ЛЕКЦИЯ №29
по дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Раздел IV. Макроэкономика
Тема № 17. Основные инструменты макроэкономической политики
государства
Занятие № 2. Кредитноденежная и социальная политика государства
Содержание
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
1. Кредитноденежная (монетарная) политика государства и ее инструменты.
2. Внешнеэкономические аспекты кредитноденежной политики: курсы
валют, паритет покупательной способности.
3. Содержание социальной политики государства. Уровень жизни и его
показатели. Кривая Лоренца.
Заключение. 2
Литература:
1) основная
1. Экономика: Учебник. 3е изд., перераб. и доп./ Под ред. дра экон. наук проф.
А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003. – С. 457490, 606623..
2. Экономика: Учебник. 3е изд., перераб. и доп./ Под ред. дра экон. наук проф.
А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – С. 457490, 606623.
3. Экономика: Учебник. 2е изд., перераб. и доп./ Под ред. кта экон. наук доц.
А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1997. – С. 405434, 531547.
2) дополнительная
1. Бойко В.А., Бойко Н.В. История экономики России: Учебное пособие. –
Ярославль: Издво ЯВФЭИ, 2007. – С. 465488.
2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред.
заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И.
Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: Издва Рос. экон. акад., 2000. – С. 512538.
3. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И.
Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРАМ, 2003. –
С. 208253.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.:
ВЛАДОС, 2000. – С. 340369.
5. Луссе А.В. Макроэкономика. – С.Пб.: Питер, 2001. – С. 351374.
6. Луссе А.В. Макроэкономика. – С.Пб.: Питер, 2001. – С. 577585.
Учебноматериальное обеспечение
Учебнометодический комплекс по теме №17:
1. Текст фондовой лекции.
2. Структурнологическая схема изучения темы.
3. Планконспект проведения лекционного занятия.
4. ТСО: «Лектор2000», ПЭВМ, видеопроектор, слайды Power Point.
5. Комплект слайдов, наглядных пособий, схем по теме.
6. Классная доска, мел, указка.
7. Список рекомендованной литературы и ее выставка.
8. Задания на самоподготовку.
Текст лекции
Введение 3
Важнейшей функцией государства является предложение денег и
регулирование денежной массы в стране, причем эта функция является для
государства эксклюзивной. Органом, реализующим эту функцию, является
Центральный Банк.
Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное
предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание
денежнокредитной политики.
Основными задачами денежнокредитной политики являются:
o обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного
осуществления платежей и расчетов;
o выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль
за их выполнением;
o воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения
находящихся в обращении денег.
Для реализации этих задач Центральный Банк использует определенный
набор инструментов. Только Центральный Банк может осуществлять денежную
эмиссию, имея исключительное право на печатание банкнот.
Социальная политика государства – одно из направлений его деятельности по
регулированию социальноэкономических условий жизни общества. Суть социальной
политики государства заключается в поддержании отношений как между
социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий
для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных
гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном
производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, вы
ступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях
регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с
общеэкономической ситуацией в стране.
Учебные вопросы (основная часть):
1. Кредитноденежная (монетарная) политика государства
и ее инструменты
Банковская система в рыночной экономике является обычно
двухуровневой и включает Центральный Банк (эмиссионный) и коммерческие
(депозитные) банки различных видов.
Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение
вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций
коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное
предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки
занимаются также куплей и продажей ценных бумаг. 4
Центральный Банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит
золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков,
выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно
кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также
финансовым агентом правительства. Центральный Банк может выступать как
продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать
зарубежную деятельность частных банков. Политика Центрального Банка в
значительной степени определяется характером его взаимоотношений с другими
государственными органами, вытекающим из специфики законодательства о
Центральном Банке и денежном обращении в той или иной стране, а также
сложившимися в стране традициями и характером развития политических
институтов.
Во всех странах Центральные Банки формируют и осуществляют
кредитноденежную политику, контролируют и координируют деятельность
коммерческих банков.
Основные инструменты кредитноденежной политики
Денежная эмиссия означает рост наличных денег в обращении. В
современной экономике изменение количества наличных денег собственно не
является инструментом, непосредственно используемым для влияния на
экономическую конъюнктуру, то есть элементом стабилизационной политики.
Скорее изменение величины наличности лишь отражает действие других
инструментов денежнокредитной политики, так как любая эмиссия должна
быть обеспечена соответствующими активами Центрального Банка. Какими
именно активами ценными бумагами правительства, валютными или золотыми
резервами или иными активами определяется законодательством конкретной
страны.
При этом следует иметь в виду, что существуют институционально
определенные каналы, по которым наличные деньги доходят до экономических
субъектов. Поэтому денежную эмиссию необходимо рассматривать как
техническую операцию, а размер эмиссии должен быть привязан к росту спроса
на наличность.
Резервная политика заключается в том, что Центральный Банк ус
танавливает нормативы обязательного отчисления в резервы части средств,
поступающих на депозитные счета коммерческих банков. Обязательные резервы
выполняют функцию страхования вкладов, что актуально в периоды банковских
кризисов.
как правило,
дифференцируется по видам вкладов: чем меньше величина и срок вклада, тем
выше норма отчисления в резервы. Величина коэффициента обязательного
резервирования является одним из ключевых параметров, влияющих на
мультипликативное расширение денежной массы, а, следовательно, и на
величину денежного предложения.
