Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Седельниковский агропромышленный техникум»
Лабораторная работа
«Управляемые мосты»
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения
Седельниково, Омской области, 2019-2020 учебный год
Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»
Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля 1999 N 16-52-58 ин/16-13 "О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования", требованиями ФГОС СПО, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.
МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
Тема: Несущая система, подвеска, колеса.
Тема занятия: лабораторная работа «Управляемые мосты».
Время: 2 часа.
Цели работы: изучить устройство и работу передних управляемых неразрезных и разрезных мостов; приобрести навыки в разборке и сборке мостов.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ с изучением устройства и работы передних управляемых неразрезных и разрезных мостов; приобрести навыки в разборке и сборке мостов.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ передних управляемых неразрезных и разрезных мостов.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением устройства и работы передних управляемых неразрезных и разрезных мостов.
Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы должен:
иметь практический опыт:
- снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.
уметь:
- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.
знать:
- устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать
сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования /Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб.пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.
Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
Оборудование: передние неразрезные и разрезные управляемые мосты в сборе; приспособления для разборки и сборки механизмов; параллельные тиски; наборы рожковых, накидных и торцовых ключей; выколотки.
Содержание работы: по плакатам и с помощью учебника изучить устройство мостов, последовательность их разборки и сборки.
Передние оси могут быть как разрезными, так и неразрезными. Неразрезные передние оси устанавливаются на грузовых автомобилях, а разрезные — на легковых.
Основной деталью неразрезной передней оси является балка 20 (рис. 1) двутаврового сечения. На концах балки с обеих сторон имеются проушины для присоединения к ним с помощью шкворней 9 поворотных кулаков (цапф) 11. Для уменьшения изнашивания проушин поворотных кулаков в них запрессовываются втулки 10. Между проушинами поворотного кулака и балки вставляется регулировочная прокладка 13, а под балкой между проушинами для облегчения поворота колеса вставляется опорный шариковый подшипник, закрытый защитным колпаком 23. Смазываются шкворень и втулки посредством пресс-масленки 24, заправленной консистентной смазкой. На двух разнесенных роликовых конических подшипниках, напрессованных на поворотный кулак, вращается ступица 3 переднего колеса. На фланце ступицы закреплены шпильки для крепления колеса. На этом же фланце внутри болтами крепится тормозной диск 4. По обе стороны тормозного диска установлены тормозные колодки 6. Для торможения передних колес имеется корпус тормозной скобы 8, внутри которой устроен цилиндр гидравлического привода тормозных механизмов с поршнем 7. Рабочая жидкость в цилиндры подводится с помощью шлангов через штуцеры. На поворотом кулаке имеется поворотный рычаг 15 рулевого управления. На нем закреплены пальцы 14 и 16 рулевых тяг. К шаровому пальцу 14 присоединяется наконечник поперечной 19 рулевой тяги, а к шаровому пальцу 16— продольная 18 рулевая тяга.
Рис. 1. Передняя ось:
I - гайка; 2 — шайба; 3 — ступица; 4 — тормозной диск; 5 — основание тормозной скобы; 6 — тормозные колодки; 7 — поршень; 8 — корпус тормозной скобы; 9 — шкворень; 10 — втулка шкворня; 11 — поворотный кулак; 12 —уплотнительное кольцо; 13 — регулировочная прокладка; 14 и 16 — пальцы рулевых тяг; 15 — поворотный рычаг; 17 — сошка; 18 — продольная рулевая тяга; 19 — поперечная рулевая тяга; 20 — балка; 21 — хомут; 22 — стопорный штифт; 23 — защитный колпак; 24 — пресс-масленка; 25 — щит; 26 — колпак колеса; 27— колпак ступицы
Затяжка конических роликоподшипников поворотного кулака производится регулировочной гайкой 1, под которой устанавливается шайба 2. После окончания регулировки гайка шплинтуется и закрывается резьбовым колпаком 27 ступицы.
Передние оси автомобилей повышенной проходимости с колесной формулой 4x4 или 6x6 одновременно ведущие и управляемые. Они представляют собой кожух, в центральной части которого смонтированы главная передача и дифференциал. Полуоси и а таких автомобилях для обеспечения поворота делаются разрезными. Ведущая и ведомая части полуоси для обеспечения поворота управляемых колес соединяются карданами.
