Понятие письма
В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения.
В языкознании – это система знаков, присущих тому или иному языку с целью кодирования информации для осуществления общения.
В методике под письмом понимается овладение графической и орфографической системами ИЯ для фиксации языкового и речевого материал в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в устной речи и общении.
Образовательные стандарты: ФГОС
Выпускники основной школы (5-9 классы) ДОЛЖНЫ:
заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Действующий образовательный стандарт
На профильном уровне (10-11 классы) это также умение «писать тезисы, рефераты, обзоры прочитанного/ прослушанного/просмотренного/, использовать письменную речь на ИЯ в ходе проектно-исследовательской работы», в том числе в русле выбранного профиля. Это также развитие профильно-ориентированных умений письменного перевода.
Европейский стандарт
Уровень выживания А1 – это умение написать короткую почтовую открытку и заполнить формуляр в гостинице;
уровень совершенства С3 – это умение писать сложные письма, отчеты, статьи; письменное изложение содержания и критики профессиональных или художественных литературных произведений.
Письмо как вид речевой деятельности
4 группы навыков:
навыки начертания знаков письма (т.к. каллиграфия);
навыки правильного перекодирования звуков речи в адекватные графические знаки речи (т.е. орфография);
навыки построения письменного высказывания (т.е. композиция);
лексические и грамматические навыки письма.
Письмо как вид речевой деятельности
Навыки первой и второй групп называются техникой письма (навыки группы А), а навыки третьей и четвертой групп (навыки группы Б) – это продуктивная письменная речь с присущими ей особенностями: полнота, логическая развернутость, лексическое разнообразие, грамматическая нормативность;
Между ними – запись.
Письмо как процесс
Л.С. Выготский считал, что если «внешняя речь стоит в развитии перед внутренней, то письменная речь стоит после внутренней, предполагая ее наличие».
Письмо как процесс
Зависимость внутренней речи от внешней такова: речедвигательный компонент появляется в результате говорения, зрительный – в результате чтения, моторно-графический – в результате работы руки.
Письмо как продукт
Это - графическая система (графика и орфография)
сам процесс и результат выражения мыслей в графической форме: личное и деловое письмо, биография, резюме, эссе и т.п..
Подходы к обучению письму
1. Директивный (формально-языковой подход) - списывание.
2. Лингвистический (формально-структурный) подход) – на основе образца.
3. Деятельностный (коммуникативный, содержательно-смысловой) подход –индивидуальное творчество.
Содержание обучения письму: графика
Определить: какие буквы можно перепутать на РЯ и ИЯ и почему; какие буквы пишутся одинаково на РЯ и ИЯ; каких букв нет в РЯ и т.д.
Написать буквы под диктовку: строчную и прописную; только строчную или только прописную; писать первую букву перечисляемых слов и т.д.
Узнать буквы, написанные в воздухе рукой. Игра «Отгадай-ка».
Закончить написание буквы, начатой учителем.
Контрольное списывание букв с доски.
Самодиктанты. Списывание с доски или учебника, самопроверка.
Содержание обучения письму: орфография
Рифмовка слов:
Группировка слов на основе фонемных соответствий. В списке слов найдите слова, которые имеют фонемы… и впишите их в соответствующие группы.
Группировка слов по графемным соответствиям. Среди данных слов найдите те, в которых будут следующие буквосочетания: ou, oo, aw, ow, etc.
Вставить пропущенные буквы.
Закончить начатые слова.
Найти ошибки в данных словах.
Списать слова.
Зрительный диктант/самодиктант.
Словарный диктант/контрольный диктант.
Содержание обучения письму: запись
Списывание с дополнительным заданием: раскрыть скобки, вставить пропущенные слова
Выписывание из текста или записывание со слуха.
Упражнения на трансформации (грамматические и лексические).
Нахождение в предложениях и текстах ошибок (лексических, грамматических, стилистических).
Упражнения на логическое развитие замысла: на завершение предложений; на составление вопросов к имеющимся ответам и, наоборот; на соединение разрозненных частей предложения; на предвосхищение окончания текста.
Упражнения на расширение текста по линии добавления прилагательных, наречий, глаголов.
Составление плана-конспекта, графика, схемы.
Письмо как средство контроля знаний, умений и навыков
Письменные работы на сформированность лексических навыко
Письменные работы на сформированность грамматических навыков
Письменные работы, выявляющие речевые умения (говорение, чтение, аудирование)
Письменные контрольные работы для выявления понимания прочитанного текста
Обучение письму на профильном уровне
Личное и официальное письмо, сообщение, сочинение, описание, рецензия, изложение, аннотация, рефераты, проектная работа.
Учащиеся должны уметь: описывать события, факты, явления; сообщать, запрашивать информацию развернутого плана; выражать собственное суждение, мнение; создавать вторичные тексты (рефераты, аннотации); делать учебные записи с целью организации собственной деятельности.
Перевод на профильном уровне
Навыки: выбора и использования: 1) словарей (толковых на ИЯ, двуязычных, специальных (лингвистических, лингвострановедческих, др.)); 2) справочной литературы (традиционной, электронной, энциклопедий).
Умения: редактировать на русском языке переводные тексты профильной направленности.
Письменный перевод как аспект обучения ИЯ предполагает овладение такими переводческими приемами, как: замена, перестановка, добавление, опущение, калькирование.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.