Лекция на тему:
Факторный анализ, его типы и задачи
Все явления и процессы хозяйственной деятельности организации находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно.
Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем более детально исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы организации.
Факторный анализ - это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.
Типы факторного анализа:
1. детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);
2. прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);
3. одноступенчатый и многоступенчатый;
4. статический и динамический;
5. ретроспективный и перспективный.
Детерминированный факторный анализ - это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Стохастический факторный анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем является не полной, вероятностной. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.
При прямом факторном анализе исследования ведется дедуктивным способом от общего к частному.
При обратном от частных факторов к обобщающим.
Одноступенчатый факторный анализ - исследуются факторы только 1-го уровня, 1-ой ступени без их детализации на составные части. Y = a * b.
Многоступенчатые - проводится детализация факторов a и b на составные элементы.
Статический - это изучение влияния факторов на определенную дату (месяц, квартал, год).
Динамический - методика исследования причинно-следственных связей в динамики.
Ретроспективный и перспективный: см. тему виды эк. анализа.
Классификация факторов в экономическом анализе:
1. По степени воздействия на результат:
- основные - которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель
- второстепенные - те, которые не оказывают воздействие на результативный показатель.
2. По месту возникновения:
- внутренние - факторы, которые зависят от деятельности данной организации.
- внешние - факторы, которые не зависят от деятельности данной организации (инфляция).
3. В зависимости от человека:
- объективные - не зависят от воли и желания людей (стихийные бедствия).
- субъективные - зависят от физических и юридических лиц.
4. По степени распространенности:
- общие - те, которые действуют во всех областях экономики.
- специфические - действуют в условиях отдельной отрасли экономики или организации.
5. По времени действия:
- постоянные, т.е. неизменные.
- переменные - освоение новых видов продукции, новой техники, новой технологии.
6. По характеру действия:
- экстенсивные - связаны с количественным приростом результативного показателя.
- интенсивные - связаны с
качественным приростом результативного показателя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.