 

Развивающие:

 

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

 

Воспитательные:

 

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению    разборочно-сборочных работ с изучением устройства и действия рулевого привода легковых и грузовых автомобилей.

 

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы  должен:

иметь практический опыт:

- снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.

уметь:

- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.

знать:

- устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

 

Литература:

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И. Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В.  к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

 

 

Оборудование: легковые и грузовые автомобили; продольные п поперечные тяги в сборе; съемники шаровых пальцев; плоско­губцы; отвертки; специальные Г-образные отвертки; наборы инст­рументов; медные выколотки.

 

Содержание работы: на легковых и грузовых автомобилях изучить расположение и крепление деталей рулевых приводов.

Поворачивая рулевое колесо, проследить, как и через какие детали вращение рулевого колеса передается правому и левому направляющим колесам автомобиля.

 

Описание устройства. Рулевой привод легковых автомобилей состоит из боковых рычагов 1 поворотных кулаков (рис. 1) и ре­гулировочных трубок 3 с наконечником 2 тяги. Регулирование схождения колес производится изменением длины боковых тяг регулировочными трубками, которые имеют с одной стороны пра­вую резьбу, а с другой левую. От самопроизвольного вращения трубки удерживаются стяжными хомутами 4 и болтами 5. Попе­речная тяга 7 соединяется с сошкой 6 и маятниковым рычагом 8.

Все шарниры рулевых тяг — самоподтягивающиеся с полусфе­рическими пальцами.

Шарнир наконечника и средней тяги рулевой трапеции состо­ит из шарикового пальца, находящегося в корпусе. Верхней сферической частью палец опирается на внутреннюю сферу корпуса. Пальцы запрессовываются в проушины тяг и наконечни­ков и крепятся в них разрезными гайками. После затяжки гайки шплинтуются.


image36

Рис. 1. Рулевой привод легкового автомобиля:

 

1 — рычаг поворотного кулака; 2 — наконечник тяги; 3 — регулировочная труб­ка; 4 — стяжной хомут; 5 — болт; 6 — сошка; 7 — тяга сошки; 8 — маятниковый рычаг


 

Корпус шарнира запрессовывается в проушины тяги. От попадания пыли и грязи шарнир защищен гофрирован­ным резиновым чехлом. Шаровой палец кроме верхней имеет еще и нижнюю сферу, на которую опирается опорная пята, под­жимаемая пружиной. Усилия со стороны пружины устраняют зазор в шарнире.

Крепится палец в корпусе шарнира заглушкой и шплинтом. Шарнир тяги сошки отличается от шарнира наконечника устрой­ством уплотнителя тяги и маятникового рычага — не гофрирован­ный и имеет распорную втулку.

Поперечная тяга с одной стороны подвешена на сошке рулево­го колеса, с другой на маятниковом рычаге.

Маятниковый рычаг в корпусе-кронштейне вращается в двух металлокерамических втулках, которые запрессованы в защитные резиновые втулки. Одна втулка прижата своим торцом к плоскости бобышки маятникового рычага, другая к шайбе, вращающейся вместе с пальцем. Втулки входят в кронштейн с зазором, что позво­ляет переднему концу маятникового рычага упруго перемещаться до 2...4 мм вследствие деформации резиновых втулок. Это переме­щение не влияет на устойчивость и безопасность движения авто­мобиля и не оказывает влияние на изнашивание шин.

На переднем конце маятникового рычага установлен шаровой шарнир, одинаковый с шарниром сошки. Отличается он тем, что в нем установлен полиэтиленовый сухарь, удерживающий палец  внутри корпуса в определенном положении.

Рулевой привод грузовых автомобилей конструктивно отлича­ется от рулевого привода легковых автомобилей, в котором отсут­ствует продольная рулевая тяга.

В грузовых автомобилях усилие с вала сошки передается на сошку, далее на продольную рулевую тягу, рычаг продольной рулевой тяги, поворотный кулак, левый рычаг поперечной руле­ной тяги, правый рычаг поперечной рулевой тяги и на правый поворотный кулак.

Рулевые рычаги соединяются с тягами шарнирно. Шаровые со­членения могут иметь различную конструкцию. Они тщательно защищены от попадания грязи. Смазочный материал подается в них через масленки. В некоторых моделях автомобилей в сочле­нениях тяг применяются пластмассовые вкладыши, не требующие смазывания.

Шарнирное соединение продольной рулевой тяги (рис. 2, а) имеет вкладыши 1 и 3, охватывающие шаровой палец 2. Пружина 4 смягчает удары от колес и устраняет зазоры при изнашивании сочленения. Для ограничения сжатия пружины (во избежание ее поломки) устанавливают упор 5. Зазор в сочленениях устраняют резьбовой пробкой 6. В поперечных тягах (рис. 2, б, в) применяются эксцентриковые вкладыши, прижимаемые к шаровому паль­цу пружиной, установленной снизу. При таком устройстве пружи­ны не нагружаются усилиями, действующими на поперечную рулевую тягу, а устранение зазора при изнашивании сочленений происходит автоматически. Концы поперечной тяги и наконечни­ки 7, 9 имеют правую и левую резьбу для регулировки длины тяги.

После регулировки наконечники затягивают стяжными болтами 8.

