Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"
Оценка 4.9

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Оценка 4.9
Лабораторные работы
doc
естествознание
Взрослым
27.06.2018
Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"
Лабораторный практикум «Естествознание» раздел «Химия с элементами экологии» учебной дисциплины «Естествознание» составлен на основе требований к результатам обучения ФГОС СПО и примерной программы учебной дисциплины «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Практикум включает в себя описание пяти лабораторных работ по химии.
Лабораторный практикум.doc
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для лабораторных работ по «Естествознанию» Лабораторный практикум «Естествознание» раздел «Химия с элементами  экологии» учебной дисциплины «Естествознание»  составлен  на основе требований к результатам обучения ФГОС СПО и примерной программы учебной дисциплины  «Естествознание» для профессий начального профессионального образования и  специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ  «Федеральный институт развития образования» и утвержденной директором  Департамента государственной политики и нормативно­правового регулирования в  сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008 г. Лабораторный практикум «Естествознание» раздел «Химия с элементами  экологии» предназначен для изучения дисциплины «Естествознание» при реализации  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего  образования в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по  специальностям 40.02.01 Право и организация специального обеспечения, 38.02.06  Финансы, 38.02.07 Банковское дело, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по  отраслям), 38.02.02 Страховое дело (по отраслям). Практикум включает в себя описание пяти лабораторных работ по химии.  Каждая работа снабжена необходимыми теоретическими сведениями, инструкциями  для проведения опытов, вопросами для закрепления и может использоваться как  непосредственно в лабораторной работе, так и в самостоятельной работе студентов.  Способствует развитию навыков и умений: ­ использовать лабораторную посуду и оборудование; ­ работать с химическими реактивами и аппаратурой; ­ проводить качественные реакции на вещества; ­ соблюдать правила техники безопасности при работе в химической  лаборатории. Цели  химического образования: овладение умениями применять полученные знания для объяснения  разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в  развитии современных технологий и получении новых материалов; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в  процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием  различных источников информации, в том числе компьютерных; воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного  общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному  здоровью и окружающей среде; применение полученных знаний и умений для безопасного использования  веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих  вред здоровью человека и окружающей среде. Правила выполнения лабораторных работ 1.   Студенты должны придти на лабораторное занятие подготовленными по  данной теме. 2. Каждый  студент должен знать правила по технике безопасности при работе  в химической лаборатории (и при работе с реактивами в данной работе). 3. После проведения работы  представляет письменный отчет. 4. До выполнения лабораторной работы  у  студентов проверяют знания по  выявлению уровня его теоретической подготовки по данной теме. 5. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетради для лабораторных  работ. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы. 6. Записи следует выполнять синим или чёрным цветом пасты или чернил.  Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и выводов). 