Лексика: из пассива в актив
Оценка 4.8

Лексика: из пассива в актив

Оценка 4.8
pdf
английский язык
11.03.2024
Лексика: из пассива в актив
Статья содержит информацию об этапах работы над новыми лексическими единицами на уроке английского языка на примере упражнений из УМК "Английский с удовольствием" 9 кл. Биболетовой М.З.
ЛЕКСИКА.pdf

Лексика: из пассива в актив.

 «Слова – это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть и может быть в действительности ….  Если имя непонятно для слушающего, оно пусто – такого предмета нет. Любая вещь, даже воображаемая, к какой бы области сенсорики она не относилась, может быть заметной, если имеет имя» [2, c.95].

 Совокупность слов языка называется лексикой. Роль лексики для овладения иностранным языком значительна, т.к. от уровня сформированности лексических навыков и умений зависит способность осуществлять общение на иностранном языке. Обучение лексике – дело непростое, требующее определённых усилий и затрат времени как от учителя, так и от его учеников. Известно, что без знания слов невозможно освоение аудирования, чтения, грамматики, говорения и письма.

 Чтобы достичь высокого уровня усвоения лексики иностранного языка, учителю необходимо методически грамотно выстроить организацию учебной деятельности учащихся на уроке.

 Мы рассмотрим все этапы работы с лексикой, начиная с «впервые встретил/увидел/услышал это слово» до «использовал в речи». Но вначале определимся с некоторыми понятиями:

Что такое «лексика» на уроке английского языка?  Что значит «знать слово»?

Итак, лексика, с которой мы работаем на уроке, - это слова, словосочетания и даже целые предложения.

Знать слово – это знать:

1.      значение или значения;

2.      произношение;

3.      форму слова (звуковую и графическую);

4.      употребление (использование слова в различных словосочетаниях);

5.      регистр (официальный/нейтральный/разговорный);

6.      коннотацию (положительный или отрицательный смысл слова);

7.      однокоренные слова;

8.      синонимы и антонимы;

9.      лексическое поле (слова и словосочетания на определённую тему); 10.  этимологию (происхождение слова);

11.  прагматику (цель высказывания).

 Учителю следует помнить, что при знакомстве учеников с новым словом совершенно не обязательно им давать всю информацию о нём. Необходимость или актуальность новых знаний о слове будет нарастать с каждым следующим уроком: сегодня ученики познакомились со значением и произношением новой лексической единицы, а завтра с её происхождением, антонимами и синонимами. 

 

 

Этапы работы с лексикой

1. Презентация лексики

 С новыми лексическими единицами ученики встречаются при чтении текста, при выполнении задания по аудированию, при просмотре видео, в разделе учебника Key Vocabulary и т.д. Презентовать слова можно с помощью картинок, фото, предметов, мимики, жестов, определений слов. Часто необходимая для урока лексика уже выбрана авторами учебника. Но учитель всегда имеет возможность пересмотреть и откорректировать этот выбор и подстроить его под нужды своего урока и класса. Бывает и так, что информация в учебнике устарела, и учителю приходится обращаться к газетным или журнальным статьям (например, при изучении темы «Цивилизация и прогресс» в 10 кл.).

 Выбор лексики – это предварительный до презентации лексики этап. Сколько слов представить ученикам для запоминания? Будет достаточно 10-12 за урок. Рассмотрим для примера текст из УМК «Enjoy English-9» Биболетовой М.З., раздел «Out and about in Moscow» (упражнение 109).  По замыслу авторов учебника итогом работы по теме является создание мини-проекта «Nice place to see» (упражнение 113).

Авторы отобрали необходимую лексику, которая встретится ученикам при чтении текста (упражнение 107). Как видим, новые лексические единицы вводятся с помощью определений слов. 

Но внимательно прочитав и изучив текст, учитель видит наличие гораздо большего количества полезной лексики в нём, которая в дальнейшем будет необходима ученикам при работе над проектом.

Вот эти слова и словосочетания:

      to rack one’s brains about

      intense

      just round the corner

      a two-minute walk

      incredible

      a great number of

      Tastes differ

      have no idea of

      be at the top of the list of

      is famous for

      is named after him take part in

Презентовать выбранные лексические единицы можно по-разному: с помощью картинок или фото, можно словарными определениями или переводом на родной язык.

2.      Нужная информация о слове

 На этом этапе мы исследуем новую лексическую единицу (значение, произношение, форма, употребление, происхождение и т.д.). Как уже упоминалось выше, здесь главное – не переусердствовать! Информация о словах будет постепенно добавляться в процессе изучения языка. Новые слова ученики записывают в рабочую тетрадь, лучше в виде  таблицы с колонками (слово с частичной транскрипцией, его определение,       возможные     словосочетания/коллокации,             пример           использования          в предложении).

