Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Лабораторная работа
«Рулевые приводы»
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2019-2020 учебный год
Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»
Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля 1999 N 16-52-58 ин/16-13 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования", требованиями ФГОС СПО, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Рулевое управление.
Тема занятия: лабораторная работа «Рулевые приводы».
Время: 2 часа.
Цели работы: изучить устройство и действие рулевого привода легковых и грузовых автомобилей; приобрести навыки по разборке и сборке рулевого привода.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ с изучением устройства и действия рулевого привода легковых и грузовых автомобилей; приобрести навыки по разборке и сборке рулевого привода.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ рулевого привода легковых и грузовых автомобилей.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением устройства и действия рулевого привода легковых и грузовых автомобилей.
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы должен:
иметь практический опыт:
- снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.
уметь:
- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.
знать:
- устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать
сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И. Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
Оборудование: легковые и грузовые автомобили; продольные п поперечные тяги в сборе; съемники шаровых пальцев; плоскогубцы; отвертки; специальные Г-образные отвертки; наборы инструментов; медные выколотки.
Содержание работы: на легковых и грузовых автомобилях изучить расположение и крепление деталей рулевых приводов.
Поворачивая рулевое колесо, проследить, как и через какие детали вращение рулевого колеса передается правому и левому направляющим колесам автомобиля.
Описание устройства. Рулевой привод легковых автомобилей состоит из боковых рычагов 1 поворотных кулаков (рис. 1) и регулировочных трубок 3 с наконечником 2 тяги. Регулирование схождения колес производится изменением длины боковых тяг регулировочными трубками, которые имеют с одной стороны правую резьбу, а с другой — левую. От самопроизвольного вращения трубки удерживаются стяжными хомутами 4 и болтами 5. Поперечная тяга 7 соединяется с сошкой 6 и маятниковым рычагом 8.
Все шарниры рулевых тяг — самоподтягивающиеся с полусферическими пальцами.
Шарнир наконечника и средней тяги рулевой трапеции состоит из шарикового пальца, находящегося в корпусе. Верхней сферической частью палец опирается на внутреннюю сферу корпуса. Пальцы запрессовываются в проушины тяг и наконечников и крепятся в них разрезными гайками. После затяжки гайки шплинтуются.
Рис. 1. Рулевой привод легкового автомобиля:
1 — рычаг поворотного кулака; 2 — наконечник тяги; 3 — регулировочная трубка; 4 — стяжной хомут; 5 — болт; 6 — сошка; 7 — тяга сошки; 8 — маятниковый рычаг |
Корпус шарнира запрессовывается в проушины тяги. От попадания пыли и грязи шарнир защищен гофрированным резиновым чехлом. Шаровой палец кроме верхней имеет еще и нижнюю сферу, на которую опирается опорная пята, поджимаемая пружиной. Усилия со стороны пружины устраняют зазор в шарнире.
Крепится палец в корпусе шарнира заглушкой и шплинтом. Шарнир тяги сошки отличается от шарнира наконечника устройством уплотнителя тяги и маятникового рычага — не гофрированный и имеет распорную втулку.
Поперечная тяга с одной стороны подвешена на сошке рулевого колеса, с другой — на маятниковом рычаге.
Маятниковый рычаг в корпусе-кронштейне вращается в двух металлокерамических втулках, которые запрессованы в защитные резиновые втулки. Одна втулка прижата своим торцом к плоскости бобышки маятникового рычага, другая — к шайбе, вращающейся вместе с пальцем. Втулки входят в кронштейн с зазором, что позволяет переднему концу маятникового рычага упруго перемещаться до 2...4 мм вследствие деформации резиновых втулок. Это перемещение не влияет на устойчивость и безопасность движения автомобиля и не оказывает влияние на изнашивание шин.
На переднем конце маятникового рычага установлен шаровой шарнир, одинаковый с шарниром сошки. Отличается он тем, что в нем установлен полиэтиленовый сухарь, удерживающий палец внутри корпуса в определенном положении.
Рулевой привод грузовых автомобилей конструктивно отличается от рулевого привода легковых автомобилей, в котором отсутствует продольная рулевая тяга.
В грузовых автомобилях усилие с вала сошки передается на сошку, далее на продольную рулевую тягу, рычаг продольной рулевой тяги, поворотный кулак, левый рычаг поперечной руленой тяги, правый рычаг поперечной рулевой тяги и на правый поворотный кулак.
Рулевые рычаги соединяются с тягами шарнирно. Шаровые сочленения могут иметь различную конструкцию. Они тщательно защищены от попадания грязи. Смазочный материал подается в них через масленки. В некоторых моделях автомобилей в сочленениях тяг применяются пластмассовые вкладыши, не требующие смазывания.