7. Зачет по данной лабораторной работе студент получает при положительных  оценках за теоретические знания и отчет по лабораторной работе, общий зачет – при  наличии зачетов по всем лабораторным работам. Лабораторная работа №1 Тема: УСТРАНЕНИЕ ЖЕСТКОСТИ ВОДЫ. Цель   работы:  экспериментально   выявить   некоторые   свойства   жесткой   воды   и проверить возможности устранения жесткости. Необходимые теоретические сведения Существует проблема, общая как для загородных домов с автономной  системой водоснабжения, так и для городских квартир. Имя этой проблемы ­  жёсткость воды. И если на качество питьевой воды жёсткость хоть и влияет, но не  столь сильно, то для современной бытовой техники, автономных систем горячего  водоснабжения и отопления, новейших образцов сантехники необходимость борьбы с жесткостью крайне актуальна. Природная вода обязательно содержит растворённые соли и газы (кислород,  азот и др.). Присутствие в воде ионов Mg2+ и Са2+ и некоторых других, способных  образовывать твёрдые осадки при взаимодействии с анионами жизненных  органических кислот, обуславливает так называемую жёсткость воды.  Вода, в которой содержатся ионы Mg2+ и Са2+, называется жесткой. Вода, в  которой нет ионов Mg2+ и Са2+ или их совсем мало, называется мягкой. Чем выше концентрация указанных катионов Mg2+ и Са2+ в воде, тем вода  жёстче.  Ионы кальция и магния поступают в воду в результате взаимодействия  растворённого диоксида углерода с минералами и при других процессах растворения и химического выветривания горных пород. Источником этих ионов могут служить  также микробиологические процессы, протекающие в почвах на площади водосбора,  в донных отложениях, а также сточные воды различных предприятий. Жёсткость ­ это особые свойства воды, во многом определяющие её  потребительские качества и потому имеющие важное хозяйственное значение. Жёсткая вода может создать проблемы: при использовании жёсткой воды расходуется в 2 раза больше моющих  средств; жёсткая вода, взаимодействуя с мылом, образует “мыльные шлаки”, которые не смываются водой и оставляют разводы на посуде и поверхности сантехники; во многих промышленных процессах соли жёсткости могут вступить в  химическую реакцию, образовав нежелательные промежуточные продукты; жёсткая вода образует накипь на стенках нагревательных котлов, батареях, чем существенно ухудшает их теплотехнические характеристики. Накипь является  причиной 90% отказов водонагревательного оборудования.  Виды жесткости и методы ее устранения. Различают временную (карбонатную), постоянную, кальциевую, магниевую и  общую жёсткость воды.  Жесткость воды, обусловленную присутствием в ней гидрокарбонатов магния  и кальция, называют карбонатной или временной. Например, гидрокарбоната  кальция Ca(HCO3)2 и магния Mg(HCO3)2. Временную жесткость воды устраняют кипячением, добавлением известковой  воды Са(ОН)2, гидроксида натрия NaOH или соды Na2CO3: 2 + Н↑ 2О, Ca(HCO3)2 = СаСО3 + СО↓ Ca(HCO3)2 + Са(ОН)2 = 2СаСО3 + 2Н↓ Ca(HCO3)2 + NaOH = СаСО3 + Na↓ Ca(HCO3)2 + Na2CO3 = СаСО3 + 2↓ NaHCO3 Во всех этих случаях ионы кальция выводятся из раствора в виде  2CO3 + 2Н2О 2О нерастворимого карбоната СаСО3. Жесткость воды, обусловленная присутствием в ней сульфатов и хлоридов  кальция и магния, называют постоянной. Ее устраняют добавлением соды Na2CO3 или фосфата натрия Na3PO4: СaSO4 + Na2CO3 = СаСО3 3СaSO4 + 2Na3PO4 = Са3(РО4)2 Для борьбы с постоянной жёсткостью воды используют такой метод, как  2SO4  + 3Na  + Na ↓ 2SO4 ↓ вымораживание льда. Необходимо просто постепенно замораживать воду. Когда  останется примерно 10 % жидкости от первоначального количества, необходимо  слить не замершую воду, а лёд превратить обратно в воду. Все соли, которые образую жёсткость, остаются в не замершей воде. Ещё один способ борьбы с постоянной жёсткостью – перегонка, т.е. испарение  воды с последующей её конденсацией. Так как соли относятся к нелетучим  соединениям, то они остаются, а вода испаряется.  Но такие методы, как замораживание и перегонка, пригодны только для  смягчения небольшого количества воды. Промышленность имеет дело с тоннами. Поэтому для устранения жёсткости в данном случае принимается современный  метод устранения – катионный. Этот способ основан на применении специальных  реагентов – катионитов – это твердые вещества, нерастворимые в воде, в их состав  входят подвижные катионы, которые могут обмениваться на катионы внешней среды. Катиониты загружаются в фильтры и при пропускании через них воды, заменяют  катионы кальция и магния на катион натрия. Катиониты – синтетические  ионообменные смолы и алюмосиликаты. Их состав условно можно выразить общей  формулой Na2R.  Схематически эти процессы можно выразить уравнением: Ca2+ + Na2R = 2Na+ + CaR Таким образом, ионы кальция и магния переходят из раствора в катионит, а ионы  натрия – из катионита в раствор, жёсткость при этом устраняется. Кальциевая жесткость воды обусловлена присутствием в воде солей кальция, а  магниевая – солей магния. Суммарную кальциевую и магниевую жесткость воды называют общей. Жёсткость воды измеряется в миллиграммах эквивалент на литр (мг­экв/л).  