«Лейтенантская проза Юрия Бондарева!»
2024 год объявлен Годом лейтенантской прозы. Это связано со 100-летием четырех писателей-фронтовиков, вернувшихся с войны лейтенантами, - Владимира Богомолова, Юрия Бондарева, Василя Быкова и Бориса Васильева, родившихся в 1924 году и ушедших на фронт совсем еще юношами. Но не забудем и других литературных лейтенантов, родившихся раньше или позже 1924-го: Григория Бакланова, Константина Воробьева, Вячеслава Кондратьева, Виктора Курочкина. Не забудем и рядового красноармейца-связиста Виктора Астафьева и рядового-минометчика Булата Окуджаву, которым в мае этого года тоже исполняется 100 лет.
В стихах многое уже было сказано:
· Война – совсем не фейерверк.
· А просто трудная работа,
· Когда, черна от пота, вверх
· Скользит по пахоте пехота.
Это поэт Михаил Кульчицкий, погибший в 1943 году на Луганщине. Но у прозы другой ракурс, она может показать то, что остается за пределами поэтического видения.
«Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделенный на четырех оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие немецкие танки. Война – это письма, которых ждут и боятся получать; и это особая обнаженная любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу и смерти; погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами…»
Настоящая правда о Великой Отечественной войне писалась в 1960-80-е годы 20 века авторами, которые сами воевали, сидели в окопах, командовали батареей, бились «за пядь земли», побывали в плену. Она открывает новые грани фронтовой истории. Вчерашние бойцы, офицеры и солдаты рассказали о своей войне. Правдиво, искренне, обнаженно. Их произведения позже назовут «лейтенантской прозой». Эта проза без прикрас. Что выстрадали, о том и написали. Строчка за строчкой о самом личном, самом сокровенном. О личном опыте участия в Великой Отечественной войне. Страшная исповедь не только перед Богом. В первую очередь перед собой. Перед всеми. Любимый жанр авторов – повесть, часто написанная от первого лица. Эти книги называли “собственными биографиями авторов”. Первой в ряду подобных произведений стала повесть Виктора Некрасова “В окопах Сталинграда” вышедшая в журнале "Знамя" в 1946 году. И полутора лет не прошло с окончания войны, а русский писатель уже высказался о ней со всей прямотой. Здесь говорилось не только о победах нашей армии, но и о горечи отступлений и поражений, без которых не бывает и великих побед.
Повесть Некрасова, удостоилась Сталинской премии, высшей в то время литературной награды. Но потом все-таки была запрещена. Именно эта повесть и стояла у истоков “лейтенантской прозы”.
Прошло десять лет, прежде чем в журнале "Молодая гвардия" вышла повесть лейтенанта Юрия Бондарева "Батальоны просят огня" (1957 год). И в том же году увидела свет другая повесть - "Южнее главного удара" Григория Бакланова. В 1961-м вышла повесть "Журавлиный клик" Василя Быкова, в 1963-м - "Убиты под Москвой" Константина Воробьева, в 1965-м - "На войне как на войне" Виктора Курочкина, а 1969-м в журнале "Юность" появилась повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие...", ставшая, выражаясь современным языком, настоящим "бестселлером", одним из самых любимых в народе литературных произведений, славу которого подкрепил одноименный фильм. Так "лейтенантская проза" начала триумфальное шествие по стране. Препятствовать этому не могли ни цензурные запреты, ни критика в центральных газетах, ни ее не менее выразительное молчание, как это было с "Убиты под Москвой", где рассказывалось о страшной гибели кремлевских курсантов.
"Проза лейтенантов" ни в коем случае не обесценивала победу в великой войне. Но она показывала, какой ценой эта победа досталась советскому народу.
Год лейтенантской прозы открывается юбилеем Юрия Бондарева. И вполне логично поговорить о его произведениях. Бондарев начал публиковаться еще в годы учебы в Литературном институте, но настоящую известность ему принесли произведения, посвященные Великой Отечественной войне. Среди наиболее известных его работ - рассказы «Батальоны просят огня» (1957), повесть «Горячий снег» (1969), романы «Тишина» (1962) и «Последние залпы» (1986). Эти произведения проникнуты глубоким психологизмом, детально и правдиво изображают военные действия, мужество и героизм советских солдат, а также моральные и этические дилеммы, с которыми они сталкиваются. Именно Юрия Бондарева называют основателем «лейтенантской прозы».
