Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей
«Приморская детская художественная школа имени М.А.Волошина» муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым
Лекция для обучения
по учебному предмету ПО.02. УП. 02 «История изобразительного искусства»
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»
Тема: «История изобразительного искусства стран Передней Азии (страны Двуречья)»
Учебный год: 2020– 2021 учебный год
Класс: 4 «А» (8-летний срок обучения)
Преподаватель: Кириленко Людмила Григорьевна
Для переписки: lyudmila.kirilenko@mail.ru
Территория Передней Азии включает в себя очень разные природные зоны: Междуречье – долину рек Евфрата и Тигра, которую греки называли Месопотамией, полуостров Малая Азия и примыкающие к нему горные районы, восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья.
Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.
История искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубеже IV-III тыс. до н.э. в Южном Междуречье, охватывает несколько тысячелетий.
Искусство древних народов Передней Азии может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека, представления о пространстве и времени были необычны и своеобразны. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стояла система абстрактных понятий – добро и зло, жизнь и смерть. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов. Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических событий: их понимали как отчёт человека перед богами за свои деяния.
Искусство Шумера и Аккада.
Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тыс.до н.э.
О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамиии не позднее IVтыс.до н.э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш.
Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.
Шумеры создали уникальную форму письменности – клинопись.
Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне.
Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.
Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводили из недолговечного материала- необожжённого кирпича - кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы строили из сырца. Иногда здания облицовывались обожженным кирпичом, отделывались привозным камнем и деревом. На хижины и хозяйственные постройки обычно использовался тростник.
Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке.
середина IV тыс. до н.э. (время Гильгамеша).
Был побелен известью – отсюда название.
Храм был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы. Плоские выступы-лопатки сохраняли от осыпания и декорировали поверхность стен. Святилище – дом бога – было сдвинуто к краю платформы и имело внутренний открытый дворик.
Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли.
До наших дней сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры. Наиболее распространённым типом скульптуры был адорант (от лат. «adore» - «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося – фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали.
Шумерской скульптуре, в отличие от египетской, никогда не придавали портретного сходства; все изображения условны.
Шумерская скульптура: адоранты
Эбих-иль из г. Мари. (алебастр, высота – 19 см.) Начальник житниц г.Мари.
Вечно молится о благодати. Вроде детство и примитивизм, но выполняет все социальные и культовые задачи.
Система передачи этнических черт: большой лоб, узкие губы. Сомкнутые руки – просьба об умилостивлении.
Инкрустация глаз. Плечи, борода, юбка – разные текстуры материалов.
Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о повседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока). Рельеф состоял из нескольких ярусов; события разворачивались перед зрителем последовательно. Все персонажи были одинакового роста – только царя изображали крупнее других.
Шумерский рельеф: стела Эаннатума
Большую ценность для истории искусства народов Передней Азии имеют памятники глиптики, то есть резные камни — печати и амулеты. Они часто заполняют пробелы, вызванные отсутствием памятников монументального искусства, и позволяют полнее представить художественное развитие искусства Двуречья.
Изображения на печатях-цилиндрах Передней Азии отличаются нередко большим мастерством исполнения. (Обычной формой печатей Передней Азии является цилиндрическая, на округлой поверхности которой художники легко размещали многофигурные композиции). Выполненные из различных пород камней, более мягких для первой половины 3 тысячелетия до н.э. и более твердых (халцедон, сердолик, гематит и др.) для конца 3, а также 2 и 1 тысячелетий до н.э. чрезвычайно примитивными инструментами, эти маленькие произведения искусства являются иногда подлинными шедеврами.
Глиптика шумеров: резные цилиндрические печати и их оттиски
В конце XXIV в. до н.э. территорию Южной
Месопотамии завоевали аккадцы. Царь аккадцев Саргон Древний, которого позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое единое государство Шумера и Аккада. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской культуре.
Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.
В акадский период появилась новая форма храма – зиккурат.
Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище.
Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в чёрный цвет, средние - в красный, верхние – в белый.
Зиккурат символизировал «лестницу в небо». В городе Уре был сооружён трёхъярусный зиккурат, высотой 21 метр. Позже его перестроили , увеличив число ярусов до семи.
Царство Шумера и Аккада. Аккадский период. Зиккурат в Уре. Реконструкция
Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохроанилось очень мало.
Отлитая из меди голова, возможно, является портретом Саргона Великого.
Облик царя исполнен спокойствия, благородства и внутренней силы.
Чувствуется, что мастер стремился воплотить в скульптуре образ идеального правителя и воина.
Силуэт головы чёткий, детали выполнены тщательно, большое внимание уделено разнообразному орнаменту – всё свидетельствует о прекрасном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала.
Царство Шумера и Аккада. Аккадский период.