Обычно, жёсткой вода считается с жёсткостью 1 мг­эвк/л и более. 120­0180 мг/л       2,4­3,6 мг­экв/л 60­120 мг/л             1,2­2,4 мг­экв/л Классификация воды по жёсткости Мягкая  <17,1 мг/л      <0,35 мг­экв/л Средней жёсткости Жёсткая Очень жёсткая Особенно большой жёсткостью отличается вода морей и океанов. Так,  например, кальциевая жёсткость воды в Чёрном море составляет 12 мг­экв/л,  магниевая – 53,5 мг­экв/л, а общая – 65,5 мг­экв/л. В океанах же средняя кальциевая  жёсткость равняется 22,5 мг­экв/л, магниевая – 108 мг­экв/л, а общая – 130,5 мг­ экв/л. >180 мг/л    >3,6 мг­экв/л Ответьте на следующие вопросы: 1. Какая вода называется жёсткой? В каких единицах измеряется? 2. Каким образом ионы кальция и магния поступают в воду? 3. Опишите хозяйственное значение жёсткой воды. 4. Какую жёсткость воды называют временной? Как её устранить? 5. Какую жёсткость воды называют постоянной?  6. Перечислите способы борьбы с постоянной жёсткостью. 7. Какую жесткость воды называют общей? Оборудование   и   реактивы:  штатив   с   пробирками,   фарфоровая   чашка, держатель;   дистиллированная   вода,   минеральная   жесткая   вода,   раствор   мыла, известковая вода,  раствор карбоната натрия. Содержание и порядок выполнения опытов   Опыт №1. Сравнение свойств жесткой и дистиллированной воды. 1. В пробирку поместить 5 мл дистиллированной воды. 2. Добавьте к дистиллированной воде 1 мл раствора мыла.  3. Закройте пробирку пробкой и сильно стряхните несколько раз. 4. Повторите опыт с выданной жесткой водой. 5. Опишите наблюдения и объясните их. Опыт №2. Устранение жесткости воды кипячением. Вам выдан образец минеральной воды, которая содержит ионы натрия, магния,  кальция, карбонат­, гидрокарбонат и сульфат­ионы.  1. В пробирку поместить 5 мл минеральной воды и прокипятите. 2. Остудите. 3. Слейте осторожно воду с осадка в другую пробирку. 4. Прилейте к ней по каплям мыльный раствор. 5. Опишите наблюдения и объясните их. 6. Запишите уравнение реакции Опыт №3. Устранение жесткости воды действием известковой воды. 1. В пробирку поместить 5 мл минеральной воды. 2. Добавьте к минеральной воде 3 мл известковой воды. 3. Опишите наблюдения и объясните их. 4. Запишите уравнение реакции. Опыт №4. Устранение жесткости воды действием соды. 1. В пробирку поместите 5 мл минеральной воды. 2. Добавить к минеральной воде немного карбоната натрия. 3. Опишите наблюдения и объясните их. 4. Запишите уравнение реакции. Опыт №5. Проверка на наличие ионов железа в воде. Иногда при кипячении воды образуется накипь ржаво­бурового цвета. Такую  окраску ей придают ионы железа. Проверьте, есть ли ионы железа в выданном вам  образце воды. 1. Налейте в фарфоровую чашку 1­2 мл воды. 2. Выпарите её (не досуха!). 3. Сделайте вывод. Лабораторная работа №2 Тема: Химические свойства кислот, оснований и солей    . Цель работы: провести реакции, характеризующие общие химические  свойства кислот, оснований, солей. Пользуясь лекцией, ответьте на следующие вопросы: 1. Какие классы неорганических соединений вы знаете? 2. Какие вещества называют оксидами? Приведите примеры. 3. Какие вещества называют кислотами? Приведите примеры. 4. Как распознать кислоту? 5. Какие вещества называют основаниями? Приведите примеры. 6. Как распознать основание? 7. Какие вещества называют солями? Приведите примеры. 8. Напишите уравнения реакций: А) Соляной кислоты с карбонатом натрия Б) Гидроксида натрия с серной кислотой В) Сульфата меди с гидроксидом натрия Г) Хлорида кальция с карбонатом калия 9. Расставьте коэффициенты в реакциях. 10. Что является признаками протекания этих реакций? Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, шпатель,  спиртовка, спички, пробиркодержатель, оксид меди(II), раствор серной кислоты,  раствор карбоната натрия, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия,  фенолфталеин, раствор хлорида железа (III), раствор сульфата меди (II), раствор  хлорида бария.  Содержание и порядок выполнения опытов   Опыт №1. Взаимодействие кислот с оксидами 1. В пробирку поместите немного (объемом со спичечную головку) порошка оксида  меди (II) Отметьте цвет вещества.  