Лечебная Физическая Культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья человека. Цель физической культуры - лечение или профилактика болезни. ЛФК выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма. Это работа, созданная учеником 5 класса.
Витько Никиты
5 класс м
1
восстановление и приспособительная перестройка
нейрогуморальной регуляции дыхания
2
Средства:
дыхательные упражнения
специальные гимнастические упражнения
дренажные положения
3
Дыхательные упражнения
восстанавливают согласованную работу дыхательных мышц
улучшают альвеолярную вентиляцию, диффузию газов в легких, лимфо и
кровоснабжение легочной ткани, бронхиальную проходимость, дренажную
функцию бронхов и эвакуацию (удаление) мокроты
повышают коэффициент использования кислорода
уменьшают застойные явления в легких
4
На эффективность оказывают влияние исходные
положения – И.П.
для активизации дыхания в пораженных отделах легких – на здоровом боку.
для уменьшения вентиляции пораженной стороны – на больном боку
для усиления экскурсии верхних отделов легких переключение тяжести
пояса верхних конечностей на тазовый (руки в упоре на бедрах) или на опору
(руки в упоре на стуле или кровати).
при распространенных очаговых процессах и для усиления дренажной функции
бронхиального дерева частая смена и.п.
5
Лечебная гимнастика
назначается с первых дней заболевания,
методика строится в соответствии с лечебными задачами на
основе назначенного лечебноохранительного режима.
В разгаре клинических проявлений, на постельном режиме,
ведущими задачами лечебной физкультуры являются
компенсировать дыхательную недостаточность,
уменьшить застойные явления в легких,
нормализовать эмоциональный тонус ребенка и
активизировать его защитных сил.
7
простые гимнастические
упражнения для средних
мышечных групп, выполняемые в
медленном темпе и из облегчающих
исходных положений.
Эти упражнения приводят к
преобразованию ритма
дыхательных движений,
углублению и урежению дыхания.
8
Возникающая при пневмонии защитная реакция детского организма — одышка —
обеспечивает гипервентиляцию преимущественно за счет учащения дыхания и
приводит к маятникообразным движениям воздуха в дыхательных путях, не
сопровождаясь адекватным увеличением альвеолярной вентиляции. Кроме того, при
одышке вовлекается в работу дыхания большое количество вспомогательных мышц,
резко увеличивая потребление кислорода. Перестройка дыхательных движений под
влиянием физических упражнений не только увеличивает эффективность дыхания, но
и уменьшает излишний расход энергии на дыхательный акт.
Наряду с этим включение упражнений обеспечивает улучшение и восстановление
нарушенных патологическим процессом взаимоотношений между легочной
вентиляцией и легочным кровотоком
При значительных нарушениях дыхания могут использоваться
пассивные гимнастические упражнения в медленном темпе,
выполняемые инструктором.
При дыхательной недостаточности I и II степени, если ребенок
может согласовывать движения с дыханием, эффективно раннее
включение в методику занятий дыхательных упражнений.
9
дыхательные упражнения в медленном темпе, без сопротивления
дыханию и его форсирования, статического и динамического (с
включением малых и средних групп мышц) из исходных положений
на спине, на боку с их частой сменой.
Улучшение кровоснабжения легких и уменьшение застойных
явлений достигаются как за счет всех видов применяемых на
постельном режиме упражнений, так и за счет преимущественно
связанных с лимфо и кровоснабжением легких упражнений для
мышц верхних конечностей и грудной клетки.
Исходные положения для большинства упражнений — лежа и сидя.
Длительность занятий не превышает 12—15 мин, физическая
нагрузка — слабая и ниже средней.
10
При удовлетворительном состоянии, нормальной температуре и
компенсированной дыхательной недостаточности или ее отсутствии
ребенок переводится на палатный режим.
В этом периоде заболевания ведущими задачами лечебной физкультуры
являются
закрепить достигнутый компенсаторный эффект
улучшить показатели внешнего дыхания и расширить его резервных
возможности,
ускорить рассасывание воспалительных инфильтратов в легочной
ткани,
нормализовать функции сердечнососудистой системы,
восстановить и улучшить двигательные навыки ребенка,
приспособить организм к физическим нагрузкам в пределах
палатного режима.
