Лечебная физическая культура при заболевании пневмонией

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 21.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лечебная Физическая Культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья человека. Цель физической культуры - лечение или профилактика болезни. ЛФК выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма. Это работа, созданная учеником 5 класса.
Иконка файла материала Витько Никита ЛФК при заболевании пневмонией.ppt
Витько Никиты  5 класс м  1
восстановление и приспособительная перестройка нейрогуморальной регуляции дыхания 2
Средства:  дыхательные упражнения специальные гимнастические упражнения дренажные положения 3
Дыхательные упражнения  восстанавливают согласованную работу дыхательных мышц улучшают альвеолярную вентиляцию, диффузию газов в легких,  лимфо­ и  кровоснабжение легочной ткани, бронхиальную проходимость, дренажную  функцию бронхов и эвакуацию (удаление) мокроты повышают коэффициент использования кислорода уменьшают застойные явления в легких 4
На эффективность оказывают влияние исходные  положения – И.П. для активизации дыхания в пораженных отделах легких – на здоровом боку.  для уменьшения вентиляции пораженной стороны – на больном боку  для усиления экскурсии верхних отделов легких ­ переключение тяжести  пояса верхних конечностей на тазовый (руки в упоре на бедрах) или на опору  (руки в упоре на стуле или кровати).  при распространенных очаговых процессах и для усиления дренажной функции  бронхиального дерева ­ частая смена и.п. 5
6
Лечебная гимнастика назначается с первых дней заболевания,  методика строится в соответствии с лечебными задачами на  основе назначенного лечебно­охранительного режима.  В разгаре клинических проявлений, на постельном режиме,  ведущими задачами лечебной физкультуры являются   компенсировать дыхательную недостаточность,   уменьшить застойные явления в легких,   нормализовать эмоциональный тонус ребенка и  активизировать его защитных сил.  7
простые гимнастические  упражнения для средних  мышечных групп, выполняемые в  медленном темпе и из облегчающих  исходных положений.  Эти упражнения приводят к  преобразованию ритма  дыхательных движений,  углублению и урежению дыхания.  8
Возникающая при пневмонии защитная реакция детского организма — одышка —  обеспечивает гипервентиляцию преимущественно за счет учащения дыхания и  приводит к маятникообразным движениям воздуха в дыхательных путях, не  сопровождаясь адекватным увеличением альвеолярной вентиляции. Кроме того, при  одышке вовлекается в работу дыхания большое количество вспомогательных мышц,  резко увеличивая потребление кислорода. Перестройка дыхательных движений под  влиянием физических упражнений не только увеличивает эффективность дыхания, но  и уменьшает излишний расход энергии на дыхательный акт.  Наряду с этим включение упражнений обеспечивает улучшение и восстановление  нарушенных патологическим процессом взаимоотношений между легочной  вентиляцией и легочным кровотоком  При значительных нарушениях дыхания могут использоваться  пассивные гимнастические упражнения в медленном темпе,  выполняемые инструктором.   При дыхательной недостаточности I и II степени, если ребенок  может согласовывать движения с дыханием, эффективно раннее  включение в методику занятий дыхательных упражнений.  9
 дыхательные упражнения в медленном темпе, без сопротивления  дыханию и его форсирования, статического и динамического (с  включением малых и средних групп мышц) из исходных положений  на спине, на боку с их частой сменой.   Улучшение кровоснабжения легких и уменьшение застойных  явлений достигаются как за счет всех видов применяемых на  постельном режиме упражнений, так и за счет преимущественно  связанных с лимфо­ и кровоснабжением легких упражнений для  мышц верхних конечностей и грудной клетки.   Исходные положения для большинства упражнений — лежа и сидя.   Длительность занятий не превышает 12—15 мин, физическая  нагрузка — слабая и ниже средней. 10
При удовлетворительном состоянии, нормальной температуре и  компенсированной дыхательной недостаточности или ее отсутствии  ребенок переводится на палатный режим.  В этом периоде заболевания ведущими задачами лечебной физкультуры        являются  закрепить достигнутый компенсаторный эффект  улучшить показатели внешнего дыхания и расширить его резервных  возможности,  ускорить рассасывание воспалительных инфильтратов в легочной  ткани,  нормализовать функции сердечно­сосудистой системы,  восстановить и улучшить двигательные навыки ребенка,  приспособить организм к физическим нагрузкам в пределах  палатного режима.  11