2. Налейте в пробирку с оксидом меди (II) 1—2 мл раствора серной кислоты. Для  ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете? 3. Напишите уравнение реакции оксида меди (II) с серной кислотой. Опыт №2. Взаимодействие кислот с солями 1. Налейте в пробирку 2 мл раствора серной кислоты. 2. Затем прилейте раствор карбоната натрия. Что происходит?  3. Напишите уравнение реакции серной кислоты с карбонатом натрия. Опыт №3. Взаимодействие кислот с основаниями (реакция нейтрализации) 1. Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 1—2  капли фенолфталеина. Что наблюдаете? 2. К раствору щелочи с фенолфталеином добавляйте по каплям соляную кислоту,  перемешивая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?  3. Напишите уравнение реакции гидроксида натрия с соляной кислотой. Опыт №4. Взаимодействие щелочей с солями 1. Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия. 2. Затем прилейте раствор хлорида железа (III). Что вы наблюдаете?  3. Напишите уравнение реакции гидроксида натрия с хлоридом железа (III).   Опыт №5. Получение  нерастворимого основания 1. В две пробирки налейте по 1 мл раствора сульфата меди (II).  2. В каждую пробирку добавьте по 3—4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите образовавшийся гидроксид меди (II).  3. Напишите уравнение реакции сульфата меди с гидроксидом натрия. Опыт №6. Взаимодействие нерастворимого основания с кислотой 1. Добавьте в одну из пробирок с полученным в предыдущем опыте гидроксидом  меди (II) 1—2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? 2. Напишите уравнение реакции гидроксида меди (II) с соляной кислотой. Опыт №7. Термическое разложение оснований 1. Нагрейте одну из пробирок с гидроксидом меди (II), полученным ранее. Что  наблюдаете?  2. Напишите уравнение проведенной реакции. Опыт №8. Получение солей реакцией обмена 1. Налейте в пробирку 1—2 мл раствора хлорида бария. 2. Добавьте 1­2 мл раствора сульфата меди. Что является признаком протекания  этой реакции? Какой цвет имеет образовавшийся осадок?  3. Напишите уравнение реакции хлорида бария с сульфатом меди. Лабораторная работа № 3 Тема: Общие свойства металлов Цель работы: ­ обобщение знаний о свойствах металлов главных подгрупп I—III групп периодиче­ ской системы химических элементов Д.И. Менделеева; ­ совершенствование умений планировать свою работу. Необходимые теоретические сведения Металлы обладают определенным комплексом свойств: имеют  кристаллическую структуру, металлический блеск, высокую теплопроводность и  электрическую проводимость, ковкость, тягучесть, способность легко отдавать  электроны, склонность к образованию сплавов. В жидком состоянии металлы  полностью сохраняют свои электрические и оптические свойства. Металлы обладают рядом общих свойств. Все металлы характеризуются  сравнительной легкостью отдачи валентных электронов, выступая в качестве  восстановителей. Сравнительную активность металлов легко проверить по  способности металлов вытеснять друг друга из других соединений (солей). Металлы,  стоящие в ряду напряжений до водорода, способны вытеснять водород из растворов  кислот, а металлы, стоящие после водорода, не вытесняют водород из растворов  кислот. Каждый предыдущий металл ряда напряжений вытесняет все последующие  из растворов их солей. Ответьте на следующие вопросы: 1. Объясните причину общности свойств металлов. 2. С помощью каких из перечисленных металлов можно вытеснить металлическое  железо    из    водного    раствора    его    сульфата:    цинка,    никеля,    натрия?     Почему? Напишите уравнения реакций. К какому типу они относятся? 3. Напишите уравнение реакции сульфата меди (II) и цинка. 4. Отметьте положение меди и цинка в ряду активностей металлов. Будет ли  взаимодействовать медь с раствором соли цинка? Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, спиртовка,  спички, пробиркодержатель; раствор гидроксида натрия, разбавленные серная и  соляная кислоты, концентрированная серная кислота, раствор сульфата меди (II),  стружечка алюминия, гранулы цинка, медная проволочка, стальная скрепка. Содержание и порядок выполнения опытов   Опыт №1. Отношение металлов к водным растворам щелочей 1. В пробирку поместите стружечку алюминия и добавьте 3 – 5 капель 30 % раствора гидроксида натрия. Наблюдайте выделение газа – водорода. 2. Напишите уравнение реакции, учитывая, что в реакции принимает участие вода.  