Лекции по методике обучения иностранному языку

  • Презентации учебные
  • Разработки курсов
  • ppt
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Обучения ИЯ на разных ступенях.ppt

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ

Ступень обучения. Начальная школа.
Основная (средняя школа)
Старшая и профильная школа.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения

Базовым служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД); выделением УУД, порождающих компетенции, знания и навыки;
нацеленность на результаты – личностные, метапредметные и предметные.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Иностранный язык»


Личностные
Метапредметные
Предметные

1. Личностные результаты

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, знание моральных норм, ценностно-смысловые ориентации, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Метапредметные результаты


Общеучебные

Логические

Специально-предметные

2.1.Общеучебные результаты

выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации, в том числе с помощью компьютерных средств, знаково-символические действия, включая моделирование;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, выбор самых эффективных способов решения (говорение и письмо);
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
овладение разными стратегиями чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из устных текстов разных жанров (аудирование);
выделение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация в восприятии текстов разных жанров и стилей.

2.2. Логические результаты

анализ, синтез;
дополнение недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения и оценки, классификация объектов;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и т.п

2.3. Специально-предметные результаты

Коммуникативные умения
Языковые
Социокультурная осведомленность
Общеучебные и специальные учебные умения.

Главный предметный результат

В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных умений, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитание умения учиться.
Главная задача – сохранить мотивацию к изучению ИЯ.

Начальная школа: воспитательный результат

…«не воспитав нравственность, невозможно обеспечить становление личности с адекватным отношением к окружающему миру и способной к созидательной (а не разрушающей) творческой деятельности» (З.Н. Никитенко)

Развивающие функции ИЯ образования

Развитие младшего школьника как человека нравственного, человека культуры и гражданина;
Социализация личности – обеспечить вхождение в школьное сообщество и поликультурный социум;
Развитие творческого потенциала в аспекте сохранения здоровья.

Начальная школа. Принципы обучения ИЯ

Коммуникативная направленность;
Деятельностный характер учебного процесса;
Учет ведущей деятельности (игровой) младшего школьника;
Динамика продвижения от легкого к трудному;
Доступность и посильность изучаемого материала по содержанию и объему;

Начальная школа. Принципы обучения ИЯ

Использование разных видов наглядности (зрительной, моторной, слуховой, кинестетической).
Социокультурная направленность процесса обучения ИЯ.
Учет опыта в родном языке.
Преобладание аутентичного материала.
Разумный баланс между игровой, учебной и речевой деятельностью.
Сбалансированное обучение устным и письменным формам общения.
Широкое использование эффективных современных технологий обучения.

Начальная школа Универсальные учебные действия

Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные УУД как основа умения учиться

Примерная программа по ИЯ в начальной школе

Цель:
формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности:
аудировании
говорении
чтении
письме

Задачи по ИЯ в начальной школе (1)

формирование представлений об иностранном языке как средстве общения (устного и письменного);
расширение лингвистического кругозора (овладение элементарными, доступными для младшего школьника языковыми средствами для общения);
обеспечение коммуникативной адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера в иноязычном общении;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения ИЯ;

Задачи по ИЯ в начальной школе (2)

развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей и использованием иностранного языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового и учебного общения;

Задачи по ИЯ в начальной школе (3)

духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работать в паре, группе.

Место учебного предмета «Иностранный язык» в учебном плане


Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение иностранного языка в начальной школе выделяется 204 часа во 2, 3, 4 классах (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Основные содержательные линии учебного предмета «Иностранный язык»

коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме;
языковые средства и навыки пользования ими;
социокультурная осведомленность;
общеучебные и специальные учебные умения.

Схема «Содержательные линии учебного предмета «ИЯ»

Примерные требования к используемым средствам обучения: начальная школа

Основное средство – УМК. К числу основных требований относятся:
Учет возрастных особенностей и психологии обучения младших школьников: имеют значение шрифт, оформление, вес учебника.
Комплексное развитие всех аспектов языка и видов РД.
В звуковое пособие следует включать как мужские, так и женские голоса, лиц разного возраста, желательно начитанные носителями языка.
УМК должны быть хорошо иллюстрированы, создавать необходимую зрительную поддержку.
Текстовый и визуальный ряд желательно сочетать с музыкальным сопровождением.

