Данный материал представлен в формате Word и предназначен для использования в виде рабочего листа при проведении лабораторной работы по соответствующей теме в курсе 8 класса. Рабочий лист предназначен для учителя. Чтобы его использовать учащемуся, необходимо удалить цель. Для усложнения работы можно удалить некоторые данные, описывающие ход работы и план действий. Таким образом рабочий лист может быть использован от самого низкого уровня (с полным описанием действий) до самого высокого (с частичным).
Лабораторная работа № 1
Тема: Исследование изменения со временем температуры остывающей воды
Цель: На практике доказать уменьшение температуры воды с течением времени (охлаждение).
Оборудование: термометр, горячая вод, часы
Ход работы
1.Налить горячую воду в калориметр и измерить её температуру t0 = _____0С
2.Термометр оставить в калориметре, наблюдать за изменением температуры воды (уменьшением), записывая показания через
1 минуту
3.Заполнить таблицу
t, мин
1
t, мин
5
t, мин
8
t, мин
6
t, мин
7
t, мин
9
t, мин
2
t, мин
3
t, мин
4
t, мин
10
t, мин
11
t, 0C
4.Построить график остывания воды с течением времени:
*ось ОХ – ось времени в минутах
*ось ОY – ось температур в 0С
Вывод: В результате проведённой работы я доказал (ла) _______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________Лабораторная работа № 2
Тема: Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры
Цель: На практике проверить справедливость уравнения теплового баланса
Оборудование: калориметр, измерительный цилиндр, термометр, горячая вода
1.Подготовбте таблицу для записи измерений и вычислений
Ход работы
№ опыта
1
2
m, кг
t1, 0С
t2, 0С
t, 0С
2.Отметьте мензуркой 100 мл холодной воды (массой 100 г) и перелейте её в калориметр
3.Измерьте температуру холодной воды в калориметре t1
4.Налейте в мензурку 100 мл горячей воды и измерьте температуру горячей воды в мензурке t2
5.Осторожно перелейте горячую воду в калориметр, помешайте смесь и измерьте её температуру t
6.Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой
Q = c*m(t t2)
7.Рассчитайте количество теплоты, полученное холодной водой
Q = c*m(t t1)
8.Сравните количество теплоты, отданное горячей водой, с количеством теплоты, полученным холодной водой.
9. Сделайте вывод. Объясните небольшое расхождение в цифрах
10. Проведите опыт ещё раз в более быстром темпе. Что у вас получилось?
Вывод: В результате проведённой работы я научился (лась) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________Лабораторная работа № 3
Тема: Измерение удельной теплоёмкости вещества
Цель: сформировать умение измерения теплоёмкости, основанное на использовании уравнения теплового баланса
Оборудование: весы с разновесами, калориметр, термометр, стакан с водой комнатной температуры, металлический брусок
(или алюминиевый), стержень штатива с муфтой и лапкой, нить
Дополнительное оборудование: сосуд с горячей водой (один на класс)
Пояснения
Исследуемым веществом является металл, из которого изготовлен брусок. Работу желательно проводить в быстром темпе для
предотвращения тепловых потерь.
Ход работы
1.Уравновесьте весы.
2.С помощью весов определите массу бруска m1 = ____ кг
3.Налить в калориметр №1 воду массой m1= 100 г (100 мл) комнатной температуры. Измерить температуру воды t1= ___0С
4.Налейте в сосуд №2 горячую воду. Нагрейте брусок в сосуде №2 с горячей водой. Измерьте при этом её температуру t2 –
это начальная температура бруска..
5.Опустите нагретый брусок в калориметр №1, куда предварительно опущен термометр.
6.Измерьтетемпературу воды в калориметре после опускания бруска (через некоторое время) t – это общая температура воды
и цилиндра при установившемся тепловом равновесии.
7.Выньте брусок из горячей воды №2, обсушите его.
8.Оформите таблицу
№ п/п
1
Масса воды в
калориметре
m1, кг
Начальная
температура воды
Масса бруска
m2, кг
t1, 0С
Начальная
температура
бруска
t2, 0С
Общая
температура воды
и бруска
t,
0С
9.Рассчитайте:
А)Количество теплоты полученное холодной водой при нагревании: Q1 = c1m1(t – t1), где с1 – удельная теплоёмкость воды =
4200Дж/кг*0С
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Б)Количество теплоты отданное цилиндром при остывании Q2 = c2m2 (t2 – t),где c2 – удельная теплоёмкость цилиндра,
которую мы и определяем (после определения с2)
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
В)Составьте уравнение теплового баланса и выразите из него определяемую величину: Q1 = Q2
или c1m1(t – t1) = c2m2 (t2 – t)? откуда выразим
с1m1 (tt1)
m2 (t2 – t)
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
10.Сравните количество теплоты полученное и отданное, объясните результат ________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
11.Сравните рассчитанную вами удельную теплоёмкость с табличным значением _____________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Вывод: В результате проведённой работы я научился (лась) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________Лабораторная работа № 4
Тема: Сборка эл цепи и измерение силы тока в её различных участках
Цель: научиться пользоваться амперметром для измерения силы тока в цепи
Оборудование: макетная плата, амперметр , лампа МН 6,3В0,3А – 2 шт, выключатель (можно и без него), источник питания
на 4 – 6В, соединительные провода – 6 шт
Краткая теория
Предел измерения прибора – это наибольшее значение измеряемой им величины
Цена деления прибора – это значение измеряемой величины, соответствующее одному делению шкалы прибора
Ход работы
Задание1: Знакомство с амперметром
Предел измерения
Цена деления
Рабочее положение
Задание2: Измерение силы тока в цепи амперметром
1.Соберите цепь по схеме и измерьте силу тока в цепи с одной лампой
2.Измерьте силу тока, текущего по двум
параллельно (рядом) соединённым лампам
и двум последовательно (друг за другом)
соединённым лампам.
№ опыта
Участок цепи
Сила тока I, А
1
2
3
5.Сделайте вывод по проведённой работе, т.е. о силе тока при параллельном и последовательном соединении ламп: _____
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Вывод: В результате проведённой работы я научился (лась) _______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 5
Тема: Измерение напряжения на различных участках эл цепи
Цель: научиться пользоваться вольтметром и измерять с его помощью напряжения в цепи
Оборудование: макетная плата, лампа МН 6,3 В0,3 А – 2 шт, вольтметр, источник питания на 4 – 6 В, соединительные
провода – 6 шт
Ход работы
Задание 1: Знакомство с вольтметром
Предел измерения
Цена деления
Рабочее положение
№ опыта
Задание 2: Измерение напряжения на разных участках цепи вольтметром
Участок цепи
Напряжение U, В
Лампа одна
Лампы НL1 и НL2 последовательно
1.Соберите цепь по рис и измерьте напряжение на лампе
2
3
Задание 3
2.Соберите схему из двух последовательно соединённых ламп (рис 4). Измерьте напряжение на каждой
лампе, а затем общее напряжение на них.
3.Сравните общее напряжение с суммой напряжений на лампах. Сделайте вывод _____________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Вывод: В результате проведённой работы я научился (лась) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________