Опыт №2. Взаимодействие растворов соляной и серной кислот с металлами 1. Поместите в одну пробирку гранулу цинка, в другую медную проволочку, в третью – стальную скрепку.  2.Добавте в каждую из пробирок несколько капель разбавленной соляной или серной  кислоты. В каких случаях наблюдается химическая реакция?  3. Напишите уравнения этих реакций. К какому типу они относятся? Опыт №3. Взаимодействие цинка с концентрированной серной кислотой при нагревании 1. Поместите в пробирку гранулу цинка и добавьте 5–6 капель концентрированной серной кислоты. Пробирку немножко подогрейте. Какой газ выделяется?  2. Продолжайте нагревание. Почувствовали ли вы запах выделяющегося  сероводорода?  3. Напишите уравнения происходящих реакций между цинком и серной кислотой,  отличающихся друг от друга продуктами восстановления серной кислоты: при  слабом нагревании выделяется газ – диоксид серы, при более сильном нагревании –  образуется сера, в условиях ещё более сильного нагрева – появляется запах  сероводорода.  Опыт №4. Взаимодействие солей с металлами 1. Налейте в пробирку раствор сульфата меди (II) и опустите гранулу цинка. Что  наблюдается? 2. Напишите уравнение реакции.  3. Отметьте положение меди и цинка в ряду активностей металлов. Будет ли  взаимодействовать медь с раствором соли цинка? Лабораторная работа № 4 Тема:     Обнаружение углерода и водорода в органических соединениях  Цель работы: Экспериментально доказать, что в состав всех органических  соединений входят углерод и водород. Необходимые теоретические сведения Обнаружение составных частей вещества является основной задачей  качественного анализа. Углерод и водород являются основными составными частями всех органических соединений. Углерод в органических соединениях можно обнаружить по обугливанию  веществ при осторожном его прокаливании или выделению копоти при  прокаливании. Наиболее   точным   методом  определения  углерода  и одновременно  водорода является сожжение органического вещества в присутствии окислителя (например, мелкого порошка оксида меди). В процессе горения углерод образует с кислородом оксид меди (II) углекислый газ, а водород ­ воду.  Оксид углерода (IV) образует осадок при его пропускании в раствор известковой воды.  Вода образуется в виде капелек   на   холодных   стенках   прибора,   оксид   меди(II)   восстанавливается   до металлической меди. Например: С3Н8+ 10 СuО = 3 СO2 + 4 Н2O +10 Сu. Ответьте на следующие вопросы: 1. Что является предметом изучения органической химии? 2. Сколько известно в настоящее время органических веществ? 3. Каковы особенности органических веществ? 4. Какие вещества называют изомерами? 5. Какую валентность имеет углерод в органических соединениях? Напишите структурную формулу молекулы пропана:       6. Укажите, какие из перечисленных соединений являются органическими Nа2СОз,  C3H8, C2H5CI, C2H4, NaCl, CH3COOH, CO2, CH3NH3, H2S, C2H2, СН3ОН, NH3, СО.  Выпишите их формулы. 7. По каким продуктам реакции можно судить о наличии в органическом веществе элементов углерода и водорода? Оборудование и реактивы: штатив с зажимом, штатив с пробирками,  пробирки, спиртовка, спички, стеклянная палочка, металлическая ложка,  газоотводная трубка, стакан, шпатель; мука, скипидар, парафиновая свечка,  сахароза, оксид меди, известковая вода, безводный сульфат меди (II). Содержание и порядок выполнения опыта Опыт № 1. Обнаружение углерода. 1.1. Металлическую  ложку для сжигания наполните на половину ее объема мукой   и   нагрейте   на   пламени   спиртовки   до   образования   черного   остатка. Наблюдайте, какие изменения претерпевает мука в процессе нагревания. Задания:  1. Запишите наблюдения.                   2. Сделайте вывод о том, какой химический элемент входит в состав органических веществ муки. 1.2.   Конец   стеклянной   палочки   обмакните   в   скипидар   и   внесите   в   пламя спиртовки.   Обратите   внимание   на   характер   горения,   внешний   вид   пламени   и образование твердых продуктов сгорания на стеклянной палочке. Задания: 1. Запишите наблюдения.                 2. Сделайте вывод о том, какой элемент входит в состав скипидара Опыт № 2. Обнаружение углерода и водорода.           2.1. Зажгите парафиновую свечу, и подержите на ней сухой стакан в  перевернутом состоянии. Задания: 1. Запишите наблюдения.       