Средняя ступень обучения

Обучение ИЯ на средней ступени общеобразовательной школы


ФГОС основного общего образования (2010)

Цели

Основная цель изучения иностранных языков школе – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
К завершению обучения в основной школе, планируется достижение общеевропейского допорогового уровня (А2),

Принципы обучения иностранным языкам в основной школе

коммуникативной и когнитивной направленности обучения;
социокультурной ориентированности;
образовательной и воспитательной ценности содержания обучения;
доступности и посильности;
активности;
проблемности;
учета языкового, речевого, социального опыта изучения родного языка

Примерная программа обучения ИЯ в основной школе

Содержание обучения
Предметное содержание речи;
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности;
Языковая грамотность;
Социокультурные знания и умения.

Схема «Содержание обучения ИЯ в основной школе»

Примерные требования к используемым средствам обучения: основная школа

Основное средство – УМК. К числу основных требований относятся:
Комплексное развитие всех аспектов языка и видов РД.
В звуковое пособие следует включать как мужские, так и женские голоса, лиц разного возраста, желательно начитанные носителями языка.
УМК должны быть хорошо иллюстрированы, создавать необходимую зрительную поддержку.
Текстовый и визуальный ряд желательно сочетать с музыкальным сопровождением.

Примерные требования к используемым средствам обучения: основная школа

Для основной школы необходимо использование тестов на самоконтроль или элементов языкового портфолио.
Желательно использовать памятки-инструкции.

Примерные требования к используемым средствам обучения: основная школа

Система упражнений:
лексические и лексико-грамматические упражнения языкового и условно-коммуникативного характера;
коммуникативно-игровые и коммуникативно-поисковые задания;
речевые упражнения;
языковые, речевые и социокультурные опоры;
многоуровневые задания;
проектные задания индивидуального, парного и группового характера;
творческие задания на создание собственных текстов и иных продуктов деятельности.

Старшая ступень обучения

Обучение ИЯ на старшей ступени полной средней школы (базовый и профильный уровни)


ФГОС среднего (полного) общего образования (2004)

Цели обучения иностранным языкам в старшей школе

Основные функции старшей ступени состоят в следующем:
обеспечить завершение школьниками общего полного среднего образования и подготовить к труду в современном постиндустриальном обществе;
помочь учащимся в самоопределении, выборе жизненного пути в соответствии со склонностями и возможностями;
стимулировать старшеклассников к продолжению образования и самообразованию.
к завершению обучения в старшей школе на базовом уровне планируется достижение общеевропейского порогового уровня (В1)

Стратегическая цель старшей (базовой и профильной) школы

Старшая школа ставит своей целью подготовить выпускников к полноценному участию в жизни государства: продолжить образование и/или начать трудовую деятельность.

Содержание обучения в старшей школе (базовый уровень)

Предметное содержание речи
Социально-бытовая сфера: Повседневная жизнь, быт, семья. Межличностные отношения. Здоровье и забота о нем.
Социально-культурная сфера: Жизнь в городе и сельской местности. Научно-технический прогресс. Природа и экология. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи. Страна/Страны ИЯ. Путешествия по своей стране и за рубежом.
Учебно-трудовая сфера: Современный мир профессий. Планы на будущее, про­блема выбора профессии. Роль иностранного языка в современном мире.

Содержание обучения в старшей школе (базовый уровень)

Виды РД
Говорение;
Аудирование;
Чтение;
Письменная речь;
Перевод

Содержание обучения в старшей школе (базовый уровень)

Социокультурные знания и умения
Расширение объема лингвострановедческих знаний с учетом тематики и проблематики выбранного профиля
Языковые знания и навыки
Совершенствование орфографических, произносительных, лексических, грамматических навыков
Компенсаторные умения
Расширение умений в условиях дефицита языковых средств. Развитие умений справочного аппарата- комментариев, сносок
Учебно-познавательные умения
Развитие специальных учебных умений, обеспечивающих освоение языка и культуры

Схема «Содержание обучения в старшей школе» (базовый уровень)

Схема «Предметное содержание речи в старшей школе» (базовый уровень)

Схема «Виды РД в старшей школе» (базовый уровень)

Схема «ЗУНы в старшей школе» (базовый уровень)

Цели и содержание обучения ИЯ в профильной школе

В основном совпадают с целями и содержанием обучения ИЯ в старшей школе базового уровня, но с учетом выбранного профиля.