Норма обязательного резервирования, 5
Независимо от эмиссионной деятельности Центрального Банка, размер
денежной массы возрастает за счет расширения кредитов коммерческих банков.
Банки создают новые деньги, когда выдают ссуды и, наоборот, денежная масса
сокращается, когда клиенты возвращают банкам ранее взятые ссуды.
Например, банк «А» располагает активами 100 млн. руб. Часть этих
активов банк обязан хранить как резерв. Если норма резервирования составляет
10%, банк может выдать клиентам ссуду в размере 90 млн. руб., а 10 млн. руб.
останутся в резервном фонде. Результатом этих действий банка стало появление
новых денег в размере 90 млн. руб. В то же время необходимо учесть, что, когда
срок ссуды истечет и 90 млн. руб. будут возвращены банку клиентами, на
столько же уменьшится количество денег в обращении. Деньги включаются в
состав денежной массы только тогда, когда их держат за пределами
банковской системы. Однако процесс создания новых денег на этом не
заканчивается.
Допустим, что клиенты банка «А», получившие ссуду 90 млн. руб.,
уплатили эти деньги различным физическим и юридическим лицам за
предоставленные товары и услуги, а последние поместили вырученные деньги на
депозит банка «В». Увеличение депозитов в последнем банке позволяет ему
выдать новые ссуды. При этом необходимо направить в резерв 10% суммы
депозитов (9 млн. руб.). Следовательно, новые ссуды будут предоставлены на
сумму 81 млн. руб., а общий прирост денежной массы ( с учетом операции двух
банков) составляет 171 млн. руб.
Таким образом, процесс создания новых денег банками будет
продолжаться, но до определенного предела. Этот процесс характеризует
мультипликационный эффект расширения банковских депозитов и может быть
рассчитан с учетом резервных требований:
100 млн. руб. + 90 млн. руб. + 81 млн. руб. + ….= 100 млн. (1 + 0,9 + 0,92 +
0,93 + …) =
100
млн
.
1
9,01
= 1 млрд. руб.
Следовательно, при уровне резервных требований 10% первоначальный
депозит 100 млн. руб. обернулся мультипликационным эффектом расширения
банковских депозитов на 1 млрд. руб. Конкретно оценить размеры расширения
денежной массы путем создания банками новых денег позволяет денежный или
банковский мультипликатор ( m ). Он рассчитывается по формулам:
m
1
100
r
, где r обязательная резервная норма в %; (4)
или
m , где М прирост депозитов, R – прирост резервов. (5)
M
R
В нашем примере m=10, т.е. каждый рубль увеличения резервов привел к
возрастанию депозитов на 10 рублей. Величина мультипликатора находится в
обратной зависимости от обязательных резервных требований. Если ставка 6
минимальных резервов снизится до 5%, то m составит – 20, а если повысится
до 20%, то m снизится до 5.
В реальной жизни мультипликационный эффект расширения банковских депозитов в
значительной степени зависит от величины «утечек» в систему текущего обращения, так
как далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банках, возвращаются туда на депозиты,
часть их продолжает циркулировать в качестве наличных. Кроме того, в нашем
примере мы не учитывали, что клиенты банков могут брать деньги с текущих счетов, что
также сокращает возможности банков выдавать ссуды.
Наконец, в случае изъятия денег из резервов банков мультипликационный
эффект работал бы в противоположном направлении. Например, покупка коммерческим
банком государственной облигации стоимостью 1000 руб. сокращает резервные
ресурсы банка на эту сумму, что, в конечном счете, приводит к уничтожению банковских
депозитов на 10 тыс. руб. (при минимальной ставке резерва 10 %).
Основными факторами, от которых зависит процесс создания банками новых
денег, и, следовательно, изменение денежной массы, является размер минимальной ставки
резервов и спрос на новые ссуды со стороны заемщиков. Кроме того, величина
указанного коэффициента оказывает влияние и на процентные ставки (в прямой
зависимости для ставок по кредитам и в обратной для ставок по депозитам).
Валютная политика, проводимая Центральным Банком, оказывает
непосредственное влияние на величину денежного предложения в стране.
Продавая валюту, Центральный Банк сокращает количество денег высокой
эффективности, покупая увеличивает. Как правило, центральные банки
проводят довольно активные операции на валютном рынке, так как поддержка
устойчивого курса национальной валюты входит в сферу их компетенции. Таким
образом, целью валютной политики зачастую является не регулирование денеж
ного предложения, а поддержка курса национальной валюты.
Политика открытого рынка, т.е. проведение операций на открытом
рынке является на сегодняшний день основным инструментом кредитно
денежной политики развитых стран. Целью политики открытого рынка является
оперативное изменение денежной массы посредством купли продажи ценных
бумаг. Термин «открытый рынок» означает, что Центральный Банк продает и
покупает ценные бумаги на фондовой бирже, а не в порядке частных
соглашений. Впервые эта политика стала применяться в США в 1920х годах и
сегодня получила широкое распространение во всех странах, где имеется
развитый финансовый рынок. Действенность политики открытого рынка
заключается в практически моментальном ее влиянии на изменение денежной
массы. Продавая ценные бумаги, Центральный Банк снижает резервы
банковской системы, и соответственно денежную массу, покупая, наоборот
увеличивает.