2. Установите, состав парафина на основании веществ, обнаруженных на  стенках стакана. 2.2. Соберите прибор, как показано на рисунке. 1. В сухую пробирку А  поместите очень немного (на кончике шпателя) сахарозы и в 2­3 раза больше оксида  меди (II). Тщательно перемешайте,  встряхивая пробирку. Пробирку закрепите  в штативе в горизонтальном положении и  поместите недалеко от ее открытого конца. В верхнюю часть пробирки введите     А        Б  Рисунок 1. небольшой кусочек ваты и насыпьте на нее тонкий слой белого порошка безводного  сульфата меди (II). Пробирку плотно закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в пробирку  Б, заполненную на 1/3 объема известковой водой так, чтобы конец газоотводной трубки был погружен в известковую воду. Смесь   органического   вещества   с   оксидом   меди   (II)   нагрейте   сначала осторожно, а затем сильнее. Что происходит с известковой водой? Что замечаете на стенках пробирки А? Какие изменения происходят с сульфатом меди (II)? Осторожно   уберите   газоотводную   трубку   из   известковой   воды,   прекратите нагревание и обратите внимание на цвет оксида меди (II). Задания: 1. Запишите кратко изменения, происходящие в пробирках  А  и  Б. Какое вещество образовалось из  оксида меди (II)? Как изменилась окраска сульфата меди (II)?   Какой   газ   вызвал   помутнение   известковой   воды?   Приведите   уравнения соответствующих реакций.         2. Формула сахарозы (сахара) С12Н22О11 . Запишите уравнение реакции,   протекающей при нагревании сахара с оксидом меди (II).                    3. Какой вывод можно сделать о качественном составе органического вещества? Лабораторная работа № 5 Тема:     Качественные реакции на кислородсодержащие соединения.  Цель работы: познакомить с качественными реакциями на функциональные группы  некоторых классов кислородсодержащих органических соединений. Необходимые теоретические сведения К спиртам относятся органические вещества, молекулы которых содержат  одну или несколько гидроксильных групп ­ ОН, соединенных с углеводородным  радикалом. По характеру углеводородного радикала спирты бывают предельные,  непредельные, ароматические. Спирты, содержащие более одной гидроксильной  группы, называются многоатомными. Глицерин относится к трехатомным спиртам. В  молекуле фенола ­ ароматического спирта ­ гидроксильная группа ­ ОН связана  непосредственно с атомом углерода бензольного кольца, поэтому по химическим  свойствам фенол существенно отличается от других спиртов. Альдегиды ­  производные  углеводородов,  полученные  замещением   в   них   атома водорода альдегидной группой – СНО.           Карбоновые кислоты ­ это органические вещества, содержащие в молекуле  одну или несколько карбоксильных групп – СООН. Мыла ­ это натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот. Натриевые  соли образуют твердые мыла, калиевые соли ­ жидкие мыла. Глюкоза, сахароза, крахмал ­ это органические вещества, которые относятся к  углеводам. Их молекулы состоят из атомов углерода, водорода и кислорода. Общая формула углеводов ­ Сn(Н2О)m. Углеводы подвергаются гидролизу, и по способности гидролизоваться их делят на 3 основные группы: моносахариды ­ пример глюкозы,  дисахариды ­ пример сахарозы и полисахариды ­ пример крахмал. Ответьте на следующие вопросы: 1. Почему ковалентная связь О­Н более полярна, чем связь С­О? 2. Чем опасно для организма человека употребление алкоголя? 3. Напишите формулы первых 3 членов гомологического ряда предельных  альдегидов? 4. Почему в жесткой воде мыло плохо пенится? 5. Какова роль углеводов в природе и жизни человека?   Оборудование   и   реактивы:  штатив   с   пробирками,   пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, шпатель, пипетка; медная проволока, вода, этиловый спирт, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, глицерин, фенол, раствор хлорида железа(III), раствор формалина, раствор уксусной кислоты, пищевая сода, раствор мыла, раствор серной кислоты, крахмал, раствор иода. Содержание и порядок выполнения опыта Опыт №1. Качественная реакция на одноатомные спирты. Налейте в пробирку около 1 мл этилового спирта. Зажгите горелку, в верхнюю  часть пламени внесите скрученный в спираль конец медной проволоки и  прокаливайте, пока медь не покроется слоем оксида. Не охлаждая, перенесите  проволоку в пробирку со спиртом. Что вы наблюдаете? Повторите несколько раз операции прокаливания медной проволоки и  погружения ее в этиловый спирт. Убедитесь по запаху, что в пробирке появилось  другое вещество.  