Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию 15.1)
АНТОНИМЫ:
• позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, помогают высказать мысль с большей точностью, делают речь яркой и убедительной.
СИНОНИМЫ:
• помогают избежать однообразия изложения,
• разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
• позволяют всесторонне охарактеризовать образ,
• помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,
• позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
• позволяют тонко и красочно описывать явления,
• способствуют точности и ясности высказывания,
• дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
• служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
• делают речь яркой и убедительной,
• служат для передачи торжественности момента,
• служат для воссоздания исторической обстановки,
• служат средством речевой характеристики персонажа,
• используются для создания комического эффекта, иронии;
• помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
• подчёркивают достоверность сказанного, служат названиями реалий прошлых лет.
ДИАЛЕКТИЗМЫ:
• помогают передать местный колорит, особенности речи героев.
СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
• служат для обозначения предметов, признаков, действий.
СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
• выступают как одно из средств выразительности речи.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
• используется писателями как языковая основа произведения,
• употребляется в любых условиях общения,
• служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.
РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:
• создаёт стилистическую окраску слова,
• одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
• используется для словесной характеристики героя.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
• помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
• служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
• служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
• служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.
КНИЖНЫЕ СЛОВА:
• позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
• помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,
• служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
• служат речевой характеристикой персонажей.
ЭПИТЕТЫ:
• усиливают выразительность, образность языка произведения;
• придают художественную, поэтическую яркость речи;
• обогащают содержание высказывания;
• выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
• создают живое представление о предмете;
• оценивают предмет или явление;
• вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
• помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
• придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность, характеризуют все стороны жизни человека.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
• помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
• средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
• средство передачи монотонности и однообразия действий,
• повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
• средство выражения многократности или длительности действия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.