Учетная политика представляет собой классический инструмент в
практике центральных банков. Суть учетной политики состоит в том, что
Центральный Банк устанавливает определенный процент, называемый учетной 7
за предоставление ссуды
ставкой или ставкой рефинансирования,
коммерческому банку для пополнения резервов. Условия обращения за такой
ссудой и возможности ее получения различаются по странам. Термин «учетная
ставка» означает ставку процента (или дисконта), по которой учитываются
векселя, то есть учетная ставка представляет собой сумму процента за время,
прошедшее с момента выставления векселя Центральному Банку до момента его
погашения. В Российской Федерации вексельное обращение не развито, и ЦБ РФ
не принимает векселя к оплате. Тем не менее, ЦБ РФ устанавливает ставку
рефинансирования коммерческих банков. При этом возможность получения
ссуды в Центральном Банке по ставке рефинансирования оговаривается целым
рядом условий. Учетная политика не является инструментом оперативного
воздействия на денежное предложение, более того, центральные банки стара
ются проводить устойчивую и предсказуемую учетную политику. Кроме того, в
некоторых странах, например, в РФ, ставка рефинансирования, имеет огромное
значение в налогообложении финансовых операций.
При проведении денежнокредитной политики Центральный Банк исходит
из задач стабилизации экономического развития страны. В общем, виде это
выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный
Банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложение денег, в
периоды «перегрева» экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживающую,
уменьшая рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.
Однако влияние изменения величины денежного предложения на
экономическую конъюнктуру далеко не однозначно. В настоящее время
эффективность кредитноденежной политики предмет больших дискуссий.
Сильные стороны кредитноденежной политики:
1. Быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой,
кредитноденежная может быстро меняться, т.к. применение соответствующей
фискальной политики может быть надолго отсрочено изза обсуждений в
парламенте.
2. Меньшее политическое давление.
Центральному Банку и
правительству, легче, чем парламенту проводить непопулярные мероприятия,
которые необходимы для оздоровления экономики.
3. Монетаризм. Представители данного экономического направления
полагают, что изменение денежного предложения – ключевой фактор
определения экономической активности,
а фискальная относительно
неэффективна.
Недостатки и проблемы кредитноденежной политики:
1. Циклическая асимметрия. Политика дешевых денег, например, может
обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность
предоставлять ссуды. Однако она не в состоянии гарантировать, что банки
действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличиться. Особенно это
характерно во время глубокой депрессии. 8
2. Изменение скорости обращения денег. Скорость обращения денег
имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению
денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег,
вызванные кредитноденежной политикой.
3. Влияние инвестиций. Серьезный спад может подорвать доверие к
предпринимательству, резко сместить кривую спроса на инвестиции влево и тем
самым свести на нет политику дешевых денег. Это ведет к одной из самых
сложных проблем кредитноденежной политики. Что должен стремиться
контролировать Центральный Банк денежное предложение или процентную
ставку? Эта дилемма целей возникает в силу того, что руководящие кредитно
денежные учреждения не могут стабилизировать то и другое одновременно.
Поэтому часто при проведении своей политики Центральный Банк
исходит из более «приземленных» соображений, ориентируясь на управление
формальными параметрами финансового рынка. В зависимости от того, на какие
параметры воздействует Центральный Банк, можно разграничить тактические
цели денежнокредитной политики.
Так, Центральный Банк может избрать в качестве своей тактической цели
не только управление величиной денежного предложения, но и, например,
поддержание стабильного валютного курса или установление определенных
пределов изменения ставки процента, либо управление иным достаточно
очевидным и легко управляемым параметром. При этом, учитывая
взаимосвязанность большинства макроэкономических параметров, могут
возникать определенные противоречия между различными тактическими
целями, а также проблемы, связанные с различием в краткосрочных и
долгосрочных последствиях изменения параметров финансового рынка для
экономической конъюнктуры.
Изменение
Изменение
кредитно
кредитно
денежной
денежной
политики
политики
Изменение
Изменение
резервов
резервов
коммерческих
банков
коммерческих
банков
Изменение
Изменение
денежного
денежного
предложени
предложени
я
я
Изменение
Изменение
процентной
процентной
ставки
ставки
Изменение
инвестиций
Изменение
инвестиций
Изменение
Изменение
совокупного
совокупного
спроса
спроса
1) Кейнсианский передаточный механизм кредитноденежной политики
Изменение
Изменение
кредитно
кредитно
денежной
денежной
политики
политики
Изменение
Изменение
резервов
резервов
коммерческих
банков
коммерческих
банков
Изменение
Изменение
денежного
денежного
предложени
предложени
я
я
Изменение
Изменение
совокупного
совокупного
спроса
спроса
2) Монетаристский передаточный механизм кредитноденежной политики
Рис. 1 Альтернативные взгляды на передаточный механизм
кредитноденежной политики 9
Между изменением предложения денег и реакцией совокупного спроса
расположены еще две промежуточных ступени, прохождение через которые
существенно влияет на конечный результат.
Изменение рыночной ставки процента R происходит путем изменения
структуры портфеля активов экономических агентов после того, как
вследствие, скажем, расширительной денежной политики Центрального Банка,
на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как из
вестно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита то есть в
итоге снижение ставки процента (см. рис. 2а.).
а в с
Рис.2 Денежный рынок и изменение предложения денег
Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги,
т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен
(рис.2в) к изменению ставки процента, то результатом увеличения денежной
массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если
спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (рис.2с), то увеличение
предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки.
Следующим шагом является корректировка совокупного спроса
(совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно
считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют
инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления,
расходах местных органов государственного управления, но они менее
значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло
существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о
чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к
динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет
зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода.