Началась же “лейтенантская проза” с повести “Батальоны просят огня”, в которой он показал один из трагических моментов минувшей войны. В основу повести положены реальные события на днепровском плацдарме, в которых принимал участие сам автор. 1943 год, освобождение Украины. Два батальона пехоты 85-го стрелкового полка под командованием майоров Бульбанюка и Максимова получают приказ, переправиться через Днепр на противоположный берег, занятый немцами и завязать там бой, чтобы дать возможность главным силам форсировать реку и начать мощное наступление. Но наступления не будет. Обстановка изменилась, и высшее командование приняло решение наносить главный удар в другом месте, и туда в срочном порядке перебрасывается дивизия полковника Иверзева, оставив эти два батальона которой уже ведут бой в другой стороне Днепра. Не будет по этой причине и обещанной батальонам артиллерийской поддержки – артиллерия дивизии уходит вместе с ней. Обреченные на гибель батальоны не дождутся огня, и сколько бы они ни выпускали сигнальных ракет, помощь из родной дивизии не придет.
В “лейтенантской прозе” война показана с самого близкого расстояния. Огромную роль в повествовании играет описание подробностей и деталей, часто ужасных… ужасающих. Это идет от некрасовской традиции, от его “Окопов Сталинграда”. Повесть Юрия Бондарева «Горячий снег» одно из самых значительных произведений о войне. Сюжет повести посвящён одной из героических страниц Великой Отечественной войны - Сталинградской битве. Бондарев описывает реальные бои около реки Мышкова. После окружения армии Паулюса, фельдмаршал Манштейн предпринял попытку разорвать кольцо окружения. На прорыв пошли танки дивизии генерала Готта. Только что сформированная армия, в составе которой находится дивизия полковника Деева, отражает прорыв танковой группировки Манштейна, идущей на помощь окружённым войскам Паулюса. Речка Мышкова, стала последним рубежом нашей обороны, за которой оставалось всего 30 км по волжской степи до 6-ой армии и который немецкие танки так и не прорвали. Главный смысл повести содержался уже в ее названии. Это был взгляд на войну не из кабинета Верховного главнокомандующего и даже не из блиндажа, построенного для боевого генерала. Это был взгляд из окопов, которые вырыли себе солдаты. Но что можно увидеть из окопов? Особенно под шквальным огнем? Именно этот вопрос и задавала недружественная "прозе лейтенантов" литературная критика. Да ничего, кроме солдатских лиц рядом. Но именно с этого ракурса, подделать который невозможно (это тут же заметили бы читатели, фронтовики, только что из этих окопов вернувшиеся), и начиналась подлинная литература о великой войне. Война, стала тем пространством свободы, в котором раскрывались человеческие характеры. Она смывала с людей фальшь, срывала маски, потому что в окопах все равны. "Все, что могу", - говорит генерал Бессонов, вручая ордена выжившим из артиллерийской батареи в романе "Горячий снег". Он знает цену этим словам. Он отправлял их на гибель. И они, а не он, одержали победу, остановив танки Манштейна. Война - это не только победа оружия, но и победа одних характеров над другими. Вот этот психологический аспект войны и стал лейтмотивом "лейтенантской прозы".
Повесть Юрия Васильевича Бондарева «Последние залпы» вышла в 1959 году. В ней рассказывается о простых людях в непростых обстоятельствах, их чувствах и мыслях, а также о раннем взрослении человека на войне и естественном желании дожить до победы. Действие происходит в октябре 1944 года на границе между Польшей и Словакией. Наступающие части Красной Армии окружили в Польше крупную группировку немцев. Одновременно в Словакии началось восстание против нацистского режима. Окруженные немцы идут на прорыв в сторону Словакии. На их пути оказывается часть, в состав которой входит батарея капитана Новикова.
Действие романа «Тишина» (1962 год), разворачивается в послевоенные годы, в обстоятельствах драматических, которые являются для главных персонажей произведения, вчерашних фронтовиков, еще одним, после испытания огнём, испытанием на «прочность» душевных и нравственных сил. Два молодых фронтовика, Сергей и Константин, встретились в старом доме в Замоскворечье. Они знают друг друга с детства, ещё до войны жили в соседних коммунальных квартирах. В школе учились вместе, но особо не общались, а после войны вдруг сблизились и неожиданно сдружились. Они молоды, счастливы и полны сил. Перед ними открыты все дороги, выбирай любую, но они ещё не определились, чего хотят. В романе затрагиваются темы честности, крепости родственных связей, правильности выбора приоритетов, морально-нравственных качеств человека, стойкости духа и твёрдости характера. В творчестве Бондарева отчетливо прослеживается тема морального выбора человека в экстремальных условиях, его ответственности за судьбу других людей. Писатель не ограничивается исключительно военной тематикой, в его произведениях звучат темы исторической памяти, ценности человеческой жизни, вопросы вины и искупления.
Писатель обладал уникальной способностью глубоко и многогранно раскрывать внутренний мир своих героев, что делает его творчество актуальным и в наши дни.
