Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри!
Вашему вниманию я хочу представить свое рассуждение на тему
«Современное образование. Взгляд педагога-наставника».
Сл 1 Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.
Сл 2 Национальные проекты – инструмент социально – экономического развития государства, призванный вывести приоритетные отрасли на новый уровень. Проще говоря, под национальным проектом понимаются комплексные программы, имеющие общенациональную значимость.
Сл 3 В России с 2018 года реализуются 13 проектов. (слайд - 13 проектов)
Национальные проекты, установленные указом президента РФ должны обеспечить прорывы в научно-технологическом и социально-экономическом развитии страны, повысить уровень жизни каждого гражданина, а также создать возможности для его самореализации.
Как мы видим, эти проекты охватывают все сферы нашей жизни: демографию и образование, здравоохранение и культуру.
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой, функционально грамотной и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Сл 4 2023 год Указом Президента России объявлен Годом педагога и наставника. В целом наставничество в образовании является важнейшим условием в профессиональном становлении молодого учителя, в повышении педагогического мастерства, также значимо и в профессиональной ориентации учащихся. Наставничество сегодня — и популярный тренд, и осознанная необходимость.
Сл 5 Любой учитель и наставник должен обладать коммуникативными и организаторскими навыками, способностью обеспечить культуру интеллектуального труда. Это ключевые компетенции педагога. Именно педагогические умения составляют суть профессионализма учителя, именно от них зависит, насколько успешно он сможет обучать и воспитывать школьников.
Сл 6 Задача
современного образования - не передать ученику знания, как раньше, а научить
его самостоятельно добывать их, анализировать, мыслить, ставить цели,
определять задачи и пути их решения, что предполагает новый федеральный государственный
образовательный стандарт.
Современное российское образование должно стать импульсом,
способным пробуждать творчество и направлять людей к действию, а также
воспитывать правильный образ жизни.
А для того, чтобы молодой учитель не потерялся в многообразии программ, методов и инноваций, смог организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями, ему необходимо оказать поддержку и важную роль в этом оказывает педагог - наставник.
Сл 7 Работая учителем немецкого языка на протяжении
многих лет, я занимаюсь урочной и внеурочной деятельностью, и отчетливо понимаю,
что в свете сегодняшних событий популярность изучения немецкого языка
значительно снизилась. Поэтому приходится постоянно совершенствовать свои
профессиональные навыки, обучаясь, изучая и применяя различные методики на занятиях,
которые требуют от нас стандарты второго и третьего поколения.
Повсеместная компьютеризация, увеличение информационного потока, применение
новых технологий – это реалии сегодняшнего дня. Расширено поле общения. Мы
можем общаться, делиться своим опытом не только внутри своего коллектива, на
муниципальном и региональном уровнях, но и с педагогическим сообществом
посредством сети.
Сл 8 Так, например, на протяжении нескольких лет я являюсь членом
жюри конкурса чтецов на немецком языке, принимала участие в семинаре –
практикуме в рамках работы ресурсной организации инклюзивного образования, в
Фестивале педагогического мастерства в рамках работы регионального ресурсного
центра развития образования, в муниципальных методических объединениях,
в ежегодном Фестивале немецкого языка и других.
Такое общение позволяет осуществлять более основательную подготовку, а иногда и
использовать «чужие идеи», что, кстати, не возбраняется. На мой взгляд учитель из
единственного источника знаний превратился в куратора образовательного процесса
и режиссера, который его создает.
Сл 9 Среди зарекомендовавших себя
технологий в современном образовании есть прекрасно известные многим, сидящим в
этом зале, которые, разумеется, я также использую:
Игровые технологии на любой ступени образования повышают
эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным,
способствуют успешному усвоению изученного материала, развивают функциональную
грамотность обучающихся ( не только читательскую, которая отрабатывается
практически на каждом занятии, но и математическую, финансовую при изучении числительных,
денежных единиц разных стран, при разыгрывании диалогов « В магазине», «На
рынке», «Как мы можем экономить?». Естественно-научная грамотность развивается
при изучении влияния окружающей среды на экологию, проблемы переработки мусора
и т.д. . Так же использование игровых технологий формирует у ребят навыки
коллективной работы. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам,
взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его
взять. (Мемори, домино, ролевые игры, живое предложение, «Фруктовый
салат»)
Сл 10 Технология сотрудничества: Основная идея заключается в
создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных
ситуациях. (например, записать видео вопрос одного из учащихся и
использовать его на уроке для создания проблемной ситуации, которую необходимо
решить в группе или в паре)
Метод проектов – любимый многими, мною особенно! Этот метод я
использую с начального этапа обучения, чтобы развить активное самостоятельное
мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а
уметь применять их на практике. Сл 11 Важно, что в работе над проектом
дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них
взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности
и активность обучающихся все проекты используются на уроках в качестве наглядности
и дидактического материала; учащиеся выступают на открытых мероприятиях; лучшие
работы представляются на выставке в кабинете; растет самооценка личности. Новой
для меня стала технология терапевтической дидактики, но уже в течении 3 лет я
успешно применяю ее на своих занятиях. Данная технология позволяет мне сделать
изучаемый материал доступным для ребенка с любым типом восприятия (аудиал, визуал,
кинестетик)
Сл 12 Еще одна современная технология, которая очень мне нравится
- это «Геймификация». Она обеспечивает интерактивность образовательного
процесса и делает его более интересным. Эта технология предполагает внедрение
игр (включая компьютерные и видеоигры) в обучающие программы и позволяет
изменить отношение детей к своим ошибкам. (Они не будут бояться условно «плохой» оценки, так как
обучение строится по примеру игр, принцип которых строится на задаче перехода
на новый уровень. Дети могут заниматься поиском решений и новых вариантов).
Сл 13 Независимо от того, какую методику я
использую в своей деятельности, в работе с детьми, заметила большой интерес учеников
к творчеству и созиданию. Современные методики и технологии обучения позволяют повысить
эффективность обучения, ведь они обеспечивает систему действенных обратных
связей, что способствует развитию личности и самореализации.
В настоящее время я стараюсь, чтобы мои уроки были всегда связаны с
современной жизнью, были не похожими один на другой. Хочу, чтобы ученики были позитивными,
чтобы они уважали чужую точку зрения, были патриотами и гражданами. Я знаю, что
от того, как я буду работать, зависит будущее – мое, моих учеников, моей
страны.
Сл 14 Главное, что я поняла: никогда нельзя останавливаться в своем
развитии и нельзя закрываться в себе: делитесь интересными идеями, никогда не
бойтесь высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения.
Помните: «Жизнь учителя – это вечное стремление к познанию.» В этом, на мой
взгляд, и заключается суть современного образования. Сл 15 Спасибо за
внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.