Отметим также необходимость учитывать и степень реакции совокупного
предложения на изменения совокупного спроса, что связано с наклоном кривой
AS.
Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут
привести к снижению или даже отсутствию какихлибо результатов денежной
политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном 10
рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику
ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и
объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной
политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой,
когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не
столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей
экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
Помимо качества работы передаточного механизма существуют и другие
сложности в осуществлении денежной политики. Поддержание Центральным
Банком одного из целевых параметров, скажем, ставки процента, требует
изменения другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благо
приятно сказывается на экономике в целом. Так, Центральный Банк может
удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации
инвестиций, а, следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем
выпуска в целом. Но, если по какимто причинам в экономике начинается
подъем и ВНП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги. При
неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы
удержать ее на прежнем уровне, Центральный Банк должен увеличить
предложение денег. Это, в свою очередь, создаст дополнительные стимулы роста
ВНП и к тому же может спровоцировать инфляцию.
В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный Банк для
предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение
денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в
экономике.
Эффективность кредитноденежной политики в современных условиях в
значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального
Банка, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти.
Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе
некоторых формальных критериев (частота сменяемости руководства
Центрального Банка, границы участия банка в кредитовании государственного
сектора, решении проблем бюджетного дефицита и другие официальные
характеристики банка, зафиксированные в уставе), так и неформальных
моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального
Банка.
Денежнокредитная политика тесно связана с бюджетноналоговой и
внешнеэкономической политикой (подробнее в следующем вопросе лекции).
Определенные трудности связаны с вопросом согласованности,
координации бюджетноналоговой и денежной политики. Если правительство
стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов,
результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением
Центрального Банка). Финансирование дополнительных расходов долговым
способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый 11
рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что
может привести к сокращению частных инвестиций ("эффект вытеснения") и
подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же
Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной
ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя
инфляцию.
Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании
дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной
эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных
облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ
считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением
денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В
этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора
они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается
Центральный Банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов
банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается
мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.
В соответствии с приверженностью к той или иной концепции государство
выбирает преимущественное применение инструментов фискальной или
кредитноденежной политики. Однако на практике правительства не дают
предпочтение одной из них, а используют в тесной взаимосвязи. Такое
сочетание инструментов стабилизационной политики имеет свое обоснование,
т.к. повышает результативность экономического регулирования.
Следует отметить, что в большинстве случаев "первичными" являются
мероприятия фискальной политики. Вопервых, потому, что фискальные инструменты
находятся в непосредственном ведении правительства, вовторых, потому, что
денежнокредитная политика формируется Центральными Банками, которые зачастую
достаточно независимы от правительства, а тактические цели политики Центрального
Банка направлены не на реальный сектор экономики, а на регулирование показателей
финансового рынка.
Выводы по 1 вопросу:
1. Основными задачами денежнокредитной политики являются:
обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного
осуществления платежей и расчетов; выработка правил денежного обращения,
их регулирование и контроль за их выполнением; воздействие на экономическую
конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.
2. Национальные Центральные Банки формируют и осуществляют
кредитноденежную политику, контролируют и координируют деятельность
коммерческих банков.
3. Основные инструменты кредитноденежной политики: резервная
политика, валютная политика, политика открытого рынка, учетная политика и
денежная эмиссия. 12
2. Внешнеэкономические аспекты кредитноденежной политики: курсы
валют, паритет покупательной способности
До настоящего времени мы рассматривали закономерности национальной
закрытой экономики, то есть не учитывали влияние на ее развитие иностранного
сектора. Однако в реальности практически каждая национальная экономика
тесно взаимодействует с внешним миром, т.е. является открытой экономической
системой. Анализ функционирования открытой экономики показывает, что
взаимодействие с иностранным сектором оказывает влияние, как на условия
равновесия, так и на характер действия основных экономических механизмов.
Учет указанных особенностей вносит определенные коррективы в
экономическую политику.
Взаимосвязь национальной экономики с субъектами иностранного сектора
отражается в движении показателей платежного баланса. При этом имеется
характерная особенность. Если состояние платежного баланса выражается в
национальной денежной единице, то текущий учет операций проводится в
мировой валюте, то есть для открытой экономической системы большое
значение имеет валютный курс национальной денежной единицы.
Кроме того, на характер внутренней экономической конъюнктуры
оказывают влияние изменения в мировой конъюнктуре, выражаемой в таких
показателях, как мировой уровень цен и мировая процентная ставка. Причем,
чем в большей степени взаимосвязано национальное хозяйство с мировой
хозяйственной системой, тем выше взаимное влияние колебаний экономической
конъюнктуры.
Валютный курс – это цена одной валюты, выраженная в единицах другой
валюты. Существует несколько валют, которые выполняют функции
международной денежной единицы. В Российской Федерации рубль «привязан»
к одной из основных международных валют доллару США. Именно в долларах
США, как правило, осуществляются все внешнеэкономические операции, а
текущий курс рубля к доллару является базовым для определения текущих
курсов всех остальных валют.
Различают обменный и девизный валютный курс. Обменный курс
это цена единицы иностранной валюты, выраженная в единицах национальной
валюты. Девизный курс это цена единицы национальной валюты, выраженная
в единицах иностранной валюты. Например, 20 рублей за 1$ есть обменный курс
рубля, а 0.05$ за один рубль есть девизный курс рубля.