Шарнирное соединение продольной рулевой тяги (рис. 2, а) имеет вкладыши 1 и 3, охватывающие шаровой палец 2. Пружина 4 смягчает удары от колес и устраняет зазоры при изнашивании сочленения. Для ограничения сжатия пружины (во избежание ее поломки) устанавливают упор 5. Зазор в сочленениях устраняют резьбовой пробкой 6. В поперечных тягах (рис. 2, б, в) применяются эксцентриковые вкладыши, прижимаемые к шаровому пальцу пружиной, установленной снизу. При таком устройстве пружины не нагружаются усилиями, действующими на поперечную рулевую тягу, а устранение зазора при изнашивании сочленений происходит автоматически. Концы поперечной тяги и наконечники 7, 9 имеют правую и левую резьбу для регулировки длины тяги.
После регулировки наконечники затягивают стяжными болтами 8.
Порядок разборки продольной рулевой тяги:
1) расшплинтовать и отвернуть гайку шарового пальца, соединяющего продольную рулевую тягу с рычагом поворотной цапфы;
2) выпрессовать шаровой палец из конического отверстия и снять продольную рулевую тягу;
3) расшплинтовать пробку в головке рулевой тяги и частично отвернуть пробку, не довернув ее на 2—3 витка резьбы;
4) вынуть шаровой палец;
5) окончательно отвернуть и снять пробку, вынуть из торцевого отверстия тяги два сухаря, пружину и ограничитель хода пружины;
6) повторить операции для другого конца тяги.
Рис. 2. Шарнирные соединения рулевых тяг: |
а — продольной тяги; б, в — поперечной тяги; 1 и 3 — вкладыши; 2 —шаровой палец; 4 — пружина; 5 — упор; 6 — резьбовая пробка; 7 и 9 — наконечники; 8 — стяжной болт
Порядок разборки поперечной тяги:
1) расшплинтовать и отвернуть гайку пальца, соединяющего наконечник поперечной рулевой тяги с левым рычагом поворотной цапфы;
2) выбить палец из конического отверстия;
3) отсоединить правый конец поперечной тяги в той же последовательности;
4) зажать поперечную тягу в тиски наконечником левой стороны вверх, снять защитную шайбу накладки и защитную накладку вместе с обоймой;
5) сжать стопорное кольцо и вынуть его из канавки наконечника поперечной рулевой тяги;
6) ударяя по шаровому пальцу, вынуть из гнезда наконечника заглушку, пружину, пяту опорного пальца, палец и сухарь;
7) отвернуть пресс-масленку;
8) расшплинтовать и отвернуть две гайки стяжных болтов наконечника и выбить болты;
9) отвернуть и снять наконечник;
10) повторить операции для правого наконечника.
Порядок сборки поперечной рулевой тяги:
1) завернуть пресс-масленку в резьбовое отверстие наконечника;
2) вставить два стяжных болта в отверстия проушин наконечника и навернуть на них гайки;
3) надеть на палец поперечной тяги сухарь и вставить его в центральное отверстие наконечника;
4) надеть на головку пальца опорную пяту, пружину, заглушку и закрепить стопорное кольцо;
5) надеть на наружный конец пальца обойму, накладки и шайбу;
6) в том же порядке собрать второй наконечник поперечной рулевой тяги;
7) навернуть левый и правый наконечники на поперечную тягу и затянуть гайки стяжных болтов;
8) вставить пальцы поперечной тяги в конические отверстия рычагов, завернуть гайки и зашплинтовать.
Порядок сборки продольной рулевой тяги:
1) вставить в отверстие продольной тяги ограничитель хода пружины, пружину, сухарь, в боковое отверстие тяги вставить головку шарового пальца и надеть на нее через центральное отверстие тяги сухарь;
2) завернуть пробку до упора и отвернуть обратно до совпадения прорези в пробке с отверстием под шплинт в тяге и зашплинтовать;
3) надеть на наружный конец шарового пальца защитную накладку и обойму;
4) завернуть пресс-масленку;
5) перевернуть тягу и вставить сухарь в отверстие заднего конца тяги, расположив его сферической частью к отверстию;
6) вставить головку шарового пальца в боковое отверстие и надеть на нее через центральное отверстие сухарь, расположив его сферической частью внутрь;
7) установить на сухарь пружину и вставить в нее ограничитель;
8) завернуть пробку до отказа и отвернуть обратно до совпадения прорези в пробке с отверстием под шплинт в тяге и зашплинтовать;
9) завернуть пресс-масленку;
10) вставить палец в конусное отверстие рычага левой поворотной цапфы, завернуть гайку и зашплинтовать.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каково назначение рулевого привода? Из каких деталей состоит рулевой привод при зависимой подвеске передних колес? Опишите их устройство и взаимодействие.
2. Что такое зазор рулевого колеса? Каковы причины его возникновения?
3. Опишите устройство и принцип действия рулевого управления автомобилей.
4. Опишите устройство и принцип действия гидравлического усилителя рулевого привода автомобиля ЗИЛ-431410.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.