Пояснительная записка
Информатизация постепенно становится стержнем, основой и технологическим фундаментом цивилизации.
Сегодня информация превратилась в стратегический ресурс человечества, единственный из всех ресурсов, который при потреблении не убывает, а возрастает.
Информационная революция вбирает в себя все новые и новые сферы человеческих интересов. Компьютер стал своего рода эпицентром, ядром «информационной революции».
Изучение любой дисциплины начинается с определений основных терминов и формулировки понятий.
К XXI веку понятия информации и информационных технологий устоялись.
Для успешного изучения дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности обучающийся должен систематизировать, обобщать и углублять имеющиеся знания, формировать необходимые умения и навыки.
2.1. Учебно - методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины ЕН.01. Информационные технологии в профессиональной деятельности
1. Общие положения
Учебная дисциплина «ЕН.01 Информационные технологии в профессиональной деятельности» относится к математическому и общему естественнонаучному циклу основной профессиональной образовательной программы и изучается на протяжении 2 и 3 курса обучения в учебном заведении СПО.
Для успешного изучения дисциплины «ЕН.01 Информационные технологии в профессиональной деятельности» обучающийся должен сформировать практические навыки работы на ПК, изучить общие вопросы, связанные с передачей информации.
Основу дисциплины составляют задачи изучения технических и программных средства реализации информационных технологий, а так же подготовка студента к эффективному использованию современной вычислительной техники для решения социальных, экономических, управленческих, правовых и других задач.
Основной акцент делается на приобретение навыков практической работы на персональных компьютерах с применением готовых программных средств.
Основные задачи дисциплины:
- изучение операционных систем Windows;
- изучение основных составляющих пакета прикладных программ Microsoft office: Microsoft Word - Текстовый процессор, Microsoft Excel — табличный процессор, Microsoft Access — приложение для управления базами данных (СУБД), Microsoft Power Point — программа подготовки презентаций, Microsoft Publisher - настольная издательская система;
- изучение телекоммуникационных технологий.
2.Уроки (уроки с элементами лекции)
Общие рекомендации по подготовке к урокам, к урокам с элементами лекции:
При преподавании дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий:
- классическая лекция с изложением
- лекция – дискуссия
- проблемная лекция.
- комбинированная лекция
Студентам, изучающим дисциплину «Информационные технологии в профессиональной деятельности», рекомендуем использовать все доступные возможности для усвоения материала. Так, необходимо, во-первых, приобретать навык творческой записи материала во время лекционных занятий. Студент должен учиться не просто фиксировать диктовку преподавателя, а стараться своими словами излагать материал, особенно в том случае, когда даются примеры, ассоциативные ряды, сравнения по аналогии. Это помогает в дальнейшем задержать в памяти суть познаваемых явлений. Во-вторых, необходимо максимально использовать рекомендации преподавателя на лекционных занятиях по поводу изучения отдельных аспектов, проблем темы. В-третьих, при подготовке к практическим занятиям необходимо, базируясь на содержании лекций как методологической базе, изучать рекомендуемую литературу, подготовить конспекты выступлений по вопросам, выносимым на обсуждение.
При подготовке к лекционным занятиям по курсу необходимо прочитать, как минимум, содержание заявленной темы по рекомендованным учебникам и учебным пособиям, как максимум – ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия, узнать план проведения семинарского занятия по теме лекции.
В ходе лекционного занятия преподаватель называет тему, учебные вопросы, знакомит студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновывается место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрывается ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то преподаватель увязывает ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, он акцентирует внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывается сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.
Студентам рекомендуется заранее продумать вопросы по лекционному занятию. Если проводится лекция-дискуссия, то следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Вопросы из аудитории способствуют активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию.
Преподаватель руководит работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивает необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категориальный аппарат. В заключительной части лекции формулируются общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции.
Лекция органически связана с другими видами учебных занятий: практическими занятиями, самостоятельной работой студентов. Учебная лекция отражает актуальные проблемы современной практики экономического анализа и тенденции его развития. При изучении материалов лекции студентам необходимо соблюдать логическую последовательность в изучении тем и разделов, обеспечить эффективную взаимосвязь с другими видами учебных занятий и особенно с самостоятельной работой студентов.
Рекомендации по темам для обучающихся на базе основного общего образования:
Тема 1. «Понятие и инструментарий ИТ. Правила ТБ и ОТ»
Цель: Познакомиться с теоретическими, методическими и технологическими основами современных информационных технологий.
Формируемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обучающийся должен
знать:
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- основные понятия автоматизированной обработки информации.
уметь:
-использовать технологии сбора размещения, хранения, накопления преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
Учебные вопросы:
2. Этапы развития ИТ.
3. Виды инструментария технологии
4. Составляющие информационной технологии
5. Структура информационной системы.