3.      Запоминание

 На этом этапе учителю необходимо помочь ученикам запомнить новую лексику. Что можно предпринять?  

      создать учебные карточки (flashcards) в quizlet.com или vznaniya.ru и отработать здесь и значение, и произношение, и написание лексических единиц;

      организовать игры с учебными карточками; 

-  Учитель вытягивает из колоды карточку со словом на английском языке, ученик читает слово и переводит его. И так дальше по кругу. Если ученик не может вспомнить значение слова, забирает карточку себе. Побеждает тот, у кого к концу игры не будет на руках ни одной карточки. Данную игру можно видоизменить переводом с русского языка на английский. Здесь детям приходится нелегко, но азарт обеспечен.

-  Разделить детей на 2 команды. Какая команда быстрее соберёт карточки по парам (rack one’s brains – ломать голову …; intense – интенсивный/насыщенный)?

-  Ученики сидят в кругу, и один из них вытягивает из колоды карточку, предлагая своему однокласснику перевести значение слова/словосочетания. Побеждает тот, у кого не осталось ни одной карточки.

      создать упражнения на множественные касания с новыми лексическими единицами, если учебник не предоставляет таковых:

-  дописать часть словосочетания (is famous … (for); take part … (in); Tastes … (differ));

-  домино (соотнести части словосочетаний);

-  игра «Найди друга» (словосочетания разделены на 2 части, необходимо найти «своего друга», чтобы получить полное словосочетание).

4. Активизация

 Этап использования новой лексики. На этом этапе важно интегрировать новую лексику в уже изученную таким образом, чтобы подтолкнуть учеников к использованию новых и старых слов и выражений вместе.

Варианты заданий:

      Горизонтальная проработка  (Horizontal development) для создания сначала предложения с новой лексической единицей, потом и целого рассказа. 

Например, словосочетание just round the corner. – My school is just round the corner. It is a two-minute walk. … 

      Вертикальная проработка (Vertical development) для создания диалога. 

Например, 

-  Excuse me, can you help me? Where is the school Nr.10?

-  Oh, it’s just round the corner, a two-minute walk. - Thank you!

      Выразить своё мнение о чём-либо;

      Опросить одноклассников, потом приготовить отчёт по результатам опроса (устный или письменный);

      Once upon a time … - написать рассказ/историю, включив все изученные слова и словосочетания.

 

5. Повторение

 Ученики забывают изученную лексику, если её периодически не повторять. Не все учебники содержат достаточное количество упражнений на повторение, поэтому учителю необходимо иметь под рукой дополнительные задания и организовать рециркуляцию лексических единиц:

      разминка с изученными словами в начале урока, в конце – обобщение и повторение;

      новая лексика находится перед глазами учащихся (записать на доске);

      вопросы и обсуждения на смежные темы, провоцирующие использование лексики;

      переформулирование того, что говорят ученики, если используют старую лексику и избегают новую;

      использование знакомой лексики в новом контексте.

 Для того чтобы новые лексические единицы стали для учеников «родными», учитель организует комплексный подход действий. Тогда новые слова не уходят в пассивный словарный запас, а «выходят» в речь. Тогда общение на иностранном языке становится приятным, продуктивным и для учителя, и для его учеников. 

 

 

 

 

 

     

Список литературы:

1.      Биболетова М.З. Английский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. – М.: Дрофа, 2019.

2.      Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М., 1982.

3.      Масловская Д. Этапы работы с лексикой https://anglofeel.ru 

4.      Lewis Michael. Teaching Collocation: Further development in the lexical approach. – England: Language Teaching Publications, 1993.

5.      Ur Penny. Vocabulary activities. – Cambridge University Press, 2012.

 

Лексика: из пассива в актив. «Слова – это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть и может быть в действительности …

Лексика: из пассива в актив. «Слова – это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть и может быть в действительности …

Презентация лексики С новыми лексическими единицами ученики встречаются при чтении текста, при выполнении задания по аудированию, при просмотре видео, в разделе учебника

Презентация лексики С новыми лексическими единицами ученики встречаются при чтении текста, при выполнении задания по аудированию, при просмотре видео, в разделе учебника

Авторы отобрали необходимую лексику, которая встретится ученикам при чтении текста (упражнение 107)

Авторы отобрали необходимую лексику, которая встретится ученикам при чтении текста (упражнение 107)

На этом этапе учителю необходимо помочь ученикам запомнить новую лексику

На этом этапе учителю необходимо помочь ученикам запомнить новую лексику

Опросить одноклассников, потом приготовить отчёт по результатам опроса (устный или письменный); •

Опросить одноклассников, потом приготовить отчёт по результатам опроса (устный или письменный); •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024