Требования к уровню обученности школьников по ИЯ на профильном уровне.

Знать/понимать
(лексика, грамматика, лингвострановедение)
Уметь
(в видах РД)

Содержание обучения в старшей школе (профильный уровень)

Цели:
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной);
развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации:
к завершению обучения в профильной школе, планируется – приближение к общеевропейскому пороговому продвинутому уровню (В2).

Главные результаты в основной школе (базового и профильного уровней)

В основной школе главным результатом образования является формирование умений эффективной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой;
подготовка к осознанному выбору будущей профессии;
приобретение знаний о своих правах и обязанностях.

Структура и содержание профильного обучения


Три типа учебных курсов:
а) базовые общеобразовательные;
б) профильные;
в) элективные и факультативные.

Содержание обучения иностранному языку на профильном уровне

Углубленное изучение предусматривает развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности в рамках тематики, указанной в стандарте и примерных программах.

Основные принципы профильного обучения

принцип коммуникативно-когнитивной социокультурной/культуроведческой/ межкультурной направленности обучения;
принципы дифференциации и индивидуализации обучения;
принцип учета и развития профессиональной ориентации старшеклассников;
принцип возрастания удельного веса самостоятельности школьников;

Основные принципы профильного обучения

принцип интенсификации речевого и социального взаимодействия школьников средствами иностранного языка;
принципы опоры на уже имеющийся опыт учения;
принцип реализации реальной преемственности языкового образования;
принцип продуктивности,

Модели организации профильного обучения иностранным языкам

Модель внутришкольной профилизации, внутри которой выделяются дна подвида: однопрофильная школа (школа, выбравшая только один профиль, например физико-математический или социально-гуманитарный); многопрофильная школа (реализующая несколько профилей).
Модель сетевой организации, когда профильное обучение осуществляется за счет организованного привлечения образовательных ресурсов других образо­вательных учреждений.

Формы организации профильного обучения иностранным языкам

Модульная форма. Наиболее перспективной инновационной формой организации профильного обучения в старшей школе многие исследователи считают модульную форму:
зачетно-модульная;
модульно-рейтинговая.

Основные приемы и технологии обучения ИЯ на старшей ступени

Перевод
Реферирование и аннотирование
Обучение в сотрудничестве
Интерактивные ролевые игры
Проектная методика
Портфолио

Примерные требования к средствам обучения

Основное средство – УМК. К числу основных требований к УМК относятся:
Комплексное развитие всех аспектов языка и видов РД плюс перевод с учетом выбранного профиля.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения

Целью действующего стандарта является обучение (ЗУНы и компетенции), целью нового стандарта является образование, нацеленное на результаты: личностные, предметные и метапредметные.
Стратегическая цель образования, согласно новым стандартам – развитие и воспитание личности высоконравственного, духовного гражданина России.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения

Базовым служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД)
выделение УУД, порождающих компетенции, знания и навыки

Основные предметные результаты (ФГОС 2)

Начальная школа
Основная школа
Старшая (профильная) школа

Начальная школа

приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью по иностранному языку, расширение лингвистического кругозора
сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы

Основная школа

формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

Основная школа

Достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго и третьего иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширить знания в других предметных областях.

Полная школа (базовый уровень)

сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для социализации;
владение знаниями о социокультурной специфике страны (стран) изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение, адекватное этой специфике; умение выделять общее и различное к культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах, как с носителями изучаемого языка, так и представителями других стран, использующими данный язык как средство межличностного и межкультурного общения;
сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Полная школа (профильный уровень) 1

Достижение уровня владения ИЯ, превышающего пороговый, достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля и для построения индивидуальной траектории развития школьника;

Полная школа (профильный уровень) 2

Сформировнность умений перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами по тематике выбранного профиля;
Владение ИЯ как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений, расширение своих знаний в других предметных областях.

Вся жизнь впереди!

Контакты

Гринченко Наталья Александровна
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Кафедра-романо-германских языков и перевода
inelsu@mail.ru