Также различают номинальный и реальный валютный курс. Формула
(1) связывает выражение номинального и реального валютных курсов.
е
R
е
P
Z
P
(1) где: 13
е номинальный валютный курс;
еR реальный валютный курс;
Р уровень цен в стране;
РZ уровень цен заграницей.
Если цены внутри страны растут, то растет и номинальный обменный курс,
т.е. национальная валюта становится дешевле, так как за доллар надо платить
больше рублей. Таким образом, факторы, определяющие рост цен в стране,
вызывают и рост обменного курса. Так как необходимым условием для роста
цен является рост предложения денег, то обнаруживается очень сильная
зависимость между изменением денежной массы и изменением валютного курса.
Кроме того, на изменение текущего значения номинального валютного
курса оказывают влияние: автономные изменения в чистом экспорте, изменение
величины чистого экспорта капитала и динамика спроса на валюту со стороны
активов. Изменение объема чистого экспорта капитала в условиях свободного
движения капиталов определяется соотношением уровней доходности от
вложения средств в отечественные и иностранные активы, то есть соотношением
процентных ставок внутри страны и за границей. Формально данная зависимость
выражается в виде так называемой теоремы процентного паритета:
е
е
i
1
i
i
Z
Z
(2) где:
е номинальный валютный курс;
i ставка процента в стране;
Z ставка процента заграницей.
То есть если разница между текущими процентными ставками внутри
страны и за рубежом «погашается» соответствующим изменением номинального
валютного курса, то изменений в чистом экспорте капитала наблюдаться не
будет. Если же, например, при неизменном номинальном валютном курсе
процентные ставки за границей возрастают относительно внутренних
процентных ставок, то чистый экспорт капитала также возрастает.
Изменение спроса на валюту со стороны активов зависит в первую очередь
от так называемого паритета покупательной способности (ППС). Концепция
ППС строится на предположении, что субъекты воспринимают покупательную
способность валют, т.е. реальный валютный курс как устойчивый параметр.
Поэтому, если представить выражение (1) в темпах прироста при еR= =const, то
получим:
e
e
P
P
Z
P
Z
P
Z
(3) где: 14
уровень инфляции в стране;
πZ уровень инфляции заграницей.
То есть темп прироста курса национальной валюты равен разноcти между
уровнями инфляции в стране и за рубежом. В зависимости от формы
регулирования валютного курса различают фиксированный и плавающий
валютный курс. Политика фиксированного валютного курса означает, что Цент
ральный Банк берет на себя обязательства осуществлять интервенции на
валютном рынке с целью поддержания валютного курса в рамках заданного
значения.
Соответственно, при плавающем валютном курсе его текущее значение
определяется только в результате взаимодействия сил спроса и предложения на
валютном рынке, без какихлибо обязательств со стороны Центрального Банка.
На практике плавающее или фиксированное валютное регулирование чаще
наблюдается не в чистом виде, а в некотором промежуточном варианте.
Политику Центрального Банка Российской Федерации можно охарактеризовать
как ограниченное регулирование. В современной экономике развитых стран
отчетливо наблюдается тенденция ко все более жесткой фиксации валютных
курсов, которая обеспечивает стабильность ожиданий экономических
субъектов. Однако поддержание заданного значения валютного курса требует
наличия у Центрального Банка страны значительных валютных резервов и
высокой степени доверия экономических субъектов к национальной валюте. Без
этих условий политика фиксированного валютного курса может рано или поздно
привести к потрясениям на валютном рынке, как это имело место в Российской
Федерации в августе 1998 года.
Взаимодействие национальной экономики с мировой экономической
системой практически осуществляется по двум основным потокам: потокам
товаров и услуг и потокам капитала, которые учитываются в платежном
балансе.
Платежный баланс представляет собой учет поступивших изза границы
и произведенных субъектами национальной экономики за границей платежей за
определенный период. Соотношение между поступившими и произведенными
платежами представляет собой сальдо платежного баланса. Превышение
поступивших платежей над произведенными формирует активное сальдо
платежного баланса. В случае превышения произведенных платежей над
поступившими пассивное.
Платежный баланс состоит из двух основных разделов: баланса текущих
операций и баланса движения капитала. Баланс текущих операций в свою
очередь подразделяется на торговый баланс, баланс услуг и баланс трансфертов.
Баланс движения капитала отражает суммарные платежи по покупке и продаже
капитальных активов, таких как акции, облигации, банковские депозиты, земля и 15
т.п. Продажа капитальных активов зарубежным инвесторам представляет собой
импорт капитала (КZ), покупка за рубежом активов — экспорт капитала (КЕ).
Сальдо по счету текущих операций представляет собой чистый экспорт
страны (NЕ). Сальдо является положительным (NЕ > 0) в случае превышения
экспорта (Е) над импортом (Z) и отрицательным (NЕ < 0) при превышении
импорта над экспортом.
Сальдо по счету движения капитала представляет собой чистый экспорт
капитала (NКЕ). Сальдо считается положительным при превышении импорта
капитала над экспортом (NКЕ < 0) и отрицательным при превышении экспорта
капитала над импортом (NКЕ > 0). То есть в первом случае имеет место чистый
приток капитала в страну, во втором чистый отток капитала из страны.
Таким образом, сальдо платежного баланса (ZВ) представляет собой
суммарное сальдо баланса текущих операций и баланса движения капитала.
