ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ:
Характеристика материально-производственных запасов
Понятие, классификация и задачи учета материально-производственных запасов. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01 от 09.06.01 г.) к учету в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы:
• используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи, выполнении работ, оказании услуг;
• используемые для управленческих нужд организации;
• предназначенные для продажи.
В состав МПЗ входят следующие группы оборотных активов:
• материалы — часть МПЗ, являющихся предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в которой они используются однократно. Они целиком потребляются в производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
• инвентарь и хозяйственные принадлежности —
часть МПЗ, используемых в качестве средств труда в тече
ние не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он
не превышает 12 месяцев;
• готовая продукция — часть МПЗ, предназначенных для продажи и являющихся конечным результатом производственного процесса;
• товары — часть МПЗ, приобретенных у юридических лиц с целью их продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
Основные задачи учета производственных запасов:
• правильное и своевременное документальное оформление всех операций по движению материальных ценностей;
• контроль за поступлением и заготовлением материальных ценностей;
• контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
• систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их продажей;
• своевременное осуществление расчетов с поставщиками производственных запасов.
Оценка производственных запасов. Для правильной организации учета материально-производственных запасов в организациях разрабатывается номенклатура-ценник. Номенклатура — систематизированный перечень наименований материалов, запасных частей, топлива и других, используемых в данной организации. Каждому наименованию материалов присваивают числовое обозначение — номенклатурный номер.
В номенклатуре-ценнике указывается учетная цена и единица измерения материалов.
Согласно ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.
К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов (МПЗ) относятся:
• суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
• суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;
• таможенные пошлины;
• невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением МПЗ;
• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;
• затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;
• затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены вдену МПЗ, установленную договором;
• затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;
• иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.
Движение материалов происходит в организации ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Большинство организаций ведут текущий учет по твердым учетным ценам. Ими могут быть средние покупные цены.
В случае использования в текущем учете покупных (договорных) цен по окончании месяца рассчитывают суммы и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.
Организация при выборе учетной политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материалов, списываемых на производство:
• по средней (средневзвешенной) себестоимости;
• по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО).
Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей стоимости вида (группы) запасов, на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в отчетном месяце.
При методе ФИФО производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок на предприятие по принципу: «первая партия на приход — первая в расход». Это означает, что независимо от того, какая партия отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем второй и т. д.
Преимущество метода в том, что он позволяет получать в остатке суммы материальных ценностей по ценам последних по времени закупок, наиболее близко совпадающих с текущей рыночной стоимостью.
Пример 1.
Таблица 7.1
Оценка материалов по методу ФИФО
|
Показатели |
Кол-во ед., кг. |
Цена за ед., руб. |
Сумма, руб. |
|
1. Остаток материалов на начало месяца |
30 |
15 |
450 |
|
2. Поступили материалы в течение месяца: |
|
|
|
|
первая партия |
40 |
18 |
720 |
|
вторая партия |
20 |
20 |
400 |
|
третья партия |
80 |
25 |
2000 |
|
Итого приход за месяц |
140 |
— |
3120 |
|
3. Расход материалов за месяц (150 кг). Списание по методу ФИФО |
30 40 20 60 |
15 18 20 25 |
450 720 400 1500 |
|
Итого расход за месяц |
150 |
— |
3070 |
|
4. Остаток материалов на конец месяца по методу ФИФО |
20 |
25 |
500 |
Расчет средневзвешенной себестоимости единицы материала (исходные данные из таблицы)
1. Определяем стоимость материала данного вида, находящегося в обороте предприятия: 450 + 3120 = 3570 (руб.).
2. Определяем количество материала: 30 + 140 = 170 (кг).
3. Определяем среднюю фактическую себестоимость единицы материала: 3570 : 170 = 21 (руб.)
4. Фактическая себестоимость израсходованного материала равна: 21 руб. х 150 кг = 3150 руб.
Остаток на конец месяца составит: 20 кг по цене 21 руб. на сумму 420 руб.
Метод ФИФО занижает себестоимость выпущенной продукции и соответственно увеличивает налогооблагаемую прибыль. Стоимость остатка материалов на складе является наибольшей. Метод средней себестоимости позволяет достичь золотой середины. Ведь он учитывает колебание цен и сглаживает их.
Документальное оформление движения материалов. Для учета движения материалов используется типовая документация.
Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:
• приходный ордер (ф. М-4);
• акт о приемке материалов (ф. М-7).
Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:
• Лимитно-заборная карта (ф. М-8);
· Требование-накладная на отпуск материалов (ф-М-11);
· Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. М-15).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.