Шариковые карданы равных скоростей состоят из ведущего 5 (рис. 2) и ведомого 8 кулаков. В них выполнены канавки специального профиля, в которые помещено четыре ведущих шарика. Пятый шар — центрирующий, расположен в гнезде в центре кулаков.
Рис. 2. Привод к передним колесам автомобиля с колесной формулой 4x4:
1 — ведущая муфта; 2 и 4 — гайки подшипников; 3 — стопорная шайба; 5 — ведущий кулак; 6 — шкворень; 7 — цапфа; 8 — ведомый кулак; 9 — колесо; 10 — пружина; 11— стопор; 12 — колпак.
Ведущая полуось соединяется шлицами с полуосевым зубчатым колесом дифференциала. Ось ведомого кулака с помощью шлицевой ведущей муфты 1 соединяется со ступицей колеса. Ступица вращается на двух конических роликоподшипниках на поворотной цапфе 7. Затяжка подшипников осуществляется регулировочной гайкой 4. От свободного вращения эта гайка удерживается стопорной шайбой 3 и контргайкой 2. Шариковый кардан располагается в полусферической оконечности полуосевого рукава кожуха ведущего моста. В эту полусферическую оконечность запрессованы два шкворня 6, и на них на конических роликоподшипниках закреплены болтами наружная и внутренняя получашки. К внутренней получашке болтами прикреплена поворотная цапфа. Для предотвращения загрязнения кардана и вытекания масла наружная получашка имеет уплотнительную муфту. К фланцу ступицы прикреплены шпильки для установки и крепления с помощью гаек колеса 9.
На автомобилях семейства «ГАЗель» с колесной формулой 4x4 передняя ось состоит из переднего картера, выполненного как единое целое с фланец-вилкой. В верхнюю проушину фланец-вилки запрессовывается шкворень. Нижняя нроушина выполнена в виде вилки, в нее также запрессовывается шкворень. Оба шкворня запрессовываются в проушины после установки на место полуоси и поворотной цапфы в сборе с фланцем и тормозным щитом. С помощью клиновых стопорных штифтов шкворни фиксируются в определенном положении. Поворотная цапфа поворачивается на шкворнях на конических роликоподшипниках. Между средней проушиной картера переднего моста и проушиной поворотной цапфы укладывается упорный шариковый подшипник, уплотненный кольцом. Смазываются подшипники шкворней с помощью масленок. Для контроля качества подачи смазочного материала к подшипникам шкворней служат специальные отверстия с пробками. Верхний шкворень закрывается крышкой, выполненной как одно целое с поворотным рычагом. Фланец поворотной цапфы также изготовляется с рычагом, к которому с помощью шарового пальца присоединяется поперечная рулевая тяга. Ограничение угла поворота управляемых колес достигается регулировочным болтом с контргайкой.
Ступица колеса вращается на поворотной цапфе на двух конических роликоподшипниках. Место их установки определено двумя кольцевыми буртиками на внутренней поверхности ступицы. Легковые автомобили имеют независимую подвеску передних колес, т. е. передняя ось — разрезная. Состоит она из балки, закрепленной на подрамнике автомобиля, двух верхних рычагов, двух нижних рычагов и соединяющей их стойки. Верхние и нижние рычаги шарнирно соединяются с балкой. На соединяющей их стойке имеется две проушины для шкворня, с помощью которого к стойке присоединяется поворотная цапфа. На ней на двух конических роликоподшипниках вращается ступица колеса. Подшипники регулируются разрезной гайкой. Гайка шплинтуется. На нижних рычагах закреплена чашка пружинной рессоры. Внутри пружины установлен гидравлический амортизатор двустороннего действия.
Порядок снятия ступицы колеса:
1) отвернуть гайки крепления полуоси и снять пружинные шайбы и разжимные втулки;
2) освободить контргайку болта для разборки полуоси и, заворачивая болт, снять полуось;
3) отвернуть винты крепления барабана и снять его со ступицы;
4) отвернуть контргайку, снять стопорную шайбу и отвернуть ипутреннюю гайку со штифтом;
5) снять ступицу в сборе с подшипниками и уплотпительными манжетами.
Порядок установки ступицы колеса:
1) установить ступицу с тормозным барабаном на чулок картера заднего моста;
2) вставить внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника в отверстие ступицы;
3) навернуть гайку со штифтом, установить стопорную шайбу и завернуть контргайку до отказа;
4) установить полуось.