Старовавилонское царство.
В 2003 г. до н.э. царство Шумера и Аккада прекратило своё существование.
В его пределы вторглось войско соседнего государства Элам и разгромило столицу – город Ур.
Следующий период называют старовавилонским, поскольку самым важным политическим центром Междуречья стал Вавилон.
Его правитель Хаммурапи создал на этой территории сильное государство – Вавилонию.
Произведений изобразительного искусства и архитектуры сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нападениям кочевников.
Старовавилонское царство.
Стела царя Хаммурапи
В парадных композициях, изображающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные приёмы: человеческая фигура неподвижна, детали её внешнего облика не разработаны.
В таком «официальном» стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его законов.
Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи атрибуты царской власти.
нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э.
Ассирийцы трансформировали религию, культуру и искусство Вавилоннии, значительно огрубив их, но и наделив новым пафосом могущества, как сделали римляне с греками. Они распространили свое могущество от Синайского полуострова до Армении. Даже сам Египет был завоеван на короткое время ими. В искусстве – пафос силы, прославление мощи, победы и завоеваний ассирийских властителей.
Период наивысшего могущества: 2-я пол. 8 – 1 пол. 7
в. до н.э.
Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах.
Искусство Ассирии. Рельеф из дворца царя Ашшурнасирпала II в Кальху
Рельефы из дворца Ашшурбанипала
Рельефы из дворца Ашшурбанипала
Рельеф из дворца Ашшурбанипала
Образ зверя в искусстве имел длительную предисторию. В древнем каменном веке человек смотрел на него глазами жадного до добычи охотника, отсюда зоркость его и вместе с тем некоторая узость его восприятия. Впоследствии звери стали предметом культа, тотемными знаками, в которых человек видел своих друзей, покровителей. В ассирийском искусстве образ зверя приобретает двоякий характер. С одной стороны, он облекается в несколько надуманно фантастическую форму, образует неорганическое соединение разных черт — так возникают страшные охранители царя. Рядом с этим охота как развлечение открывала людям глаза на красоту зверя, его силу и его повадки, всю его своеобразную природу. Это восприятие могло породить такие замечательные шедевры позднеассирийского искусства, как истекающий кровью лев или умирающая львица.
Искусство Нововавилонского царства.
После падения Ассирии в 7 в. до н.э. под натиском всех ее объединившихся врагов восстанавливается независимость Вавилона и расширяется его могущество. Он вновь становится центром обширного государства.
Искусство Нововавилонского царства. Зиккурат Этеменанки как прообраз Вавилонской башни
В городе Вавалоне, славившемся своим богатством и великолепием, до наших дней сохранились главным образом остатки памятников архитектуры. Расцвет нововавилонского зодчества относится ко времени Навуходоносора II (604 - 562), стремившегося затмить своей столицей былую мощь и роскошь Ниневии и Фив. Раскопки открыли почти полную картину города, построенного по четырехугольному плану, украшенного дворцами и храмами. Город был обнесен тройной стеной со множеством башен. Стены были чрезвычайно широкими, по ним могла проехать упряжка с четырьмя лошадьми. Перед внешней стеной был вырыт ров со скатами, обложенными кирпичом. Навуходоносор, который вел большую завоевательную политику, предпринимал все меры, чтобы сделать Вавилон неприступной крепостью. Один из трех знаменитых дворцов Навуходоносора стоял на большой платформе, имел пять дворов и был окружен широкими стенами.
Искусство Нововавилонского царства. Ворота богини Иштар. Реконструкция
И ворота, и стены построены из глиняного кирпича, который покрыт разноцветной глазурью. Для получения сине-зеленого оттенка использовали медь. В орнаменте использованы изображения животных: на стенах — львы, на воротах — сирруш и тур. Львы символизируют Иштар — вавилонскую богиню войны, мудрости и сексуальности. Животные, находящиеся на уровне глаз человека, изображены чуть меньше, чем в натуральную величину.
То, что осталось от ворот Иштар, сегодня хранится в Пергамском музее в Берлине, а часть барельефов рассеяна по музеям мира.
Искусство Нововавилонского царства. Ворота богини Иштар
Заключение
Контрольные вопросы и задания
1. Как называется и как выглядит шумерская письменность?
2. Что такое глиптика? Как выглядели шумерские печати?
3.
4. Рассмотри рельефы со сценами охоты из дворца царя Ашшурбанипала. Найди в книгах или в сети Интернет произведения искусства других эпох с изображением сцен охоты. Сравни их с ассирийскими рельефами.
Источники:
1. А.Л. Филиппова. История изобразительного искусства. Учебное пособие для детских художественных школ и
школ искусств.
2. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st012.shtml
3. http://istoriya-iskusstva.ru/iskusstvo-peredney-azii/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.