ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:
Годовая инвентаризация: проведение и оформление результатов
Общие принципы проведения инвентаризации, а также правила документального оформления ее результатов регламентирует Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 ( далее - Положение № 879). Им должны руководствоваться все юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Обязательно проводить годовую инвентаризацию
Инвентаризация активов и обязательств предприятия является обязательным перед составлением годовой финотчетности. Ведь это предусмотрено пунктом 12 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ 28.02.2000 № 419 ( далее - Порядок № 419).
Проведение инвентаризации также обязательно в других случаях, перечисленных в пункте 12 Порядка № 419. В частности, в случае смены материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел), установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей, ликвидации предприятия и тому подобное.
Инвентаризация на предприятиях, расположенных на временно оккупированной территории и / или на территории проведения АТО или структурные подразделения (обособленное имущество) которых находятся на такой территории, возможна только в случае безопасного и беспрепятственного доступа уполномоченных лиц к активам, первичных документов и регистров бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий.
Такие предприятия информацию о недоступны активы в годовой финотчетности отражают по данным бухгалтерского учета. Собственно инвентаризацию они обязаны провести по состоянию на первое число месяца, следующего за тем, в котором появилась возможность доступа к активам, первичных документов и регистров бухгалтерского учета.
Проведение инвентаризации на предприятии цель
Целью проведения инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и финотчетности предприятия. Во время инвентаризации активов и обязательств проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценки. При этом обеспечивают:
- выявление фактического наличия активов и проверку полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов;
- установление излишка или недостачи активов путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета;
- выявления активов, частично потеряли свое первоначальное качество и потребительское свойство, устаревших, а также материальных и нематериальных активов, их не используют, неиспользованных сумм обеспечения;
- выявление активов и обязательств, которые не соответствуют критериям признания.
Сплошная инвентаризация охватывает все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения. В частности, предметы, переданные в аренду, лизинг или находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве, независимо от технического состояния.
Кто проводит инвентаризацию
Руководитель предприятия создает все необходимые условия для проведения сплошной инвентаризации, в том числе обязательной.
Для этого отдельным приказом или в распорядительном документе об учетной политике предприятия должны быть определены объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации.
Определены руководителем сроки проведения инвентаризации не могут превышать сроков, установленных пунктом 10 раздела I Положения № 879.
.
Периодичность и сроки проведения инвентаризации
По общему правилу, установленному пунктом 10 раздела I Положения № 879, инвентаризация проводится в трехмесячный срок до даты годового баланса, то есть с 1 октября по 31 декабря 2017 включительно. Это касается необоротных активов, запасов, текущих биологических активов, дебиторской и кредиторской задолженности, расходов и доходов будущих периодов.
Впрочем, для некоторых активов предусмотрены специальные сроки проведения инвентаризации:
- два месяца до даты - для незавершенных капитальных инвестиций, незавершенного производства, полуфабрикатов, финансовых инвестиций, денежных средств, средств целевого финансирования, обязательств в части неиспользованных обеспечения, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование. То есть здесь действует срок с 01.11.2017 по 31.12.2017 включительно;
- к временного выбытия с предприятия - для объектов основных средств, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы, других материальных ценностей, которые на дату инвентаризации находиться вне предприятия;
- один раз в три года - для земельных участков, зданий, сооружений и других неподвижных объектов.
Заметим, что специальная периодичность проведения инвентаризации один раз в три года не действует в отношении недвижимого имущества государственных предприятий, их объединений, учреждений и организаций, в том числе переданного в аренду, концессию, и государственного имущества, которое не вошло в уставный капитал хозяйственных организаций, образованных в процессе приватизации и корпоратизации.
Процедура проведения инвентаризации
Проведение инвентаризации невозможно без создания на предприятии инвентаризационной комиссии. Информацию о составе этой комиссии и ее обязанности предоставляет пункт 1 раздела II Положения № 879. В инвентаризационной комиссии следует включить:
- представителей аппарата управления предприятия;
- работников бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии);
- опытных работников предприятия, знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, производителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).
Возглавляет созданную инвентаризационную комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия.
Если за большого объема работ одна комиссия не может обеспечить проведение инвентаризации, создают рабочие инвентаризационные комиссии: для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства. Состав рабочих инвентаризационных комиссий тождественный состав инвентаризационной комиссии. Также в этих комиссий могут быть включены члены инвентаризационной комиссии.
Обязанности рабочих инвентаризационных комиссий при проведении инвентаризации:
- провести инвентаризацию активов в местах хранения и производства;
- определить результаты инвентаризации и разработать предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли - вместе с бухгалтерией.
Добавим, что инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) проводит инвентаризацию в полном составе и в присутствии материально ответственного лица (п. 1 разд. II Положения № 879).
Проверка и оформление результатов проведения инвентаризации
Сведения, полученные в ходе проведения инвентаризации всех ценностей предприятия, заносят в инвентаризационные описи и акты инвентаризации.
Как указано в пункте 14 раздела II Положения № 879, инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сверочные сведения оформляются в соответствии с требованиями Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.1995 № 88 .
Поэтому предприятия, разрабатывая инвентаризационные документы, могут взять за основу:
- формы, предусмотренные постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 № 241;
- бюджетные инвентаризационные документы, утвержденные приказом Минфина от 17.06.2015 № 572 .
Помните, что инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности (форма № НА-4) утвержден приказом Минфина от 22.11.2004 № 732 .
Правильно оформленные и подписанные всеми членами комиссии инвентаризационные описи (акты инвентаризации) сдают в бухгалтерскую службу для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации.
Бухгалтерская служба составляет сверочные сведения, в которых отражает выявленные расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации).
Выводы по выявленным расхождений между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета, приводят в сличительных ведомостях, инвентаризационная комиссия отражает в протоколе. В течение пяти дней после завершения инвентаризации протокол инвентаризационной комиссии утверждает руководитель предприятия.
Результаты проведения инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация.
Штрафы за нарушение порядка проведения инвентаризации Обычно обязанность организации процесса инвентаризации и создание всех необходимых для этого условий закреплено за директором предприятия. Поэтому именно он является ответственным за проведение инвентаризации. Если же инвентаризация прошла несвоевременно или некачественно, ответственное лицо оштрафуют. При этом размер штрафа варьируется в пределах, установленных статьей 164-2 Кодекса Украины об административных нарушениях от 8 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть от 136 до 255 грн. Если в течение года нарушителя уже были привлечены за подобные нарушения, штраф несколько больше: от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан. В денежном выражении это составляет от 170 до 340 грн.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.