ZB = (Е Z) (КЕ – КZ) = NЕ NКЕ
Активное сальдо платежного баланса означает, что суммарный объем
платежей изза границы превысил в текущем периоде суммарный объем
платежей за границу, т. е. в стране наблюдался прирост чистых иностранных
активов. Пассивное сальдо платежного баланса означает, что суммарный объем
платежей за границу превысил в текущем периоде суммарный объем платежей
изза границы, т.е. в стране наблюдалось уменьшение чистых иностранных
активов.
Состояние торгового баланса оказывает непосредственное влияние на
условия равновесия в экономике. Для анализа этого влияния приведем одно из
макроэкономических тождеств, вытекающих из схемы кругооборота:
(S I) + (Т G) = (Е Z) (4)
(Т G) в левой части тождества (4) представляет собой превышение налоговых
поступлений над государственными расходами,
государственные
сбережения. Сумма государственных и частных сбережений представляет собой
национальные сбережения экономики. Тогда перепишем (4) следующим образом:
т.е.
(Sнац I) = (E Z) (5)
Тождество (5) показывает, что в сбалансированной экономике превышение
национальных сбережений над инвестициями равно сальдо по счету текущих
операций. В равновесной экономике при положительном сальдо по счету
текущих операций имеется избыток национальных сбережений, который страна
инвестирует за рубежом. Соответственно, при отрицательном сальдо по счету
текущих операций в равновесной экономике наблюдается недостаток
национальных сбережений, которые страна получает изза рубежа.
Сальдо платежного баланса (ZВ) оказывает непосредственное влияние на
денежный рынок. При активном сальдо платежного баланса у отечественных
субъектов (резидентов) образуется избыток иностранной валюты, который они
предъявляют к обмену на отечественную валюту. Соответственно, при 16
пассивном сальдо платежного баланса образуется дефицит иностранной валюты,
которую необходимо приобрести на валютном рынке.
Покупку и продажу валюты резиденты осуществляют посредством
коммерческих банков на валютном рынке. Соответствие спроса и предложения
валюты на валютном рынке обеспечивает Центральный Банк. Центральный Банк
располагает для этой цели золотовалютными резервами (Rv). Покупка и продажа
валюты Центральным Банком на валютном рынке называется интервенцией.
Осуществляя интервенции, ЦБ тем самым предоставляет резидентам валюту из
своих резервов при пассивном сальдо платежного баланса и изымает (покупает)
излишек валюты при активном сальдо.
Из приведенных рассуждений следует очень важный вывод, который
состоит в том, что сальдо платежного баланса равно изменению валютных
резервов Центрального Банка:
ZВ = NЕ NКЕ = ΔRV (6)
В свою очередь золотовалютные резервы представляют собой один из
важнейших активов, которым Центральный Банк обеспечивает деньги высокой
эффективности (денежную базу). Другими, напомним, являются кредиты
коммерческим банкам, кредиты правительству и ценные бумаги правительства,
составляющие в совокупности внутренний кредит (Кin). Тогда приростное
уравнение денежной базы можно записать:
Из (6) и (7) следует, что:
ΔRV +ΔKin = ΔМ (7)
ZB = ΔМ – ΔKin (8)
Таким образом, сальдо платежного баланса равно разнице между
приращением денежной базы и приращением внутреннего кредита. Данное
выражение представляет собой монетарный подход к платежному балансу, ак
тивно используемый Международным Валютным Фондом при выработке
ограничений для расширения внутреннего кредита для стран, имеющих
проблемы с платежным балансом. Выражения (6 8) показывают тесную связь
между предложением денег и состоянием платежного баланса. Однако характер
этой связи зависит от политики валютного регулирования.
Объем интервенции, осуществляемой Центральным Банком, зависит от
режима регулирования валютного курса. При фиксированном валютном курсе
ЦБ должен осуществить интервенцию (в рублях или долларах) в объеме, равном
сальдо платежного баланса. Например, если сальдо платежного баланса
пассивное, то Центральный Банк должен осуществить долларовую интервенцию,
если активное то рублевую. Однако, если сальдо платежного баланса в какой
либо стране устойчиво пассивное в течение ряда лет, то это может привести к
истощению валютных резервов ЦБ, и тогда единственным выходом при
политике фиксированного валютного курса становится девальвация
национальной валюты. 17
В условиях свободно плавающего валютного курса Центральный Банк
не прибегает к интервенциям, т. к. любые несоответствия в спросе и
предложении на валютном рынке устраняются изменением валютного курса.
Валютные резервы ЦБ в этом случае остаются без изменений.
Таким образом, при фиксированном валютном курсе изменение сальдо
платежного баланса становится основным фактором, регулирующим денежное
предложение. Выбрав фиксированный валютный курс в качестве цели денежно
кредитной политики, ЦБ формирует денежную базу в фарватере изменений
величины валютных резервов, которые, в свою очередь, зависят от состояния
платежного баланса. При плавающем валютном курсе денежная база не зависит
от сальдо платежного баланса, и ЦБ может использовать инструменты денежно
кредитной политики в целях стимулирования экономики.
В условиях фиксированного валютного курса кредитноденежная
политика недейственна, однако режим фиксированного валютного курса
позволяет сглаживать последствия от потрясений в денежной сфере, оставляя
стабильным уровень национального дохода. Фискальные же методы
регулирования в условиях фиксированного валютного курса, напротив,
являются эффективными.