Порядок разборки передней оси:
1) отвернуть и снять колпак ступицы;
2) расшплинтовать и отвернуть гайку крепления ступицы, снять шайбу;
3) снять ступицу с наружным подшипником и тормозным барабаном;
4) расшплинтовать и отвернуть гайки крепления тормозного диска к фланцу поворотной цапфы, вынуть болты;
5) снять тормозной диск с цапфы поворотного кулака;
6) отвернуть масленку и гайку стопора, выбить стопор шкворня;
7) вынуть шкворень и отсоединить от балки поворотную цапфу с упорным шариковым подшипником;
8) спрессовать с шейки поворотной цапфы внутренний конический роликоподшипник и снять маслоотражатель с уплотнительной манжетой.
Разборка другой стороны передней оси производится аналогично.
Порядок сборки передней оси:
1) установить балку передней оси фрезерованными площадками под рессоры вверх;
2) установить поворотные кулаки на балку передней оси: с правой стороны — правый поворотный кулак, с левой стороны — левый (рычагами рулевой трапеции вниз) так, чтобы отверстия балки, кулака и шайб совпали; перед постановкой поворотных кулаков поставить комплект регулировочных шайб на верхний торец бобышки балки для обеспечения зазора между балкой и торцом большого прилива поворотного кулака не более 15 мм;
3) установить шкворень в отверстия верхнего прилива кулака, шайб и балки так, чтобы он не выходил из отверстия балки, предварительно надев на шкворень с одной стороны уплотнительное кольцо;
4) поставить упорный подшипник между балкой и малым приливом поворотного кулака защитным колпаком вверх;
5) закрепить шкворни стопорными штифтами с правой и левой стороны, надеть шайбы и завернуть гайки;
6) надеть на цапфу правого поворотного кулака правый тормозной механизм, на цапфу левого поворотного кулака — левый тормозной механизм. При правильной установке длинная лента ферадо колодок тормозных механизмов должна быть направлена вперед;
7) надеть маслоотражатели на цапфы поворотных кулаков;
8) вставить в отверстия маслоотражателя тормозного механизма и фланца поворотного кулака по шесть болтов с правой и левой стороны оси, при этом тормозной цилиндр должен быть направлен вверх, а козырек маслоотражателя — вниз;
9) завернуть гайки и зашплинтовать;
10) смазать внутренние кольца подшипников с роликами и сепараторами в сборе так, чтобы промежутки между роликами и сепараторами были тщательно заполнены смазочным материалом;
11) поставить в ступицу внутреннее кольцо подшипника с сепаратором в сборе;
12) запрессовать в ступицу уплотнительную манжету и набить полость ступицы смазочным материалом (уплотнительная манжета не должна выступать из ступицы более чем на 11 мм);
13) надеть на правую и левую цапфы поворотного кулака подсобранные ступицы с барабанами;
14) надеть на цапфы поворотных кулаков внутренние кольца наружных подшипников с роликами и сепараторами в сборе, предварительно протерев обойму;
15) надеть на цапфы поворотных кулаков упорные шайбы и завернуть гайки;
16) поворачивая тормозной барабан со ступицей, завернуть и затянуть гайку крепления ступицы (поворачивать необходимо для обеспечения правильного положения роликов в подшипниках);
17) отпустить гайку цапфы поворотного кулака не более чем на 1 / 2 оборота и проверить, насколько свободно вращается тормозной барабан (от толчка рукой), если тормозной барабан не вращается свободно, задевает за колодки, нужно устранить причину;
18) затянуть гайку цапфы поворотного кулака ключом усилием руки до торможения тормозного барабана подшипниками, при затягивании гайки тормозной барабан поворачивать;
19) отпустить гайку, повернув ее на 3 - 4 прорези коронки до совпадения одной из прорезей с отверстием для шплинта в цапфе, зашплинтовать гайку;
20) завернуть колпак в ступицу, предварительно положив в него смазочный материал.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Опишите устройство и работу переднего ведущего моста автомобиля.
2. Каково общее устройство неразрезного переднего управляемого моста?
3. Каково общее устройство разрезного переднего управляемого моста?
4. Опишите назначение и принцип действия управляемого моста.
5. Почему задние колеса автомобилей не имеют сход и развал?
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.