Применяются  общеразвивающие  гимнастические  упражнения,  упражнения  прикладного типа,  выполняемые из всех  исходных  положений, игры  средней  подвижности.  12
В качестве специальных используются дыхательные упражнения (все  варианты), в том числе и дыхание с сопротивлением, упражнения для  мышц верхних конечностей и грудной клетки, дренажные упражнения.  Важную роль играют исходные положения, способствующие активизации  дыхания в пораженном сегменте и доле легкого.  Физическая нагрузка— средняя.  Кроме занятий лечебной гимнасткой, можно использовать утреннюю  гигиеническую гимнастику, элементы лечебной гимнастики во время  прогулок (дозированная ходьба, подвижные игры), для детей школьного  возраста — самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения. 13
При переводе детей на общий режим, в периоде  остаточных явлений и выздоровления задачами  лечебной физкультуры являются   восстановить и нормализовать внешнее дыхание,   увеличить резерв дыхания, достаточный для обеспечения  любых нагрузок,   восстановить двигательную сферу и физическую  работоспособность в соответствии с возрастными  особенностями,   повысить неспецифическую сопротивляемость детского  организма. 14
  Ведущую роль в методике лечебной физкультуры играют  общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп из всех  исходных положений, упражнения прикладного и спортивного  характера, игры средней и большой подвижности.  Специальные виды гимнастических упражнений — дыхательные, в  расслаблении, дренажные   Физическая нагрузка— средняя и выше средней за счет  увеличения  длительности выполнения упражнений, включения отягощения,  сопротивления.  Допускается выполнение упражнений из исходных положений,  затрудняющих дыхание: лежа на животе, в упоре на руки и т. п.  Длительность специальных занятий для детей школьного возраста  достигает 35—40 мин, для дошкольников 25 — 30 мин.    15
Контроль за эффективностью применяемой ЛФК проводится     по динамике клинической картины,  изменениям функциональных показателей внешнего  дыхания в покое,  по результатам наблюдений во время занятий ­ оцениваются  индивидуальная переносимость физической нагрузки,  изменение отдельных показателей дыхания до и после  занятий, скорость восстановления и т. п.  Данные наблюдений позволяют своевременно вносить  коррективы в содержание занятий. 16
Выздоравливающие дети проходят восстановительное лечение в  поликлинике.  Занятия лечебной гимнастикой проводятся 3 раза в неделю и сочетаются с  домашним выполнением заданий по индивидуальной методике Задачи:  обеспечить восстановление всех показателей дыхания до возрастной  нормы, полностью адаптировать к обычным условиям жизни, учебы и  занятий физкультурой и спортом,  восстановить двигательные навыки и умения,  нормализовать другие функциональные системы,     17
Методика занятий постепенно приближается к методике  физического воспитания здорового ребенка, основное  содержание занятий составляют общеразвивающие  упражнения, упражнения прикладного характера,  упражнения с предметами и на снарядах.  Решение поставленных задач возможно лишь при  постоянном тренирующем воздействии физической  нагрузки, поэтому она поддерживается на уровне  средней и выше средней с учетом возрастающей  адаптации организма ребенка. 18
И.п. – сидя 1­ руки в стороны 2 – наклон вперед, согнув руки 3 – руки в стороны 4 – и.п. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс 1 – наклон вправо, левая рука вверх 2 – и.п. 3­4 – то же влево И.п.­ стойка ноги врозь, согнув руки 1­4 – круговое движение руками вперед 5­8 то же назад И.п. – О.с. Ходьба на месте, с высоким  подниманием бедра и активной работой  рук. И.п.­ стойка, ноги врозь, руки в стороны 1 – поворот вправо 2 – и.п. 3­4 то же влево И.п. ­ стойка, ноги врозь, руки на пояс 1 – наклон вправо, правая вниз 2 – и.п. 3­4 – то же влево И.п. ­ стойка, ноги врозь, руки в стороны 1 – наклон вперед, согнув руки 2 – и.п. И.п. ­ сидя, руки на пояс 1 – правая вперед, руки вперед 2 – и.п. 3­4 – то же левой 19
20