При плавающем валютном курсе, напротив, неэффективной оказывается
фискальная политика. Причина состоит в том, что рост внутренней ставки
процента приводит к притоку в страну иностранного капитала и увеличивает
спрос на отечественную валюту. Рост спроса на отечественную валюту вызывает
рост валютного курса, что приводит к сокращению чистого экспорта. Снижение
же чистого экспорта сводит на нет первоначальный рост совокупного спроса,
т.е. фискальная политика в этом случае оказывается неэффективной. Однако
положительный момент состоит в том, что плавающий валютный курс
предохраняет экономику от воздействия резких колебаний в автономном
спросе, оставляя стабильным уровень национального дохода. Кредитно
денежная политика при плавающем валютном курсе, напротив, является
эффективной.
Таким образом, выбор методов воздействия государства на экономику в
открытой системе зависит от режима регулирования курса национальной
валюты.
Выводы по 2 вопросу:
1. Валютный курс – это цена одной валюты, выраженная в единицах
другой валюты.
2. Платежный баланс представляет собой учет поступивших изза границы
и произведенных субъектами национальной экономики за границей платежей за
определенный период.
3. Валютная политика национальных Центральных банков осуществляется
в условиях фиксированного или свободно плавающего валютного курса. 18
3. Содержание социальной политики государства.
Уровень жизни и его показатели. Кривая Лоренца
Все проблемы современного общества, так или иначе, сводятся к
социальноэкономическим проблемам и имеют своим источником
фундаментальные потребности населения. Недостатки рыночного механизма
наиболее рельефно проявляются именно в социальной сфере и поэтому роль
государства здесь очень велика.
Можно выделить два больших направления социальной политики
государства:
1. Государственное регулирование занятости.
2. Регулирование доходов и социальная защита населения.
Регулирование занятости
Достичь полной 100 % й занятости практически невозможно и такой
задачи никто и никогда не ставит, да в этом и нет необходимости.
В мировой практике выработаны два основных типа воздействия на
уровень занятости:
1) активный тип сводится к следующим мерам государства:
изучение демографической ситуации в стране, постоянный учет
количества безработных и количества вакантных рабочих мест по профессиям,
отраслям, регионам;
оказание помощи людям в поиске работы;
организация переобучения работников и профориентация молодежи;
стимулирование частного бизнеса по сохранению старых и созданию
новых рабочих мест;
создание системы общественных рабочих мест;
увеличение спроса на рабочую силу на государственных предприятиях;
2) пассивный выплаты всевозможных пособий по безработице.
Безработным социальная помощь оказывается несколькими путями:
Пособие по безработице. Его получают лица, зарегистрированные на
бирже труда, имеющие определенный стаж работы и вносившие взносы в фонд
по безработице. В силу ряда ограничений пособия получают менее половины
безработных. Срок получения ограничен (США 26 недель). В РФ в 1995г. было
зарегистрировано около 2 млн. безработных, из них пособие получали 1,2 млн.
Помощь по безработице второй тип финансовой помощи. В одних
странах она составляет твердую ставку (Франция), в других» как и пособие по
безработице, долю заработка. В некоторых странах (США, Япония) такой
помощи не существует. 19
Если тот или иной трудящихся не работает и не может получить
пособие или срок их получения истек, государство выделяет ему и его семье
некоторые денежные средства и оплачивает отдельные коммунальные услуги.
Регулирование доходов
Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства
означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства
формируются на основе законов спроса и предложения, а также предельной
производительности факторов. Рыночный механизм никоим образом не дает
гарантированного уровня благосостояния. Тем не менее, в XX веке в экономически
развитых странах мира все более распространяются концепции и доктрины,
возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на
определенный стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и
практика «социальной рыночной экономики», означающая широкие социальные
мероприятия, проводимые государством.
Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной
экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил,
но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их
перераспределения. Социальная политика государства — одно из направлений его
деятельности по регулированию социальноэкономических условий жизни общества.
Главное звено в социальной политике государства занимает политика
формирования доходов населения. Понятие «доход» представляет собой показатель
результатов экономической деятельности. Экономическая теория использует понятие
«доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это
производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного
индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им. Это последнее и будет
рассматриваться в дальнейшем анализе.
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их
благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни
индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения
насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на
величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает
динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели
номинального, располагаемого и реального дохода. Номинальный доход количество
денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода. Располагаемый
доход доход, который может быть использован на личное потребление и личные
сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и
обязательных платежей. Реальный доход представляет собой количество товаров и
услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода,
т.е. с поправкой на изменение уровня цен. 20
Номинальные денежные доходы населения формируются из различных
источников, основными из которых являются: факторные доходы, денежные
поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и
льгот, поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из
страховых учреждений и т.п.). Средства, получаемые населением, работающим
по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда),
составляют решающую часть доходов населения. Существенное влияние на
формирование доходов населения оказывают выплаты по программам
государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное
обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются
различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание,
малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной
платы играет важную роль в формировании экономического поведения
индивидуума, его трудовой мотивации.
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо
чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население
осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через
аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на
формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной
политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим
гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения
уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях
государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же
время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Таким образом,
налогообложение населения выступает
в качестве
самостоятельного рычага формирования и распределения доходов, как одно из
направлений социальной политики. Объем налогов и сборов с населения постоянно
возрастает вследствие роста самих доходов. Среди налоговых поступлений решающую роль
играет подоходный налог, кроме этого взимаются налоги на собственность, налоги на
наследство, налоги с продажи и др. Однако при общих принципах формирования
доходов «заработанных» и полученных по каналам правительственных программ
сохраняются условия неравенства получаемых доходов, а значит и уровней
жизни различных слоев и групп населения. Можно ли измерить неравенство в
распределении доходов?
