Лекция: «Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса».

  • docx
  • 11.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5. Доклад музыка.docx

    Лекция: «Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса».

Общество ставит перед школой задачи гуманизации воспитания личности. Модернизация содержания образования, обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков. Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей. Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиально важное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей. Именно межпредметные связи призваны обеспечить единую методологическую основу предметной системы в целом на базе выделения таких систематизирующих научных идей, которые должны пронизывать обучение по всем предметам. «В существующих образовательных парадигмах содержание образования обычно отождествляется с достаточно узко трактуемым учебным материалом».  Недостаток нынешней системы образования в «предметной раздробленности целостной картины мира и дискретности изучения большого объема предметов». Содержанием образования должна стать «…вся культура человечества: и система научных знаний, и эмоционально-образный мир искусства, и исторические традиции, и система деятельности, в том числе творческой, и отношения, и ценностные ориентации» . Понимая важность данной проблемы, современные учителя-новаторы стремятся к преодолению узкопредметного обучения в школе, тормозящего разностороннее развитие личности, решая эту проблему через межпредметную интеграцию в образовательном процессе. Интеграция (лат. – восстановление, восполнение, целое) – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Способы интеграции в современной школе различны. Прежде всего, это объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. Д.И. Корнющенко выделяет следующие принципы интеграции:

·         принцип всеобщности;

·         принцип всесторонности;

·         принцип гармоничности (души и мысли);

·         принцип развития;

·         личностный принцип (подход к учащемуся как к самостоятельной, свободно мыслящей личности).

Понять и осмыслить окружающую жизнь можно только в осмыслении закономерностей и связей элементов и предметов со всем окружением, интеграция в образовании рассматривается как условие формирования представлений о целостности, взаимосвязи и единстве всего в мире знаний, научения находить, осмысливать обобщающие моменты и связывать явления друг с другом. Таким образом, интеграция – это особый структурно выстроенный педагогический процесс, направленный на научение детей рассматривать любые явления с разных позиций; развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирование у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования, развитие у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве. Удивительная способность музыки познавать мир на чувственной основе при помощи яркой образности «помогает детям лучше понимать мир, находить интересные формы общения, что создает условия для формирования способности мыслить и чувствовать одновременно». Поэтому так часто сегодня учителя-предметники используют музыку на своих уроках. Музыкальное искусство является по своей природе интердисциплинарным, «объединяющим знания об интонационно-семантическом наполнении речи, литературы и поэзии; изобразительных возможностях музыкального искусства; о его синкретической взаимосвязи с хореографией; ассимиляции «прекрасного» и «доброго»; психологических и физиологических особенностях восприятия; происхождении и физических свойствах звука; математических пропорциях и логике; геометрических симметрии и соразмерности; о географическом расположении государств и народов, их населяющих, с характерной для них музыкальной культурой». Наиболее распространенными на сегодняшний день в образовательной практике являются интегративные связи музыки с предметами, находящимися вместе с ней в одной образовательной области (музыка и литература, музыка и изобразительное искусство, музыка и ритмика и т.д.). Однако налицо тенденция к интеграции музыки с довольно отдаленными образовательными областями (музыка и физика, музыка и математика, музыка и биология, музыка и иностранные языки, музыка и география и т.д.). Учитель-новатор Т.Ю. Гуняшова рассматривает различные взаимосвязи музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов, среди них: музыка и математика (Пифагор); музыка и физика (Ньютон); музыка и биология, химия (А.П. Бородин); музыка и география и др. «Мировоззренческая направленность музыкального искусства в обучении естественнонаучным дисциплинам способствует не только глубинному познанию законов развития окружающего мира, природы человека, но и помогает его оценивать с точки зрения красоты». «Это и есть тот классический путь, синтез искусств и наук, который направит личность на достижение разносторонней образованности в самом себе и поможет расширить духовное зрение в познании сложного мира своих сверстников». Разработанная система уроков Н. Палтышева, предполагает введение музыки в уроки физики. Это музыка Баха, Бетховена, Скрябина, Чайковского, Шопена, Прокофьева, Моцарта, Грига и др., вводится она для того, чтобы создать определенный эмоциональный климат в классе. Автор утверждает, что включение музыки высокой традиции создает на уроках атмосферу высокой духовности, размышлений о глубинных основах бытия. «На уроке мы говорим с ребятами о материальном мире, рассуждаем о формах материи, ее свойствах, о несотворимости и неуничтожаемости материи. Сложные вопросы, сложная музыка, но зато как думается!». Любой урок естественнонаучного цикла не потеряет, а только обретет свою значимость, если он будет насыщен элементами философии, а это в свою очередь и музыка, и поэзия, и живопись. Автор призывает: «…так давайте наши уроки сделаем не только уроками по изучению законов физики и химии, а уроками, на которых будет звучать гимн одержимым людям, гимн солнцу, гимн росинке, гимн человеческому разуму». Особый интерес вызывает интеграция музыки и математики. Примечательным является тот факт, что вопрос взаимодействия музыки и математики привлекает и музыкантов, и математиков. Музыкально-теоретические дисциплины связаны с математикой не только отдельными математическими понятиями (число, симметрия, золотое сечение, счёт и др.), но и педагогическими методами и приёмами (применение схем, графиков, формул и т.д.). Диссертационное исследование Е.Б. Ежовой связано с изучением особенностей развития музыкального слуха учащихся ДМШ в классе сольфеджио с привлечением элементов математики. В первую очередь связь между предметами заключается «в применении общих понятий (счёт, доли, размер, квадрат – не квадрат, дроби, система координат, формулы, число, чёт-нечет и т.д.); в применении арифметических действий (счёт, сложение, деление, вычитание); в применении общего вида мышления (логического); в необходимости иметь общие психические качества (логически мыслить, думать, рассуждать и т.д.)». «Использование элементов математики дает возможность адекватно воспринимать музыкальные понятия, эстетически почувствовать стройность и красоту музыкальных структур, развивать гибкость мышления, связывать понятия и идеи из разных областей знаний, развивать общие приемы умственной деятельности (классифицировать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и т.д.)». В свою очередь учителя математики на уроках применяют элементы музыкальной теории, дабы избежать в сознании учащихся представление о «сухости», формальном характере математики и оторванности её от жизни и практики. «Наполнив уроки конкретными фактами, яркими образами и сделав их содержательнее, разнообразнее и занимательнее учитель может навести мосты, соединяющие математику с окружающим миром». Русикова М.В. в своем диссертационном исследовании рассматривает использование музыки на уроках математики в начальной школе в качестве вспомогательного компонента обучения:

 -        как способ активизации деятельности (под музыку выполняются задания по математике); -        как интеллектуальный отдых;

-        как эмоциональное обогащение восприятия, способствующее лучшему запоминанию материала;

-        как игру, способствующую развитию интереса к «сухой» науке (через попевки, прибаутки на математические правила). «Глубина восприятия и переживания музыки накладывает отпечаток на интеллектуальные, строго логические размышления и действия детей, существенно повышая их продуктивность». Существуют разработки бинарных уроков, составленные совместно учителем математики и учителем музыки. Авторы: Хохлачева Т.В., Острожнов Н.А. [18], Исратова Ю., Кутасова Л. С. , Андреева С.В. , Маврина Т. В. и др. Цели подобных уроков: -        расширение кругозора учащихся,

 -        выявление общих закономерностей в музыке и математике;

-        воспитание интереса к изучаемым предметам. Степень реализации межпредметных связей может быть различной. Это зависит от содержания урока.

На наиболее примитивном уровне принцип использования межпредметных связей выражен в общем комплексном подходе к постановке и решению учебно-воспитательных задач. Следующий уровень – фрагментарный. Здесь межпредметные связи осуществляются в построении учебного материала в виде элементов, примеров, общих фактов, понятий и составляют фрагмент в структуре урока. Высший уровень подразумевает органическое включение в структуру урока учебного материала из других предметов, без которых не может быть хорошо изучен новый материал программы, требующий обобщения, синтеза знаний. На высшем, синтезированном, уровне проводятся повторительно-обобщающие уроки, где объединяются знания из различных предметов с позиции общих мировоззренческих идей. Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса выполняет следующие функции:

1)      образовательная – формирование системности знаний о мире на основе развития ведущих научных идей и понятий;

2)      развивающая – развитие системного мышления, познавательных интересов и познавательной активности;

3)      воспитательная – формирование нравственных и эстетических идеалов учащихся.

Таким образом, включение музыки в систему межпредметных связей в педагогическую практику выступает как один из путей совершенствования содержания обучения.