 

Порядок разборки продольной рулевой тяги:

1)  расшплинтовать и отвернуть гайку шарового пальца, соеди­няющего продольную рулевую тягу с рычагом поворотной цапфы;

2)  выпрессовать шаровой палец из конического отверстия и снять продольную рулевую тягу;

3)  расшплинтовать пробку в головке рулевой тяги и частично отвернуть пробку, не довернув ее на 2—3 витка резьбы;

4)  вынуть шаровой палец;

5)  окончательно отвернуть и снять пробку, вынуть из торцевого отверстия тяги два сухаря, пружину и ограничитель хода пружины;

6)       повторить операции для другого конца тяги.

 

 

 

 

 

image37

Рис. 2. Шарнирные соединения рулевых тяг:


 

а — продольной тяги; б, в — поперечной тяги; 1 и 3 вкладыши; 2 —шаровой палец; 4 —  пружина; 5 — упор; 6 резьбовая пробка; 7 и 9 — наконечники; 8 — стяжной болт

Порядок разборки поперечной тяги:

1)  расшплинтовать и отвернуть гайку пальца, соединяющего наконечник поперечной рулевой тяги с левым рычагом поворот­ной цапфы;

2)  выбить палец из конического отверстия;

3)  отсоединить правый конец поперечной тяги в той же по­следовательности;

4)  зажать поперечную тягу в тиски наконечником левой сторо­ны вверх, снять защитную шайбу накладки и защитную накладку вместе с обоймой;

5)  сжать стопорное кольцо и вынуть его из канавки наконеч­ника поперечной рулевой тяги;

6)  ударяя по шаровому пальцу, вынуть из гнезда наконечника заглушку, пружину, пяту опорного пальца, палец и сухарь;

7)  отвернуть пресс-масленку;

8)  расшплинтовать и отвернуть две гайки стяжных болтов на­конечника и выбить болты;

9)  отвернуть и снять наконечник;

10)   повторить операции для правого наконечника.

 

Порядок сборки поперечной рулевой тяги:

1)  завернуть пресс-масленку в резьбовое отверстие наконечни­ка;

2)  вставить два стяжных болта в отверстия проушин наконеч­ника и навернуть на них гайки;

3)  надеть на палец поперечной тяги сухарь и вставить его в центральное отверстие наконечника;

4)  надеть на головку пальца опорную пяту, пружину, заглушку и закрепить стопорное кольцо;

5)  надеть на наружный конец пальца обойму, накладки и шайбу;

6)  в том же порядке собрать второй наконечник поперечной рулевой тяги;

7)  навернуть левый и правый наконечники на поперечную тягу и затянуть гайки стяжных болтов;

8)  вставить пальцы поперечной тяги в конические отверстия рычагов, завернуть гайки и зашплинтовать.

 

Порядок сборки продольной рулевой тяги:

1)  вставить в отверстие продольной тяги ограничитель хода пружины, пружину, сухарь, в боковое отверстие тяги вставить го­ловку шарового пальца и надеть на нее через центральное отвер­стие тяги сухарь;

2)  завернуть пробку до упора и отвернуть обратно до совпаде­ния прорези в пробке с отверстием под шплинт в тяге и зашплин­товать;

3)  надеть на наружный конец шарового пальца защитную на­кладку и обойму;

4)  завернуть пресс-масленку;

5) перевернуть тягу и вставить сухарь в отверстие заднего кон­ца тяги, расположив его сферической частью к отверстию;

6) вставить головку шарового пальца в боковое отверстие и на­деть на нее через центральное отверстие сухарь, расположив его сферической частью внутрь;

7)  установить на сухарь пружину и вставить в нее ограничи­тель;

8)  завернуть пробку до отказа и отвернуть обратно до совпа­дения прорези в пробке с отверстием под шплинт в тяге и зашп­линтовать;

9)  завернуть пресс-масленку;

10)    вставить палец в конусное отверстие рычага левой пово­ротной цапфы, завернуть гайку и зашплинтовать.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.     Каково назначение рулевого привода? Из каких деталей состо­ит рулевой привод при зависимой подвеске передних колес? Опишите их устройство и взаимодействие.

2.     Что такое зазор рулевого колеса? Каковы причины его воз­никновения?

3.     Опишите устройство и принцип действия рулевого управления автомобилей.

4.                  Опишите устройство и принцип действия гидравлического уси­лителя рулевого привода автомобиля ЗИЛ-431410.


 

Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Министерство образования Омской области

Министерство образования Омской области

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением устройства и действия рулевого приво да легковых и грузовых автомобилей

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением устройства и действия рулевого приво да легковых и грузовых автомобилей

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:

Рис . 1. Рулевой привод легкового автомобиля: 1 — рычаг поворотного кулака; 2 — наконечник тяги; 3 — регулировочная труб­ка; 4 — стяжной хомут; 5…

Рис . 1. Рулевой привод легкового автомобиля: 1 — рычаг поворотного кулака; 2 — наконечник тяги; 3 — регулировочная труб­ка; 4 — стяжной хомут; 5…

П осле регулировки наконечники затягивают стяжными болтами 8

П осле регулировки наконечники затягивают стяжными болтами 8

Порядок сборки поперечной рулевой тяги: 1) завернуть пресс-масленку в резьбовое отверстие наконечни­ ка; 2) вставить два стяжных болта в отверстия проушин наконеч­ ника и навернуть…

Порядок сборки поперечной рулевой тяги: 1) завернуть пресс-масленку в резьбовое отверстие наконечни­ ка; 2) вставить два стяжных болта в отверстия проушин наконеч­ ника и навернуть…

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2022