В экономической теории используется кривая Лоренца (рис. 3), как
показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода
общества между различными группами населения. Макс Лоренц американский
экономист и статистик (1876 – 1959).
Доход (%)
100 В
Т
А
С
О 21
Рис. 3. Кривая Лоренца
T
OBC
По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали
группами. Если бы в распределении
проценты дохода, получаемые этими
доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы
20% от всего совокупного дохода общества, 40% населения соответственно
40% дохода, 80% населения – 80% дохода и т.д. Следовательно, линия ОВ
показывает абсолютное равенство в распределении доходов. В реальности
фактическое распределение дохода показано линией ОАВ. Чем больше
отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОВ, тем больше
неравенство в распределении доходов. Если разделить заштрихованную площадь
Т на площадь треугольника ОСВ, то получим показатель, отражающий степень
неравенства в распределении доходов:
G
Этот показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини,
по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884 1965).
Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше
площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет
приближаться к 1, тем больше степень неравенства доходов. Причинами
неравенства в доходах в развитых странах выступают различия в физических и
умственных способностях людей, в образовании и квалификации, в составе
семьи, а также в обладании собственностью. С проблемой неравенства тесно
связан вопрос о бедности. Как определить, беден человек или нет? Для этого
разработан такой показатель как черта бедности. Она отражает уровень дохода,
который необходим, чтобы поддержать допустимый минимальный уровень
жизни. Для оценки степени дифференциации доходов также рассчитывается т.н.
децильный коэффициент отношение доходов 2х групп населения: 10%
населения с самыми высокими доходами, 10% населения с самыми низкими
доходами. Если этот коэффициент превышает 10, то считается, что необходимо
принимать меры по его сдерживанию и некоторому выравниванию доходов.
Главным инструментом выравнивания доходов различных слоев населения
является система налогообложения с ее прогрессивной шкалой ставок. 22
В деле регулирования доходов и социальной защиты населения
основные меры государства сводятся к следующему:
o определение индекса стоимости жизни, расчет минимальной
потребительской корзины и прожиточного минимума. Определение душевых
доходов населения;
o законодательное установление минимальной заработной платы и
минимальной пенсии;
o индексация доходов в условиях инфляции; компенсация высоких цен
на товары широкого потребления;
o социальное вспомоществование экономически слабым, незащищенным
слоям населения (пенсионерам, инвалидам, учащейся молодежи, многодетным и
т.д.);
o расчет коэффициента Джини,
децильного коэффициента и
предотвращение неоправданно высокой дифференциации доходов разных групп
населения.
Социальная защищенность включает в себя систему мер, защищающих
любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не
только в результате безработицы, но и потери или резкого сокращения доходов,
болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости
и т.д.
Существует разные системы финансирования социальных программ.
Главным и единственным гарантом может выступать государство, что присуще
централизованной экономике. В странах с развитой рыночной экономикой
сложилась трехзвенная система, в которой в финансировании участвуют
государство, работодатель и получатель средств.
Чрезмерно активное вмешательство государства в перераспределительные
процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в
обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой сто
роны, сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к
росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению
социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его
эффективности.
Достижение оптимальных масштабов вмешательства
государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с
разрешением противоречия между эффективностью и социальной
справедливостью. Конфликт между эффективностью и социальной справед
ливостью лежит в сфере соприкосновения экономической и духовной сфер
жизнедеятельности человека, каждая из которых развивается по своим законам,
но, тем не менее, тесно взаимосвязанных. При всей однотипности
экономических законов в странах с рыночной организацией хозяйства
экономические процессы в них развиваются на базе специфических для каждой
страны духовных, нравственных устоев общества, национальных традиций,
исторических особенностей, формирующих особые мотивы хозяйственного 23
поведения. Так, чрезвычайно высокие ставки налогов, взимаемых с доходов
частных лиц и прибылей корпораций в Швеции, являются неприемлемыми для
США.
Выводы по 3 вопросу:
1. Направления социальной политики государства:
государственное регулирование занятости;
регулирование доходов и социальная защита населения.
2. Кривая Лоренца показывает неравномерность распределения
совокупного дохода общества между различными группами населения.
3. Коэффициентом Джини – показатель, отражающий степень неравенства
в распределении доходов.
Заключение
Выводы по лекции:
1. Подобно фискальной политике, кредитноденежная политика призвана
способствовать установлению в экономике общего уровня производства,
характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
2. Тремя основными инструментами кредитноденежной политики
являются: операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение
учетной ставки.
3. Денежнокредитная политика тесно связана с бюджетноналоговой и
внешнеэкономической политикой. В соответствии с приверженностью к той или
иной концепции государство выбирает преимущественное применение
инструментов фискальной или кредитноденежной политики. Однако на
практике правительства не дают предпочтение одной из них, а используют в
тесной взаимосвязи.
4. Взаимовлияние кредитноденежной и внешнеэкономической политики
основано на установлении фиксированного или свободного валютного курса
Центральным Банком.
5. Социальная политика государства осуществляется по двум основным
направлениям: регулирование занятости и регулирование доходов.
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Лекции по макроэкономике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.