Составьте уравнение реакции окисления этилового спирта оксидом меди (II). Опыт №2. Качественная реакция на многоатомный спирт. В пробирку налейте 1мл раствора сульфата меди (II) и добавьте немного  раствора гидроксида натрия до образования голубого осадка гидроксида меди (II).  К полученному осадку по каплям добавьте глицерин  и взболтайте смесь. Что  наблюдаете?  Запишите уравнения соответствующих химических реакций. Будет ли этиловый спирт реагировать с гидроксидом меди(II)? Опыт №3. Качественная реакция на фенол.  В пробирку поместить несколько кристаллов фенола. Добавить 1­1,5 мл воды,  затем несколько капель раствора хлорида железа(III). Что наблюдаете?  Запишите уравнение химической реакции. Опыт №4. Качественная реакция на альдегиды. В пробирку налейте 1мл раствора сульфата меди (II) и добавьте немного  раствора гидроксида натрия до образования голубого осадка гидроксида меди (II).  К полученному осадку добавьте 3—4 капли формалина, взболтайте и смесь  нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнения соответствующих химических реакций. Опыт №5. Качественная реакция на карбоновые кислоты. В пробирку налейте 1мл раствора уксусной кислоты и добавьте немного  порошка пищевой соды (гидрокарбоната натрия). Что наблюдаете?  Запишите уравнение химической реакции. Опыт №6. Качественная реакция на мыло. В пробирке смешивают 0,5 мл насыщенного раствора мыла с 2 каплями  раствора серной кислоты. Что образуется при взаимодействии мыла с серной  кислотой? Напишите уравнение реакции.  Опыт №7. Качественная реакция на крахмал. В   пробирку   с   2   мл   воды   поместите   на   кончике   шпателя   сухого   крахмала. Содержимое   пробирки   взболтайте.  К   этому   раствору   добавьте  1  каплю   раствора иода. Что наблюдается?  ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ  НА ЛАБОРАТОРНО­ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТАХ ПО ХИМИИ Общие требования безопасности 1. Данная инструкция обязательна для выполнения всеми обучающимися на лабораторных и практических работах по химии. при работе со спиртовками; при работе с горючими жидкостями при работе со стеклянной посудой при использовании электроплитки; при работе с растворами кислот и щёлочами. 2. Опасность возникновения травм:      3. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми      медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи      пострадавшим. Требования безопасности перед началом занятий 1. Не трогать приготовленные к работе материалы и оборудование. 2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении работы. 3. Получить учебное задание у преподавателя. Требования безопасности во время занятий 1. Выполнять все действия только по указанию преподавателя. 2. Не зажигайте спиртовку одну от другой. Гасить её только колпачком. 3. Выполнять только работу, определённую учебным заданием. 4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов. 5. Соблюдать  порядок  и дисциплину. 6. Перед выполнением каждого вида работы выслушайте инструктаж преподавателя. 7. При нагревании жидкостей не направляйте отверстие пробирки на себя или  соседа. 8. Пробирки закрепляйте надёжно в штативных держателях. 9. Кипячение горючих жидкостей выполняйте только на водной бане. 10. Пробирки и предметные стёкла нужно брать легко, не сжимая их пальцами. 11. Порошковые химикалии брать только пластмассовой ложечкой. 12. Кислотные растворы и щёлочи наливать только в стеклянную посуду. 13. Растворы кислот вливать в воду, но не наоборот.  Требования безопасности в аварийных ситуациях 1.  При плохом самочувствии  сообщить об этом преподавателю.  2. Разбитое стекло убирать только щёткой и совком.   3.  При получении травмы немедленно  сообщить о случившемся преподавателю.  4.  Разлитые  и рассыпанные химикалии не убирать самостоятельно.  Требования безопасности по окончании занятий 1. Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность. 2. Не выносите из кабинета ничего без указания преподавателя. 3. Вымойте лицо и руки с мылом. 4. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите преподавателю.

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"

Лабораторный практикум по дисциплине "Естествознание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2018