«Все, что мною написано о войне, - это искупление долга перед теми, кто остался там… Я постарался осмыслить их судьбы. Ю. Бондарев. Как оказалось, ему была суждена длинная жизнь, в которой было много событий, принятых решений, борьбы.
Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Оренбургской области в городе Орске. Его отец Бондарев Василий Васильевич (1896-1988), работал адвокатом, народным следователем, административным работником. Мать Бондарева Клавдия Иосифовна (1900-1978). В 1931 году семья Бондаревых перебралась в Москву и поселилась в Замоскворечье. Как и многие мальчишки, он увлекался футболом, катанием на коньках, голубями. При этом уже тогда достаточно большое место в сфере его интересов занимали книги, чему во многом способствовала его мать, которая смогла привить Юрию любовь к русской классической литературе. Как и для многих молодых людей своего поколения главным испытаниям характера и главным событием всей жизни для Юрия Бондарева стала война. В 1941 году, ещё школьником, будущий писатель совместно с десятками тысяч москвичей строил оборонительные укрепления под Смоленском. После этого была эвакуация из столицы, уже в эвакуации Бондарев заканчивает 10 класс школы. Летом 1942 года он был направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое в тот момент размещалось в городе Актюбинск. А уже в октябре 1942 года вчерашних курсантов отправили под Сталинград, где царил ад земной. В звании младшего лейтенанта Бондарев, был назначен командиром минометного расчета в составе 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Уже после войны, вспоминая те события, Бондарев говорил: «Я и сейчас хорошо помню те сернистые ожоги стужи в степях под Сталинградом, ледяной холод орудий, которые за ночь мороз так прокалил, что холод металла чувствовался даже сквозь рукавицы. Помню жаркий газ от горячего казенника, пороховую вонь стреляных гильз, пустынное безмолвие звездного неба по ночам. В моей памяти навсегда сохранились воспоминания о запахе твердого и мерзлого, как камень, хлеба, сухарей, а также несказанный аромат солдатской «пшенки» в фиолетовости холодного зимнего рассвета». Метели, бураны. Танки в снежной степи. Черно-белые смерчи разрывов. Неумолкающий пулеметный перестук, свист пуль и осколков. Безмолвные тела с застывшим взором – те, кого пять минут назад называл по имени. Ненавистное солнце – оно обещало летную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов».
Во время боев под Котельниковским Юрий Бондарев был контужен, получил ранение в спину и обморожение. После окончания лечения в госпитале он служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Принимал участие в форсировании Днепра и освобождении столицы Украины. Во время боев за Житомир он был ранен повторно и снова оказался в госпитале. Начиная с января 1944 года, Юрий Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии на границе с Чехословакией и в Польше. В октябре 1944 года был направлен на учебу в Чкаловское училище зенитной артиллерии и после его завершения в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к военной службе и демобилизован из армии по ранению. Фронтовой путь будущего писателя был отмечен орденами и медалями. Юрий Бондарев был награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя самыми почитаемыми солдатскими медалями «За отвагу», медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», рядом польских наград.
Юрий Бондарев — лауреат множества литературных премий, Так он являлся лауреатом Ленинской премии (1972 год), 2-х Государственных премий СССР (1974 и 1983 год – за свои романы «Берег» и «Выбор»), Государственной премии РСФСР (1975 год – за сценарий кинофильма «Горячий снег»), в 1984 году писатель стал Героем Социалистического Труда. Также он лауреат премий Александра Невского, Льва Толстого, В. К. Тредиаковского, международной премии имени М. Шолохова. Награжден золотой медалью А. А. Фадеева, орденом «Большая Звезда Дружбы народов» (Германия) и многими другими наградами иностранных государств. Его книги переведены более чем на 70 языков мира. Писатель активно участвовал в общественной жизни, был членом Союза писателей СССР, а в последующие годы – Российской Федерации. Скончался Юрий Васильевич Бондарев 29 марта 2020 года в Москве.
Творчество Юрия Бондарева оставило значительный след в российской литературе, его произведения продолжают читать, анализировать в школах и вузах, а некоторые из них были экранизированы.
"Проза лейтенантов" была не только о войне и войной написанная. Она, как и "деревенская проза" 50-60-х годов, заложила основы всей психологической прозы второй половины ХХ века. Писать нечестно стало невозможно. Писать "парадно" стало стыдно. Конечно, были литераторы, которые продолжали трубить и воспевать, но не они признавались читателями, и в конечном итоге не они стали русской литературой второй половины ХХ века. Время все расставило по своим местам, и в этом году мы отмечаем не только 100-летие великолепной четверки, но и праздник всей русской литературы.
Демонстрация фрагмента фильма «Батальоны просят огня» 2:34-2:50
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.