6. Профессиональные программы
7. Правила техники безопасности и охраны труда.
Тема 2.1 «Текстовый редактор Word: работа с символами, текстом, абзацами, таблицами, графикой»
Цель:
-ознакомиться с основами MS Word
-ознакомиться с операциями форматирования шрифта, абзацев, страниц в MS Word
-научить применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности
-обучиться операциям форматирования символов и текста
-научиться создавать и редактировать таблицы, графические объекты в программе MS Word
Формируемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обучающийся должен
знать:
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
- основные понятия автоматизированной обработки информации.
уметь:
- использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального.
Учебные вопросы:
1. Основы работы с Word
2. Форматирование символов и абзацев
3. Построение и форматирование таблиц, работа с графикой
Тема 2.2 «Табличный процессор: формулы, функции, работа с листом и данными, оформление»
Цель: Рассмотреть назначение и основные возможности электронных таблиц, познакомиться с обработкой данных
Формируемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обучающийся должен
знать:
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
- основные понятия автоматизированной обработки информации.
уметь:
- использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального.
Учебные вопросы:
1.Общие сведения о программе
2.Форматироание строк, столбцов, ячеек
3.Работа с формулами. Ошибки
1.Встроенные функции
2.Операции в формулах
3. Построение диаграмм
4. Виды ссылок и работа с ними
Тема 2.3 «СУБД ACCESS. Создание таблиц, запросов»
Цель: Изучить основные термины в СУБД MS Access. Научиться создавать и заполнять информацией БД, таблицы в режиме конструктора, создавать схему данных и запросы
Формируемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обучающийся должен
знать:
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
- основные понятия автоматизированной обработки информации.
уметь:
- использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального.
Учебные вопросы:
1.Основные понятия
2.Работа с таблицами в режиме Конструктора
3.Создание запросов
Тема 3.1 «Нормативно-правовые документы информационной безопасности в РФ»
Цель: изучить нормативно-правовые документы информационной безопасности в РФ
Формируемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обучающийся должен
знать:
уметь:
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
Учебные вопросы:
1.Общая характеристика ИБ в РФ
2.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"
3.Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 года №152-ФЗ.
Тема 3.2 «Сетевые технологии»
Цель: Изучить сетевые технологии, топологию КС, локальные и глобальные компьютерные сети
Формируемые ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обучающийся должен
знать:
-базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
-основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
уметь:
- использовать технологии сбора размещения, хранения, накопления преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
Учебные вопросы:
1.Классификация сетей. Виды компьютерных сетей. Среда передачи данных.
2.Структура (топология) сети.
3.Локальные сети.
4.Глобальная сеть Интернет.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Михеева Е.В.
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова.— 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 416 с.
2.Филимонова, Елена Викторовна
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / Е.В. Филимонова. — Москва: КНОРУС, 2019. — 482 с. — (Среднее профессиональное образование).
3.Гасумова С.Е.
Информационные технологии в социальной сфере: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С.Е. Гасумова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 284 с. — (Профессиональное образование). — Текст: непосредственный.
4.Михеева Е.В.
Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова.— 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 288 с.
Дополнительные источники:
1.Прохорский, Георгий Владимирович.
Информатика: учебник / Г.В. Прохорский. — Москва: КНОРУС, 2020. — 242 с.
2.Цветкова М.С.
Информатика. практикум для профессии и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2017. — 240 с.
Интернет-ресурсы
1.http://usu.kz/programmy.php Программы для любого вида бизнеса
2. https://fsc.bsu.by/wp-content/uploads/2015/12/Konspekt-lektsij-po-distsipline-_Teoreticheskie-osnovy-sotsial-noj-raboty-_.pdf сайт Белорусского государственного университета
3. https://infourok.ru/referat-po-informatike-na-temu-sozdaniya-publikaciy-v-programme-microsoft-publiser-2216716.html Сайт Инфоурок
4.http://studbooks.net/65974/informatika/opisanie_programmy_microsoft_publisher_sozdanie_publikatsii_publisher Функциональные возможности Microsoft Office Publisher
5.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1439631 Сайт Академик
6.http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201168&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.980932209999593 сайт Некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс
7.http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=178749&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2983921195641557 сайт Некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс
10.https:// lib.susu.ru Практикум по работе с Excel: Учебное пособие. —. Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2018. — 62 с
11.https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Office Свободная энциклопедия «Википедия» - «Microsoft Office»
12. http://info-olymp.narod.ru/pr_excel_24.pdf Учебный сайт info-olymp.narod.ru
13.http://colct.ru/ сайт ««Крымский колледж общественного питания и торговли»
14.https://pedsovet.su/powerpoint/5679_upravlyayuschie_knopki Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.