11
Применяются
общеразвивающие
гимнастические
упражнения,
упражнения
прикладного типа,
выполняемые из всех
исходных
положений, игры
средней
подвижности.
12
В качестве специальных используются дыхательные упражнения (все
варианты), в том числе и дыхание с сопротивлением, упражнения для
мышц верхних конечностей и грудной клетки, дренажные упражнения.
Важную роль играют исходные положения, способствующие активизации
дыхания в пораженном сегменте и доле легкого.
Физическая нагрузка— средняя.
Кроме занятий лечебной гимнасткой, можно использовать утреннюю
гигиеническую гимнастику, элементы лечебной гимнастики во время
прогулок (дозированная ходьба, подвижные игры), для детей школьного
возраста — самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения.
13
При переводе детей на общий режим, в периоде
остаточных явлений и выздоровления задачами
лечебной физкультуры являются
восстановить и нормализовать внешнее дыхание,
увеличить резерв дыхания, достаточный для обеспечения
любых нагрузок,
восстановить двигательную сферу и физическую
работоспособность в соответствии с возрастными
особенностями,
повысить неспецифическую сопротивляемость детского
организма.
14
Ведущую роль в методике лечебной физкультуры играют
общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп из всех
исходных положений, упражнения прикладного и спортивного
характера, игры средней и большой подвижности.
Специальные виды гимнастических упражнений — дыхательные, в
расслаблении, дренажные
Физическая нагрузка— средняя и выше средней за счет увеличения
длительности выполнения упражнений, включения отягощения,
сопротивления.
Допускается выполнение упражнений из исходных положений,
затрудняющих дыхание: лежа на животе, в упоре на руки и т. п.
Длительность специальных занятий для детей школьного возраста
достигает 35—40 мин, для дошкольников 25 — 30 мин.
15
Контроль за эффективностью применяемой ЛФК проводится
по динамике клинической картины,
изменениям функциональных показателей внешнего
дыхания в покое,
по результатам наблюдений во время занятий оцениваются
индивидуальная переносимость физической нагрузки,
изменение отдельных показателей дыхания до и после
занятий, скорость восстановления и т. п.
Данные наблюдений позволяют своевременно вносить
коррективы в содержание занятий.
16
Выздоравливающие дети проходят восстановительное лечение в
поликлинике.
Занятия лечебной гимнастикой проводятся 3 раза в неделю и сочетаются с
домашним выполнением заданий по индивидуальной методике
Задачи:
обеспечить восстановление всех показателей дыхания до возрастной
нормы,
полностью адаптировать к обычным условиям жизни, учебы и
занятий физкультурой и спортом,
восстановить двигательные навыки и умения,
нормализовать другие функциональные системы,
17
Методика занятий постепенно приближается к методике
физического воспитания здорового ребенка, основное
содержание занятий составляют общеразвивающие
упражнения, упражнения прикладного характера,
упражнения с предметами и на снарядах.
Решение поставленных задач возможно лишь при
постоянном тренирующем воздействии физической
нагрузки, поэтому она поддерживается на уровне
средней и выше средней с учетом возрастающей
адаптации организма ребенка.
18
И.п. – сидя
1 руки в стороны
2 – наклон вперед, согнув руки
3 – руки в стороны
4 – и.п.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс
1 – наклон вправо, левая рука вверх
2 – и.п.
34 – то же влево
И.п. стойка ноги врозь, согнув руки
14 – круговое движение руками вперед
58 то же назад
И.п. – О.с. Ходьба на месте, с высоким
подниманием бедра и активной работой
рук.
И.п. стойка, ноги врозь, руки в стороны
1 – поворот вправо
2 – и.п.
34 то же влево
И.п. стойка, ноги врозь, руки на пояс
1 – наклон вправо, правая вниз
2 – и.п.
34 – то же влево
И.п. стойка, ноги врозь, руки в стороны
1 – наклон вперед, согнув руки
2 – и.п.
И.п. сидя, руки на пояс
1 – правая вперед, руки вперед
2 – и.п.
34 – то же левой
19